Тридцать первый день. Поучение 2-ое. Святые чудотв. и бессребренники Кир и Иоанн. (Жалующимся на трудность спасения). I. Воспоминаемый ныне церковью святой Кир родился и получил воспитание в египетском городе Александрии. Он был знаменитым врачом и лечил бесплатно; любя ближних всем сердцем, он никогда ничего не брал за свои труды. Посещая больных, он в тоже время давал им советы нравственности и убеждал беречься грехов, говоря, что душевный недуг гораздо опаснее телеснаго. Нередко язычники, слушая наставления Кира, оставляли свои заблуждения и обращались ко Христу. В то время царствовал Диоклитиан, жестокий гонитель истинной веры. Когда Александрийскому наместнику донесли, что Кир распространяет христианство между язычниками, его велено было схватить. Узнав об этом, Кир удалился в Аравию и там продолжал врачевать душевные и телесные недуги. Здесь присоединился к нему один молодой воин, Иоанн, родом из Эдессы; он начал учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вместе помогали больным и проповедывали слово Божие. В то время были взяты на мучение Афанасия и три дочери ея: Феоктиста, Феодотия и Евдоксия; они были приведены в город Каноп (в нижнем Египте). Кир и Иоанн отправились туда же, нашли Афанасию и дочерей ее в темнице и убеждали мужественно исповедывать Христа и встретить за Него, если будет нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сириану донесли, что двое неизвестных людей научают христианок упорствовать и не поклоняться идолам, Сириан велел их схватить и привести к себе и грозно требовал, чтобы они отказались от своей веры и принесли жертвы богам, обещая им за это награды и почести; видя безуспешность своих попыток, он приказал лишить святых жизни (в 311 году). II. Братие! часто приходится слышать, как некоторые, рассуждая о пути к царствию Божию, находят его столь трудным, что готовы сказать: «кто может спасен быти?» (Лук. XVIII, 26). «Трудно», говорят, «спастись; в мире спастись невозможно». Свв. Кир и Иоанн служат сильными обличителями таких мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мирские и близко соприкасавшиеся с миром, однако крепкой верою в Бога и любовию к ближним достигли вечного блаженства на небесах. Разберем наши жалобы на трудность спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСАФ [Греч. Μανουλ Δοκας Χρυσφης], лампадарий и маистор, визант. мелург, муз. теоретик и писец, расцвет деятельности к-рого пришелся на период ок. 1439 - ок. 1469 г. Исходя из наличия муз. произведений М. Х. в рукописи Hieros. Patr. gr. 31, основная часть к-рых датируется 1439/40 г., можно определить, что он род. между 1410 и 1420 гг. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1901, 1915). О месте его рождения и родословной сообщается в надписании песнопения в рукописях Ath. Iver. 977 (кон. XV - нач. XVI в.) и 964 (1562 г.): «Другой анаграмматизм, составленный кир Григорием иеромонахом Силиврийским; этот Григорий - дед кир Мануила Хрисафа» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936). По мнению Г. Статиса , эти данные позволяют заключить, что М. Х. родился в Силиврии (Вост. Фракия) ( Στθης. 1994-1995). Судя по надписаниям песнопений в рукописях XV в., в т. ч. в автографах М. Х., мелург жил и работал в К-поле, а после захвата города турками отправился в Мистру, Сербию и на Крит, избрав типичный маршрут эмиграции грека-интеллектуала, связанного с имп. окружением ( Στθης. 1994-1995; Γιαννπουλος. 2006). Порядок его путешествий после 1453 г. трудно установить, но вероятно, что сначала он отправился в Сербию и Мистру, а затем продолжительное время до самой смерти жил на Крите. Мистра была центром деятельности имп. семьи во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в.; провозглашение императором Константина XI Палеолога состоялось в Мистре после неожиданной смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 г. Подобным образом Сербия, особенно Смедерево - город на Дунае в 900 км от К-поля, была местом поселения греч. беженцев из К-поля, к-рые селились группами возле членов имп. семьи - Ирины Кантакузины, матери Лазаря, еп. Смедерева, и Елены Палеолог ( Jakovljevi . 1988). Смедерево оставалось независимым от турок до 1459 г., Мистра - до 1460 г. Часто местом поселения представителей К-польского Патриархата становился Крит, до 1669 г. бывший венецианской колонией с преобладавшим греч. населением: в частности, здесь жили церковные музыканты, такие как Иоанн Ласкарь и Мануил Газис , к-рые не только обучали церковному пению правосл. греков на Крите, но и, что было важнее, укрепляли связи между Критом и К-польской Церковью, особенно на фоне лат. (венецианского) влияния с учетом запрета на учреждение на острове греч. православной епископии ( Μαρκπουλος. 2008). М. Х. провел последние годы жизни на Крите в среде греков-изгнанников, к-рые ранее были связаны с имп. семьей.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

ПРИЛОЖЕНИЯ [даны в переводе с греческого А. С. Павлова . Русская историческая библиотека, VI. СПб, 1880] Хрисовул императора Иоанна Кантакузина о восстановлении единства митрополии Киевской и всея Руси. (август 1347 года) 802 С того времени, как русский народ, по благодати Христовой, получил богопознание. святейшие епископии Малой Руси, находящиеся в местности, называемой Волынью: галицкая, владимирская, холмская, перемышльская, луцкая и туровская, также как и святейшие епископии Великой Руси, принадлежали к киевской митрополии, которою в настоящее время управляет преосвященный митрополит, гипертимос и экзарх всея Руси, кир Феогност. Но в недавнее время смут, 803 благоприятное для всяких беспорядков, правящие делами государства и недостойно предстоятельствовавший в церкви, не помышляя ни о чем другом, как только об исполнении своих прихотей 804 (благодаря которым они привели в беспорядок дела общественные и церковные, почти всюду внесли расстройство и смуту и причинили всяческий вред и зло христианским душам и телам), – ввели и ту новизну, что отторгли от сей святейшей митрополии киевской поименованные епископии Малой Руси и подчинили их галицкому архиерею, возведя его из епископов в митрополиты, что не только учинено в нарушение обычаев, издревле установившихся во всей Руси, но и оказалось тягостным и ненавистным для всех тамошних христиан, которые не терпят быть паствою двух митрополитов, желают, чтобы оставался непоколебимым и неизменным обычай, издревле, как сказано, у них существовавший, и всячески стремятся к уничтожению такой новизны. Так точно и в прежние времена, когда тоже была замышляема такая новость, она падала и разрушалась в самом начале – потому именно, что тамошние христиане, как сказано, не терпят отмены и нарушения своего обычая. Вот и теперь об этом деле доносит моему царскому величеству благороднейший великий князь Руси, любезный сродник моего царского величества, кир Симеон и, вместе с другими тамошними князьями, просит, чтобы моим царским хрисовулом те епископии снова подчинены были упомянутой святейшей митрополии киевской, как было и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 3 Зач. 5-е. Иоанн Креститель и его проповедь Читается в субботу пред Крещением и на 1-м часе в навечерие Крещения. 1. Во дни же ны кртитель, проповда въ пстыни В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской Во дни же оны (в те дни). Выражение неопределенное, часто встречающееся в Евангелиях. Оно употребляется, когда говорится не только о таких происшествиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет (Злат.). Здесь выражение: в те дни может означать то время, когда И. Христос жил еще в Назарете. Иоанн Креститель был сын благочестивого священника Захарии и жены его Елисаветы. Он был Предтечею Христа Спасителя, приготовлял Еврейский народ своею проповедью к принятию Спасителя. О его явлении и назначении предсказали ветхозаветные пророки Исаия (40:3) и Малахия (3:1); самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом, и первое соединено было с немотою отца за неверие Архангелу, а второе отверстием уст и пророчеством как о самом Спасителе, так и о его Предтече, новорожденном сыне Захарии ( Лк. 1 гл.). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, возраста полной зрелости, то был ему голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа мать его Елисавета приходилась двоюродною сестрою Пресвятой Богородицы (Кир. Алек.) – и шестью месяцами он был старше Христа ( Лк.1:26 ). Иоанн назван Крестителем потому, что, как предтеча Мессии, проповедая покаяние для вступления в царство Его, крестил, т. е. погружал в воде приходящих к нему (чит. ст. 6). Крещение, – это погружение, омовение в воде. Оно служило знаком душевного очищения, которое имел принести Сам Спаситель (см. ст. 11). Проповедая. Проповедовать значит поучать, возвещать волю Божию и вообще изъяснять что-либо всенародно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [Иоанн Плусиадин; греч. Ιωσφ πσκοπος Μεθνης, Ιωννης Πλουσιαδηνς] (ок. 1429, дер. Плусиада близ Кандии (ныне Ираклио), о-в Крит - 9.08.1500, г. Мефона (ныне Метони), п-ов Пелопоннес), греко-католич. еп. Мефонский, греч. богослов, мелург, муз. теоретик. Дата рождения И. определяется согласно его свидетельству, что ко времени проведения Ферраро-Флорентийского Собора ему еще не было 10 лет (PG. 159. Col. 1017). Его отец Георгий тоже был мелургом: в автографе Иоанна - Матиматарии 1469 г. (Sinait. gr. 1234) - сохранилась ремарка: «...сочинение кир Георгия Плусиадина, моего отца» (Fol. 381). Иоанн получил хорошее образование (изучал древнегреческий и латинский языки и богословие). Вероятно, неск. лет был иноком в мон-ре Одигон в К-поле, жил в столице до ее падения в 1453 г., затем вернулся на о-в Крит. Сначала выступал против унии с католич. Церковью, но позднее изменил т. зр. и стал одним из 12 греческих священников, официально поддержавших унию. В целом И. имел репутацию сторонника унии и филокатолика. До 1455 г. Иоанн был рукоположен во священника (сам себя называл пресвитером). В 1461 г. совершил поездку в Венецию. Между 1463 и 1470 гг. кард. Виссарион , митр. Никейский и титулярный лат. патриарх К-поля, возвел Иоанна в чин начальника церквей (ρχων τν κκλησιν), между 1466 и 1467 гг.- ипо-протоиерея (πο-πρωτοπαπς), 28 янв. 1470 г.- протоиерея (πρωτοπαπς). Затем Иоанн покинул Крит и, вероятно, переехал в Венецию. Информация о его деятельности в 1474-1481 гг. в источниках отсутствует, возможно, он переживал трудные времена. Занимался копированием рукописей и писал сочинения. В 1481 г. засвидетельствовано его пребывание на Крите в качестве клирика ц. Христа Главы в Кандии (подворье Екатерины великомученицы монастыря на Синае ). Не позднее 1492 г. он был поставлен епископом построенного венецианцами г. Мефоны с наречением имени Иосиф. В 1497 г. возвратился в Венецию. В 1498 г. он читал Евангелие по-гречески на рождественской папской мессе в Риме. Когда в 1499 г. И. вновь вернулся на Крит, вспыхнула турецко-венецианская война, и он отправился в Мефону, чтобы поддержать свою паству. По свидетельству М. Санудо, в ходе военных действий «греческий епископ Мефоны, с крестом в руках, был убит турками» ( Sanudo M. I diarii. Venezia, 1881. Vol. 6. P. 68). Ф. Корнелиус таким же образом описал гибель Андреа Фалько, лат. еп. Мефоны ( Cornelius [Cornaro] F. Catharus Dalmatiae civitas in ecclesiastico & civili statu historico documentis illustrata. Patavii, 1759. P. 144 sq.), однако большинство исследователей считают, что это сообщение относится к гибели И.

http://pravenc.ru/text/578483.html

Глава 3 Мал.3:1 . Се, аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь вседержитель. С Евр.: «Вот я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм свой Господь, которого вы ищите, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идёт, – говорит Господь Саваоф». Выше пророк обличал крайнее нечестие Иудеев, по коему они осмелились говорить, где Бог правосудия, если нечестивые живут хорошо, а праведники бедствуют? Теперь пророк отвечает таким нечестивцам, что есть Бог правосудный, и вот Он скоро явится на земле разсудить людей. А чтобы расположить людей к принятию Господа, уготовать в сердцах и душах их путь Богу, то Господь предварительно пошлёт для сего Своего вестника, который и уготовит путь Господу, т. е. приготовит сердца людей к Его принятию. «Се, аз посылаю ангела моего». Это говорит мессия Господь Иисус Христос о св. предтече Своем Крестителе Иоанне, как Сам объяснил Иудеям ( Мк. 11:10 ; сн. Мф. 3:3 ; Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ; Ис. 40:3 ). Иоанн называется ангелом, т. е. вестником, потому что возвещал пришествие Спасителя в мир, наступление благодатнаго царства Божия на земле. «И призрит на путь пред лицем моим», т. е. св. Иоанн Предтеча осмотрит путь, по которому Я пойду к людям, приготовит. Образ речи взят с восточных царей, которые, путешествуя, посылали своих вестников, устроить и выровнять путь. Здесь под «путем» разумеется нравственно-религиозное состояние Иудеев, которое требовало исправления. Так св. Иоанн приготовлял путь Спасителю, когда возбуждал к покаянию, обличал, вразумлял, опровергал и истреблял предрассудки и заблуждения. «И внезапу приидет в церковь свою Господь», т. е. после проповеди св. Предтечи Иоанна. Господь явится к Иудеям для многих из них неожиданно, внезапно, или (по объяснению св. Кирилла Алекс.) «явится в Свою Церковь , т. е. в Свое пречистое тело, потому что Слово, соделавшись плотию, обитало в ней, как в храме». Придёт, – говорит пророк, – Тот Самый Господь, которого вы, Иудеи, ищете, говоря: «где Бог правды?» ( Мал. 2:17 ), и которого вы ожидаете по пророчествам ( Ис. 64:1, 45:8 ; Агг. 2:8 ; Лк. 2:17 ; и др.). Ожидаемый вами Господь явится в Свою Церковь , как Ангел, как вестник Нового благодатного Завета ( Ис. 9:6 ), как вестник спасения людей, милостей и щедрот от Господа Бога: «ибо не человеческое было слово Спасителя, но оно происходило к нам от Бога Отца чрез Сына Его по естеству: глагол Иисуса Христа есть глагол Его Родителя ( Ин. 12:49 )» (Св. Кир Алекс.). Слова: «се, грядет» означают, что пришествие Ангела завета не отлагается, скоро наступит. Господь уже как бы идёт, давая о Себе знать законом, учением, пророчествами, прообразованиями, знаменательными событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КЛАДА Иоанн Клада [греч. Ιωννης Κλαδς] (2-я пол. XIV - нач. XV в.), лампадарий Великой ц. в К-поле, визант. мелург, учитель пения. Впервые упоминается в каталоге архиеп. Кирилла Мармаринского (сер. XVIII в.) (БАН. РАИК. 63. Л. 19 об., рубеж XVIII и XIX вв.). В более позднем каталоге архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского И. К. назван учеником прп. Иоанна Кукузеля , «более искусным и более великолепным, чем его учитель» (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В Кратиматарии сер. XV в. (Sinait. gr. 1252) письма Иоанна Плусиадина (см. Иосиф , еп. Мефонский) содержится свидетельство о том что И. К. был учеником доместика Георгия Контопетриса (Кондопетриса): после атрибуции одного из песнопений последнему сказано, что «он учитель блаженнейшего кир Иоанна лампадария» (Fol. 41v). Георгий Контопетрис упоминается в источниках как доместик «святейшей митрополии Фессалоники и начальник монастырей», возможно учившийся у Иоанна Кукузеля. В отличие от своего предполагаемого учителя И. К., по всей вероятности, жил и творил в К-поле. Почти каждое упоминание имени И. К. в рукописях сопровождается определением «лампадарий» (что свидетельствует о том, что он не только владел певческим искусством, но и активно им занимался); нередко уточняется, что он был лампадарием «благочестивого (εαγος) и царского клира», т. е. придворным певчим; неоднократно он называется в источниках лампадарием без личного имени и прозвища. Вероятно, И. К. был популярен среди коллег и пользовался уважением: в упомянутом выше Кратиматарии сер. XV в. он охарактеризован как «друг учителей» (φλος τν διδασκλων - Sinait. gr. 1252. Fol. 242v). Произведения И. К., известные не только в К-поле, но и за его пределами, относятся к т. н. городскому (т. е. к-польскому) стилю - πολιτικ φος; это подтверждается пространным указанием в Пападики 1-й пол. XV в. (Ath. Konstamon. 86. Fol. 50v, 246; отражает преимущественно певч. традицию Фессалоники), что песнопения И. К. были распеты для Великой ц. и впосл. исполнялись в др. храмах К-поля.

http://pravenc.ru/text/471305.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Второй том антологии восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Под науч. ред. Г. И. Беневича и  Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры. Оглавление тома: ДВА БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИХ СИНТЕЗА Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д. С. Бирюков) Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (фрагменты) О мистическом богословии (фрагменты) Иоанн Филопон (Г. И. Беневич) Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) О сотворении мира (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Св. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце (фрагмент) ПРП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И БОГОСЛОВИЕ VII ВЕКА Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) Св. Фотий Великий, Константинопольский. Изложение слова св. Евлогия Александрийского (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Изложение другого слова св. Евлогия Александрийского, направленного против монофизитов (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Соборное послание св. Софрония, патриарха Иерусалимского, патриарху Сергию Константинопольскому (фрагмент) Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом (Г. И. Беневич) Св. Максим Исповедник. Трудность 7 (пер. А. М. Шуфрина) Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие (Г. И. Беневич)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Житие и подвиги Отца нашего старца Паисия, архимандрита молдавских святых монастырей Нямецкого и Секула 1. Рождение и родители отца нашего Паисия. 2. Отрочество его В лето 1722 родися отец наш блаженной памяти иеросхимонах Паисий, в святом крещении нареченный Петром, в малороссийском граде Полтаве, от благочестивых родителей: отец его бе Иоанн Величковский, протоиерей Полтавский, мати же Ирина. По рождении же его в четвертое лето, отец его от временныя сея к вечной преселися жизни: он же остася с матерью и со старейшим родным братом Иоанном, иже по отце бе и настоятелем соборныя Полтавския церкве Успения Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы и Приснодевы Марии, в ней же отец его, дед же и прадед священствоваша. Таже вдаде его мати в научение книжное, и Господу споспешествующу ему, чрез два лета и мало более, изучи букварь, часословец и псалтирь, от старейшего же своего брата и писати изучися: и абие нача помощию Божиею преудобне книги чести, и от части разумети: и чтяше зело прилежно книги Божественного Писания, Ветхого, паче же Нового Завета, жития святых, поучения Святого Ефрема и Святого Дорофея, Святого Иоанна Златоустог о Маргарит и прочия. И от чтения таковых, паче же житий преподобных отец наших в монашеском образе просиявших, начала и в его души рождаться ревность к оставлению мира и восприятию святого монашеского ангельского образа: темже и затворяшеся и чтяше я ненасытно. Молчание же только любяше, яко и самая его мати зело редко когда слышаше беседу его: бе бо кроток и зело стыдлив и бездерзновенен, не только к чуждым, но и к своим. Таковое бе сего чудного мужа усердное к Богу желание еще в десятолетнем возрасте, яко всем видящим и слышащим о нем благоразумным удивлятися его добронравию и ревности и усердию, и прославляху Бога, глаголюще: слава Тебе Христе Боже, яко ты возносиши избранного от людей своих. 3. Юный Паисий идет во град Киев Пришедшу же тринадесятому лету от рождения его, преставися и старейший его брат Иоанн ко Господу, священствовав точию пять лет. И воспоследова матери его нужда, вземши и его с собою (1754), отъити ко архиепископу Киевскому Кир-Рафаилу с писанием просительным полковника полтавского, крестного его отца, и честнейших граждан о утверждении за ним отеческого его места предреченныя соборныя церкве грамотою. Пред его же святым лицем егда стихи некия, от учена мужа составленныя, благоговейно с подобающим произношением изглагола, возрадовася преосвященный, и благослови его, и рече: быть тебе наследником: даде же и грамоту матери его, и повелев его вдати во училища киевския, отпусти с благословением. Она же возвратившися, абие посла его в Киев учения ради, в нем же точию четыре лета грамматическому учению обучашеся. Горящим же усердием упражняшеся паче в чтении святых книг: от нихже паче и паче утверждашеся в непреложном своем намерении о монашестве. 4. Его желание иноческого нелицемерного жития

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010