Священник Георгий Максимов: «Ответ Патриарху Александрийскому Феодору» 19.02.2022 17:53:19 Ответ Патриарху Александрийскому Феодору   Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей. Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет. Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе. Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

http://radonezh.ru/2022/02/19/svyashchen...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Роль св. Келестина в борьбе с Несторием Св. Келестин – фигура, остающаяся в тени великого полемиста с Несторием, «отца православной христологии» свт. Кирилла Александрийского. О роли Папы Римского св. Келестина I в осуждении несторианской ереси, на основании исторических свидетельств и документов, рассуждает автор статьи, студент 3-го курса бакалавриата Московской духовной академии П.С. Трофимов. Статья Св. Келестин – фигура, остающаяся в тени великого полемиста с Несторием, «отца православной христологии» свт. Кирилла Александрийского. «Избалованный римский первосвященник» , «homo simplex в догматических вопросах» – такие едкие характеристики прочно закрепились за Келестином в отечественной историографии. Однако насколько они справедливы? Какова была в действительности роль римского папы в ходе несторианского спора? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к посланиям Келестина, написанным незадолго до III Вселенского Собора, а также непосредственно обращенным к собравшимся в Эфесе. Историческая ситуация По свидетельству свт. Кирилла Александрийского, во время смуты из-за непризнания в Константинополе имени «Богородица» по отношению к Деве Марии Келестин и состоящие при нем епископы сразу проявили обеспокоенность о неправомыслии епископа «Нового Рима», считая проповеди Нестория «великим соблазном» . Также александрийский святитель пишет в 1-м Послании к Несторию, что взяться за перо его побудила именно тревога римских епископов относительно православия . Стоит, правда, отметить, что посланий Келестина к Кириллу, написанных в этот начальный период несторианского спора (до собора 430 г.), не сохранилось.

http://bogoslov.ru/article/6027561

Подпишитесь на наш Телеграм В Православии не существует жёсткого списка «учителей Церкви» как у католиков. Святые Отцы — в общем и целом просто канонизированные богословы, а иногда просто авторитетные богословы древности. Тем не менее, можно посмотреть каких Отцов особо чтили на Вселенских Соборах. На Третьем Вселенском Соборе читали сочинения Александрийцев — Петра, Афанасия, Феофила; Аттика Константинопольского; Каппадокийцев — двух Григориев, Василия и Амфилохия; латинян — Киприана и Амвросия. На Четвертом Вселенском соборе кроме них обращались к Августину, Златоусту, Кириллу Александрийскому, Иларию Пиктавийскому. Пятый Вселенский Собор своим третьим деянием утвердил особый «список Отцов», коим участники Собора обещали придерживаться во всем, что « они изложили о правой вере и об осуждении еретиков ». В список внесли Афанасия, Василия, Назианзина, Григория Нисского, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Льва Великого, Августина, Илария, Феофила Александрийского. Давайте присмотримся к перечисленным Отцам повнимательней.   Василий Великий Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Василий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия).

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Целестин Римский. Творения Целестин (Келестин), папа Римский, вошёл в Предание как борец с несторианской ересью. В книгу вошли Послания Целестина Римского к Кириллу Александрийскому и Несторию. Послания Послание к Несторию Возлюбленному брату Несторию Целестин 1. На протяжении многих дней жизни нашей, после того. как перестало существовать нечестивое и многократно осужденное учение Пелагия и Целестин, когда Восток и Запад мечом единого суда поразил их вместе с последователями их заблуждений, вселенская вера пребывала в мире. И именно блаженной памяти Аттик, учитель вселенской веры, поистине преемник блаженного Иоанна и в этом деле служения, ратуя за Царя всех, так преследовал их, что не попускал им и там (на Востоке) найти себе прибежище. После смерти же его встревожило нас ожидание: тот, кто станет его преемником во власти, будет ли преемником ему и в вере? Ибо доброе редко бывает продолжительно, чаще противоположности сменяют друг друга. Но и после него мы имели служителя, которому также должно было оставить нас святого Сисинния, прославившегося своею простотою и святостью, учившего вере так, как он ее принял. Очевидно, его простое благочестие и благочестивая простота руководствовались словами, которые он читал в Священном Писании, что следует более бояться, а не высокомудрствовать, углубляясь в изыскания (Рим. 11, 20), что не должно, как сказано в другом месте, исследовать предметов высших себе (Иис. Сир. 3, 20), что тот, кто будет другое исповедовать и другому будет учить, а не тому, что проповедовали апостолы, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Когда же и он ушел из этого мира, и наша тревога еще длилась столько времени, сколько отпустил Господь, тогда обрадовала нашу душу весть прибывших к нам послов об избрании тебя, которая вскоре была подтверждена донесениями наших сослужителей, находившихся при избрании. Они в одобрении тебя столько говорили, сколько можно говорить о человеке, избранном из другой Церкви. Ведь прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города, а ныне ты внушаешь такой ужас, что твои земляки на примере других видят, от кого они избавились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Н. И. Сагарда читал лекции по патрологии в Санкт–Петербургской духовной академии в течение 13 лет (1905—1918). Несколько раз издававшийся литографическим способом, курс этот постоянно дорабатывался автором. Кандидат богословия, преподаватель кафедры патрологии Киевской духовной академии диакон Андрей Глущенко провел большую работу по подготовке к публикации двух источников. В основу настоящего издания положены уникальные (хранящиеся в Киеве в частных архивах) экземпляры — авторская рукопись и редчайшая авторизованная литография, в которой содержится ряд глав, отсутствующих в литографических экземплярах, доступных в Санкт–Петербурге, именно:, разделы по Игизиппу, свт. Александру Александрийскому, Дидиму Слепцу, свтт. Григорию Богослову, Григорию Нисскому и Кириллу Иерусалимскому, важнейшая глава о богословии апологетов, сведения о так называемых «меньших апологетах». Не исключено, что подготовленные к изданию экземпляры рукописи и машинописей были привезены самим Н. И. Сагардой на Украину после революции как наиболее ценные и полные варианты читанного им пат–рологического курса. Сравнение с санкт–петербургскими экземплярами курса выявило и некоторые сокращения текста, сделанные Н. И. Сагардой в отдельных главах, что позволило автору, стесненному определенным количеством часов, отведенных в Академии на лекции по патрологии, увеличить число рассмотренных в курсе древнецерковных писателей. Анализ сокращений показал, что они касаются в основном изложения общего содержания творений и некоторого уменьшения ссылок на иностранных авторов, совершенно не затрагивая концептуальных вопросов. Поэтому мы сочли возможным издать «Лекции» без восстановления авторских сокращений, возможного по другим экземплярам. Лекции о представителях антиохийской школы читались в Академии А. И. Сагардой, братом Н. И. Сагарды, и потому отсутствуют в издаваемом курсе. Отсутствие главы о свт. Григории Чудотворце объясняется наличием специального исследования (докторской диссертации) Н. И. Сагарды об этом святом. При издании был сохранен несколько тяжеловесный авторский стиль, характерный для многих русских ученых конца XIX — начала XX в. и сложившийся под влиянием синтаксиса древних классических и немецкого языков. Значительная стилистическая правка была бы допустимой, если бы записи были осуществлены только студентами, но наличие авторской рукописи и авторизованных экземпляров с правкой Н. И. Сагарды заставило нас отказаться от подобной переработки. Подробнее об источниках текста и принципах публикации сказано в предисловии «От редактора».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//III Вселенский собор 431 г.(оглавление) Разогнанный вселенский собор не мог дать достойного покоя церкви. Но покой может достигаться и не формальным собором, а, так сказать, будничным соборованием, совещаниями, сговорами, приватными встречами, но только не тем полузатушенным и чадившим пожарищем, который получился в Ефесе. Епископат не нашел путей к скорому изживанию этого вселенского соблазна. Императорская власть, не сумевшая организовать собор, чувствовала, однако, свою особую вину и решила использовать свой канонический авторитет, чтобы побудить, мобилизовать богословские партии на новый сговор. Дело было почти безнадежное. Инстинкт подсказал императорской власти пустить в ход силу внешнего давления. Β данном случае, надо признать, такой метод оказался уместным, своевременным и привел к желанному результату. Внешние давления, как физические наказания детей, в принципе нежелательные, иногда бывают спасительными. Сначала двор попытался исчерпать все методы «главноуговаривания.» И в Антиохию к митрополиту Иоанну, и в Александрию к Кириллу были посланы императорские письма, приглашающие их приехать в Никомидию. Христополь и Никомидия считались предместьями столицы с дворцами для императорских резиденций наподобие наших Гатчины и Царского Села. Но приглашаемые отказались. Тогда двор переменил план, уточнил условия примирения. Пусть «восточные» осудят своего Нестория, a Кирилл — свои анафематизмы. И условие это предложено было не на бумаге, a через живые уговоры императорского посланца. На трибуна и нотария Аристолая была возложена миссия поехать и лично «нажать» на обе ссорящиеся стороны. Миссия, казалось, безнадежная. Прошло уже больше года после Ефеса. Неугомонный борец Кирилл хорошо был осведомлен, что императорский двор не успокаивался на позиции незалеченной раны церковного раскола, что предстоит еще какая-тο ревизия его ефесской соборной «победы.» Поэтому Кирилл, по методу своего дяди Феофила, не переставал подкупающими дарами обогащать столицу и истощать александрийскую казну. Сохранилось письмо Кириллова архидиакона Епифания к Максимиану Константинопольскому с приложением списка даров и издержек александрийской церкви, которая была положительно ими истощена, что вызвало ропот и жалобы клириков на эту изнурительную войну. Епифаний умоляет Максимиана немножко помочь им из его Константинопольской казны, чтобы утолить безмерные аппетиты жадных сановников. Он приводит в пример комита Аммония, который кроме уже посланного ему ждал еще ни много ни мало полторы тысячи фунтов — сумма миллионная!

http://sedmitza.ru/lib/text/435152/

Эмблема праздника 24 июля 2013 г. 16:05 Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя открылись торжества в честь 1025-летия Крещения Руси В день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, 24 июля в Храме Христа Спасителя в Москве состоялась Божественная литургия. Богослужение, ставшее первым в череде праздничных мероприятий в честь 1025-летия Крещения Руси, совершили Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, прибывшие в российскую столицу для участия в торжествах, Предстоятель, члены Священного Синода, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви. Литургия совершалось особым чинопоследованием («Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»), текст которого принадлежит перу священноисповедника Афанасия (Сахарова). На сугубой ектении были вознесены особые прошения о России и населяющих ее народах. По окончании богослужения его участники совершили краткий праздничный молебен перед выставленным в центре собора Крестом апостола Андрея Первозванного. Далее Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с праздничным приветствием. Предстоятель Русской Церкви назвал Крещение Руси " важным историческим событием " и зачитал " Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси " . Поздравление от имени главы российского государства В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента в Центральном Федеральном округе А.Д. Беглов, пожелавший " мира, добра и помощи Божией всем христианским народам " . Затем к Святейшему Патриарху Кириллу и остальным участникам богослужения обратился Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Предстоятель Александрийской Церкви назвал Крещение Руси " историческим событием, превосходящим и меняющим законы истории " и подчеркнул, что принятие православия ускорило путь русского народа к формированию национального самосознания, сформировало такие качества, присущие русской душе, как терпение, великодушие, готовность к самопожертвованию. " Следуя неложным путем православия в теории и практике, русский народ оставался единым целым даже во времена опустошительных нашествий и внутренних гонений, а Русская церковь, берущая свое начало в крещении 988 года, на протяжении веков стала светлым маяком духовных и нравственных ориентиров " , - сказал Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/liturgiya_v_h...

В перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви приходах в Африке совершили первую Литургию 01.02.2022 16:12:10 МОСКВА Африканские священнослужители, перешедшие в образованный Патриарший экзархат Русской Православной Церкви, совершили вместе с русскими клириками первую Божественную литургию в Африке, это произошло на юге континента. Об этом сообщил в воскресенье Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. «По благословению Патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, в Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии совершена первая Литургия. В храме святого вмч. Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской Православной Церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской Православной Церкви», - написал митрополит Леонид в своем Telegram-kahaлe. Он уточнил, что за богослужением поминались Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарший экзарх Африки митрополит Леонид, сообщает Седмица.ru со ссылкой на ТАСС . По словам экзарха, использовался новый перевод Литургии святителя Иоанна Златоуста на язык народа суахили, сделанный с соблюдением русской традиции богослужения и исправлением многих несовершенств предыдущего перевода. «После службы иерей Георгий преподнес в дар храму иконы, а также передал священникам и верующим домашние иконки, нательные кресты и специально изданные православные молитвословы на суахили. Далее отец Георгий провел общее собрание духовенства. Обсуждались многочисленные вопросы, связанные с устроением церковной жизни. Священники и верующие выразили сердечную благодарность святейшему Патриарху Кириллу и Священному синоду Русской Православной Церкви за создание Африканского экзархата Русской Православной Церкви», - добавил экзарх. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 декабря постановил образовать Патриарший экзархат Африки. Синод решил принять в юрисдикцию Московского патриархата 102 священнослужителя Александрийского патриархата из восьми стран Африки с их приходами после соответствующих прошений. В постановлении уточнялось, что это сделано по причине уклонения в раскол Патриарха Александрийского Феодора, поминовения им за Литургией главы " Православной церкви Украины " митрополита Епифания (Думенко) и совместного с ним служения. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/02/01/v-pereshed...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie /07.11.2007/В письме председателю ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу Предстоятель Александрийской Церкви с благодарностью отметил гостеприимство и теплый прием в ходе его визита в Россию Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор направил в адрес председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла послание с выражением благодарности за теплый прием в ходе его визита в Русскую Православную Церковь и труды по организации мероприятий программы визита. Текст послания приводится ниже.   Ваше Высокопреосвященство, митрополит Смоленский и Калининградский, во Христе Боге зело возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности, господин Кирилл! Ваше Высокопреосвященство о Господе обнимая, сладчайше приветствуем.   Возвратившись с Богом на нашу патриаршую кафедру апостола Марка после мирного посещения Сестры – Русской Церкви, желаем, Ваше Высокопреосвященство, выразить Вам и через Вас всем избранным Вашим сотрудникам вседушевную благодарность и благодарное расположение нашей Мерности.   Теплейший прием, воистину Авраамово гостеприимство, преподнесенные подарки Вашего благородства, доброе расположение, организация всего успешного патриаршего посещения вызвали лично у меня и у многих спутников чувства восхищения, любви и глубочайшего удовлетворения.   Вся программа общения между нами представляла особый интерес и предоставила радостную возможность полезного обмена мнениями по общецерковным темам, а также по вопросам укрепления духовных связей и взаимной любви и сотрудничества Александрийской и Русской Православных Церквей-Сестер.   Ваше Высокопреосвященство, всеми своими силами Вы соделали все необходимое. Братолюбивое наше посещение и пребывание в России увенчалось полным успехом во славу Святого Бога.   Многая лета Вашему дорогому нам Высокопреосвященству, исполненные здоровья и успеха во благо и славу Русской Сестры-Церкви и ее благочестивого русского народа.   Вашего братолюбивого Высокопреосвященства любящий во Христе брат     + ФЕОДОР II, Патриарх Александрийский и всей Африки Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей! © 2024 ОВЦС МП Обратная связь

http://mospat.ru/archive/86391-07-11-200...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исидор Пелусиот, преподобный (ум. ок. 435 г.) — Мень в своем словаре пишет о преподобном Исидоре Пелусиоте: «род. в Александрии, в состоятельной семье, давшей ему широкое образование. Уже в молодые годы в нем проявилось стремление к иноческой жизни, и он удалился в горную местность у Пелусия (сев.Египет). Древние историки называют его жизнь «ангельской» (Евагрий. Цepk.Ucm.I,15). Вскоре иноки избрали Исидора Пелусиота своим игуменом. Подвижник снискал огромное уважение всего христ. мира. Во время посещения Константинополя он был свидетелем расправы над Иоанном Златоустом, которого высоко чтил. Исидор Пелусот выступил в его защиту. После смерти святителя Исидор Пелусиот писал Кириллу Александрийскому, тщетно убеждая его преодолеть недоброжелательство к Златоусту.» Исидор Пелусиот вел огромную переписку (Никифор Каллист говорит о 10000 посланий) огромное место в которых занимает экзегеза. Исидор Пелусиот принадлежал к антиохийской школе толкования Писания: он призывает «не насиловать смысла [Писания] по собственному произволу», для понимания Слова Божьего не достаточно одной только веры и благочестия, нужны разум, исторические и филологические познания. Те кто видят в Ветхом Завете одни лишь пророчества о Христе просто напросто ошибаются и дискредитируют веру: «Не безвинны те, которые относят весь Ветхий Завет ко Христу, — писал он, — ибо и язычникам, и не принимающим этого еретикам они доставляют помощь в борьбе с нами, так как, делая насилие тому, что о Нем не сказано, делают так, что и сказанное о Нем становится подозрительным» — надо видеть в Библии то, что там есть, а не «фантазировать» вокруг неё из «благочестия». Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/isi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010