Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Константинополь действует по-ястребиному агрессивно» За предоставление автокефалии «единой украинской церкви» Патриарха Варфоломея следует подвергнуть всеправославному суду 11.05.2018 2427 Время на чтение 4 минуты Недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата вынести инициативу украинских властей о создании «единой поместной церкви» на рассмотрение других Церквей православного мира взбудоражило верующих и в России, и на Украине. Заведующий Лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов в интервью РИА Новости рассказал, какова сегодня процедура предоставления автокефалии, и поделился своей версией дальнейшего развития ситуации. «Как таковая процедура предоставления автокефалии в канонах не прописана, - пояснил отец Павел. - Но в любом случае определяющее значение в деле признания автокефального статуса какой-либо церковной области имеет решение кириархальной Церкви, то есть той Церкви, в состав которой входит данная область. Не так давно Православные Церкви попытались выработать общепризнанную модель, способную объединить разные подходы к процедуре дарования автокефалии, но этот процесс не доведен до окончательного завершения, хотя Русская Церковь настойчиво призывала завершить процесс согласования до созыва Всеправославного собора. А потому отдельные Церкви пытаются воспользоваться ситуацией отсутствия общих договоренностей, что не может восприниматься иначе, как проявление неуважения к прочим заинтересованным сторонам». «Заявление Константинопольского Синода, к большому сожалению, политизировано и само по себе порождает массу возражений, начиная с утверждения о том, что крещение от греков в Днепре принял " украинский народ " , - отметил он. - Если Константинополь хочет говорить на таком языке, именуя всех вокруг, включая самого себя, несуществующими на карте названиями (у них в IX веке вместо Руси " Украина " , а в XXI – вместо Стамбула архаичный " Константинополь " ), то это говорит лишь о том, что на Фанаре живут в каком-то выдуманном антиисторическом мире».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/11/ko...

Источники права доникейской эпохи Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Право древней Церкви. Первые христианские общины управлялись епископами по тем нормам, которые даны в Священном Писании и Апостольском Предании. Единство церковной жизни и церковного строя поддерживалось верностью церквей Преданию и их живым общением между собой. Центрами такого общения служили церкви, основанные самими апостолами и апостольскими Мужами: Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Коринфская, Ефесская, Фессалоникийская, Лаодикийская, на Западе - Римская. При общем единстве веры и церковной жизни отдельные общины имели, однако, свои богослужебные особенности и свои особые правовые нормы, что иногда служило поводом недоразумений между ними. Для исследования спорных вопросов созывались соборы из предстоятелей нескольких церквей; при решении этих вопросов за основу принималось предание древней апостольской общины. Соборные определения, обыкновенно в виде окружных посланий, доводились до сведения тех церквей, предстоятели которых не участвовали в деяниях Собора. Соборные определения касались как догматических, так и дисциплинарных, т.е. церковно-правовых вопросов. Церковно-дисциплинарные вопросы могли решаться и отдельными епископами. Часто предстоятели кириархальных церквей составляли послания епископам дочерних общин: в них они давали ответы на спорные вопросы канонического характера. Формально эти послания не имели обязательной силы, но строгое согласие их с апостольским преданием, высокий авторитет их составителей со временем приводили к тому, что некоторые из таких канонических посланий получали обязательную юридическую силу. Из частных суждений они превращались в источники общецерковного права. Древнейшие памятники церковного права. Самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты и не подвергались порче, их записывали, усваивая создавшиеся таким образом писания самим апостолам. Древнейший из этих псевдографов, проникнутый подлинно апостольским духом, - «Учение 12 апостолов» («Дидахи»). Этот памятник впервые обнаружен архимандритом Антонином (Капустиным) в 1862 году, но в науку он вошел благодаря тому, что был опуб-

http://sedmitza.ru/lib/text/432353/

Сортировать по Исключить новости Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ [от греч. κριος - господин, ρχ - начало, управление], церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами , одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный. Автокефальная Церковь (см. ст. Автокефалия ), в юрисдикции к-рой состоит автономная Церковь , по отношению к ней является К. Ц. Этот термин употребляется также, хотя и реже, для характеристики взаимоотношений автокефальной Церкви с зависящими от нее самоуправляемыми Церквами и экзархатами . Так, Русская Православная Церковь является кириархальной для Японской и Китайской автономных Церквей, для Украинской Православной Церкви , а также для Русской Православной Церкви за границей , Молдавской, Латвийской и Эстонской Православных Церквей, имеющих статус самоуправляемых, и для Белорусского экзархата . Константинопольская Православная Церковь в свою очередь является К. Ц. для Финляндской автономной Церкви, а также для Критской Церкви, имеющей полуавтономный статус, Иерусалимская Православная Церковь - для Синайской автономной Церкви (Синайская, Фаранская и Раифская архиепископии). Автономные Церкви в отличие от автокефальных Церквей не имеют полномочий самостоятельно поставлять первоиерарха: для этого необходимо обязательное участие высшей власти К. Ц. Это участие может осуществляться в форме благословения, утверждения или прямого избрания и назначения со стороны священноначалия К. Ц. В автономной Церкви за богослужением возносится имя предстоятеля К. Ц. Существуют и др. ограничения самостоятельности автономной Церкви по отношению к кириархальной. Ее автономный статус устанавливается и ее устав утверждается высшей властью К. Ц., что служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных Церквей подсудны высшей судебной власти К. Ц., кроме того, священноначалие К. Ц. принимает апелляции от епископов, клириков и мирян Церкви, находящейся в ее канонической зависимости, и дает им надлежащий ход. Свои отношения с др. Церквами автономная Церковь осуществляет через посредство К. Ц. При согласовании своей позиции с К. Ц. автономные Церкви могут самостоятельно участвовать в межцерковных контактах, в т. ч. на всеправосл. уровне. Самоуправляемые Церкви не являются самостоятельными участниками межправосл. совещаний и поэтому поддерживать каноническое общение с др. Церквами могут исключительно через К. Ц. Автономные и самоуправляемые Церкви обязаны также принимать участие в расходах на содержание высшей власти К. Ц., хотя на практике это не всегда имеет место. Символом канонической зависимости служит получение св. мира автономными и самоуправляемыми Церквами от К. Ц.

http://pravenc.ru/text/кириархальной ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРМЧАЯ КНИГА название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник

http://pravenc.ru/rubrics/122820_5.html

31 января 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с рядом делегаций Поместных Православных Церквей, которые собрались в Москве для участия в торжествах, посвященных 10-летию Поместного Собора и Патриаршей интронизации 2009 года.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья! Сердечно приветствую вас в Даниловом монастыре и благодарю за то, что вы сочли возможным разделить вместе со мной воспоминания о событии 10-летней давности. Всякий раз, когда мы, представители Поместных Православных Церквей, собираемся вместе, появляется возможность не только вместе помолиться, что является, конечно, самым важным и центральным событием таких встреч, но и поговорить о делах, которые всех нас беспокоят, волнуют. Я хотел бы использовать эту нашу встречу, чтобы познакомить вас с тем, каково понимание Русской Православной Церкви относительно событий, происходящих, в том числе, в нашей православной семье. Не скрою, что на фоне такого радостного события, как то, в котором мы сейчас принимаем участие, существуют события, которые нас беспокоят и волнуют. И я знаю, что они беспокоят не только Русскую Церковь, но и другие Поместные Православные Церкви. В первую очередь, конечно, это касается Украины. Много всего сейчас говорят и пишут о церковном положении на Украине, но я хотел бы разделить с вами свое понимание этой ситуации. Как вы знаете, совсем недавно произошли события, которые выходят из канонического поля, канонической традиции Православной Церкви. Я с большой скорбью говорю о том, что Константинопольский Патриархат принял в общение украинских раскольников без покаяния, принял без покаяния анафематствованного Русской Православной Церковью бывшего митрополита Филарета. Тем самым оказались нарушены фундаментальные принципы канонического общения Церквей. Кроме того, были приняты не имеющие канонического рукоположения «иерархи» раскольнических образований. Что это означает? Наверное, впервые за, по крайней мере, обозримое время в Православной Церкви приняты в общение люди, не имеющие законного рукоположения и не признаваемые законными иерархами Церковью-Матерью, то есть той кириархальной Церковью, каковой является Московский Патриархат в отношении Украины.

http://pravoslavie.ru/119077.html

Подпишитесь на наш Телеграм О том, как и почему политика перетекает в жизнь Церкви и что с этим делать размышляет монах Диодор (Ларионов)         Господа богословы, а вот скажите, пожалуйста, где в каноническом праве указано, что автокефалию может предоставлять какая-либо поместная Церковь, так называемая «кириархальная»? На мой взгляд, эта точка зрения, господствующая в нашем доморощенном богословии, не имеет никаких оснований в общецерковном православном каноническом праве. Вот, смотрите. Русская Православная Церковь предоставила самочинную автокефалию Американской православной Церкви (1970 г.), однако ни одна из Поместных Церквей эту автокефалию не признала. Попытки РПЦ предоставить автокефалию Японской Православной Церкви не увенчались успехом, и она осталась автономной в составе Московской патриархии. Интересен казус Чешской ПЦ: ей была дарована автокефалия Московским патриархатом (1948 г.), которая, как водится, не была признана ни одной из Православных Поместных Церквей. Много позже такая же автокефалия была предоставлена Чешской Церкви Константинопольским патриархатом (1998 г.), и эта автокефалия была признана всеми Поместными Православными Церквами. Более того, в 2011 г. в Чешской Церкви проходило празднование 60-летия автокефалии, и по этому поводу патриарх Константинопольский направил в адрес предстоятеля Чешской ПЦ протест, на что последний — внимание! — дал свои объяснения, которые «сводились к тому, что никакого празднования 60-летия автокефалии не было, и об автокефалии, полученной от Русской Православной Церкви в 1951 году, говорил с амвона только представитель Московского патриархата». Иными словами, сам предстоятель Чешской ПЦ заявил, что предоставление Московской патриархией автокефалии Чешской Церкви было фикцией, а подлинная автокефалия была дарована только Вселенским патриархатом. К этому надо добавить, что подавляющая часть всех автокефалий (кроме четырёх древних патриархатов и исключений в виде Грузинской Церкви и Кипрской Церкви), — а именно, Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской, Чешской — были дарованы Константинопольским патриархатом, и все они признаются всеми Поместными Православными Церквами. Казусы Кипрской и Грузинской Церквей имеют отдельное значение, потому что они были даны в эпоху Вселенских соборов: Грузинская и Кипрская Церкви вместе с Иерусалимской были выделены из среды Антиохийского патриархата, к которому они принадлежали, — при этом сам Антиохийский патриархат не решал вопроса об их автокефалии (как хочет решать теперь Московский патриархат в отношении к Украинской ПЦ), это было решено в рамках Вселенских соборов.

http://blog.predanie.ru/article/avtokefa...

Фото: РИА Новости/Григорий Костин      Недавнее решение синода Константинопольского патриархата вынести инициативу украинских властей о создании " единой поместной церкви " на рассмотрение других Церквей православного мира взбудоражило верующих и в России, и на Украине. В беседе с корреспондентом РИА Новости Сергеем Стефановым заведующий Лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов рассказал, какова сегодня процедура предоставления автокефалии (независимости), и поделился своей версией дальнейшего развития ситуации. - Отец Павел, есть ли сегодня какой-то единый, принятый во всем православном мире механизм, касающийся предоставления автокефалии, в чем он заключается? — Как таковая процедура предоставления автокефалии в канонах не прописана. Но в любом случае определяющее значение в деле признания автокефального статуса какой-либо церковной области имеет решение кириархальной Церкви, то есть той Церкви, в состав которой входит данная область. Не так давно Православные Церкви попытались выработать общепризнанную модель, способную объединить разные подходы к процедуре дарования автокефалии, но этот процесс не доведен до окончательного завершения, хотя Русская Церковь настойчиво призывала завершить процесс согласования до созыва Всеправославного Собора. А потому отдельные Церкви пытаются воспользоваться ситуацией отсутствия общих договоренностей, что не может восприниматься иначе, как проявление неуважения к прочим заинтересованным сторонам. - Украинские власти обратились в Константинопольский патриархат с просьбой предоставить автокефалию раскольнической структуре – так называемому Киевскому патриархату. Синод Константинопольской Церкви принял это обращение к рассмотрению и заявил, что " решил по этому запросу быть в тесном общении с другими сестринскими Православными Церквами для их информирования и координации " . На ваш взгляд, о чем свидетельствует данное заявление, каковы возможные варианты развития событий?

http://pravoslavie.ru/112836.html

«В 1990-е годы эта работа была надолго приостановлена, — отметил Святейший Владыка. — Причиной тому стало учреждение в 1996 году Константинопольским Патриархатом так называемой автономной Эстонской православной церкви на канонической территории Московского Патриархата и намерение сделать ее полноправным участником предсоборного процесса, с чем наша Церковь была категорически не согласна». Перспективы возобновления подготовки Всеправославного Собора появились лишь в 2008 году, когда на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение, согласно которому в подготовительных к Собору мероприятиях впредь будут участвовать представители только автокефальных Церквей, но не автономных, к числу которых Константинопольский Патриархат относит свою структуру в Эстонии. «Представители автономных Церквей с тех пор участвуют в предсоборном процессе не самостоятельно, а в составе делегаций своих кириархальных Церквей», — рассказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Далее в своем докладе Святейший Патриарх Кирилл упомянул о том, что процесс подготовки к Собору был продолжен на подготовительных комиссиях и, в 2009 году, на Четвертом Всеправославном предсоборном совещании. «В марте 2014 года я принял участие в прошедшем в Стамбуле Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, итогом которого стало принятие решения о созыве Всеправославного Собора в 2016 году, " если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства " », — отметил Его Святейшество. Предполагалось, что за оставшееся ограниченное время будут активизированы усилия всех участников предсоборного процесса. С этой целью Собрание Предстоятелей учредило Специальную межправославную комиссию, которой удалось пересмотреть три проекта соборных документов и согласовать их в рамках состоявшегося в октябре прошлого года Пятого Всеправославного предсоборного совещания. Это тексты о важности поста, об отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром и о порядке провозглашения церковной автономии.

http://patriarchia.ru/db/text/4365337.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010