Закрыть itemscope itemtype="" > «Вмешательство в жизнь Церкви чревато непредсказуемыми последствиями» По мнению архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, ситуация в Черногории развивается по украинскому сценарию 25.05.2020 1176 Время на чтение 5 минут 18 мая президент Черногории Мило Джуканович заявил, что против формирования автокефальной Черногорской Церкви выступают те, кто одновременно выступает против «независимого и суверенного черногорского государства». «Мы возобновили государство. Пришла пора возобновить и Церковь. Мы предложили решение, которое подразумевало бы существование Православной Церкви всех верующих. Если Сербская Православная Церковь отказывается от такого решения, она будет Церковью этнических сербов в Черногории. Но тогда мы создадим Церковь этнических черногорцев. Мы постараемся, чтобы такая церковь получила автокефалию и признание», — сообщил он. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид отметил, что «господин Джуканович не отдает себе отчёта в том, что государственная власть не вправе самостоятельно учредить автокефальную Церковь», передает Патриархия.ru . «Факторами, дающими основание для устроения новой автокефалии, могут быть политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь, её географическая отдалённость, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви, но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации, - пояснил владыка Леонид. - Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании автокефалии принимается высшей властью кириархальной Церкви (в случае с Черногорией — Сербской Православной Церковью)». «Вокруг вопроса о праве на автокефалию возникали и возникают споры, которые часто ведут к нестроениям и даже разделениям, вплоть до разрыва канонического общения. Кроме решения Вселенского Собора (а он не собирался уже более 1200 лет) только воля кириархальной Церкви может быть законным фактором в учреждении новой автокефалии, - подчеркнул он. - Случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви и ее первоиерарху. Незаконность подобных акций с канонической точки зрения очевидна, хотя в тех случаях, когда это было вызвано действительно назревшими потребностями церковной жизни, возникавшие вслед за самочинным актом разделения, удавалось уврачевать позднейшим законным дарованием автокефалии со стороны Церкви-Матери».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/25/vm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Учреждение автокефалии: канонический аспект Доклад доктора богословия, почетного профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, прочитанный на Всероссийской Покровской конференции Московской духовной академии в 2023 году, опубликован порталом «Богослов.ru» . Автокефальная церковь, как известно, не зависит ни от какой иной Поместной Церкви, притом что все Поместные Церкви, входя в состав единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, взаимозависимы. Автокефальные Церкви равноправны, хотя и занимают разные места в диптихе, подразумевающем преимущество чести одной из них перед другой, но не различия в правах. Церкви не одинаковы по своим количественным параметрам – по численности духовенства и мирян, по своему влиянию, по исторической роли. Сущность автокефалии состоит в том, что обладающая этим статусом Поместная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ поставляется своими архиереями, и она сама в состоянии поддерживать апостольское преемство иерархического служения в ней. III Вселенский Собор, утверждая древнюю автокефалию Кипрской Церкви, предоставил «начальствующим в ней» свободу, «без притязания к ним и без стеснения их самим собою совершати поставления благоговейнейших епископов» (8-е правило). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех архиереев, а поставление совершается на вдовствующую кафедру, из этого следует, что для автокефального бытия церковь должна иметь не менее четырех епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефалии, могут быть полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое и языковое отличие региона от основной территории церкви кириархальной, но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения автокефалии является стремление к ней церковного народа, духовенства и епископата соответствующей области, причем значительного большинства на всех этих уровнях.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Константинополь действует по-ястребиному агрессивно» За предоставление автокефалии «единой украинской церкви» Патриарха Варфоломея следует подвергнуть всеправославному суду 11.05.2018 2427 Время на чтение 4 минуты Недавнее решение Синода Константинопольского Патриархата вынести инициативу украинских властей о создании «единой поместной церкви» на рассмотрение других Церквей православного мира взбудоражило верующих и в России, и на Украине. Заведующий Лабораторией исследований церковных институций Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Павел Ермилов в интервью РИА Новости рассказал, какова сегодня процедура предоставления автокефалии, и поделился своей версией дальнейшего развития ситуации. «Как таковая процедура предоставления автокефалии в канонах не прописана, - пояснил отец Павел. - Но в любом случае определяющее значение в деле признания автокефального статуса какой-либо церковной области имеет решение кириархальной Церкви, то есть той Церкви, в состав которой входит данная область. Не так давно Православные Церкви попытались выработать общепризнанную модель, способную объединить разные подходы к процедуре дарования автокефалии, но этот процесс не доведен до окончательного завершения, хотя Русская Церковь настойчиво призывала завершить процесс согласования до созыва Всеправославного собора. А потому отдельные Церкви пытаются воспользоваться ситуацией отсутствия общих договоренностей, что не может восприниматься иначе, как проявление неуважения к прочим заинтересованным сторонам». «Заявление Константинопольского Синода, к большому сожалению, политизировано и само по себе порождает массу возражений, начиная с утверждения о том, что крещение от греков в Днепре принял " украинский народ " , - отметил он. - Если Константинополь хочет говорить на таком языке, именуя всех вокруг, включая самого себя, несуществующими на карте названиями (у них в IX веке вместо Руси " Украина " , а в XXI – вместо Стамбула архаичный " Константинополь " ), то это говорит лишь о том, что на Фанаре живут в каком-то выдуманном антиисторическом мире».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/11/ko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

Скачать epub pdf ГЛАВА II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего» 77 . В слове, произнесенном перед новогодним молебном 1 января 1918 г. в храме Христа Спасителя, Патриарх Тихон сравнил февральские и октябрьские государственные перевороты с печальным опытом Вавилонского строительства. Слова и проповеди первосвятителя, его послания воспринимались верующими как голос церковного разума среди охватившей страну гражданской войны и возобновившихся военных действий на фронтах первой мировой. Революционные преобразования коснулись всех сторон жизни России, а для националистов явились толчком к сепаратистским выступлениям. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. без согласия кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему кириарху владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Протоиерей Владислав Цыпин: По поводу провозглашенной латвийским сеймом «автокефалии» 16.09.2022 19:10:02 8 сентября сейм Латвии по инициативе президента Э. Левитса внес поправки в закон о статусе Латвийской Православной Церкви, согласно которым, ей предоставлена «автокефалия», устраняющая зависимость от «зарубежных церковных центров». Латвийская Церковь и ранее имела статус самоуправляемой, дарованный ей еще Патриаршим томосом в 1992 году. В соответствии с ним она самостоятельно решает вопросы, связанные с ее взаимоотношениями с государством, пребывающим на ее канонической территории. Но при этом она состоит в юрисдикции Московского Патриархата, и изменить такой ее статус может лишь высшая власть кириархальной для нее Русской Православной Церкви, исторически являющейся для нее матерью. Экклезиологически необходимой предпосылкой для учреждения автокефалии является стремление к ней паствы, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем очевидного большинства на всех этих уровнях, чего в настоящее время нет вовсе. Есть еще одно непременное каноническое условие для предоставления автокефалии: поскольку автокефальная Церковь самостоятельно, без помощи со стороны, поддерживает у себя апостольское преемство епископата, она должна располагать как минимум четырьмя епископскими кафедрами, чтобы при вакансии на одной из них у нее сохранялся собор из по крайней мере трех архиереев, полномочный в соответствии с 4-м правилом I Вселенского Собора совершить хиротонию во епископа. Латвийская Церковь, состоящая из двух епархий, в настоящее время не обладает надлежащим числом кафедр и, соответственно, архиереев, а исходя из численности своей паствы и своего духовенства, в учреждении новых кафедр отнюдь не нуждается. Вмешательство латвийских законодателей в сугубо внутренние церковные дела представляет собой курьез, экстравагантный с юридической точки зрения, тем более что предварительно не принималось актов, которые бы усвоили Православной Церкви в Латвии статус государственной религии. Как и другие религиозные общины своей страны, она по-прежнему отделена от государства. А значит, государственная власть не обладает юридической компетенцией вторгаться в область ее внутренней жизни, в том числе и в вопрос о ее церковном статусе, о ее институциональном месте в православном мире. Даже в СССР, где в свое время Православная Церковь претерпела гонения, в юридическом плане вмешательство во внутрицерковные дела не декларировалось – соблюдали приличия, которые для современных властей Латвии не писаны.

http://radonezh.ru/2022/09/16/protoierey...

В первом случае враждебные настроения и действия исходили от группы синаитов. Всем знакомым с церковной историей памятен пресловутый «Синаитский спор», который целых три столетия истощал силы Александрийского и Иерусалимского Патриархатов, а в египетский период жизни святого Нектария разгорелся с новой силой. Знаменитый Синайский монастырь с XVI века имел в каирском квартале Джубани небольшое подворье, известное тем, что здесь совершали «открытое» служение архиепископ Синайский Лаврентий (1592–1617), его преемники и особо учиненные иеромонахи. Осуществляемая на канонической территории другой поместной Церкви, такая практика возбранялась церковными правилами как «вторжение» и, помимо соблазнов и взаимного недоверия, вела к сокращению и без того скудных доходов нищей Александрийской Патриархии и ее клира 80 . В 1871 году был утвержден акт, допускавший пребывание на Каирском подворье одного представителя архиепископа (и одновременно игумена) Синайского. Положение резко изменилось, когда во главе Синайской обители встал архиепископ Порфирий I Павлидис 81 , чья размолвка с Александрийским престолом из-за Каирского подворья оценивается некоторыми историками как «единственная темная страница» его биографии. Еще до архиерейской хиротонии Порфирий постарался закрепить свое присутствие и практику соборных служений на подворье. А в первый же год своего архиепископства он без всякого канонического разрешения кириархальной власти, то есть Патриарха Александрийского, стал открыто жить в Александрии и Каире, лишь изредка и ненадолго отлучаясь на Синай, и регулярно совершать на Каирском подворье (при стечении туда многих синаитов) соборные служения, как если бы дело происходило в главенствующем монастыре. Всякая попытка поставить это синаитам на вид отвергалась под предлогом, что единственная цель их присутствия в Каире – «обеспечение духовных и материальных нужд обители», неспособной выжить без египетского подворья, а тем паче после неумелого управления ею архиепископа Кирилла (1859–1867) и конфискации синайских подворий в России и Румынии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010