Синод Кипрской Православной Церкви (версия для печати) / Православие.Ru Синод Кипрской Православной Церкви Православие.Ru , 19 ноября 2007 г. Кипр обрел независимость в 1960 году, и первым президентом Кипрской республики, по желанию народа, которое было выражено голосованием на выборах, стал архиепископ Макарий III. Его активная деятельность, любовь к народу и широкий ум дали толчок к творческому развитию разных сторон жизни страны, так что за короткий исторический промежуток Кипр, небольшое по территории государство, смог занять достойное место среди прочих стран мира. Во время предстоятельского служения архиепископа Макария III, после того как за незаконные выступления против архиепископа были отправлены в отставку митрополиты Пафский, Китийский и Киринейский, образованы две новых митрополии: Лимассольская, выделившаяся из состава Китийской митрополии, и Морфосская – из состава Киринейской. К сожалению, церковный кризис 1972–1973 годов, государственный переворот 15 июля 1974 года, подготовленный и осуществленный при поддержке из-за рубежа, в результате которого архиепископ Макарий III был вынужден временно покинуть Кипр, а также последовавшая вскоре варварская турецкая агрессия приостановили поступательное развитие острова. 37 % его территории было захвачено оккупантами, а треть населения вынуждена была покинуть отеческие места. Архиепископ Макарий III вернулся на Кипр в декабре 1974 года. Его возвращение вдохнуло в народ веру в свою правоту и воодушевило вновь вступить в борьбу за восстановление порушенного и освобождение своей порабощенной земли. Раздел острова, освобождению и процветанию которого архиепископ Макарий III отдал столько сил, боль и тревожные ожидания народа, воспоминание о порабощенной земле, осквернение православных и национальных святынь, равнодушие к кипрской драме других государств (а подчас и поддержка ими оккупантов) – все это весьма болезненно повлияло на архиепископа Макария. У него случилось несколько сердечных приступов, и 3 августа 1977 года владыка Макарий III отошел ко Господу. Преемником архиепископа Макария III был избран митрополит Пафский Хризостом – личность в истории Кипрской Церкви выдающаяся.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

О словах Кипрского Архиепископа 21 ноября 2020 г. 09:20 Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, в своей статье комментирует два недавних интервью Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Хризостома газетам «Кафимерини» (1 ноября) и «Вима тис кириакис» (8 ноября), в которых Его Блаженство объясняет свою позицию по украинскому вопросу. В отношении слов Блаженнейшего о том, что Украина «была территорией Вселенского Патриархата, которая была передана Русской Церкви под временную опеку (επιτροπικς) так же, как это было с " новыми территориями " в Греции» протоиерей Андрей замечает: «Действительно, по существу этого вопроса было написано множество исследований и научных статей не только русскими, но и греческими авторами (например, протоиереем Феодором Зисисом), ясно доказывающих не вызывавший на протяжении столетий тени сомнения факт принадлежности Украины во главе с Киевом, матерью городов русских, к канонической территории Русской Православной Церкви. Всесторонне опровергнуты инсинуации вокруг патриарших и синодальных актов Константинопольской Церкви 1686 года, согласно которым окончательно и безвозвратно восстанавливался канонический порядок и единство Киевской Митрополии с Московским Патриаршим престолом… Достаточно открыть официальный Календарь Константинопольского Патриархата за все последние годы, в том числе и за 2018 год (когда Фанар вторгся на Украину), и убедиться: епархии " новых территорий " приведены в разделе " Вселенский Патриархат " , более того их статус специально оговорен в Календаре, приведены документы об их особом статусе; но епархии на Украине приведены только в разделе " Московский Патриархат " , об их принадлежности Константинополю не сказано ни слова. Еще в 2008 году Патриарх Варфоломей , находясь в Киеве, в своей официальной речи прямо говорил о том, что Украина была передана в юрисдикцию Московского «Отдельного упоминания достойно утверждение архиепископа Хризостома о том, что якобы временный, " опекунский " характер возвращения Киевской Митрополии в состав Русской Церкви от Константинопольского Патриархата в XVII столетии подтверждает наличие некоей договоренности, что сначала в Киеве будет поминаться Константинопольский Патриарх, а потом Московский.

http://patriarchia.ru/db/text/5723016.ht...

Сортировать по Исключить новости Автокефалия на Украине: как быть, если межцерковного права не существует 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии 17 сентября, 2018 10 тезисов о ситуации вокруг провозглашения украинской автокефалии В ситуации отсутствия межцерковного права бессмысленно апеллировать к договорам 300-летней давности, а апелляция к канонам в ситуации отсутствия правовой системы является ни чем иным, как обоснованием произвола — что помогло бы разрешить проблему единства и суверенности автокефальных церквей, размышляет секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Андрей Шишков. До сих пор я воздерживался от того, чтобы комментировать ситуацию вокруг украинской автокефалии, потому что события развивались так стремительно, что порождали только эмоции и нежелание разбираться по существу. Однако пришло время разобраться. Поскольку я написал уже немало статей на эту тему, а моя диссертация «Вопрос о верховной власти в Церкви в современном православном богословии» почти закончена, у меня сложилось некоторое понимание того, что происходит и какие шаги необходимо предпринять для выхода из кризиса. Я бы хотел обозначить здесь несколько тезисов. 1. Вопрос провозглашения автокефалии не регулируется каноническим правом Православной Церкви. В канонах лишь однажды напрямую поднимается вопрос об автокефалии в связи с Кипрской Церковью. Однако, этот случай не задаёт критериев для определения того, что такое автокефалия и какова процедура ее провозглашения. В Православной Церкви также нет устоявшегося обычая провозглашения автокефалии, который мог бы стать источником для правового решения вопроса. В каждом конкретном случае автокефалия провозглашалась по-своему. В большинстве из них это деяние сопровождалось разрывом общения между новой автокефальной церковью и кириархальной церковью (как правило, на многие десятилетия). Вряд ли можно считать такой «обычай» подходящим для создания правовой основы. 2. В современной Православной Церкви отсутствует институт права на уровне отношений между автокефальными церквами (аналог международного права). Будем по аналогии называть его межцерковным правом, хотя это и несколько режет слух. Существует лишь обычай, признающий существование автокефальных церквей, принадлежность которых к Православной Церкви определяется через категорию евхаристического общения.

http://pravmir.ru/avtokefaliya-na-ukrain...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Эти вопросы не могут быть одобрены маргинальным большинством» Глава ОВЦС МП митрополит Иларион и митрополит Тамасосский Исаия осудили признание Кипром т.н. ПЦУ 25.11.2020 996 Время на чтение 4 минуты Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал опубликованное 25 ноября коммюнике по итогам заседания Синода Кипрской Православной Церкви, на котором обсуждалось решение архиепископа Кипрского Хризостома о поминовении главы т.н. ПЦУ Думенко, сообщает Патриархия.ru . «Продолжается раскол мирового Православия, виновником которого является Константинопольский Патриарх Варфоломей, - заявил митрополит Иларион. - Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в Поместных Православных Церквах. Под давлением Константинопольского Патриарха Архиепископ Кипрский Хризостом согласился поминать лидера украинской раскольнической группировки. Часть епископата Кипрской Православной Церкви, как видно из опубликованного сегодня коммюнике, согласилась поддержать Предстоятеля в этом деянии, а другая часть категорически его не приемлет, руководствуясь священными канонами и своей архиерейской совестью». «Эти архипастыри поставлены в трудное положение, - отметил архипастырь. - Нет сомнений, они хотят сохранить единство собственной Поместной Церкви, сберечь мир в среде собратьев. Но верность Священному Преданию и приверженность каноническим правилам не позволяют им участвовать в поминовении раскольника и признании " церкви " , самозваные руководители которой не имеют законной хиротонии». По его словам, «преодоление глубокого кризиса, охватившего православный мир, представляется возможным лишь путём возврата к каноническому церковному строю и православной соборности, не предусматривающей первенства власти кого-либо из Предстоятелей над Вселенской Церковью, Главой которой был и остается Господь наш Иисус Христос». Тем временем иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Тамасосский Исаия представил Священному Синоду свои богословские взгляды относительно ситуации, сложившейся после единоличного решения архиепископа Хризостома по т.н. ПЦУ, и указал на «начало свержения синодального режима нашей Церкви с непредвиденными последствиями». Комментарии кипрского архиерея опубликовал греческий ресурс Romfea, сообщает «Союз православных журналистов».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/et...

А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Александр Полховский О личности Патриарха Константинопольского Фотия , канонизированного Константинопольским Патриархатом XIX веке, но вошедшего в святцы Русской Православной Церкви не сразу, известно немного. Каким он был в действительности? Исследование писем святителя, судьба которого была отнюдь не из легких, может поспособствовать раскрытию его незаурядной личности. Кандидат богословия, выпускник Минской духовной академии священник Александр Полховский предлагает всестороннее рассмотрение вопроса о публикации и существующих переводах писем Патриарха Фотия, а также перевод на русский язык некоторых их них. Письма Патриарха Фотия весьма важны и интересны для исследователя хотя бы по той причине, что в них содержится важная объективная историческая информация, касающаяся в первую очередь личности Фотия. Каким он был в действительности? Лицемером и обманщиком 1 , или высоконравственным человеком? Как известно, эпистолярный жанр дает автору писем определенную свободу изложения мыслей и возможность выражать их предельно искренне. Первое издание писем Фотия было предпринято в 1601 году Дэвидом Хошелом (David Hoecshel) 2 . Оно включало в себя 37 писем, которые были взяты им из рукописи, принадлежавшей Максиму Маргуниосу (Μξιμος Μαργονιος), епископу Кипрскому 3 . Несколько ранее этого издания, но в том же 1601 году, Конрадом Риттерхаусом (Conrad Ritterhaus) было опубликовано так называемое утешительное письмо к игуменье Евсевии по поводу смерти ее сестры, снабженное латинским переводом. Более полное собрание писем Патриарха Фотия вышло в свет в Лондоне в 1651 году благодаря Ричарду Монтегю (Richard Montague), епископу Нориджскому 4 . В свое издание он включил 249 писем, снабдив их латинским переводом. Письма были адресованы главным образом епископам, игуменам и простым монахам, а также императорам Михаилу III и Василию I и другим лицам, занимавшим высокие государственные посты. Однако при этом в данном издании отсутствовали письма к папе Николаю I и архиепископу Аквилейскому об исхождении Святого Духа 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Изучение пневматологии Григория Кипрского в работах русских патрологов и богословов Синодального периода Настоящая статья является продолжением ряда публикаций, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, а также рецепции учения этого богослова в Православной Церкви. Читателю предлагается рассмотрение научных трудов, посвященных полностью или частично богословию Григория Кипрского в русскоязычной научной среде Синодального периода. В результате рассмотрения публикаций данной исторической эпохи отмечены самые важные для изучения богословской системы Григория Кипрского работы. Статья Ранее автором настоящей статьи был подготовлен ряд материалов, посвященных изучению богословской системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского в том числе и в соавторстве с другим исследователем Указанные публикации были посвящены учению Григория Кипрского об исхождении Святого Духа и рецепции этого учения в Православной Церкви. В настоящей работе мы рассмотрим научные труды, посвященные полностью или частично пневматологии Григория Кипрского в русскоязычной научной среде в Синодальный период. Мы не будем рассматривать те работы, где деятельность патриарха лишь упоминается или характеризуется очень коротко, но обратим внимание на публикации, где автор достаточно подробно или в очень важном контексте рассматривает богословие патриарха.

http://bogoslov.ru/article/6170113

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Рецепция учения Григория Кипрского в Православной Церкви в 1290-1723 гг.: дополнительные замечания В работе продолжено рассмотрение рецепции догматической системы патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, начатое ранее, и представлен ряд научных публикаций, показывающих позитивное отношение некоторых богословов XIII-XVII вв. к учению патриарха Григория. Статья Ранее на портале «Богослов.Ru» был опубликован ряд материалов, посвященных изучению пневматологии патриарха Константинопольского (1283-1289 гг.) Григория II Кипрского, одного из активных участников полемики 80-х гг. XIII в. об исхождении Святого Духа В одной из указанных публикаций рассматривался вопрос о рецепции богословской системы патриарха Григория, включая его учение о воссиянии Святого Духа через Сына, в Православной Церкви в 1290-1723 гг. (основные теологические тезисы патриарха представлены в работе В настоящей работе мы продолжим обсуждение проблемы рецепции пневматологии Григория Кипрского, рассматривая события и источники, принадлежащие указанному временному промежутку. Как уже говорилось в публикации построение пневматологической системы Григория Кипрского и ее обсуждение с участием современников патриарха происходило на фоне арсенитского кризиса. В это же публикации мы обратили внимание на ряд работ, связанных с изучением деятельности патриарха Григория II в связи с обстоятельствами, вызванными арсенитским расколом 22-24].

http://bogoslov.ru/article/6169648

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви 8 июня 2012 г. 21:28 8 июня 2012 года в Кипрской Архиепископии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сопровождающие его в ходе визита председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион  и руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий  приняли участие в торжественном заседании Священного Синода  Кипрской Православной Церкви . Также в составе делегации Русской Православной Церкви — председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. Перед началом заседания было совершено молебное пение. С приветственным словом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом , отметив: «Радуется и веселится сегодня Церковь апостола Варнавы — в лице Вашего многоуважаемого Святейшества и членов Вашей свиты мы принимаем братскую Русскую Церковь». С душевной теплотой вспомнил Блаженнейший Владыка свое посещение Русской Православной Церкви в 2008 году. «Тогдашний визит предоставил нам возможность близко познакомиться с тем, как боролась за православную веру и какие огромные жертвы принесла ваша мученическая и одновременно подвижническая Церковь с более чем тысячелетней историей, — сказал Архиепископ Хризостом. — Мы с глубочайшим изумлением размышляли над теми бедствиями, гонениями и страданиями, через которые вы, как через огонь и воду, прошли в течение семидесятилетнего периода господства безбожного коммунистического строя… Мы в изумлении стояли перед прекрасными памятниками вашего церковного искусства, которые чрез века возвещают о вашей христианской культуре. Памятниками, бывшими духовным плодом любви и благоговения русского народа по отношению к нашей православной вере. Во время каждого посещения ваших святынь мы всей душой ощущали, как благоухание и аромат святости ваших мучеников освежали и оживляли наши сердца, поскольку они были для нас, словно наши собственные мученики».

http://patriarchia.ru/db/text/2275692.ht...

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви 9 июня 2012 г. 01:13 8 июня 2012 года в Кипрской Архиепископии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сопровождающие его в ходе визита председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий приняли участие в торжественном заседании Священного Синода Кипрской Православной Церкви . Также в составе делегации Русской Православной Церкви — председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин, исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. Перед началом заседания было совершено молебное пение. С приветственным словом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом , отметив: «Радуется и веселится сегодня Церковь апостола Варнавы — в лице Вашего многоуважаемого Святейшества и членов Вашей свиты мы принимаем братскую Русскую Церковь». С душевной теплотой вспомнил Блаженнейший Владыка свое посещение Русской Православной Церкви в 2008 году. «Тогдашний визит предоставил нам возможность близко познакомиться с тем, как боролась за православную веру и какие огромные жертвы принесла ваша мученическая и одновременно подвижническая Церковь с более чем тысячелетней историей, — сказал Архиепископ Хризостом. — Мы с глубочайшим изумлением размышляли над теми бедствиями, гонениями и страданиями, через которые вы, как через огонь и воду, прошли в течение семидесятилетнего периода господства безбожного коммунистического строя… Мы в изумлении стояли перед прекрасными памятниками вашего церковного искусства, которые чрез века возвещают о вашей христианской культуре. Памятниками, бывшими духовным плодом любви и благоговения русского народа по отношению к нашей православной вере. Во время каждого посещения ваших святынь мы всей душой ощущали, как благоухание и аромат святости ваших мучеников освежали и оживляли наши сердца, поскольку они были для нас, словно наши собственные мученики».

http://patriarchia.ru/db/text/2273292.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010