В 1279 г. И. из М., уже будучи членом францисканского ордена, в составе группы миссионеров был направлен в страны Ближ. и Ср. Востока. В нач. или в сер. 80-х гг. XIII в. он находился при дворе монг. правителей Ирана, входившего в это время в состав гос-ва Хулагуидов, и, вероятно, участвовал в переговорах с ильханом Аргуном (1284-1291), рассматривавшим возможность военного союза с папой Римским и христ. правителями Англии и Франции для совместных действий в Палестине и Сирии против мамлюков. В составе католич. миссии И. из М. прибыл в Киликийскую Армению и оставался там в первые месяцы правления царя Хетума II (правил с перерывами с 1289 до 1305), сторонника политического союза с западноевроп. гос-вами и церковной унии с Римом. И. из М. пользовался личным расположением Хетума II, который в 1293 г. вступил в орден францисканцев. В нач. июля 1289 г. И. из М., возглавивший арм. посольство к папе Римскому, был принят Николаем IV . К этому времени папа получил от посла ильхана Аргуна Раббана Саумы (1287-1288) сведения о том, что монг. хан Хубилай (1260-1294, с 1279 император Китая), укрепивший свою власть в Китае, готов принять при своем дворе католич. миссионеров. Заинтересованный в союзе с правителями Востока папа Римский Николай IV начал подготовку новой миссии, во главе к-рой по рекомендации генерала ордена францисканцев Иоанна Пармского и министра-генерала Раймонда Гауфреди он поставил И. из М. Ему были вручены 26 папских посланий, адресованных правителям Киликийской Армении, Закавказья, ильхану Аргуну, хану Чагатайского (Джагатайского) улуса Хайду (1230-1301), основателю монг. династии Юань в Китае хану Хубилаю, предстоятелям и иерархам несторианской, сиро-яковитской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Грузинской Православной Церкви. Христ. правителей и предстоятелей Церквей папа призвал оставаться верными христ. религии и оказать поддержку католич. миссионерам (Les Registres de Nicolas IV. N 2229-2239). Хана Хубилая папа Римский просил принять И. из М. (в письме подтверждались его полномочия на ведение миссионерской деятельности), а также призвал кит. правителя к размышлениям о принятии христ. веры (Ibid. N 2241-2242). В кон. июля - нач. авг. 1289 г. И. из М. как папский легат отправился через Анкону в Венецию и далее по морю до Аяса (Лаяццо, порт в М. Азии на берегу совр. зал. Искандерун), куда он прибыл осенью того же года. Передав папские послания в Сисе, столице Киликийской Армении, в кон. 1289 или в нач. 1290 г. францисканец отправился в Тебриз (там была францисканская миссия), где к нему присоединились доминиканец Николай из Пистои и генуэзский (по др. версии, пизанский) купец Пьетро ди Лукалонго, успешно торговавший в Китае.

http://pravenc.ru/text/471240.html

Киликия в IV-VII вв. [греч. Κιλικα; лат. Cilicia; арм. ], историческая область на границе Юго-Вост. М. Азии и Сев. Сирии (ныне Турция), один из древнейших регионов развития христ. культуры. География. К. расположена у сев.-вост. берега Средиземного м., в треугольнике, образованном линией моря и хребтами гор Тавр, Антитавр и Нур (Аманус, Чёрные горы). На западе граничила с древними областями Памфилия и Писидия, на севере - с Каппадокией и Ликаонией, на востоке и юге - с Катаонией, Коммагеной, Евфратисией и Сирией. На запад от Кахранмараша (древняя Германикия, позднее Мараш) расположен хребет Центр. (Киликийских) Тавр. Высота горного массива местами превышает 3 тыс. м, защищая от непогоды вост. берега Средиземного м. с севера. Недалеко от Кахранмараша и на юг от Тавра расположен хребет Нур, к-рый спускается к юго-вост. берегу зал. Искендерун (Исского), достигая местами в высоту более 2 тыс. м. Эти горные массивы получили название Горной (Суровой) К. В рим. эпоху зап. часть Горной К. называлась также Исаврией. Треугольная долина, образованная горными хребтами и морем, издревле считалась одним из плодороднейших сельскохозяйственных регионов Ближ. Востока. В разные эпохи авторы называли эту долину Равнинной или Низменной К., долиной городов Аданы либо Тарса. В К. протекают реки Каликадн (Селевк, Салеф, ныне Гёксу), Кидн (ныне Тарсус), Сар (ныне Сейхан) и Пирам (ныне Джейхан). Все они берут начало в горах Тавр и Антитавр. Реки часто меняют русло, а также выносят ил на морское побережье и тем самым постепенно отодвигают береговую линию на юг и юго-запад. Сохранились многочисленные следы древних и средневек. мостов, близ населенных мест встречаются древние плотины, с помощью к-рых регулировался водный поток. В средние века реки в нижнем течении еще были судоходны, порты принимали торговые и военные суда. По суше в К. можно было попасть только через неск. ущелий, хорошо защищенных крепостями. В горах Тавр стратегически наиболее важным было ущелье Киликийские Ворота. Отсюда начиналась сухопутная дорога на запад М. Азии до К-поля. Дороги, проходящие по ущелью у г. Кокисон (ныне Гёксун) на севере К., вели в Армению и Каппадокию. Дорога из К. на юго-восток через ущелье Сирийские Ворота, или Ворота Антиохии, в Аманусских горах связывала страну с Сирией, Палестиной и Месопотамией, открывая путь на Верою (ныне Халеб, Сирия), Антиохию и Иерусалим. В древности через К. проходили также главные сухопутные дороги из средиземноморских портов во все регионы Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Антилиас, Ливан, 23 июля, Благовест-инфо. «Сирийские армяне против эмиграции, они полноправные граждане Сирии и будут отстаивать свои гражданские права, несмотря на сложившуюся в стране ситуацию», – заявил Католикос Великого Дома Киликийского (Армянская Апостольская Церковь) Арам I в ходе экстренного совещания с главой Берийской епархии Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви (центр - Алеппо) епископом Шааном Саркисяном. В совещании принимали участие члены центрального исполнительного органа Киликийского католикосата и настоятели армянских храмов Сирии, сообщает департамент информации и коммуникации Киликийского католикосата (г. Антилиас, Ливан). С самого начала вооруженного противостояния в Сирии между повстанцами и правительственными войсками Киликийский католикосат организовал систему оказания помощи сирийским армянам. Все последние дни в Армении обсуждают проблему сирийских армян, разрабатывает программы по оказанию им помощи, однако, тем не менее, потоков беженцев из Сирии в Армению пока не наблюдается. По словам епископа Шаана Саркисяна, «отбывшие в Армению немногочисленные сирийские армяне просто проводят на родине свои летние каникулы». На совещании духовные лидеры Армянской Церкви Сирии подчеркнули также, что Сирия стала второй родиной для армянского народа в результате этнических чисток, учиненных турецкими националистами в начале XX века. «Армяне такие же полноправные граждане Сирии, как и все остальные народы этой страны, и они хотят защищать свою Родину, отстаивать свои права. Посему необходимо оказывать всю необходимую помощь сирийским армянам, в частности материальную, с учетом экономического кризиса в Сирии», – отметили духовные пастыри сирийских армян. В ходе совещания Католикос Арам I отметил необходимость укрепления внутреннего единства армянской общины, что должно стать императивным. «Какими бы ни были разногласия внутри нашей общины, в данной непростой ситуации община должна на практике показать единство воли, как это было в случае с ливанскими армянами во время кризиса в этой стране», - сказал при этом Арам I.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Р. М. Бартикян Рач Михайлович (род. 7.07.1927, Афины), арм. византинист, зав. отделом средневек. истории Ин-та истории Армянской АН, академик Армянской АН (1996). В 1946 г. после окончания греч. гимназии репатриировался с родителями в Армению. В 1953 г. закончил исторический фак-т Ереванского ун-та. В 1958 г. защитил канд. дис. «Источники для изучения истории павликианского движения» (опубл. Ереван, 1961). Павликианам посвящено более 20 его работ. В ряде статей Б. рассматривает др. народно-еретические движения - тондракитов («Движение тондракитов в Византии»//ВОН. 1980. 9), «сынов солнца» и проч. («Эфетические движения в Армении согласно средневековым армянским и иноязычным источникам в IV-V вв.»//Там же. 1984. 10). Докт. дис. «Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения» защитил в 1972 г. Еще одна область исследований Б.- визант. жития и армяно-визант. церковные отношения в X-XII вв. («Византийское житие св. Марии Новой Мамиконян»; «Католикос Петр и Константин IX Мономах»; «О связях мон. Григория Пакуриана с Арменией» и др.). Сфера научных интересов Б. включает также отношения между Киликийской Арменией и Византией, завоевание Армении Византией, миграцию армян, судьбы визант. аристократических семей, источниковедческие проблемы визант. и арм. памятников и личности их авторов (Николая Мистика, Михаила Италика, Матвея Эдесского, Григора Магистра Пахлавуни и др.). Крупнейшим вкладом Б. в арм. византиноведение являются его комментированные переводы на арм. язык сочинений Прокопия Кесарийского (1967), Константина Багрянородного (1978), Иоанна Скилицы (1979), Феофана Исповедника (1983), «Тайной истории» Прокопия (1987), «Продолжателя Феофана» (1990) в многотомной серии «Иноязычные источники об Армении и армянах», выходившей в Ереване. За труд в этой области Б. награжден медалью Матенадарана (1987). Из более чем 300 его научных работ на рус., арм., греч. и др. языках 12 составляют монографии. Б.- почетный член Афинского об-ва визант. исследований (1980), чл.-кор. Афинской (1980) и Римской «Tiberiana» (1987) академий, лауреат премии Месропа Маштоца Армянской АН (1980), удостоен др. наград и званий.

http://pravenc.ru/text/77628.html

Новости Армянская Апостольская Церковь объявила о всенародной молитве 18 марта о здравии человечества 18.03.2020 15:35 Ереван, 18 марта, Благовест-инфо. Армянские епископы призвали верующих 18 марта в 19:00 в местах своего нахождения совершить всенародную молитву Господу за здравие человечества. Пресс-службы двух армянских Католикосов передают единый текст обращения Католикоса всех армян Гарегина II (резиденция в Первопрестольном Эчмиадзине – город Вагаршапат - Армения) и Киликийского Католикоса Арама I (резиденция пригород Бейрута – Антилиас - Ливан), в котором говорится «Любимый наш благочестивый народ, мы озабочены и с молитвами наблюдаем за всем происходящим в мире  - пандемией коронавируса. Для человечества настал сложный период, вирус не обошел и Армению, он во многих уже местах планеты. И поэтому мы просим быть весьма осторожными, избегать массовых скоплений. Призываем всех быть ответственными не только за себя, но и за окружающих, осознавать, что безопасность жизни всех зависит от поведения каждого из нас.  Молимся Господу за выздоровление заразившихся коронавирусом, за изолированных, с подозрением на него, молимся за стойкость духа. Высоко оценивая труд врачей, благословляем их и благодарим за все усилия, которые делаются для борьбы с вирусом в чрезвычайных условиях.  Обсудив происходящую ситуацию с епископами Армянской Апостольской Церкви, мы решили В этот трудный период необходима сплоченность, послушание и помощь правительству, согласно установленным государствами приказам в борьбе с пандемией. Мы вместе, благодаря сплоченности, гражданскому сознанию, смирению и благодаря нашему Господу преодолеем и это испытание. Жизнь – есть самый дорогой Божий дар, и мы должны заботиться о ней с любовью друг к другу. Да благословит и сохранит нас всех Господь. Аминь!» В сообщении Киликийского Католикосата уточняется, что эти правила будут действовать до 9 апреля.  Однако Армения будет находиться в объявленном с 17 марта чрезвычайном положении до 14 апреля. На 18 марта, согласно официальной сводке Министерства здравоохранения Армении, в стране насчитывается 84 подтверждённых случая заболевания коронавирусом COVID-19, число изолированных, в разных курортных населенных пунктах, по предписанию Минздравом Армении людей с подозрениями на вирус составляет 700 человек, число людей, которым посоветовали самоизолироваться достигло 799 человек. Последним рекомендуется в своих квартирах оставаться и не выходить на физический контакт ни с кем, кроме врачей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Апостольська Церква зарахувала до лику святих чад 24 2015 р. 17:45 23 апреля 2015 года в Эчмиадзине — духовном центре Армянской Апостольской Церкви — состоялась канонизация полутора миллионов армян, пострадавших в годы гонений на христианское население Османской империи в начале XX века. Церемония прошла в рамках мероприятий, посвященных столетней годовщине этих трагических событий. Чин канонизации возглавили Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и Католикос Великого Дома Киликийского Арам I. В ходе церемонии ими были освящены иконы новомучеников Армянской Церкви. Трансляция богослужения велась во многих городах по всему миру в местах, где в те минуты собрались армянские общины для чествования памяти жертв геноцида. В 19.15 с колокольни святого Эчмиадзина раздались сто ударов колокола в память о столетней трагедии армянского народа. По благословению Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II колокола звонили во всех храмах Армянской Апостольской Церкви (за исключением тех, что находятся на территории Турции). На торжестве в Эчмиадзине присутствовали Президент Республики Армения С.А. Саргсян, главы и представители христианских Церквей, политические и общественные деятели. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в памятных мероприятиях в Армению прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. В состав делегации также входят председатель финансово-хозяйственного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Судаков, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), референт управляющего делами Московской Патриархии П.П. Ермошкин. Делегации других Поместных Православных Церквей возглавляют: В мероприятиях также принимают участие главы древневосточных Церквей Святейший Патриарх Коптский Феодор II; Святейший Патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий Ефрем II (Сирийская Ортодоксальная Церковь) и Католикос Востока Митрополит Маланкарский Василий Мар Фома Павел II; главы и представители восточнокатолических и протестантских Церквей, в том числе Маронитский Патриарх Бешара Бутрос ар-Раи, епископ Лондонский Ричард Чартрз (Церковь Англии) и другие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4055329...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с Главой Армянской Католической Церкви 29 апреля 2015 г. 22:58 29 апреля 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Главой Армянской Католической Церкви Католикосом-Патриархом Киликийским Нерсесом Петросом XIX. Во встрече участвовали ординарий Армянской Католической Церкви в Армении, Грузии, России и Восточной Европе архиепископ Рафаэль Минасян, викарий Армянской Католической Церкви в России, настоятель армяно-католического прихода в Москве монсеньор Петрос Петросян. Также в числе участников — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). Святейший Патриарх Кирилл и Глава Армянской Католической Церкви приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!» Католикос-Патриарх Киликийский Нерсес Петрос XIX совершил поездку в Армению и ныне посещает Россию в связи с сотой годовщиной геноцида армян. «Эта дата обращает наш взор к трагедии, которую пережил армянский народ в 1914-1915 годах, когда погибли боле полутора миллионов армян. Такого рода трагедии не могут быть вычеркнуты из исторической памяти людей», — выразил уверенность Предстоятель Русской Православной Церкви, подчеркнув, что если такие события предаются забвению, они могут повториться. Святейший Владыка напомнил, что в наше время на Ближнем Востоке, в Северной Африке и некоторых других регионах христианское население подвергается страшной опасности: этих людей уничтожают только потому, что они христиане. «В связи с конфликтом вокруг Сирии снова и армянское население пережило страшные дни истребления мирных людей, — отметил Святейший Патриарх Кирилл, говоря о трагедии в Кесабе. — Мы знаем, как наши братья страдают в Ираке, Ливии, Пакистане, Нигерии. В городе Мосул на севере Ирака было 45 храмов — все они разрушены. Христианское население либо уничтожено, либо вытеснено».

http://patriarchia.ru/db/text/4060708.ht...

Древние Восточные Церкви Богословской основой для построения отношений с Древними Восточными Церквами стало выработанное в 1990 г. в Шамбези Смешанной комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными православными Церквами (с участием Русской Православной Церкви) «Второе общее заявление и предложение Церквам», в котором выражен «дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию». Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 г. постановил , что этот документ «не должен рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Отметив, что «Русская Православная Церковь имеет особенные исторические и церковные причины и основания содействовать успеху диалога с Древними Восточными Церквами», т.к. «на протяжении всей своей истории была покровительницей и защитницей православного Востока». Исходя из этого решения Архиерейского Собора Священный Синод на заседании 31  марта 1999 г. принял решение продолжить двусторонний диалог с дохалкидонскими Церквами. На заседании Священного Синода в декабре 2000 г. после доклада митрополита Кирилла о диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами в соответствии с решением Архиерейского Юбилейного Собора 2000 г. были учреждены координационный комитет и богословская комиссия, которые в дальнейшем вели консультации с Древними Восточными Церквами (в марте 2001 г. в Москве, в декабре того же года в Каире). В 2001 г. Патриарх Алексий II в сопровождении митрополита Кирилла посетил Армению, где участвовал в праздновании 1700-летия принятия Арменией христианства. Митрополит Кирилл охарактеризовал отношения между Русской и Армянской Церквами как «особенно добрые», отметив, что Армянская Церковь является «той силой, которая всемерно содействует развитию сотрудничества и взаимодействия между Россией и Арменией».

http://patriarch.patriarchia.ru/drevnie-...

Папа Римский открыл во внутреннем дворике собора св. Петра мемориальную доску, посвященную св. Григорию, Просветителю армян 25 февраля 2008 г. 18:34 Папа Римский Бенедикт XVI 22 февраля возглавил торжественную церемонию открытия в северном дворике базилики св. Петра мемориальной доски св. Григория, Просветителя армян. Помимо понтифика в церемонии участвовал армянский католический Патриарх Киликийский Нерсес Бедрос XIX Тамруни и несколько епископов этой Церкви восточного обряда, центр которой располагается в Ливане. Бенедикт XVI напомнил, что его предшественник Иоанн Павел II за несколько месяцев до своей смерти освятил памятник св. Григорию Просветителю, установленный незадолго до этого в нише стены Ватиканской базилики, выходящей в этот дворик. «Этот великий святой сделал армян христианами более 17 веков назад, и, более того, они стали первым народом, официально принявшим христианство, — отметил в своем слове Бенедикт XVI. — Святой Григорий был назван просветителем именно потому, что Лик Господа отразился в нем столь ярко». Понтифик обратился к армянам, чтобы они, «через заступничество прославленного и выдающегося сына своего народа, продолжили свой путь по стезям веры, позволяя быть ведомыми, как это было в течение веков, Христом и Его Евангелием, которое оставило столь глубокий след в армянской культуре». Григорий Просветитель (Григор Лусаворич, ок. 252-326) — святой Армянской Апостольской, Армянской Католической, а также Русской Православной и Римско-Католической Церквей, первый епископ и просветитель Армении. В житии св. Григория, написанном в IV в., рассказывается, что его отец, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Позже Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроя, Трдату, желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол.

http://patriarchia.ru/db/text/369778.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010