Понятно, что практически все работы по благоустройству храма приходилось делать самому, так как в зоне боевых действий нет выходных, там у каждого военнослужащего  своя задача .  Добавьте к этому тот факт, что  вокруг   самые разные   люди: кого-то   я  до этого времени не знал,  были и те (хоть и немного), кого мое присутствие раздражало.  В таких условиях, в течение месяца нужно так наладить работу, чтобы устранить все проблемы к приезду следующего священника.   И слава Богу, мне это удалось. - Широко известно выражение, что в окопах нет атеистов. Чувствовали, что там молитва особенная, отличная от молитвы в мирной жизни? - Посудите сами, в Липецке, где я служу, жизнь идет своим чередом, люди рождаются и умирают, но это, как правило, происходит не вдруг. А в Сирии каждый военнослужащий понимает, что может погибнуть в любую минуту. Там же война, и это нормально воспринимается. Все хорошо чувствуют, что под Богом ходят. Поэтому на каждом богослужении мы молились, чтобы все вернулись домой живыми и здоровыми. И, конечно, в таких случаях слова молитвы воспринимаются и переживаются по-особенному. Как? Чтобы ответить на этот вопрос, надо самому там побывать и пережить такой опыт. Невозможно об этом рассказать. - Храм был открыт круглые сутки? - Да, х рам и часовня  были открыты круглосуточно.   Каждый желающий мог зайти   в любое удобное для себя время . Поставить свечи, помолиться.   В мое отсутствие люди с ами собирались на чтение утренних и вечерних молитв. Приходили не только летчики, но и   спецназ, технический персонал. В храме всегда   можно было взять   себе   иконы,   молитву   « Ж ивый в помощи», молитвословы.    Я проводил службы в праздники и календарные выходные, на них обычно было 20-25 человек. Меня не всегда можно было застать в храме. Я  постоянно   вы л е тал  туда,  где требовалось мое присутствие как священника  -  в Пальмиру,   Кесаб, Латакию,  Тартус. Бывало, что поздно вечером ко мне в модуль, где я жил, приходили военнослужащие , которым была нужна   не только духовн ая , но и психологическ ая   поддержк а . Это и понятно: необстрелянному человеку очень непросто приспособиться к войне, да еще в чужой стране. И я поддерживал наших ребят, как мог. Говорил, чтобы они не расслаблялись, смотрели в оба и в Бога верили, потому что в Нем сила, как Суворов сказал.

http://e-vestnik.ru/interviews/voenniy_s...

1366 . Александровский – Борисоглебский, мужской, ныне Алексан­дрова гора, Владимирской губ., Переяслав­ского уезда, близ села Городищ, где ныне собирается ярмарка, в 4 вер. к сев. от Переяславля, на вост. берегу Плещеева оз. Основан св. кн. Алексан­дром Невским, в XIII ст., после одер­жания победы над шведами, когда прибыл в Переяславль к отцу своему Ярославу Всеволодовичу с матерью, су­пругою и всем двором. В начале XVII ст. м-рь был разорен поляками и более не возобновлялся. При раскопке горы найдена надгробная плита с над­писью 1512 г. и именем инока Миса­ила. При существовании м-ря ему при­надлежало село Павловское, а в XVII ст. и на бывших его пустошах посели­лись крестьяне из разных мест, ко­торые платили за 78 дворов по 150 р. в год оброка в Патриарший Дворцов. Приказ. “Труды Владим. губ. стат. Комит.”, II, 120, 130; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., к 167, стр. 135. 1367 . Александров – Городенский, мужской, совсем уничтоженный, близ села Городни, Тверской губ. и уезда, в 29 вер. к юго-вост. от Твери, на правой стороне Волги. Несомненно уже существовал в XVI ст., когда вла­дел несколькими деревнями и пустоша­ми. По писцовым книгам 1628–29год. значится: «За Ив. Алекс. Дурасовым пустошь, что бывал Александровский монастырь на ручье на Ворнике». При генеральн. межевании на ручье Ворнике, находившемся в дачах г. Матюниной под Городнем, от м-ря сего оста­вались только разбросанные каменья и выложенные в земле столбы. “Твер. губ. в.”, 1859 г., 22 (остатки м-рей); Калачов, “Писц. кн. ст.”, I, Отд. 2, 156 (влад. в вол. Захожье Твер. у.). 1368 . Андомский – Николаев­ский, женский, ныне погост Андомский, Олонецкой губ., Вытегорского уезда, в 78 вер. от Вытегры к сев.-вост., при р. Андоме. При описи в 1582 г. По­госта Никольского на р. Андоме гово­рится: «А на погосте церковь Никола Чудотв., да придел Успенье Преч. Бо­городицы, да другая церковь Преображ. Спасово теплая с трапезою, древяные, а стоят на Царя и Вел. Кн. земле. А церкви поставленья и церковное строе­ние приходное. На монастыре же келья черного священника Варлаама, да 15 келей, а живет в них 14 стариц». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. 173; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

дом взятой из оного в м-рь архиер. митры, украшенной драгоценн. камнями), 267 (дело о монахе Михее, содержавшимся здесь с 1727 г. и сосланном в Псково-Печер. м-рь в 1737 г.), 303 (уставщик м-ря иеромон. Моисей определен архимандритом в Петропавлов. Брянск. м-рь), 312 (справка об указе, на основании которого приписан м-рь в 1715 г. к Александр. Невск.), 325 (архим. Петр присутствовал при коронации Имп. Петра II), 370 (иеромон. Гавриил перемещен по его обещанию во Флорищеву пустынь, а Зосима в Крестовоздвиженский Полтав.), прилож., LXXX, VII (ведом. о вотчинах м-ря), CXL, VIII (состояние школы при м-ре); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII cm.”, 14 (опись 1717 г. монастыр. подворья по Фалелеевой ул.); “Русск. истор. Библиот.”, III, 36 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. 23 ноября кн. Александру Невскому; трезвон середний бывал, а в 1631 г. для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу минею четью, а по утру сосуды золотые да шандалы оловянн.); IV, 850 (Палинодия 1611 г.; 23 нояб. память св. вел. кн. Александра Невского); “Сборник летоп. юж. и зап. Руси”, 57 (в 1724 г. здесь погребен генеральн. писарь Савич). 592. Успенский – Богородицкий – Евейский или Иевейский , мужской, совсем уничтоженный, при мест. Иевье, Виленской губ., Трокского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Трок. Основан в 1619 г. кн. Богд. Матв. Огинским, причем он устроил здесь церкви Успения и Вознесения, а при них типографию. Церковь Вознесения и типография давно уничтожены, а монастырь с церковью Успения существовал до 1812 г., когда все здания монастыря и церковь сгорели. Уцелела лишь одна древняя икона Божией Матери (с надписью 1548 г.), которая поставлена в новом храме Успения, построенном в 1840 г., в 1 вер. от бывшего монастыря. “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 78; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о мон.”, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; Корева, “Вилен. губ.”, 544; “Опис. монаст.”, 1817 г., 41; “Дополн. к Акт. истор.”, IV, 50 (Вестовые отписки 1658 г., относительно происшествий в Польше и Литве; на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

им овладели униаты, уступившие православию только в 1795 г. При м-ре существует училище. “Истор. Росс. Иер.», IV, 616; Ратшин, 84; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 198; “Опис. монаст.», 1817 г., 60; Проценко, “М-ри в России», 18; Русов, “Волын. зап.», 84; Забелин, “Воен. стат. обозр. Волын. губ.», 1887 г., 128; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1884 г., 250 (училище); Теодорович, “Ист.-стат. опис. церк. и прих. Волын. епар.», I, 178; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 938; Батюшков, “Волынь», 63; “Волын. еп. в.», 1867 г., 5. 746. Воскресенский – Обнорский, мужской, ныне погост Воскресенский, Ярославской губ., Любимского у., в 16 вер. к сев.-зап. от Любима, при р. Обноре. Основан в XIV в. преп. Сильвестром, скончавшимся в 1379 г. 25 апреля; мощи его почивают под спудом в существующей церкви Воскресения с 1825 г. Монастырь упразднен в 1764 г. и обращен в приход. В храме находится древняя икона Нерукотворенного Спасителя, пред которою молился преп. Сильвестр, а за оградою построена часовня на том месте, где он поучал народ; сюда с давних времен ежегодно 25 апр. совершается крестный ход. “ Церковь села Воскресенского, на Обноре, где прежде был Воскр. муж. м-рь, с изображением преп. Сильвестра Обнор. чудотворца и генеральн. планом местности», Ярославль, 1862 г.; Н. Корсунский, “Сильвестр, преп. игумен, Обнор. чудотв.», Яросл., 1881 г.; Сигаев, “Опис. иконы преп. Сильвестра, Обнор. чудотвор., а также жизни угодника Божия, места, где почивают его мощи, и чудес, с приложением молитв угоднику», Москва, 1872 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 620; Ратшин, 559; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 48, 770; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 295; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 122, 254; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 370, 31; Ключевский, “Жит. свят.», 344; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 211; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., V, смесь, 26 (Запись м-ря в 1657 г. на лошадь); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 213 душ. крест.); Иванов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

477 В этом, как и в ближайших следовавших за ним изданиях все изречения священные и церковные приведены в Катехизисе в русском переводе. Срав. об этом статью нашу в Рус. Вестнике за 1883 г. 1, стр. 327 и дал. 479 См. там же, стр. 352 и дал. Срав. сказанное в исторической части нашего настоящего исследования. 484 См. те же списки сочинений Филарета и сверх того биографию его, составленную протоиер. Добронравиным в Страннике за 1868 г., т. II, стр. 40. 503 См. выше цитованные списки сочинений Филарета и биографию его в Страннике за 1868 г. т. II, стр 40. 504 Рукопись этого издания хранится к Московской Епархиальной библиотеке. Срав. нашу статью в Рус. Вестн. за 1883 г. 1, стр. 369–370 и 375 примеч. 506 Изложение разности между Восточною и Западною церковью в учении веры, член 1; Слов и речей Филарета, часть II, стр. 398. Москва, 1844; Беседы к глаголемому старообрядцу, стр. 95, изд. 3-е. Москва, 1844 и др. 507 Пространный Катехизис, «предварительный понятия; об откровении Божественном». Срав. предшествующее сему в Катехизисе учение о том, что «учение Православныя веры почерпается из откровения Божественного» или, как по Катехизисам первой группы изданий (1823–1824), «Христианство основывается на слове Самого Бога, или иначе, на откровении Божием». 509 Катехизисы последней группы изданий (с 1839 г. и дальн.), в отделе «О Свящ. Предании и Св. Писании». Срав. Излож. разности, чл. 8. 510 Обозрение богословских наук и пр. См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 36 «Материалов для истории русской церкви». 512 Срав. также «Разговоры между испытующим и уверенным» и пр. стр. 4–5 и др. Спб, 1815. Москва, 1841 и др. 513 См. Чтения в Общ. Люб Дух. Просв. за 1868 г. кн. V, стр. 152–153 и др. «Материалов для истории русской церкви». 515 Мы не приводим этих мыслей по причине понятной и простой: в настоящее время они не составляют ближайшей цели нашего исследования. 516 Изложение разности, чл. 6. См. Замечания на герменевтику, цитов. журн. стр. 155; речи в Генеральн. собр. Библ. Общ.; «Дух Премудрости» в Христ. Чт. за 1830 г. ч. 39, стр. 232 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Наука... Умопомрачение, а не наука... – философствует тюремный смотритель Яшкин в рассказе Чехова «Мыслитель». Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать... Например, ни в одном иностранном языке нет этого ять, а в России есть... Для чего он, спрашивается? Напиши ты хлеб с ятем или без ятя, нешто не все равно?..» «Да и секли же меня за этот ять! – продолжает Яшкин. – Помню это, вызывает меня раз учитель к черной доске и диктует: «Лекарь уехал в город». Я взял и написал лкарь с е. Выпорол. Через неделю опять к доске, опять пиши: «Лекарь уехал в город». Пишу на этот раз с ятем. Опять пороть. За что же, Иван Фомич? Помилуйте, сами же вы говорили, что тут ять нужно! «Тогда, говорит, я заблуждался, прочитав же вчера сочинение некоего академика о ять в слове лкарь, соглашаюсь с академией наук. Порю же я тебя по долгу присяги»... Ну, и порол. Да и у моего Васютки всегда ухо вспухши от этого ять... Будь я министром, запретил бы я вашему брату ятем людей морочить». Жалобы на трудность теперешней русской орфографии и на нашу общую грамматическую слабость слышатся отовсюду и постоянно. Кому из нас не приходилось встречать вполне интеллигентных людей, с успехом прошедших среднюю школу, которые пишут: сдесь, крайн, вообщ, угнтаетъ, имнно, ничемъ, бсдка, скамейка и т. п. По словам одного из членов орфографической Комиссии проф. Котляревского, есть и высшие школы, которые от предлагаемого упрощения правописания могут выиграть. В качестве лектора русск. яз. в Акад. Генеральн. Штаба, г. Котляревскому приходится ежегодно на вступительных экзаменах, и даже на переходных, не пропускать значительное количество офицеров только потому, что с буквой они в ссоре. Не думаю, – продолжает он, – чтобы это было правильно, так как нередки случаи, когда очень способные офицеры, в своей области знания даже знаменитые, обнаруживали большую храбрость в расправе с русской орфографией. Я думаю, что упрощение орфографии может помочь многим офицерам свободнее развивать те качества и способности, которые от них преимущественно требуются 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

В «Архиве князя Ф.  А.  Куракина»: «Топерь надлежитъ предусматриватъ, въ cocmoяhiu ль будемъ учинить, чтобъ такъ сильнымъ быть противу флоту агленскаго на мор, отъ чего вс onepaцiu военныя зависятъ противу Шbeцiu» («Записки кн. Б. И. Куракина о войне и мире», 1720, с. 343). Там же: «И въ томъ cie безсоюзство всегда зависатъ, чтобъ корону... къ перелому правъ и вольности королевства не допустить» (т. 3, «Мемуары», 1710–1711, с. 275). Ср. также «Генеральный регламент, или Устав» (Генеральн. регламент, с. 16). В «Походном журнале 1722 г.» (СПб., 1855): «А паженыя сваи ныншнею зимою въ верху на берегу Волги выпазить и шипы сдлать, и чтобъ особливой человкъ былъ при томъ, дабы не перепортили, понеже дло плотины все на томъ зависитъ; а весною чтобъ, какъ ркою, такъ моремъ, вести ихъ въ судахъ...» (1722, с. 191). В книге Д.  Кантемира «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии» (СПб., 1722): «...Фарзъ бо знаменуетъ, сченое... Паки знаменуетъ, что лiбo въ закондругаго, или должности завïсïть, якоже канонъ, оброкъ, и тому подобное» (Кантемир, Книга систима, с. 53). В книге «История королевы Ильдежерты Норвежской» (П.  О. Чехочева, рукоп. БАН, 24.5.23, Сп. 1759 г.): «И министры собравшись королю представляли: ежели ево в-во изволить отказать супружество принцессы шведской, то у шведов войско готово и не можно без отмщения пробыть, в чем зависит интерес государства» (71 об.). Во «Флориновой економии» (1775): «Но понеже сие [время пашни. – В. В.]от доброй погоды, а особливо от обыкновения и примет каждой земли зависит; того ради предаем мы оное в волю эконома...» (Флор, Економия, кн. 3, гл. 8, с. 151). У А. Т. Болотова в «Памятной книжке, или Собрании различных нравоучительных правил» (1761 г., рукоп. БАН): «Будет ли когда время чтоб ты опамятовался; и так жить перестал, как бы ни от кого не зависил, а над тобою ни бога ни повелителя, ни законов не было» (с. 1); «Сим вопросам надлежит первым твоим делом быть, которые не только обстоятельно узнать, но и всегда из памяти не выпускать должно, ибо от них все наше благополучие зависить» (с. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

генеральн. консул в Иркутске Андре Буржуа в депеше, посланной в Петроград [К истории интервенции в Сибири. – «Кр. Архив». XXXIV, с. 145]. «Значительная часть этих пленных, – добавляет Пишон в письме к ген. Нисселю 8 февраля, – стали родоначальниками новых поколений путём брака или свободных союзов… Эти люди не вернутся к себе: они создали очаг, зарабатывают много, колонизируют Сибирь. Некоторые из них стали членами местных Советов» [там же. С. 162]. Этими бытовыми условиями и разнообразием состава военнопленных (здесь были среди других и турки) следует, пожалуй, объяснить явление, позднее поражавшее ген. Нокса и отмеченное им с несомненным преувеличением: в Сибири «каждый маленький офицерский батальон имеет 100 немцев в качестве поваров, прислуги, конюхов; каждая рота новобранцев имеет три немецких повара»… «Настоящее положение, – добавляет Нокс, – если бы оно было известно в Англии, вызвало бы бурю возмущения». На английского генерала это производит такое впечатление, что в условия «конвенции», которую он заключает 24 октября с русским правительством о помощи в формировании армии, он вводит специальный пункт о заключении военнопленных не славянского происхождения в лагеря [дополнение к воспоминаниям Болдырева. c. 525]. Майор Пишон в своих сибирских наблюдениях [«Кр. Архив». XXXIV, с. 162] в хорошем отношении к военнопленным – не видят в них врагов – склонен даже усмотреть отсутствие должного патриотизма. Не знаю, можно ли отнести подобные заявления даже к области некоторой российской «распущенности». Скорее, они могут служить доказательством того, что к моменту, когда вопрос о возобновлении Восточного фронта и союзнической интервенции получил уже конкретное решение и Антанта связала свою политику в России недвусмысленно с противобольшевицкими силами, война с Германией в сознании широких слоёв русского общества была уже изжита. 220 Из сборника Троцкого «1917 г.» стало известно, что автор заметки – сама большевицкая «примадонна», как назвал позже Троцкого перед американскими сенаторами известный нам Робинс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Такой же хороший солнечный день. После приема депутации от 2го Донского каз. полка вместе с Алексеем, успел погулять. От 11 час. принял Петюшу, Григоровича и Сухомлинова с начальник. Генеральн. Штаба Янушкевичем. Завтракал Сандро. После доклада Никольского пошел в сад и хорошо поработал на льду. Солнце здорово пригревало. В 6 час. принял Легицкого. Поехали ко всенощной. Вечером читал и прибирал последние вещи на дорогу. 25-го марта. Благовещение. Вторник. Отличный светлый день. В 10 1/2 поехал с Ольгой и Татьяной в Питер в манеж Конного полка. Церковный парад был блестящий. Прошел как всегда через казармы и приехал в Зимний к 12 час. После завтрака разговоры были в ротонде. Назначил Струве флигель-адъютантом. Посетил Ксению и вернулся с О[льгой] А[лександровной] и дочерьми в Царское Село в 4 ч. Поработал недолго с Алексеем. В 4 1/2 принял Сазонова. Мама и т. Мари приехали к чаю и в 6 час. уехали. Поехали к молебну в полковой собор и в 6.45 отправились на юг. Окончил последние бумаги в вагоне и отослал из Тосны. Обедали большим обществом. Вечером поиграл в кости с Ольгой, Татьяной и Дрентельн[ом]. 26-го марта. Среда. Выспался отлично, хотя утром в моей каюте было 9°. Погода весь день была холодная и унылая. В 9.45 в Москве Элла села к нам в поезд и проехала до Курска в 9 1/4 вечера. Большую часть дня читал. На некоторых станциях гулял с Алексеем. Вблизи Орла шел снег. Вечером поиграл в домино. 27-го марта. Четверг. Проснулся в 8 1/2 ч., проезжая город Александровск, и с радостью увидел солнце и почувствовал тепло. Днем даже открыли окна, т. к. в вагонах стало жарко, а в тени было 15°. Выходил с детьми на всех остановках. Все фруктовые деревья уже в цвету. Приехали в Севастополь в 6 1/2, как раз с заходом солнца, так что и эскадра и флот произвели обычный салют. На пристани почетный караул от 50-го пех. Белостокского полка и все военное и морское и гражданское начальство, а также учебные заведения. Прибыли на гребном катере с темнотою на яхту “Штандарт”. Такая радость снова быть у себя дома на воде! Вечер был очень теплый с полной луной, но с свежим S. Перед обедом без 5 восемь на шканцах была молитва. Вечером поиграл немного в кости с Зеленецким, Злебовым и Невяровским. 28-го марта. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

– И действительно, по сообщению одного современного духовника, «многие из грамотных исповедников пользуются этим исповеданием, читая его пред духовниками по книге» 1484 ; а по свидетельству другого духовника, – по практике, принятой некоторыми священниками, исповедь только чтением указываемого «генеральн. исповед.» и ограничивается 1485 . – Насколько не рациональна и даже вредна подобная практика насколько она свидетельствует о неподобающем отношении в данном случае к делу исповеди некоторых духовников, – это понятно само собою. Издание же указываемого исповедания, хотя бы и синодальными типографиями, нисколько не говорит о формальном значении этого «исповедания». Оно издается в смысле не более, как назидательной – покаянной статьи. Не спорно, оно может иметь место и при совершении исповеди, но разве в смысле заключения к ней, как выражение искреннего раскаяния исповедника в содеянных им грехах. Согласно смыслу действующего устава исповеди, совершитель должен произносить разрешение над кающимся, лежащим ниц, и сопровождать разрешение в конце крестными назнаменованием исповедавшегося. Замечание, нельзя сказать, чтобы было вполне определенное. Отсюда современная русская практика совершения исповеди в этом моменте очень различна. Одни священники читают разрешение «наклонясь к лежащему ниц исповеднику и простирая на его голову руку и епитрахиль; когда же молитва оканчивается, поднимают исповедника, – говоря: «и аз недостойный иерей, властию Его данною, прощаю и разрешаю от всех грехов твоих»; затем, когда исповедник станет в прямом положении, благословляют его, произнося последние слова разрешения: «во им к Отца, и Сына, и Святаго Духа». Такая практика считается наиболее отвечающею смыслу предписания в исповедном уставе по Требнику 1486 . По практике, принимаемой другими священниками, – кающийся лежит ниц только во время произнесения молитвы «Господи Боже спасения рабов твоих...»; при произнесении же самого разрешения в этом случае, – одни произносят его (при возложении на голову кающегося руки и епитрахили) над коленопреклоненным исповедником, другие (при таком же возложении) – над стоящим прямо, но только наклонившим голову, а третьи – относятся в положении исповедника совершенно безразлично, причем не возлагают на голову кающегося – ни руку, ни епитрахиль, а только при конце разрешения осеняют его крестным знамением» 1487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002