Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ερηνουπλεως], епархия Александрийской Православной Церкви . Кафедра И. м. находится в г. Дар-эс-Салам (греч. название Иринуполь). 23 нояб. 1999 г. для улучшения церковного управления из состава Кенийской и Иринупольской митрополии была выделена Дар-эс-Саламская и Восточнотанзанийская митрополия, в 2005 г. переименованная в И. м. (в 1999-2005 в названии Кенийской и Иринупольской митрополии сохранялась 2-я часть, хотя Иринуполь уже относился к др. епархии). В юрисдикцию И. м. входит вост. часть гос-ва Танзания и Сейшельские о-ва. Зап. часть Танзании, в к-рой проживает бóльшая часть правосл. верующих, подчиняется Мванзской митрополии (до 2007 епископия Букоба). Епархия делится на 7 округов: Дар-эс-Салаам, Аруша, Моши, Танга, Иринга, Морогоро и Сейшельские острова. В 1958 г. в Дар-эс-Саламе была учреждена православная кафедра как центр Восточноафриканской и Иринупольской (Дар-эс-Саламской) митрополии, включавшей территорию совр. гос-в Кения, Уганда и Танзания (о распространении Православия в данном регионе см. подробнее в статье Кенийская митрополия ). В 1971 г. центр епархии был перемещен в г. Найроби (Кения). 28 нояб. 1994 г. митрополия была переименована в Кенийскую и Иринупольскую (кафедры в Найроби и Дар-эс-Саламе), с выделением из нее самостоятельной Кампальской митрополии (территория Уганды). К моменту образования Дар-эс-Саламской и Восточнотанзанийской митрополии на ее территории действовало 5 правосл. храмов: митрополичий собор прмц. Параскевы в Дар-эс-Саламе (1952), ц. Успения Пресв. Богородицы (1947) в Кундучи, ц. вмч. Георгия Победоносца в Танге (1951), ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Аруше (1954), ц. вмч. Димитрия Солунского в Иринге (1973). Ц. сщмч. Дионисия Ареопагита в Моши, построенная в 1950 г., с 1973 г. принадлежала протестантам. Строительство храмов возобновил митр. Протерий (Павлопулос; 2001-2004), воздвигший церкви вмч. Георгия Победоносца в Кимамба (2002) и преподобных Андроника и Афанасии (2003) в Киндамали.

http://pravenc.ru/text/674051.html

В 1930 г. паства АПЦ в Египте едва насчитывала 120 тыс. верующих, подавляющее большинство составляли греки. Патриарх Мелетий II развил активную миссионерскую деятельность по распространению Православия в Африке. Путешествуя по всему континенту, Мелетий учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Триполи, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии. Уделяя особое внимание подготовке клира, долгое время получавшего богословское образование за рубежом, Патриарх Мелетий II основал Свято-Афанасьевское ДУ (1928), преобразованное в 1934 г. в высшую духовно-педагогическую семинарию (ее работа была прервана во время второй мировой войны и возобновлена в 1957). Патриарх Мелетий принял участие в Ватопедской межправосл. комиссии (1930) по вопросу предстоящего диалога с Др. Вост. Церквами, а также в Лондонской конференции с англиканами, на к-рой АПЦ признала действительность англикан. хиротоний. Несмотря на то что в Африке всегда существовала помимо греч. многотысячная арабоязычная правосл. община, коренные народности континента до нач. XX в. не были приобщены к Православию: географическим барьером была пустыня Сахара, др. помехой для миссионерской деятельности являлась мусульм. работорговля, опустошавшая Вост. и Центр. Африку. Начало распространению Православия в Тропической Африке положили коренные африканцы Уганды и Кении . В результате деятельности самоотверженных первопроходцев-миссионеров они обратились в Православие, построили церкви и образовали общины. В 1946 г. правосл. сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 г. церковная ассамблея в Кампале вынесла решение о присоединении правосл. христиан этих стран к АПЦ. В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская (в наст. время Кенийская и Иринупольская ) с центром в Дар-эс-Саламе (Танзания) для правосл. христиан восточноафрикан. стран (Кении, Уганды и Танзании), Центральноафриканская (Киншаса, ДР Конго) и Западноафриканская (в наст. время Камерунская , Яунде). В 1968 г. были образованы епархии Родезийская (в наст. время Зимбабвийская , Хараре) и Мыса Доброй Надежды (Кейптаун, ЮАР). Наконец, в сент. 1997 г. учреждены 4 новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания). Православие стремительно, т. о., распространилось сначала в Вост., а затем в Юж. и Зап. Африке. Правосл. общины появились в Конго (Браззавиль), Камеруне и Гане. В Яунде (Камерун) была открыта семинария для франкоязычных православных. Укоренилась и стремительно растет миссия на Мадагаскаре. В 1982 г. в Найроби (Кения) была открыта Патриаршая семинария, где обучаются студенты со всех частей Африканского континента.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Простираются братские связи прихода даже на... другие континенты. Ведущий библейского кружка и гродненский предприниматель Руслан Яроцкий организовал регулярную помощь православным общинам Кении. «Канонически это территория Александрийской Церкви, — объясняет Руслан Михайлович. — На эту деятельность меня благословил наместник Елисеевского Лавришевского монастыря в Новогрудской епархии игумен Евсевий (Тюхлов), который даже однажды составил мне компанию в поездке. Но проект очень затратный, силами даже одной епархии его не потянуть. Примерно треть расходов покрывают мои личные средства, остальное — взносы меценатов (некоторые из них живут в Западной Европе), благотворительных обществ и гродненских приходов, а также нескольких православных общин в Вильнюсе». Технология поддержки такова: собранные деньги Руслан отвозит в Найроби. Там покупает самое необходимое для местных общин и при содействии священнослужителей раздает в качестве гуманитарной помощи. За год удается организовать две-три таких поездки. «-Отправлять натурой нельзя: уровень коррупции в Кении таков, что растаможить товар и провезти его через границу нереально. Если едем вдвоем-втроем, по возможности берем с собой две-три упаковки самых необходимых школьных принадлежностей — тетради и канцелярские товары», — добавляет Яроцкий. В целом Кения, продолжает собеседник, страна христианская — правда, с преобладанием протестантизма (впрочем, сильно сдобренного афрокультурой). Православных приходов в Найроби около десятка, а вообще кенийская паства местной митрополии — около миллиона человек. «Но динамика устойчиво положительная, потому что там сделали ставку на просвещение и катехизацию детей, — замечает Руслан. — Одно из главных попечений митрополита Кенийского Макария — православная семинария, единственная на весь Черный континент, в основном там учатся миссионеры. Прилетев первый раз в Найроби, мы обратились к высокопреосвященному Макарию, он и назвал нам направления основной помощи». Четыре пятых всех собранных гродненским активистом средств сейчас расходуются на детский приют в деревне Джамбиния в 140 км от Найроби.

http://e-vestnik.ru/reports/grodno_luka_...

Блаженнейший Петр говорит на греческом, английском, французском и арабском языках. Официальный титул: Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судья всей вселенной. Священный Синод Александрийской Церкви состоит из 16 архиереев. 2.2.3. Духовное образование в Александрийской Церкви В Александрийской Церкви действует Православная Патриаршая семинария в Найроби (Кения). Ее открытие положило начало стремительному росту количества православных христиан на востоке Африки. Эта семинария была детищем архиепископа Макария III, иерарха Кипрской Православной Церкви и президента Республики Кипр. В апреле 1957 г. архиепископ посетил Найроби и участвовал в праздничном богослужении в кафедральном соборе города. Позже, в 1970 г., уже как глава государства Кипр, он совершил государственный визит в Кению как гость и лучший друг последнего президента Республики. Архиепископ совершил пастырское посещение Кении в марте 1971 г. и организовал массовые крещения в Найроби и Кении. Предстоятель отметил тогда резко обострившуюся потребность в семинарии, которая могла бы решить вопросы духовного окормления жителей Восточной Африки. Его идея нашла поддержку и понимание в лице президента Кениатты и правительства Кении. 22 марта 1971 г. архиепископ Макарий торжественно заложил первый камень в фундамент православной Патриаршей семинарии в Найроби, по благословению Патриарха Александрийского Николая. Однако наступивший политический кризис, разразившийся на Кипре в 1974 г., задержал открытие семинарии. Но, несмотря на все трудности, она была построена и открыта в 1981 г. Сейчас здесь обучают всех желающих катехизису и готовят кандидатов в священники епархий Кении и Иринополиса, Православной Церкви, охватывающей весь африканский континент. На сегодняшний день православная Патриаршая школа следует за учебным планом других православных богословских школ. Здесь обучаются 42 студента из Кении, Уганды, Танзании, Мадагаскара, Зимбабве и Камеруна. Дипломированные специалисты школы выехали за рубеж для обучения в Греции и Америке, а некоторые члены преподавательского состава – бывшие выпускники родной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятая ассамблея Всемирного Совета Церквей Тридцатого мая 1972 года митрополит Никодим из-за ухудшения здоровья был вынужден покинуть пост председателя ОВЦС, но внешнеполитическая деятельность иерарха продолжалась. Двадцать третьего ноября — десятого декабря 1975 года в Найроби (Кения) состоялась пятая ассамблея Всемирного Совета Церквей. Как и на четвертой ассамблее, Русская Православная Церковь вновь отправила в Найроби представительную делегацию во главе с митрополитом Никодимом, в состав которой входило 4 митрополита, 3 архиепископа, 1 епископ, 5 священнослужителей и 10 мирян. Знаковым для Московского Патриархата событием в Найроби стало первое в истории избрание президентом ВСЦ представителя нашей Церкви, которым стал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Его место в Исполнительном комитете ВСЦ наследовал ученик владыки Никодима и будущий Патриарх Московский и всея Руси архимандрит Кирилл (Гундяев). Ассамблея в Найроби стала непростой для делегатов Русской Православной Церкви, так как впервые на таком уровне протестантские члены ВСЦ попытались вынести резолюцию по религиозной ситуации в СССР. Митрополит Никодим приложил большие усилия, чтобы не допустить принятие данной резолюции, которая могла бы спровоцировать советское руководство на новый виток активных притеснений верующих. Митрополиту Никодиму не суждено было доработать полный срок в качестве одного из президентов ВСЦ. Пятого сентября 1978 года архипастырь скоропостижно скончался во время официального визита в Ватикан по случаю интронизации Римского Папы Иоанна Павла I. Но дело митрополита Никодима (Ротова) по укреплению положения Русской Православной Церкви продолжили его ученики и сподвижники, одним из которых был и будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сумевший провести Русскую Православную Церковь через наиболее кризисный этап в истории ВСЦ, пришедшийся на конец XX века 24 . Деятельность митрополита Никодима (Ротова) во Всемирном Совете Церквей свидетельствовала о его политической прозорливости.

http://e-vestnik.ru/analytics/vernyy_cvi...

подчинен Палестинской автономии. Археологические памятники, в т. ч. и храмы И., сохранены (за исключением пострадавшей в 2000 синагоги «Мир над Израилем») и доступны, однако археологические исследования с нач. 90-х гг. XX в. почти не ведутся. Топография и памятники Холм Телль-эс-Султан. Аэрофотосъемка Холм Телль-эс-Султан. Аэрофотосъемка Основные исторические объекты И. находятся в наст. время вне центра города. Город эпохи ВЗ локализуется на холме Телль-эс-Султан (3,4 га), в 2 км к северо-западу от центра совр. И. Примерно в 300 м к юго-западу от холма открыты стадион на 3 тыс. мест и театр эпохи Ирода Великого (Телль-эс-Самарат, исследован Э. Нецером). Западнее, вдоль обрыва скалы, тянущегося неск. км с севера на юг - от горы Искушения до Вади-Кельт, расположено ок. 120 гробниц, к-рые датируются от 100 г. до Р. Х. по 70 г. по Р. Х. Они были изучены в 70-80-х гг. ХХ в. Рахелью Хахлили, которая обнаружила склепы стандартного типа, деревянные расписные гробы и каменные оссуарии с граффити на древнеевр. и греч. языках; в 1981 г. открыт богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма. Основные сооружения И. новозаветного периода раскрыты в 1,5 км к западу от центра совр. И., в р-не Тулуль-Абу-эль-Алайик, по обоим берегам Вади-Кельт (были исследованы Дж. Причардом в 1951, основные раскопки вел Э. Нецер в 1973-2000). На северном берегу располагался комплекс дворца Хасмонеев. Первоначальный дворец, квадратный в плане, был построен, вероятно, при первосвящ. Иоанне Гиркане I (134-104 гг. до Р. Х.; сохр. фрагменты росписей), для его снабжения был сооружен акведук в верховьях Вади-Кельт. Возможно, при Александре Яннае (103-76 гг. до Р. Х.) его расширили: к северо-востоку создан двойной бассейн с павильоном и построен 2-й акведук - к источникам Эль-Ауджа и Нааран. Позже (93-86 гг. до Р. Х.) квадратный дворец был засыпан, а на холме построили новый укрепленный дворец. При вдове Александра Саломее (76-67 гг. до Р. Х.) к югу от бассейна был возведен двойной дворец для ее наследников - Гиркана II и Аристовула II.

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Православие появилось в Кении в начале ХХ-го века, когда сюда приехали жить первые греческие переселенцы. Для их нужд Александрийская патриархия время от времени присылала священников. Однако Православие тогда практически не выступало за рамки греческой общины, и миссии как таковой еще не существовало. Ситуация изменилась лишь к 40-м годам, когда Православие стали принимать местные жители. Тогда, в 1946 г., при Александрийском патриархе Христофоре (1939-1967 гг.) была учреждена митрополия Иринуполя, которая охватила собой Танзанию, Кению и Уганду. Ее кафедра находилась в Дар-эс-Салааме (по-гречески: Иринуполь - «Город Мира»), столице Танзании. Дальнейшая история митрополии теснейшим образом связана с именем Архиепископа и первого президента Кипра Макария (1950-1977). В 1956 г. за участие в освободительной борьбе киприотов против колониализма он был выслан английскими колониальными властями на Сейшельские острова. В это же время за свое освобождение от колониального господства Британии боролась соседняя с Сейшеллами Кения. Ее будущий первый президент Мзее Йомо Кеньятта (1964-1978) тоже одно время, как и Макарий, находился в британской ссылке. Кипрский Архиепископ, посетив эту страну, поддержал ее освободительную борьбу. Это стало основой для последующей крепкой дружбы между двумя президентами. Поэтому, когда Макарий еще раз в 1971 году приехал уже в свободную Кению, президент Кеньятта подарил Православной Церкви большой участок земли в Рируте – пригороде Найроби. На средства Кипрского Архиепископа здесь было построено здание митрополии, и кафедра была перенесена из Дар-эс-Салаама в столицу Кении. На его же средства была построена техническая школа, подаренная затем Церковью государству, и православная семинария, получившая имя своего основателя. Она начала действовать в 1982 году, когда местоблюстителем митрополичьей кафедры был Анастасий (Яннулатос), ныне Архиепископ Тираны и всея Албании. С тех пор Митрополия значительно развилась и в данный момент насчитывает свыше 200 приходов, около 100 священников, и охватывает собою три государства: Кению, Танзанию и Сейшельские острова. Общая численность православных здесь колеблется между 250 и 300 тысячами человек.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Католический кафедральный собор Св. Семейства в Найроби. XX в. Большинство верующих в К.- христиане, ок. 77-80% населения. Из них 44-47% принадлежат к различным протестант. деноминациям, ок. 33% являются католиками, ок. 1% - православными. Второй по численности религией является ислам (ок. 10% населения). Приверженцы традиц. африкан. верований с трудом поддаются точному подсчету и в разных источниках они составляют от 4 до 8%, в их число попадают и те, кто исповедуют двоеверие, т. е. придерживаются сочетания традиц. племенных культов и входят в различные христ. орг-ции. Проч. религии (индуизм, буддизм, иудаизм и др.) охватывают ок. 1,7% населения. Новые религ. движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия ) - ок. 0,3%. Не принадлежат ни к одной из религий или являются атеистами ок. 2% населения. Православие На территории К. правосл. общины входят в юрисдикцию Кенийской митрополии Александрийской Православной Церкви (см. Кенийская митрополия ). Нехалкидонские восточные Церкви Коптская Церковь начала миссионерскую деятельность в стране в 1976 г. В наст. время насчитывается 29 общин, ок. 3 тыс. верующих. Католич. ц. блж. Августина в Найроби. XX в. в К. насчитывает 20 еп-ств, объединенных в 4 архиеп-ства: Найроби (еп-ства-суффраганы Керичо, Китуи, Мачакос, Накуру, Нгонг), Кисуму (еп-ства-суффраганы Бунгома, Элдорет, Хома-Бей, Какамега, Кисии, Китале, Лодвар), Ньери (еп-ства-суффраганы Эмбу, Маралал, Марсабит, Меру, Муранга, Ньяхуруру), Момбаса (еп-ства-суффраганы Гарисса, Малинди). В К. учреждены апостольское вик-ство Исиоло и военный ординариат. На территории К. неск. католич. монашеских орденов ведут активную благотворительную, социальную и миссионерскую работу. Развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений: открыты 4 католич. семинарии и Католический ун-т Вост. Африки. Верховным органом Церкви в стране является Конференция католических епископов, ее исполнительным органом - Католический секретариат Кении (создан в 1961). Общее число католиков ок. 12,7 млн чел.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

В 40-х гг. ХХ в. Православие в основном распространилось среди племени кикуйю. В течение 20 лет Георгием Гатуной были образованы общины на юге совр. округов Вост. и Зап. Киамбу. Начало миссионерской деятельности Георгия Гатуны в Зап. Кении, гл. обр. среди племен луо и лухья (луйя), а также среди нанди, и создание общин относится к 1945 г. Филипп Кианде проповедовал на территории совр. округов Сев. и Юж. Ньери, первым храмом стала ц. Всех святых в Кихути. До 1948 г. он организовал сеть церковных общин (в Биритиа, Гачика, Гичира, Кабаге, Кангуре, Тунгури и др.) и открыл несколько школ. К 1953 г. православных было ок. 30 тыс. чел. (включая верующих городов Танга, Аруша и Моши на территории совр. Танзании, а также православной общины в зап. части Кении). В Кении православные в основном проживали в Киамбу, Лаикипиа (в 200 км к северо-западу от Найроби), селениях Рифт-Валли, в т. ч. в местности Оленгуруоне. Большинство храмов Кении представляли собой сооружения из ветвей деревьев и банановых листьев, земляные и деревянные. Кафедральный собор св. Бессребреников в Найроби был построен в 1952-1953 гг. жившими в этом городе греками. Православные священники Рувим Спартас и Георгий Гатуна как активные участники антиколониального движения подверглись репрессиям. Рувим Спартас был приговорен в 1949 г. к 6 годам лишения свободы. После его ареста Георгий Гатуна поддерживал связь с греч. свящ. Гавриилом из Моши. Во время восстания кикуйю против брит. колонизаторов (1952-1956, восстание Мау-Мау) деятельность Африканской Православной Церкви в Кении была запрещена, правосл. храмы и школы разрушены, а духовные наставники отправлены в тюрьмы и концлагеря, что вызвало перерыв в миссионерской деятельности и сказалось на состоянии церковных дел. Во время заключения Георгия Гатуны (1953-1961) 119 общин Зап. Кении были вынуждены обратиться за окормлением к жившему в Уганде Овадии Басаджикитало. Он пытался также посещать приходы в Центр. Кении для их духовного руководства, но брит. власти пресекли его контакты с этими общинами. После ареста Филиппа Кианде распались основанные им общины в Ньери. Символом православной солидарности и поддержки стала Божественная литургия, отслуженная 14 апр. 1957 г. Кипрским архиеп. Макарием III в соборе св. Бессребреников в Найроби, когда он возвращался из ссылки с Сейшельских о-вов.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

После этого владыка Никодим изложил свои убеждения о роли вселенского Православия во Всемирном Совете Церквей, выступив фактически от лица Полноты Православной Церкви, что свидетельствует о влиянии, которое приобрел митрополит Никодим благодаря своей успешной церковно-дипломатической деятельности: «Оптимистически и с надеждой взирая на все сложности и трудности нашего общего христианского пути к единству, воспламеняясь любовью Богочеловека Иисуса Христа, нашего Господа, и стремясь умножить Его веру и любовь во всем мире, мы будем идти вперед... потому что перед нами как добрый пастырь (Ин. 10:4) идет Спаситель и Воссоздатель мира. Тот, Кто творит все новое (ср. Откр. 21:5), Кто — Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6)» [ 22]. Предоставление автокефалии Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке Рубеж 1960-1970-х годов стал временем, когда влияние Русской Православной Церкви на работу Всемирного Совета Церквей было особенно заметным. В частности, здесь Московский Патриархат смог отстаивать свою позицию в осложнившихся отношениях с представителями греческого Православия. В апреле 1970 года Русская Православная Церковь даровала Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Северной Америке Томос об автокефалии. Однако значительная часть Поместных Православных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали это решение. Изменение статуса Православной Церкви в Америке требовало перемены официального названия этой Церкви и в составе ВСЦ, членом которого она являлась уже на протяжении длительного времени. Этот вопрос был поднят на сессии ЦК ВСЦ в Аддис-Абебе (Эфиопия) в январе 1971 года. Представители Константинопольского Патриархата и ряда других Православных Церквей пытались воспрепятствовать положительному решению данного вопроса, но благодаря позиции митрополита Никодима и его авторитету ВСЦ не поддался на провокацию и поддержал новый статус Православной Церкви в Пятая ассамблея Всемирного Совета Церквей 30 мая 1972 года митрополит Никодим из-за ухудшения здоровья был вынужден покинуть пост председателя ОВЦС, но внешнеполитическая деятельность иерарха продолжалась. 23 ноября — 10 декабря 1975 года в Найроби (Кения) состоялась пятая ассамблея Всемирного Совета Церквей. Как и на четвертой ассамблее, Русская Православная Церковь вновь отправила в Найроби представительную делегацию во главе с митрополитом Никодимом, в состав которой входили четыре митрополита, три архиепископа, епископ, пять священнослужителей и 10 мирян. Знаковым для Московского Патриархата событием в Найроби стало первое в истории избрание президентом ВСЦ представителя нашей Церкви, которым стал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Его место в Исполнительном комитете ВСЦ наследовал ученик владыки Никодима и будущий Патриарх Московский и всея Руси архимандрит Кирилл (Гундяев).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055224...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010