После Октябрьской революции храм не закрывался. К середине 1930-х годов, после уничтожения патриаршего храма Богоявления в Дорогомилове собор стал кафедральным. В нем часто проводил службы местоблюститель патриаршего престола и впоследствии патриарх Сергий (Страгородский). Богоявленский собор с этого времени стал центром церковной жизни Москвы и Советского Союза. Здесь происходили интронизации патриархов, юбилейные церковные торжества. В 1944 г. в Николаевском приделе был погребен патриах Сергий. В 1948 г. по просьбе патриарха Алексия I (Симанского) в собор из кремлевских музеев перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Среди святынь здесь также находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, чтимые образа Божией Матери «Взыскание погибших» и Тихвинская, чудотворная икона святителя Николая. В 1991 г. на стене около входа установили мемориальную доску с надписью, что здесь был крещен Александр Пушкин. 9 декабря 2008 г. в соборе был похоронен патриарх Алексий II (Ридигер). М. Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В конце XVII века село Елохово (Богоявленская слобода, что в Елохове) принадлежало соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову. Царское село постепенно разрасталось, народ зеселял обширные пустующие территории к югу от ручья Ольховца и Красного села, к востоку от Басманной и северу от Немецкой слобод. В новой слободе решено было возвести Богоявленский храм, записав в его приходе 116 дворов. В книгах Патриаршего Казённого приказа 24 августа 1698 года его называют " новопостроенным " . Каменную церковь с приделом Благовещения в этих местах заложили ещё до запрета Петра Первого на каменное строительство где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга. Правда, по одной из версий, церковь возводили в камне именно по приказу царя - в честь присоединения к России прикаспийских земель. Мол, даже кирпич государь лично выделил на строительство. Освятили храм в 1731 году, и к середине XVIII столетия он оставался единственной каменной постройкой во всей слободе. К концу века началась капитальная реконструкция Богоявленской церкви. Была заново отстроена западная часть с колокольней, в 1793 году освятили придел Благовещения, новый придел - святого Николая - на год раньше. От того собора до наших дней сохранились первый ярус колокольни и трапезная. Напоминает о нём и мемориальная доска, сообщающая, что в 1799 году в этом храме крестили Александра Сергеевича Пушкина. Между прочим, через сто лет за богослужением в честь юбилея поэта в Елоховском Богоявленском соборе молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

http://sobory.ru/article/?object=01857

К олонка главного  редактора: Владимир Легойда. Не предать себя. [«Оставь надежду всяк сюда входящий» — вот что написано на вратах ада в великой книге Данте. Как-то я спросил одного из героев моей программы «Парсуна», архимандрита Симеона (Томачинского), какие слова, на его взгляд, могли бы быть начертаны там. Он ответил: «Там написано: “Вы предали себя”». По-моему, это очень мощное высказывание. Ведь на протяжении всей жизни мы сознательно или неосознанно ищем себя. Поэтому наша культура и предлагает нам все эти тренинги развития личности, повышения эффективности, какие-то метафорические игры — это тоже попытки помочь найти себя. И иногда нам даже кажется, что это удалось. Так кто мы? Вот, допустим, мы получили прекрасную работу, заработали много денег, купили дом, машину, еще что-то, и нам кажется, что мы себя нашли. А потом — «бац, вторая смена», как говорил герой известного фильма, — оказывается: себя-то, веру свою мы предали. Христианство — это про поиск подлинного себя. Французский философ Марион, размышляя над «Исповедью» блаженного Августина, говорит, что познание есть познание своей любви. Не в том смысле, что «ты есть то, что ты любишь», а в том, что ты должен найти свою подлинную любовь, и тогда найдешь подлинного себя. По сравнению с катастрофой предательства самого себя, все остальное - ничто].  Фото Jeremy Bishop/Unsplash//Фома. - – февраль 2024. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Патриарх Кирилл: Патриарх Кирилл: «Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела!» . февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 3 сентября 2023 года; С воспитанницей Центра духовного и творческого развития «Перемена» в Казани. 18 мая 2023 года; Богослужение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове в Москве. 3 ноября 2023 года; Посещение Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в Красногорске. 21 июня 2022 года; На утрене в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове перед объездом Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». 3 апреля 2020 года; Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля. 7 апреля 2023; Богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве. 21 сентября 2023 года//Фома. - – февраль 2024. – С.8-19. – (рубрика « Патриарх Кирилл »). -  В подборку вошли следующие  отрывки из проповедей и выступлений:

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

В 1837 году старую " холодную " петровскую церковь разобрали - она уже не вмещала всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веянья. Как отмечено в клировой ведомости, " сего же 1837 года мая 21 дня настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утверждённому " . " План " был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Всего за семь лет в Елохове вырос современный пятикупольный собор. В нём, по мнению специалистов, проявились противоречия и признаки распада классической традиции. Е. Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол " перекликается " по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально утяжелил пропорции здания. Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей - треть этой суммы внёс купец второй гильдии Василий Щапов. 18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. В 1812 году, до нашествия наполеоновских войск, в приходе Елоховской церкви числилось 210 дворов, однако после пожара Москвы их осталось всего шесть. Число прихожан значительно увеличилось только после реформы 1861 года. Тогда этот район начал активно заселяться. К 1866 году в приходе было уже 187 дворов, почти 1800 мужчин и более двух тысяч женщин, что вполне сравнимо с населением небольшого уездного города. В предреволюционном 1916 году количество домов перевалило за две сотни. Кроме того, в границах прихода жило много семей старообрядцев, но их доля в общем населении со временем уменьшилась. Если в 1767 году там насчитывалось почти 300 таких дворов, то через сто лет осталось 66, а к 1916 году - всего 43. Старообрядцы уходиди всё дальше от центра - за Преображенскую и Рогожскую заставы; желавшие избежать суеты большого города часто переселялись в староверческие центры провинции - Боровск, Егорьевск, Богородск...

http://sobory.ru/article/?object=01857

В 1944 г. И. было поручено провести ревизию состояния церковных дел на освобожденной от немцев территории Кишинёвской и Молдавской епархии. 31 дек. 1944 г. в Богоявления соборе в Елохове он был хиротонисан во епископа Кишинёвского и Молдавского. Хиротонию возглавил Патриарший Местоблюститель Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) в сослужении Крутицкого и Коломенского митр. Николая (Ярушевича) , Киевского и Галицкого митр. Иоанна (Соколова) , Ижевского и Удмуртского архиеп. Иоанна (Братолюбова) . В мае 1945 г. И. возглавил делегацию Московского Патриархата в Румынию. 13 янв. 1947 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским. С нач. 1947 г. по просьбе И. ключарем Борисоглебского собора Рязани был игум. Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 17 окт. 1947 г. И. участвовал в перенесении мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. 27 февр. 1948 г. назначен епископом Ижевским и Удмуртским. С 31 июля 1952 г. епископ Куйбышевский и Сызранский. Временно управлял Пензенской (1953-1954), Оренбургской (1953), Саратовской (1954-1955) епархиями. В мае 1954 г. был в составе делегации РПЦ в Эчмиадзине на погребении Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Геворга VI . 31 мая 1956 г. был назначен епископом Орловским и Брянским. Занимался восстановлением орловского кафедрального собора (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 49. Л. 27; скорее всего речь идет о Богоявленском соборе). К реставрационным работам И. привлек И. Э. Грабаря и художников из Москвы (Там же. Л. 28). В соборе были проведены работы по оборудованию центрального отопления, замене деревянных полов мраморными. Тогда же частично была выполнена роспись трапезной храма, а в 1957 г.- его основного объема с восстановлением старой живописи, позолоты иконостаса (позднее собор был закрыт; с 1963 в нем находился городской кукольный театр). 12 янв. 1962 г. И. по возведении в сан архиепископа возглавил Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Частый перевод И. из одной епархии в другую осуществлялся по предписанию Совета по делам РПЦ. И. обвинялся в нерегулярном посещении уполномоченного Совета и в недостаточном информировании о положении дел в епархии (Там же. Л. 25). 11 мая 1963 г. И. был награжден правом ношения креста на клобуке.

http://pravenc.ru/text/293700.html

С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» 17 апреля вторник 14:00 Москва Богоявленский кафедральный собор (собор Богоявления в Елохове) Спартаковская, 15 Богоявленский кафедральный собор 17 апреля вторник 14:00 Малаховка Школа-интернат для слабовидящих детей Центральная, 12-а Ансамбль солистов «Русская рапсодия» Ансамбль солистов «Русская рапсодия» (Москва) Художественный руководитель — Евгений Волчков Детский хор союза композиторов России «Преображение» (Москва) Художественный руководитель и дирижер — Михаил Славкин Музыкально-литературная композиция «В стране невыученных уроков» 17 апреля вторник 17:00 Тула Всехсвятский собор Л.Толстого, 79 Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и дирижер — Василий Грачев 17 апреля вторник 19:00 Москва Концертный зал им. П.И. Чайковского Триумфальная пл. 4/31 Сольный концерт Кристиана Блэкшоу (фортепиано) А. Моцарт, Соната До минор, K. 457 Р. Шуман, Фантазия До мажор, Op. 17 Ф. Шуберт, Соната Си-бемоль мажор D. 960 18 апреля среда 11:00 Москва Пансионат для ветеранов труда Правобережная, 4 Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и дирижер — Василий Грачев 18 апреля среда 14:00 Москва Храм Григория Неокесарийского в Дербицах Б. Полянка, 29-а Хор мальчиков и юношей Муниципальной академической мужской хоровой капеллы им. Л.Ревуцкого Художественный руководитель и дирижер — Аида Зайцева 18 апреля среда 15:00 Москва Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах Б. Полянка, 29-а Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах 18 апреля среда 16:00 Москва Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово Усадьба «Коломенское» Выставочно-концертный зал «Атриум» Проспект Андропова, 39 Детский Пасхальный фестиваль «Русь Певчая» 18 апреля среда 18:30 Санкт-Петербург Петропавловский собор Петропавловская крепость, 3 Петропавловский собор 18 апреля среда 19:00

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

В 1981 году я посетил Богоявленский кафедральный собор в Елохове, службу совершал там Святейший Патриарх Пимен. Он произвел на меня очень большое, глубокое впечатление. После этой службы у меня было такое благостное, радостное духовное настроение, что мне захотелось посещать постоянно этот храм, несмотря на то, что собор был от меня довольно далеко.  Время было, когда нас, молодых людей, не допускали до храмов, следили за нами, чтобы мы не ходили. Работали с нами, чтобы мы не имели веры в Бога, не говорили о Боге, не молились, не посещали храмы. Так случилось, что когда я еще был школьником и почувствовал, что за мной какие-то ходят молодые люди, я стал ездить, Промыслом Божиим, в Богоявленский кафедральный собор. Когда я стал туда ездить, то почувствовал сильную молитву Патриарха Пимена. Он как-то выходил из Царских врат, и взор его коснулся моего сердца. Просто постоял минуту, взирая таким своим взглядом на меня, и меня это очень сильно встревожило, я почувствовал, что этот взгляд через сердце проник в душу. Вот так я стал посещать богослужения в Богоявленском кафедральном соборе. Но ездил и в Троице-Сергиеву лавру, куда обычно Святейший приезжал на день памяти преподобного Сергия.  Не скажу, что я был близок к Патриарху, как, например, сегодня рассказывали его иподиаконы, келейники, которые имели с ним непосредственное близкое общение. Я не общался с Патриархом, не разговаривал о каких-то своих личных делах, не вел диалога, но любовь к почившему Первосвятителю у меня очень велика и по сей день. Был случай, когда я взял у него благословение и единственный раз, наверное, при его жизни подошел под елеопомазание у раки преподобного Сергия Радонежского, на праздник преподобного Сергия на всенощной в Троицком соборе. Святейший уже был слаб, сидел на стульчике, сидя помазывал богомольцев. Я подошел к Патриарху, он помазал меня елеем, я поцеловал его руку, он сказал мне: «С праздником!» Я ответил: «Спаси вас Господи!» Я ехал домой просто счастливым человеком.  Когда он выходил на балкон Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, я всегда стремился подойти и, конечно же, иметь благословение. Общее для народа чувствовал, что это благословение касается и меня. Я тогда уже стал носить подрясник и пономарить в своем Покровском храме, где я вырос, где меня крестили, везде и всегда поминал Патриарха Пимена о здравии, а когда он почил — о упокоении его светлой души в небесных селениях. 

http://bogoslov.ru/article/6171444

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Проститься с новопреставленным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II прибыли представители Маланкарской Церкви (Индия), Англиканской церкви, Евангелической церкви Германии, Евангелической церкви Норвегии, Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Конференции европейских церквей, российских и зарубежных протестантских общин, представители других религий. Среди них — глава Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин, главный раввин России А.С. Шаевич и другие. В конце отпевания митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прочитал разрешительную молитву над гробом Святейшего Патриарха Алексия, а затем вложил грамоту с текстом молитвы в руки почившего. Священнослужители, а также государственные и общественные деятели простились с Предстоятелем Русской Православной Церкви. По окончании траурная процессия с гробом Патриарха Алексия совершила крестный ход вокруг Храма Христа Спасителя, затем у Западных врат собора была совершена лития, по окончании которой гроб был доставлен к катафалку. Затем траурный кортеж проследовал по улицам Москвы в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Храм Христа Спасителя провожал своего настоятеля — Святейшего Патриарха Алексия — погребальным звоном. Колокола звонили и в других храмах Москвы по пути следования погребальной процессии. На улицах столицы собрались тысячи москвичей, чтобы проститься со своим Патриархом. После прибытия траурного кортежа в Богоявленский собор гроб с телом почившего Первосвятителя перенесли в главный придел храма и установили на Патриаршей кафедре перед главным иконостасом. У гроба Святейшего Патриарха Алексия была совершена последняя заупокойная лития, служение которой возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. После литии гроб с телом Святейшего Патриарха Алексия II с пением Трисвятого был перенесен в Благовещенский придел Богоявленского собора, где, в соответствии с последней волей Его Святейшества и решением Священного Синода, был погребен в специально устроенном склепе.

http://e-vestnik.ru/reports/pohorony_svy...

В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году. В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет. Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам. Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора. Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах. В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

По традиции в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, митрополит Сергий (Страгородский) служил утреннюю Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. О нападении на СССР владыка узнал, вернувшись после Литургии, завершившейся около десяти часов утра, в свою скромную резиденцию — небольшой деревянный домик в Бауманском переулке. Встречавшиеся в некоторых современных публикациях утверждения о том, что владыка Сергий написал свое послание еще до начала совершения Литургии и огласил его с амвона после окончания богослужения в соборе, опровергаются свидетельствами очевидцев. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) писал: «Святейший узнал об этом [начале войны], когда после службы вернулся из кафедрального собора»1. Зоя Вениаминовна Пестова, жена проректора Московского химико-технологического института и известного богослова Н. Е. Пестова, вспоминала: «Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском (Богоявленском) соборе. Служил отец Николай Колчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало еще более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: " На все Божия воля " . Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами... На другой день июня] рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу... Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка: " Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война! " »2. Послание Патриаршего Местоблюстителя В полдень 22 июня по радио прозвучала речь заместителя председателя Совнаркома и наркома иностранных дел В. М.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010