Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов: 1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее. Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.

http://sobory.ru/article/?object=04994

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

  Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге — 24-27 октября, Норильске — 27-29 октября, Владивостоке — 29 октября-1 ноября, Красноярске — 1-4 ноября, Нижнем Новгороде — 4-6 ноября, Дивееве — 6-7 ноября, Саранске — 7-10 ноября, Самаре — 10-13 ноября, Ростове-на-Дону — 13-16 ноября, Калининграде — 16-19 ноября и Москве — 19-23 ноября.   Пояс Пресвятой Богородицы прибываетс 13 по 16 ноября из Мордовии в Ростов и будет находиться в Ростовском кафедральном соборе . А уже 24 ноября он должен будет вернуться в Грецию.   Монахи Ватопеда сопровождают пояс. Целых шесть монахов являются хранителями пояса, памятуя суровые исторические приключения ватопедцев в России. Например, прп. Максим Грек, ватопедский монах, был послан для  просвещения русских, но, как известно, обратно ему вернуться не разрешили… В общем, для монахов поездка в Россию - риск большой. Это, конечно, шутка старца Ефрема, но в ней есть доля правды...     Молитвы  честного пояса Пресвятой Богородицы глас 8 Богородице Приснодево, человеков покрове,/ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/державное граду Твоему обложение даровала еси,/безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/о Тебе бо и естество обновляется и время./Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/и душам нашим велию милость. Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы глас 2 Богоприятное Твое чрево, Богородице,/объемший пояс Твой честный/держава граду Твоему необорима/и сокровище есть благих неоскудно,/едина рождшая Приснодево. Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы глас 4 Честнаго пояса Твоего положение/празднует днесь Твой, Препетая, храм/и прилежно взывает Ти:/радуйся, Дево,/христиан похвало.                   Пояс Пресвятой Богородицы Молитвы   Честной пояс Богородицы Иеромонах Сергий Веснин 1847 год Пояс Пресвятой Богородицы за месяц пересечет Россию Пояс Богородицы - документальный фильм. Комментарии Всего комментариев: 25 2018/12/18, 01:01:37 Добрый день! Уважаемые старцы, мы с супругой живём 13 лет, а родить ребенка так и не получается, меня зовут Дмитрий, а мою супругу Евгения. Помогите нам получить поясок Пресвятой Богородицы!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=83...

А. Хархаров уехал в качестве его иподиакона в Ср. Азию. 1 янв. 1947 г. принял монашеский постриг с именем в честь прп. Михея Радонежского. 5 янв. рукоположен еп. Гурием во диакона. Служил в кафедральном Успенском соборе Ташкента. 28 авг. 1949 г. рукоположен во иерея. В 1949 г. поступил в 3-й класс Московской ДС. В 1951 г., по окончании семинарии, вернулся в Ташкент и был назначен еп. Гурием (с 1952 архиепископ) ключарем Успенского собора и казначеем епархиального управления. В 1953 г. в связи с назначением архиеп. Гурия на Саратовскую кафедру переехал вместе с ним в Саратов, был назначен ключарем саратовского кафедрального Троицкого собора и казначеем епархиального управления. В период пребывания архиеп. Гурия на Черниговской кафедре М. поступил в 1955 г. в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь . В 1956 г., после перемещения архиеп. Гурия на Днепропетровскую кафедру, М. был назначен ключарем Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, одновременно был казначеем епархиального управления и секретарем епархиального совета. С сент. 1958 г. секретарь архиеп. Гурия (с мая 1959 митрополит Минский). В 1960 г. назначен ключарем Свято-Духова кафедрального собора Минска, с 1 апр. 1960 до 4 апр. 1961 г. настоятель собора. Также являлся казначеем Минского епархиального управления и священником Казанской крестовой ц. в Минске. После перевода митр. Гурия в сент. 1960 г. на Ленинградскую кафедру М. остался в Минске. 20 апр. 1963 г. назначен наместником Жировицкого (Жировичского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря в Гродненской обл. с возведением в сан архимандрита. С нояб. 1965 г. в мон-ре пребывал архиеп. бывш. Калужский Ермоген (Голубев) , уволенный на покой по требованию властей за активную защиту прав верующих. М., который относился к нему с большим уважением, вопреки предписанию властей позволял архиеп. Ермогену совершать богослужения и произносить проповеди, разрешал его духовным детям посещать ссыльного архиерея в монастыре. За благожелательное отношение к архиеп.

http://pravenc.ru/text/2563838.html

В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце XIX начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (XIII) и Муромская (XII); икона Крестителя Господня Иоанна (XVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году. (по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному    архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани. http://www.ryazan-hram.ru/node/196 Христорождественский собор – главный храм Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00871

Более продолжительное время, с 1768 по 1773 год, строителем Глинской пустыни был иеромонах Гаий 291 . Во время его настоятельства слух о многочисленных исцелениях от Чудотворной иконы Пустынно-Глинской и цельбоносного источника дошел до Преосвященного Кирилла (Флоринского), епископа Севского и Брянского (1768–1779) 292 , в ведении которого находились тогда Путивльский Молченский монастырь и Глинская пустынь. Он пожелал иметь эту святыню в своем городе Севске, для чего и послал в пустынь своих близких людей, которые бы доставили ему Чудотворную икону, что по его повелению и было сделано. Большая скорбь охватила тогда братию Глинской пустыни. Архиерей же, приняв икону, велел поставить ее в своем кафедральном соборе. Но не угодно было это новое место Матери Божией. И каково же было удивление архиерея, когда утром не оказалось в соборе Чудотворной иконы Пустынно-Глинской. Он снова послал в пустынь, чтобы привезли икону. И когда посланные вторично приехали на то место, они увидели образ Рождества Пресвятой Богородицы на той же сосне, где явился он прежде. И на сей раз икону привезли епископу. Но, вопреки человеческому разуму, Чудотворный образ снова возвратился на ту же сосну в Глинскую пустынь. Так было до трех раз. Тогда, видя чудесное действие Божией Матери, Преосвященный Кирилл не осмелился более брать икону с места явления и приказал оставить ее на прежнем месте 293 . Сам же, благоговея перед святыней, начал посещать Глинскую пустынь. Впервые он приехал в обитель в 1769 году, через четыре месяца после пожара: в пустыни полностью сгорел теплый храм во имя Святителя Николая Чудотворца, когда из обители была увезена Чудотворная икона. Вместе с храмом сгорели колокольня, 5 колоколов и весь архив обители 294 . Удалось спасти лишь церковную утварь и иконостас 295 . В обители тогда оставалась только первоначальная деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и совершалось богослужение. В 1770 году была заложена каменная двухэтажная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 296 . Преосвященный Кирилл активно содействовал построению первого каменного храма на месте сгоревшего 297 , а также созиданию монастыря. Он полюбил это уединенное святое жительство и часто приезжал сюда для душевного назидания 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Первоначально сдача объекта была намечена к 2000-летию Рождества Христова, затем был предложен новый срок - ко Дню Республики, к 25 октября 1999 г. 19 октября 1999 г. из Москвы в Павлодар на автомашинах привезли отлитые на АМО ЗИЛ колокола и изготовленные на Художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви " Софрино " (Московская область) паникадило и церковную утварь для Благовещенского кафедрального собора. 19 октября после выгрузки колоколов был совершен чин их освящения. Колоколов всего девять. Самые большие - один весом 1024 кг, другой - в 210 кг - басовые, остальные семь - это семь нот по мажорному ряду. Маленькие колокола - их шесть, весом до полутора десятка килограммов (самый маленький из них весит 4 кг), подняли на звонницу быстро. Большие колокола начали поднимать уже вечером, когда убрали (в течение полутора - двух часов) рельсы башенного крана, завезли грунт, разровняли его и тут же уложили железобетонные плиты... В тот же день, 19 октября 1999 г. храм увенчался золотыми маковками. Великое освящение и торжественное открытие собора 22 октября 1999 г. архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием совершен чин Великого освящения Благовещенского кафедрального собора. Разделить торжественность этого особенного в духовной жизни павлодарцев события прибыли представители духовенства из городов и районов области и республики, государственных структур и общественных организаций г. Павлодара и области. Состоялись крестный ход вокруг собора и молебен. Завершив чин освящения, архиепископ Алексий сказал, что Дом Божий открыт отныне для всех верующих. Владыка Алексий отслужил в этот день в Благовещенском кафедральном соборе первую Божественную Литургию, по окончании которой выразил особую признательность строителям, руководителям области и города за большую подвижническую и созидательную работу. 23 октября 1999 г. при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие Благовещенского кафедрального собора. Торжественная церемония открытия собора началась в 12 часов дня.

http://sobory.ru/article/?object=15993

Архивные записи из истории Херсонской епархии свидетельствуют о том, что «...жители недавно населенного г. Николаева в 1794 году предположили построить каменную трехпрестольную церковь во имя Рождества Богородицы, святителя Николая Мирли-кийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. По благословению и с разрешения Новороссийского епархиального архиерея, митрополита Гавриила, в 15-й день сентября (ст. ст.) того же года церковь была заложена, но вследствие проектируемых огромных своих размеров и скудных материальных средств николаевских новопоселенцев строительство не двигалось до 1799 года. В том же году по ходатайству городского коменданта, князя М.С. Вяземского, городского головы П. Н. Турченинова и николаевского купечества, тем же митрополитом Гавриилом разрешено построить на другом месте вместо названной трехпрестольной церкви временную однопрестольную церковь во имя Рождества Богородицы. Для построения этой церкви и для церковной ограды князем Вяземским отведено было большое место, и 15 октября 1799 г. церковь была заложена, а в ноябре 1800 г. постройкой окончена, в два этажа - первый каменный, второй - деревянный. 25 ноября (8 декабря н. ст.) того же 1800 года церковь была освящена с наименованием Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы. Это наименование церковь удерживала за собою до 1861 года. В 1818 г. второй деревянный этаж церкви за совершенною ветхостью был разобран до каменных стен первого этажа. Здание храма высотой 38 метров имеет мощные стены из тесаного камня-ракушечника, и выдержано в стиле классицизма. Колонны в храме поначалу были позолочены. В 1828 г. к церкви пристроили еще два придела, левый - в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана Воронежского. Строителем был протоиерей Карп Павловский. В том же 1828 году храм утвержден как городской собор. В 1830 г. при соборе действовала богадельня. Спустя 40 лет, в 1870 г. была построена колокольня (намного больше нынешней), для которой в Москве был отлит огромный колокол весом 513 пудов 35 фунтов, то есть более 8 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

В 1985 г. под руководством епископа Кировоградского и Николаевского Севастиана осуществлена внутренняя роспись собора, позолота иконостаса и Святых Апостолов Евангелистов. В конце 1990 - начале 2000-х гг. В Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Кировограде проведены реставрационные работы. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицыкафедральный собор Кировоградской и Новомиргородской епархии в Кировограде, памятник архитектуры. Собор был построен в 1812 году на месте деревянной церкви усилиями греческой общины, проживавшей в городе. Деревянная церковь была сооружена в 1766 году; священник, выбранный общиной, совершал службы на греческом языке. Храм вначале был освящён в честь равноапостольного царя Константина, позже был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня была построена в 1828 году. Примечательно, что в метрических книгах собора есть данные о том, что знаменитый генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, бывший в то время в городе, крестил двух своих детей в 1789 и 1790-х г.г. В 1790 году территории собора был похоронен сын Кутузова Николай, который умер в младенчестве от оспы. В 1905 году собор был отреставрирован, до наших дней сохранились некоторые росписи того времени. В 1944 году, когда был закрыт Успенский храм, собор получил статус кафедрального. Примечательно, что за всё время своего существования, ни в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации, собор не закрывался властями. В 1980-е годы под руководством епископа Севастиана была проведена масштабная реставрация, обновлены и созданы новые росписи. Основанная в 1754 г., крепость святой Елисаветы была расположена на пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента ее закладки тут возникают ярмарки. Впоследствии здесь регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 г. в память царя Константина, а позже переименованный в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=31011

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010