Подпишитесь на наш Телеграм   Киприан Карфагенский Родился в знатной языческой семье в Карфагене, крупном интеллектуальном и экономическом центре того времени. Киприан Карфагенский преподавал риторику, был адвокатом. Уже в зрелом возрасте, после долгих раздумий Киприан становиться христианином. Киприан становиться епископом Карфагена незадолго до жестокого гонения императора Декия (250 г.). Декий потребовал от всех христиан принести жертвы языческим богам. Так как до этого гонений не было целых 20 лет, многие пошли на это. После смерти Декия в Церкви разгорелся спор о принятии обратно падших. Киприан защищал позицию, согласно которой принятие падших должен осуществлять епископ, его противники считали, что исповедники. Также Киприан Карфагенский участвовал в важном споре о действительности еретического крещения, которую он отвергал. Тут его оппонентом выступил Папа Римский Стефан. Они не успели завершить свой спор — оба приняли мученические венцы в гонении императора Валериана. Все эти споры спровоцировали Киприана Карфагенского на экклесиологические размышления. И, действительно, Киприан Карфагенский один из самых авторитетных Отцов в учении о Церкви. Ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Киприан Карфагенский внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Церковь, как учит Киприан Карфагенский, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. В богословии Киприана Карфагенского акцентируется внимание на единстве Церкви, понимаемом в сакраментальном и иерархическом ключе.   Амвросий Медиоланский Епископ Милана, один из самых почитаемых Отцов Запада. Проповеди Амвросия вернули Августина к вере. Будущий медиоланский епископ вырос в аристократической семье, с давними христианскими традициями, выдающийся государственный служащий. Согласно преданию он был выбран епископом еще некрещеным: в разгар споров православных и ариан о новом епископе, детский голос прокричал: «Амвросий — епископ», и собравшиеся выбрали Амвросия.

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

Святитель Киприан Карфагенский ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Великий богослов, развивавший экклесиологию. Церковь, по учению Киприана Карфагенского, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. Киприан Карфагенский, акцентировал внимание на единстве Церкви, понимая его в сакраментальном и иерархическом ключе. Творения Киприана Карфагенского условно можно разделить на экклесиологические, этические и апологетические. В наше собрание творений Киприана Карфагенского вошли: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви» (основные творений Киприана Карфагенского; посвящены проблемам отступничества и раскола), «Об одеждах девственниц», «О благе терпения», «О ревности и зависти», «О смертности» (самые интересные этические сочинений Киприана Карфагенского), «О зрелищах», «О суете идолов», «О Молитве Господней» (первое в истории толкование «Отче наш»); письма к «Донату о Благодати Божией» (по сути, целый трактат; здесь Киприан Карфагенский рассказывает о своем обращении, о Крещении как входе в новую жизнь), «К Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа», «К мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим», «К народу», «К клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти», «Павшим», «К Фиду, о крещении детей», «Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима», «Фиваретянам, с увещанием к мученичеству», «К Флоренцию Пупиану о поносителях», «Христианам Легиона и Астурики о падших епископах», «Квинту о крещении еретиков», «Цецилию о Таинстве Чаши Господней», «Немезиану и другим сосланным на рудокопии», «Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении», «Клиру и народу о своем временном удалении перед страданием», «К Евкратию о комедианте», «К Помпонию о девственницах», «К клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном», «К пресвитерам и диаконам», «К Фортунату, о не выдержавших мучений», «К Фортунату об увещевании к мученичеству».

http://predanie.ru/book/67549-tvoreniya/

XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Шмеман, Исторический путь; Болотов. 1. Вторым знаменитым лицом в африканском христианстве, несомненно, является сщмч. Киприан, епископ Карфагенский. Но прежде чем говорить о нем, скажем несколько слов о состоянии Церкви в III в. Помимо распространения христианства, III в. ознаменован возрождением язычества, но теперь уже сильно интеллектуализированного. Стоицизм перестал существовать как школа. Неоплатоник Плотин (205-270) создал новый религио-философский синтез, в котором этические нормы стоицизма и аристотелевская логика были увязаны с весьма широко трактуемой платоновской метафизикой. Плотин не мог не знать христианство. Он учился в Александрии у таинственного учителя Аммония Сакка, у которого за несколько лет до того учился Ориген. Плотин хорошо был знаком с гностическими доктринами и даже написал особый трактат «Эннеады» для противодействия проникновению гнозиса в среду своих учеников. Ученик и биограф Плотина Порфирий (232-305) стал одним из самых упорных врагов христианства. Он написал многотомное опровержение христианства. Скорее всего, в годы своей юности он имел непосредственный контакте христианами. В его многочисленных писаниях странным образом сочетаются скептический рационализм и суеверная всеядность ко всем языческим традициям прошлого. При этом Порфирий был глубоко закомплексованным, неуверенным в себе человеком: однажды даже Плотину лично пришлось отговаривать его от совершения самоубийства. Порфирий был весьма ученым мужем, хотя и невероятным педантом. Он использовал свои широчайшие знания в борьбе против Церкви не только в своем пятнадцатитомном опровержении христианства, но и в хронике всемирной истории, задуманной как опровержение хроники христианского ученого Юлия Африкана (см. ниже), который, как и другие христианские хронографы, доказывал, что библейский монотеизм был древнейшей религией человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРФАГЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ [лат. Calendarium Carthaginiense], литургический календарь Карфагенской Церкви, архетип которого датируется 1-й третью VI в. Известен по единственной рукописи, найденной Ж. Мабильоном в 1682 г. в аббатстве Клюни . К основной рукописи XI в., содержащей комментарии блж. Иеронима Стридонского на Книгу прор. Исаии, был прикреплен лист с календарем, который Мабильон датировал VII в. Впоследствии он издал этот календарь с комментариями ( Mabillon. 1682. P. 398-422; текст воспроизведен в: PL. 13. Col. 1219-1230). По сути Мабильон был единственным исследователем, кто видел и описал эту рукопись, пропавшую уже в нач. XVIII в. Сохранился только список, сделанный рукой Мабильона (Paris. lat. 17698), к-рый ничем не отличается от изданного им текста и не дает дополнительной информации о рукописи. Мабильон по достоинству оценил этот памятник, указав, что это древнейший дошедший до нас календарь Карфагенской Церкви. Следы влияния др. календарей африкан. Церквей более раннего времени (нач. V в.) могут быть обнаружены в Мартирологе блж. Иеронима. Однако если компилятор Мартиролога блж. Иеронима делал выборку сведений об африкан. святых для своего универсального агиографического свода, то К. к. дошел в первозданном виде и отражает литургическую практику VI в., а также, если принять датировку Мабильона, VII в., когда он был переписан. Мабильон определял дату создания К. к. исходя из того, что последний по времени жизни святой, упомянутый в нем, свт. Евгений , еп. Карфагенский, скончался в изгнании в Галлии в 505 г. После смещения Евгения в 496 г. из-за противодействия ариан-вандалов кафедра оставалась незамещенной до избрания в 523 г. Бонифация, чье имя уже не значится в календаре. Л. Дюшен наиболее вероятной датой составления К. к. считал годы епископства Бонифация (523-535) и правления кор. Хильдерика (523-530), т. е. период наибольшего благоприятствования правосл. Церкви в королевстве вандалов .

http://pravenc.ru/text/1681211.html

Ю.П. Граббе Скачать epub pdf На страницах Парижского журнала «Путь» неоднократно приходилось читать о якобы пагубности «Византийского периода» в жизни Церкви. Затем сотрудники этого журнала в своих книжках стали критиковать учение Св. Отцов, даже таких, как Афанасий Великий и Кирилл Александрийский (прот. Булгаков и Карташев). А теперь критика парижских богословов, видимо, стала еще углубляться в древность, и, недавно получивший докторскую степень в Оксфорде, Н. Зернов напечатал разбор учения Святителя Киприана в статье озаглавленной « Святой Киприан Карфагенский и единство Вселенской Церкви ». Противополагая до-Киприановскую эпоху после-Киприановской, он обвиняет учение Св. Отца в ошибках, которыя, по его словам, имели самое вредное для дальнейшей жизни Вселенской Церкви последствие и, в частности, привели к гибели Церковь Карфагенскую. Статья Н. Зернова так характерна для человека духовно взрощенного интерконфессиональным Западом, она полна таких грубых ошибок, недопустимых для православного доктора богословия, хотя бы и получившого свою степень в инославном университете, но окончившого и православный богословский факультет, что ее стоит разобрать. Автор начинает с заявления, что новейшее стремление к соединению, проявляющееся в разрозненных современных конфессиях, «ставит перед православным сознанием ответственнейшую задачу точного опредедения как сущности единства Вселенской Церкви, так и ея видимых границ». Православие, по его словам, обладает для этого богатейшим материалом, однако не систематизированным «соборным сознанием Церкви. Писания Св. Отцов, каноны Соборов представляют из себя разнообразныя попытки найти ответ на вопрос об единстве Церкви. Они часто не только не согласованы, но даже иногда и противоречат друг другу». Православие, вследствие этого, «не имеет готовых ответов на ряд запросов нашего времени и не разрешает тех новых недоумений и проблем, которыми характеризуются взаимоотношения Церквей в XX столетии». Далее автор начинает изложение и критику учения Св. Киприана о Церкви. Но прежде чем переходить к этой критике, мы скажем несколько слов о приведенных выше положениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Напротив, раскол о падших непрестанно усиливался. Один из исповедников, по имени Луциан, дошел до такой дерзости, что именем прочих исповедников писал к Киприану, повелевая ему разрешить всех падших в его Церкви и дать знать прочим епископам, чтобы они поступили таким же образом. Киприан известил свой клир о наглом требовании Луциана, отправил к нему письмо сего последнего; впрочем приказал держаться неуклонно прежних правил (письмо 27). Для подкрепления своей стороны, которая угрожаема была нападением множества врагов, Киприан писал о сем и к римскому клиру, укрепляя между прочим в вере исповедников его, которые лишены были пастырского наставления, ибо в Риме не было тогда епископа (письмо 38). К удивлению Киприана, римский клир весьма долго медлил ответом, но причиной сей медленности было не сомнение в истине учения Киприанова о падших, а желание придать сему учению более силы. В продолжение почти целого года, при всех опасностях со стороны гонителей, делаемы были по сему предмету совещания между всеми Западными епископами, и когда общим мнением положено утвердить постановление Киприана о падших, отправлено к нему известительное и вместе благодарственное письмо (п. 30). Киприан препроводил оное к своей Церкви, дабы верующие утешились им, как знаком единодушия с ними всего Запада. Немного спустя, он посещен был в уединении Целерином, знаменитым исповедником римским. Перед праздником Рождества Христова, в 250 году, гонение на христиан карфагенских прекратилось. Окрестные епископы, обрадованные миром, дарованным Карфагенской Церкви (в Римской гонение еще свирепствовало), собрались к Киприану. Время было самое удобное к посвящение священнослужителей, и Киприан не замедлил воспользоваться присутствием епископов для сего святого дела. В это время посвящены им были в чтецов между прочими два знаменитые исповедника, Аврелий и Целерин (письмо 39). Последний дотоле не соглашался на принятие посвящения, доколе не получил во сне повеления повиноваться воле епископа. В то же время Киприан по откровению причислил к сословию карфагенских пресвитеров некоего пресвитера Нумидина, который в предшествующее гонение отличился возбуждением в мучениках святого мужества за веру. О всех сих новопосвященных Киприан писал к своему клиру, одобряя пред ним их похвальные качества, особенно же хвалил последнего и выставлял его, как человека, достойного высших степеней церковных (письмо 40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3228...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Корнелий Римский. Послания В споре о падших защищал (вместе с Киприаном) позицию милосердия и прощения к тем, кто отрёкся во время гонений. Позиция христовой любви и смирения возобладала благодаря этому  святому Папе. Здесь приводятся его «Послание Киприану Карфагенскому» и «Послание Фабию, епископу Антиохийскому».   Послания Послание Киприану Карфагенскому Корнелий Киприану желает здравствовать. 1.  Насколько мы пребывали в тревоге и скорбели об этих исповедниках, которые, обмануты хитростью и коварством лукавого и состарившегося во лжи человека. были почти введены в заблуждение и отчуждены от Церкви, настолько мы были обрадованы и возблагодарили Бога всемогущего и Христа Господа нашего, когда они, осознав свое заблуждение и поняв коварство человека, подобного змию, исполненного яда лукавства, возвратились в простоте воли, как они сами сердечно сознаются, в Церковь, ия которой вышли. И до этого еще некоторые наши братья, испытанные в вере, любящие мир и стремящиеся к единству, сообщали нам уже о смятении одних и смягчении упорства других, хотя и не столь доказательно, чтобы мы так легко поверили в их чистосердечную перемену. Потом же исповедники Урбан и Сидоний сами пришли к нашим священникам и сказали, что исповедник и священник Максим хочет вместе с ними возвратиться в Церковь. Но так как многое вышло за их подписью, о чем ты знаешь от наших соепископов и из моих писем, то, чтобы не поверить им легкомысленно, мы сочли лучшим выслушать передававшееся ими через своих посланцев из их собственных уст и в их личном присутствии. Когда же они пришли, то были допрошены священниками о содеянном ими и о том, что совсем недавно от их имени рассылались всем Церквам письма, исполненные клеветы и злословия, которые взволновали почти все Церкви. Они утверждали, что были обмануты и не знали содержания этих писем и что только ложью были увлечены в раскол и стали причиной ереси, согласившись возложить руки на этого якобы епископа. Когда же за это и за другое, совершенное ими, они получили выговор, они стали молить о прощении и предании забвению их поступков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Предисловие 1-я глава. История агап Введение §1. Агапы в новом завете §2. Агапы в Διδαχ των δδεα Αποστλων §3. Агапы у св.Климента Римского и св. Игнатия, епископа Антиохийского §4. Агапы в 97-м письме Плиния, губернатора Вифинии, к императору Траяну §5. Агапы у св.Иустина Философа, Иринея Лионского и в послании к Диогнету §6. Агапы у Минуция Феликса §7. Агапы в творениях Тертуллиана §8. Переход агап на ступень благотворительного учреждения §9. Агапы в апокрифических творениях христиан. Происхождение поминальных агап §10. Агап в сочинениях Лукиана «О смерти Перегрина» §11. Агапы в творениях св. Климента Александрийского §12. Агапы у Оригена §13. Агапы у св.Киприана Карфагенского §14. Агапы в книгах Сивилл §15. Агапы в Апостольских Постановлениях и сродной им литературе: Канонах Ипполита, «Завет Господа нашего Иисуса Христа», Фрагментах Египетских канонов, Постановлениях Египетской Церкви и Didascalia §16. Агапы у императора Константина Великого, в правилах Гангрского собора, у императора Юлиана, в правилах Лаодикийского собора, 3-го Карфагенского собора, у св. Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, в сочинении «De duplice martyrio», у блаж.Августина, св.Амвросия Медиоланского, св.Павлина Ноланского, в правилах соборов: Арелатского, Орлеанского – 590 года, Орлеанского – 541 года, 2-го Турского, Агапы в переписке папы Григория I Великого, в правилах Трульского собора, Германского и др. 2-я глава. Происхождение агап Введение §1. Аналогии агапам в религиозно-бытовой жизни Греции §2. Аналогии агапам в истории Римской империи §3. Невозможность зависимости христианских агап от этих проявлений религиозно-бытовой жизни Греции и Рима §4. Аналогии агапам в Иудействе §5. Аналогии агапам в трапезах ессеев и терапевтов §6. Невозможность заимствования Церковью агап у ессеев и терапевтов §7. Попытка решить вопрос о происхождении агап в том смысле, что агапы есть произведение чисто христианской почвы. Значение этой попытки для решения вопроса §8. Положительное решение вопроса о происхождении агап: агапы – явление общечеловеческое. Аналогии агапам у народов древности 3-я глава. Внешняя история агап, их жизнь в Империи 4 глава. Отношение к агапам язычников: обвинения агап в преступлениях. Защита агап со стороны апологетов. Успех их защиты. Объективные основания для этих обвинений Заключение Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви Введение §1. Возможные следы влияния агап в современной литургии §2. Благословение хлебов §3. ’Αολουϑα τς ταπξης §4. Чин о панагии и пасхальный артос §5. Поминальные трапезы (поминки) Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого ( 313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Происхождение и жизнь императора Константина – Видение креста Константином – Смысл этого видения – Законодательство Константина – Константин, как единодержавный император – Открытое исповедание им христианства – Основание резиденции в Константинополе – Религия Константина – Посещение Еленой святой земли – Донатизм – Характер африканского христианства и происхождение донатизма – Менсурий, епископ Карфагенский и собор в Цирте – Цецилиан, епископ карфагенский – Раскол против него – Обращение раскольников с просьбой к Константину – Собор Арелатский – Осуждение донатизма – Донат Великий – Циркумцеллионы – Состояние донатизма при Константине – Происхождение арианства – Школа антиохийская – Арий и его жизнь – Обнаружение им ереси и его отлучение – Его «Фалия» – Вмешательство Константина – Созвание I-ro Вселенского собора – Спорный предмет – Собор в Никеи – Осия Кордубский – Осуждение арианства – Афанасий, епископ Александрийский – Арианство при дворе – Восстановление Ария – Движение против Афанасия – Собор тирский – Изгнание Афанасия в Тревы – Арий и Александр – Смерть Ария – Крещение и кончина Константина Великого Чтобы императоры Рима когда-либо сделались христианами, саму мысль об этом Тертуллиан некогда считал такой, которая заключала в себе крайнюю несообразность и невозможность, но вот настало время, когда она должна была осуществиться 738 . Константин, вероятно, воспитан был в религии своего отца, которая, по-видимому, была эклектической системой, основанной на вере в единого верховного Бога. Некоторые годы его юности прошли при дворе Диоклетиана и Галерия в качестве заложника 739 . Находясь в таком положении, он имел возможность наблюдать обман, которыми языческое жречество старалось влиять на душу императора, и был свидетелем издания гонительского указа в Никомидии и следовавших за ним ужасов 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ересь ...Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят... такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 276). ...Я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются ли они как-нибудь. Это, конечно, нелегко для них, но Иисус Христос, истинная жизнь наша, силен в этом (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 303). Источник. Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист (ср.: 1Ин. 4, 3 ). Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни Суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах (ср.: 1Петр. 4, 7 ), пребывать в постах; в молитвах будем просить Всевидящего Бога не ввести нас во искушение (ср.: Мф. 6, 13 ), как сказал Господь: дух бодр, но плоть немощна (ср.: Мф. 26, 41 ) (сщмч. Поликарп Смирнский , 94, 324). ...Никто не должен следовать за непокоривыми, не боящимися Бога и всецело отступающими от Церкви (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 245). Источник. ...Не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 254). Источник. Блюдись разговаривать с еретиками, желая отстоять веру; чтоб яд скверных слов их как-нибудь не уязвил тебя (самого) (прп. авва Исаия , 89, 299). Если встретишь книгу, которая слывет еретическою, не желай прочитать ее, чтоб не наполнить сердца своего ядом смертоносным... (прп. авва Исаия , 89, 299). ...Каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и соделавшегося человекоубийцей и лжецом диавола, и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаивает же истинный смысл, и наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение (свт. Афанасий Великий , 2, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010