На мозаике в апсиде ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) престол И. Х.- это золотой имп. трон, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Монументальная фигура И. Х. в центре возвышается над окружающими его апостолами, к-рые представлены обращенными к И. Х., а не фронтально, как в более ранних аналогичных изображениях. По сторонам Спасителя - 2 жен. фигуры с венцами в руках, символизирующие Церковь ВЗ и НЗ. Трон И. Х. находится в центре Небесного Града (Небесного Иерусалима), изображение которого акцентирует тему Второго пришествия, вечной царственности и владычества. Это подчеркивается также золотыми одеждами И. Х., мощью Его крупной фигуры и спокойствием величественной позы. В росписях этого времени часто встречаются образы из Откровения ап. Иоанна Богослова. На триумфальной арке ц. Сан-Паоло фуори ле Мура (V в., не сохр.) И. Х. был представлен в окружении 24 апокалиптических старцев. Изображение Небесного Града послужило фоном саркофага (ок. 400) из ц. Сант-Амброджо в Милане. Многочисленные образы поклонения, принесения венцов И. Х. и прославления Его апостолами постепенно становились главными иконографическими мотивами офиц. искусства (рельефы саркофагов, обелисков, колонны имп. Аркадия (401/3) в К-поле; деревянных врат ц. Санта-Сабина в Риме, ок. 430). Во всех случаях И. Х. изображен средовеком. Юношеский облик встречается редко (капелла Сант-Акуилино, Милан). На востоке Византийской империи Откровение ап. Иоанна Богослова долгое время не признавалось богодухновенной книгой и художники изображали сходные видения величия Божия пророков Иезекииля и Исаии. В апсиде храма монастыря Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.) юный И. Х. во славе в окружении 4 символов евангелистов изображен сидящим на радуге. В куполе ротонды вмч. Георгия в Фессалонике были представлены 4 ангела, несущие венок с образом стоящего И. Х. с величественно поднятой рукой (роспись утрачена, сохр. фрагменты изображения одного ангела). Подобное изображение - «Вознесение» - есть на рельефе деревянных врат в ц.

http://pravenc.ru/text/293939.html

С. Колокольня. D. Капелла Богоматери семи болезней E. Голгофа (верхняя площадка). F. Ротонда 18 столбов или площадь вокруг памятника гроба Господня. G. Памятник гроба Господня. Н. Капелла латинян. К. Арки Девы. L. Соборный греческий храм Воскресения. М. Подземная церковь св. креста 1 . Правая половина входных ворот заделанная. 2 . Левая половина ворот действующая 3 . Место возлежания турецких привратников. 4 . Лестницы ведущие на Голгофу. 5 . Капелла пригвождения ко кресту. 6,7 . Алтарь латинский. 8 . Придел распятия. 9 . Ямина креста Христова. 10 . Расселина скалы. 11 . Вход в капеллу Адама. 12 . Камень миропомазания. 13 . Место стояния св. жен. 14 . Придел Ангела. 15 . Камера св. Гроба. 16 . Камень средоточия земли. 17 . Алтарь св. Марии Магдалины. 18 . Разница латинян. 19 . Монастырь Францисканский. 20 . Темница Спасителя. 21 . Капелла Лонгина сотника. 22 . Капелла разделения риз. 23 . Капелла обретения св. креста. 24 . Место, где был найден св. крест. 25 . Капелла поругания и тернового венца. 1 См. «Церк. Вестн.» за 1882 г. 20, стр. 6. Желательно, для большего русского влияния, иметь побольше недвижимой собственности русской не в Яффе только, но и в других местах Палестины, а особенно в Иерусалиме. 2 Говорим «нынешняя», потому что настоящая-то улица, освященная стопами Спасителя, находится под землею в глубине 30–40 футов, засыпанная древнейшими развалинами, – песком, щебнем и мусором. См. Олесницкого, Св. Земля Ч, 1-я, стр. 499. Раскопки Иерусалима и подземные ходы, коридоры и постройки – все подтверждает слова Христовы, что из современных Христу величественных зданий Иерусалима все они были разрушены, и не осталось камня на камне. 3 Что был это за напиток? По мнению одних уксус с желчью, по мнению других, окисшее вино со смирною; всего вероятнее: окисшее как уксус вино, смешанное с горькою, как желчь, смирною. 5 И по преданию, благоговейно охранял ее до самой кончины, которая последовала в 48 году по Р. Христовом после того, как Богородица Своим словом просветила многие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Бернини в работе над проектами храмов отталкивался не только от схем, созданных в эпоху Контрреформации, но и от более ранних, восходящих к эпохе итальянского Возрождения. Реконструируя древнюю ц. Санта-Бибиана (1624-1626), он завершил боковые нефы 2 большими капеллами, построил новый пресвитерий на месте старой апсиды, перестроил фасад, используя в его нижней части мотив триумфальной арки, 3 пролета к-рой разделены наложенными друг на друга пилястрами. Перестраивая интерьер ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (между 1655 и 1660), он приблизил его к новому пониманию пространства: широкий центральный неф ведет к просторному средокрестию, перекрытому куполом на световом барабане и обильно украшенному скульптурой. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658-1670) является барочным инвариантом овального храма эпохи Возрождения (Сант-Анна-деи-Палафреньери и Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиния - обе в Риме, архит. Виньола). Но Бернини трактовал этот тип по-своему: поперечная ось стала главной наперекор смысловой оси «вход-главный алтарь», которую он в свою очередь выделил более глубокими и более пластично декорированными, чем остальные, нишами. Бернини подчеркнул контраст между нижним и верхним ярусами, используя для первого достаточно темный мрамор, в то время как барабан и купол изнутри декорированы белым мрамором и позолотой, теряющими материальность в потоках света, обильно льющегося из окон в основании купола. Стремительное вертикальное движение подчеркивают ребра купола и скульптура: статуя ап. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Андрея буквально разрывает фронтон эдикулы, обрамляющей нишу главного алтаря, возносясь в зону сияющего верхнего яруса. Интерьер ц. Сант-Андреа - один из самых ярких образцов архитектурно выраженного противопоставления земного и горнего миров. Вход в церковь впервые в архитектуре барокко отмечен выступающим вперед полукруглым портиком на 2 колоннах, увенчанных полукруглым раскрепованным фронтоном.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Е. Е. Макаров Иконография Первые изображения мучеников Г. и П. могли появиться уже вскоре после обретения и перенесения их мощей в 386 г. в гробницу в базилике Сант-Амброджо в Милане. В мозаичной декорации капеллы Сан-Витторе-ин-Чьель-д " Оро (2-я пол. V в.), включенной в пространство базилики Сант-Амброджо (перестроена после пожаров 70-х гг. XI в.), сохранились самые ранние изображения Г. и П. Крупные, монументальные образы святых представлены парно в крайних простенках окон на сев. стене капеллы; оба - в рост, облачены в светлые туники с клавами и плащи, на ногах сандалии. Г.- темноволосый безбородый юноша, в правой руке держит закрытый свиток, левая скрыта под плащом; П.- седовласый муж с короткой округлой бородой, правая рука в молении, левая также скрыта. Рядом с Г. и П., в центральном простенке,- образ свт. Амвросия Медиоланского, способствовавшего прославлению мучеников и впосл. погребенного рядом с ними. Раннее по времени появление почитания Г. и П. в Равенне отражено в мозаичных ансамблях 2 храмов: базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (561-569) и ц. Сан-Витале (546-547). В базилике Сант-Аполлинаре-Нуово мученики представлены в торжественном шествии к престолу Спасителя с венцами в руках. Они молодые, полнолицые, поскольку Г. темноволос, у него хорошо видна тонкая полоска бороды, очерчивающей абрис нижней части лица, у светловолосого П. золотистая линия бородки просматривается значительно хуже; у обоих на голове тонзура. В ц. Сан-Витале оба мученика изображены юными, темноволосыми и похожими друг на друга. Данная иконография святых могла опираться на раннее (между 415 и 450), возможно, созданное в Равенне Мученичество Г. и П., в к-ром мученики названы близнецами. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. Мученики Гервасий и Протосий. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равене. 561–569 гг. В восточнохрист. традиции средневизант. периода иконографии Г. и П., Н. и К., следуя за агиографическими произведениями того времени, объединяются.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Осада Мальты длилась ещё в два с половиной месяца после падения Сант-Эльмо. Форты Сант-Анджело и Святого Михаила теперь стали главными целями, а с ними укрепления и валы, защищавшие вход в Биргу и Сенглею. Теперь, когда Сант-Эльмо попал в руки турок, гавань Марсамксетт стала безопасной для турецкого флота Пиале, но северная часть острова все еще оставалась в руках христиан. Почти семьсот солдат, отряд из сорока двух рыцарей; двадцать пять добровольцев, в том числе два англичанина, Джон Смит и Эдвард Стэнли; и шестьсот испанских пехотинцев прибыли с Сицилии и сумели пробиться в Биргу туманной ночью, чтобы влить свои силы в находящийся там гарнизон. 15 июля мусульмане предприняли свою первую атаку на Сенглею. Алжирский отряд во главе с зятем Драгута Хасаном, который также был деем 127 Алжира атаковал форт Святого Михаила. Алжирским воинам предшествовали три лодки, полные скандирующих имамов, призывающих Аллаха благословить эту священную войну против христиан и обещающих быстрое попадание в рай всем, кто будет убит. В то время как алжирцы штурмовали южную оконечность Сенглеи и форт Святого Михаила, десять судов, полных янычар, отошли от горы Скиберрас, чтобы присоединиться к атакующим, но оказались в пределах досягаемости орудийной батареи Сант-Анджело, разбившей девять судов и отправившей их всех на дно. Отчаявшиеся в победе, турки вернулись в свой лагерь после пяти часов тяжелых боев. В тот день погибло три тысячи мусульман. Потери христиан составили 250 человек. Но эти цифры не включают галерных рабов, большинство из которых были христианами, которые, прикованные к своим местам на веслах, пошли ко дну вместе с девятью судами. Теперь Мустафа-паша лично руководил нападением на форт Святого Михаила. Пиале было приказано взять Сант-Анджело, и военно-морские силы перешли под командование заместителя Хасана Канделиссы. В перерывах между атаками турки без передышки обстреливали Биргу и Сенглею. Только на одном холме, Сант-Сальваторе, они установили тридцать восемь орудий, которые без устали обстреливали позиции христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По концам рукавов укреплены круглые бляхи с изображениями Евангелистов и Архангелов, наведенными финифтью, XVII века, и сверх того – новейшими медальонами академического стиля, с лучистыми коймами, греческой работы; по низу новая надпись излагает известное чудо; вышина креста 1,5 м. Запрестольный крест в соборе Лавры, выш. 1 и. 2 сант, и шир. 73 сант., из листового серебра, набранный камнями: изумрудами, сапфирами, бирюзами, принадлежит к древнейшим памятникам Афона, не позже X – XI столетия. Действительно, украшающие его медальоны, с погрудными изображениями: Спасителя, Богоматери, архангелов Гавриила и Михаила, высокого рельефа, явно, современны описанному выше Евангелию с горельефною фигурою Христа. На то же указывают и орнаментальные бордюры с прекрасными пальметками разных рисунков по краям. Архангелы еще представлены в хламидах с тавлиями. Типы привлекают своею античною округлостью. Памятник заслуживает описания и издания, но ни того, ни другого лаврское монашество пока не разрешает сделать. В алтаре собора Лавры и в ризнице сохраняются также: крест серебряный, шестиконечный, 30 и 17 сант., с частицею Св. Древа, работы или XVII века, хранится в особом кивоте, убранном тоже филигранью, образующею розетки и пальметки. Крест из лучших поздних филиграней и тоже убран яхонтами, алмазами и жемчугом, по углам большими ажурными шариками и под рукавами акантовыми ветвями со звездами из тех же камней. Крест серебряный, с чернью, 29 и 16 сант., с частицами Древа, хитона, трости, тернового венца, восьмиконечный, работы XVI или XVII века, хотя Барский называет его древнейшим. На престоле собора в Протате мы нашли замечательный крест из серебра (табл. XXIX), выш. 35 сант. и шир. 19, покрытый сплошною ленточною сканью из золоченого серебра. Рисунок древнего характера, в виде кружков с крестообразными розетками, но ленточки не так тонки, как в иконе Ватопеда. На обороте надпись: «кресте и пресвятыи знамение велико и страшное христа моего и бога тъ утврди и защити и укрпи ма всегда... (спо)доби мя и свтлости твоеи неизрченни служящаго ти яко хранител моего и желающаго тя от душу: CV MOV КРАТОС О VNAPXHC К CTAVPOC TΟΥ XV Н ΔVNΑMHC HAI ПОΘ ПРО .... на боковой стороне: «бже црь нашъ пржде вк сыи длая посреде земя жезлъ правлениа жезлъ твоего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Ф. Випарелли, ссылаясь на «Церковную историю» Ордерика Виталия ( ок. 1142), выдвинул предположение о том, что мощи М. были перенесены в Сант-Агата-деи-Готи в VII в. ( Viparelli F. Riproduzione delle memorie storiche sulla città e diocesi di S. Agata dei Goti con delle aggiunte e maggiori dilucidazioni sul conto di talune cose altra volta esposte. Napoli, 1845. P. 32-33). Впосл. это мнение поддержали нек-рые др. итал. исследователи ( Procaccini. 1883. Р. 25, 51; Pedicini. 1884. Р. 76-78), несмотря на то что оно не находит подтверждения в «Церковной истории» Ордерика ( Gaiffier. 1944. P. 5-6). После Сказания о втором перенесении мощей следует Сказание о посмертных чудесах М., к-рое начинается с повествования о некой женщине и ее лишенном рассудка сыне. Несчастная мать отправилась к мощам свт. Николая в Бари и долго просила у святого даровать ее ребенку разум. Устав от молитв, женщина заснула, во сне ей явился муж в белом одеянии и посоветовал пойти к мощам М. Взяв с собой сына, женщина отправилась на поиски места захоронения святого, но, придя на гору, где, как ей было известно, он подвизался, не обнаружила его останков. Сторож находившейся там полуразрушенной часовни сказал ей, что по воле гр. Роберта мощи М. были недавно перенесены в Сант-Агата-деи-Готи. Как только женщина с сыном вошла в этот город, мальчик выздоровел, после чего они отправились в базилику во имя М. и возблагодарили Бога и святого за чудесное исцеление. Этот рассказ служит подтверждением не только 2-го перенесения мощей М., но и широкой известности святого в Италии. Остальные чудеса - это исцеления жителей Сант-Агата-деи-Готи и др. городов Италии от различных недугов (головной и ушной боли, лихорадки, краснухи): в базилику, где покоились мощи М., больные приносили сделанные из воска части тела, к-рые нуждались в излечении и посвящали их святому в качестве дара. Последнее из описанных чудес связано с гр. Робертом, к-рый за 3 дня до празднования памяти М. находился в Беневенто и заболел лихорадкой. Граф сильно расстроился при мысли о том, что не сможет принять участия в торжествах, и решил, что, если ему все-таки удастся добраться до Сант-Агата-деи-Готи ко дню памяти святого, он непременно получит исцеление. Успев вовремя прибыть в город и войдя в базилику во имя М., Роберт тотчас выздоровел. Вероятно, это событие произошло между 1110 (освящение церкви в Сант-Агата-деи-Готи) и 1115 г. (год смерти графа).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

IV в., Испания). Композиционная схема, известная по античным напольным мозаикам (для ее обозначения К. Леманн ( Lehman K. The Dome of Heaven//Art Bull. 1945. Vol. 27. P. 1 - 17) ввел специальный термин «радиальный тип»), была приспособлена художниками для куполов христ. центрических построек (напр., мавзолея Санта-Констанца (не сохр.), Баптистерия православных, ок. 450, Равенна, капеллы Сант-Акуилино, ок. 400, Милан (не сохр.), баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте, 3-я четв. V в., Неаполь). Хризма. Мозаика баптистерия Сант-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 3-я четв. V в. Хризма. Мозаика баптистерия Сант-Джованни-ин-Фонте в Неаполе. 3-я четв. V в. В раннехристианский и ранневизантийский периоды М. становится ведущей техникой, применяемой для создания монументальной декорации христ. церквей (стены, своды, купола, алтарные ниши), а стекловидная паста (смальта) - главным материалом М. Помимо смальт различных оттенков с V в. используют тессеры золотого и серебряного цветов - их оптические свойства максимально подошли для передачи идеи сакрального пространства христианского храма, места обитания Бога, наполненного невещественным светом, обозначающим Его незримое присутствие. Вероятно, золотые нефигуративные фоны использовали уже в нач. IV в. в христ. базиликах времени имп. Константина I. Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг. На примере сохранившихся памятников IV-VI вв. обнаруживаются нек-рые устойчивые элементы в системе декорации этого времени, характерные для раннехрист. построек базиликального и центрического типов. На стенах центрального нефа базилики (напр., Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440; Сан-Пьетро-ин-Ватикано, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, 2-я пол. V в.; Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, нач. VI в.) помещали сцены из ВЗ и НЗ, в главной апсиде - образ Иисуса Христа (как правило, в варианте теофанического видения, напр. в базиликах Санта-Пуденциана в Риме, 410 - 417; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме; Сан-Витале в Равенне, ок.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Перестраивая готическую ц. Сан-Франческо (т. н. храм Малатесты - Tempio Malatestiano) в Римини (ок. 1450-1468, не окончена), он намеревался завершить ее с востока обширной купольной ротондой, напоминающей рим. Пантеон (реконструкции первоначального замысла: Ricci. 1924; Salmi. 1960; Ragghianti. 1965). Соединение базиликального тела храма с обширной ротондой на востоке напоминает ц. Сантиссима-Аннунциата с хором, предложенным Микелоццо. В главном фасаде ц. Сан-Франческо Альберти использует мотив 3-пролетной триумфальной арки (образец - арка Августа в Римини, 27 г. до Р. Х.). На боковых фасадах, оформленных аркадами на квадратных пилонах, он располагает надгробия заказчика Сиджизмондо Малатесты, его жены и др. представителей семейства, объединяя тему триумфа над смертью с темой круглого античного героона. Интерьер ц. Сант-Андреа в Мантуе Интерьер ц. Сант-Андреа в Мантуе Церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа, выстроенные Альберти в Мантуе, представляют собой образцы центрического и базиликального храмов, увиденные сквозь призму античного наследия. Проект ц. Сан-Себастьяно (1460-1529) ок. 1470 г. претерпел изменения, из-за чего первоначальный замысел не до конца ясен ( Lamoureux. 1979). Очевидно, что храм имел квадратное центральное ядро, перекрытое полусферическим куполом, с глубокими прямоугольными капеллами с апсидами с 3 сторон и вестибюлем, образуя тем самым в плане подобие греч. креста. Церковь должна была располагаться на высоком стереобате с лестницей, на фасад в виде плоской декорации был «наложен» портик античного храма. Проект ц. Сант-Андреа (1470, строительство 1472-1488) вдохновлен образом этрусского храма, воссозданным Альберти по описаниям Витрувия ( Krautheimer. 1961), а также базиликой Максенция на рим. форуме ( Theuer. 1912) и имп. термами (возможно, термами Диоклетиана), центральное помещение которых - «просторный и величественный атриум с целлами» ( Альберти. 1935. VIII 10) - он считал близким к этрусскому святилищу. Описанные у Витрувия 3 целлы (Там же.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Раскопками раскрыта базилика Санта-Мария-ин-Инсула в Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (к северо-западу от Изернии, обл. Молизе; между 824 и 842) с широким центральным нефом и апсидой; под ней сохранилась крипта Сант-Эпифанио в форме греч. креста. Девятинефная крипта (2-я пол. IX в.) сохранилась в аббатстве Сан-Клементе-а-Казаурия близ Торре-де-Пассери (обл. Абруццо). Уникальной была композиция ц. Санта-Мария-делле-Чинкуэ-Торри в Кассино (обл. Лацио, 778-797; не сохр.), 3-нефное строение имело обход и 5 башен. В трехнефной базилике, раскопанной на территории археологического комплекса рядом с ц. Сантисима-Тринита в Венозе (к северу от Потенцы, обл. Базиликата, V-VI вв.), была апсида-трифолий с полуциркульным обходом. Эта форма встречается и отдельно: небольшая ц. Сан-Лоренцо в Мезанье (близ Бриндизи, обл. Апулия; между V и Х вв.; Puglia preromanica. 2004. P. 249) - храм-триконх c прямоугольным притвором. Возводились однонефные сооружения, напр. церковь аббатства Сант-Анастазия в Понте близ Беневенто (VIII в.) или ц. Аннунциата в Прата-ди-Принчипато-Ультра близ Авеллино (обл. Кампания, VII в., перестроена) с огромным сводчатым нефом, с эллипсовидной апсидой в туфовой скале и с использованием сполий. Подобно северолангобардским аналогам, такие зальные храмы могли строиться в качестве дворцовых - Сан-Микеле-а-Корте в Капуа (2-я пол. IX в.), сохранившая тройные аркады входа и в интерьере, и Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно (между 774 и 787), встроенная в комплекс античных терм. Специфичной была типология 2-купольных сооружений, весьма характерных в дальнейшем для архитектуры Апулии. Этот тип появляется, судя по всему, на рубеже VII и VIII вв. в Беневентском герцогстве (Ibid. P. 148), хотя датировки этих, преимущественно сельских, грубых по исполнению сооружений очень условны. В Беневенто сохранилась ц. Сант-Иларио-а-Порт-Ауреа (VIII в.) с куполами разной высоты. Ко времени, «когда 2-купольный тип был экспериментальным» (Ibid. P. 116), относят также руинированную ц. Сант-Аполлинаре близ Рутильяно, к юго-востоку от Бари (VIII в.) - небольшое зальное сооружение с 2 купольными сводами, которые могли иметь конусовидные или пирамидальные кровли, и маленькую ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010