На богослужении присутствовали заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь В.Г. Жевняк, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь М.В. Бабич. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Духовского кафедрального собора г. Минска (регент В.И. Соболевский). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой многочисленные верующие могли следить на большом экране, установленном на площади перед собором. По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Павел приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону блаженной Валентины Минской. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Для меня особая радость в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы прибыть в город Минск и вместе с вами помолиться в этом кафедральном соборе. Белая Русь — это особая часть исторической Руси. Здесь с глубокой древности теплился огонь православной веры. Из истории хорошо известно, что Полоцкая епархия стала одной из самых первых епархий в истории Русской Православной Церкви, потому что вскоре после крещения киевлян были крещены и жители города Полоцка. Поэтому Белая Русь связана с самими истоками православной веры на нашей земле. Трудна история этого места. Белоруссия подвергалась многим испытаниям, самым страшным из которых стала Великая Отечественная война. Враг с особой жесткостью терзал эту землю, но вражеский напор вызвал невиданное сопротивление народа, подобного которому не было нигде, и во многом благодаря этому народному сопротивлению иссякли силы врага. И в послевоенное время здесь было непросто. Помню, как с Белорусской земли доходили вести о крайне неблагоприятном отношении местных властей к Церкви, о том, как непросто протекает здесь церковная жизнь. Но ведь по милости Божией, благодаря вере наших родителей и дедов, благодаря вере старшего поколения вера православная как здесь, так и по всей Руси сохранилась и сегодня приносит свои плоды.

http://patriarchia.ru/db/text/5282267.ht...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил А.Г. Лукашенко за организацию переговоров по урегулированию ситуации на Украине. «Сегодня наша Церковь является единственной силой на Украине, которая сохранила миротворческий потенциал, потому что она не отождествила себя ни с одними, ни с другими, — подчеркнул Первосвятитель. — Почему? А потому, что и там, и там православные люди, потому что и там, и там страдают, и там, и там погибают. Невозможно разделить паству по политическому принципу. Когда в Советском Союзе в начале 90-х годов происходили известные события, многие призывали нас занять определенную политическую позицию: " вы должны выступить против одних, поддерживая других " . Но мы отвечали: " мы этого делать не будем, потому что наша паства и там, и там " . Вот и сегодня мы осуществляем миротворческую миссию, которая воспринимается по-разному, поскольку каждый хотел бы иметь Церковь на своей стороне. Но как только она встает на сторону одной из сил против другой, она теряет свой миротворческий потенциал». Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Патриарх наградил Президента Республики Беларусь орденом преподобного Серафима Саровского I степени и преподнес главе государства икону святого равноапостольного князя Владимира. Вечером 20 июня в канун недели 3-й по Пятидесятнице, праздника Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении иерархов и духовенства совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Патриарха приветствовал митрополит Минский и Заславский Павел. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом о значении подвига равноапостольного князя Владимира для народов исторической Руси. После Днепровской купели «православная вера стала духовной, культурной основой жизни нашего народа. Объединились племена, и возникло мощное государство, которое поражало воображение соседей, государство, в котором национальная жизнь, возвышенная христианской верой, стала приносить удивительные плоды. И все мы с вами являемся наследниками того, что совершил князь Владимир», - сказал, в частности, Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/pervosvyatitels...

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом соборе Минска 13 октября 2018 г. 21:57 13 октября 2018 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. Перед началом богослужения у врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Патриарший экзарх все Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел , духовенство и миряне Белорусской Православной Церкви . Его Святейшеству сослужили: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан ; архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий ; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий ; архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий ; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бобруйский и Быховский Серафим ; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Нарвский и Причудский Лазарь ; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; протоиерей Иоанн Хорошевич, настоятель храма равноапостольной Марии Магдалины г. Минска; архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии, ключарь кафедрального собора; архимандрит Сергий (Акимов) , ректор Минской духовной академии ; духовенство Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5282267.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечернего богослужения в минском Свято-Духовом кафедральном соборе 21 июня 2015 г. 08:02 20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие матушки игумении! Братья и сестры! Хотел бы всех вас сердечно поздравить с замечательными праздниками, о которых только что сказал владыка экзарх. Действительно, в этом году вся наша Церковь, весь народ Святой Руси вспоминает 1000-летие со дня кончины своего крестителя — святого равноапостольного князя Владимира. Очень много написано о жизни святого равноапостольного князя и в научных трудах, и в популярной литературе. Известно, что он был замечательным государственным деятелем. Известно, что именно он объединил разрозненные славянские племена, и объединил их не только силой государственной власти. Князь Владимир сознавал, что невозможно силой меча создать из разрозненных племен единый народ, что воздействия государственной власти недостаточно, чтобы сохранять единство на огромном географическом пространстве. Он понял, что этого невозможно сделать и опираясь на язычество, к которому принадлежало большинство славян, живших на территории древней Киевской Руси. И вознамерился князь Владимир привести людей к такой вере, которая не только просветила бы их разум, их сердце, не только подняла их культуру, не только возвысила их дух, но и помогла бы жить всем вместе. Движимый этими высокими мыслями, он обратил свой взор к православному царству — к Византийской империи, к центру тогдашнего мира, и повелел, чтобы народ принял крещение из рук православного духовенства. Мы знаем, что замысел великого князя в полной мере осуществился. Вслед за ним крестилась Русь, и у людей, очень отличавшихся друг от друга, враждовавших и часто воевавших друг с другом, появилась единая духовная основа совместной жизни. А сила христианства, сила православной веры такова, что, прививая высочайшие богооткровенные нравственные истины, она соделывает нового человека, способного преодолевать разделение и грех мира сего.

http://patriarchia.ru/db/text/4128395.ht...

Епископ Серафим (Соболев) (1881–1950) в ноябре 1920 г. был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В эмиграции с ноября 1920 г. Управлял приходами РПЦЗ в Болгарии. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Алексий (Громдский) (1882–1943) в 1908 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908–1917 гг. совершал служение в Холмской епархии, в 1917–1918 гг. в Бессарабии. В 1918 г. возведен в сан протоиерея. В 1918–1921 гг. преподаватель, а в 1921–1923 гг. ректор Кременецкой духовной семинарии. В 1922 г. принял иноческий постриг и был рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. В 1922–1923 гг. временный управляющий Гродненской епархией, в 1923–1934 гг. епископ (с 1928 г. архиепископ) Гродненский и Новогрудский. В 1934–1940 гг. архиепископ Волынский и Кременецкий. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата и назначен архиепископом Ровенским и Кременецким. В 1941–1943 гг. митрополит Волынский и Житомирский, Экзарх Украины, Предстоятель Украинской Автономной Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. Убит в 1943 г. Газета «За свободу» издавалась в 1920–1932 гг. русскими эмигрантами в Варшаве. В 1920–1921 гг. газета выходила под названием «Свобода». Редакция газеты находилась под идейным влиянием Б.В. Савинкова и декларировала активную антибольшевистскую позицию. Dixi – лат. «я сказал». Улада – (белорусск.) власть. Святковать(белорусск.) праздновать. «Это польский праздник, а наш еще прийдет» (белорусск. диалект). Ныне деревня в Ивацевичском районе Брестской области (Беларусь). Ныне райцентр Брестской области (Беларусь). В настоящее время имеется две деревни с таким названием в Брестской области, шесть деревень в Гродненской области и две деревни в Минской области. Поэтому не представляется возможным точно определить, какую из деревень имеет в виду архимандрит Тихон. Декан – благочинный. «…если деньги дадите» (белорусск. диалект). «Священниками-наемниками» (белорусск. диалект).

http://bogoslov.ru/article/6192400

(в День поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову), 13 марта 2016 г. (в Неделю сыропустную), великое повечерие с литией и утреню - 6 апреля 2016 г. (в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), утреню с чтением Великого акафиста Божией Матери - 15 апреля 2016 г. (в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), всенощные бдения - 8 июня 2016 г. (в канун праздника Вознесения Господня), 13 августа 2016 г. (в канун праздника Происхождения/изнесения/Честных Древ Животворящего Креста Господня), 17 сентября 2016 г. (в канун Недели 13-й по Пятидесятнице) и 1 октября 2016 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, по Воздвижении), Божественную литургию - 23 октября 2016 г. (на празднование памяти святых отцов VII Вселенского Собора), 26 ноября 2016 г. (в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского), Литургию Преждеосвященных Даров - 1 марта 2017 г. (в среду первой седмицы Великого поста) и 12 апреля 2017 г. (в среду Страстной седмицы, день памяти преподобного Иоанна Лествичника), всенощные бдения - 4 марта 2017 г. (в канун Недели 1-й Великого поста), 1 апреля 2017 г. (в канун Недели 5-й Великого поста), утреню и вечерню - 13 и 14 апреля 2017 г. (в канун пятницы Страстной седмицы и в Великий Пяток), Божественную литургию - 14 мая 2017 г. (в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне), всенощное бдение - 16 сентября 2017 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице), всенощное бдение и Божественную литургию - 9 и 10 декабря 2017 г. (в неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Знамение»), всенощные бдения - 3 февраля 2018 г. (в канун Недели о блудном сыне) и 17 февраля 2018 г. (в канун Недели сыропустной), великое повечерие - 19 февраля 2018 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста), всенощное бдение - 10 марта 2018 г. (в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), утреню - 23 марта 2018 г. (в канун субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), и 20; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 35; 36; 37; 38; 39; 42; 43; 44; 45; 46; 48; 49; 51; 52; 53; 54; 81; 88; 101; 110; 124; 125]

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

И чакольской поп почал канун молити Всемилостивому Спасу, въ Троицы славимому Богу, и Пречистой Богородицы, и всем святым. И яз, Еуфимей, почалъ говорити попу Феофилакту: „Попъ, будет ты хошь меня слушати, и ты меня слушай Пречистой Богородицы наказаная». И поп говорил: „Яз Пречистой Богородицы наказаная рад слушати”. Еуфимей говорилъ: „И ты пой молебен звоном Пречистой Богородицы. И яз вам Пречистые Богородицы наказание без трудовъ скажу». И попъ не пивъ канонъ и почалъ пти молебен звономъ Пречистой Богородицы. И на молебне заплъ попъ ирмос. И наиде на меня Божей трус и Пречистой Богородицы наказание. Меня, Еуфимия, заломило на хребет, и стала меня тружати Пречистая Богородица. „О Владычица Пресвятая Богородица! Пощади! Рад яз твое наказание в мир сказывати!”» А труды его видели все православные крестьяне. И отпвъ молебенъ, и почали канун молить, и Еуфимию канун молить даваютъ. И Еуфимей молит канун, а не пьет. «И крестьянинъ Шеймогорской волости именем Мосй канун дал молить мн, Еуфимию. И язъ, Еуфимей, почал канун молити Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице. И меня, Еуфимия, почало тружати с кануном, а канун в туяс на рук на одной. А меня, Еуфимия, заломило на хребет и тружало много с кануном». А Еуфимей говорил: «Тот канун доходен Пречистой Богородицы. Православные крестьяне, молитесь Богу, обратитесь!» И попъ моля канун. И в скопкар 375 осталось канун, и Еуфимей говорил: «Кануну не оставливайте, пейте все!» А преже того было, канун оставливалъ пономарь и попъ. И Еуфимей говорилъ: «В томъ грхъ великъ, и посл того оставливают канун в церкви и пьют». «И посл вечерни почали канун пить мирьской, а мн, Еуфимью, поп далъ просвиру, и говорилъ: „Ты кануну не пьешь с нами”. И с того меня Пречистая Богородица за то меня тружало – а труды мои видлъ весь миръ – и за то мн, Еуфимию, тружание было, что младенцы меж собою сквернятся и церкви Божии сквернят. А то вы и сами вдаете, что надоб глупых побечетчи». А у нас про то сыскалось: что робята межи собою укорялись, а жены траву жали в кусте и то слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 203 об. Канон за единаго умершаго с предисловием. л. 218. Молитва пред образом пресв. Богородици Владычици нашея и Приснодевы Мария. л. 226. Молитва пред иконою Владычня образа. Далее: исповедание иноку на всяк день. л. 234. Последование ко св. причащению. См. 267 л. 255. На обор. л. 4 между прочим записаны роды Зосимы соловецкаго чюдотворца, Макария (желтоводскаго), Сергия и Никона радонежских. На обор. л. 215 скорописью: Лета 7145 (1637) переплетал сию книгу Николской поп Власей Иосифов сын (приметно) Корелькин. 296. (1265.) Канонник, полууст., нач. XVII века, в осьмую долю, 156 листов. л. 1. А се всей книзе сказание главам. л. 2. Канун чесному Кресту. л. 12. Канун преч. Богородицы Одигитрею. л. 22. Канун св. препод. богоотец Иоакиму и Анне. л. 33. Канун архистратигу Михаилу. л. 42. Канун блаж. Василию Христа ради уродивому, московскому чюдотворцу. л. 58. Канун святителю Николе, творение Феофаново. л. 68. Канун св. великомученику Георгию. л. 79. Канун св. Великомученице Екатерине, творение Феофана. л. 92. Канун св. апостолу Петру. л. 100. Канон св. пророку Илъи. л. 110. Канун св. Ивану Предтечи. л. 119. Канун общей препод. чюдотворцам Зосиму и Саватию соловецкым. л. 137. Канун всем Святым по вся дни гл. 6. Приписи разных почерков; на верхней коже: А ся книга Офонасья Новосилскова Федорова сына; на обор. оглавления: Максима Черемисинова Троицы Сергиева монастыря (монаха, упом. 1616 г.); на обор. конечного белого листа: Сия книга Тимофея Моисеява сына Злобина. 297. (1262.) Канонник, полууст., в скоропись переходящий, XVII века, в осьмую долю, 166 листов. Каноны общеупотребительные, числом 7. В начале ркп. приложено правило келейное, а в конце (л. 142) разные изречения духовных и светских писателей, (л. 157 об.) Алф(ав)ить Иларионона (sic), инока заточеннаго, надписание епистолиямь, яко всякому в предословие по азбоце человеку послати. Последняя статья напечатана с сего списка в Временнике москов. Общ. Истории 1851 года 10. 298. (1256.) Канонник, скороп. мелкая, XVII века, в осьмую долю, 379 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Чакольский же житель, крестьянин Евфимий Федоров сын, по прозвищу Елка, которого и прежние страдания и видения известны были. «И я, Евфимий, по прозвищу Елка, молился в Троице прославляемому Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым. И начал я Божию благодать в себе таить и наказания Пречистой Богородицы миру не стал рассказывать из-за мирского сомнения и осуждения. И заговел я в пост святых апостолов Петра и Павла по иерейскому попову благословению, а постились первую неделю Петрова поста. Все крестьяне Чакольского стана дали обет варить канун к первому воскресенью Петрова поста в нынешнем 121-м (1613) году. И в воскресение Христово отстояли святую литургию и после канона тропари и „Свято” отговорили. И чакольский поп начал над кануном молитвы читать Всемилостивому Спасу, в Троице прославляемому Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым. И я, Евфимий, начал говорить попу Феофилакту: „Поп, будешь ли ты меня слушать, и ты послушай Пречистой Богородицы наказание”. И поп отвечал: „Я Пречистой Богородицы наказание рад слушать». Евфимий говорил: „И ты служи молебен Пречистой Богородице со звоном. И я вам Пречистой Богородицы наказание без страданий возвещу». И поп не пил канун, и начал служить молебен Пречистой Богородице со звоном. И во время молебна запел поп ирмос. И нашла на меня мука Божья и Пречистой Богородицы наказание. Меня, Евфимия, заломило на спину, и стала меня мучить Пречистая Богородица. „О, Владычица Пресвятая Богородица! Пощади! Рад я твое наказание миру сказывать!”» А страдания его видели все православные христиане. И отпели молебен, и начали над кануном молитву творить, и Евфимию молиться над кануном дают. И Евфимий над кануном молится, а не пьет. «И крестьянин Шеймогорской волости по имени Мосей дал мне, Евфимию, канун для молитвы. И я, Евфимий, начал молитву читать над кануном Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице. И меня, Евфимия, начало мучить с кануном, а канун в туеске на одной руке . А меня, Евфимия, заломило на спину и мучило сильно с кануном». А Евфимий говорил: «Тот канун приемлет Пречистая Богородица. Православные христиане, молитесь Богу, переменитесь!» И поп благословлял канун. И в скопкаре канун остался, и Евфимий говорил: «Кануна не оставляйте, пейте весь!» А прежде того случалось, что пономарь и поп канун оставляли. И Евфимий говорил: «В том грех великий, что оставляют канун в церкви и пьют». «И после вечерни начали пить канун мирской, а мне, Евфимию, поп дал просвиру, и говорил: „Ты кануна не пьешь с нами». И за то меня, Евфимия, Пречистая Богородица мучила, – а страдания мои видел весь мир – и за то мне, Евфимию, страдание было, что младенцы между собою ругаются и церковь Божию сквернят. А о том вы и сами ведаете, что надо глупых побранить». А мы об этом узнали: ребята между собою ругались, а женки траву косили в кустах и то слышали. Богу нашему слава ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > В православной Белоруссии большой праздник День памяти Минской иконы Богородицы 26.08.2022 562 Время на чтение 6 минут Всебелорусский крестный ход завершился в Минске торжественным шествием от храма Покрова Пресвятой Богородицы к Свято-Духову кафедральному собору, передает корреспондент БЕЛТА. Всебелорусский Крестный Ход закончился шествием по центру Минска и божественной Литургией на площади около Свято-Духова Кафедрального собора, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении всех архиереев Белорусского Экзархата. День явления Минской иконы Богородицы особый не только для минчан и Минска, главным праздником которого поистине и должен стать данный день. Он может стать таковым и для всей Руси. Минская икона Божьей Матери написана самим апостолом Лукой с Богородицы и затем столетия пребывала в Константинополе и была той самой иконой, которая была направлена в дар навстречу равноапостольному князю Владимиру при его прибытии в Херсонес для принятия крещения и встречи с царственной невестой Анной. С ним она прибыла в Киев и впоследствии пребывала там до очередного разорения Киева крымскими татарами, когда она была брошена в воды Днепра, откуда чудесным образом против течения доплыла до Минска, где и остановилась, излучая свет. Этим чудом был данный явный знак некоего особого избранничества Минска – на тот момент одного из поветовых (уездных) городов ВКЛ. Вскоре после явления иконы была заключена трагическая для Белой Руси и всего Русского мира Люблинская уния, после чего Минск – хоть и вырос в статусе до центра воеводства (губернии), до самой Революции 1917 года продолжал быть небольшим городом с преимущественно еврейским и также польским населением. Однако события XX века постепенно превратили его в столицу Белой Руси, где число православных храмов после распада СССР выросло в 7 раз (а приходов – в 13) и которая в наши дни может еще исполнить свое особое предназначение для всего Русского мира Втреча крестоходцев у Свято-Духова кафедрального собора предварила Соборную Божественную литургию, которую совершает митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении духовенства Белорусской православной церкви. После Божественной литургии Патриарший Экзарх совершит молебен перед чудотворной иконой Божией Матери " Минская " в Свято-Духовом кафедральном соборе.

http://ruskline.ru/politnews/2022/08/26/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010