Закрыть itemscope itemtype="" > Детство и юность Илиодора (Труфанова) 04.06.2018 2086 Время на чтение 22 минут От редакции : Ранее мы опубликовали два очерка астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой об одной из самых колоритных и одиозных фигур церковно-общественной жизни России начала ХХ века иеромонахе Илиодоре, который стал впоследствии расстригой. Теперь автор предлагает нам третий очерк о своем герое. В письме в редакцию Яна Анатольевна сетует на реакцию читателей, что «одиум, окружающий имя о.Илиодора, мешает воспринимать материал о нем беспристрастно». Это справедливо, но это и неизбежно. Как можно по-другому воспринимать рассказ о человеке, дальнейшая судьба которого известна, и она не вызывает симпатии у любого не то что православного, но и просто честного человека?! Однако мы продолжаем публиковать очерки Яны Седовой, потому что в них содержится много интересной информации о ситуации в России и в Церкви кануна революции. Рассказ о жизни и деятельности Сергея Труфанова помогает понять дух эпохи, в которой и стала неизбежной революции. Сергей Михайлович Труфанов родился в 1880 г. на хуторе Большом Мариинской станицы 1-го Донского округа Области Войска Донского. Отец, Михаил Максимилианович Труфанов, «скромный псаломщик, до глубины души верующий человек» , прослужил 47 лет в одном и том же храме, находясь там «целыми днями напролет» . Его жена Надежда была «простая, добрая женщина, отдавшая всю свою жизнь на воспитание детей» .По свидетельству сына, супруги «не знали ничего, кроме религии. Она наполняла всю их жизнь» . Из 13 детей, родившихся у Труфановых, пятеро умерли во младенчестве. Однажды, когда отец семейства заболел, Надежда оставила дома маленькую дочь и повела старших ребятишек в школу. Вернувшись, мать нашла ребенка мертвым. Сергей Михайлович полагал, что причиной смерти его маленьких братьев и сестер было недоедание. Весь семейный доход составлял 13 рублей в месяц. Сидели на хлебе и воде, ели суп из одной лапши. Как-то раз мать встала из-за стола, с плачем воскликнула: «Боже, как я прокормлю всех этих детей?» и упала в обморок .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/201...

Когда же дозволяется венчать? Браки должны совершаться днём, а не после вечерней службы и не в вечернее время. (Инстр. Благоч. п. 24). Самым благоприятным временем для совершения брака считается время после литургии (Корм. Гл. 50) так, чтобы жених и невеста приступали к таинству брака, по крайней мере, до принятия пищи и пития в память того, что в древности, жених и невеста, пришедшие в церковь для бракосочетания, не выходя из нея, приобщались Святых таин 43 . Не дозволяется венчать брак в следующие дни в году: 1) С кануна рождественского поста или с 14 ноября по 6-е января. 2) От недели мясопустной (т.е. С воскресенья перед масленицей) до Фомина воскресенья. 3) Во весь Петров пост (т.е. От первого воскресенья после Троицина дня до 29-го июня); 4) во весь Успенский пост от 1-го до 15-го августа). 5) Кроме того не дозволяется совершать браков по вторникам и четвергам или, что то же, в вечерия среды и пятка, а также накануне 29-го августа, и накануне великих 44 праздников и дней воскресных в продолжении целого года. Законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, во дни и часы для сего назначенные, непременно при церковниках, при двух или трёх свидетелях, совокупно с обручением и во всём сообразно правилам и обрядам Православной Церкви. (Т. Х, ч. 1. Зак. Гр. ст. 31. Инстр. Благ. п. 24). Брак, совершённый тайно без свидетелей, законным не признаётся (Корм. гл. 50). Не дозволяется венчать несколько браков вместе, но каждый должен быть венчан отдельно. (Опр. Св. Синода 1733 г. июня 3-го дня). Что значат Церковные обряды, совершаемые во время бракосочетания? В назначенный день и час приводятся в храм жених и невеста в сопровождении свидетелей. После того, как жених и невеста и поручители по них удостоверять своею подписью произведённые обыски, священнослужители выходят из алтаря на средину храма с Крестом, как со знамением присутствия Христова на браке, и с Евангелием, как с руководством по жизни, и полагают их на аналогий (налой).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Провожал Преосвященного до парохода сам адмирал. На броненосце снова заиграла музыка и раздались 13-ть выстрелов, далеко разнесшихся по окрестности, которыми адмирал чествовал, по морскому уставу, Преосвященного, как «3-го флагмана русского флота». Вскоре по прибытии Преосвященного, пароход тронулся. В это же время раздались пушечные салюты с броненосца «Александр II-й» в честь г. посла, тоже одновременно с нами оставлявшего Афон, и ответные с «Черноморца» в честь адмирала Бирилева. Весь Афон заволокло густым облаком пороха многочисленных салютов. Величественное и внушительное зрелище! Так закончились дни торжеств на Афоне. Они глубоко запечатлелись в памяти участников и очевидцев их и несомненно сохранятся в истории Афона и в особенности русского монашества на Афоне. Устроились мы на пароходе, благодаря любезности И. А. Иванова , прекрасно. Нам отвели всю общую каюту первого класса, в котором, кроме Преосвященного и македонского консула Машкова с женой, не было больше пассажиров, и предоставили в наше распоряжение кормовую часть парохода, примыкавшую к 1-му классу. Вечер этого дня закончился у нас богослужением по случаю кануна воскресения. Всенощную совершил о. Анастасий на верхней палубе парохода, обратясь лицом к св. горе, долго не скрывавшейся из виду. Пели мы вместе с Преосвященным и профессорами. На палубу собрались все пассажиры. По мере того, как мы отплывали дальше и небо темнело, Афонская гора заволакивалась туманом, но долго еще виден был вдали ее темный силуэт. Но вместо внешнего Афона, постепенно скрывавшегося с наших глаз, в наших головах с большей рельефностью стал обрисовываться мысленный Афон, как результат впечатлений, полученных и пережитых нами во время пребывания нашего там. Афон как бы самой природой предназначен для созерцательной, монашеской жизни. И действительно, трудно найти уголок, который бы был более пригоден для монашеских подвигов, чем Афон. Изолированный от всего мира, со своими скалистыми неприступными берегами, Афон сам по себе является как бы громадным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского). Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) Вид на Казанский собор. Фрагмент гравюры «Красная площадь в Москве». 80-е гг. XVIII в. Худож. Ф. Гильдердинг (ГРМ) В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо. Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

За службою в неделю Всех Святых «вечер» следуют «богородичны на Пасху воскресново кануна» (364–366). 271. Триодь Цветная , в четвертку, неполная, 235 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–11 приписка: «Книга Треодь Козмодемянская от старого Воскрееения с прошадки». Рукопись начинается службою в 4-ю неделю по Пасхе. За службою в неделю Всех Святых (209 об.– 230) следуют пасхальный канон (230–234 об.) и октения на шествие Святаго Духа (234 об.–235 об). 272. Триодь Цветная , в восьмушку, 422 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. На л. 421 об. запись тем же почерком, что в рукописи: «Слава Свершителю Богу всякому делу благу и ныне и присно и в векы веком аминь. Списана бысть книга Треодь Цветная лета 7087 (1576) го месяца априля 16 день стяжанием раба Божия Герасима Иаковлева сына Софонтиева. А писал многогрешною рукою Коземка Герасимов сын и де будет описался и вы господи Бога ради не клените, собою исправливайте, а вас Господь Бог помянет во царствие своем». На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью XVIII в.: «Сия книга Трефолой Георгия церкви на Шиленге». Пасхальный канон положен на ноты (266–276 об.). За службами Цветной Триоди помещены последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления (372–421). 273. Триодь Цветная , в четвертку, без начала, 573 л., полууставом нескольких почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–29 приписка: «Книга Триодь Цветная Вологодского уезда церкви Воздвижения честного Креста Господня что в Каменском конце.» Рукопись начинается продолжением службы великого понедельника, а оканчивается неполным каноном в великую пятницу (569 об.–573), который следует за службою в неделю Всех Святых. 274. Триодь Цветная , в четвертку, 453 л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Рукопись оканчивается службою в субботу 2 недели по Пасхе. 275. Триодь Цветная , в четвертку, 437 л.л., полууставом XVI–XVII в.в., с одною заставкою, в кожаном переплете; верхния поля 85–437 листов порваны иногда с ущербом для текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леона, за то, что тот называл свою кафедру апостольской (подробнее о культе И. З. в Сантьяго-де-Компостела см. в ст. Сантьяго-де-Компостела )). Согласно др. традиции, часть мощей И. З. хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в. наличие частиц мощей И. З. отмечается в разных церквах Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, частицы мощей И. З. хранятся в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме (В помощь правосл. паломнику: Кр. описание нек-рых священных мест Рима и находящихся в них вселенских святынь//Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. М., 2004. С. 58). В наст. время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь И. З. в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое существует и в наст. время. В храме имеется частица мощей И. З., переданная из Испании. Память И. З. Под 15 нояб. в ряде визант. календарей отмечалось «заколение», или «убиение ап. Иакова, брата Иоанна Богослова». Древнейший иерусалимский Лекционарий, сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал 29 дек. память И. З. вместе с ап. Иоанном Богословом ( Renoux. Lectionnaire arménien. Fasc. 2. P. 373; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 16). Совр. Армянская Церковь празднует день памяти И. З. 28 дек. Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.) Крещение Господне. Персонификация двух рек. Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об.) В сир. Мартирологе 411 г. память И. З. вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2 апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в котором память И.

http://pravenc.ru/text/200321.html

1245 По суждению «Цер. Вестника», чтение «заупокойного кануна» грамотными девушками в родительские субботы (преимущественно в «радоницу», после отпетой на могиле священником панихиды) есть самочинное вторжение простецов в частное богослужение и не должно быть допускаемо (сн. выше, 1 примеч. к 1295 стр.); если прихожане приглашают девушек к чтению означенного кануна вследствие торопливости совершения священником на могилах панихид, то нужно иметь в виду, что, согласно 35–36 ст. Уст. Д.К., богослужение должно быть совершаемо «без поспешности»; при значительном же количестве панихид, следует совершить одну общую панихиду в церкви (можно и на кладбище), а затем на могилах петь лишь литии, объяснив поминающим своих родственников, что особая панихида на могиле может быть совершена ими и в другое время, помимо родительской (Ц.В. 1893, 32). 1246 В некоторых случаях указанное в «Росписи» поминовение переносится на другие дни. – Так, если по ком из поименованных в «Росписи» лиц поминовение случится «во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни», то «по таковым те поминовения чинити по субботам тех седмиц; по которым же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботой Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий и на Страстной и Светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинити в неделю Фомину во вторник» («Панихидная роспись» по Высоч. лицах, изд. С.-Петерб. Син. Типогр.). – Так как в 1899 г. поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II (1-го марта) и Александра III-ro (26-го февраля) совпали – первый с понедельником первой седмицы Великого поста, а второй с пятницей Сырной седмицы, когда, по Уставу Церкви, не положено совершение Божественной литургии, то Св. Синодом от 13–15 янв. того же года было определено: перенести в означенном году поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II и Александра III с вышеуказанных дней на субботу Сырной седмицы, 27-го февраля (Ц.Вед. 1899, 4). – В 1905 г., по случаю совпадения 1-го марта со вторником 1-й седмицы Вел. поста, определением Св. Синода от 16 февр. того же года поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра II-ro было перенесено с вышеуказанного дня на субботу Сырной седмицы, 26-го февраля (Ц.Вед. 1905, 8, офиц. ч.). – См. также выше, 2 прим к 652 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В XVII в. служба царевичу Иоасафу издавалась в разных вариантах: 3 раза в составе служебных Миней (1645, 1666, 1690), в 1680 г.- в составе издания текстов, посвященных преподобным Варлааму и Иоасафу Индийским, осуществленного Симеоном Полоцким (см.: Сидорова Л. П. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» в изд. Симеона Полоцкого//Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982. С. 134-151. (Рус. старопечатная лит-ра, XVI - 1-я четв. XVIII в.)). В ноябрьской Минее 1690 г. представлен наиболее полный вариант службы. Служба прп. Макарию Калязинскому содержит 2 канона. В каноне 8-го гласа «Отверзи ми, Христе, устне воспети подвиги угодника Твоего…» прославляется жизнь святого, в каноне 1-го гласа «Ума чистыми светлостьми Божественная зря…» говорится преимущественно о мощах преподобного и о чудесах от них. В большинстве списков и изданий службы нет указаний и др. признаков наличия акростихов в обоих канонах. Несмотря на это, Ф. Г. Спасский считал автором службы на память прп. Макария Калязинского книжника XVI в. Романа, подпись которого он предположил в сочетании начальных букв 9-й песни «РОМН» 1-го канона в печатной Минее. Однако в нескольких списках этой службы на месте этого сочетания обнаружена акростишная подпись Маркелла «МРКЛ» ( Гадалова. 2002). Подпись в этих списках сопровождает надписание к 1-му канону: «Аще хощеши уведати имя списавшаго, то у девятыа песни изообрящеши начальными словесы перваго кануна у стихов». Одновременно в 9-й песни 2-го канона появляется буквосочетание «МАКЛ», отсутствующее в большинстве списков. И хотя надписания ко 2-му канону нет, это буквосочетание также следует признать подписью М., приняв во внимание бережное отношение редактора к первоисточнику. Большинство песнопений службы оригинальны, лишь нек-рые из них (славник на стиховне, седален по 2-й стихологии, стихира по 50-м псалме, богородичен после светильна и славник на хвалитех) заимствованы из общей службы преподобному. Ряд песнопений великой вечерни восходит к полному варианту проложного Жития Никиты Переяславского - тексту, содержащему искаженные данные о жизни подвижника, противоречащие др.

http://pravenc.ru/text/2562308.html

Отличный жаркий день с приятным бризом. После утренней прогулки принял Мамантова и Самарина. Завтракал и обедал Мордвинов (деж.). Обошел с ним Баболовский парк. Покатался в байдарке и Алексей в шлюпке. После чая принял Танеева. Вечером покатались в Павловске. 17-го июля. Пятница. Сегодня стало прохладнее — с 20° спустилась темп. до 14°. Завтракали: Георгий и Силаев (деж.). Принял Куломзина, назначенного председат. Государственного Совета. Погулял с дочерьми и покатался с Алексеем на прудах. К чаю неожиданно приехал Сандро, а затем Ксения и Ирина. Затем принял последовательно: Маркова, Горемыкина и Поливанова. Обедали у Аликс в комнате из-за свежести на балконе. Занимался до 11 час. 18-го июля. Суббота. В 10.10 отправился в город с Ольгой и Татьяной на Адмиралтейский судостроительный завод. Обошел верхнюю палубу гиганта лин. крейс. “Бородино”, спуск которого прошел блистательно. Поговорил с ранеными офицерами и на катере прошел мимо массы раненых нижних чинов на набережной и на “Измаиле” с другой стороны. Затем перешел на я[хту] “Нева”, где Григорович угостил нас прекрасным завтраком. Погода была солнечная, ветер с моря. Вернулся в Ц. С. в 2 1/2. Принял Алека. Погулял с Н. П. Сабл[иным] (деж.) и покатался в байдарке. В 5 1/2 принял кн. Щербатова. Поехал с дочерьми ко всенощной, по случаю кануна дня прославления преп. Серафима был крестный ход вокруг собора. После обеда покатались в Павловске. Читал. Несмотря на свежий вечер посидели и чай пили на балконе. 19-го июля. Воскресенье. Сегодня знаменательная годовщина объявления нам войны Германией. После обедни был крестный ход и молебен перед главным входом в собор — препод. Серафиму Саровскому . Молились все особенно горячо! Отец А. Васильев сказал очень теплое слово. В 1.30 поехал с Мари, Анастасией, Алексеем и Саблиным в Петергоф. Погулял с показал помещения Коттеджа и Фермы. Выкупались в море после дочерей. Алексей ездил на двойке. День стоял отличный и почти тихий. Напились молока и наелись фрукт и овощей. Уехали после 6 ч. через Ропшу и Красное Село; прибыли домой в 7.40. После обеда долго читал. У Аликс болела голова и она легла пораньше.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В четвертый период, в течение седмиц Четыредесятницы, творения св. Ефрема, положенные в Алексеевском и Евергетидском Уставах безраздельно на утренях и на часах, кроме 1-го (и 6-го, на котором здесь вообще чтений не полагается), по Иерусалимскому Уставу читаются только на утрене по 1 и 2 кафизмах; по третьей же кафизме полагается чтение из Лавсаика – книгъ ласаико; тот же «Лавсаик» читается и по 3 п. канона: по 6 п. канона материал для чтений дает синаксарь – чтее въ синаксари 796 . Следуя порядку Евергетидского Типикона, Иерусалимский Устав указывает в Четыредесятницу для воскресных дней и суббот 797 , начиная с недели сыропустной, особую чередную книгу, именно, одну из тех, которую указывает для них Евергетидский Типикон – Шестоднев «Златоуста» 798 : начинае , замечается на утрене сыропустной седмицы. Чести кни шестоднец златоутго а – 799 ; Из нарочитых чтений круга седмичного Иерусалимский сохраняет общие Алексеевскому с Евергетидским, именно 800 : беседу Василия Великого на Лyk. XII, 18 , приуроченную Алексеевским и Евергетидским к неделе между 17–18 ноября – подобаеть же вдат , замечается под 14 ноября, егда чтетъ еул лу в ту не чтетъ сло велика васили еже разорю житница мо 801 ; пять слов Златоуста о богатом и Лазаре: сего дни , замечается под 31 октября, начинае чести. е. сло иоа златоу о бат о лазар 802 ; слово Златоуста об Аврааме в неделю праотец 803 . Слово Григория Нисского об Аврааме, положенное Алексеевским Уставом на утрене недели св. отец, а Евергетидским на утрене недели праотец, указывается в неделю по Рождестве Христовом: чтеть сло григорь ниисска сти трци и аврам на два чте 804 ; а в неделю св. отец начинается чтением положенное по Алексеевскому и Евергетидскому Уставам на канун Рождества Христова (24 дек.) слово Григория Богослова «Что мучаще»: начинаемъ бо днь григорь босло о мучащи на два 805 . Слово Василия Великого , положенное Алексеевским Уставом на неделю по просвещении, в Иерусалимском, согласно Евергетидскому, является специальным чтением кануна Крещения (5 января): чте сло великго васи на крщньё. на два чте 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010