Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 19-20 апреля 2000 г. В заседании Священного Синода 19 апреля 2000 года под председательством Патриарха ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О злодейском убиении 21 марта 2000 года иеромонаха Григория (Яковлева), настоятеля Свято-Троицкого храма в поселке Тура Красноярской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Заявление Священного Синода, определяющее отношение Русской Православной Церкви к совершенному преступлению. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О распространенном в средствах массовой информации Обращении так называемого Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к русскому православному народу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возложив упование на неизмеримое милосердие Божие и на Его Всеблагой Промысл, приводящий человека многоразличными путями к духовному спасению, по отношению к укоренившимся в расколе и противящимся церковному единству, продолжающим всячески хулить верность русского православного народа своему Церковному Священноначалию и Отечеству в современных условиях и в историческом прошлом, призвать к обретению канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам пребывающих вне канонического общения с Матерью-Церковью. 2. Подчеркнуть, что Московский Патриархат неоднократно на протяжении последних десятилетий выражал свою добрую волю к скорейшему восстановлению канонического единства в лоне Матери-Церкви с желающими этого иерархами, клириками и монашествующими, входящими в структуру Русской Православной Церкви Заграницей, что, к сожалению, не находило должного понимания у руководства РПЦЗ. 3. Заявить о приверженности нашей Церкви идее диалога во имя скорейшего преодоления разделения, порожденного исторической трагедией России в минувшем XX веке.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Об интервью архимандрита Кирилла Говоруна 13.11.2018 17:48:22 Протоиерей Андрей Новиков 29 октября вышло интервью украинскому сайту «Главком» одного из наиболее одиозных деятелей украинского раскольнического движения, новоявленного фанариота и лица без определенной канонической принадлежности – архимандрита Кирилла Говоруна. Человек, в прошлом вскормленный Русской Церковью, получивший в ней монашеский постриг и священный сан, приносивший священническую присягу, занимавший посты председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, давно и прочно стал на путь борьбы с Русской Церковью, с Православием как таковым, путь предательства, раскола и клеветы. Интервью Говоруна «Главреду» является не только еще одним его шагом в этом направлении, но и характерным образчиком голословной и насквозь лживой пропаганды, призванной углубить и закрепить раскол, нанести удар по канонической Украинской Православной Церкви. Говорун действует в соответстсвии с хорошо обкатанным принципом: с больной головы на здоровую. Многочисленные обвинения Говоруном канонической Украинской Церкви являются примером подлинно диавольской клеветы, когда страждущая Церковь обвиняется в грехах и преступлениях, которые не просто совершаются противоположной стороной – Константинопольским (Стамбульским) патриархатом, украинскими раскольниками, беззаконными властями и лично Говоруном, но являются уже самой сутью их бытия. Прежде всего, я имею в виду, упреки в политиканстве, «влиянии политических сил и олигархов», «политических факторов» на позицию священноначалия Украинской Православной Церкви. Не обходит Говорун нападками и священноначалие Русской Православной Церкви, которое объявляется виновным в поддержке якобы «политической» концепции Русского Мира. Сколь надуманны и злонамеренны эти обвинения говорит то, что концепция Русского Мира, не дающая покоя всем в своей жизни обязанному Русской Церкви Говоруну, является подчеркнуто неполитической и над-политической, что неоднократно подчеркивал сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://radonezh.ru/2018/11/13/ob-intervy...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева " Церковь и проблема домашнего насилия " – впервые этой теме был посвящен круглый стол в рамках ХХ Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо В рамках ХХ Рождественских чтений впервые состоялся круглый стол " Церковь и проблема домашнего насилия " . Встреча, на которую сотрудники Отдела внешних церковных связей пригласили священнослужителей, известных экспертов, общественных деятелей, опытных сотрудников социальных служб, состоялся 24 января. Заседание прошло под председательством епископа Воскресенского Саввы и и.о. секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерея Димитрия Сизоненко. В ряде докладов приводилась статистика, которая дает представление о масштабах домашнего насилия в России. Оказывается, насилие имеет место в каждой третьей российской семье. По статистике МВД, 40% тяжких преступлений совершаются именно в семье. Около 600 тыс. женщин ежегодно получают тяжелые телесные повреждения в результате семейного насилия. В России каждые 40 минут от руки мужа или партнера погибает женщина. Ежегодно около 50 тыс. детей убегают из семьи; более 2 млн. детей до 14 лет подвергаются жестоким побоям в семье; около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. 80% преступлений сексуального характера совершают члены семьи жертвы. Участники круглого стола не заостряли внимание на причинах этих явлений – они, в основном, всем понятны. Главный акцент ставился на том, " что делать " . Первый докладчик – ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус призвал пересмотреть историко-канонический подход к семейным нормам, основывая его не на средневековом " Домосторое " , а на современных канонических документах Русской Православной Церкви. [М. Писклакова-Паркер] Марина Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия " Анна " , дала ряд практических рекомендаций: как не путать конфликт и насилие, каковы главные признаки насилия в семье и его разновидности (физическое насилие – крайняя его форма, насилием считается также психологическое давление, шантаж, оскорбление, экономический контроль, сексуальное принуждение и т.д.), как вести себя в случае применения насилия и т.д. В центре " Анна " считают важным опровергать устоявшиеся мифы о домашнем насилии: не только пресловутое " бьет – значит любит " , но и представление о том, что в большинстве случаев жертва сама провоцирует насилие. Докладчица подчеркнула, что в большинстве случаев пострадавшим от семейного насилия необходима помощь ( " кризисное реагирование) и реабилитация. В оказании этой разнообразной помощи, а также в профилактике семейного насилия должны объединить усилие государственные и общественные организации, представители религиозных объединений.

http://religare.ru/2_92093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОТЛУЧЕНИЕ [Греч. φορισμς, лат. excommunicatio], вид церковного наказания. В канонах этот термин используется для обозначения прещений, применяемых по отношению к мирянам и клирикам, указывая в первом случае на запрещение причащаться, епитимию , во втором - на запрещение священнослужения . Принимать отлученного обратно в общение должен отлучивший его епископ: «Аще который пресвитер, или диакон во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его: разве когда случится умрети епископу, отлучившему его» (Ап. 32). По толкованию еп. Никодима (Милаша), здесь речь идет об «отлучении духовного лица от священнодействия», что в наст. время называется запрещением священнослужения. Совр. терминология отличается от лексики и семантики канонических текстов: слово «отлучение» в отличие от языка канонов не употребляется как эквивалент «запрещения священнослужения». О. называется также и самое тяжкое церковное наказание - excommunicatio omnimoda, т. е. полное О. от Церкви, иначе называемое анафемой , к-рой могут быть подвергнуты как миряне, так и клирики за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство, совершение богослужений бывш. священнослужителем, извергнутым из сана. Полное О. заключается в совершенном исключении грешника из Церкви. Еп. Никодим (Милаш) в толковании на Ап. 4 различает малое О. (φορισμς μικρς, excommunicatio minor) и большое О. (παντελς φορισμς, excommunicatio major), к-рое он не отождествляет с анафемой. Малое О., по его толкованию, заключается в том, что «церковный суд лишает известное лицо права святого причащения на некоторое время», а большое О.- в том, «что известному преступнику воспрещено, кроме святого причащения, также и участие в церковных службах с остальными верными, а разрешается только участвовать в этих службах вместе с оглашенными, т. е. до начала литургии верных». За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни О.

http://pravenc.ru/text/2581713.html

Вопрос. Может ли монах входить в святый алтарь, ибо воспрещает это 38 правило святаго Трулльскаго собора, которое не дозволяет непроизведенному в чтецы монаху петь и читать с амвона, а также воспрещают это и правила 15 и 21 Лаодикийскаго и 14 втораго Никейскаго соборов? Ответ. Воспрещено монаху, непроизведенному, исполнять на амвоне обязанности чтеца; однако, из уважения к монашескому чину, не думаю, чтобы монаху, свободному от всякаго преступления, воспрещено было входить в алтарь для возжигания свечей или лампад. (Трул. 83, 69; VII Всел. 14; Лаод. 15, 19, 21, 44). Как и все другие, так и данные правила патриарха константинопольского Николая мы переводим из Аф. Синтагмы. В этом сборнике данные правила или канонические ответы приведены, как упомянуто выше (m.I, стр.43) в иной, чем в прочих сборниках, редакции, их меньше и по числу. Возможно, что более точное количество (17) этих ответов патр. Николая находится в ο ε Гедеона, чему соответствует число их и в нашей Кормчей (хотя и не в редакции самих ответов). Мы нашли более обоснованным следовать и здесь афинскому сборнику, тем более что он согласуется и с изданием Беверегия (Бевериджа), а в существенном и с Пидалионом. Под какими нумерами находятся данные правила патр. Николая в Кормчей, - мы уже отметили (m.I, стр.44) О настоящем правиле патр. Николая мы уже упоминали в толкованиях 69-го трулльского правила и 15-го правила патриарха Никифора; а для лучшего его понимания надлежит сравнить толкования и прочих параллельных правил. Примечания 40. Правила Никифора Исповедника (818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1335...

Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Разделы портала «Азбука веры» Церковь Христова с первых веков своего устроения очень внимательно следила за избранием и поставлением на служение в священном сане. Канонические постановления Православной Церкви и учебные пособия по каноническому праву большое внимание уделяют требованиям к кандидатам в священство. Этим вопросам канонисты придают первостепенное значение, т. к. священнослужитель должен обладать определенными качествами, чтобы предстоять перед Богом от лица всей Церкви, занимать первенствующее место в общине и быть ее духовно-нравственным лидером. Требования, предъявляемые Церковью кандидатам в священство, направлены на то, чтобы сконцентрировать в клире лучшие силы христианского общества. Апостол Павел требовал, чтобы епископ не возлагал поспешно рук ни на кого ( 1Тим.5:22 ). В «Луге Духовном» повествуется о том, как святитель Лев Великий в течение сорока дней пребывал в молитве к святому апостолу Петру, прося его, чтобы святой апостол своим предстательством испросил ему отпущение всех прегрешений. По прошествии этого срока апостол явился папе Льву и сказал: «Я молился о тебе и прощены тебе твои грехи, кроме рукоположения. В этом ты будешь давать ответ, правильно ли ты рукополагал поставленных тобою» 1 (т. е. епископ несет ответственность за деятельность тех, которых он мог посвящать в церковные степени, не ознакомившись тщательно с их поведением и образом жизни). За семидесятилетний период насаждения атеизма в нашей стране наиболее последовательно и жестоко истреблялись духовенство, храмы и научно-богословская литература. Все это сказалось на поставлении священнослужителей. Несмотря на активный рост приходов, духовность не прогрессирует. Скорее всего наоборот – это подтверждает данные статистики о заключенных в тюрьмах, воровстве, насилии, коррупции и других преступлениях. Все это, кажется, от того, что «соль земли», о которой говорил Спаситель (а это, по толкованию Церкви, в первую очередь преемники апостолов – духовенство и весь народ Божий – все христиане), утратила силу.

http://azbyka.ru/kanonicheskie-usloviya-...

1) Что касается давности, то не может быть спора относительно ея. Можно почти не погреша против истины сказать, что юридически за всю нашу историю, от начала христианства на Руси – религиозной свободы не было и не признавалось до наших дней. С момента крещения Апостола Руси, Св. Владимира, у нас утвердился надолго и в сознании руководителей народа, и в самой жизни непреложный принцип: „вера православная греческаго закона есть самая лучшая и единая святая вера между всеми верами». Соответственно этому принципу складывались и фактическия отношения к иноверам, отступникам от веры и повстанцам против этой веры, соответственно этому же принципу формулировались и законодательныя нормы. Так как все прочия веры никуда не годились по сравнению с этой верой, то, понятно, не могло быть и вопроса о какой либо конкурренции их с этою единою святою верою, не могло возникать и вопроса о религиозной свободе. В первый раз этот вопрос возник, когда открыто было заявлено сомнение в святости этой веры и последовала открытая ей оппозиция со стороны так называемых стригольников и жидовствующих. Подавляющим большинством вопрос об отношении к повстанцам решен был не в пользу последних. Они были смяты, и прекратили свое существование. Второй раз возник вопрос о религиозной свободе, когда явилась новая партия повстанцев во времена патриарха Никона (глаголемые старообрядцы). Вопрос снова решен весьма категорически: раскольники в качестве врагов святой веры отлучены были от церкви и преданы градским жестоким казням. В опору такого решения вопроса были приведены весьма убедительныя ссылки каноническаго и юридическаго характера – на деяния Вселенских соборов и градские законы Кормчей книги 1 . Выросла новая юридическая догма, что каждый повстанец против Православной веры и отщепенец от нея есть враг Церкви и государства и как таковой долен быть преследуем, а его нечестивое убеждение искореняемо-„градскими» т. е. государственными мерами. Этой догмы держится доселе наше уголовное законодательство по преступлениям против веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Священнослужителей пытаются шантажом заставить перейти к самосвятам» По словам Марии Захаровой, в своём стремлении уничтожить каноническую Церковь киевский режим не останавливается ни перед чем 11:15 30.11.2023 194 Время на чтение 5 минут Фото: mid.ru Вчера в Москве состоялся брифинг официального представителя Министерства иностранных дел России Марии Захаровой, сообщает сайт МИД России . В частности, на брифинге был затронут вопрос, связанный с ситуацией на Украине . М. Захарова отметила, что «украинские неонацисты продолжают наносить удары по жилым домам и объектам социальной инфраструктуры российских регионов» и привела конкретные факты. Также она отметила, что суды Российской Федерации на основании доказательств, собранных Следственным комитетом России, продолжают выносить приговоры украинским неонацистам, совершившим тяжкие преступления против мирных граждан, и привела соответствующие факты.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/30/sv...

А.Г. Бондач Суицид в каноническом праве Западной церкви Исторически более пристальное внимание самоубийству уделялось в западном церковном законодательстве. В начале V века блаженный Августин подвел богословскую базу под осуждение самоубийства. В произведении «О граде Божием» он отмечает, что христианки, в отличие от язычниц, не совершают самоубийств, если подверглись насилию, и далее обосновывает недопустимость самоубийства вообще: «Человеку непозволительно убивать самого себя, коль скоро в заповеди „Не убий“, к которой не сделано никакого дальнейшего добавления, никто не представляется исключением, даже и сам тот, кому это заповедуется» 1 . Вскоре после этого начали появляться соответствующие соборные каноны. Около 450 года в Арле был составлен канонический сборник (впоследствии приписанный II Арльскому собору), где суицид впервые был объявлен преступлением, а те, кто его совершают, – «объятыми диавольским безумием» 2 . В 533 году II Орлеанский собор запретил церковное поминовение самоубийц из числа осужденных преступников 3 , поскольку, убивая себя, они обманывают закон, уходят от положенного наказания. Вскоре карательные санкции были распространены на всех самоубийц. Согласно постановлению I Бражского собора 563 года самоубийцы, а также казненные за преступления, лишались церковного погребения и поминовения 4 . В дальнейшем была установлена ответственность и за покушение на самоубийство. XVI Толедский собор 693 года принял решение, что христианин, который в отчаянии попытается покончить с собой, но по какой-либо причине потерпит неудачу, должен быть отлучен от причастия на два месяца 5 . Во второй половине XIII века Фома Аквинский, основываясь на упомянутом выше сочинении Августина, вновь осудил самоубийство с религиозно-нравственной точки зрения. Аргументы и контраргументы Фомы в основном сжато повторяют рассуждения Августина: самоубийцы нарушают заповедь «Не убивай», которая не ограничена по объекту, ибо не сказано: «Не убивай другого» 6 . Продолжали появляться и церковноправовые нормы об ответственности за самоубийство. В 1284 году Нимский собор лишил самоубийц – наряду с отлученными от церкви, еретиками и подобными лицами – права на церковное погребение 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010