Канон литургии Канон литургии (католической). Так называется та главная и почти неизменяемая часть мессы, которая начинается после „Свят, Свят, Свят»... и оканчивается „Отче наш». Указанное название усвоено этой части литургии вследствие ее устойчивости, установленной церковными законами. Отсюда она и называется legitimum (Оптат Милевский I, 11 у Migne lat. XI, col. 965), а также canon (Григорий в. Epist.: lib. IX, epist XII; lib. XIV, epist. II и др.). Она называется, кроме того, secretum или secretam, т. е. молитвою тайной в силу обычая, существовавшего в Риме, но сделавшегося повсеместным на Западе только к концу Х-го века – эту часть литургии читать тихо. Из других названий – mystica preces к ней прилагается потому, что последняя часть литургии представляет собою существенное действие святого жертвоприношения, – действие, посредством которого совершается таинственное жертвоприношение Иисуса Христа (ср. Блаж. Августин „De Trinimame» lib. III, сар. V, п. 10 у Migne lat. XLII, col. 874). Вследствие своего основного, существеннейшего значения в литургии и в богослужении вообще, означенная часть католической литургии называется, наконец, „молитвою« по преимуществу, „действием» по преимуществу (preces: Иннокентий I, Epist. XXV у Migne lat. XX, col. 553. Григорий в. Epist. lib. IX, ер. XII ibid. lat. LXXVII, col. 956; acmio). Отсюда выражением infra actionem обозначается то место «канона“ в литургии, где в известные праздники годового круга должны делаться вставки, этим праздникам специально присвоенные. В текстах литургий „канон» часто обозначается именем canon actionis. I. Современный состав и значение канона и литургии. 1) Первые слова канона Те igitur тесно соединяют его с торжественным благодарением, выражаемым в „префации“ (так называется молитва , которою заканчивается вторая часть католической литургии). Возблагодарив Бога за Его благодеяния, соединив в этом акте свой голос с ангельским пением „Свят, Свят, Свят“, священник просит Его – ради Иисуса Христа милостиво принять и благословить дары, предлежащие на алтаре, чтобы это жертвоприношение послужило во благо всем тем, за коих оно принесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Началом К. м. в средние века и Новое время считался раздел «Te igitur», а окончанием - «Аминь» перед Молитвой Господней «Отче наш». Однако в раннее средневековье К. м. начинался со вступительного диалога и префации. Нек-рые авторы причисляли к К. м. и молитву «Отче наш»; особенно это было характерно для североафриканской традиции: так, блж. Августин говорил, что «gratiarum actio» состоит из неск. молитв и завершается Молитвой Господней ( Aug. Ep. 149. 16; ср.: Isid. Hisp. De eccl. offic. I 15); но в рим. традиции Молитва Господня шла после К. м. ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 26). В любом случае раздел «Te igitur» считался «серединой канона» ( Amalar. Lib. offic. III 27). В Сакраментарии Геласия начало К. м. отмечено рубрикой - «Incipit canon actionis» (перед «Sursum corda»). Ряд толкований К. м. каролингского времени начинаются с «Dominus vobiscum». В то же время во многих рукописях заглавная буква «T» в названии раздела «Te igitur» выделялась и часто дополнялась изображением Распятия, что подчеркивало начало особо значимой части мессы. Нек-рое время также выделялись и украшались первые буквы префации «Vere dignum» - V и D. Отделение префации от остальной части К. м. произошло, видимо, из-за обычая читать текст К. м. начиная с «Te igitur» тихим голосом (см.: Franz. 1902. S. 615-637; Jungmann. 1929; Moreau. 1924). Если в Ordo Romanus I тихое чтение еще не отмечено (говорится, что во время пения Sanctus все склоняются, потом папа один встает и идет читать К. м.- Ordo Romanus I 88), а в Ordo Romanus XV 39 подчеркивается, что епископ должен читать текст так, чтобы его слышали стоящие вокруг алтаря, то в Ordo Romanus V 58 (2-я пол. IX в.) тихое чтение отмечается как обязательное. В дальнейшем нек-рые средневек. литургисты подчеркивали, что слова К. м. не должны быть доступны всем, чтобы избежать их неправильного употребления. Иоанн Белет († 1185) отказывался приводить их толкование, т. к., по его мнению, знать их дозволялось только священникам ( Beleth. Ration. div. offic. 44, 46). Известны случаи, когда попытки публиковать переводы и объяснения К. м. на национальных языках вызывали протесты ( Franz. 1902. S. 631-632). Желание отменить тихое чтение К. м. было осуждено Тридентским Собором (22-я сессия, канон 9) и в бреве папы Александра VII «Ad aures nostras» (12 янв. 1661). Позже за чтение К. м. в полный голос выступали янсенисты (см., напр., Миссал, изданный в Мо в 1709). Только папа Пий X в 1906 г. разрешил печатать объяснения К. м. в Катехизисе. Окончательное исчезновение обычая скрывать текст К. м. произошло в результате распространения литургического движения и реформ II Ватиканского Собора. Свидетельства текста

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память свт. Амвросия Медиоланского (комментарий в цифрах и фактах) Алтарь в базилике святого Амвросия С. И. Никитин Амвросианский обряд. Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г. Амвросианский обряд [лат. ritus ambrosianus; медиоланский обряд, лат. ritus mediolanensis], одна из основных зап. литургических традиций (см. Литургические семьи), возникшая и существовавшая в древней Медиоланской Церкви, в наст. время распространенная более чем в тысяче приходов католич. архиепископства Милана, а также в ряде (до 100) приходов диоцезов Бергамо, Павии и Лугано. Назван по имени свт. Амвросия, еп. Медиоланского (374–397). Валафрид Страбон († 849) в соч. “О церковных делах” писал, что свт. Амвросий “установил порядок мессы и других служб для своей церкви и для других Лигурийских [церквей], который все еще соблюдается в Медиоланской Церкви”. История Амвросианского обряда до XX в. Первые сведения об Амвросианском обряде содержатся в сочинениях свт. Амвросия. Его описание таинства Крещения совпадает с текстом литургических рукописей Амвросианского обряда IX–X вв. (Mitchell). Сведения об Амвросианском обряде содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (нач. V в.), св. Петра Хрисолога, еп. Равенны († 450), и еп. Максима II Туринского († 465), а также в приписываемом последнему “Трактате о Крещении”. Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569–649). Л. Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение рим. анафоры. Но А. Пареди вслед за У. Л. Кеннеди считал, что рим. влияние ограничилось только добавлением ок. 570 г. в анафору Амвросианского обряда молитв “Communicantes” (лат.— Имея общение) в начале канона (неизменяемой части анафоры) и “Nobis quoque” (И нам) в конце его. Источниками по истории Амвросианского обряда этого периода являются анонимная “Поэма о городе Медиолане” (сер. VII в.), “Изъяснение утренней службы”, приписываемое Медиоланскому еп. Феодору II (732–746), “Книга о Крещении” еп. Одельберта Медиоланского (805–812) и др.

http://sedmitza.ru/text/412655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus ambrosianus; медиоланский обряд, лат. ritus mediolanensis], одна из основных зап. богослужебных традиций (см. Литургические семьи ), возникшая и существовавшая в древней Медиоланской Церкви, в наст. время распространенная более чем в тысяче приходов католич. архиепископства Милана , а также в ряде (до 100) приходов диоцезов Бергамо, Павии и Лугано. Назван по имени свт. Амвросия , еп. Медиоланского (374-397). Валафрид Страбон († 849) в соч. «О церковных делах» писал, что свт. Амвросий «установил порядок мессы и других служб для своей церкви и для других Лигурийских [церквей], который все еще соблюдается в Медиоланской Церкви». Чтение молитвы " " Unde et memores " " Чтение молитвы " " Unde et memores " " История А. о. до XX в. Первые сведения об А. о. содержатся в сочинениях свт. Амвросия. Его описание таинства Крещения совпадает с текстом литургических рукописей А. о. IX-X вв. (L. Mitchell). Сведения об А. о. содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (нач. V в.), св. Петра Хрисолога , еп. Равенны († 450), и еп. Максима Туринского († 465), а также в приписываемом последнему «Трактате о Крещении». Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569-649). Л. Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение рим. анафоры . Но А. Пареди вслед за У. Л. Кеннеди считал, что рим. влияние ограничилось только добавлением ок. 570 г. в анафору А. о. молитв «Communicantes» (лат.- Имея общение) в начале канона (неизменяемой части анафоры) и «Nobis quoque» (И нам) в конце его. Источниками по истории А. о. этого периода являются анонимная «Поэма о городе Медиолане» (сер. VII в.), «Изъяснение утренней службы», приписываемое Медиоланскому еп. Феодору II (732-746), «Книга о Крещении» еп. Одельберта Медиоланского (805-812) и др. Для VIII-X вв.- каролингского периода - характерно дальнейшее усиление рим.

http://pravenc.ru/text/Амвросианский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕНИ Джулио [итал. Aleni, кит. Ай Жулюэ, Ай Сыцзи] (1582, Брешиа, Италия - 3.08.1649, Яньпин (совр. Наньпин, Китай), католич. миссионер в Китае, иезуит. В Венеции изучал математику и философию, преподавал лит-ру. В 1609 г. был отправлен руководством ордена в Китай. В течение 2 лет А. преподавал математику в Макао (кит. Аомынь), занимался астрономией. С 1619 г. он активно приступил к собственно миссионерской деятельности и обратил в католичество 250 китайцев пров. Чжэцзян. В 1620 г. образовал миссионерский стан в г. Цзянчжоу (совр. Синьцзян, пров. Шаньси). Среди обращенных А. лиц были и нек-рые видные сановники юж. областей Китая, при поддержке к-рых он начал проповедовать и там. Тогда же А. приступил к составлению описательного атласа мира (Чжифан вэйцзи. Ханчжоу, 1623). За основу были взяты «Полная карта десяти тысяч государств всей земли» М. Риччи (1602) и исследования др. миссионеров-иезуитов в Китае. За комментарии к текстам Конфуция , свидетельствовавшие о прекрасном знании конфуцианского канона, А. получил почетное наименование «Конфуций Запада», став главой академии г. Фучжоу. В 1637 г., когда в Китае возобновились преследования христиан, А. был арестован вместе с др. миссионерами и выдворен за пределы Фучжоу. Только ходатайство ряда видных ученых позволило ему вернуться в город. В 1641-1648 гг. А.- вице-провинциал иезуитских миссий в юж. районах Китая. В период маньчжурского завоевания страны А. отошел от службы и провел последние годы жизни в горном уединении Яньпина, где и скончался. Похоронен в Шичжушань, пров. Фуцзянь. Среди трудов А.- переводы и переложения книг НЗ на кит. язык: «Тяньчжу цзяншэн яньсин цзилюе» (Жизнь Господа Нашего Иисуса Христа Спасителя народов, 1635-1637); работы на богословские темы: о сущности Евхаристии «Шэнти яоли» (Главный закон Святого Тела, 1644), о смысле христ. покаяния в «Дицзуй чжэнгуй» (Верные правила, смывающие грехи); сочинение о фундаментальных основах христианства (Саньшань луньсюе цзи, 1625); исследование о священном значении католич. мессы (Миса цзыи, 1629); работы по географии, философии Аристотеля, заметки и дневники о жизни фучжоуских христиан.

http://pravenc.ru/text/Алени.html

Цикл передач, посвященных приходской жизни 28.03.2013 08:42:04 Епископ Пантелеимон (Шатов)  Цикл передач, посвященных приходской жизни, подготовленный редакцией журнала " Нескучный сад " и Комиссией по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г.Москвы     2005-06-17_(21-00) Девятнадцатая беседа из цикла «Приходская община». В беседе о Литургии священник Василий Секачев рассказывает об отличиях православного Богослужения от католической мессы. Гость студии - детский писатель и поэт Дмитрий Дмитриев, Дмитрий окончил МАИ и работал испытателем металлоконструкций, когда о.Аркадий Шатов благословил его написать рассказы для детской передачи радио «Радонеж». С тех пор Дмитрий выпустил книги «Обманщики» и «Зайчата», стал лауреатом конкурса рождественских пьес журнала «Нескучный сад», сейчас в издательском центре «Нескучный сад» готовится к выходу его новая книга «Рассказы о близнецах». С Дмитрием Дмитриевым о.Василий беседует о детской литературе: как отличить хорошую детскую книгу от плохой, следует ли следить за кругом чтения ребенка, дает ли он читать своим детям книги про Карлсона, о сказках и воспитании детей в духе реализма, о соотношении вдохновения и внешних условий в творчестве, о внутренней тишине, о сказочных волшебниках и Гарри Поттере, о сказочных нравоучениях и т.д.  Также в передаче прозвучат несколько стихотворений Дмитрия и ответы о. Василия и Д.Дмитриева отвечают на вопросы радиослушателей: об индульгенциях, о борьбе с помыслами, о детской агрессии и как надо правильно воспитывать и наказывать детей, как должны молиться миряне во время Евхаристического канона, об авторстве 90-го псалма, как приучить ребенка к чтению, можно ли молиться за ребенка-католика, о прилогах, о «втором крещении» и о многом другом.   2005-06-10_(21-00) В восемнадцатой передаче из цикла «Приходская община» ведущий, отец Василий Секачев, рассказывает о части Литургии от возгласа «Горе имеем сердца» до возгласа «Благодарим Господа...» Затем гость программы, реставратор Дмитрий Фролов, сотрудник музея-заповедника Коломенское, расскажет, как отличать старинные иконы от подделок, близки ли служения иконописца и реставратора, реставратора и врача, что самое трудное в этой работе, был ли он когда либо свидетелем чуда обновления икон, как относиться к практике хранения икон в музеях, бывают ли молодые реставраторы и существует ли семейная преемственность в их среде.

http://radonezh.ru/analytics/tsikl-pered...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ [лат. Sacramentarium Gregorianum], один из 2 основных типов рим. Сакраментария , составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604). Несмотря на название, мн. совр. исследователи отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро Г. С. могло появиться лишь четверть века спустя после кончины святителя (время составления гипотетического прототипа Г. С. совпадает с понтификатом Гонория I (625-638 гг.- Chavasse. 1982)). При этом отмечается, что 14-19% всех молитв, входящих в Г. С., имеют лексические параллели в произведениях свт. Григория, а следов., могли быть составлены им самим (см.: Ashworth. 1959; 1960). Раздел канона мессы «Te igitur» из Сакраментария. Германия. Х в. (Colon. Dombibl. 88. Fol. 26r) Раздел канона мессы «Te igitur» из Сакраментария. Германия. Х в. (Colon. Dombibl. 88. Fol. 26r) Впервые Г. С. был опубликован в 1571 г. Я. Памелием , затем в 1593 г.- А. Рокка, в 1642 г.- А. Менаром, в 1748 г.- Л. А. Муратори. Эти издатели использовали далеко не лучшие копии IX-X вв. В XX в. появились критические издания Х. Уилсона (1915), Х. Лицмана (1921), Л. К. Мольберга (1927), К. Гамбера (1966-1967) и Ж. Дезюса (1971-1982). Однако рукописи, содержащие оригинальный текст Г. С., т. е. книгу, использовавшуюся Римскими папами в VII в. для совершения служб в Латеранской базилике и в храмах Рима, не сохранились. В наст. время доступны неск. редакций Г. С., появившихся во 2-й пол. VII-VIII в., к-рые предназначались уже для иных целей. Среди них выделяют 3, сохранившие текст Г. С. в наиболее чистом виде. Т. н. Сакраментарий Адриана (Sacramentarium Hadrianum, далее: ред. H) содержится в самой ранней по времени написания рукописи. Его текст уже в средние века пользовался высоким авторитетом, поскольку, как тогда ошибочно полагали, содержал оригинал Г. С. В действительности текст в ред. H был серьезно дополнен в понтификаты Сергия I (687-701) и Григория II (715-731). Эта рукопись была отправлена в 784-791 гг. папой Адрианом I Карлу Великому по его просьбе как лучший образец рим. Сакраментария (MGH. Ерр. 1892. Т. 3. P. 626). Оригинал долгое время хранился в б-ке королевского дворца в Ахене, но впосл. был утерян. Наиболее точной копией является Сакраментарий Хильдоарда (или Cameracensis - Cambrai. Bibl. Municip. 164. Fol. 35v - 203, 811-812 гг.). К ней близки 2 веронские рукописи (Veron. Bibl. Capit. 86, сер. IX в., и 91, 1-я треть IX в.).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219). В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Лumypriu». В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мip: излей блarocлobehie Твое на свещы ciя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко ciя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, cbemлocmiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…». Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни. 29 января 2008 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7032.html

Богословские проблемы разбираются в трудах «Expositio super canonem missae» (Комментарий на Изложение канона мессы), «Libellus de ordine donorum S. Spiritus» (Книжица о степенях даров Св. Духа, 1142). Главным экзегетическим трудом Г. Р. является «Tractatus in psalmos» (Комментарий на псалмы, 1144-1167/68), считающийся самым большим по объему средневек. комментарием на псалмы. В трактовке богословских проблем Г. Р. опирается на сочинения Руперта Дойцского , Илария из Пуатье, Бернарда Клервоского. Эсхатологический характер носят поздние сочинения Г. Р. «De investigatione Antichristi» (О приметах Антихриста, 1160/62) и «De quarta vigilia noctis» (О четвертой ночной страже, 1167). Научное изучение трудов Г. Р. началось в XIX в. В историографии присутствуют различные оценки деятельности и личности Г. Р. Он считается крупным оригинальным теологом (иногда его называют нем. Бернардом Клервоским), а его сочинения - вершинами досхоластической теологии. Ученые отмечают обширные познания Г. Р. в области экзегетики, догматики, истории Церкви, высоко оценивают развиваемые им принципы толкования текста Библии в его целостности, а не по фрагментам. Однако исследователи сходятся в том, что сочинения Г. Р. были мало известны в средние века и не оказали существенного влияния на развитие богословской мысли; его критика схоластической диалектики поставила его вне круга источников «новой теологии» XII в., к-рая стала основным направлением развития богословия в развитое средневековье. Соч.: PL. 193-194; Libelli selecti/Ed. E. Sackur//MGH. Lib. Hannover, 1897. T. 3. P. 131-525; Opera inedita/Cura et stud. D. ac O. van den Eynde, A. Rijmersdael. R., 1955-1956. 2 vol. (Spicilegium Pontificii Athenaei Antoniani; 8-9); Letter to Pope Hadrian about the Novelties of the Day/Ed. N. M. Näring. Toronto, 1974; Tractatus in Psalmum LXIV: Esegesi ed ecclesiologia nel sec. XII/Ed. P. Licciardello. Tavarnuzze, 2001. (Per verba. Testi mediolat. con trad.; 14). Ист.: Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/164899.html

Рус. хоровую культуру до 1825 г. с полным правом называют «эпохой Бортнянского». Признание и известность пришли к Б. еще при жизни. Его хоровые сочинения получили быстрое распространение в церковных кругах, они звучали не только в храмах Москвы и С.-Петербурга, но и в церквах маленьких провинциальных городов. В период многолетней деятельности Б. на посту директора Придворной певческой капеллы значительно повысился профессиональный уровень коллектива, современники сравнивали его с хором Сикстинской капеллы. Во время великопостных концертов почти все оратории и мессы исполнялись с участием певчих Капеллы и их репертуар в значительной мере был составлен Б. Он стал инициатором еженедельных дневных открытых концертов в Капелле, где исполнялись оратории Генделя («Мессия»), Й. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года», «Возвращение Товия»), Л. ван Бетховена («Христос на Елеонской горе», «Сражение при Ватерлоо»), реквиемы Моцарта и Л. Керубини и мн. др. При жизни Б. стал известен как создатель духовных сочинений: небольших церковных песнопений и концертов, неск. циклов «Литургии» («Простое пение», «Литургия» на 3 голоса, «Немецкая обедня», «Литургия» на 4 голоса, «Великопостная обедня») и цикла ирмосов Великого канона св. Андрея Критского («Помощник и покровитель»), 12 задостойников на великие праздники, причастных стихов и прокимнов. Светская часть его творчества - оперы, кантаты, камерно-инструментальные произведения, романсы и песни - со временем утратила значение. Согласно канонам эстетики классицизма, произведения Б. посвящены вечным темам и идеалам и почти не актуализируют конкретной национальной специфики. Муз. язык Б. соответствует нормам стиля классицизма: четкая функциональность гармоний с главенством тонико-доминантовых соотношений, ясность мелодических оборотов с опорой на поступенное движение и аккордовые звуки, квадратность и симметричность строения тем, стройность композиционного плана. Духовные сочинения Б. условно разделяются на неск. групп. Одну составляют песнопения для ежедневного богослужения, в их мелодике отсутствуют виртуозные пассажи и сложные ритмические рисунки, менее выражены жанровые черты менуэта и марша (Литургия на 3 голоса, ирмосы, одночастные хоры, напр. «Вкусите и видите», «Ныне силы небесныя», «Иже херувимы»). Др. группа представлена концертами. Ранние концерты в основном образуют трехчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша; поздние концерты чаще составляют четырехчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приемы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для к-рого был характерен жанр элегии.

http://pravenc.ru/text/Бортнянский.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010