Мы также не знаем автора Легендарной саги, которая была предположительно написана в первое десятилетие XIII века, вероятнее всего, в Исландии, но на древненорвежском языке. Невероятно, но эта сага в течение почти 800(!) лет пролежала непереведенной на современный язык, а потому до сих пор почти незнакома для большинства ныне живущих норвежцев. Впервые ее перевод на современный язык (немецкий) был осуществлен в 1982 году. А перевод на современный норвежский, причем не на более распространенный письменный язык букмол, а на новонорвежский (nynorsk) был осуществлен лишь в самом конце второго тысячелетия и соответствующее издание увидело свет только в 2000 году! Стюрмир Карасон, приор одного исландского монастыря, написал еще одну сагу о святом Олаве ( Styrme K å rasons saga om Olav den helliges liv ), предположительно, около 1220 года. Данная сага не сохранилась, но цитируется в других сагах, прежде всего Снорри Стурлусоном в его Большой саге об Олаве, и, кроме того, некоторые ее фрагменты приводятся в исландских сборниках. К периоду между 1220 и 1230 годами относятся еще две  «королевские саги»– так называемые " Гнилая Кожа " (Morkinskinna) и " Красивая Кожа " (Fagrskinna). По всей видимости, их авторами являются исландцы, жившие в Норвегии. Наконец, следует назвать шедевр Снорри Стурлусона – Большую сагу о святом Олаве. Написанная почти 200 лет спустя после битвы при Стиклестаде, она предоставляет обильнейший материал, касающийся жизни святого конунга. Т. Н. Джаксон дает следующую характеристику творчества Снорри Стурлусона: «Несомненной вершиной развития жанра королевской саги считаются сочинения крупнейшего исландского хёвдинга, политического деятеля, историка, знатока скальдических стихов Снорри Стурлусона» . Помимо Большой саги о святом Олаве , существует и более краткая ее версия, содержащаяся в «Хеймскрингла» ( Heimskringla ) – «Круге земном», истории Норвегии до 1177 года, автором которой является также Снорри Стурлусон. Наличие двух редакций одного и того же произведения имеет свое объяснение: «С одной стороны это совершенно отдельная работа ( Легендарная сага ), независимая от цикла саг ( Круга земного ) и отличающаяся от Саги о святом Олаве , содержащейся в Круге земном. С другой стороны, эта работа в гораздо большей степени соответствует содержащейся в Круге земном ,  так что эти произведения могут рассматриваться как редакции одной и той же саги» .

http://bogoslov.ru/article/1237046

Категория : Норвегия Материал из Азбука паломники … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Королевство Норвегия , Норвегия (букмол Kongeriket Norge, нюнорск Kongeriket Noreg) — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих к Скандинавскому полуострову мелких островов, а также архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане. Заморской территорией Норвегии является остров Буве в южной части Атлантического океана. Также Норвегия претендует на территории в Антарктике, попадающие под действие конвенции 1961 года — Остров Петра I и Землю Королевы Мод. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Норвегии [ править править код ] Православие в Норвегии (норв. Den Ortodokse Kirke i Norge) — христианская деноминация, представленная на территории Норвегии церковными структурами пяти православных патриархатов — Константинопольского, Московского, Грузинского, Сербского и Румынского. Координация церковной деятельности трёх официально зарегистрированных в Скандинавии епархиальных структур — Скандинавской митрополии (КП), Скандинавской епархии (СП) и Северо-Европейской епархии (РП), включающих в сферу своей пастырской деятельности территорию Норвегии, осуществляется в рамках Православного епископского собрания, учреждённого 10 января 2011 года. Приходы Московского патриархата, а также два монастыря Грузинской православной церкви действуют в статусе ставропигиальных учреждений. История православия в Норвегии [ править править код ] Норвегия после эпохи викингов имела контакты с соседними русскими церквями. Несколько предводителей викингов остались в Киеве и Новгороде, которые с конца 900-х были важными центрами православного христианства. С помощью политических, культурных и торговых связей, а также династических браков, Норвегия рано познала православную веру.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Норв...

131:6). И, поняв, что это учение — загадка глубокая, изложил яснее: « Вот, мы слышали о нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима », то есть, в Вифлееме, так как он называется Евфрафа. « Слышали… в Евфрафе », что она непраздна; оттуда вышел слух, что Дева непраздна. Тогда мы обрели ее в полях дубравы, в пещере, где Свет воссиял. Здесь мы услышали о ее непраздности, о муже; там обрели матерь Господа. Вот из твоих мы представили тебе трех свидетелей, возвещающих славу Девы; (это) не значит, что только этих нашли, — все пророки, видевшие, надеются на Него, — но при трех свидетелях стоит правда. Я не о трех рассуждаю; но или дай мне одного вернейшего свидетеля, что тайна ложна, что Дева зачала от мужа, или признай это, и, обратившись, поклонись, как Богородице. Или ты покажи, что Спаситель находится в вертепе и гробе, или я тебе покажу, что Он сидит одесную Отца. Не из иноплеменников я приведу свидетеля, но из твоего рода, со словами: « Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » ( рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих ) (Пс. 109:1). Об иудеях говорится: «Нет врага больше, чем отрицатель креста». Но, оставив богоборную синагогу, буду говорить боговдохновенной церкви. Если тебя спросит иудей: «Скажи, как родила Дева без мужа?» — то спроси его и ты: «Как родил Еву Адам без жены? Как бессеменно родила Дева? А как расцвела бессеменно земля? Как родила Дева? А как источил воду девственный утес? Как родила Дева? А как, скажи, произрос жезл Аарона? Как родила Дева? А как, скажи, (падала) с неба манна? Как наполнялись кувшины? Как из корня Иессея произрос цвет? Как изливался в кувшины елей Елисея? Как родила Дева? А как скажи, при Гедеоне руно изводило росу? Скажи, как при Сампсоне кость источила воду? Скажи, как сохранила печь отроков? Скажи, как при Маное загорелся камень без дров? Скажи, как горела купина, и не сгорала? Скажи, как не сгорел Илия в огненной колеснице? Скажи, как Моисей вошел в мрак, и опять вышел? Как родила Дева? А как Исаак созерцал Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном? Скажи, как Даниил объявил Навуходоносору сокрытое сновидение? Как Иезекииль увидел незримого сидящим на херувимской колеснице? Как родила Дева? А как Иеремия был освящен в пророки от чрева матери? Скажи, как мертвые кости пророка воскресили тогда мертвеца? Скажи, как Ерифра обращена в камень жезлом? Скажи, как Иордан вернул назад свое течение? Скажи, как деревья зачинают плоды? Скажи, как виноградная лоза дает кисть? Скажи, как ночь рождает день? Как родила Дева? А скажи, как солнце согревает мир? Скажи, как небо являет звезды? И в этом есть тайны неизреченные, сокрытые на небе и непостижимые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но он стяжал вместо всего этого истинное нестяжание и бедность, а вместо богатства — нищету духовную, смирение великое и любовь нелицемерную равно ко всем людям. Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью.   Кто, услышав добрый его сладостный ответ, не насладился когда-либо сладостью слов его? Или кто, взирая на лицо его, не веселился? Или кто, видя святую его жизнь, не покаялся? Или кто, видя кротость его и незлобивость, не умилился? Или какой хищник, в гордости возносящийся, видя его высокое смирение, не поразился? Или какой блудник, видя чистоту его, не прекратил жизнь блудную? Или какой гневливый и несдержанный человек, беседуя с ним, в кроткого не превратился? Ибо я не видел в дни наши, и в нынешние времена, и в наши годы такого мужа святого, и совершенного во всяком деле благом, и украшенного всякими добродетелями всесторонне. Ибо кого из прочих святых столь возлюбил Бог, как этого преподобного Сергия?   Он для меня первый и последний в нынешние времена; его Бог даровал в последние времена перед концом света нам, последним людям, его Бог прославил в Русской земле в конце седьмого тысячелетия; этот преподобный отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек, и как звезда незаходящая, как луч, тайно сияющий и блистающий, и как лилия в ущелье земном, и как кадило благоуханное, как яблоко благовонное, как шиповник благоуханный, как золото посреди пыли, как серебро раскаленное, и испытанное, и очищенное семь раз, как камень прекрасный, и как жемчуг драгоценный, и сапфир светлый, и как финиковая пальма он расцвел, и как кипарис у воды, как кедр в Ливане, как маслина плодовитая, как ароматы благоуханные, как миро излитое, и как сад пышный, как виноградник плодоносный, и как гроздь богатая, и как огород запертый, и как вертоград затворенный, и как сладостный скрытый источник, как сосуд избранный, как алавастр с миром ценным, и как город несокрушимый, и как стена неподвижная, и как крепость твердая, и как сын крепкий и верный, и как основание церкви, как столб неколебимый, как венец славный, как корабль, наполненный богатством духовным, как земной ангел, как небесный человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Преподобный отец наш Сергий воссиял в Русской земле, как яркое светило посреди тьмы и мрака, как прекрасный цветок посреди терний и колючек, как незаходящая звезда, как сверкающий неземным блеском луч, как лилия в мирской юдоли, как благовонный фимиам, как душистое яблоко, как благоуханный шиповник, как золото в грязи, как серебро, закаленное, испытанное и семикратно очищенное, как драгоценный камень, как дорогой жемчуг, как роскошный изумруд или сапфир; он процвел, как финиковая пальма или кипарис у воды, как ливанский кедр, как плодовитая маслина, как благоуханные ароматы, как пролитое Миро, как цветущий сад, как плодородный виноградник, как тяжелая гроздь, как затворенный огород, как огороженный сад, как сладостный скрытый источник, как избранный сосуд, как алавастр многоценного мира, как несокрушимый город, как незыблемая стена, как надежная башня, как сильный и верный сын, как основание Церкви, как непоколебимый столп, как роскошный венец, как корабль, исполненный духовного богатства, как земной ангел, как небесный человек.    Старец преставился ко Господу в глубокой старости, прожив добродетельную жизнь в преподобии, истине, целомудрии, смиренномудрии, чистоте и святости; закончив свои духовные подвиги, он отошел от этой жизни в семьдесят восемь лет. Святой Сергий иночествовал пятьдесят пять лет, с усердием и воздержанием, не побеждаемый ленью, но с бодростью и трезвением и превзошел всех современных иноков своими трудами и терпением; многих из них он превзошел добродетелями и подвигами. Что есть наша жизнь и наше существование в сравнении с подвигами и добродетелями святого? По сравнению с ними наша иноческая жизнь — ничто и наши молитвы как призраки. Насколько отстоит восток от запада, настолько мы далеки от понимания жизни блаженного и праведного мужа. Вот его жизнь, вот его труды, дела, подвиги, тяготы, многочисленные болезни, — это то немногое, что мы сумели написать о святом, да и то не по порядку и не по достоинству его.    Когда пришло время кончины Преподобного, он запретил своим ученикам погребать его в церкви, но повелел похоронить себя просто, вне церкви, вместе с другими братиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Здесь, после слов о том, «что успел сделать закон, и что благодать» , автор «Слова» дает развернутое богословское размышление об указанном христианском догмате. Господь наш Иисус Христос, по слову блаженного митрополита Ила–риона: «Един сый от Троицы — в двух естествах: Божеском и человеческом; совершенный человек по вочеловечению, а не в привидении, и совершенный Бог по Божеству, а не простой человек. На земле Он явил (свойства и дела) Божеския и человеческия» . Далее Святитель глубоко и любовно раскрывает жизнь Господа нашего, выражая высоту догмата и одновременно выявляя глубину своей радостной, трепетной и животворящей веры. «Как человек возрастал во утробе матерней, — начинает свой почти безграничный перечень дел Христовых митрополит Иларион, — и как Бог исшел не нарушив девства; как человек питался матерним млеком, и как Бог повелел Ангелам с пастырями воспевать: слава в вышних Богу; как человек повит был пеленами, и как Бог путеводствовал волхвов звездою; как человек возлег в яслях, и как Бог принял от волхвов дары и поклонение; как человек бежал во Египет, но как Богу поклонились Ему рукотворенная Египетская (Ис. 19, 1); как человек пришел креститься, но как Бога убоявшись, Иордан возвратился вспять; как человек, обнажившись, вошел в воду, и как Бог принял свидетельство от Отца: сей есть Сын Мой возлюбленный; как человек постился сорок дней и взалкал, и как Бог победил искусителя; как человек пошел на брак в Кану Галилейскую, и как Бог преложил воду в вино; как человек спал на корабле, и как Бог запретил ветрам и морю, и они послушались Его; как человек прослезился о Лазаре, и как Бог воскресил его из мертвых; как человек всел на осля, но как Богу Ему взывали: благословен грядый во имя Господне; как человек был распят, и как Бог по Своей власти ввел в рай распятаго с Ним; как человек вкусил оцта и испустил дух, и как Бог помрачил солнце и потряс землю; как человек, положен был во гробе, и как Бог разрушил ад и освободил души; как человек запечатан был во гробе, и как Бог исшел, сохранив печати в целости; иудеи старались утаить Его воскресение как человека, подкупая стражу; но как Бога Его познали все концы земли» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Здесь, после слов о том, “что успел сделать закон, и что бла­годать” 23 , автор Слова дает развернутое богословское размыш­ление об указанном христианском догмате. Господь наш Иисус Христос, по слову блаженного митрополита Илариона: “…един сый от Троицы — в двух естествах: Божеском и человеческом; совершенный человек по вочеловечению, а не в привидении, и совершенный Бог по Божеству, а не простой человек. На земле Он явил (свойства и дела) Божеские и человеческие…” 24 . Далее святитель глубоко и любовно раскрывает жизнь Господа нашего, выражая высоту догмата и одновременно выявляя глубину своей радостной, трепетной и животворящей веры. “…Как человек возрастал в утробе матерней, — начинает свой почти безграничный перечень дел Христовых митрополит Иларион, — и как Бог исшел не нарушив девства; как человек питался матерним молоком, и как Бог повелел Ангелам и пастырям воспевать: слава в вышних Богу; как человек повит был пеленами, и как Бог путеводствовал волхвов звездою; как человек возлег в яслях, и как Бог принял от волхвов дары и поклонение; как человек бежал во Египет, но как Богу поклонились Ему рукотворенная Египетская (Ис 19:1); как человек пришел креститься, но как Бога убоявшись, Иордан возвратился вспять; как человек, обнажившись, вошел в воду, и как Бог принял свидетельство от Отца: сей есть Сын Мой возлюбленный; как человек постился сорок дней и взалкал, и как Бог победил искусителя; как человек пошел на брак в Кану Галилейскую, и как Бог преложил воду в вино; как человек спал на корабле, и как Бог запретил ветрам и морю, и они послушались Его; как человек прослезился о Лазаре, и как Бог воскресил его из мертвых; как человек всел на осла, но как Богу Ему взывали: благословен грядый во имя Господне; как человек был распят, и как Бог по Своей власти ввел в рай распятаго с ним; как человек вкусил оцта и испустил Дух, и как Бог помрачил солнце и потряс землю; как человек, положен был во гробе, и как Бог исшел, сохранив печати в целости; иудеи старались утаить Его воскресение как человека, подкупая стражу; но как Бога Его познали все концы земли” 25 .

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

1. Послушаем, братья, Спасителя нашего и Бога, который явно говорит нам во святом Евангелии: не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир (Иоан. 12:47); в другом же месте Евангелие показывает и способ спасения, говоря: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16). Итак, кто верует сему от всей души и убежден, что Христос пришел не судить его а спасти не за добрыя его дела или труды и поты, но ради одной веры в Него, тому как можно не любить Его от всей души своей и от всего помышления своего? Особенно когда услышит, что Он претерпел такия страсти для спасения его и всех людей, — т. е., как Он, Сын Божий и Бог, равночестный и единосущный Отцу, сый превыше небес, содержащий всю тварь державною рукою силы своея, снизшел с небес, вошел в утробу Девы и Богородицы, пребыл в ней девять месяцев и соделался человеком, и как Он, сый со Отцем своим горе на небесах, благоволил долу на земле соделаться плодом чрева, проходя по порядку весь чин естества нашего, — и когда помыслит о прочих таинствах воплощеннаго домостроительства Его, и о страстях, какия претерпел за людей Он, безстрастный по естеству, — т. е. как неизреченно родился в вертепе, как повит был пеленами и положен бедно в яслях безсловесных животных царь всяческих, как принесен был в храм, принят Симеоном на руки и благословлен им, как один из простых людей, как бежал в Египет и оттуда опять возвратился в Назарет и повиновался родителям своим, как крестился от Иоанна в Иордане реке, как искушаем был дьяволом в пустыне, как совершил такия чудеса, — и между тем не был за то предметом удивления, а паче предметом зависти был поносим и осмеиваем злыми и нечестивыми людьми, которых безстыжия уста мог заградить и тайно и явно, и изсушить языки их, и совсем истнить голоса их, — как предан был Иудою учеником своим, как был взят и связан как злодей какой, как принял ударение в ланиту от одного раба, как предан Пилату, как какой виновный, как осужден на смерть, как бичеван, осмеян, поруган, одеян в багряную хламиду, держал в руках трость, которою принимал от богоубийц Иудеев удары по пречистой главе своей, как был увенчан терновым венцем, как распят на кресте, который и нес Сам, носящий всяческая словом своим, как вышел из Иерусалима и шел на лобное место, как окружали Его воины и убийцы оные с бесчисленным множеством народа, следовавшаго за Ним видети кончину, как ужасались тому Ангелы с небес, как Бог и Отец взирал на единосущнаго и сопрестольнаго Сына своего, претерпевавшаго все сие от нечестивых Иудеев, как висел Он нагой на кресте, быв пригвожден гвоздми по рукам и ногам, как напоен желчию с уксусом, и все сие претерпел с великодушием неслыханным моляся безначальному Отцу своему — простить тем, которые распяли Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Как встречали благодатный огонь святой, как разговлялись, как расходились в разные помещения; как расставались из святого града Иерусалима, как спел св. псалмы старец Авраамий: пел редко, хорошо; как окружали мы людей и нас люди и пели все:   Сердцу милый вожделенный Иерусалим, священный Град. Ты прощай, мой незабвенный, Мой поклон тебе у врат;   О тебе моей святыне Глас с мольбою возношу И Всевышним благостыню От небес тебе прошу;   Я с отрадными слезами Отплываю по морям и т.д. до конца   Провели Святую Пасху, расстались, ты провожала меня, и вещи мои понесла, и простились. Я поехал на Святой Афон, ты с радостью встречала меня на пароходе с Афона, ты рада с душой была лететь в гору Афон как старый так и новый. Вспомни как расстались мы с парохода, как отплыл я от вас, сколько слез было между нами. Я сел с братией и запели: Гора Афон, гора Святая, я знаю твоих красот твоего святого рая и под тобой шумящих вод... и т.д. до конца пели. Мы подъехали к пристане; пошли на Пантелеимоновское под­ворье, там две недели прожили; я вас видел. Пословица: смелым Бог владеет. Я на ялике к вам приехал, потом отплыл обратно. Но воля Божия была 2 недели еще отгостить и тогда я отплыл дальше в Одессу. Славный городок, – вспомни как ходили по церквам, на дилижансе ехали, как в женский монастырь, как на рынок, на почту – все вспомнишь, – здесь невольно слезы. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение славим. А мать схимонахиню Евлампию – как она нас приняла; как туркам деньги платили; как апельсины ели; как лимонад пили; как ракичку, булки, хлеб, пироги турецкие брали; как печки покупали; как керосин тратили; как было в кельи холодно и как тепло. Как на русской постройке туманные картины смотрели, как заблудились; как пришли в свою келью, но воля Божия на все; как вспомнишь – сердце радостно обливается. Вспомни 12 Евангелий читали; вспомни огонь в руки брали – пожар никто не кричал; поделись мыслью и успокойся; благодари Господа за благость Его. Вот собрался писать после присланного письма; ждем – радостное воспоминание о Святой Пасхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Как клялись дитяти-царю Палеолог и вельможи (88). 5. Как Палеолог, став царем, сделался щедрым на подарки (88–89). 6. Как он, еще до коронования, укреплял пограничные замки (89–91). 7. Как при коронации нарушил условия (91–92). 8. Как Палеолог короновался, а царь-отрок оставлен без внимания (92–95). 9. Как, венчавшись, Михаил привязывал к себе народ словом и делом (95–96). 10. Как, по возвращении в Нимфей, вместе с отроком, принимал он посольства (96–97). 11. Как родной брат царя, Иоанн, украшен был достоинствами (97–98). 12. Как Михаил деспот, поставленный в тесные обстоятельства, отправил к царю супругу и сына (98–99). 13. Как державный почтил вельмож достоинствами (99–100). 14. Как царь, с намерением взять город, занял Силиврию (101–102). 15. Как патриарх Арсений оставил патриархию (102–107). 16. Как сделан патриархом Никифор Ефесский (107–108). 17. Как не соглашались на это епископы Сардский и Фессалоникский (108–110). 18. Как епископ Сардский в Силиврии постригся в монашество (110–111). 19. Как многие из духовных особ в короткое время окончили жизнь (111–112). 20. Об осаде крепости Галаты (112–114). 21. Об останках царя Василия Булгароктона (114–116). 22. Как патриарх Никифор вместе с царем приехал в Нимфей (116–117). 23. Как царь лишил отрока Иоанна знаков царского сана (117–118). 24. О калифе и персах, как они покорились тохарцам (118–123). 25. Что бывало с прежними царями, когда они слышали о тохарцах (123–126). 26. О делах запада, и о том, как Кесарь мимоходом подступил к Константинополю (126–128). 27. Как Константинополь взят был римлянами (128–133). 28. Что сделано итальянцами после потери города и о протасинкрите Сеннахириме (134–138). 29. Как услышал царь о взятии Константинополя (138–141). 30. Речь царя о взятии Константинополя (141–147). 31. Как царь с своим правительством вступил в город (147–149). 32. Как, по вступлении в Константинополь, распорядился он относительно разноплеменных иностранцев (149–150). 33. Как приведены царем в порядок городские дела (150–151).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010