Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

До нас сохранилась соборная грамота в Соловецкий Монастырь, от 24 января 1554 года, о заточении бывшего Троицкого игумена Артемия, с прописанием соборного о нем определения (А. А. Э., т. I, 239). В этой грамоте перечисляются все обвинения, представленные против Артемия на соборе 1554 года. Между прочим, его обвиняли в том, что он изрекал хулу на крестное знамение: «Да и потому Артемью вина, что троицкой бывший игумен Иона Сергеева монастыря писал на него, что он говорил хулу о крестном знамени; нет деи в том ничего, прежде деи сего на челе своем знамение клали, а нынча своим произволением больше на себе кресты кладут, да и на соборе деи и о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего; и Артемий сказал, что про крестное знамение Ионе не говаривал… А на соборе и сам Артемий сказал, что он про нынешний собор Ионе говорил». Собор уличил Артемия в том, что он действительно хулил крестное знамение, и обвинил его в этом, но в то же время собор не только не поставил Артемию в вину, но даже ничего не упомянул о словах его про «нынешний» собор, т. е. собор 1554 года, будто на этом соборе слово о крестном знамении было, да не доспели ничего, т. е. не усели постановить никакого решения о том, как следует креститься. Следовательно, Артемий говорил правду, и на соборе 1554 года действительно поднят был вопрос о крестном знамении, но остался не решенным, потому что в противном случае если бы решение было дано – собор тотчас же уличил бы Артемия во лжи. Но в 31-ой главе Стоглава категорически выражено учение о двухперстном крестном знамении, а между тем на соборе 1554 года, снова возникает вопрос о крестном знамении и остается не решенным. Не следует ли отсюда, что не только на соборе 1554 года, но и на соборе Стоглавом не было постановлено никакого определенного решения относительно крестного знамении? Иначе зачем же этот вопрос снова возник на соборе 1554 года? Итак, ясно, что ни соборе 1551 года, ни собор 1554 года, не дали определенного решения относительно двухперстного крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как известно, на соборе 1554 года рядом с патриархом Антиохийским Макарием сидел «Гавриил, патриарх Сербский» 219 и принимал живое участие в обсуждении вопроса о недостатках в богослужебных книгах прежнего времени и об источниках или образцах для готовившегося к выходу в свет Служебника. К этому так называемому «патриарху» Гавриилу московские справщики нередко прибегали за разрешением своих недоумений при исправлении Служебника, и следы своих «вопрошаний» они оставили в корректурных, или «кавычных» книгах Московского печатного двора. «В греческом сего несть», «в сербском есть» 220 , замечено в корректурном Служебнике стрятинского издания 1604 года в чине проскомидии против статьи о вынутии девяти частиц из второй просфоры. «Зде списать с сербскаго Требника 19 строк» 221 , говорится в Требнике 1646 года киевского издания, послужившем оригиналом для Требника московского издания 1658 года. Мы недоумеваем лишь относительно того, почему о. Орлов, знающий, что изданий сербского Служебника было несколько (в 1519, 1527 и 1554 г.) и что их можно видеть в нескольких экземплярах даже в Императорской публичной библиотеке, остановил своё внимание на одном только издании этого Служебника 1554 г. То совершенная правда, что издание 1554 года 222 является почти дословным повторением editio princeps 1519 года, и не только в тексте, но даже и в послесловии, в котором не хватает только упоминания о круге солнца, луннике, индиктионе и епахте. Но между изданиями 1519 и 1554 годов и 1527 г. существует уже некоторая разность, и эта разность не лишена интереса для изучающего текст чинов. Для примера по этим изданиям мы сделаем здесь сопоставление только двух молитв в евхаристическом каноне: 1519 и 1554 г. 1527 г. И ни единого насъ посрами рожьсе жены и вьраспаданыихъ крпы и иже на н вь рдахь и вь заточенныи и же на посрами рожрьсе жены и въ земльни тши и иже на и вь рдахь и вь Все три первые издания сербского Служебника выходят в свет старанием 223 и заботами Божидарь Вкоки погоричанинь, но главный труд в изданиях 1519 и 1554 г. принадлежит иеромонаху Пахомию гори реке, который проживал в то время вь западны странахь италскыи въславнмь граде в издании же 1527 г. принимал участие гршнн Гра (Грагь) с братомь калгеромь едоро. Что касается редакции чинов, принятых в этот Служебник, то она ничего общего не имеет с римским изданием 1526 года и целиком позаимствована из древних сербских рукописей, а поэтому естественным образом примыкает к чинам литургий наших славяно-русских рукопи­сей XII-XIV вв. 34. Какой Служебник принес Антиохийский патриарх Макарий на Собор 1664 г. 224

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Можно подивиться, как на все хватало у него времени. За всеми делами он сам следил, ничего не упустит из внимания. Встанет он чуть свет, а его уже ждут помощники, чтобы узнать, какие будут приказания на этот день. Здесь идет совещание о государственных делах, к какому, например, царю иноземному послов нужно отправить, от какого принять, с кем воевать, с кем мир заключить. Покончив с этими делами, Карл отправлялся в церковь . Помолившись Богу, шел назад во дворец, а кругом его сопровождает огромная толпа народа и так вплоть до дворца. Здесь он позавтракает и сейчас же начнет снова работать. У дверей дворца уже теснятся всякие люди с просьбами, да жалобами. Придворные Карла распрашивают, какая у кого нужда до царя; одних отпустят домой, других проводят к царю. Всех выслушает царь, все дела разберет и всем, кому нужно, поможет. Так время проходило до самого обеда. Обедал Карл просто, не любил разных яств, а ел самое простое кушанье, вина он много не пил, не любил он пьяных. И за обедом не про­ходило даром время: около его стула стоял писарь и записывал приказы, которые отдавал Карл. После обеда Карл то соберет близких и ученых людей и начнет с ними беседовать, то отправится на прогулку, посетит он школы, зайдет на постройки, (Карл Великий, во все время своего царствования, много строил церквей, школ и других построек) посмотрит, как идет работа, все ли обстоит благополучно. И всегда его зоркий хозяйский глаз заметит упущения, если они есть. В свободное от занятий время любимым развлечением Карла была охота. И все в то время любили охоту. Не совсем еще люди отвыкли от занятий бродячей жизни. Лесов, как я вам говорил, было много, и были переполнены они всякими зверями. И медведи там были, и волки, и лисицы, зайцы, олени, и особенно много зубров и вепрей. Облавы, который устраивал Карл на зверей, продолжались иногда по целым неделям. Соберется огромная толпа охотников, сядут все на коней и при звуке рогов, лая огромных свор собак, отправятся все в глубь лесов, где каждый старается отличиться перед другим смелостью и ловкостью. Карл впереди всех находится, отличается перед всеми ловкостью и силой, и не раз выдерживал жаркий бой с дикими кабанами, медведями и зубрами. Раз на такой охоте даже чуть сам не погиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Беляев Петр, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Константин Сергеев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, погост Черногрязский, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 36 об.). Березкин Леонид, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Лука Иванов, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Борзецово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 13 об.). Бобцев (Бубцев) Николай, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Иосиф Иоаннов, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Феодоровское, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 26 об.). Бобцев Михаил, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец:Иосиф Иоаннов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.). Богданов Егор, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Петр Григорьев († до 1860 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Николаевский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 29 об.). Богданов Иван, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Петр Григорьев († до 1860 г.), диакон; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Николаевский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Боголепов Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Николай Васильев, диакон; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ярополч, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 30 об.). Боголепов Дмитрий, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Васильев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Бисерово, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Боголепов Дмитрий, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Павел Иоаннов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Феодоровское, Скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Вот и другой рассказ о грубых обычаях того времени. Раз двое рабов, мужчина и женщина, задумали жениться. Отправились они в церковь , и священник благословил их. Узнав об этом, хозяин поспешил в церковь и потребовал, чтобы священник выдал ему рабов; но священник отвечал ему: «Знаешь ли ты, как должно уважать Божью церковь? Ты не получишь этих людей до тех пор, пока не ообещаешь мне, не разлучать и не наказывать их». Хозяин помолчал минуту в раздумье, потом положил руку на алтарь и поклялся так: «Не разлучу их никогда, пусть они навсегда остаются вместе. Правда, не хорошо они сделали, что женились без моего дозволения, однако, теперь я согласен». Священник добродушно поверил его обещание и отпустил рабов. Хозяин взял их обоих домой. Тотчас, приказал он, срубите толстое дерево, очистите его от сучьев и ветвей, а ствол расколоть забитым в него колом. Потом приказал, выдолбить одну половину и положите ее в яму; в выдолбленное же дерево положить провинившихся рабов и засыпать их землей. Новобрачные были заживо погребены. «Я не нарушил клятвы, – говорил хозяин, –я не разлучил их...». Такие случаи обращения с рабами при Карае стали реже встречаться, так как, за них строго взыскивали с виновника. Карл сам следил, за судьями, чтобы они правильно судили, как сказано в законах. Строго наказывал ослушников его воли. Всякий обиженный мог придти к нему самому с жалобой. Тогда Карл сам рассматривал его дело и всегда всех правильно рассудит. Много поверий сложилось в народе, о справедливости Карла. Рассказывают даже вот какой случай. Велел Карл в одном городе поставить столб, к столбу привязать колокола. От колокола к земле была спущена веревка. Когда царь обедал, всякий обиженный мог подойти к столбу и позвоните, и когда царь выйдет на звон, попросить у него защиты от обидчика и правого суда. Вот раз и случилось, что кто-то позвонил в колокол. Выбежали слуги – никого не видать у веревки. Сказали об этом царю. Через некоторое время снова зазвонил колокол. Приказал Карл онять выйти посмотреть, кто же, наконец, звонит в колокол. Тогда-то они увидали большую змею, которая дергала зубами веревку, оттого колокол и звенел. Испугались слуги, возвратились назад и говорят царю, что видели. Вышел царь. Змея увидела его и поползла назад, будто бы зовя царя идти за собой. Пошел Карл и видит, что в гнезде змеином сидит большущая жаба. Понял Карл, что змея просит у него защиты, и велел жабу, которая залезла не в свое гнездо, сжечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Во внутренней политике Карл показал себя столь же выдающимся государственным деятелем, как и полководцем. Значительно увеличив территорию империи, он стал проводить в жизнь решительные социально–религиозные реформы. Несмотря на то, что Бонифаций и Пипин ранее всячески стремились поднять нравственный уровень духовенства, ко времени царствования Карла мало что изменилось. Клирики продолжали вести фактически светский образ жизни, увлекались охотой, участвовали в войнах. Распущенность нравов, царившая в обществе, почти в полной мере была присуща и духовенству. Поэтому, будучи решительно настроен продолжить дело Бонифация, Карл не мог опираться во внутренних реформах на клириков. Более того, он совершенно игнорировал авторитет и власть духовенства. Непрестанно читая «Град Божий» блж.Августина, ставший его настольной книгой, Карл мечтал о государственном устройстве, где сосуществовали бы две власти — светская и духовная — но при непременном господстве власти светской. Вместе с тем нельзя недооценивать, что Карл Великий воздвигал государство на религиозном фундаменте; для него было очевидным, что государственное устройство должно подчиняться христианским принципам. Тот факт, что Карл хотел принять мператорскую корону от папы, говорит о многом. Карла Великого, несомненно, можно назвать одним из выдающихся христианских правителей в истории. Человек острого ума, широких взглядов, обладавший многочисленными талантами, он, казалось, был призван осуществить закладку фундамента для Града Божьего на земле, построения «христианской империи». Несмотря на то, что Карл христианизировал народы Европы с помощью меча, он вместе с тем приложил огромные усилия к духовному исправлению общества и Церкви. Карл всячески способствовал повышению уровня пастырской проповеди, которая должна была стать доступной простому человеку и служить ему руководством в жизни. Он категорически запретил духовенству принимать участие в светских делах: торговле, войнах, а также посещать харчевни и кабаки. Симония, то есть продажа церковных должностей, строго наказывалась. Карл поощрял благотворительность, заботу о бедных. Образ идеального Града Христова стоял перед его мысленным взором.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В одной древней записке о соборе 1554 г. говорится, что в октябре этого года, царь с митрополитом и со всем собором, рассуждал о прежнем соборном уложении, о многоразличных делах и чинах церковных и по книге соборной чли, которые дела исправились и которые еще не исправились». В настоящей записке не только нет следов того, что будто бы Стоглав в 1554 году еще не был утвержден, как каноническая книга; а напротив есть прямое указание, что Стоглав был признан законной книгой русской церкви: царь потому и спрашивал, все-ли дела, утвержденные Стоглавом, исправлены, приведены в исполнение, что Стоглав был уже утвержден, как законная, каноническая книга русской церкви; а если бы Стоглав не был утвержден, то нечего было бы и спрашивать, все ли исполнено по нем; ибо царь, в таком случае, получил бы ответ: что же спрашивать об исполнении? Соборная книга еще не утверждена, она еще не закон. А исправить дело, на древнем официальном языке в московских владениях, значило исполнить дело, привести в исполнение закон и другого значения не имело. 4) Редакция продолжает: «вернее же полагать, что в 1554 году прежняя соборная книга не только не была утверждена, но и заключала в себе вопросы немевшие вовсе решений и решения считавшиеся сомнительными, неправильными, требовавшими исправления и во всяком случае, неокончательными, и что даже в 1554 году, окончательного решения, по некоторым вопросам, не последовало. В этом убеждает нас свидетельство бывшего троицкого игумена Артемия, осужденного 24 января 1554 года. Игумен Троицкого Сергиева монастыря Иона писал на него, что он говорил хулу о крестном знамении: «нет-де и в том ничего, прежде на челе своем, знамение клали, а нынче своим произволением большие на себя кресты кладут, да и на соборе-де о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего». Напротив, свидетельство Артемия нисколько не убеждает в этом, ибо Артемий говорит не о соборе 1551 года, на котором утвержден Стоглав, а о новом соборе 1554 года; в акте прямо сказано, что Артемий сказал про нынешний собор, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/p...

Лебедев Иван,родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Гавриил Стефанов, священник;Московская губерния, Коломенский уезд, село Малоалексеевское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Лебедев Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Петр Михайлов († до 1860 г.), дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Сокольниково, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Лебедев Илья, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Андрей Иоаннов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Вихорна, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Лебедев Константин, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Николаев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, что при Озере, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об., 17 об.). Лебедев Михаил, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Андреев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Павшино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Лебедев Николай, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Иоаннов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Лазаревский, Лазаревская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Лебедев Павел, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Феодор Васильев, дьячек; Московская губерния, Богородский уезд, село Душеново, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 25 об.). Лебедев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Петр Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Борщево, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Лебедев Петр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Иван Ильин, пономарь; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Иоакиманская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Грузов Петр, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Сергей Феодоров, заштатный священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Грузов Сергей, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Феодор Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Троицкое, Лыткино тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Гусев Егор, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Константин Михайлов, пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Горбасьево, Грузинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 35 об.). Даниловский Михаил, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иван Петров, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Ельдигино, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Державин Сергей, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Иван Иванов, диакон; Московская губерния, Звенигородский уезд, г. Звенигород, Звенигородский Успенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 22 об.). Добров Платон, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Петр Григориев, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Иоанно-Богословская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 26 об.). Добров Сергей, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец:Иоанн Тимофеев, диакон; Московская губерния, Рузский уезд, село Лужки, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 31 об.). Добровский Иван, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Васильев, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Ведерницы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Добролюбов Ипполит, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Николай Тимофеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Уборы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 33 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010