Деян.21:9 .  У него были четыре дочери девицы, про­роче­с­т­ву­ющие. Отрывочное замечание о пророчествующих дочерях Филиппа имеет целью просто указать замечательность этого семейства Филиппа (о даре пророчества см. Деян.11 и паралл.). Ев. Лука добавляет, что эти пророчествующие дочери Филиппа были «девицы», т. е. пребывали в состоянии девственном, посвятив себя на служение Богу. Они-то первые, после Матери Господней, показали пример девственниц в христианстве и своим непорочным поведением приобрели такое уважение, что, по свидетельству блаж. Иеронима, долгое время верующие с благоговением посещали 4 храмины – келии, в которых жили эти девственницы. Две из них впоследствии поселились в Иераполе, а одна, по сказанию Климента Александрийского , жила в Ефесе, где совершала чудеса и отличалась святостью жизни. Эта была старшая – Ермиония. Имея дар врачевания, она подавала исцеление немощным христианам, и впоследствии учредила в Ефесе особую гостиницу, где оказывала безмездное пособие страдавшим телесно и душевно. В царствование императора Адриана она за исповедание веры Христовой, уже в преклонных летах, подверглась истязаниям, претерпев страшные мучения от язычников. Наконец, когда по молитве ее пали и сокрушились идолы в одном капище, мучители отсекли ей голову мечом. Верующие взяли св. мощи ее и погребли с подобающею честью в Ефесе (память ее 4 сент.). Деян.21:10 .  Между тем как мы пре­бывали у них многие дни, при­шел из Иудеи некто про­рок, именем Агав, «Пребывали многие дни», что позволялось благополучным ранним прибытием Павла, спешившего переездом через море. «Пришел из Иудеи», вероятно, из Иерусалима (ср. Деян.11:27 ). Деян.21:11 .  и, войдя к нам, взял по­яс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот по­яс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и пред­адут в руки язычников. Совершенно в духе и по подобию древних пророков, Агав сопровождает свое пророчество выразительным действием (ср. Ис.10 ; Иер.13 ; Иез.4 и др). «Свяжут Иудеи». Хотя заключил в узы апостола собственно римский тысяченачальник, а не иудеи ( Деян.21:33 ), но побуждением к сему было возмущение иудеев ( Деян.21:27 ), которые и являлись главными виновниками уз Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. И не только это, но и нечто другое выразил Бог уда­лением пророка к вдовице. Чтобы впоследствии времени неко­торые, видя, как Христос, после многих и неизреченных благодеяний, оказанных Им в Иудеи, после воскрешения многих мертвых, после возвращения зрения слепым, после очищения про­каженных, после изгнания бесов, после дивного и спасительного учения, облагодетельствованными изгоняется, а язычниками, не­видевшими и неслышавшими ничего такого, почитается, не стали удивляться, недоумевать и считать это делом невероят­ным, — для того Бог еще прежде за много лет примером ра­бов своих показывает нам неблагодарность иудеев и дру­желюбие язычников. Так Иосифа те, кому он нес пищу, по­кушались даже умертвить, а иноплеменник возвел на величай­шую почесть. Так Моисея прогнали облагодетельствованные им иудеи, а принял иноплеменник Иофор и оказал ему великое дружелюбие. Так Давида прогнал Саул, после отсечения го­ловы Голиафу, после бесчисленных опасностей, угрожавших царю и городу, от которых избавил их Давид, а принял иноноплеменный царь Анхус и оказал ему великую честь. Так и теперь Илию иудеи прогнали, а вдовица приняла. Итак, когда ты увидишь, что Христа гонят иудеи и принимают языч­ники, то, вспомнив древние прообразы, не удивляйся истине этого события. Так и ныне ты слышал слова Христа, Который выражает тоже самое. Обращаясь к негодующим иудеям, Он говорил: (Лк.4:25—26). Но, может быть, у кого-нибудь возникает недоумение, почему такому ревнителю о славе Божией Бог попу­стил терпеть скорби и бедствия, то посылая его к потоку, то к вдовице, то в другое место, заставляя его переходить с места на место, как будто какого-нибудь изгнанника? Что он действительно терпел скорби и бедствия, об этом послушай Павла, который говорит: (Евр.11:37). Для чего же Бог по­пустил ему терпеть скорби? Если бы он подвергал иудеев такому наказанию за грехи против него самого, то иной спра­ведливо мог бы сказать, что в бедствиях он испытал скорбь для того, чтобы сделаться более кротким и смягчить свою же­стокость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3317...

Арабы-семиты, жившие в Хиджазе (на Аравийском полуострове), оставались язычниками. Некоторые из них стали принимать христианство. Живя бок о бок с иудеями, арабы-христиане зачастую враждовали с ними, поскольку главным врагом иудеев считался Иисус, подрывавший своим учением основы иудаизм а, «выдавая себя за помазанника Божьего», то есть за Мессию (Машиаха). Этого ему не могли простить иудеи. Ближний Восток часто становился ареной различных войн и конфликтов. После Иудейской войны в римской провинции Иудея (66–73 гг.) против владычества Римской империи войска императора Тита жестоко его подавили в 70 г.н.э. и изгнали евреев из Иерусалимского храма, где хранилась их главная религиозная святыня иудаизма – ковчег завета. В том же году император Тит привез в Рим иудейскую Минору в знак победы Рима над повстанцами. Новая иудейская война и захват Иерусалима римским войском императора Адриана в 135 г. привел к очередному изгнанию иудеев из города, тогда как немногочисленная христианская община спасалась за Иорданом в городе, лояльном Риму. В 614 г. нашествию персидского войска в Палестине способствовали местные иудеи, обостряя и так напряженные отношения между арабами-христианами и евреями-иудеями. В 628/629 г. византийский император Ираклий возвратил Честной Крест в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Православная империя Ромеев торжествовала. Но ликование продолжалось недолго. В первой половине VII в. в Мекке и Ясрибе (будущ. Медине) среди языческих арабских племен появляются первые общины арабов-мусульман, последователей пророка Мухаммада, которые в результате его проповедей уверовали в «единого Бога». В Медине, где враждовали между собой иудейская и христианская общины, с приходом Мухаммада со своими сподвижниками и с созданием Арабского Халифата иудейско-христианским распрям был положен конец. Итак, на Ближнем Востоке родилась третья авраамическая и монотеистическая религия – ислам, которая, как и христианство, стала мировой религией. Между представителями этих вероисповеданий складывались непростые отношения. Были моменты, когда иудеи и мусульмане становились жертвами латинян, случалось, что иудеи с мусульманами выступали против христиан. Однако никогда христиане не объединялись с иудеями, поскольку в религиозном плане учение Христа представляло антипод иудаизму.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/za...

  Павел и Варнава идут к язычникам Из Пафа Павел прибыл в город Пергию в Памфилии, потом в Антиохию Писидийскую, где весь город собирался слушать слово Божие, что и здесь возбудило зависть и всякое сопротивление со стороны иудеев. «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам», по пророчеству Исаии, что Мессия должен быть светом и источником блаженства для народов до последнего края земли (см. Ис. 49, 6). «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию», лежащую при подошве Тавра, бывшую тогда главным городом Ликаонии. (Деян. 13, 46–51) «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, убежали в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали.   Исцеление хромого в Листре. Возвращение в Антиохию В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

http://pravoslavie.ru/3208.html

Деян.21:10–11 .  Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав; и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Это тот Агав, который раньше предсказал голод. Но горько то, что «предадут в руки язычников». Заметь: как только услышал, что ему предстоит перенести множество бедствий, начинает торопиться. Агав не сказал, что свяжут Павла, чтобы не подумали, что он говорит, условившись заранее, нет, он сказал: «мужа, чей этот пояс. Деян.21:12–14 .  Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» Прочие плакали, а Павел утешал их: и тот, кто не страшился собственных испытаний, скорбел по поводу их слез. О вас плачу, говорит он, а не о страданиях, какие мне предстоят, потому что ради Господа Иисуса я готов и умереть. Когда же не могли убедить его, то замолчали, потому что осознали, что на это была воля Божия. Нужно заметить, что следует останавливать тех, кто препятствует кому-нибудь сделать какое-нибудь благородное дело, хотя бы они и плакали. А эти слезы и самого Павла трогали, и ослабляли его силу. Поэтому он их и порицает. Деян.21:15–19 .  После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим. С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Слово «приготовившись» означает «взяв все необходимое для путешествия». «На другой день Павел пришел с нами к Иакову». Иаков был иерусалимским епископом; это брат Господа, муж великий и достойный удивления. Рассказывает им Павел, что случилось у язычников, не по тщеславию, но желая показать Божие человеколюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».  (Деян. 1, 13–26)   Сошествие Святого Духа на  апостолов В десятый день по вознесении Иисуса Христа на небо совершилось явление Духа Святаго, обещанного Христом Утешителя, о Котором Сын Божий сказал, что Отец пошлет Духа во имя Его (Сына), и Дух Святый научит всему и напомнит ученикам Христовым все, что Он говорил им. Явление это распространило в мире познание о таинстве Святой Троицы. Вот описание этого Божественного явления в книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян. 2, 1–4) «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом», собравшиеся здесь ради свято чествуемого праздника Пятидесятницы — воспоминание о даровании закона на горе Синай. «Когда сделался этот шум, то собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал апостолов говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращенные из язычников), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян. 2, 5–13)

http://pravoslavie.ru/3174.html

Трагедия самарян Сказанное явилось вызовом, поскольку в качестве примера для подражания Христос предлагает иудеюзаконнику самарянина: «Иди, и ты поступай так же». Самарянина, который в глазах иудея мог служить только отрицательным примером. Самаряне - это те же самые евреи. Но в 722 году до Рождества Христова Самария - столица Северного Израильского царства - была завоевана ассирийцами. Часть местного еврейского населения была депортирована, а на их земли переселились язычникиассирийцы, которые стали вступать в брачные союзы с оставшимся местным еврейским населением. Язычники признавали Иегову Богом, но продолжали почитать и своих прежних богов. «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили» (4 Цар. 17, 41). Таким образом, евреисамаряне нарушали чистоту веры и чистоту крови, смешавшись с язычниками. К самарянам иудеи относились хуже, чем к язычникам. Если просто на язычников благочестивые иудеи смотрели как на врагов, то самаряне в их глазах были предателями. А к предателям отношение было всегда более презрительное, чем к явным противникам. Поэтому даже в быту иудеи и самаряне не общались. Невозможно дать иудею более неподходящий образец для подражания, чем самарянин. Сближающая сила милосердия В притче о милосердном самарянине Господь наш Иисус Христос учит, как человеку исполнить наивысшую двуединую заповедь любви к Богу и ближнему. Эту заповедь невозможно исполнить лишь усилием воли. Ибо любовь- это такое чувство, которое не зависит от человеческой воли. Любовь либо есть, либо ее нет. Но когда человек творит дела милосердия, он делает это не потому, что это надо ему, а потому, что его помощь нужна другому. А когда проблему другого человека воспринимаешь как свою собственную, всей душой сопереживаешь ему, то в сердце твоем зарождается чувство, которое и называется любовью к ближнему. И даже если благодеяние оказано совершенно незнакомому человеку, этим добрым поступком преодолевается стена отчуждения, и чужой таинственным образом входит в нашу жизнь, становится близким.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Фрагмент из бесед архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Апокалипсис. Беседы на радио „Град Петров“» И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Преследования, вынудившие Церковь к исповедничеству, исходят от иудеев, которых было много в городе. Христос отказывает иудеям в названии «синагога (то есть собрание) Бога», ибо они, хотя и называют себя иудеями, таковыми не являются. Они служат сатане, и потому лжецы, и их собрание — «синагога сатаны». Однако забота Иоанна вовсе не об этих людях. Его интересуют христиане в Филадельфии, которым угрожает опасность со стороны этих «лжеиудеев». В своём втором обетовании Иоанн воспроизводит заверение ветхозаветного пророчества, согласно которому языческие народы в конце времён притекут в Иерусалим, чтобы покориться народу Божию. Ведь христиане, как и иудеи, претендуют на свою непрерывную преемственность от ветхозаветного народа Божия. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева (Ис. 60, 14). Иоанн использует спасительное обетование Ветхого Завета о паломничестве народов в том смысле, что теперь в Иерусалим притекут не только язычники, но также иудеи придут к истинному народу Божию и падут к стопам ног его. При этом, правда, он не говорит об обращении иудеев. Но, оглядываясь на всё прошедшее, они поймут, что не они, но христиане — возлюбленные Бога и Христа.

http://pravoslavie.ru/67770.html

И когда речь доходит до Иудеи, то к иудеям пророк обращается теми же самыми словами, что и к язычникам: «За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его». Так, если можно выразиться, изящно, но и беспощадно пророк переходит к обличению Иудеи и Израиля. Он подчеркивает, что иудеи и израильтяне принципиально ничем от других народов не отличаются: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? Говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Каира? Вот, очи Господа Бога – на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам. 9:7-8). О многих народах промышлял Бог, и это еще не повод для превозношения. Скорее, наоборот. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что язычников Господь судит не за то только, что они, скажем, притесняли иудеев, и не за то, что они были язычниками, но и за то, что они жестоко и бесчеловечно обращались друг с другом. То есть Господь их судит, так сказать, с точки зрения общечеловеческих ценностей. Но к Иуде и к Израилю главная претензия иная. «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути» (Ам. 2:4). Этим их вина усугубляется. И только затем уже говорится: «За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, [взыскиваемое] с обвиненных, пьют в доме богов своих» (Ам. 2:6-8). Книга пророка Амоса – это книга откровения, правды или праведности Божией. Это понятие обозначает, что Бог действует всегда согласно требованиям и нормам, которые определяемы Его собственной природой. Для человека правда Божия открывается, в частности, в том, что для человека установлен этический порядок, который тоже есть правда и который отвечает Божественной природе, то есть, нравственность человеческая находится в соответствии с правдой Божией, она не имеет автономного характера.

http://sedmitza.ru/lib/text/431393/

Кто же был устроителем Римской церкви? Надо полагать — ученики св. апостола Павла. В конце послания к Римлянам св. апостол Павел посылает приветствия целому ряду лиц, по-видимому очень близко и хорошо ему знакомых. Кто же эти лица, и как св. апостол Павел, еще не бывший до тех пор в Риме, мог с ними познакомиться? Все они, несомненно, изгнанники из Рима, изгнанные императором Клавдием и рассеявшиеся по Греции, Македонии и Малой Азии, где они и познакомились с апостолом Павлом. Одни из них были просвещены им, другие стали его сотрудниками. По смерти Клавдия они снова вернулись в Рим и духовно возглавили Римскую церковную общину. Св. апостол Павел потому и горел желанием быть в Риме, чтобы пожать плоды посеянного его учениками. Предание же о том, что Римская церковь основана св. Петром, можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь св. апостола Петра и естественно считали его своим духовным отцом. К этому присоединилось и то, что в Риме св. апостол Петр принял мученическую кончину. В состав Римской церкви первоначально входили главным образом иудеи, но потом вошло в нее много язычников, так что последние стали даже преобладать по числу. Это видно и из послания к Римлянам. Римские язычники, разочаровывавшиеся в своих языческих суевериях, при соприкосновении с иудеями часто становились прозелитами, а это облегчало им и переход в христианство как дававшее еще большее, уже полное удовлетворение их духу. Римский философ Сенека по этому поводу говорил, что побежденные дают законы веры победителям, а Ювенал смеялся над иудействующими римлянами и особенно римлянками. По свидетельству Светония, иудеи были изгнаны императором Клавдием из Рима за то, что среди них поднимались смуты из-за Христа. При этом верующие из язычников не могли пострадать, ибо гонение коснулось одних иудеев, и притом не за веру, а за нарушение общественного спокойствия. Община из бывших язычников стала расти и развиваться уже самостоятельно и таким образом совершенно обособилась от иудеев. Вернувшиеся потом христиане из иудеев крепко слились с верующими из язычников, составив с ними единое целое и также окончательно обособившись от иудеев. Это обособление верующих от иудеев резко обозначилось при вступлении св. апостола Павла в Рим, когда верующие вышли апостолу Павлу навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц, а иудеи три дня не являлись к св. Павлу, пока он сам не пригласил их к себе для беседы. Повод к написанию послания и цель его

http://sedmitza.ru/lib/text/430619/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010