В описи Хутынского монастыря за 1612 год показаны: «сударь камчат червчатъ; а на нём Вседержитель Спас стоящий – шит золотом и серебром; в молении у него преподобные Сергий и Варлам шиты шёлком; да два Ангелы шиты шёлки же, а крыле шиты золотом и шёлки; у одного Ангела в руках крест, а у другого копие и трость, у Спаса и у преподобных и у Ангелов венцы шиты золотом, а около венцев строчки золотые же шиты золотом волочёным обвивкой; опушка багрова, а на судари тропарь: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, – весь до конца шит золотом, а подложен сударь зеньденью; а на подкладки подпись: Дача Гавриловой дочери Хлоповой Парасковьги». Из восьми воздухов в той же описи Хутынского монастыря показаны первый «воздух камчат ал, опушен камкой жёлтой, подложен тяфтой таусинной; а на нём шит Агнец Божий на дискосе, шит золотом да серебром; по сторонам дискоса в четырёх местах Ангелы с рипиды, да около херувимы и серафимы, да четыре Евангелисты шиты золотом и серебром. Второй воздух камчат бел, опушен камкой вишнёвой; а на нём Иисус Христос шит золотом и серебром, да по сторонам Ангелы шиты шёлком; а на ризах по местам шито золотом; венцы на главах шиты серебром; около венцов шито золотом строчкой, а подпись – слова греческие; подле слов по опушке шиты травы шёлки; подложен тафтой зелёной» 543 . По описи Клопского монастыря за 1695 год, из числа вкладных покровцов и воздухов показаны: «Два покровца изорбаф черлен; опушка куфтер желтая; кресты – кружива серебренаго; подложен киндяком алым, – дача боярини Богдана Матвеевича Хитрово. Покровец отлас черлен: на нём шито: се Агнецъ Бoжiй; да во облац Господь Саваоъ; по сторонам Ангелы с рипидами и подпись шито серебром и золотомъ; подложен дорогами зелеными, – дача боярыни Фетинии Сицкой. Воздух отласу краснаго; на нём шиты: Во гробе плотски, – и Ангели с репидами и херувими и подписи золотом и серебром; опушен отласом зеленым; подложен дорогами зеленымиж, – дача боярыни Фетинии Сицкой 544 . б) Пелены издавна привешивались под местными и другими более чтимыми иконами. В настоящее время осталась одна пелена 1594 года под храмовой чудотворной иконой Богородице-Рождественской церкви на Молоткове. Пелена сия шита из зелёного бархата; на ней сделан крест из 39 серебряных круглых образков, обнизанных жемчугом и известным под именем дробниц; из жемчуга же вынизаны копие, трость, Адамова голова с надписями: Царь Славы. Хс. Ни. Ка; и под ними следующая надпись, вышитая золотыми буквами: благоврнаго Государя цари и Великого князя еодора Ивановича всеа его благоврные царицы и княгини Ирины, и ихъ благоврные царевны здлана пелена къ образу Рождества пречистые Богородицы лта 7102». Пелена сия кругом обложена древним малиновым гарусом с шитыми разными цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

542 Синодик в 4-ку писан при новг. архиепископе Феодосии (1542–1551) с харатейного, писанного в 1527 году. Временник Имп. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. 3, стр. 40. 543 Взято из подл. монаст. описи за 1642 год, л. 48 л. 51, где о втором воздухе принимавшим ризницу приписано: «А ныне, по досмотру, тово воздуха нет». 545 Синодик в 4-ку писан с харатейного, писанного в 1527 г., в Новг. Соф. Библиотеке. Времен. Маск. Ист. Общ., кн. 24, отд. 3, стр. 40. 546 Подобный убрус на иконе Одигитрия в описи упразднённого Николо-Лятского монастыря за 1606 год значится: «А убрус у Пречистой сажен жемчугом по атласу по таусиному; около убруса поясок плетен золотой; да в убрусе на средине звезда шита золотом швальныи». Подл. опись в Имп. Публ. Библ. из Древлехранилища Погодина. 547 Надпись сия, как очевидно, взята из рукоп. сказания о Софии Премудрости Божии. В надписи слова: торцы (от глагола оторочить) выражает особенное внимание, например, Ангелов к вещаниям Божиим. 548 В Богородице-Рождественский церкви есть ещё старинная хоругвь с вышитыми изображениями на одной стороне Знамения Пресв. Богородицы, а на другой св. великомученика Георгия Победоносца. А в описи упразднённого Николо-Лятского монастыря за 1606 г. значится, – «хоругвь написана на хартии по левкасу на золоте Никола чудотворец, а на другой стороне Егорий». 549 Как видно из рукоп. описания новг. Соф. собора, составленного в начале текушего столетия протоиереем оного собора, в IX отделе: о Новгородских знамёнах. 550 В Новг. Соф. соборе остались две напрестольные сени. шитые по красному бархату с вензелями имён Императриц Анны Иоановны и Елисаветы Петровны. 552 Новг. II и III лет. под 7080 год., стр. 172 и 262. Впрочем, летопись не упоминает о возвращении отвезённых риз. 554 О древности изображения центавров у христиан, обличаемых за сие на западе Бернардом ещё в 1115 году. Опис. Корсунск. врат Аделунга, 1834, стр. 92 и 93. 555 В описи Антониева монастыря за 1696 подобные ризы описываются так: «Ризы камчаты, белы, тафта черлена, подольник камчат багров, а на нём шиты травы золотом и серебром, подпушек тафтой алою, подложен миткалем. Ризы камчаты белы ветхи крестчаты, оплечье бархат таусинной золотной; крест на ризах низан жемчужком мелким в одну нить, а в нём две дробницы серебряны золочены; подольник камчат шит золотом и серебром».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Братство поставляет себе главнейшею целью содействие просвещению Божественным Евангелием остатков языческого мира, уцелевшего на дальневосточных окраинах, а также вознамерилось укрепить там православную жизнь деятельным образованием такой среды, которая бы силою добрых примеров и попечений удерживала просвещенных православием язычников под материнскою властью Св. Церкви. Следовательно, делю Братства есть дело жизненное и общенародное, требующее для себя дружной, воодушевленной поддержки со стороны всех государственных жизненных сил и способностей. Именно теперь приспела пора всем православным людям приложить все свое христианское и верноподданическое усердие к восстановлению и укреплению на Дальнем Востоке и вообще по всей Сибири самого сильного владычества нашей православной государственности. Уже близок 300-т летний юбилей со дня избрания на Всероссийский Престол Предка Царствующего Дома Романовых Михаила Феодоровича, повелением которого была учреждена в 1620 г. Тобольская архипастырская кафедра – первосветильник православного просвещения в Сибири. Предстоит, следовательно, в 1920 г. и второй во славу того же Царя и его Державного Дома 300-т летний юбилей водворения православной церковно-государственной жизни в Сибири, А потому благовременно будет накануне юбилея воцарения Дома Романовых положить начало окончательному осуществлению преемственного подвига Российских Самодержцев по покорению сибирского язычества, дабы ко дню юбилея православного просвещения в Сибири пройти до конца этот подвиг с Братским крестом Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса и торжественно завершить сие великое историческое дело составляющее священную славу Дома Романовых. Поспешим же всею братскою семьею самоотверженно порадеть словом и делом о благополучии своего Владивостокско-Камчатской области, как драгоценной части нашего Православного Отечеста. Покров для нас – братское знамя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Надежда у нас на небесное предстательство приснопамятных православных просветителей Сибири и строителей в ее пределах святорусской государственности. А источником благодатного воодушевления да послужит нам обращенный к каждому рабу Божию великий завет Христов: – «Изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится Дом Мой». Лук.14:23 . Камчатский миссионер Иеромонах Нестор. Читать далее Источник: Православие в Сибири : (Ист. очерк) : В память основания Камчат. православ. братства во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса... от камчат. миссионера, иером. Нестора. - Санкт-Петербург : Отеч. тип., 1910. - 80 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

526 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 150; Рукоп. Кирил. библ. 74–1313, л. 224; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 247. 1 Последнюю для краткости будем называть «московскою» (в виду первенствующего значения Москвы в истории северного иночества). 528 Первоначальное внутреннее убранство церкви состояло из пожертвований княгини Марии Воротынской. «Да княгини же Мариа дала в церковь образы; деисус с празникы и с пророцы и местные иконы и все украшение церковное, ризы отласные з золотом, ожерелие жемчюгом сажено, патрахель камчата, кресты жемчюжны, пугвицы серебряные, поручи отлас золотной, жемчюгом сажены, пугвицы серебряные, пояс шелковой кистици жемчюгом сажены, стихарь подризной бязинен, ширинка золотом шита, стихарь камчат диаконьской, ожерелье з бархатом, уларь бархатен, ширинка золотом шита, потырь, дискос, 3 блюдца, лжица, копие, звезда, крест воздвизалной, все серебряно, (во)здух камчат жемчюгом сажен, (во)здух тафтян болшей, два покровца шиты золотом и серебром, два покровца тафтяны, крест к престолу дробницы серебряны жемчюгом сажены, бархат червьчат на престоле, паникадило медяно кистица жемчюгом сажена, на княжей гроб покров бархат зелен, крест на нем жемчюжен, Апостол, Евангелие ................... серебром обложена, да 3 образы серебром обложены, стоят в головах у гроба у княжево на налое, Владимер святый серебром же обложен, да ковш понахидной да блюдечко серебряны, да ковш малой укропной серебрян, поручи тафтяны ж з золотом, шпринка бязинная с тряпки, ризы безинные оплечие бархат на золоте, натрахиль отлас на золоте, кресты серебряны, стихарь безинной оплечие камчатое, уларь отласной, двои поручи отласны, стихарь подризной, полотенной, две ширинки, да 2 ширинкн на полотне да ризы камчаты постные» (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л, 39–40 об.; сравн. Рукоп. Соф. библ. 1162, л. 71–72). 529 Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 160 об.–161; Рукоп. Кирил. библ. 73–1312, л. 247 об.–248. – В 1618 году царские двери, сень и столбцы в церкви св. Владимира были росписаны заново старцем Нафанаилом (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

И все веселей и привольней ему, Коленца выходят все круче… Но шибче играет Садк, осерча, … Царь бешеный месит ногами! В присядку понес его черт ходуном, Он фыркает, пышет и дует " … (Ср. описание пляски «казачка» у Гоголя, Тарас Бульба, конец 2-й главы). 3281 Свящ. Сергеев, Изъяснение раскола, имен. хлыст. (Мельников, Материалы, Чтения общ. ист. и др. рос. 1873, ч. 1, с. 34–35). 3282 Кириллов, Амур. прыгуны (Камчат. Е.В. 1897, 12, с. 238–239). См. там же, 10. С. 188: «один вдохновенный прыгун, почувствовав в себе особенную полноту благодати, начал вихрем носиться по молитвенному дому и кивать головой, останавливаясь то пред одним, то пред другим, пока не грохнулся на пол». Ср. скопческий роспевец (Мельников, Материалы, Чтения об. ист. и древ. рос. 1873, ч. I, с. 15): «Ой, во саду, саду, разгуляться к вам иду, Сударь батюшка родной, учитель мой, Дух святой… Уж он ходит, гуляет, сам погуливает, Своей буйною головушкой покачивает». В «Вакханках» Эврипида «трясение головой» (κρτα σεσαι) – составной элемент оргиастической пляски в честь Диониса (ст. 184–185). 3284 Дингельштедт, Закавк. сект. 195, 223–224. Ср. описание древнерусских плясок в «купальскую ночь»: «женам же и девам и главам накивание и устнам их неприязнен клич всескверные песни бесовские и хрептом их вихляния и ногам их скакания и топтания» (Послание игумена Памфила, – В. Малинин, Старец Елеазарова монастыря Филофей, Киев 1901, приложение 1-е. с. 3). 3286 Ю. Толстой, О духовном союзе Е.Ф. Татариновой (Бартенев, XIX-й век, кн. 1, с. 226); Тверские Е.В. 1891, 10, с. 286. 3287 Это отражение в радельных телодвижениях национальных хороводных плясок является веским аргументом в пользу признания самобытного происхождения хлыстовства – древнейшей из русских мистико-экстатических сект. 3288 Дело Самарского окру ж. суда о мормонах Бузулук. и Николаев. уездов, 38833, т. 3. л. 159. Название «колесо в колесе» взято сектантами из книги пророка ( Иез.1:16 : «казалось, будто колесо находилось в колесе»). Напр., В. Дерютин, основатель хлыстовской секты в с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никандра вкупе с Благовещением Пресвятыя Богородицы, а память септемвриа в 24 день» (Там же). Однако повеление патриарха исполнено не было, Н. по-прежнему почитали в его пустыни как преподобного, продолжалась запись чудес. 9 июня 1697 г. исцелившаяся по молитвам святому Анна Крекшина принесла в мон-рь покров «камчат лазорев с дробницы сребряными и позлащены» и положила на гробницу Н. (Гл. 37 Риторической редакции, см.: Охотникова. 2007. С. 706-707). В Печатной редакции 1799 г. читается дополнительный текст «об исцелении жены от расслабления» в 1796 г. В издании 1801-1805 гг. находится «Чюдо преподобнаго отца нашего Никандра чудотворца, како избави некоего Богдана Лаврова от демонов» (без даты). В 80-х гг. XVII в. весь мон-рь был отстроен в камне. В Соборной редакции так описывается обновленная обитель: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго» (Там же. С. 635). В пустыни особенно почитался камень, служивший, по преданию, возглавием святому во время сна. Богомольцы имели обыкновение ходить с камнем на плечах вокруг монастырского храма «в честь и похвалу преподобному Никандру». В Соборной редакции, в «Чюде 3 о возглавнице святаго Никандра», описывается, как некий человек посмеялся над богомольцами и немедленно впал в расслабление; он исцелился только после того, как настоятель обители, игум. Сергий, отслужил водосвятный молебен Н. и Благовещению Пресв. Богородицы и окропил больного водой у гроба святого. В 1735 г. архиеп. Феофан (Прокопович), усмотрев в почитании камня «одно безпутное суеверие», отправил его в Синод для расследования (в архиве Синода это дело хранилось под 330). 9 апр. 1736 г. Синод постановил: «...означенный камень... среди Невы реки бросить в воду». Но это решение не было исполнено: еще в 1908 г., как свидетельствовал Серебрянский, камень хранился в зале синодального архива в витрине под XVII ( Серебрянский. 1908. С. 171. Примеч.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Из всего этого видно, что белые клобуки издавна были употребляемы как вязаные, так и из материй шёлковых, как с украшениями, так и без украшений, с тем, вероятно, различием, что украшенные ряснами были употребляемы во время одних богослужений и при особенных торжествах, а потому и встречаются в меньшем количестве. Согласно с сим клобуки сии издавна были большого и меньшого наряда, праздничные и рядовые или повседневные 631 . Замечательно, что белые клобуки были не только у святителей, но и в монастырях. В описи Хутынского монастыря за 1642 год показаны: «куколь бел камчат, куколь объяринной бел; пять куколей холщовых, а на всех шиты кресты, а те куколи кладут на неверных, как их крестятъ» 632 . Последний род клобучков изъясняется из древнего требника 1606 года Стратинского издания. В этом требнике показано, что на младенцев, при крещении их, надевали клобучки или куколи, род шапочек 633 . В ризнице Соф. Собора хранятся две шапочки святителя Никиты, кои отличаются от старинных митр, по своим украшениям принадлежащих более к металлическим изделиям. Из этих шапочек одна, вместо митры, была на святителе во гробе с 1108 по 1558 год. Она круглая, небольшая, устроена из камки василькового цвета и опушена мехом. На ней вышиты золотом и серебром небольшие крестики, также два херувима и два серафима с вышитыми надписями «хровимъ, сраимъ» 634 . Другая шапочка, принесённая Новгородцами святителю по обретении мощей его (1558), из парчи золотосеребреной с разными шёлковыми цветами, опушённая также мехом; на ней перекрестье позумента серебряного. К числу святительских шапочек в ризнице Соф. Собора может быть отнесена шапочка, по преданию, признаваемая княжеской. Она деревянная, круглая, обложена алым атласом и шёлком Спаситель с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, двумя Ангелами и двумя Херувимами; на верху крест четырёхконечный деревянный позолоченный в деревянном круге; опушена также белым мехом 635 . 1 Живопись новгородскую, даже миниатюрную, XI и XII века видим, например, на изображениях в евангелиях Остромировом и Мстиславовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Считаем при этом нелишним заметить, что в других случаях, когда дело касалось не будущих миссионеров православия, а заурядных раскольников, митрополит Филарет допускал и тайное присоединение их к православной церкви. См. письмо его преосвящен. викарию Иннокентию (Приб. к твор. св. отц. ч. 25, стр. 211), где он, между прочим, пишет «В разрешению священнику Елоховскому можете прибавить, что, снисходя раскольнику обращающемуся, но стыдящемуся, он может присоединить его к церкви не гласно в то же время, как принимает его на исповедь. Мне кажется, что иногда позволительно раскольнику присоединиться к церкви тайно от раскольников, подобно как некогда язычники вступали в церковь тайно от язычников». 1256 Онуфрий, как родившийся и крещенный в православной церкви, не имел нужды в повторении над ним таинства миропомазания. 1258 Душеп. Чтен. 1883 г. ч. 1, стр. 399 – письмо м. Филарета (от 13 июня 1865 г.) преосвящ. викарию Леониду. 1260 Донесение м. Филарета синодальному обер-прокурору, Д. А. Толстому, от 27 июля. Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2 стр. 714. 1261 Донесение м. Филарета Д. А. Толстому. Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2, стр. 886–887; Брат. Сл. 1890 г., т. II, стр. 208–209 – письмо проф. Субботина к тому же Толстому. 1268 Брат. Слово 1890 г. т. II, стр. 208. Одновременно с Иустином вошел в сношения с Московским святителем и одновременно присоединен был к православию настоятель беспоповщинских скитов в Пруссии – инок Павел. Но об отношениях м. Филарета к этому последнему мы уже говорили в своем месте. 1283 Русск. Вестн. 1864 г. ч. 51, стр. 25–26. Если верить Екатеринбургским единоверцам, то мысли о самостоятельном единоверческом епископе сочувствовал в одно время даже сам Император Александр I. См. прошение екатеринб. единоверцев в рукописях Библ. студ. Казан. дух. академии. 1286 Известны ответы москов. митр. Филарета (Собран. мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 561–564 и камчат. архиеп. Иннокентия (Русск. Архив 1889 г. т. II, стр. 146–153); 1292 Чтен. Общ. любит. дух. просвещ. 1877 г., отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ибо сочленения 118 этого трехчастного Древа источают благоуханную жидкость, подобно выжатому елею, которая и создает упомянутое выше такое ощущение сладчайшего благоухающего аромата у всех [людей] из разных народов, входящих туда и собравшихся там. [И] такова та жидкость, что если даже малую каплю ее положить на недужных, какой бы немощью или болезнью ни были они одержимы, полностью возвращается к ним здоровье. Но о том сего сказанного достаточно. Типикон Великой церкви: рукопись Hieros. S. Crucis. 40, X в. 119 Во святой и великий четверг [бывает] поклонение честному и святому копию, пронзившему животворящее ребро великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, от рассвета и до шестого часа 120 в святейшей Великой церкви. На 50 псалме [утрени] глаголем тропарь четвертого плагального гласа: Днесь Царь жизни Иудеям предается на распятие, чтобы уничтожить державу смерти и дать человеческому роду воскресение. И после утрени подходит патриарх, и во время поклонения честному копию поется тропарь второго гласа: Поклоняемся копию, пронзившему животворящее ребро Твоей благости, и неисповедимое Твое схождение славим. И когда бывают антифоны [тритекти] 121 , глаголется тот же тропарь – Поклоняемся копию... Подобает же знать, что после отпуста тритекти совершается омовение святой трапезы... Во святую и великую пятницу подобным образом [бывает] поклонение честному копию до шестого часа, и после этого референдарий 122 возвращает его во дворец. Москва «Указ о звону и чину» 133 В этом памятнике, сохранившемся в рукописи РНБ. СПбДА. 127, XVII в., содержатся указания об особенностях богослужебной практики московского Успенского собора (в том ее виде, какой она имела в двадцатых-тридцатых годах XVII в.). Как показал А. П. Голубцов , основной текст памятника был записан в 1633 г. знаменитым справщиком Печатного двора священником Иваном Наседкой 134 . Как и другие русские Чиновники и Обиходники XVI–XVII в., «Указ...» является сборником практических указаний, тем самым сохраняя даже те мелкие детали священнодействий главного храма Московской Руси, которые не упоминаются в других источниках. – диак. М. Ж. В пяток Страстныя недели [в] два часа дни готовят стол прежде и поставят три скамьи да доски за стола место, сшитые гвоздми, а стелют на том столе 16 пелен розных цветов, да 4 скатерти (да лентие старое за скатерти место, а все то лежит в ризницах в сундуке в Похвале 135 , а скамьи стоят под Соловецкими 136 ). Да стол другой каменной поставят, а кладут на него пелену поверх кожи, скатерть широкую одну, да две чаши поставят, сребряную да оловянную, да четыре подсвещники сребряные поставят, да патриархово место поставят – рундук с ковром обычным, да покров лазорев камчат припасут, чем после вечерни покрыти три плащаницы на гробе Господни, а на нем крест серебряной отлас во весь тот покров нашит, а словет тот «старой покров». 137

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

522 Новг. II лет. под 6932 год. III лет. под 6843 год. Ист. Разг. о древн. В. Новг. 1808 год, стр. 37–41. А в Никон. летописи упоминается о ризах, стихаре и источниках на мантию, данных в 1165 г. от митрополита св. архиепископу Иоанну. 524 Новг. I лет., стр. 86; II лет., стр. 132 и 181; III лет., стр. 228; IV лет., стр. 62. Ист. Росс. Иерарх., ч. I, стр. 180. 525 Новг. I лет., стр. 113. Прибавл. к Новг. II лет., стр. 183. В XV веке также упоминается о том, что преосвященные носили мантии вне церкви и общественного священнодействия. Прибавл. к Новг. II лет., стр. 184. Новг. III лет., стр. 244. 528 Таковы, например, ризы, омофор, епитрахиль, поруч и шапочка святителя Никиты, преставившегося в 1108 г. 529 Истор. Обозр. торговых сношений Новгорода с Готландом и Любеком, М. Славянского, СПб. 1847 г. 531 Например, в описи Зверина женского монастыря за 1682 год показаны в Благовещенской деревянной церкви на престоле выбойка русская, покров крашениной и в других церквах покровы и пелены крашенинные, тафтяные и выбойчатые, а ризы полотняные. 534 Другая шитая старинная плащаница в Юрьеве монастыре устроена в прошлом веке. На ней вышита надпись: «1777 года Юрьева монастыря при архимандрите Викторе». 537 Взято из подлинной монаст. описи за 1642, л. 75 и 76. В этой же описи (л. 74) показаны ещё три покрова, коих теперь нет: «один покров багров камчат, другой тафтян Сизов двоеличневый, а третий покров мухоярной, что на преставльших братий кладут; а на нём шита церковь о трёх верхах; посреде церкви крест; церковь шита шёлком багровым, да белым, да зелёным; по углом четыре звезды; около подпись – святый Боже, да стих: – духовная моя братия, весь до конца, да во гробе лежит преставленной – шит шёлком белым». Последнего рода покровы в прежние времена были в большом употреблении, но теперь в Новгороде древних не видно. 538 Как на плащаницах, так и на покровах шитых старинных, подобные вырезки сшитые встречаются постоянно. 539 В подлинной описи Клопского монастыря, за 1695 год, показаны шесть покровов, из коих один шитый приложен боярином Ильей Даниловичем Милославским, другой из зелёной камки с сребропозлащенными плащами Михаила Милославского, а третий из зелёного бархата с плащами серебропозлащенными басменными – думного дьяка Михаила Даниловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010