Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Первый император Великого Рима О Сципионе Африканском 03.10.2023 426 Время на чтение 12 минут Фото: gid-v-rime.com Некоронованный царь, прообраз императоров Великого Рима (Римской Империи), басилевсов Великого Константинополя (Византийской Империи) и императоров Российской Империи Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235 год до н. э.— 183 год до н. э.). Как сказано в Библии в 21-ой главе Притчей Соломоновой: Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Можно быть уверенным, что не только миропомазанных царей, верующих в истинного Бога, направлял Бог, но и правителей, не знавших истинного Бога. Согласно Библии, у царя Навуходоносора было больше видений от Бога, чем у любого из других древних языческих царей. И на фараона Бог воздействовал. Так толкуя египетские казни, православный библеист А.П. Лопухин подчеркивает, что именно самообожествеление фараона является объяснением тому, что первые казни не оказали на него должного воздействия. Казни, возможно, показывали бессилие египетских богов, отвечающих за определенные природные стихии (каждая казнь соответствовала стихии), но при этом эти казни не произвели сильного впечатления на фараона. «Пусть, рассуждал он, Всевышний доказал Свое превосходство над богами египетскими, - рассуждал фараон. – Я сам бог, и так как ни из чего не видно, чтобы Он был выше меня, то я и не нахожу нужным подчиняться Его требованиям» (А.П. Лопухин. Толковая Библия). Когда же у фараона, считающего себя богом, умерщвляется первенец, то он отпускает евреев, исполняя требование Моисея (Исх. 8:26). По толкованию А.П. Лопухина фараон верил, что смерть его сына от действия иного Бога была невозможна. В итоге фараон признал, что он и его сын не являются богами. Таким образом библейская фраза «и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12:10) также применима и к фараону, а не только к египетским идолам. А с языческим царем Кира Бог говорит напрямую так: « Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:1-3).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

Скачать epub pdf ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев. Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба. И мы читаем 1-ый стих: Исх.11:1 . «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда». Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта! То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца. Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста. И мы читаем 2-ой стих: Исх.11:2 . «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 12. Исход 1 . На каких условиях фараон отпустил израильтян? Насовсем ли он их отпустил? Речь шла о том, чтобы выйти за пределы земли Египетской и совершить праздник Господу в [пустыне. После девятой казни египетской фараон был уже готов отпустить израильтян, но без крупного и мелкого рогатого скота, т.к. боялся, что они уйдут совсем. Если вы помните, после восьмой казни он был готов отпустить их, но без детей – он все время чувствовал, что они могут уйти насовсем, и ему нужно было, чтобы что-то их держало. Но после десятой казни египетской у него возникает такой страх, что он призывает Моисея и Аарона ночью и говорит: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» ( Исх. 12:31–33 ). 2 . Собирались ли уйти насовсем израильтяне? И собирались, и готовились, и Господь обещал им вывести их от угнетения в Египте и увести в землю хананеев, хеттеев и амореев, где течет молоко и мед. Господь обещает им дать милость в глазах египтян, так что они уйдут не с пустыми руками. «Каждая женщина, – говорит Господь через Моисея, – выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» ( Исх. 3:22 ) Здесь тонкий момент: нравственное чувство вроде бы противится такому сознательному обиранию. Но можно сравнить эту ситуацию с деятельностью, например, Робин Гуда, когда на больших дорогах он обирал купцов и отдавал награбленное бедным и был в чести у простого народа. То есть Господь руками Моисея восстанавливал справедливость, хотя он о Господе и не думал. Эти действия выполняются по прямому указанию Божию, и насильственно народу египетскому, прежде всего женщинам, дается возможность быть милостивыми, дабы помилованы были они тоже у Бога. Что и произошло, потому что погублено было войско, но не весь народ. После 40 лет странствия в пустыне Господь будет повелевать полностью истреблять некоторые народы, уничтожать не только женщин и детей, но даже скот, и даже самые вещи их пожигать огнем. Будет такое. А здесь через милость к избранному народу и сами милостивые получают помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Казни египетские I. К.Е. – наказания, которыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу ( Исх. 7–12 ). К.Е. подготовили ⇒ исход израильтян из Египта. В результате евреи смогли принять от Бога Закон, который устанавливал порядок их новой жизни, опред. Богом для избр. Им народа. Спасит. и искупит. деяния Бога, явленные в К.Е., в исходе, в даровании Закона, – это начало и основа нац. и духовной истории народа Израиля. В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ «из земли Египетской силою великою и мышцею простертою» ( 4Цар. 17:36 ). Он сделал это с помощью ⇒ чудес , в которых открыл Свою ⇒ власть . Взгляд на К.Е. как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания. II. 1) Бог много раз являл людям Свои чудеса. Но даже если они воспринимаются только при условии ⇒ веры , крайне важно понять суть изменений, которые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см., напр., Ин. 9:20 ; Мф. 8:4 ; Лк. 17:14 ). Не следует, однако, стараться найти такое «объяснение», которое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств. деяние Бога; 2) попытки объяснить К.Е. природными особенностями Египта предпринимались неоднократно. Так, говорилось, напр., объектами казни были опред. животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества. Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр. связь, и т.о. объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей. Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, (1957), N70, (1958). Ниже предлагается краткое изложение данной концепции. III. В назв. выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр. связь между явлениями: 1) сильное наводнение, вызванное разливом ⇒ Нила , заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые ( Исх. 7:21.24 ). Цвет воды, ставшей «как кровь», объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, которую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии. Массовая гибель рыбы была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего «река воссмердела». Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы. Уровень воды в Ниле повышается в июле – августе и понижается в октябре – ноябре. О том, что первая К.Е. внезапно прекратилась, в Библии не говорится. Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 11. Исход. Казни египетские Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов – «елле шемот», в переводе «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т.к. основная тема этой книги – исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их»… ( Исх. 1:6 ) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом ( Быт. 46:27 ). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3–4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» ( Исх. 1:1 ) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, которые желательно знать наизусть, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» ( Исх. 1:2 ) Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим положением он, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания. Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Скачать epub pdf ГЛАВА ВОСЬМАЯ Мы продолжаем изучать Книгу Исход и сегодня будем читать 8-ую главу. Сегодня мы будем говорить о трех египетских казнях: это наказание жабами, наказание мошками и наказание песьими мухами. «Зачем ты надуваешься от гордости человеческой? Тебя оскорбил человек, и ты испугался и разгневался. Борись с блохами, чтобы спать, узнай, кто ты. Ведь чтобы вы знали, братья: то, что для нас тягостно, создано для укрощения нашей гордости. Бог мог смирить народ фараона медведями, львами и змеями, но Он наслал на них мошек и жаб, чтобы ничтожнейшими вещами укротить гордость» 81 . Действительно, для такого человека, как фараон, как правитель Египта, жаба или какая-то мошка, или какие-то песьи мухи – казалось бы, ничто. Но Бог специально сокрушает богов Египта, потому что за этими существами обязательно скрывалась некая идеология. Так, например, что мы знаем о жабах? В Древнем Египте с головой лягушки или жабы изображались мужские первобожества, т.е. мужские божества из четырех пар (восьмерицы) богов в связке «мужское начало – женское начало» (иногда их считают категориями или свойствами одного единого прабога-творца, бога первотворения Атума): Нун – бездна, Хух – неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность, Кук – тьма, также обладающая потенциями творения, Амон – безвидность, отсутствие определенного образа. Им соответствовали женские имена со змеиными головами: Нунет, Хухет, Кукет и Амонет. Как мы уже говорили ранее, Бог ведет казни над богами Египта, и Он показывает всю несостоятельность этих религиозных мировоззрений и представлений, показывает, насколько все это мелко, насколько все это гнусно! Или третья казнь – мошки – была направлена на посрамление египетских божеств земли: неба, воздуха и здоровья, которые были не в состоянии защитить людей и скот Египта от нашествия мошек. То есть это тоже был вызов языческим богам. И песьи мухи: главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто показал фараону и всем египтянам различие между ними и верующими в единого Бога. Песьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили верующие евреи. Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является истинным Господом, наславшим египетские казни, и что Он есть Бог над Египтом, превосходящий по силе и могуществу всех этих египетских божеств и идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

04.08.2017 История разделения Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва». Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована в газете «Вечерняя Москва». Первые три казни египетские, предсказанные Моисеем, – превращение воды в кровь, засилье жаб по всей земле, по всем жилищам, нападение несметного множества блох на скот и людей — были обращены не только на египтян, но и на евреев. За что же Бог наказывал Свой народ? В Библии сказано, что евреи пришли в Египет во время великого голода, пользуясь покровительством Иосифа, которого прежде братья продали в рабство, а Бог промыслительно сохранил и возвысил его в чужой стране (см. Быт. 37—47). Благодаря талантам Иосифа как государственного деятеля его отец и братья были приняты фараоном с почетом и уважением. Полученный в Египте высокий кредит доверия евреи могли использовать, чтобы обратить язычников к Единому Истинному Богу. Вместо этого они не только растеряли свою веру, но и заразились от египтян язычеством. Духовный регресс евреев низвел их до положения рабов и физического истребления. Та же последовательность падения прослеживается и в Адаме: как только он разорвал союз с Богом, его постигла духовная смерть, а затем последовала смерть физическая. Эта закономерность известна всем внимательным к своему духовному состоянию людям: сначала человек переступает через свою совесть, а затем следуют душевные и телесные скорби. Потому игумен Никон (Воробьев) вслед за святыми отцами говорил: «Не хочешь скорбей — не греши». Когда Моисей по повелению Божию вернулся в Египет, он увидел толпу рабов – ропщущих, унывающих, трусливых, упрямых, не доверяющих ни его словам, ни чудесам, которые ясно показывали, что он посланник Божий. Что уж говорить о египтянах — они тем более не поверили ему. И чтобы все эти люди окончательно не погибли в своих заблуждениях, первые казни Господь насылает на всех, кто жил в Египте. И только четвертая казнь – нападение слепней или оводов на скот и на людей, обрушивается исключительно на египтян. Неужели Бог пожалел одних, а мучения других решил продолжить? Разумеется, нет. Прекращение казней в отношении евреев свидетельствует, что они ранее египтян опомнились от заблуждений и откликнулись на вразумления Божии. Им хватило трех ударов, чтобы прийти в себя.

http://new.izdatsovet.ru/news/istoriya-r...

Бедствия Что же будем делать теперь, братья, сокрушенные, уничиженные и упоенные не секирой и не вином, которое расслабляет и ненадолго помрачает ум, но бедствием, которое навел на нас Господь, сказавший: обратится и к тебе чаша десницы Господней ( Авв. 2, 16 ) – и напаивающий духом скорби и сокрушения презрителей, которым говорит: посмотрите... и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь и исчезнете ( Авв. 1, 5 )? Как стерпим Его обличение? Или какой дадим ответ, когда сверх множества благодеяний, за которые мы не возблагодарили, с укоризной укажет нам и на эти наказания, исчислит лекарства, от которых мы не исцелились, назовет нас хотя чадами, но порочными, хотя сынами, но чуждыми и хромающими по причине непроходимости и кривизны путей своих, и скажет: «Как и чем надлежало вразумить вас, и Я не вразумлял? Нужны ли были способы лечения легчайшие? Они употреблены Мной. Миновал Я первую казнь египетскую – кровь, которую египтяне пили из источников и рек всякого собрания вод; миновал также и следующие казни – жаб и скнипов 10 и песьих мух 11 , начал же с пятой казни – с поражения скотов, и волов, и овец, нанес удар бессловесным, потому что щадил еще словесных. Но на вас не подействовало это бедствие, напротив, вы были предо Мной неразумнее и бессмысленнее пораженных. Удерживал от вас дождь… Один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал ( Ам. 4, 7 ), но вы сказали: будем упорствовать (см. Иер. 18, 12 ). Я навел на вас град, вразумляя противоположной казнью; пожал у вас виноградники, рощи и плоды, но и тем не сокрушил вашей злобы. Но лоб твой – медный, и в шее твоей жилы железные (см. Ис. 48, 4 )», – так, может быть, скажет Он и мне, которого не исправляют такие удары. – Грабитель грабит, опустошитель опустошает ( Ис. 21, 2 ), ничего не произвели ни вразумление свыше, ни небесные кары. Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня, – в чем и прежде упрекал Он вас через Иеремию, – плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились ( Иер. 6, 29 ). «Ужели стерпите гнев Мой? – говорит Господь. – Или рука Моя не сильна нанести новые удары? У Меня есть еще и гнойные струпья, воспаление от пепла печного (см. Исх. 9, 9 ), который рассыпал в воздухе Моисей или другой подобный ему служитель гнева Божия, и наказывает Египет болезнью. У Меня есть и саранча, и тьма осязаемая, и казнь последняя по счету, но первая по тяжести и силе, – поражение и гибель первородных».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Глава 18 5–19. Четвертое сопоставление: поражение первенцев египетских и религиозное торжество детей еврейских. 20–25. «Искушение смерти» в пустыне. Прем.18:1 . А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. Прем.18:2 . А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том, что заставляли переносить их, Прем.18:3 . вместо того, Ты дал им указателем на незнакомом пути огнесветлый столп, а для благополучного странствования – безвредное солнце. Прем.18:4 . Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона. 1–4 . Первые четыре стиха XVIII гл. содержат противопоставление египтянам евреев во время девятой казни. Над египтянами «была распростерта тяжелая ночь» ( Прем.17:20 ), а «для святых Твоих был величайший свет» (1 ст.). Мысль та, что девятая казнь, трехдневный мрак, не распространялась на живших в Египте евреев, они, как и весь остальной мир ( Прем.17:19 ), пользовались светом. Египтяне знали об этом и считали их счастливыми (1 ст.), а вместе с тем были благодарны евреям, что те не пользовались их смятением и беспомощностью во время девятой казни, чтобы отмстить им за муки долгого рабства (2 ст.). Покровительство Божие еврейскому народу простерлось и далее. Во время странствования по незнакомой пустыне путь им указывал «огнесветлый столп», он же защищал их от солнечного зноя: «дал им… безвредное Солнце» (3 ст.). Наказание египтян лишением света вполне заслуженно ими и соответствует их преступлению, порабощению тех, «чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона» (4 ст.). Сравнение Моисеева закона со светом весьма часто в Св. Писании ( Ис. 2:5 ; Пс. 118:105 ; Притч. 6:23 ). Название света «нетленным» выражает мысль о вечности Моисеева закона. Эта мысль выражается и в других местах Св. Писания ( Тов. 1:6 ; Вар. 4:1 ), особенно часто в связи с мессианским чаянием всеобщего распространения Моисеева закона ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ), когда уничтожится идолопоклонство ( Прем. 14:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVI Видение семи чаш последних казней; первая – отвратительные раны на грешных людях (1–2), вторая – обращение воды моря в кровь (3), третья – обращение в кровь воды рек (4–7), четвертая – нестерпимый зной солнца (8–9), пятая – мрак в царстве зверя при нераскаянности грешников (10–11), шестая – появление из уст дракона трех нечистых духов подобных жабам, собравших земных царей на место Армагеддон (12–16), седьмая – великое землетрясение и разрушение города Вавилона, падение града величиною в талант (17–21). Откр.16:1 .  И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Откр.16:2 .  Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Голос, несомненно, принадлежал Самому Господу Богу (ср. Откр.1:10 ; Иез 9:1 ), ибо исходит из самого храма, этот голос повелевает вылить чаши на землю. Под землею здесь нужно разуметь всю вселенную, и море, и сушу, и всех тех, кто должен подвергнуться казням гнева Божья, т. е. всех принадлежащих к царству антихриста и отвергшихся христианства. По вылитии первой чаши на землю-сушу на всех людях появились жестокие и отвратительные гнойные раны (ср. Исх 9:9–11 ). Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать. Откр.16:3 .  Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды по цвету сделалась сгустившеюся и темноватою кровью и к тому же зловонною. Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени; бедствие притом не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из Откр.16:9 и Откр.16:11 , продолжающееся постоянно вместе с бедствиями других казней до самого конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010