Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ И ТАТАРСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена в янв. 1555 г. с названием Казанская и Свияжская, с мая 1589 г. Казанская и Астраханская, с 1602 г. Казанская и Свияжская, с 1682 г. Казанская и Болгарская, с 1686 г. Казанская и Свияжская, с 1785 г. Казанская и Симбирская, с 1832 г. Казанская и Свияжская, с 1942 г. Казанская, с 1945 г. Казанская и Татарская, с 1948 г. Казанская и Свияжская, с 1949 г. Казанская и Чистопольская, с 1957 г. Казанская и Марийская, с 11 июня 1993 г. епархия имеет современное название. Территория - в границах Республики Татарстан . Кафедральный город - Казань, кафедральные соборы - Никольский и Петропавловский в Казани. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Наконечный). К нач. 2012 г. в епархии насчитывалось 292 прихода (из них ок. 50 общин без постоянных священнослужителей), 7 муж. и 2 жен. монастыря, в клире епархии состояли 328 священников, 69 диаконов. Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. К. и Т. е. преобразована в Татарстанскую митрополию, включающую Казанскую епархию (запад. районы Республики Татарстан), Чистопольскую и Альметьевскую епархии (вост. районы Республики Татарстан). Территория При создании епархия включала территорию Казанского ханства и окрестные районы, завоеванные рус. войсками. Официально в Казанскую епархию входила также Вятская земля, но фактически вятскими приходами до создания в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия ) управляли Московские митрополиты (позже патриархи); юж. районы современных Кировской обл. и Удмуртии , не входящие в историческую Вятскую землю,- Яранск, Уржум, Малмыж, слобода Кукарка (ныне г. Советск), Сарапул - находились под управлением Казанских архиереев. В 1556 г., после завоевания Астрахани, в Казанскую епархию вошли земли Ср. и Н. Поволжья, во 2-й пол. XVI - нач. XVII в.- территория совр. Башкирии, Юж. Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Н. Поволжья (см. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1620 г.- Сибирь (см. Тобольская и Тюменская епархия ).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

На встрече присутствовали: иеромонах Герман (Чернышев), руководитель курсов для монашествующих Челябинской митрополии, преподаватель истории монашества и аскетики; иеромонах Иосиф (Реутов), клирик Симеоновского кафедрального собора г. Челябинска; протоиерей Евгений Мартенец, директор Центра подготовки церковных специалистов Челябинской епархии; иеромонах Лаврентий (Гоць), секретарь Магнитогорской епархии; игумен Нестор (Болков), настоятель Богоявленского мужского монастыря г. Челябинска; игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Одигитриевского женского монастыря г. Челябинска; инокиня Севастиана (Амарцева), ответственная за учебную площадку Одигитриевского монастыря; игумения Анания (Постникова), настоятельница Казанского женского монастыря г. Троицка (Троицкая епархия); монахиня Варсонофия (Кастальская-Бороздина), ответственная за учебную площадку Казанского монастыря (Троицкая епархия); монахиня Серафима (Соколова), представитель монашеской общины при храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Булзи (Челябинская епархия); протодиакон Владимир Коростин, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; иерей Константин Комлев, преподаватель Священного Писания Нового Завета и церковнославянского языка; иеромонах Алексий Загороднов, преподаватель основ православного вероучения и социальной концепции Русской Православной Церкви; иеромонах Михаил Рудаков, преподаватель основ литургики и богослужебного устава; Е.Д. Королева, преподаватель общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви в Казанском женском монастыре г. Троицка (Троицкая епархия); И.В. Горина, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви, церковнославянского языка и истории монашества и аскетики вКазанском женском монастыре г. Троицка; А.В. Калинин, преподаватель Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а также основ богослужебного устава и литургики в Казанском женское монастыре г. Троицка; Воронова Анастасия, методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Челябинской митрополии. В завершение заседания комиссии были предоставлены документы курсов Челябинской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6054706...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 июля 2012 г. путем отделения от Симбирской епархии. В тот же день временно управляющим епархией был назначен Симбирский митр. Прокл (Хазов) . Епархия входит в состав Симбирской митрополии, включает приходы в пределах Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Тереньгульского, Чердаклинского районов Ульяновской обл. Кафедральные населенные пункты - Димитровград (до 1972 Мелекесс) и пос. Чердаклы. Кафедральные храмы - Преображенский собор в Димитровграде и чердаклинская Покровская ц. Правящий архиерей - еп. Диодор (Исаев; 12 марта 2013 клирик Симбирской епархии игум. Диодор избран Синодом на Мелекесскую кафедру, 17 марта возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 19 мая 2013). М. и Ч. е. разделена на 7 благочиннических округов: Центральный, Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Чердаклинский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 79 приходов, в клире состояли 63 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: информационно-издательский, общественных проектов, по взаимодействию с правоохранительными органами, МЧС, Вооруженными силами, казачьими обществами, по делам молодежи, по религ. образованию, катехизации и миссионерскому служению, по связям с учреждениями здравоохранения, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, экологии и природоохранной деятельности, а также комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. С сер. XVI в. земли М. и Ч. е. входили в состав Казанской епархии (см. Казанская и Татарстанская епархия ). В 1648 г. был основан Симбирск (первоначально назывался Синбирск), а в 1651 г. Синбирский у., включавший территорию М. и Ч. е., вошел в Синбирскую десятину Патриаршей области . В 1658 г. Синбирская десятина была передана Казанскому митр. Лаврентию с условием ежегодной выплаты в патриаршую казну 50 р. В 1659 г. Синбирск с уездом были вновь приписаны к Патриаршей обл. В 1668 г. край был включен в состав Казанской епархии (с 1799 именовалась Казанской и Симбирской). В 1832-1851 гг. территория М. и Ч. е. входила в Симбирскую епархию. В 1851-1928 гг. большая часть земель относилась к Самарской епархии; территории совр. Тереньгульского и Сенгилеевского районов в церковном отношении продолжали подчиняться Симбирской (с 1924 Ульяновская) епархии. В 1923-1935 гг. существовало Мелекесское викариатство Самарской (1923-1928) и Ульяновской (1929-1935) епархий. В 1941-2012 гг. территория М. и Ч. е. вновь входила в состав Ульяновской (с 2001 Симбирская) епархии (в 1937-1941 существование последней прервалось в результате репрессий против духовенства; в 1959-1988 кафедра вдовствовала, епархией управляли Куйбышевские архиереи).

http://pravenc.ru/text/2562814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии РПЦ (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ); получило название от образованной 4 нояб. 1920 г. Марийской автономной обл. (см. Марий Эл ). Существовало в 1929-1937 гг., в 1934-1937 гг. действовало как самостоятельная епископия. До 1917 г. и в первые годы советской власти приходы Марийского края входили в Вятскую (Уржумский и Яранский уезды; см. Вятская и Слободская епархия ), Нижегородскую (Васильсурский и Макарьевский уезды), Казанскую (Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Казанский и Чебоксарский уезды; см. Казанская и Татарстанская епархия ) епархии. Учреждение епископии с центром в Йошкар-Оле (до 1919 Царёвококшайск, в 1919-1927 Краснококшайск) было вызвано необходимостью борьбы с обновленчеством , замещения на кафедрах арестованных архиереев новорукоположенными епископами для нормализации церковной жизни Нижегородской епархии, а также изменениями административно-территориального деления РСФСР. 5 апр. 1923 г. в Казань прибыл обновленческий Казанский «архиепископ» Алексий (Баженов) . 26 дек. того же года на съезде раскольничьего духовенства Казанской епархии Марийским «епископом» был назначен женатый свящ. Владимир Дерябин, клирик ц. Владимирской иконы Божией Матери с. Кузнецово Краснококшайского кантона (ныне Медведевского р-на Марий Эл). После того как 31 июля 1924 г. он прибыл в Краснококшайск, часть белого духовенства, прежде всего Краснококшайского кантона, уклонилась в раскол. Вскоре обновленческое Краснококшайское вик-ство было преобразовано в Краснококшайскую и Марийскую епархию Нижегородской (с 1932 Горьковской) раскольничьей митрополии, существовавшую под упр. Дерябина (с 1927 «архиепископ») до ареста последнего в 1938 г. Во мн. случаях переход в обновленчество был следствием недостатка информации о ситуации, сложившейся в Церкви. Поэтому вскоре после образования обновленческого М. в. под влиянием духовенства, отбывавшего ссылку в Марийском крае, бывш.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1918 г. с названием «Царицынская», с 1925 г. Сталинградская, в 1959 г. присоединена к Саратовской епархии, восстановлена 31 янв. 1991 г. с названием Волгоградская и Камышинская. Границы епархии до 15 марта 2012 г. совпадали с границами Волгоградской области Кафедральный город - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). Кафедральный собор - в честь Казанской иконы Божией Матери. Епархия была разделена на 13 благочиннических округов: 4 Волгоградских, Волжский, Дубовский, Зотовский, Камышинско-Михайловский, Николаевский, Новоаннинско-Урюпинский, Руднянский, Суровикино-Серафимовичский, Фроловский. Правящий архиерей - митр. Герман (Тимофеев) . 15 марта 2012 г. из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский р-ны, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Ныне Волгоградская епархия разделена на 6 благочиний: Южное г. Волгограда,Второе г. Волгограда, Центральное г. Волгограда, Северное г. Волгограда, Дубовское, Камышинско-Котловское. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии . В янв. 2005 г. в епархии действовали 254 прихода, 3 плавучие миссионерские церкви, 6 мон-рей (3 муж., 3 жен.). В клир епархии входили 252 священнослужителя (217 священников, 35 диаконов). 1918-1959 гг. В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров) . (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне - 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.)

http://pravenc.ru/text/155146.html

Пензенская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Пензенской области [ править править код ] Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии. В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский». Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии. В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) . Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010