– Надо вспомнить историю. Впервые на Родосе в 1961 году Константинопольский Патриарх собрал делегации всех Поместных Церквей и объявил, естественно, с согласия других Церквей, о необходимости созыва Вселенского Собора. Тогда речь шла именно о Вселенском Соборе, но не о Всеправославном. И там вот что произошло. Было предложено для рассмотрения на Вселенском Соборе больше сотни вопросов (кажется, 120 с чем–то). Нашу делегацию возглавлял митрополит Никодим (Ротов). Он выразил изумление и сказал тогда: «Как можно на Соборе рассмотреть столько вопросов? В таком случае мы должны десятилетие обсуждать их». Ответ был сокрушительный: «Вы – советский агент и хотите сорвать Вселенский Собор». – Вот вам и ответ всегдашним критикам владыки Никодима (Ротова), которого обвиняют в том, что он был чуть ли не инициатором этого Собора… – Митрополит Никодим тогда всё же согласился, и все согласились на 120 вопросов. Я помню, как под его председательством (в советское время была только одна Комиссия, больше нам не разрешали) мы сидели дни и ночи, чтобы рассмотреть все эти вопросы!.. Сколько было дискуссий, споров. Наконец, слава Богу, кажется, подготовились. И вдруг из Константинополя решение: «Нет, сто двадцать – это много!» Я сейчас не помню точно, но чуть ли не свели все до 3–5 вопросов. Митрополит Никодим, со своей улыбочкой, интересуется: «Простите, как же это понять?». Его опять обвинили в том же самом: «Вы и теперь против?». Ситуация была непростой… В конечном счете, к нашему времени после многих переговоров и собеседований осталось вроде 10 вопросов. – Это действительно были вопросы, существенные для межправославного единства? – Дело не во межправославном только единстве. Вопросов, конечно, много накопилось за всю историю. 1000 лет не было Соборов, это же просто катастрофа! Вы посмотрите на Древние Церкви: Поместные Соборы собирались каждые полгода–год. Непрерывно решались возникающие каноническое, литургическое и др. вопросы... Вселенские соборы собирались только по самым важным проблемам, которые касались существа самой веры.

http://pravoslavie.ru/95000.html

Что ж, как говорят в Одессе, будем посмотреть, - что же будет дальше? Если, конечно, до этого «дальше» доживем! Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 121. Re: Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Ответ на 108., Владимир Анатольевич: У каждого на этой духовной войне свое место, свой окоп. Вот его и нужно держать. Недисциплинированный воин более опасен для своих, чем для врага.Представьте себе, что Вы, матушка на Великой Отечественной войне в своем окопе. Вы видите, через прицел своей трехлинейки, что Ваш командир с белым флагом идет к немецкому офицеру и они радостно лобызаются. Каковы Ваши действия, как дисциплинированного воина? Прежде всего, определить, действительно ли предательство имеет место быть и не является ли то, что я вижу, следствием моего переутомления или перегрева или какого-то действа, смысл которого мне не ясен. Понятно, что на войне счет идет на секунды. Но мы-то не в состоянии цейтнота. Поэтому есть смысл поступать с рассуждением. Очень интересный документ: речь святителя Марка Эфесского к папе Евгению 4 многие обороты речи просто впечатляют: " Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся... " Ответ на 112., vlad7: Вы себя назначили прозорливицей, точно ведающей про стяжание святости кем-то? Когда начинается разговор в такой тональности, я понимаю, что пора налить себе " чашечку кавы " и оставить дискуссию, ибо дальше обычно будет разговор " ни о чем " . 120. Ответ на 79., Сергий Агапов: Я тоже говорю, что не нужно впадать в крайности. Поминая патриарха до его соборного осуждения как еретика, никто согласно упомянутому 15-му канону не погрешает, если сам не сочетается с ересью.Спасибо за вашу позицию, уважаемый Михаил, но, все же, выражение «впадать в крайность» мне кажется неверным и даже оскорбительным для святых отцов, внесших это существенное примечание в 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора. Христиане, отделяющиеся от миссионэров ереси достойны чести, подобающей православным. Да, это крайняя, но обоснованная и необходимая мера для обуздания еретиков. С уважением Сергий.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

Палка о двух концах - Почему сама Церковь не отстаивает свои убеждения на политической арене? Насколько вероятно присутствие священника в законодательном собрании? - Согласно существующим нормам, представители духовенства в исключительных случаях могут избираться в законодательные органы, но не от партии, а самостоятельно, с разрешения Священного Синода. Пока таких прецедентов не было и очень надеюсь, что не будет, потому что дело священника - заниматься не политикой, а духовным окормлением паствы. Депутат ведь не займет место духовного наставника в церкви, если тот уйдет в думу. Каждый человек должен заниматься своим делом. - Но как бы ревностно Церковь ни относилась к сложившимся устоям, она все чаще прибегает к мобильным средствам информации, имеющим воздействие на социум. Что вас подтолкнуло к созданию Живого Журнала? - И телевидение, и Интернет, и мобильный телефон - это палка о двух концах. Вопрос в том, для чего они нужны человеку. Возможно, без них соблазнов станет поменьше. Но движение к греху либо добродетели будет совершаться иными способами. Вопрос не в Интернете и телефонах, а в направлении развития общества. В Японии, например, с детства ребенку говорят, что воровать стыдно. Так же стыдно, как ходить по улице раздетым или прийти на работу вымазанным в грязи. А вы понимаете, что такое для японца позор... И преступлений в этой стране с численностью населения в 120 миллионов совершается меньше, чем в Саратовской области. Да, мы с японцами - разные, но это не значит, что такие механизмы не могут работать у нас. У нас сейчас практически нет вещей, вызывающих стыд. Единственный фактор, регулирующий нашу жизнь - это деньги. Если они у тебя есть, ты уважаем, если нет, ты никто. Какое общество может созидаться под воздействием этого фактора, как вы думаете? А по поводу Живого Журнала... Мне кажется, это очень хорошее подспорье для любого пишущего человека. Там можно увидеть непосредственную реакцию читателей на твои тексты, с кем-то подискутировать и в результате либо утвердиться в своем мнении, либо подкорректировать его…

http://pravoslavie.ru/57589.html

Святой император, собираясь на битву, ты просишь у меня изложение веры. Ты знаешь, победа обыкновенно приобретается более верой полководца, чем доблестью воинов. Так и Авраам повёл на сражение триста восемнадцать воинов 118 и отнял добычу у бесчисленных неприятелей. Покорив силу пяти победоносных царей и их отрядов знамением креста и именем Господа 119 , он отомстил за родственника и получил сына 120 и победу. Также и Иисус, сын Навин, врагов, которых он не мог победить всею мощью сильного войска, одолел звуком семи священных труб, когда призвал вождя воинства небесного 121 . Так и ты готовишься победить, ты, почитающий Христа, готовишься победить, ты, хранящий веру, книгу о которой попросил у меня. 4. Mallem quidem cohortandi ad fidem subire officium quam de fide disceptandi; in altero enim religiosa confessio est, in altero incauta praesumptio. Sed quoniam neque tu cohortatione indiges neque ego excusandi liber, ubi pietatis officium est, audax negotium uerecunda occasione suscipiam, ut de fide pauca disceptem, de testimoniis plura contexam. Я бы скорее предпочёл взять на себя обязанность увещания в вере, чем рассуждения о ней. В первом случае это благочестивое исповедание, а во втором – беспечная самонадеянность. Но ты не нуждаешься в увещании, и у меня нет оправданий для отказа исполнить долг благочестия. Я предприму дерзкий труд, воспользовавшись подходящим случаем для краткого рассуждения о вере, и приведу ещё больше свидетельств [из Священного Писания ]. 5. De conciliis id potissimum sequar, quod trecenti decem et octo sacerdotes tamquam Abrahae electi iudicio consona fidei uirtute uictores uelut tropeum, toto orbe subactis perfidis, extulerunt, ut mihi uideatur hoc esse diuinum, quod eodem numero in conciliis fidei habemus oraculum, quo in historia pietatis exemplum. Из соборов же я последовал бы за тем, который, как знамя победы, воздвигли триста восемнадцать епископов 122 , по числу избранных Авраамом 123 , одержав победу согласной силой веры и покорив нечестивых во всём мире. Божественным мне кажется то обстоятельство, что вера была исповедана на соборе тем же самым числом людей, как и в истории примера благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Я для себя принял за правило дирижировать во время парада при прохождении пешей группы только по метроному. Объясню, почему. Я, может быть, впервые говорю об этом. Прежде такого не было: дирижировали, как учили — 120 шагов в минуту. Но я понял, что человек сопереживает моменту и не может не отвлекаться, тогда как в моей профессии человек должен быть машиной в хорошем смысле этого слова. Метроном помогает не сбиваться: сохраняется абсолютный темп, невзирая на какие-то моменты, например, одного подразделения шире шаг, у другого — мельче. Если «подыгрывать» этому подразделению, может получиться так, что темп просто собьется. Надо сказать, что культура исполнения произведений нашими военными музыкантами отличается от мировой исполнительской практики. Разница не в самом исполнении — оно может быть блестящим у музыкантов по всему  миру, но мы порядка 40 произведений играем наизусть. Нигде такого нет. Мы делаем так не для того, чтобы кого-то поразить. Просто если играть по нотам, то военный строй приобретет массовую неорганизованность: надо перелистывать, не дай Бог, еще и дождь пойдет. Вообще, это как-то не очень удобно. Кроме того, знание репертуара наизусть предопределяет его сознательное исполнение. Казалось бы, мелочи, а когда все сложишь вместе и проанализируешь, получается, что это огромный механизм, требующий очень серьезной отдачи. В наше время военная музыка имеет также и культурную, и патриотическую «нагрузку». Достаточно привести пример. В прошлом году на фестивале военных оркестров «Спасская башня» финал начинался с исполнения сводным оркестром известного произведения И.О. Дунаевского «Песня о Родине» — «Широка страна моя родная…». И как только сводный оркестр начинал играть эту мелодию, все зрители — а у нас каждый вечер на фестивале бывает семь с половиной тысяч человек — поднимались, как один. Митрополит Иларион: Я хотел бы коснуться одного аспекта Вашей работы, который в мои времена был совершенно невозможен. Это взаимодействие с Церковью, с хоровыми коллективами, в том числе церковными, что, как мне кажется, открыло в последние десятилетия совершенно новую страницу в истории военно-оркестровой службы. Например, в День славянской письменности и культуры 24 мая под Вашим руководством проводятся замечательные песенные праздники. На мой взгляд, это мероприятие, в котором участвуют самые разные хоровые коллективы, требует не меньшей подготовки, чем военный парад. Сколько хоров было на последнем празднике?

http://patriarchia.ru/db/text/4141822.ht...

Так может, это общение и есть пустословие? Здесь мы вступаем на скользкий путь заблуждений, потому что отождествлять вежливую речь, то, что англичане называют small talk, то есть привитую культурную способность поддерживать разговор, с пустословием — это большая ошибка. Потому что для святых отцов, которые описывали эту страсть к пустословию, это был технический термин, понятие. То есть это некоторый греховный навык, который нужно держать в узде именно потому, что он приводит к расстройству. То есть пустословие не само по себе опасно или греховно, а потому что оно способствует, например, расколу между людьми. Например, вы перенесли чью-то новость, из-за этого поругалась ваша подруга с мужем. Вот в чем опасность пустословия. А не в том, что вы много говорили. Потому что в древнем патерике есть такое известное выражение: некоторые люди целый день говорят, а на самом деле они сутки в своем сердце провели в молчании. То есть количество слов не тождественно объему понятия «пустословие». 27 тысяч слов в день Кажется, что чем больше ты скажешь слов — это и есть пустословие. Нет, пустословие — это то, что ведет к распре между людьми. Если вы потратили 120 тысяч слов за час, чтобы примирить близких — это уже не пустословие. То есть мы, исследуя это понятие, смотрим на ту цель, которую преследовали святые отцы, говоря о вреде или же описывая это особое состояние. Дело в том, что мы сейчас знаем о человеческой эмоциональной жизни гораздо больше, чем знали наши античные или средневековые отцы. Вот, преподобный Максим Грек в одном из своих трактатов пишет, что известно о страусах следующее. Чтобы вылупился птенец из яйца, страус должен сесть напротив яйца и пристально на него смотреть. Мы сейчас понимаем, что это совсем не так. Но выученный в средневековом училище Максим Грек принял те естественно-научные взгляды и знания, которые были в ходу. А сейчас мы знаем, что среднестатистическая (не люблю это слово) женщина произносит в день 27 тысяч слов. Это пустословие и многословие? Мужчина произносит на порядок меньше. И он не испытывает нужды в этом. Исследователи говорят, что это естественная потребность.

http://pravmir.ru/esli-ne-umolkaesh-ves-...

В начале 1980-х началась эпидемия дифтерии, эпидемия рукотворная, из-за снижения охвата прививками, благодаря щадящей вакцинации и отводам от прививок. В итоге к 1994-95 годам зафиксирован 100-кратный рост — 120 тысяч больных, как взрослых, так и детей. Еще шесть тысяч человек погибли. Эпидемия была погашена поголовной двукратной вакцинацией всего населения. Сейчас настораживает одно: по Национальному календарю полагается прививать взрослых каждые 10 лет. Но это практически не выполняется, вспышек столбняка нет благодаря широкому охвату вакцинацией детей. Поэтому ВОЗ давно предложила профилактику столбняка при травмах, вводить вакцину АДС-М (анатоксин дифтерийно-столбнячный модифицированный). ХИБ-вакцинация ХИБ-инфекция — инфекция, вызываемая бактерией Haemophilus influenzae type b. ХИБ — причина тяжелых инфекций: менингита (25% всех случаев у детей, у малышей до 2 лет — в 50% случаев); пневмонии (до 10% плевропневмоний, плевра — оболочка, которая покрывает легкие); эпиглоттита (опасное острое воспаление надгортанника, из-за которого нарушается функция дыхания); скрытой бактериемии (состояние, при котором у младенцев нет очевидных очагов инфекции, они выглядят здоровыми, но при этом у них развивается лихорадка, а в крови обнаруживают бактерии, способные вызывать менингит или сепсис); остеомиелита, фасциита и артрита. ХИБ-вакцинация — это наш позор. Почти 30 лет уже в мире прививают от ХИБ-инфекции, так делают в 175 странах, но в России все еще нет ХИБ-вакцины и мы прививаем только какие-то таинственные группы риска — часто болеющих детей в возрасте трех месяцев и онкогематологических больных. Эту глупость, которая у нас переписывается из календаря в календарь, мне кажется, нужно прекращать. Коклюш Здесь особая история. Начать с того, что коклюш в России контролируется в недостаточной степени: в Петербурге его диагностика хорошо организована и там показатели заболеваемости в 4-5 раз выше, чем в целом по стране. Это говорит о недорегистрации случаев заболевания. Пик заболеваемости в первый год жизни, затем показатели снижаются, хотя и не так сильно, как хотелось бы, а на шестом-восьмом году жизни снова повышаются. Почему растет заболеваемость? Недопривитость. «Убитая» вакцина работает пять-шесть лет, не больше. При пропуске одной дозы из четырех риск заболевания повышается в 2,5 раза, трех доз — в 18,5 раз.

http://pravmir.ru/bczzh-nuzhna-a-vot-nuz...

Это была последняя надежда после всех реабилитационных центров. Но некоторые санатории очень помогли, парень стал крепнуть и даже во многом обходиться без помощи мамы, хотя ноги оставались недвижимыми. В Звенигороде Яша проходил лечение по несколько раз в год. Татьяне пришлось бросить свою работу и устроиться в санаторий буфетчицей: детям сотрудников лечение бесплатное. Так продолжалось несколько лет, пока женщина не поняла, что больше работать не может, здоровья нет. Первый инсульт она пережила сразу после аварии сына, потом еще несколько микроинсультов, и женщине пришлось оформлять инвалидность уже не только на сына, но и на себя. Жаль, нет большой помощи от нее Яше, и отца нет, погиб от удара током еще в 85-ом году. Так и живут вдова-инвалид с инвалидом-сыном. Кажется, совсем грустная история. Но Яша с молодым задором, который присущ всем юным, стал искать выход. Он оказался совсем рядом, через дорогу, где находился Городской спортивный комплекс. Фигурное катание на коляске, жим штанги лежа, плавание – вот основные виды спорта, которыми сейчас занимается юноша. И далеко не как любитель. В прошлом году он летал в Сочи на чемпионат по жиму штанги, как единственный представитель Московской области и занял первое место, выжав 120 кг в положении лежа. В абсолютном зачете недавно он победил и в фигурном катании на колясках. Первые места посыпались как из рога изобилия, и Яков с удивлением вновь и вновь слышал свою фамилию на объявлениях победителей. Он шел в спорт как любитель, не ради побед, а ради того, чтобы заниматься чем-то интересным. Но сейчас все переменилось. Постоянные тренировки, сборы, перелеты на чемпионаты, и медали – вот нынешняя жизнь Яши. Но никаких материальных поощрений, кроме символических подарков, за победы у Яши нет. Живут чемпион и его мама на свои пенсии, которых с трудом хватает на необходимое. А самое необходимое сейчас – коляска. Коляска, с помощью которой можно хоть на время забыть о том, что у тебя практически нет ног. Эта коляска должна быть живой, гибкой, послушной и легкой, и можно радоваться ей, как возможности немножко вспомнить о былом, когда все еще было в порядке, когда по желанию можно было услышать свистящий ветер в ушах от своего бега под ворчанье соседских старушек: «Не носись, окаянный!». Если бы только Яша знал, что ему предстоит, он бы, наверное, бегал намного больше и быстрее, про запас, мысленно объясняя самым медленным бабушкам, что скоро он будет больше всего мечтать о том, чтобы ходить хотя бы так, как они.

http://pravoslavie.ru/48608.html

Печально не только то, что такие книги вообще выходят, да еще и продаются в православных храмах, печально, что выходят они по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, во всяком случае, так написано на титуле книги. Не секрет, что сегодня можно поставить какое угодно благословение — ведь средства полиграфии доступны практически каждому. Но как объяснить, что предваряет эту книгу доклад доктора богословия профессора Киевской Духовной Академии? Он что, не читал книгу, в которую поместили его доклад? И уж тем более трудно объяснить тот факт, что эта книга 5 сентября 2009 г. была представлена в Киевской Духовной Академии на конференции, посвященной 120-й годовщине со дня рождения архиепископа Брянского Антония (Михайловского). Хотелось бы спросить: неужели никто из преподавательского состава Академии этой книги не читал? И даже не просматривал? Но кто-то же разрешил ее презентацию? Я намеренно не касаюсь богословия архиепископа Антония (Михайловского). Это дело богословов, у меня же нет даже семинарского образования. Но несколько цитат все-таки приведу: «В конце целомудрия (?) духовного ум приближается к душе своей, а душа к уму своему… Сие последнее, т.е. соединение ума с душою Господом и в Господе, являет конец (?) духовной, истинной — целомудрия добродетели и начало добродетели духовно-истинного девства…» (с. 179–180). «Сии ум и душа будут жить, войдя духовно в апокалипсический Иерусалим, о коем сказано тайнозрителем: Иерусалим, сходящий от Бога с неба» (с. 185)… Кто-нибудь может сказать, о чем это? Ну пусть «богомудрые» писания старца настолько высоки, что для меня, простой монахини, они недостижимы. Но как может сочетаться явная ложь с «умным деланием»? Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что нам, живущим во времена всеобщего расслабления, прежде чем приступать к духовным подвигам, надо хотя бы просто научиться жить по заповедям, научиться не лгать. По долгу службы мне приходится читать довольно много современной православной литературы, и вот я хочу отметить две часто встречающиеся негативные тенденции: первая — ложь, если не открытая, то всяческие «умолчания» и «приукрашивания», особенно житий современных подвижников (например, убиенного иерея Петра (Боярского), схимонахини Макарии Темкинской и др.), и вторая — плагиат.

http://pravmir.ru/vsegda-li-pravoslavna-...

Но вне всякого сомнения, что снованье по лестницам, нагибанье, подниманье нелегких вещей причинили ему зла больше, чем могли бы причинить запрещенные перец, горчица и проч. А запретить почившему работать или, по крайней мере, убедить его работать поменьше – такой силы ни у кого не было. Утомив себя на работе по составлению описи, Высокопреосвященный Николай окончательно переутомился во время июльского очередного Собора и приуроченного к нему 50-летнего юбилея прибытия его в Японию. Не без тревоги все любившие Владыку ждали этого времени. Но вот начали съезжаться со всех концов Японии иереи, катехизаторы. Их только одних было свыше 120 человек. А поусердствовали и многие провинциальные христиане. И вот 75-летний старец ежедневно, с раннего утра до позднего вечера, сидел в своей комнате и выслушивал доклады иереев о состоянии их приходов, рассказы катехизаторов о проповеди в пределах их ведения или любезно беседовал с какою-либо бабушкою, прибывшей из далеких краев. Начался Собор – а на нем разве мало дела, волнений? Празднование юбилея – в течение одного дня литургия, молебен, обед в Отеле с почетными гостями, музыкальный вечер. Этим мы, молодые, закончили. Но 75-летний старец был приглашен на собрание бывших воспитанниц Суругадайской школы. И пошел. И не столько слушал, сколько говорил и поучал. Нужно было удивляться тому, как мог вынести Владыка такой день. А и «завтра» не обещало отдыха. Долгое, часа на 4, чтение адресов. А вечером обед на миссийском дворе, с сотнями христиан. Но мне кажется, и этот день прошел бы для почившего сравнительно благополучно, если бы не заключительный момент. Воодушевленный речами Владыка встал с необыкновенной энергией, как-то вздернул головой и голосом, которого достало на всю широкую площадь, занятую обедавшими сотнями христиан, предложил спеть «Кими га ё» (японский гимн) в честь Его Величества Императора Японии, благодаря религиозной терпимости которого христианство получило возможность не только распространяться, но и пользоваться если не покровительством, то, во всяком случае, полным благополучием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010