Владимир Русак Скачать epub pdf Богослужебная жизнь Богослужебные книги. В XVIII веке продолжалось исправление богослужебных книг. В числе важнейших обязанностей Синода Регламентом было предусмотрено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Священному Писанию , и непристойные запретить; б) употребить все меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные, не вводились в практику и напрасно не отягощали совести человеческой; в) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных (вроде повести об “аллилуйя” в житии Евфросина); г) искоренить суеверные обычаи (вроде празднования пятницы в Стародубском полку, когда под именем пятницы водили в крестном ходу простоволосую бабу и т. п.). При Петре I эти меры проводились в жизнь настолько решительно, что это вызвало даже недовольство со стороны благочестивых людей, приверженцев старины. Со второй половины XVIII века в этом деле стали поступать более осторожно. Из богослужебных чинов и последований были пересмотрены и исправлены: 1. Чин избрания и рукоположения архиерейского (1725). 2. Чин принятия иноверцев и еретиков (1744). 3. Последование в Неделю Православия (1761). 4. Чин умовения ног (1765). 5.Чин Мироварения(1767). 6. Обе Триоди. Несколько служб и акафистов были составлены заново: 1. Служба в память о Полтавской битвы (1709). 2. Служба Феодоровской иконе Божией Матери (1777). 3. Чин исповедания (1766). 4. Чин исповедания отроков (1769). 5. Акафисты преп. Сергию, князю Даниилу и святителю Алексию (1795). 6. Службы святым: Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому , Стефану Пермскому (с акафистом). С 1767 года было установлено священническое, а не монашеское погребение архиереев. Во избежание неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Священного Писания и в Кормчей, все эти книги должны были издаваться не иначе, как с разрешения Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях – московской и петербургской, и в лаврских – киево-печерской и почаевской. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с меньшей энергией, чем в XVII b., при отделении раскола от церкви. В числе важнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить, употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились в общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в) искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы в Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу простоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петре производились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, и возбудили много неудовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцам старины давали повод к лишним толкам о гонении на православие. Но потом, особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле стали поступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последовании были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.), Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятия иноверцев и еретиков (1743-1744 гг.), Последование в неделю православия (Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.), Чин на умовение ног (1765), Чин мироварения (1767), обе Триоди (игуменом Софронием Младеновичем, † 1773), Чин архиерейского исповедания и обещания пред рукоположением и Чин присоединения иноверцев (митр. Филаретом в 1856 г.). Несколько служб и акафистов было составлено вновь, например служба о Полтавской победе (Феофилактом Лопатинским в 1709 г.), Служба Феодоровской иконе Богоматери (1777 г.), Чин исповедания (митр. Гавриилом 1766 и 1796 гг.), Чин исповедания отроком (Иннокентием Псковским — 1769 г.), Служба с акафистом Стефану Пермскому (1799), акафист св. Алексию (1802), акафисты преп. Сергию и кн. Даниилу (митр. Платоном — 1795 г.), Службы Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому (кн. Гагариным — 1798 г.), благодарственное молебствие на 25 декабря (митр. Филаретом 1814 г.), Служба свв. Кириллу и Мефодию, св. Владимиру и другие. По принятому порядку, во избежание всяких неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Св. Писания и в Кормчей, все эти книги издаются не иначе как с разрешения Св. Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях — московской, петербургской и в лаврских — киевопечерской и почаевской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

с целью оправдать украденную у православной церкви иерархию и написанное поэтому в примирительном духе в отношении к православию.    Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с меньшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. В числе важнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а) рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время, особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить, употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились в общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть истории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в) искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы в Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу простоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петре производились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, и возбудили много неудовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцам старины давали повод к лишним толкам о гонении на православие. Но потом, особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле стали поступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последовании были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.), Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятия иноверцев и еретиков (1743—1744 гг.), Последование в неделю православия (Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.), Чин на умовение ног (1765), Чин мироварения (1767), обе Триоди (игуменом Софронием Младеновичем, † 1773), Чин архиерейского исповедания и обещания пред рукоположением и Чин присоединения иноверцев (митр. Филаретом в 1856 г.). Несколько служб и акафистов было составлено вновь, например служба о Полтавской победе (Феофилактом Лопатинским в 1709 г.), Служба Феодоровской иконе Богоматери (1777 г.), Чин исповедания (митр. Гавриилом 1766 и 1796 гг.), Чин исповедания отроком (Иннокентием Псковским — 1769 г.), Служба с акафистом Стефану Пермскому (1799), акафист св. Алексию (1802), акафисты преп. Сергию и кн. Даниилу (митр. Платоном — 1795 г.), Службы Феодосию Тотемскому, евангелисту Иоанну, Димитрию Ростовскому (кн. Гагариным — 1798 г.), благодарственное молебствие на 25 декабря (митр. Филаретом 1814 г.), Служба свв. Кириллу и Мефодию, св. Владимиру и другие. По принятому порядку, во избежание всяких неисправностей в богослужебных книгах, в книгах Св. Писания и в Кормчей, все эти книги издаются не иначе как с разрешения Св. Синода в синодальных и подведомственных Синоду типографиях — московской, петербургской и в лаврских — киево-печерской и почаевской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христа, с тем же тебе подобает всякая слава»; затем уже рекомендуется исповедовать больного, причем замечено: «Аще (больной) не может, сам вслух больному глаголет исповедание грехов: Исповедаюся Господу Богу вседержителю... (см. у Могилы, стр. 332). По произнесении разрешительной формулы священник же читал только молитву – «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин», по которой следовало самое причащение. По причащении полагалась только одна благодарственная молитва, это – к Пресв. Богородице. См. Ibid., л. 32–34 об. Буквально тоже находим в данном случае в униатских Требниках, изд. – Уневский монастырь, 1744, л. 31–47; Вильна 1807, л. 42–47; Почаев, 1778, л. 36–45 об.; 1786, л, 52 об.–60; 1792, л. 31 об.–40 об. Ср. у Хойницкого А. цит. ст. (см. цит. 212) в Тр. Киев. Ак. 1867, II, стр. 225–226. 218 В изд. Служебника, М. 1627, л. 32–35; и 1635 г., л. 280–284 этого различия нет (значить, чин перепечатан сюда прямо из Служебника 1602 г.). 220 Потребник, изд. ibid. 1623 г. л. 405–411; 1625, 1633 к 1636 гг., л., 264–267 об. Тоже находим в ркп., списанных с старопечатных изданий Требника; см. Требн. в служ., ркпп. Софийск. библ. л. 221–231; л. 118–123; 1091, л. 263–277; л. 39–49; Кирилло-Беллоз. библ. 520/777, л. 285 об.–290 об.; 525/752, л. 200 об.–203; (Канонник). 119/376, л. 535–547; библ. Спб. Дух. Акад. 430–436; (XVIII в.), Импер. Публ. библ. (Q. I.), л. 61 об.–63 об.; 35 (О. 1), л. 112–123 об.; собр. Уядольского л. 312–313 об. 221 См. Потребники – Москва, изд. 1639 г. (мирской), л. 264–218; 1639 г. (иноческий), л. 169–182; 1642 г. (изд. Бурцева), л. 25/6–26/9; 1647, л. 181 об.–187 об. См. также ркп. Требники, списанные с этих изданий: Соф. библ. л. 237 об.–243 об. л. 125–128 об.; л. 55–58; Кирилло-Белоз. библ. л. 113 об.–119. 225 К циклу этих же изданий одной стороною относится и раскольническое издание исследуемого чина при отдельно (неизвестно где, и скорее всего в конце прошедшего столетия в Почаевской Базилианской типографии) напечатанном последовании о исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

42 В самом начале, 1740 сент. 11, она подтвердила указ Петра I 1722 нояб. 2, не брать рекрутов с новокрещенцев. 43 Покоем и даже счастьем особенно одолжены были новокрещенцы Советнику Ярцову, начальнику Конторы новокрещенцев; он принимал в их положении самое искреннее участие; входил за них в жаркие споры с местными начальниками, которые из корысти держали сторону мусульман; донес Синоду; а Синод сообщил Сенату, все несправедливости, какие терпели новокрещенцы; по его представлению штат Конторы новокрещенцев, для лучшего надзора за ними, увеличен. Собр. Зак. ук. 1744, мая 1. Запрещение обращать к вере поневоле в ук. 1740 сент. 11, 1743 сент. 28, 1744. июн. 22. В 1750 г. несколько Татар принесли жалобу, будто бы они по неволе крещены Казанским Еп. Лукою (1738 – 1755 г.). Свят. Синод определил: хотя жалоба сия и несправедлива, а возбуждена только муллами; но вперед принимать мусульман и язычников не иначе, как по письменным просьбам, – и дал формы самих просьб (Собр. Зак. ук. 20 дек. 1750 г.). 44 Собр. Зак. ук. 1744, в доношении Синоду: «Он (Димитрий) в своей Епархии сам в обращении иноверцев в христианскую веру и в охранении новокрещенцев от обид неусыпное рачение имеет». 45 Собр. Зак. ук. 1743 сент. 28. К решению о мечетях располагало Императрицу не одно желание охранить чистоту веры в новокрещенных, но и сострадание к положению их, так как прежние указы обрекали новокрещенных на горькую необходимость переселения в другие места, что мусульмане считала за царскую опалу. Впрочем, это решение впоследствии подверглось переменам. Сила его продолжалась до июня 1744 г., и до того времени успели сломать: а) в казанской губернии 418 мечетей, оставив 118; б) в Тобольске и его уездах – сломано 98 и оставлено 11 мечетей; в) в астраханских степях сломано 29 и осталось 11 мечетей (ук. 1744 июн. 22, 1756 г. авг. 23). В 1744 г. Сенат и Синод в общем совещании положили: там, где живут мусульмане вместе с новокрещенными, сломать мечети, а мусульман переселить в другие места; а где живут одни мусульмане, оставить или построить на 200 – 300 душ одну мечеть (ук. 1744 июн. 22) Потом было определено остановить до времени дело о мечетях. В 1756 г. было предписано: а) в деревнях, где живут одни магометане, строить мечети, одну на 200 – 300 душ; б) где, число крещенных, живущих вместе с некрещенными, не превышает десятой части числа некрещенных, крещенных вывести в особые слободы, а некрещенным дозволить иметь мечеть; в) там, где число крещенных превышает десятую часть некрещенных, не дозволять построение мечети, оставя крещенных жить на месте (ук. 1756 авг. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

404 Записки кн. Я.П. Шаховского, 1705–1777 гг. Издание журнала «Русская старина» СПб. 1872, стр. 50–52 405 Сущность доклада Шаховской передает в своих записках следующими словами: «Св. Синод просит, дабы Коллегии Экономии не быть, а все в ведомстве оной бывшия синодальныя, архиерейския и монастырския вотчины отдать в полное ведомство и управление Св. Синода, который будет стараться, чтобы доходы с тех лучшими учреждениями приумножить и все за надлежащими из тех в расходы употреблениями, остатки сохранить ко угодности и к повелениям Ея Величеству и о тех повсегодныя подавать будет ведомости Ея Императорскому Величеству». Как видно из текста, в подлинном докладе не заключалось передаваемых Шаховским заверений и обещаний Синода. Об уничтожении Коллегии Экономии см. еще: Знаменский, Ист. Р. Церкви, стр. 408; Прав. Обозр. 1871 г. апрель, стр. 367–369; Барсов, Св. Синод, стр. 284; Син. учр. пр. вр., стр. 204. 406 Архив Св. Синода дела Канцелярии С. обер-прокурора 1744 г. 8/49 л. 1–3; ср. П.С.П. II, 691, 15 июля 1744 г. 408 П.С.З. XII, 8993. Подлинник в Архиве Св. Синода кн. И. В. указов 1741 г. л. 53; М.А.М.Ю. дела Сената по Св. Синоду кн. 802 л. 737–738. 409 П.С.П. II, 714, 24 августа 1745 г.; М.А.М.Ю. дела Сената по Св. Синоду кн. 802 л. 1240–1245. Подробности см. ниже в главе о бюджете Коллегии Экономии. 410 Архив Св. Синода книга протоколов за 1757 г. – от 11 июля 3 сентября 8 декабря книга Имп. Высоч. указов 1757 года, 22 августа л. 46; 8 декабря – л. 61. 411 П.С.П. II, 691, 15 июля 1744 г. В. указ о переименовании Коллегии Экономии в Канцелярию С.Э. Правления последовал лишь через год 4 июня 1745 г. см. П.С.З. XII, 9166; П.С.П. II, 864, 4 июня 1745 г. 412 Любопытные подробности, свидетельствующие об осторожности Св. Синода при приеме вотчин от Коллегии Экономии, см. в П.С.П. II, 691, 15 июля 1744 г. Неизвестно, впрочем, в каком виде приняла Канцелярия имущество от Коллегии. Когда в 1753–1754 и сл. годах Синод ее об этом запрашивал, – она упорно медлила ответом. Архив Св. Синода протокол 28 июня 1753 г. 24 августа и 7 ноября 1754 г. 61 и 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

После кампании 1738 г., на зимних квартирах, он командовал 2-ой бригадой 2-ой дивизии армии Миниха (Рязанский драгунский, пехотные Владимирский и Шлиссельбургский полки), а в январе 1739 г. назначен был «смотреть» за участком границы от Кременчуга до Украинской линии, и, в феврале, дважды принимал участие в отражении налетавших за Днепр татарских отрядов. При сосредоточении армии он принял командование бригадой 4-ой дивизии – в составе полков: Псковского, Владимирского и Шлиссельбургского. По расписанию 3 мая, перешел в 3-ю дивизию, а по новом распределении войск 14 мая получил 2-ую бригаду 1-ой дивизии (полки Луцкий драгунский и Бутырский пехотный). Во главе этой бригады он оставался до конца кампании 1739 года, не давшей ему, как и предшествующие годы, случая отличиться. При заключении мира в 1740 году он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен главным комиссаром по распределению земель и установлению границы с Турцией. Нелегкое дело это, шедшее с большими, по турецкому обычаю, проволочками и спорами, ему удалось к 23 октября 1741 г. закончить с блестящим успехом, и за труды эти ему пожалован был орден св. Александра Невского и обширные поместья на юге России. С 1742 по 1744 год Репнин командовал дивизией в Риге, а в 1744 году назначен был снова к разграничению земель – в Финляндии и Корелии и за успешное выполнение этого поручения произведен в генерал-аншефы. Во время пребывания Двора в Москве в 1744 году оставлен был главноначальствующим в С.-Петербурге и 15 декабря 1744 года пожалован генерал-адъютантом. Зиму и весну 1745 года он оставался в Петербурге, часто неся обязанности дежурного генерал-адъютанта. 26 августа того же года назначен был директором Шляхетного Сухопутного Корпуса, а 20 ноября – генерал-фельдцейхмейстером. Это время отмечено особым расположением к Репнину Императрицы, выразившимся не только в назначении его генерал-адъютантом – честь, которой, кроме него, удостоилось только двое, но и в приглашениях к важнейшим из происходивших в Зимнем Дворце совещаний. Так, Репнин принимал участии в декабрьских совещаниях – о мерах, необходимых «для возвращения королю польскому наследственной его земли, удержания его на Польском Престоле и обуздании прусского короля». Вместе с тем, при удалении Брюммера и Берхгольца в 1746 г., Репнин назначен был обер-гофмейстером Двора Великого Князя Наследника, – пост особо ответственный, при сложных отношениях большого и малого Дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

выпустил в свет новую теорию музыки («Tentamen novae theorie musicae, ex certissimis harmoniae principiis dilucide exposite», Petrop.). Затем в 1740 г. Э. написал сочинение о приливах и отливах морей («Inquisitio phisica in caussam fluxus et refluxus maris»), увенчанное одной третью премии Французской академии. В этом же году у Э. возникла переписка о переходе его на службу в Пруссию. Фридрих Великий, желая оживить пришедшую в упадок после войны Берлинскую академию и иметь при себе для советов такого выдающегося математика, каким был Э., предложил ему переехать в Берлин, и Э. охотно принял это приглашение, так как, по его признанию, «после кончины достославной императрицы Анны, при последовавшем тогда регентстве, дела (в России) стали идти плохо». В феврале 1841 г. Э. обратился в Академию с просьбой об увольнении его от русской службы, и в мае того же года получил разрешение, при этом ему была назначена пенсия по 200 руб. в год и предоставлено звание почетного члена Академии. Начиная с 1744 г. Э. написал несколько больших сочинений, изданных отдельно. Так, в 1744 г. им было напечатано в Лозанне сочинение под заглавием: «Methodus inveniendi lineas curvas maximi minime proprietate gaudentes, sive solutis problematis isoperimetrici latissimo sensu accepti». В том же 1744 г. он напечатал в Берлине три сочинения о движении светил. Далее, по желанию короля Э. перевел с английского языка и в 1744 г. издал книгу: «Neue Grundrisse der Artillerie von Robins», перевод, снабженный объяснениями и примечаниями Э. В 1746 г. им были напечатаны три тома разных статей («Varia Opuscula») по физике, механике и проч. В том же 1746 г., когда граф Кирилл Разумовский был назначен президентом Академии, одним из первых его действий в новом звании было приглашение Э. возвратиться в Петербург. Но Э. не принял этого предложения. Причина отказа изложена в письме его к Ветстейну: «Оставив Петербургскую Академию, я совершенно доволен своею судьбой. Король назначил мне то же жалование, какое получал я в Петербурге...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Данных с церквей 1744–1764 49141/4 С Архиерейских епархий гривенных 1744–1764 Итоги этой таблицы представлены в следующей сводке. Копейки I. От Канцелярии С. Э. Правления принято 101581 73 1 4 1/4 II. По сочиненной из доимочных и окладных книг Канцелярии С. Э. Правления ведомости на архиерейских домах и монастырях за определением остаточных доходов и с крестьян заопределенных вотчин до 1762 г. за прошлые годы по прежним окладам, а за 1762 г. Именным Высочайшим повелением положенного рублевого оклада, а к тому же и других сборов за платежом в 1763 г. в Канцелярию С. Э. Правления состояло с 1744 г. в доимке , также и на оный 1763 г. по окладу не в взятье : С архиерейских домов и монастырей окладных и др. прежних сборов 53121/2 да на 1763 г. по окладу да с заопределенных и синодальных вотчин рублевого оброка 26141/4 да на 1763 г. по окладу 153604 Итого всей недоимки и с прибылою к платежу 355803 12 3 4 3/4 Во оное число в 1763 г. в приходе: С архиерейских домов и монастырей и других прежних сборов: из доимки 54141/4 по окладу С заопределенных и синодальных вотчин рублевого оброка: из доимки 39141/4 по окладу 66141/4 Итого в приходе 202231 83 3 4 3/4 Копейки Затем осталось в доимке: С архиерейских домов и монастырей прежних сборов 75343/4 С заопределенных и синодальных вотчин рублевого оброка 30141/4 Итого к 1764 г. осталось в доимке 154407 В 1763 г. по 1764 г. поступило в новую Коллегию Экономии неокладных сборов разных 78343/4 А всего в Коллегию Экономии с 22 мая 1763 г. по 1764 г. в приходе 232438 62121/2 А с остаточными от бывшей Канцелярии С. Э. Правления 334020 35 3 4 3/4 10 Духовный Регламент часть III пункт 9 «Должно Коллегиям рассмотреть, кто и как владеет землями церковными, и куда на что хлеба и прибыли, если какие денежные, издерживаются; и если кто церковные пожитки по-воровски расхищает, Духовной Коллегии наказывать такового и с него требовать возвращение похищенного». 11 Полное Собрание Постановлений и Распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской Империи, том 1, 14 февраля 1721 г. В дальнейшем цитируется кратко: П.С.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1744 год Деятельность Сената в 1744 году. – Беспорядки в коллегиях и канцеляриях. – Недостаток в соли. – Дело о суконных фабриках. – Недостаток рабочих рук. – Разбои. – Усмирение крестьян. – Деятельность Синода: распоряжения о новокрещенах. – Раскол. – Хлыстовщина. – Уничтожение коллегии Экономии. – Воеводы и архиереи. – Исправление библии. – Вопрос о женитьбе великого князя-наследника. – Императрица останавливается на принцессе Ангальт-Цербстской. – Письма Брюммера к ее матери. – Участие Фридриха II в деле. – Приезд цербстских принцесс в Москву. – Отношение принцессы-матери к партиям. – Обручение. – Высылка Шетарди из России. – Поездка императрицы в Киев. – Внимание сосредоточивается на прусских отношениях. 16 января 1744 года Елисавета присутствовала в Сенате, а 21-го отправилась в Москву, где в продолжение года присутствовала еще три раза в Сенате. В этом году Сенату случилось решить собственное дело: донесли на служителя графа Головкина – Татаринова, что он в сердцах на одного из своих товарищей, толковавшего, что подаст прошение в Сенат, выбранил это учреждение неприличными словами. Сенат приказал высечь Татаринова кнутом нещадно в страх другим, подведя статью Уложения о бесчестии бояр, окольничих и думных людей, нанесенном простыми людьми. Немедленно по приезде в Москву генерал-прокурор уже начал жаловаться Сенату, что члены присутственных мест поздно являются на службу. Прокурор Мануфактур-коллегии донес, что присутствующие даже очень редко ездят, отчего в делах волокита, и колодники, которых набралось 32 человека, держатся без всякого решения; Сенат приказали: призвать всех членов коллегии в Сенат и учинить реприманд, а которые не придут под предлогом болезни, к тем послать сенатского экзекутора с доктором освидетельствовать. 3 августа генерал-прокурор объявил Сенату, что нынешнего числа по осмотру коллегий и канцелярий найдено огромное число членов, не явившихся в указанные часы; приказали: призвать их в Сенат, сказать реприманд и подтвердить, что если не станут съезжаться в указанные часы, то непременно будут штрафованы. Реприманды и угрозы не помогали; 20 сентября генерал-прокурор опять подал длинный лист неявившихся: велено им подать ответы, почему не явились; 9 октября Трубецкой заявил, что ни одного ответа еще не подано, а между тем накануне найдено опять большое число неявившихся, и в тот самый день, 9 октября, солдат, посланный в Юстиц-коллегию с требованием взноса одного дела, возвратясь, объявил, что в коллегии нет ни одного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010