1896 . Покровский, женский, совсем уничтоженный, в заштат. гор. Петров­ске, Ярославской губ., Ростовского у., в 23 верст. к юго-зап. от Ростова, при рч. Печегде. О нем известно только, что до упразднения в XVIII ст. состоял в Синодальной области. В 1736 г. на место скончавшейся игуменьи Ираиды определена Марфа. “Ист. Росс. Иер.”, V, 534; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 43. 1897 . Покровский или Ново – По­кровский, мужской, ныне приходская церковь , в гор. Романове-Борисоглебске, Ярославской губ. История его неизвестна, но несомненно существовал в XVII ст., чтó доказывается надписями на священ­ных предметах, оставшихся поныне от м-ря. На прологе поставлена надпись 1661 г., а на лампаде 1684 г. Кроме того в грамоте 1695 г. упоминается здесь игумен Иоасаф. В 1723 г. в м-ре зна­чился белый дьякон и пономарь, доволь­ствовавшиеся от земской избы ружными деньгами. Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 344; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 46; “Яросл. губ. в.”, 1852 г., 9 (надписи на церковн. памятниках); 1854 г., 13 (опис. Романова-Борис.); 1855 г., 14 (грам. 1695 г. игум. Иоасафу о молебствиях); 1857 г., 43 (платежн. росписка 1696 г. игум. Иоасафа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 376; “Опис. докум. и дел архива Св. Си­нода”, III, 1723 г., 316 (м-рь был приписан к Богоявлен. Остров. м-рю), прилож., (в 1723 г. им управлял игум. Иона, монахов было 3 челов., крестьян не имели), CDXLI (реестр приход. церквам Ростов. епар. 1723 г.). 1898 . Покровский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Туринске, Тоболь­ской губ. Основан в 1604 г. и первона­чально был вместе женским и мужским; в 1624 г., по приказанию архиеп. Киприана, иноки переведены во вновь построенный Николаевский мон., тоже в Туринске, а оставшийся женский мона­стырь существовал потом до 1740 г., когда совсем упразднен. “Ист. Росс. Иер.”, V, 584; Фишер, “Сибир. ист.”, 305; Зверинский, “Списки населен. мест Тобольск. губ.”, CLXXXIV. 1899 . Покровский с Волоку или на Волоце, мужской, упразднен­ный до издания штатов, в гор. Воло­коламске, Московской губ. В 1760 году в городе была приходская деревянная церковь Покрова Богородицы. М-рь уже существовал в XIII ст. и в 1296 г. в нем был игуменом Антоний. За­тем упоминается в 1523 г., и в списке м-рей, получивших грамоты до 1623 г., занесен и этот м-рь. “Ист. Росс. Иер.”, V, 561; 980; Бакмейстер, “Топогр. извест.”, 1771 г., 39 ( церковь Покрова); Токмаков, “Справочн. указат. ист. матер.” (список м-рей 1623 г.); Строев, “Спис. иер. и наст.”, 259 (игум. Антоний); “Продолж. древн. Росс. Вивлиоф.”, 147 (духовн. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого, отка­завшего Покровскому игумену с братиею на Волоце 3 руб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и мон-ри (до 1134 в основном греч.). Норманнский кн. Роберт Гвискар в 1063 г. основал близ Мессины греч. мон-рь св. Григория. Рожер I, граф сицилийский, в 1059 г. построил в Мессине небольшую ц. в честь Спасителя. С 1130 г. это был уже большой мон-рь с уставом свт. Василия Великого, просуществовавший до XVI в. Этому мон-рю был подчинен 31 греч. мон-рь в Сицилии и 15 калабрийских греч. мон-рей. В 1-й пол. XII в. почти все сицилийские и нек-рые калабрийские греч. мон-ри были подчинены мон-рю Спасителя. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, сицилийские короли сохранили за собой. Возможно, такая централизация греч. мон-рей была следствием влияния Римской курии, с к-рой норманнские правители были связаны вассальными клятвами. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая Казольского близ Отранто, основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии герц. Боэмунда Тарентского . После разрыва отношений между Церквами Византии и Рима в 1054 г. папы Римские стремились закрепить за собой южно-итал. провинции. В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательств на земельную собственность Римской Церкви, папа обеспечил свободное вмешательство лат. епископов в дела греч. мон-рей в Юж. Италии, поскольку теперь они могли объявить своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его Риму, изменив строй его жизни. Это, вероятно, и явилось одной из причин того, что в кон. XI в. греч. мон-ри Калабрии были покинуты монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию. К XII и нач. XIII в. большинство греч. мон-рей Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под управление крупных мон-рей, к-рые в свою очередь подчинялись Риму. Подобная политика централизации, направленная на создание из объединения мон-рей некоего прообраза конгрегации, была характерна для развития зап. монашества. В правление Вильгельма I Злого (1154-1166) начались гонения на греч.

http://pravenc.ru/text/150475.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 616, 691; Ч. 4. С. 141, 869; 1815. Ч. 6. С. 1000-1001; Описание мон-рей в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 55; Мельников П. И. События, случившиеся в Н. Новгороде от 1462 до 1600 г.//Новгородские ГВ. 1846. 51. Ч. неофиц. С. 200; Макарий (Миролюбов), архим. Зачатейский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Там же. 1849. 11. Ч. неофиц.; он же. История Нижегородской иерархии// Он же. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 46; Храмцовский Н. И. Нек-рые сведения о состоянии нижегородских церквей и мон-рей в 1-й четв. XVII ст. Н. Новг., 1865. С. 23, 25; он же. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 2005. С. 328-349, 566-570; СИСПРЦ. С. 242; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание нижегородского Печерского Вознесенского муж. мон-ря//Нижегородские ЕВ. 1886. 15. Ч. неофиц. С. 7-8; Соловьёв И., свящ. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь: История и совр. его состояние. Н. Новг., 1887; он же. Больничный храм при Нижегородском Крестовоздвиженском мон-ре//Нижегородские ЕВ. 1905. 2. Ч. неофиц. С. 61-63; Зверинский. Т. 1. 261. С. 168, 396. С. 213; Т. 2. 804. С. 136-137; Т. 3. 1529. С. 48; Добровольский М., свящ. Краткое описание нижегородских церквей, мон-рей и часовен. Н. Новг., 1895. С. 72-75; Денисов. С. 539-441; РБС. Т. 3. С. 219; Православные русские обители. С. 365; Альбицкий П., прот., Мамонтов Н., свящ., Крестовоздвиженский 1-кл. жен. мон-рь в Н. Новгороде: Столетие его существования (1813-1913 гг.). Н. Новг., 1913; Филатов Н. Ф. Н. Новгород: Архитектура XIV - нач. XX в. Н. Новг., 1994. С. 41-42; Галай Ю. Г., Галай О. Ю. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//УЗ Волго-Вятского отд. Междунар. Слав. академии наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 1998. Вып. 2. С. 80-92; Гациский А. С. Нижегородка// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 55. Примеч.; Сойкин И. Нижегородский Крестовоздвиженский жен. мон-рь//ЖМП. 2006. 9. С. 62-75; Крестовоздвиженский жен. мон-рь в Н. Новгороде//Рус. мон-ри и храмы: Ист. энцикл. М., 2010. С. 269; Снежницкий А., свящ. Крестовоздвиженская часовня в Нижегородской ярмарке// Он же. Святыни Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2012. С. 272-287; Шумилкин М. С., Шумилкина Т. В. Купольные монастырские храмы 1-й пол. XIX в. Н. Новг., 2012. С. 28-30; Петряев С. В. Теплый свет из глубины веков: К 200-летию перенесения нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря на новое место//Нижегородская коллекция. 2013. 3(7). С. 4-6; Сероглазова Т. Тихое пристанище//Там же. С. 7-11; Шумилкин М. С. Особенности архитектуры нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX в.//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2012. 3. С. 146-152; он же. Архитектура нижегородских мон-рей XVIII - нач. XX вв.: Канд. дис. Н. Новг., 2013. Ркп.; Филарета (Гажу), игум., Мацина Л. Е. История нижегородского Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Н. Новг., 2014.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

В XVII-XVIII вв. в «старшем» ордене К. были преодолены внутренние разногласия, продолжились устойчивый рост числа мон-рей и увеличение числа монашествующих. К 1600 г. орден насчитывал 30 провинций, в их составе было ок. 700 муж. мон-рей (ок. 12 тыс. монахов), а также 36 жен. мон-рей (ок. 1,5 тыс. монахинь), к-рые подчинялись генеральному приору ордена либо находились в юрисдикции местных епископов (ординариев). В 1645 г. генеральный капитул ордена принял единую конституцию для К., следовавших принципам Н. Оде, и для К., соблюдавших строгие правила затворничества созерцательных монастырей. С 1681 по 1698 г. между К. и иезуитами велись ожесточенные споры, вызванные публикацией болландистом Д. Папебруком (Папеброхом) Жития Альберта Иерусалимского в изд. «Acta Sanctorum» , где отрицалась средневек. легенда об основании ордена К. прор. Илией. По настоянию К. в 1695 г. испан. инквизиция запретила как еретические все вышедшие тома «Acta Sanctorum». В 1698 г. папа Римский Иннокентий XII обязал К. и иезуитов «сохранять молчание» о предмете спора, не высказавшись в пользу к.-л. стороны. В 1725 г. папа Римский Бенедикт XIII разрешил К. поместить статую прор. Илии в соборе св. Петра в Риме среди скульптур основателей др. монашеских орденов. В 1765 г. орден состоял из 46 провинций, в к-рых было ок. 800 муж. мон-рей и насчитывалось 15 тыс. монахов, а также числилось ок. 100 жен. обителей, бóльшая часть которых находилась в юрисдикции местных епископов. С сер. XVIII в. из-за антиклерикальной политики в некоторых европ. странах численность муж. и жен. мон-рей К. и количество их насельников сократились. В Свящ. Римской империи герм. нации в 1767 г. имп. Мария Терезия запретила принимать в мон-ри кандидатов сверх штатных мест и приносить монашеские обеты до 24 лет. 12 янв. 1782 г. ее сын имп. Иосиф II в рамках проводимой им церковной политики (см. Иозефинизм ) издал рескрипт о закрытии мон-рей, монахи к-рых не занимались благотворительной и социальной работой, затронувший К. и др. созерцательные монашеские ордены, а 24 марта того же года подчинил все мон-ри в империи юрисдикции правящих епископов (ординариев). Значительная часть муж. и жен. мон-рей К. была закрыта, их насельники переехали во франц. и в нем. обители. Во Франции в результате действий т. н. регуляционной комиссии, созданной в 1766 г. для сокращения числа бедных мон-рей и ограничения количества монашествующих (запрещалось приносить монашеские обеты мужчинам до 21 года и женщинам до 18 лет), число «обутых» К. уменьшилось с 1194 до 721.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Мон-рь Хозива. V, XIX–XX вв. В 1099 г. бóльшая часть Палестины была завоевана крестоносцами и вошла в состав Иерусалимского королевства . Притом что лат. духовные власти подавляли правосл. церковную иерархию и стремились подчинить себе местные мелькитские общины, иерусалимские короли вполне терпимо относились к мон-рям И. п. и оказывали им покровительство. Это объяснялось, в частности, союзническими отношениями крестоносцев с Византией, особенно в правление визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Мануил стремился играть роль защитника и покровителя вселенского Православия и жертвовал значительные суммы на украшение палестинских храмов и мон-рей. Активизировалось христ. паломничество на Св. землю, в т. ч. в И. п. Конкуренции между католич. и правосл. мон-рями не возникало и по причинам географическим. Католич. мон-ри, как правило, учреждались в густонаселенных сельских районах, православные - в И. п. Все это стимулировало бурное возрождение монашеского движения в И. п., восстановление ряда заброшенных мон-рей, обращение к разным формам ранневизант. монашества, напр. к столпничеству, а также создание лит. произведений в стиле житийных текстов IV-VII вв. Самое раннее свидетельство состояния мон-рей И. п. под властью крестоносцев принадлежит рус. паломнику нач. XII в. игум. Даниилу , посетившему лавры преподобных Саввы, Феодосия и Харитона в И. п., а также мон-ри свт. Иоанна Златоуста и Каламон в долине Иордана. В отсутствие в Палестине правосл. патриархов игумен лавры прп. Саввы выступал в роли предстоятеля правосл. населения и духовенства, как то было, напр., во время пасхальных торжеств 1107 г. в Иерусалиме, описанных игум. Даниилом. Почти 80 лет спустя Палестину обошел визант. паломник Иоанн Фока. Помимо описания мон-рей, виденных игум. Даниилом, он сообщил о восстановлении лавры прп. Евфимия и мон-ря Хозива, мон-рей Каламон и св. Иоанна Предтечи у Иордана. Археологические изыскания подтвердили перестройку мон-рей Хозива и Каламон. В мон-ре прп. Герасима Иорданского сохранилась греч. надпись о его восстановлении в Патриаршество Иоанна (предположительно Иоанна IX; 1156 или 1157 - до марта 1166) и при игум. Иакове. Араб. надписи из мон-рей прп. Герасима Иорданского и Хозива содержат имена мастеров, перестраивавших обители.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

После разделов Польши значительная часть мон-рей василианского ордена, расположенных в униатских Львовском, Перемышльском и Холмском (частично) еп-ствах, оказалась на территории Австрийской империи Габсбургов. Эти мон-ри после разделения ордена в 1780 г. на 4 провинции составили Галицкую провинцию Св. Спасителя (36 мон-рей, 314 монахов). В 1781 г. австр. имп. Иосиф II , проводивший секуляризацию, закрыл значительную часть мон-рей, как римско-католич., так и униатских. Были упразднены все василианские мон-ри, не имевшие при себе школ или богаделен. К кон. XVIII в. здесь насчитывалось 26 муж. василианских мон-рей, в к-рых было 200 монахов, и 2 мон-ря василианок с 10 монахинями. Настоятели василианских мон-рей, избираемые монахами, должны были утверждаться епископами и австр. правительством. Иосиф II стремился ограничить влияние В. в греко-католич. Церкви. Униатские семинарии в Вене и Львове были выведены из-под контроля ордена. В. были лишены монополии на замещение епископских кафедр, назначение греко-католич. епископов из числа как монахов, так и белых священников проводилось императором. В XIX в. орден В. находился в упадке, во 2-й пол. XIX в. его положение стало критическим. В Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрия) количество василианских мон-рей сократилось до 14, монахов - до 75. Упадок ордена в значительной степени был обусловлен тем, что В. сохраняли стремление к латинизации униатства, тогда как значительная часть приходского духовенства и мирян Галиции выражала симпатии к Православию и России («москвофильское движение»). Униатский митр. Галицкий Иосиф Сембратович (1870-1882) по итогам проведенной в 1881 г. визитации василианских мон-рей Галиции отправил в Рим письмо, в к-ром сообщал о почти полном исчезновении монашества в униатской Церкви. В 1882 г. в Галиции оставалось 60 монахов-В. Андрей Шептицкий, митр. униатской Церкви Андрей Шептицкий, митр. униатской Церкви Папа Лев XIII, стремившийся реформировать не только В., но униатство в целом, имея в виду прозелитические проекты в отношении правосл.

http://pravenc.ru/text/150475.html

В сент. 1945 г. Совет по делам РПЦ обследовал 75 обителей и рекомендовал возвратить изъятые у мон-рей после оккупации земли, вывести с монастырских территорий учреждения. Согласно постановлению Совета министров «О православных монастырях» от 29 мая 1946 г., безземельные мон-ри наделялись землей из расчета по 15 соток на насельника, мон-рям разрешалось заниматься промыслами, создавать мастерские. Но уже в 1948 г. в масштабе всей страны процесс открытия мон-рей прекратился. Троице-Сергиева лавра, открывшаяся весной 1946 г., как и раньше, приняла на себя подвиг духовного водительства, а ее насельники пытались возродить традиции дореволюционного М. Значение лавры определялось и тем, что в ней находилась Московская Духовная Академия , где получили образование мн. священнослужители Русской Церкви. Большое влияние имел и Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, где сохранилась преемственность старчества. Старцы Симеон (Желнин ; † 1960), Михаил (Питкевич ; † 1962), Иоанн (Крестьянкин ; † 2006) и другие духовно окормляли тысячи верующих мирян. Из жен. мон-рей выделялся Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, к-рый под рук. митр. Таллинского Алексия (Ридигера; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ) и игум. Варвары (Трофимовой) в 60-80-х гг. ХХ в. стал духовной школой российского жен. М. Когда в 90-х гг. ХХ в. в России начали открываться женские монастыри, настоятельницами большинства из них стали именно пюхтицкие монахини. В 1958 г. началась антирелигиозная кампания против монастырей как важных центров духовной поддержки верующих. 16 окт. 1958 г. Совет министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Был утвержден план закрытия мон-рей на 1959-1960 гг., к-рым предусматривалось из 63 обителей оставить 28. Нек-рые мон-ри закрывали в течение 24 часов, монахов выселяли. Из 1013 насельников закрытых мон-рей в 1960 г. лишь 266 перевели в др. мон-ри, остальных отправили в больницы и дома престарелых. В 1961 г. была превращена в музей Киево-Печерская лавра. Предполагалось закрытие Почаевской лавры, Псково-Печерского и Пюхтицкого мон-рей, но они смогли продолжить свою деятельность. В 50-60-х гг. ХХ в. после сокращения количества мон-рей с 85 в 1948 г. до 15 в 1965 г. уменьшилось и число насельников - с 4632 (1948) до 1,5 тыс. (1965).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

жителей. Роберт Гвискар в 1063 г. устроил около Мессины мон-рь св. Григория. Его преемник Рожер I заявлял, что считает вполне справедливым восстанавливать мон-ри и заселять их иноками. Из 32 случаев основания мон-рей при Рожере I 21 греч. мон-рь основывает сам правитель острова и лишь в 11 - частные лица, тогда как из 36 лат. мон-рей 25 основаны частными лицами. Это позволяет сделать вывод о том, что в кон. XI - нач. XII в. Рожер I, всячески ослабляя греч. влияние в Калабрии, пытался на Сицилии увеличить количество своих немусульм. подданных. Так же и сын его Рожер II (граф Сицилии 1101-1130, герцог Апулии 1127-1154, король Сицилии 1130-1154) устроил в Мессине греч. мон-рь во имя Спасителя, к-рый был тогда известен как греческий. Сначала Рожер II выстроил небольшую церковь, посвященную Спасителю, а с 1130 г. там образовался большой мон-рь с Уставом свт. Василия Великого (просуществовал до XVI в.). Этому мон-рю Рожер II подчинил 31 мон-рь в Сицилии и 15 - в Калабрии. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, правители острова оставили за собой. Христос коронует кор. Рожера II. Мозаика из ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Христос коронует кор. Рожера II. Мозаика из ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. После 1134 г. дарения и основания греч. церквей прекращаются; от 2-й пол. XII в. сохранились только 2 грамоты, содержащие подтверждение дарений, сделанных Рожером, и акт о восстановлении прав на владение. Существует документ 1196 г., адресованный Мессинскому архиеп. Бернарду, к-рому поручается надзор за греч. и лат. мон-рями его диоцеза, а следов., и за теми, к-рые были приписаны к мон-рю Спасителя. Так, через постепенное подчинение Риму, происходила латинизация греч. мон-рей юга Италии и Сицилии. Возможно, такая централизация греч. мон-рей на Сицилии была подсказана норманнским правителям Римской курией. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая в Казоле близ Отранто, основанного в 1099 г.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Согласно инструкции, Б. наблюдал за тем, чтобы духовенство неукоснительно исполняло свои обязанности, касающиеся богослужения, распоряжения церковным имуществом и ведения метрических книг. О всех недостатках Б. обязан был немедленно сообщать архиерею (ст. 7, 11, 12). При появлении в приходах лжеучителей, «ханжей», кликуш Б. должен был, если его увещевания не имели успеха, сообщать об этом органам прокурорского надзора. Б. обязан был дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею о состоянии вверенных его надзору приходов. Каждый год Б. представлял архиерею отчет - т. н. клировые ведомости (ст. 87). В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы . В эти же годы кандидатов на должность Б. стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность Б. была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности Б. В 1865 г. архиеп. Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание Б. своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи др. епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-адм. вопросов учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 80-х гг. при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только адм. дел. По именному указу 1797 г., изъясненному в указе Святейшего Синода 1799 г., для надзора над мон-рями епархий была введена должность Б. мон-рей, назначавшегося из числа монастырских настоятелей. Б. мон-рей назначал епархиальный архиерей по представлении духовной консистории. В епархии с большим числом мон-рей могло быть по неск. монастырских Б. Надзор за жен. мон-рями поручался Б. муж. мон-рей, в отдельных случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер - монахинь, если в епархии был только один жен. мон-рь. Б. ставропигиальных мон-рей назначался тот из настоятелей таковых мон-рей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы. В 1828 г. Святейшим Синодом была составлена особая инструкция для Б. мон-рей: на них возлагалась ответственность гл. обр. за монастырское богослужение, за благочестие и нравственное состояние братии, а также за монастырское хозяйство.

http://pravenc.ru/text/149349.html

(Вишневец, Бердичев, Каменец-Подольский и Купин), из которых была создана отдельная Русская пров. В кон. XVIII в. при нек-рых обителях К. открылись приходские школы. Наиболее влиятельным был виленский мон-рь св. Терезы, в к-ром хранилась чудотворная Остробрамская Виленская икона Божией Матери . После включения по решению Венского конгресса большей части Варшавского герц-ства в состав Российской империи (1815) в ней оказались также мон-ри К. в Варшаве, Люблине и Закжеве. В 1818-1819 гг. власти Царства Польского закрыли жен. мон-ри в Люблине и Варшаве. Численность насельников в монастырях сокращалась (108 монахов в 1785, 70 - в 1832). В 1819 г. был построен каменный жен. мон-рь в Дубно (в 1890 передан правосл. монахиням). 19 июля 1832 г. имп. Николай I Павлович подписал указ о ликвидации лат. мон-рей созерцательных и нищенствующих орденов; было закрыто 6 муж. мон-рей Литовской пров. ордена (в Антолептах, Гудогае, Мядзёле, Пинске, Пошумени, Вильно за р. Вилией) и 2 обители Русской пров. (в Вишневце и Купине), в объединенной Литовско-Русской провинции осталось 113 монахов. Власти ввели ограничения на прием послушников - для зачисления одного кандидата (только из дворянского сословия) требовалось разрешение министра вероисповеданий. В 1842 г. было введено разделение мон-рей на классы с определением штата и гос. дотаций. Все обители оказались заштатными, только Бердичевский мон-рь был объявлен мон-рем 1-го класса. Указ 1843 г. запрещал всем орденам принимать послушников, все заштатные мон-ри, насчитывающие менее 8 насельников, подлежали закрытию. В 1844 г. был закрыт мон-рь св. Терезы в Вильно, в 1846 г.- обители в Гродно и Ковно, в 1862 г.- мон-рь в Глубоком, в 1866 г.- мон-ри в Бердичеве и Каменце-Подольском. Кампания по ликвидации мон-рей не проводилась в Царстве Польском, в 1864 г. Польская пров. насчитывала 45 монахов в 4 мон-рях, из к-рых 3 были на территории Российской империи. После Польского восстания 1861-1862 гг., в к-ром приняли участие католич. монахи, 27 окт.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010