II разговор (После предварительного очерка некоторых церковных поучений) о проведении в разные мирские или бытовые, житейские среды благодатных начал Люблю я и пользуюсь всяким удобным случаем – бывать за богослужением, совершаемым досточтимым моим батюшкой о. Иоанном, и слушать живые, назидательные его поучения, которые он сказывает без тетрадок и вообще без искусственных приготовлений. Пришлось мне осенью 1862 г. быть в его приходской церкви в такой праздничный день, когда, по распоряжению начальства, о. Иоанн должен был читать в церкви, «после божественней службы», Высочайший Манифест о рекрутском наборе, который должен быть проведен в следующем году, спустя восемь лет после последнего набора. Досточтимый священник, сказав обычный по совершении литургии отпуст и держа в правой руке животворящий Христов Крест, (к Которому обыкновенно «прикладываются» прихожане после богослужения), сам прочитал весь, довольно пространный, Манифест. Признаюсь, что при господствующем у нас, в действительной жизни и в образе мыслей большинства, разобщении между духовно-церковным и мирским, как-то странно для моих ушей звучали в храме Божием слова о составе рекрутского присутствия, о возрасте по годам и об измерении аршином роста рекрутов, о введении их в рекрутское присутствие не в обнаженном виде, как прежде, а в сорочке, – о «сложении со счетов» некоторых повинностей, и проч. и проч. Но о. Иоанн читал Царское слово обо всем этом с цветущим и даже словно торжествующим лицом, и видно было, что ему особенно по сердцу было чтение в церкви Божией Манифеста о рекрутстве. Я ожидал, что он поделится с прихожанами своей мыслью, одушевлявшей его тогда. Я не ошибся. Прочитав Манифест, о. Иоанн обратился к народу со своим пастырским словом. Прежде нежели скажу о содержании этого слова, хотелось бы мне объяснить, как обыкновенно говорит о. Иоанн свое церковное слово. Я уже сказал, что он говорит без тетрадок и приготовлений. Не то значит это, что он говорит без предварительного размышления о предмете своего поучения: напротив, зрелая и отчетливая обдуманность выражается в его свободном слове, давая ему владеть и раскрывать свой, избранный для слова, предмет, с какой стороны только ему захочется или заблагорассудится.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Двадцать восьмой день. Поучение 1-е. Свв. апостолы от 70-ти: Иасон, Сосипатр и проч. с ними свв. мученики. (О том, что сделали св. апостолы для распространения христианской веры и что должны делать для ее распространения мы). I. Свв. апостолы Иасон и Сосипатр, память коих совершается ныне, ученики и сродники св. ап. Павла, вместе проповедывали Евангелие в разных странах. На острове Корцире (Корфу) они были заключены за это в темницу и здесь «обратили ко Христу семерых разбойников», которые приняли мученическую смерть за веру: они скончались в котле с растопленными смолою, серою и воском. Обращенный апостолами ко Христу темничный сторож был также предан смерти через обезглавление. Сами же апостолы Иасон и Сосипатр были подвергнуты истязаниям в глазах всего народа и потом снова брошены в темницу. На страдания их смотрела из окна дочь правителя Керкира, и так была поражена терпением мучеников, что исповедала себя христианкою. За это и она была заключена в темницу и потом, повешенная на дереве, приняла смерть за Христа, быв задушена дымом и поражена стрелами. После кончины дочери правитель стал еще ожесточеннее преследовать христиан, но, отправившись на остров с этою целию, он во время переезда утонул. Тогда, получив свободу, Иасон и Сосипатр продолжали просвещать народ; за это вновь были подвергнуты истязаниям, но оставшиеся невредимыми в котле с кипящею смолою, так поразили народ проявлением над ними такой Божественной силы, что многие уверовали тогда во Христа и даже новый правитель в умилении воскликнул: – «Бог Иасона и Сосипатра! помилуй мя!» и вслед за тем принял крещение от апостолов, которые дали ему имя: Севастиан. Свободные теперь проповедники слова Божьяго беспрепятственно распространяли его и, творя многия чудеса (между прочим, воскресили умершего сына правителя), обращали народ ко Христу. Иасон был впоследствии епископом в своем родном городе Тарсе, а Сосипатр в Иконии. Оба они мирно скончались в глубокой старости. II. Мы видели, братие, что св. апостолы Иасон и Сосипатр всю жизнь свою посвятили на обращение людей к свету христианской веры: быв заключены в темницу, они обратили ко Христу семерых разбойников, темничного сторожа, дочь правителя, нового начальника острова, и потом множество других язычников. Пример их св. жизни, посвященной на распространение истинного света Христова между язычниками, сидевшими в духовной тьме, побуждает и нас подражать св. апостолам в деле распространения христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (29.07.1865, С.-Петербург - 21.03.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), рус. композитор, дирижер и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782, к 1903 выпустила ок. 900 изданий, в т. ч. исторических, педагогических, научных трудов). Занимаясь с детства музыкой, Г. не обучался ни в каком специальном учебном заведении; «консерваторией» стали для него частные уроки Н. А. Римского-Корсакова . Феноменальные способности Г. позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением - Первой симфонией - уже в 16 лет; неск. годами позже, при содействии муз. мецената купца М. П. Беляева, Г. начал выступать как дирижер не только в С.-Петербурге, но и за границей. С 1899 г. профессор С.-Петербургской консерватории, после 1905 г. и до отъезда за рубеж в 1928 г. ее первый выборный ректор. А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в. А. К. Глазунов. Фотография. Нач. ХХ в. Основные жанры творчества Г.- инструментальные, прежде всего симфонические (8 симфоний, сюиты, увертюры, поэмы, фантазии и проч.); Г. также автор 3 балетов («Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года»): они с успехом ставились в имп. театрах, но по сути тоже имеют самостоятельную симфоническую форму. Обладая уникальной муз. памятью, Г. вместе с Римским-Корсаковым завершил после смерти А. П. Бородина оставшуюся незаконченной оперу «Князь Игорь» (3-е действие), записал на слух ее увертюру, а также и 1-ю часть незавершенной Третьей симфонии Бородина. О степени общественного признания искусства Г. в России свидетельствует тот факт, что именно ему была заказана Коронационная кантата на восшествие на престол имп. Николая II (1895; кантату к коронации имп. Александра III сочинил П. И. Чайковский ); Г. создал также кантатные произведения к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, к открытию 1-й Государственной думы, к 50-летию С.-Петербургской консерватории и проч.

http://pravenc.ru/text/165081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Несебыр [Болг. Несебър; до 1934 - Месемврия (греч. Μεσημβρα)], город на побережье Чёрного м., в обл. Бургас (Болгария), разделяется на новый и старый. Основные археологические и архитектурные памятники находятся в Старом Н., расположенном на скалистом полуострове (длина 850 м, ширина ок. 300 м), к-рый соединен с материком узким перешейком длиной ок. 400 м (иногда затапливается). В 1956 г. он получил статус города-музея, в 1983 г.- включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Н. Древнее название города Мелсамбрия возводят к некоему Мелсу, его основателю, и к фракийскому слову «бриа» - «город», возможно означающее, что на этом месте существовало фракийское укрепленное поселение. В VI в. до Р. Х. здесь поселились греки-дорийцы. Впервые как Месемврия город упоминается в «Истории» Геродота. Благодаря удачному географическому расположению город вскоре стал одним из крупнейших экономических центров на зап. побережье Чёрного м., с 440 г. до Р. Х. в Месемврии чеканилась своя монета. Ок. сер. IV в. до Р. Х. эту территорию захватили войска македон. царя Филиппа II. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. От древнейшего периода в Старом Н. сохранились или были раскрыты во время археологических раскопок фрагменты укреплений фракийского поселения и пристани в сев. части полуострова (II тыс. до Р. Х.; также сохр. сведения о пристани в юж. части), крепостной стены, башен и ворот (кон. V-III в. до Р. Х.), фундаменты акрополя, агоры, перистиля, храма Зевса и церкви в центре полуострова (VI-V вв. до Р. Х.), театра, домов (IV-II вв. до Р. Х.), акведука (V-VI вв. по Р. Х.), терм и проч. В нач. I в. до Р. Х. город вошел во владения Митридата VI Евпатора, в 72-71 гг. до Р. Х. взят рим. войсками под командованием Луция Лициния Лукулла. Окончательно присоединен к Римской империи в нач. I в. по Р. Х., входил в состав провинций Македония, Мёзия, Фракия (со II в.), Гемимонтия (с нач. IV в.). В составе Римской империи пользовался рядом привилегий, в городе продолжали чеканить свою монету.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

Обзор СМИ: 19-26 мая Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19-26 мая. - День рождения Николая II. - Статья за богохульство. - Рулевые и религия - Интервью с Дворкиным. - Католическая многоголосица. - Удивительное рядом. - Святые учители словенские. В понедельник прошлой недели - 19 мая - отмечался день рождения святого царя-страстотерпца Николая II. Материал об этом был опубликован " Православной газетой " . Речь в нем идет о любви человека к своей родине: " Любовь к Отечеству, привязанность к своей родной стране и родному народу, соединенные с искренней готовностью служить их целям и пользе, прежде всего внушаются нам самой природой… История и нашего собственного Отечества представляет нам множество самых великих жертв, принесенных для блага и спасения Церкви и государства лицами обоего пола, всякого звания, положения и состояния, например, во время владычества татар, появления самозванцев, нашествия поляков или галлов и проч. Такие примеры благочестия и доблестей предков наших заслуживают от нас всегдашней почтительной и благодарной памяти и вместе ревностного подражания, если мы хотим оставаться достойными их потомками " . На сайте " Русской линии " появился материал, названный " Кругом измена и трусость, и обман " , касающийся исторической ситуации в России в 1917 году и личности Государя императора Николая II. Между тем, от России Николая II Россию современную отделяют не только временной отрезок в 86 лет, но и мировоззренческая, духовная пропасть. То, что когда-то казалось невозможным, сегодня стало настолько обыденным явлением, что требует юридического регулирования. В частности, речь идет о таком явлении как " богохульство " . Сегодня - это достояние " свободы слова " . Однако депутат Госдумы от фракции " Единство " , член парламентского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев не считает такую ситуацию нормальной. А потому предложил внести в Уголовный кодекс преступление под названием " богохульство " . Об этом сообщает " Лента.Ru " . " По мнению депутата, наказанием за подобное преступление должен быть штраф в размере примерно 15 тысяч долларов. А в отдельных случаях богохульников нужно будет даже отправлять в тюрьму " .

http://pravoslavie.ru/4836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ христ. писатели II-III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христ. веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religio illicita), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegia illicita), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как святотатство (sacrilegium, греч. θετης). В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия ) и Цельс , автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (Αληθς λγος, ок. 178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. disciplina arcana ). Задача А. состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон - гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика» ). Прежде всего А. р. старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой гос-ву. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и гос-ва, так и общества в целом. Во-вторых, А. р. раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. А. р. в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство - как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, А. р. опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и проч.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, А. р. раскрывали перед языческим миром христ. понимание Свящ. Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» - иудейства.

http://pravenc.ru/text/апологеты ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОКРАТ [греч. Καρποκρτης, Καρποκρς; лат. Carpocrates] (II в.), гностик, философ-платоник, преподавал в Александрии в нач. II в. Включил в свою философскую систему элементы христианства и создал гностическое направление, в к-ром положения античной философии превалировали над христианскими. Взгляды К. известны исключительно по опровержениям полемизировавших с ним авторов: сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана , Климента Александрийского , Ипполита Римского , Оригена , а также из ересеологических трактатов IV в. свт. Епифания Кипрского и Филастрия , еп. Бриксийского. К. упомянут в самом раннем списке еретиков у Егесиппа (II в.), цитируемого Евсевием , еп. Кесарии Палестинской (Hist. eccl. IV 22). Сщмч. Ириней сообщает, что К. первым стал называть свою философскую систему гносисом, а последователей - гностиками (см. ст. Гностицизм ). Климент Александрийский характеризует взгляды К. как «монадический гносис» (Strom. III 2. 5. 3) в противовес доктринам Валентина и др. гностиков, поскольку идея единственного первоначала у него превалирует над другими. К. учил, что Бог - единственная неизреченная сущность, из к-рой путем эманации произошли др. высшие сущности: ангелы и силы небесные, а от них путем уже вторичной эманации - более низшие сущности, образовавшие мироздание, где души держатся в плену плоти. Цель человеческих душ - освободиться от власти этих мироначальников (архонтов) и вернуться к истинному божественному началу, к-рое выше ангелов, архонтов или судей, сотворивших материальный мир. Прямой или косвенной эманацией божества является только душа. Телесный мир - это темница души, в которую архонты заключают недовольные их правлением души в качестве наказания. Они устанавливают законы, в т. ч. и религиозные, для заключенных в плоть душ, чтобы держать их в своей власти. Одним из этих архонтов является диавол, роль к-рого в системе К. не имеет ярко выраженной негативной характеристики, он лишь один из проч. ангелов, творцов и мироначальников. Одна из основных функций диавола - надзирать за душами, чтобы они вели себя в соответствии с принципами, заданными ангелами-мироначальниками, а также за душами, заключенными в темницу плоти. Т. о., все религ. и социальные установления этого мира являются его изобретением.

http://pravenc.ru/text/1681157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАПИТУЛ [лат. capitulum], 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей (каноников) при кафедральном соборе (кафедральный К.) либо коллегиальной церкви (коллегиальный К.); 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления монашеским орденом или конгрегацией, состоящий из настоятеля и выборных делегатов; может собираться на уровне ордена (генеральный К.), его провинции (провинциальный К.) или мон-ря (монастырский К.); 3) особое здание или помещение, где собирается монастырский К. Кафедральные и коллегиальные К. ведут происхождение от существовавшего в древней Церкви пресвитерия - собрания священников и диаконов, к-рые помогали епископу в управлении епархией и участвовали в церковных службах, возглавляемых епископом. О пресвитерах и диаконах как о помощниках и советниках епископа упоминается уже в первые века по Р. Х. Представление о духовенстве, служащем в определенном городе, как об особой группе или коллегии нашло отражение в 15-м прав. I Вселенского Собора, запрещавшем епископам, пресвитерам и диаконам переходить из города в город. Имена клириков определенной церкви заносились в особый перечень (matricula, album, tabula; греч. κανν - отсюда их название «каноники»). Блж. Иероним Стридонский сравнивал «собрание пресвитеров» (coetum presbyterorum) при епископе с сенатом ( Hieron. In Is.//PL. 24. Col. 61). В галльском каноническом своде 2-й пол. V в. «Древние установления Церкви» (Statuta Ecclesiae antiqua) упоминается о запрете епископу рукополагать клириков без консультации с пресвитерами (absque consilio compresbyterorum suorum - Statuta Eccl. antiq. 22). Эта норма была подтверждена и расширена 7-м прав. II Туронского (Турского) Собора (567). В дальнейшем различие между городскими священниками, входившими в окружение епископа, и сельскими углублялось (отмечено, в частности, 15-м прав. Арвернского (Клермонского) Собора (535)). Правила II Туронского (567) и IV Толетского (Толедского) (633) Соборов предписывали пресвитерам, диаконам и проч. клирикам епископа жить с ним в одной резиденции. 12-е прав. Эмеритского (Меридского) Собора (666) позволяло епископу призвать сельского пресвитера или диакона для совершения богослужений в соборном храме. Дальнейшему обособлению клира кафедрального собора от остальных священнослужителей диоцеза способствовала практика общих трапез кафедральных клириков, о к-рой упоминается, напр., Григорием Турским и в грамоте франк. кор. Хильперика (580), а также в 7-м прав. III Толетского Собора (589).

http://pravenc.ru/text/1470337.html

  ОБЩЕСТВО   То, что срамом слыло – стало славою; то, что славой было – оплевано Парламентская Ассамблея Совета Европы проголосовала за гонения на Церковь Иван Леонов   Не стоит думать, что, когда падают нравы – виноват во всем только политический режим или усматривать за этим происки только внешних сил. Во многом вина лежит на нас. Процент тех, кто проталкивает систему ювенальной юстиции, закон о репродуктивном здоровье, о фактической легализации порнопродукции и проч., пренебрежимо мал по сравнению с теми, кто противостоит им. Но несопоставимо выше доля тех, кто равнодушен, или, как теперь принято говорить, толерантен – таких большинство. Они глазами смотря и не видят, слушают и не слышат. Да, в стране большинство составляют те, кому сиюминутные заботы не позволяют оглядеться по сторонам и задуматься о дне грядущем. Такова трагическая реальность и непростительно закрывать на это глаза. Наша жизнь давно похожа на трассу слалома, по которой мы мчимся в жизнерадостной атмосфере, беззаботно улыбаясь, все дальше и дальше удаляясь от вершины – нашей национальной идентичности, традиций, культуры, обычаев, нравственности, семейных устоев, которые более тысячи лет были цементом, скрепляющим нашу государственность, не замечая, что впереди у нас бездна, которую мы не видим лишь по легкомыслию. Свобода от греха объединяет людей, а свобода для греха - людей только разобщает. Вот тогда народ заменяется населением, а общество атомизируется, распадается и, в конце концов, народ исчезает с исторической арены. Грех «ни нациям, доселе никогда, ни личностям с рук даром не сходил». Закон воздаяния действует так же непреложно, как закон земного притяжения В своем выступлении на сессии ПАСЕ в октябре 2007 г. Патриарх Алексий II говорил о губительном для европейской цивилизации разрыве взаимосвязи нравственности и прав человека, отстаивание которых используется для оправдания нравственного упадка. Главная мысль Патриарха заключалась в том, что мораль и нравственность важнее прав человека. Его слова были услышаны и сделаны соответствующие выводы.

http://moral.ru/PACE.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010