Диссонансом этим сообщениям звучат некоторые высказывания древнерусских авторов. Например, об апостольской проповеди на Руси ничего не говорит Митрополит Иларион в Слове о Законе и Благодати. Преподобный же Нестор в Житии святых страстотерпцев Бориса и Глеба говорит, что после вознесения Христа на небо ученики Христовы проповедовали по всему миру. При этом он отмечает, что в Русскую землю “не беша бо ни Апостоли заходили к ним, никто же бо им проповедовал слова Божия” 39 . “Повесть временных лет” под 983 годом, повествуя о гибели варягов-христиан, видит в этом проявление действия бесовской силы, так как “сде бо не суть Апостолы учили, ни пророци прорекли ; Аще и телом Апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласят…” 40 . Некоторые историки, например, Е. Е. Голубинский, отнеслись к факту путешествия апостола Андрея через территорию будущей Руси скептически, поскольку такой маршрут равносилен направлению “кого-нибудь из Москвы в Петербург путём на Одессу” 41 . Однако никого не смущает, например, известие о путешествии по аналогичному маршруту “из грек в варяги” Митрополита Исидора, направлявшегося в XV веке из Москвы в Рим через Новгород, Псков, Любек и т. д. 42 . Слава благодатного апостольского посещения возвышает Киев, который со временем стал стольным градом и колыбелью русского христианства. Поэтому святой Апостол здесь особо почитался. И уже в XI столетии на Русской земле возводятся храмы в честь апостола Андрея Первозванного. Так, отец Владимира Мономаха Великий князь Киевский Всеволод Ярославич (†1093), наречённый во святом крещении Андреем, в 1086 году построил в Киеве церковь в честь своего небесного покровителя, при которой впоследствии образовался монастырь, где приняла постриг дочь великого князя Анна, отчего и сам монастырь стал называться Янчиным (Анниным) 43 . На печатях князя Всеволода Ярославича изображён его небесный покровитель — апостол Андрей Первозванный 44 . Знаменательно письмо Византийского императора Михаила VII Дуки (1071–1078) Великому князю Всеволоду Ярославичу, датируемое 1072–1073 годами, в котором написано: “Духовныя книги и достоверныя истории научают меня, что наши государства оба имеют один некий источник (начало) и корень, и что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, одни и те же самовидцы Божественного Таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия” 45 . Таким образом, византийцы видели в апостольском благословении святым Андреем Греции и Киева Божественное указание на общность их исторических судеб.

http://pravmir.ru/predyistoriya-hristian...

Историческая доктрина, построенная на мораво-паннонских преданиях, должна была иметь и соответствующее продолжение рассказа, в котором не было еще следов греко-варяжской теории, насильственно введенной в древнейший свод и разорвавшей нить летописных известий о происхождении русской культуры, заимствованных из утраченных Повестей о поляно-руси (т. е. летописного рассказа под 898-м годом). Существование в древности сказаний, которые связывали происхождение этой культуры и Руси с Закарпатьем, подтверждается уже рассмотренной припиской к Паннонскому житию. Но и в самой летописи заметны следы изъятия из свода продолжения рассказа о начале русской культуры, находившегося в утраченном источнике о поляно-руси, и замены его новой версией. Следы изъятия из летописного свода продолжения рассказа под 898-м годом В утраченном источнике, как мы уже видели, автор утверждал, что и «нам Руси», т. е. полянам, происшедшим от единого славянского языка, – «учитель есть Павел» (Лавр. 3 , 28). Это означает, во-первых, что просвещение славян получило свое начало не в годы Владимира, а еще во времена апостольские, когда предки полян проживали в Иллирике, а не в Приднепровье. Во-вторых, согласно со средневековой исторической логикой указание на Павла, как на всеславянского «учителя», обозначает, что поляне одинаково с придунайскими славянами (мораво-паннонцами, см. выше) следовали некогда учению, или «заповеди», т. е. правилам жизни, апостола Павла, которые, как известно из славяно-русских литературных памятников, были свободны от крайностей аскезы, свивших себе гнездо к концу 11 в. в Киево-Печерском монастыре. Едва ли представляется надобность подробно пояснять здесь, насколько подобное сообщение о полянах осталось несогласованным в летописи с ее дальнейшим рассказом о просвещении их потомков киевлян, которые, без объяснения причин, из тихого, кроткого, мудрого и смысленного племени (Лавр. 3 , 9, 1, 12, 9–10), неожиданно для читателя превращаются (под 6415/907-м годом) в «поганых» «невеголосов», 137 а затем (под 6488/980-м и 6491/983-м годами) и в кровожадных язычников, совершающих перед идолами человеческие жертвоприношения, 138 никогда не слышавших ни апостольской проповеди, ни «книжного ученья» и ознакомившихся с ним впервые только в конце 10 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

3 , 46, 13). Делая свои оговорки (направленные к тому, чтобы не умалить княжеских заслуг Ольги и Владимира для Руси) под 945-м («мнози бо 6еша Варязи хрестеяни», Лавр. 3 , 53, 5–6) и под 983-м годами («бе же Варяг той пришел из Грек», Лавр. 3 , 80,14–15, о варяге мученике), летописец имел в виду, конечно, веру греческую. Но уже в 11 веке было известным, что варяги держались не веры греческой, а своей варяжской, которая приравнивалась к латинской и не христианской. Феодосий (ум. 1074 г.) писал квязю Изяславу Ярославичу, что латиняне »всю землю осквернили суть: понеже по всей земли Варязи суть«(Учен. Зап. П Отд. Акад Наук. кн. II, вып. 2, СПб. 1856, стр. 219). Ср. заметку в сказании Симона Владимирского о Печерском монастыре: (Симон) »быв преже Варяг, ныне християн« (Патерик Киево-Печерского монастыря, изд. Археогр. ком. СПб. 1922, стр. 189). 149 Ср. слова философа Владимиру: «мучими будут в огни, иже ся не крестить» (Лавр. 3 103, 18–19, под 6494/936-годом). 150 Как уверяет автор интерполированного слова (св. Григорья), изобретенного «в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали» (по спискам 14–15 вв.), славяне в период язычества прежде клали требы упырям и берегиням, затем стали ставить трапезу роду и рожаницам, а затем стали служить Перуну, но и после принятая христианства продолжали не только молиться Перуну, а и ставить трапезы роду и рожаницам: «Откудуж извыкоша елени (=еллины) класть требы артемиду и артемиде, рекше роду и рожанице. Тации же игуптяне, також и до словене доиде. Се слов (=словене) начата требы класти роду и рожаницам, преже перуна б(ог)а их, а переже того клали требу оупирем и берегиням, по святем же крещеньи перуна отринута, а по Христа Бога ятас(ь) но и ноне по оукраинам молятьс(я) ему проклятому б(ог)у перуну и хорсу, и мокоши и вилу и то творят отаи сего не могутьс(я) лишити, проклятаго ставленья, в я (=вторыя) трапезы нареченыя роду и рожаницам» (из Паисьевского Сборника, 14 в. л. 40 и сл. См. Н. Гальковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

7) Маленькая голова быка, глаза с присоединенными черточками (л. 366–369) – Брике, 14954 (1430–1438 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. 8) Голова быка с челкой и мачтой между рогами, оканчивающейся пятилепестковым цветком (л. 372–379, 391­392). Такой же знак приведен в альбоме Лихачева под 2443 из недатированной рукописи, у Брике сходный знак под 14402 (1455 г.). В описании Н. П. Лихачева знак определен неправильно. 9) Фляга пилигрима (л. 380–387) – два варианта, причем оба приведены в альбоме Лихачева под 983,984 из рукописи 1444 г. (в описании Н. П. Лихачева приводятся и другие варианты, но все они уже отличаются от знаков рукописи 1444 г.). 10) Колесница (л. 388–389, 394–395)-типа Брике, 3528 (1429– 1461 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. Датировку Рогожского сборника определяют филиграни 1, 2, 3, 6 и 9, остальные сорта более ранней бумаги использованы в остатках (для дополнений и вставок). Таким образом, подтверждается правильность соображений Н. П. Лихачева: рукопись устойчиво датируется 40-ми годами XV в. Ниже публикуется текст Краткой редакции Жития митрополита Алексия по списку РГБ, ф. 247, 253 (л. 324–326 об. – по карандашной нумерации в правом верхнем углу листов). В лето 6885 … Тое же зимы, промежи говениа, месяца февраля в 12, на память святаго отца Мелентиа, епископа Мелетиискаго, преставися пресвященныи Алексии митрополит всея Руси въ старости честнеи и глубоце, быв в митрополитех лет 23, и положен бысть на Москве в церкви святаго архаггела Михаила, честнаго его чюда, иже сам созда общии монастырь. О Алексеи митрополите 114 . Сии убо преподобныи отець нашь Алексии митрополит беаше родом болярин, славных и нарочитых бояр от страны Русскыя, от области Московьскыя, благородну и благоверну родителю сыну, от отца нарицаемаго Феодора и матери именем Марии. Родижеся в княжение великое Тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова, старее сы князя великаго Семена 17 лет. Крести же его еще младенца суща князь Иван Даниловичь, еще сы не в великом княжении. Бе же преже в святом крещении наречено бысть имя ему Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пожары, производимые мадьярами в моравском княжестве, разрушили всякий божеский и человеческий порядок и уничтожили духовную иерархию, до такой степени, что мы ничего не знаем о действительном её положении от 900 до 976 года, когда летописи упоминают о Врацене, не архиепископе, но епископе моравском, который жил еще во времена второго пражского епископа Войцеха (между 983 и 997 годами). Кажется, что в то самое время, когда папа Венедикт VI признал епархиальную власть зальцбургского архиепископа над обеими Панониями, 218 а сей последний старался подчинить себе славянское духовенство, которое, избежав жестокости мадьяр, скиталось по развалинам обширного некогда святополкова княжества, – майнцский архиепископ (вероятно по поводу домогательств, какие предъявлял регенсбургский епископ на некоторые моравские провинции), полагая, что и он имеет епархиальные права не только на Богемию, но и на народы, находящиеся с нею в связи, подчинил себе моравское епископство. Как бы то ни было, история нам показывает, что в 976 году заседал моравский епископ вместе с пражским епископом в духовном собрании, которое было под председательством майнцского архиепископа. 219 Но вскоре богемцы завладели частью некогда могущественного святополкова княжества, составляющею нынешнюю Моравию, и хотели лишить ее церковного чиноначалия, с тех пор, как сами учредили у себя епископство. С этою целью, вероятно, после смерти епископа Врацена, Войцех, пражский епископ, исходатайствовал у императора Оттона I и у папы Венедикта присоединение к пражскому – моравского епископства, в таких границах, какие некогда имели архиепископство Мефодия и Святополково княжество по эту сторону Карпат, не смотря на то, непосредственно ли там властвовал князь Великой Моравии, или посредственно, по влиянию, какое имел на тамошних удельных князей. Во время Севера, шестого пражского епископа, во второй половине XI века, по просьбе самобытно уже княживших моравских князей (впрочем, они находились в некоторой зависимости от богемцев), восстановлено прежнее моравское епископство в уменьшенном виде. По поводу назначения резиденции для нового епископа, производилось формальное следствие о том, какая церковь прежде всех была освящена при Кирилле и Мефодие. Важный акт об этом следствии дошел до нас; из него видно, что по эту сторону Карпат первая освященная церковь была в Ольмюце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как указывает А. В. Назаренко, союз Руси и Германской империи существовал весь период правления Оттона II (973–983). Обмен посольствами, о котором идет речь в летописи, по его мнению, был осуществлен накануне смерти императора в 983 г. Оттон искал тогда союзника в борьбе с Василием II. В 982 г. он отправился на войну с арабами, захватившими владения Византии на юге Италии. Хотя поход был направлен против врагов Восточной Римской империи, он неминуемо должен был обострить отношения с Василием II. Римскими папами тогда были Бенедикт VII (974–983) и Иоанн XIV (983–984), оба ставленники Оттона. 531 Вполне вероятно, что император попытался обратить «короля Руси», как называли тогда киевских князей, в христианство. После смерти отца Оттон III (980–1002, император с 983) остался ребенком, и правила его мать императрица Феофано, племянница покойного византийского императора Иоанна Цимисхия. В 985 г. на папском престоле утвердился Иоанн XV (985–996). Ситуация первых лет правления Оттона III была слишком сложной, чтобы Феофано могла озаботиться крещением Руси. Обмен посольствами для подтверждения прежнего союза, безусловно, должен был состояться. О поездке «мужей» Владимира в Германию (а не в Рим) сообщается в статье следующего 6495 (987) г. Последним, согласно летописи, приезжает Философ, которого «прислаша грьци». В тексте не сказано, что его послали цари или патриарх. Его безымянность и откровенно литературный характер его проповеди (о Речи Философа см. подробно в следующем разделе) заставляют предположить, что это не воспоминание о конкретном историческом эпизоде, а собирательный образ византийского проповедника. Эпохой подъема византийского миссионерства была первая половина–середина X в. Оно началось еще в IX в., в эпоху Михаила III и Василия I, когда были крещены Русь и Болгария и протекала деятельность свв. Кирилла и Мефодия в Моравии. Однако в отношении Руси в X в. был очевиден определенный скептицизм. 532 Константин Багрянородный написал о крещении русов при императоре Михаиле и патриархе Фотии, но когда крестилась княгиня Ольга, он по непонятным причинам не послал с ней на Русь архиерея. К венграм, которые тогда тоже приняли христианство, он епископа, тем не менее, отправил. 533 Русская княгиня была вынуждена просить епископа в Западной Римской империи. Г. Г. Литаврин полагает, что христианскую проповедь на Руси вели в это время болгары. Едва ли такая инициатива могла сохраниться в эпоху после войн Святослава, когда языческая Русь, пытавшаяся захватить Болгарию, стала ее врагом. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К весне войскам О. удалось захватить визант. Апулию. В Калабрии они столкнулись с высадившейся армией Абу-ль-Касима Али, эмира Сицилии. Продвижение войск императора было остановлено в битве с сарацинами на мысе Колонна близ Котроне (ныне Кротоне) 13 июля 982 г. Войско О. сначала одерживало верх, удалось убить эмира, однако затем ход битвы был переломлен и сарацины нанесли императору тяжелое поражение. О. удалось бежать на визант. корабле, затем он отправился в Рим. В числе погибших были сыновья Пандульфа I - Ландульф IV и Пандульф II, бывш. мятежники еп. Генрих Аугсбургский и маркграф Гунтер Мерзебургский (сторонник герц. Генриха Строптивого). Осенью, возвращаясь из Италии, погибли (вероятно, от ран, полученных в сражении, или от болезней, начавшихся в походе) герц. Оттон Швабский и Веринхар, аббат Фульды. Войска Абу-ль-Касима, лишившись предводителя, вернулись на Сицилию. Поражение христ. императора от мусульман, гибель мн. представителей знати повлекли за собой политический кризис в герм. владениях О. В мае-июне 983 г. состоялся рейхстаг в Вероне, на нем присутствовали имп. Адельгейда, имп. Феофано и сестра О. аббатиса Матильда Кведлинбургская, а также представители высшей знати Восточнофранкского королевства и Италии. О. пришлось пойти на уступки и передать власть в Швабии и Баварии старым местным герцогским родам: Швабию получил Конрад († 997), представитель франконского рода Конрадинов; Бавария досталась Генриху († 989) из рода Луитпольдингов, правившего в этом регионе до Саксонской династии; к его владениям были присоединены Каринтия и Веронская марка. В свою очередь О. получил от знати гарантию сохранения королевской власти за Саксонской династией: его 3-летний сын Оттон III был избран королем Восточнофранкского и Италийского королевства, рассматривавшегося как единое гос-во (впервые король из Саксонской династии был избран совместно герм. и итал. знатью). Поручив Виллигизу, архиепископу Майнцскому (975-1011), сопровождать Оттона III на коронацию в Ахен, О. отправился в Италию, чтобы совершить масштабный поход против арабов, захватить Юж. Италию и Сицилию. В июле 983 г. умер папа Римский Бенедикт VII, О. присутствовал в Риме при избрании его преемника - папы Иоанна XIV (983-984). В Риме император заболел малярией, скоропостижно скончался и был погребен в базилике св. Петра. Уже после его смерти, на Рождество 983 г., в Ахене архиепископы Виллигиз Майнцский и Иоанн Равеннский короновали его сына. Церковная политика

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо любая расправа над христианами – всегда только поражение противной стороны по той единственной и важнейшей причине, что страдания связывают христиан со Христом, пострадавшим ради человеческого спасения, и потому привлекают к месту, к земле, где пролилась кровь христиан, чрезвычайные Божественные силы. Мученическая смерть за Христа святых Феодора и Иоанна привлекла обильную благодать Божию на Русскую землю. И произошло чудо: вождь язычества, гонитель христианства начал обращаться ко Христу! Доказательством служит тот неоспоримый факт, что после окончательного прихода к вере Христовой и крещения равноапостольный князь Владимир поставил благолепную первую каменную Десятинную церковь во имя Божией Матери не где-нибудь, а на месте того дома, где были убиты Феодор и Иоанн. Археологические раскопки, произведенные в 1908 году в алтарной части Десятинной церкви, обнаружили остатки деревянного сруба этого дома. Следовательно, тогда, в 983 году, пережил князь Владимир первое и сильное потрясение, обратившее его духовный взор к христианству. Помогли и молитвы святой равноапостольной Ольги, молившейся и молящейся за Русь. Князь Владимир был не только сыном своего отца, но и внуком своей бабки – святой равноапостольной Ольги! Многое унаследовал он и от нее. С языческой необузданностью страстей в нем сочеталась и определенная душевная глубина, мудрость, сердечная доброта, а это есть видимые причины того, почему его сердце оказалось способно воспринять Божие посещение. Церковный писатель второй половины XI века Иаков мних (монах) пишет, что, «взыскав спасения», Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления своей бабки Ольги, вспоминал о том, как уверовала она и крестилась, ибо много слышал об этом и «разгорался Духом Святым в сердце, желая святого крещения». 28 Вряд ли он прислушивался к рассказам об Ольге до 983 года. Тогда никто не рискнул бы приступить к нему с проповедью о Христе. Но теперь, после того как, «взыскав спасения», равноапостольный князь Владимир сам начал интересоваться историей обращения своей великой бабки, он стал способен воспринимать слова истины, исходящие от его ближайших родственников-христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010