Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Книгопечатание Книгопечатание . Спрос на книги, особенно богослужебные, и неисправность текста в обращавшихся тогда рукописных их списках привели православных славян в конце XV века к печатанию книг. Две старшие, означенные годом, печатная книги на церк.-слав. языке, с кирилловским шрифтом, – Часослов и Октоих 1491 г. Они изданы в Кракове краковским мещанином Швайпольтом Фиолем, немцем по происхождению и католиком. Текст этих книг по орфографии наиболее близок к тексту церк.-слав. книг, употреблявшихся в Молдавии и Трансильвании, но имевших распространение также в южной России. Шрифт подражает слав. полууставу молдавских рукописей. По-видимому, Фиоль предпринял их издание по заказу или совету какого-нибудь румынского или южнорусского вельможи. Одновременно с Часословом и Октоихом, или – скорее – несколько раньше, тем же Фиолем изданы Триоди постная и цветная; все известные экземпляры их не имеют так наз. выходной летописи, где сообщается о времени и месте печатания. Деятельность Фиоля закончилась в конце 1491 г., когда он был привлечен к суду по обвинению в ереси (православные богослужебные книги признавались католиками за еретические). Следующие книги напечатаны для потребностей южнославянских и румынской церквей. Это – Октоих 1494 г., Следованная Псалтырь 1495 г. и Требник (дошедшие экземпляры не имеют даты), изданные на средства черногорского воеводы Юрия Черноевича, в Ободе, близ Цетинья, в Черногории, иеромонахом Макарием, и служебник 1508 г., Октоих 1510 г. и Евангелие 1512 г, изданные на средства угро-влахийских (румынских) воевод тем же Макарием. За ними последовали многочисленные сербские и румынские издания, проходящие чрез весь XVI в. Из первых большая часть увидела свет в Венеции, на средства сначала Божидара Вуковича, черногорца из Подгорицы, потом его сына Виценца Вуковина. В первой четверти XVI в. занимался печатанием книг доктор Франциск Скорина, православный, русский, родом из Полоцка. Ввиду отсутствия в западной России списков ветхозаветных книг (кроме Псалтыри) в ц.-славянском переводе, Скорина перевел эти книги с чешской печатной Библии 1506 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУНТЕНИИ И ДОБРУДЖИ МИТРОПОЛИЯ [Румын. Mitropolia Munteniei i Dobrogei] (с 1 июля 1990; в 1864-1990 - Унгро-Влахийская митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) с кафедрой в Бухаресте. Возглавляет М. и Д. м. предстоятель РумПЦ с титулом «Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенийский и Добруджский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх всей Румынии». География М. и Д. м.- преемница Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Возникла после самопровозглашения 3 дек. 1864 г. автокефалии РумПЦ, когда церковные образования Румынии, в т. ч. и Унгро-Влахийская митрополия, перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в юрисдикцию новой национальной Церкви. К этому времени Унгро-Влахийская митрополия включала Бухарестскую архиепископию и 3 епископии: Рымникскую, Бузэускую, Арджешскую. Согласно новому Уставу РумПЦ (от 13 февр. 1949), в состав Томисской и Нижнедунайской архиепископии Унгро-Влахийской митрополии вошли территории Нижнедунайской епископии Молдавской митрополии РумПЦ, представленные румын. исторической обл. Добруджа (на востоке Румынии, между Дунаем и Чёрным м.). До 1878 г. Добруджа входила во владения Османской империи, правосл. население окормляла митрополия Дристры (Доростола, ныне Силистра, Болгария) К-польского Патриархата, с 1870 г. епархия входила в состав Болгарского Экзархата (подробнее см. в ст.: Доростольская епархия Болгарской Православной Церкви). По итогам русско-тур. войны 1877-1878 гг. в соответствии с решениями Сан-Стефанского мирного договора и установлениями Берлинского конгресса 1878 г. Добруджа отошла Российской империи, к-рая в свою очередь передала эту территорию Румынии в обмен на Юж. Бессарабию, утраченную Россией по итогам Крымской войны (в 1856-1859 Юж. Бессарабия находилась в составе Молдавского княжества , с 1859 - в составе объединенных княжеств и затем Румынии); территории Добруджи, составившие жудецы Тулча и Констанца, в церковном отношении были включены в Нижнедунайскую епископию Молдавской митрополии РумПЦ. В 20-х гг. XX в. Добруджа в церковном отношении была оформлена в самостоятельную епископию с кафедрой в Констанце.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Св. Троицы в Сирете. Кон. XIV в. [Румын. Mitropolia Moldovei] (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества . География Ко времени образования М. м. Молдавское княжество в основном достигло своих исторических пределов. Границы М. м. совпадали с границами княжества: на востоке они проходили по р. Днестр; на юге и юго-западе - по Чёрному м., низовьям рек Дунай и Милков; на западе - по Вост. Карпатам и верховьям рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова; на севере - по р. Черемош (выше г. Черновцы). При св. Стефане III Великом (1457-1504) в состав княжества и соответственно М. м. на юго-западе был включен район Путны. В 1484 г. турками были завоеваны города Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и Килия. Османская экспансия продолжилась и в XVI в., когда под непосредственное управление Порты отошел г. Тигина (Бендеры), а юг Пруто-Днестровского междуречья был заселен татарами. В 1715 г. под управление Порты перешла область Хотинской крепости на севере Пруто-Днестровского междуречья. Все эти территории вышли из юрисдикции М. м. и вместе с др. землями, занятыми турками в Валахии, составили Проилавскую епархию К-польского Патриархата (одновременно в области Хотина была образована Хотинская епископия, суффраганная по отношению к Проилавской). В 1775 г. сев.-зап. часть Молдавского княжества, названная впосл. Буковина , была аннексирована империей Габсбургов. По распоряжению имп. Иосифа II престол Рэдэуцкой епископии 12 дек. 1781 г. был перемещен в Черновцы. На аннексированной территории была образована Буковинская епископия, к-рая была выведена из юрисдикции М. м. и включена в состав Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. 23 янв. 1873 г. Буковинская епископия была преобразована в Далматинско-Буковинскую митрополию. По результатам Бухарестского мира (1812) вост. часть Молдовы (в Пруто-Днестровском междуречье) вошла в состав Российской империи и была выведена из юрисдикции М. м.; на этой территории была образована Кишинёвская епархия РПЦ. История. Возникновение католических церковных структур в Молдавском княжестве и образование православной М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул; румын. Neofit Cretanul] (ок. 1690, о-в Крит - 16.06.1753, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата. Данные о времени приезда Н. К. в К-поль и о том, где он получил образование, отсутствуют. Известно лишь, что он обладал большими познаниями в древнегреч. и лат. языках и что ко времени приезда в К-поль был иеромонахом. В К-поле сблизился с семьей Маврокордат и в период 2-го господарства Константина Маврокордата в Валахии (13 окт. 1731 - 5 апр. 1733) прибыл в Бухарест в качестве духовника господаря и преподавателя древнегреч. языка у его брата, Александру, и сестры Султаны. В том же качестве Н. К. находился и при молдав. дворе, когда в 1733-1735 гг. Константин занимал господарский трон Молдавского княжества. В нояб. 1735 г., с возвращением Константина на валашский престол (16 нояб. 1735 - сент. 1741), в Бухарест приехал и Н. К. 27 янв. 1737 г. митр. Унгро-Влахийский Стефан II (1731-1738), епископы Неофит Нисский и Макарий Иерапольский хиротонисали Н. К. на титульную Мирликийскую кафедру К-польского Патриархата и возвели его в сан митрополита (Condica Sfânt. 1886. Р. 126-127). Акт об избрании Н. К. был подписан на румын. языке. Н. К. продолжал занимать должность наставника сына господаря Николая Маврокордата Александру. После смерти митр. Стефана II по настоянию господаря Константина Маврокордата Н. К. без избрания Собором архиереев Унгро-Влахийской митрополии 7 нояб. 1738 г. был перемещен на престол митрополита Унгро-Влахийского (Condica Sfânt. 1886. Р. 128; Arhiva Mitropoliei rii Româneti. 1961. Vol. 1. P. X). Указ К-польского патриарха Неофита VI о переводе Н. К. в юрисдикцию Унгро-Влахийской митрополии и назначении его на престол предстоятеля Валашской Церкви был подписан 10 дек. 1738 г. (Bucur. Arhivele Naionale Istorice Centrale. Ms. 139. Fol. 6v - 7). Впервые прецедент перемещения с почетной митрополичьей должности на пост митрополита Унгро-Влахийского без соблюдения обычаев Валашской Церкви, в соответствии с которыми предстоятель должен быть уроженцем этой земли и избран на церковном Соборе или гос. собрании под председательством валашского господаря (во избежание купли церковных должностей), был создан отцом Константина, господарем Николае Маврокордатом в период его 1-го пребывания на валашском престоле (21 янв. 1716 - 25 нояб. 1716), когда он возвел во митрополита Унгро-Влахийского титульного митр. Нисского Митрофана II (1716-1719). После Н. К. аналогичным способом возглавил Унгро-Влахийскую митрополию Григорий II из Колця (1760-1787).

http://pravenc.ru/text/Неофите ...

А.А. Половцов Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит Кишиневский Гавриил (в мире Григорий Григорьевич)Ба(о)нулеско(у)-Бодони, митрополит Кишиневский, родился в 1746 г. в трансильванском городе Быстрице, в семье бедных молдавских дворян Бодони; окончив Седмиградскую нормальную школу, обучался два года в Киевской Духовной Академии, два раза ездил в Грецию для изучения греческого языка, был учителем в Княжеском училище в Яссах. Постриженный в монашество в Константинополе в 1779 г. с именем Гавриила, он был посвящен в иеромонахи и назначен проповедником Ясской митрополии. В 1782 г. Г., по приглашению архиепископа Славянского Никифора Феотоки, бывшего вместе с ним учителем в Яссах, приехал в резиденцию архиепископа – Полтаву и был назначен префектом местной семинарии. По возвращении в 1784 г. в Яссы он был возведен в сан архимандрита и в 1786 г. «по словесному завещанию» своего покровителя митрополита Гавриила Каллимаха был избран во епископа Романскаго, но посвящения не получил, потому что «не мог и не хотел» заплатить властям положенную сумму денег. В 1787 г., во время войны России с Турцией, Г. вместе с господарем А. Маврокордато эмигрировал в Россию и в 1788 г. был назначен ректором Екатеринославской семинарии. Вызванный в Яссы в качестве помощника к местоблюстителю Молдо-Влахийской экзархии архиепископу Екатеринославскому Амвросию, Г. 26 декабря 1791 г. в Яссах в монастыре Иоссии был посвящен Амвросием во епископа Бендерского и Белградского (Аккерманского). 11 февраля 1792 г. состоялось Высочайшее повеление о бытии ему митрополитом Молдо-Влахийским. Между тем по Ясскому договору (29 декабря 1791 г.) русские войска покинули Дунайские княжества. «То же самое по естественному порядку вещей, – говорит прот. Жмакин, – должен был сделать и митрополит Гавриил, но к удивлению он не захотел сделать этого добровольно». Он заявлял, что не может оставить кафедру «без Императорского указа и синодального определения», хотя ни императрица, ни Синод не могли иметь власти в областях, принадлежащих султану и подчиненных духовной власти патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Иов (Яков Петрович Потемкин), архиепископ. Сын полковника, род. в с. Нихолаже Смоленской губернии, 22 июля 1750 г., умер 23 марта 1823 г.; он был троюродным братом кн. Г. А. Потемкина-Таврического. Образование получил в Сухопутном Шляхетском корпусе, из которого был выпущен в чине поручика, но вскоре вышел из военной службы и, не сказав никому из родных ни слова, принял в 1779 г. монашество в одном из молдавских монастырей. Фамилия Потемкиных вообще отличалась религиозностью и склонностью к монашеству: две сестры деда преосвященного Иова по отцу – Перфилия и Феврония – одна за другой были игуменьями Московского Новодевичьего монастыря; родной брат преосвященного, также получивший военное образование и бывший в военной службе, оставил ее, ушел на Афон, там принял монашество с именем Анастасия и скончался игуменом в Николаевской Корочской пустыни Орловской губернии в 1791 году. – Иов начал свою монашескую жизнь с самых низших и самых тяжелых ступеней, ни в чем не желая пользоваться преимуществами своего происхождения. В 1784 году он был посвящен во иеромонаха в Яссах; через год произведен во игумена Городищенского Успенского монастыря (в Бессарабии). 20 января 1790 г., по словесной просьбе князя Потемкина-Таврического, Екатеринославский архиепископ Амвросий (Серебреников), бывший в то же время и блюстителем Молдо-Влахийской екзархии, посвятил Иова в сан архимандрита, с возложением на него креста на ленте ордена св. Владимира. 27 февраля 1793 г. Иов был хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Вследствие кончины преосвященного Амвросия (13 сентября 1792 г.) Иову пришлось некоторое время – до назначения нового архиерея – управлять и Екатеринославской епархией (по 10 мая 1793 г.). 13 мая 1796 г. Иов был назначен архиепископом Минским и Волынским. 11 мая 1797 г., при отъезде императора Павла Петровича из Минска, он получил орден св. Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ ТЫРНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Евфимий, патриарх Тырновский Евфимий (болг. Евтимий; + 1402-1409) патриарх Тырновский (1375 - 1393), переводчик, писатель, святитель Память 20 января (Болг. ; Греч. ; ПЦА ), 9 октября - прославление мощей в 2023 году (Болг. ) и в Соборе Болгарских святых Источником сведений о жизни патриарха Евфимия является Похвальное слово, которое составил его ученик митр. Киевский Григорий (Цамблак)  после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 годов, с целью инициировать его канонизацию .  В молодом возрасте Евфимий стал послушником , а затем монахом   Килифаревского монастыря , основанного около 1350 года прп. Феодосием Тырновским . Через некоторое время прп. Феодосий передал Евфимию руководство обителью. В начале 1360-х годов монастырь разорили турки , и Феодосий вместе с Евфимием и несколькими учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в Константинополь  и поселился в обители во имя св. Маманта , издавна связанной со славянскими землями. После смерти прп. Феодосия ( 1363 ) Евфимий жил в Студийском монастыре в Константинополе , затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре , затем в скиту Селина близ болгарского монастыря Зограф . Около 1370 года как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом Константинопольским Филофеем Коккином , Евфимий был подвергнут краткому заточению на острове Лемнос . Вероятно, в 1371 году вернулся в Болгарию и возглавил монастырь Св. Троицы близ Тырнова , вскоре ставший крупнейшим центром православной духовной и книжной деятельности в Центральной и Юго-Восточной Европе, здесь переводились с греческого на славянский язык библейские, литургические и другие книги. Ученики Евфимия, по словам митр. Григория (Цамблака) , " стали учителями в благочестии своих отечеств " , т. к. распространяли просвещение в Сербии , Валахии , Молдавии , Великом Литовском княжестве  и московских землях . Среди учеников Евфимия помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан , митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского монастыря прп. Никодим Румынский и др.

http://drevo-info.ru/articles/13679897.h...

Григорий Цамблак Григорий Цамблак , митроп. Киевский и Литовский ум. 1419. Родом был болгарин, из города Тернова, из боярской фамилии Цамлаков (Самвлахов, Семивлахов). Образование получил под руководством патриарха Терновского Евфимия. Был пресвитером великой (соборной) церкви Молдаво-Влахийской, затем был игуменом Дечанского Пантократорова монастыря в Сербии, наконец, игуменом греческого монастыря Плинаирского, около Константинополя. Митрополит Московский Киприан (ум. 1406 г.), родной дядя Г., вызвал последнего в Москву, но Г. на дороге, в Литве, получил весть о смерти Киприана и отложил свое намерение ехать в Москву. В Литве Г., как человек выдающийся по образованно, успел приобрести расположение великого князя Литовского Витовта, который в 1414 г. избрал Г. в митрополита православных Лятовских епархий и послал его посвящаться в Константинополь. Епископы литовские со своей стороны написали патриарху Константинопольскому Евфимию грамоты с жалобами на управлявшего тогда обеими половинами русской церкви, Московскою и Киевскою, митрополита Фотия и с просьбою отделить западные епархии от митрополии Московской и поставить для них особого митрополита. Особенно хлопотал об этом разделении сам великий князь Литовский Витовт, для которого было не желательно тяготение православного литовского населения к единоверной Москве. Когда Фотий узнал о случившемся в Литве, он немедленно с поспешностью отправил своих послов в Константинополь; послы пришли ранее Г. и успели настолько вооружить патриарха против кандидата на Литовскую митрополию, что патриарх не только оставил без удовлетворения просьбу Витовта и литовских епископов, но еще извергнул самого Г. из священного сана и предал его отлучению. Однако, когда Г. вернулся в Литву, Витовт собрал литовских епископов и заставил их посвятить Г. в сан митрополита. Но прежде посвящения Витовт, по убеждению епископов, в 1415 г. в марте еще раз обратился в Константинополь с просьбою о поставлении особого митрополита для Литвы и назначил крайним сроком для ответа – день Успения Богородицы, затем продлил этот срок до 14 ноября и, когда ответа не получил, 15 ноября 1415 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И.Спасский Скачать epub pdf Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории Митрополит Макарий (Булгаков) 1 Петр Могила , Митрополит Киевский и Галицкий, был неутомимым борцом за православие в той чрезвычайно тревожной и опасной исторической обстановке, в которой оно оказалось на Украине и в Белоруссии в XVII веке. Петр Могила , несомненно, превосходил современных ему иерархов не только Русской Православной Церкви, но и всей Церкви Восточной: превосходил своим просвещением, своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу православия. Родился он 21 декабря 1596 г. в семье молдавского господаря, носившего фамилию «Могила». Фамилия эта по своему филологическому смыслу соответствует русской фамилии князей Холмских и происходит от молдавского слова mohila, означающего холм, возвышенность (на современном румынском языке movila). Домашнее образование Петр (Могила) получил от учителей Львовского православного братства, организовавшегося еще в 1586 г. для борьбы за православную веру и национальные права против польско-католической агрессии. Гор. Львов находился недалеко от молдаво-влахийских владений, и Львовское братство, нуждавшееся в материальных средствах, нередко обращалось к единоверным молдавским господарям с просьбами о материальной поддержке. Дядя Петра Могилы, молдавский господарь Иеремия, был щедрым жертвователем Львовского братства, покровителем и посредником в недоразумениях, возникавших у братства с Львовским епископом Гедеоном Балабаном. Отец Петра Могилы Симеон, став господарем Молдавии после смерти своего старшего брата, также делал в Львовское братство большие вклады. С своей стороны и братство оказывало Могилам исключительное внимание – устраивало торжественные встречи, посвящало книги, выходившие из братской типографии, записывало их имена в синодики, и, когда была закончена постройка братской церкви Успения Богородицы, на главном ее куполе имена Иеремии и Симеона Могил были начертаны золотыми буквами, как имена главных храмоздателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010