Наконец, ссылаются на свидетельство жития св. Максима Грека . Но тот факт, что Максим Грек был хвалим за то, что был «словесного любомудрия зело преисполнен, священной же философии до конца навыкл», не в состоянии вполне обосновать заключение, будто «значение придавалось тогда лишь людям, вполне изучившим священное писание и святоотеческие творения и проникшим в их смысл, а сверх того, свободно владевшим церковно-славянским языком». Из свидетельства жития Максима следует лишь то, что тогда ценили таких начитанных людей, но, чтобы тогда мало или вовсе не ценились менее начитанные люди, этого житие прямо не говорит. Наконец, что касается предположения, будто бы Московская Русь XV–XVII веков имела еще особые училища, специальные для тех подростков, которые предназначались в священники и в диаконы, то ни слова Геннадия и Стоглава, ни свидетельства жития Александра Ошевенского и грамматики Мелетия Смотрицкого не дают что-либо решительное в его пользу. Изучения «силы писаний и церковного порядка» Геннадий и Стоглавый собор могли требовать и от обычных школ, к типу которой несомненно принадлежала и школа дьяка «наказавшаго добре божественным писанием» 20 и преданием св. отец 21 преп. Александра Ошевенского; Мелетий Смотрицкий знал и имел в виду древние обычаи наверное не Московской Руси, а Литовской. Необходимость новых изысканий в области первоисточников истории древнерусской школы и просвещения, таким образом, очевидна. Из этих первоисточников, к числу наименее обследованных принадлежат древнерусские жития святых. Литературных работ специально посвященных обследованию древнерусских житий, как источника истории русской школы и просвещения, до сих пор русская ученая литература не имеет, хотя общее изучение памятников древнерусско-житийной литературы сделало уже серьезные успехи 22 . Правда, ученые исследования по литературе древнерусских житий святых установили очень низкий взгляд на них, как на исторический источник. Три особенности житий обусловливают такой взгляд. Во-первых – сочинительство фактов, в смысле перенесения событий не только отечественной, но и древней церкви в жизнь другого лица 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Жизнь там напоминала времена первых иноческих общин. Несмотря на то, что о. Феодор, по прежней службе своей в Петербурге, в гвардии, имел большие и богатые связи, он не изменял убогого вида монастыря. Монастырь обнесен был деревянным тыном, церковь была одна, деревянная, со стенами неотесанными и внутри, с волоковыми окнами; служба отправлялась при лучинн. Братия ходила в лаптях и балахонах, а кафтан был один на всех и надевался лишь при выходе из монастыря. Чтоб очистить души от пристрастия к земным вещам, о. Феодор нарочно давал братии балахоны самые убогие и не по росту. Всенощная длилась семь часов, ночью вокруг тына ходили по очереди иноки. О. Феодор следил за малейшими движениями чувств и мыслей своих учеников. Основными правилами ставил полное отречение своей воли и совершенно не допускал слов: “Я не желаю, не хочу”. В монастыре соблюдалось ничем ненарушимое, в полном смысле слова, общежительное житие. В такой-то школе воспитывался и Феодор; здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. В начале его службы в Санаксаре ему из мира тщетно делали еще предложения вернуться: звали на службу, сватали богатых невест. Один год Феодор прожил недалеко от пустыни в полном уединении, что указывает уже на высокое состояние, достигнутое им тогда, потому что о. Феодор не легко благословлял на него своих учеников. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 г. Феодор Санаксарский , по злобе людей на нелицеприятие его и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ г. Покрова, Владимирской губ.) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля о.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

А наша героиня долго плачет, захлебываясь от счастья — в этом ее уникальность и глубина. Эта фреска о том, как можно жить счастливо, доверяя промыслу Бога о себе и умея прощать. Мы же живем в обществе, где грубость, подозрительность и недоверчивость стали нормой. Мы все обросли иголками. Что для нас сегодня значит поверить, простить, довериться и пойти за Богом? Мне было важно снять эту работу. Потому что я сам ровно такой же, обросший иголками. А моя героиня совершенно иная. В каком-то смысле это была работа на сопротивление: попытка понять героя и, как следствие, что-то исправить в себе. За время съемок я изучил много информации про святых, для меня стала открытием история потрясающего митрополита Сурожского Антония. Работа над этим фильмом определенно что-то во мне изменила. Помогла стать чуточку мягче, научиться больше доверять людям и судьбе. Очень благодарен Максиму Леонидовичу Яковлеву и своему мастеру Алле Григорьевне Плоткиной за возможность увидеть другой мир через эту замечательную, тонкую и крайне трогательную фреску, посмотреть на себя со стороны и осознать, что всё куда сложнее, чем нам хочется считать. Смотреть фильмы Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески» . Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома». Как рождались «Фрески» и чем они так потрясают читателей, об этом читайте у нас на сайте монологи автора и людей, напрямую причастных к их публикации, изданию и экранизации. А ниже представляем вашему вниманию одну из работ цикла с комментарием ее автора. Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/zhitie-nikolaja-lysenkova...

Вопрос о том, насколько Житие Варлаама Важского соответствует канону, до сих пор специально не исследовался, однако некоторые высказывания по этому поводу были недавно сделаны Е.А. Рыжовой. В статье «Житие Варлаама Важского (Пенежского) – памятник истории и культуры Важского края», исследовательница отмечает, что Житие Варлаама Важского «имеет традиционную трёхчастную композицию: введение, основное повествование и описание 24 чудес, произошедших после преставления святого» 458 . В той же работе, а также в статье «Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края», она указывает на традиционность рассказа о выборе места для будущего монастыря в Житии Варлаама Важского 459 . Наконец, в статье «Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв.», Е.А. Рыжова подробно описывает состав памятника и отмечает традиционность ряда мотивов во вступлении к Житию, в рассказах о выборе места для основания монастыря и о периоде иночества Варлаама Важского 460 . Вместе с тем, Житие, по мнению исследовательницы, «во многом нарушает устоявшийся житийный канон» 461 , в чём «проявляются характерные для северно-русских житий XVI в. тенденции к размыванию жанровых рамок» 462 . Е.А. Рыжова объясняет причины этих изменений, опираясь на концепцию северно-русской агиографии, предложенную Л.А. Дмитриевым 463 . «Это происходит, – пишет исследовательница, – в частности, благодаря широкому включению в ткань повествования преданий и местного колорита, являющихся отражением историко-культурного фона Важского края XV и XVI вв.» 464 . По мнению Е.А. Рыжовой, нарушения канона в Житии Варлаама Важского нельзя объяснить неумением автора составить житие, в соответствии с агиографическим каноном, поскольку ко времени создания этого памятника, иеромонах Иона был известным автором, написавшим Житие Антония Сийского, и, предположительно, Житие Сергия Нуромского 465 . Исследовательница пишет: «Несмотря на то, что Иона оказался северным агиографом, тем не менее, как показывает изучение стиля Жития Антония Сийского, он сумел составить Житие Антония Сийского, композиционно отражающее типичную структуру агиографического сочинения и использующее практически все топосы, известные ещё в византийских агиографических сказаниях» 466 . В другом месте она высказывается ещё определённее: «Житие Антония Сийского составлено Ионой по всем правилам агиографического канона» 467 . Причину, побудившую Иону отойти от канона в Житии Варлаама Важского, исследовательница видит в том, что это Житие «составлялось спустя 127 лет после преставления святого, и свидетелей его жизненных подвигов уже не оставалось, а воспоминания о святом передавались в основном устно» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б). Аввакум... Житие протопопа Аввакума./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А). Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П). Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение наст. раб. «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77. Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.). Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.

http://bogoslov.ru/article/4792683

10. Аввакум... Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.). 11. Аввакум... О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 12. Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 13. Аввакум... О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 14. Аввакум... Письма и послания Симеону (1)/Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 15. Аввакум… Житие протопопа Аввакума./Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100)./Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004. 16. Аввакум… Житие./Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975. 17. Аввакум… Послание «чадом церковным» о дьяконе Феодоре./Житие Аввакума и другие его сочинения./Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. 18. Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II)./Материалы… Т.7. «Христианоопасный щит веры», Челобитная и другие сочинения инока Авраамия. М., 1885. 19. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009. 20. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума)./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.

http://bogoslov.ru/article/4792683

Должен сознаться, продолжает Толстой, что было время, когда я верил этому. Это было то время, когда у меня были свои излюбленные идеалы, оправдывавшие мои прихоти, и я старался придумать такую теорию, по которой я мог бы смотреть на свои прихоти, как на закон человечества. Но как скоро восстал в моей душе вопрос жизни во всей ясности, ответ этот тотчас же разлетался прахом. И я понял, что как в науках опытных есть настояния науки и полунауки, пытающиеся давать ответы на неподлежащие им вопросы, так и в этой области я понял, что есть целый ряд самых распространённых знаний, старающихся отвечать не на подлежащие вопросы. Полунауки этой области, – науки юридические, социально-исторические, – пытаются разрешать вопросы человека тем, что они, мнимо, каждый по-своему, разрешают вопрос жизни всего человечества. Но как в области опытных знаний человек, искренно спрашивающий, как мне жить, не может удовлетвориться ответом: изучи в бесконечном пространстве бесконечные по времени и сложности изменения бесконечных частиц, и тогда ты поймешь свою жизнь, – точно так же не может искренний человек удовлетвориться ответом: изучи жизнь всего человечества, которого ни начала, ни конца мы не можем знать и малой части которого мы не знаем, и тогда ты поймешь свою жизнь. И точно так же, как в полунауках опытных, и эти полунауки тем более исполнены неясностей, неточностей, глупостей и противоречий, чем дальние они уклоняются от самих задач. Задача опытной науки есть причинная последовательность явлений. Стоит опытной науке ввести вопрос о конечной причине и – получается чепуха. Задача умозрительной науки есть сознание беспричинной сущности жизни. Стоит ввести исследование причинных явлений, как явления социальные, исторические, и получается чепуха. «Ну, я знаю, – говорил себе Толстой, – все то, что так упорно желает знать наша наука, а ответа на вопрос о смысле моей жизни на этом пути я не получил. В умозрительной же области, заявляет Толстой, я понимал, что, несмотря на то, или именно потому, что цель знания была прямо направлена на ответ моему вопросу, ответа нет иного, как тот, который я сам дал себе: какой смысл моей жизни? – Никакого, – или: что выйдет из моей жизни? – Ничего. – Или: зачем существует всё то, что существует, и зачем я существую? – Затем, что существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

1.    Пространное житие Константина Философа составлено в Великой Моравии сразу после его смерти, предположительно между 869 и 882 годами. Однако этот памятник известен сейчас только в поздних списках ,  старшие из которых относятся к XV веку (Сейчас известно 48 полных списков " Жития Константина " ). Житие анонимно. Одни исследователи приписывают его авторство Клименту Охридскому, одному из учеников Константина и Мефодия, приводя в доказательство стилистические параллели с принадлежащей его перу «Похвале Константину»; другие считают, что «Житие...» составили ученики Константина при непосредственном участии Мефодия или же сам Мефодий. В пользу последнего свидетельствует хорошая осведомленность автора «Жития...» о детских и юношеских годах Константина. Особенностью этого «Жития...» является включение в него фрагментов произведений самого Константина: молитв, стихов, полемических трактатов. Житие довольно большое по объему. Оно написано на 15 листах в 2 столбца. 2.    Пространное житие Мефодия создано в конце IX - начале X века. На это указывает то, что с этим житием был хорошо знаком автор «Повести временных лет» (житие Мефодия упоминается в записи под 898 годом), упоминается оно и в житиях Наума и Климента. Возможно, оно начато в Моравии, но завершено в Болгарии, куда бежали ученики Мефодия. Как и пространное «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия» анонимно. Мнение ученых об авторстве разделяются. Одни считают, что его написал Климент Охридский, другие склоняются видеть автором Горазда, третьи - Константина Преславского. Житие Мефодия сохранилось в шестнадцати списках, древнейший из них представлен в составе древнерусского Успенского сборника (XII - XIII века). 3.     «Похвала блаженному отцу нашему и учителю словеньскому Кириллу Философу» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» были написаны Климентом Охридским (около 830 года - 916 годы). Климент сопровождал Кирилла и Мефодия в великоморавской миссии, сопутствовал им при посещении Паннонии, Венеции и Рима. После смерти Мефодия и изгнания его последователей из Моравии Климент попадает в Болгарию, где занимается просветительской, переводческой и религиозной деятельностью. Перу Климента принадлежит более восьмидесяти произведений. Похвалы Кириллу и Мефодию написаны традиционным для средневековой литературы языком. Говоря о первоучителях, Климент использует доступные   средневековому читателю тропы: называет Константина «новым апостолом», деятельность которого повсюду возрождала «весну на земле». Кирилл, по словам писателя, «просветил бесчисленные народы, во тьме неведения лежащие». Общий пафос похвал - прославление учителей.

http://sedmitza.ru/text/697994.html

отшельником и основателем монастыря Тинингем в обл. Лотиан. По мнению Маккуина, древнейшее Житие К., созданное в VII в. в Глазго, было переработано Балдредом, к-рый добавил легендарные сведения о рождении святого, бытовавшие как устные предания в обл. Лотиан. Ок. 800 г. было составлено др. Житие К. («в ирландском стиле»), к-рое наряду с произведением Балдреда послужило источником Гербертова Жития. Джоселин использовал как сочинение Балдреда, так и Житие «в ирландском стиле» ( MacQueen. 1956. P. 115-121; см. критику Джексона: Jackson. 1958. P. 343-350). Согласно А. Маккуорри, древнейшее Житие К. скорее всего было создано в Глазго во 2-й пол. VII в. или в 1-й пол. VIII в., в эпоху расцвета бриттского королевства Стратклайд и развития агиографического творчества в Ирландии. К этому источнику могут восходить сведения о рукоположении К., о его отношениях с правителем Редерехом, а также рассказ о кончине святого. Впосл. были добавлены предания о рождении К. и о его жизни в Уэльсе. Др. Житие было составлено ирландским автором между IX и XI вв., в нем рассказывалось о пребывании К. в Куленн-Росе, о встрече со св. Колумбой, о многочисленных чудесах и т. д. Но лит. особенности и содержание обоих Житий не удовлетворяли нормандских клириков, которые получили от кор. Давида I контроль над еп-ством Глазго. По указанию еп. Герберта было составлено пространное Житие, изобилующее риторическими отступлениями, но оно не получило распространения. Впосл. Джоселин из Фернесса написал др. пространное Житие, ставшее затем основным источником сведений о К. По мнению Маккуорри, Джоселин не был знаком с Гербертовым Житием, но опирался на более ранние агиографические тексты ( Macquarrie. 1986; ср.: Birkett. 2010. P. 86-90). Тем не менее Гербертово Житие было известно составителю чтений в Спроустонском бревиарии, который использовал также ирландское Житие, а позднее - Иоанну из Фордуна ( Macquarrie. 1986. P. 6-7). Чтения в Абердинском бревиарии основаны преимущественно на ирл. Житии (Ibid. P. 9-10; ср.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

34с. Во всяком деле смотри на его предпосылки и последствия, и так к нему приступай; иначе подойдешь поначалу с воодушевлением, как не подумавший ни о чем из следующего, а после, как окажется что-то стыдным, отступишь. 35а. Желаешь победить на Олимпийских играх? И я, видит Бог ! Ведь это прекрасно. Но смотри на предпосылки и последствия, и так берись за дело. 35b. Надо следовать распорядку, соблюдать диету, воздерживаться от десертов; упражняться через силу в установленное время, в жару, на холоде, не пить холодного, ни вина как попало; попросту, как врачу отдаться в руки наставнику; затем выступать на арене; а бывает – растянуть руку, подвернуть ногу, наглотаться песку; бывает – подвергнуться бичеванию; и при всем том быть побежденным. Все это рассмотрев, если еще желаешь, приступай к борьбе; иначе, будешь вести себя как дети, которые то в бойцов играют, то в единоборцев, то трубят, затем декламируют трагически. Так и ты – то атлет, то единоборец, затем ритор, затем философ, а душу не вкладываешь ни во что; но, как обезьяна, всякому зрелищу, как увидишь его, подражаешь, и нравится тебе одно за другим. Ведь ни к чему ты не приступил, осмотревшись, ни даже войдя в курс дела, но наобум и не горя желанием. Так некоторые, видев философа и услыхав когонибудь, говорящего так, как говорит прямо кто-нибудь из мудрых (а ведь кто так может сказать, как тот?), желают и сами философствовать. 36а. Человече! сперва рассмотри, каково занятие; затем изучи и собственную твою природу, можешь ли потянуть. Намереваешься пятиборцем быть или борцом? Погляди на свои предплечья, бедра, изучи поясницу. Ведь один по природе годен к одному, другой к иному. Полагаешь, что, занимаясь этим, можешь так же есть, так же пить, так же сердиться, так же досадовать? 36b. Надо недоспать, потрудиться, уйти от своих, испытать презрение ребятенка, быть всеми и каждым осмеянным, во всем обойденным – в уважении, в начальстве, в суде, во всяком дельце. 36с. Рассмотри эти вещи – желаешь ли дать их за бесстрастие, свободу, безмятежность; а если нет, не подступайся; не будь, как дети – теперь философ, после мытарь, затем ритор, затем прокуратор; эти роли между собой не согласуются.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010