Разделы портала «Азбука веры» Творчество — 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового. Кто обладает способностью к творчеству? В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу . Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает ( Пс.131:11 ), каким хочет образом и из ничего ( 2Мак.7:28 ); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств ( Пс.88:9 ); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ( Деян.15:18 ). Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения . В  Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [ пойэтэс ] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова. Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке. Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи ( Евр.1:14 ). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему. В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном. Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности? ).

http://azbyka.ru/tvorchestvo

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней По вере вашей будет вам Прот. Владимир Воробьев     «По вере вашей будет вам» Прот. Владимир Воробьев      «По вере вашей будет вам». Все духовное совершается всегда по вере. Вера есть необходимое условие для того, чтобы совершилось какое-то духовное действие. Это настолько удивительно, что требует нашего особенного внимания. Вспомним слова Евангелия о том, как Христос в Назарете не мог совершить никакого чуда «за неверствие их». Потому что Его соплеменники, те, кто жил вместе с Ним в этом городе, кто провел рядом с Ним детство и юность, — они не верили в Него. Они говорили: «Какие он может творить чудеса? Это же сын плотника. Все мы его знаем, знаем его братьев и сестер, откуда же у него такие силы, такие чудесные дарования?». Они не верили в Него, и поэтому Евангелие говорит, что Христос не мог — я подчеркиваю эти очень странные для нас слова — не мог совершить никакого чуда. Как это увязать со всемогуществом Божиим, ведь Христос — Сын Божий, Ему все возможно. Но Христос Сам говорит в другом месте: «Все возможно верующему». Вы видите, вера каждый раз Самим Христом поставляется как некое необходимое условие, и даже не условие, а некая как бы сила, как бы сама возможность совершения духовного действия. Почему же Христос, всемогущий Сын Божий, не мог сотворить чуда? А потому, что чудо творится для человека, который является образом Божиим. Одной из основных черт богоподобия человека является его свобода, его творческая способность, активность в духовном творчестве. Эта свобода, эта творческая активность соединяются неразрывно с верой. Вера — это и есть творческая сила. Это не просто доверие, как мы часто думаем, упрощая для себя это понятие. Вера — это нечто другое, это какое-то особенное духовное состояние именно творческой возможности. Именно верой творятся духовные действия . И если бы Господь без веры присутствующих совершал бы чудеса, то это было бы насилием, и здесь Бог Сам отказывается от Своего всемогущества для того, чтобы сохранить свободу человека.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=428

Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья» . Почти все писатели и учители Церкви коснулись в той или иной мере вопроса о богоподобии человека. Это и понятно, так как учение об образе и подобии Божием есть чисто библейская особенность. Внехристианская антропология не знает ничего об этом и не включает в свою схему человека категории богоподобия. Но среди писателей и учителей церковных одни различают образ от подобия, другие же склонны считать эти выражения синонимами. Кроме того, в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под понятием образа Божия понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания. Едва ли не большинство церковных писателей хотели видеть образ Божий в разумности (духовности). Некоторые допускали наряду с духовностью или разумностью еще и свободную волю, как признак образа Божия. Другие усматривают образ Божий в бессмертности, в господственном или начальственном положении человека в мироздании. Образ Божий в человеке понимается также учителями Церкви и как святость, или, точнее, способность к нравственному усовершенствованию. Ряд писателей Церкви усматривали образ Божий в способности творить и производить в разных областях духовной и мирской жизни. Бог Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. У тех же святых отцов находим еще одно объяснение библейских слов «по образу и подобию». Это понимание богоподобия не как образа одного из Лиц Святой Троицы, но всей Живоначальной Троицы. Человек, таким образом, отображает в себе, в своей духовной структуре и жизни, внутритроичную жизнь Божества. Так учили свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит, Василий, еп. Селевкийский, св. Анастасий Синаит, св. Иоанн Дамаскин и св. патриарх Фотий.

http://pravoslavie.ru/3078.html

     Каково быть Богом? Для христианина это не праздный вопрос. Каждый крещенный во Христа человек призван уподобиться Ему по благодати. Отвечая на вопрос, многие, прежде всего, вспоминают о всемогуществе, всеведении, способности творить чудеса, исцелять и других Божественных «привилегиях». Люди дают волю фантазии, представляя, как можно развернуться, имея такие возможности... Но, вчитываясь в Евангелие, мы видим совсем иную духовную перспективу. История земной жизни Сына Божия исполнена неприятием Его людьми, ради которых Он пришел в мир. Христа не понимали ближайшие ученики, в Нем сомневались свидетели Его чудес, Его не приняли даже «свои» (Ин. 1, 11). Каждый евангелист передает картину безответной жертвенной любви Создателя к своему творению, а предысторию этой трагедии раскрывает весь Ветхий Завет. С сердечной болью смотрит Господь с Елеонской горы на Иерусалим, оплакивая человеческое упорство и духовную близорукость, с которыми неизменно отвергается истинное благо, предлагаемое людям Богом (см. Лк. 19, 41—42; Мф. 23, 37). На Кресте Христос прощает всех, даже Своих палачей, но от глумливой толпы слышит лишь насмешки. В светлый день Пасхи Церковь вновь повторяет, что Бог Слово, пришедший в созданный через Него мир, остался непознанным этим миром (Ин. 1, 10). Как реагируем мы, когда без ответа остаются наши просьбы? Гневаемся, раздражаемся, злопамятствуем, желаем мести... Да, трудно быть любящим и всепрощающим Богом! Спаситель дал людям Свои заповеди, послал к ним апостолов, умудрил святых отцов, и они разъяснили пути достижения богоподобия. Верующих во имя Его Христос облек благодатью Святого Духа и наделил властью быть детьми Божиими (см. Ин. 1, 12). Детям надлежит во всем уподобиться Отцу, и нам надо проявлять любовь, даже когда она безответна. Противоположную евангельской любви ненависть апостол Иоанн Богослов уподобляет убийству, которое лишает вечной жизни, дарованной нам во Христе (см. 1 Ин. 3, 15). Перед началом Страстной седмицы, когда вместе с Церковью мы будем проживать последние дни земной жизни Спасителя, вспоминается мирное торжество — Вход Господень в Иерусалим. В православных храмах верующие с ветвями цветущей вербы встречают Сына Божия, идущего на вольные страдания ради спасения всех людей. Как некогда Христос вошел в Свое достояние — город Великого Царя, Он входит в жизнь каждого христианина. Будем ли мы прославлять Его имя, постилая Ему одежды своего смирения и пальмовые ветви добрых дел, или же станем воспрещать голосу нашей совести свидетельствовать об Истине — этот выбор Он всегда оставляет за нами. скрыть способы оплаты Комментарии Сергей Рымарев 10 апреля 2018, 11:53 Как всегда Ваше слово попадает прямо в сердце! Многая лета, Владыке Клименту! тамара 2 апреля 2018, 00:00 Да,Владыка-это выбор,и он всегда остаётся за нами.Господи,помоги нам сделать правильный выбор. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/111904.html

(Св. Иоанн Дамаскин . Против манихеев). Бог создал ангелов и людей со свободной волей. Только существа со свободной волей способны любить, а Бог есть совершенная абсолютная Любовь. Свободная воля и способность любить это Его добровольный Дар всем мыслящим существам. Этим актом он ограничил Себя Самого в отношении действий этих самостоятельных личностей. Они могут любить Бога и творить добро, а могут не любить и творить зло. Бог создал людей по своему Образу и Подобию и предназначил всех к Вечной жизни и Богоподобию. Это Его воля и желание. Но если человек не хочет быть подобным Богу, не хочет любить Бога и  творить добро Господь не может ему препятствовать быть злым и творить зло. Бог ограничевает зло, но не насилует волю тех, кто делает зло. Помимо способности любить и свободы воли Бог даровал людям Дар различения добра и зла — разум, совесть и духовную составляющую, которая способна вместить в себя Бога целиком. Поэтому когда Вы говорите о виновности Бога в нравственном выборе человека это неверная конструкция, попытка переложить ответственность “с больной головы на здоровую”. Представим ситуацию, один взрослый сознательный человек приходит к другому и говорит, давай дадим по голове вот тому парню и заберем его собственность. У человека есть четкие инструкции от Создателя, который сказал ему что такие злые дела делать нельзя и он повредит и себе и своим отношениям с Творцом, но тот человек плюет на эти советы, соглашается и делает богомерзкое дело. Кто виноват? Очевидно не Бог, а человек, который получил от Бога целый арсенал всевозможных средств и всё что нужно, чтобы противостоять искушению и различать добро от зла, но предпочел пойти “своим путём. Это его выбор вот и всё. Как и выбор человека, который его совратил. Миллиарды созданных существ действуют по своему усмотрению, часть действует во зло, против воли Божией о мире. Но виноват в этом не Бог, а конкретные существа решившие употребить полученный от Бога дар против собственного устроения, замысла Творца о мире и Его воли.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-bog-podpu...

Антропологию Бердяева отличает интерес к специфике новозаветного откровения о человеке, недостаточно раскрытой, по его мнению, в святоотеческой мысли . Отмечая, что исторически христианство «учит о человеке почти исключительно, как о грешнике, которого нужно научить спасению», в охранительно-законническом ключе  Бердяев утверждает, что «богоусыновление человека, совершенное Христом, … раскрывает тайну о человеке и его первородстве», возносит его «на головокружительную высоту, поднимает его до Св. Троицы» , и он хочет познавать «тайну о божественной природе человека», даже говорит о своего рода «догмате о человеке, подобном догмату о Христе» . В книге «Смысл творчества» (1912–1913) он впервые использует выражение «христология человека», имея в виду, что человека нельзя познавать вне откровения о Христе  — надо увидеть, что нового открылось человеку и в человеке с вочеловечением Бога . Вся антропология Бердяева проникнута интересом к богочеловеческой природе человека : «Основной миф христианства есть драма любви и свободы, разыгравшаяся между Богом и человеком, рождение Бога в человеке и рождение человека в Боге» . Размышляя о богоподобии человека в свете христологического откровения, Бердяев делает радикальные выводы, связанные с его свободой, а именно утверждает понимание свободы не как выбора между добром и злом, послушанием и непослушанием воле Творца, но как способности личности к внесению абсолютной новизны не только в творение, но и в жизнь Самого Бога , к «творчеству из ничего», подобному творчеству Бога. Понимание свободы как силы творить «из ничего» лежит в основе учения Бердяева о личности  и ее «излучающей» , благодатной природе: «Человек всегда и во всем должен быть подателем жизни, излучать творческую энергию жизни» , т. е. богоподобие человека осмысляется активно и связывается с напряжением его творческих сил. Антропологическим учением Бердяева обусловлен и его особый язык , который апеллирует к духовному опыту личности, к «истинам жизни, а не метафизическим категориям, не онтологическим субстанциям» .

http://bogoslov.ru/article/6177644

Закрыть «На самом деле есть два Санкт-Петербурга…» О книге П.Власов, О.Власова «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» Светлана Замлелова   23:12 15.12.2022 731 Время на чтение 7 минут Пётр Власов, Ольга Власова «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» – СПб; М: « RUGRAM_Naльмupa», 2022. – 168 с.: ил. Все, кто хоть что-нибудь слышал о Библии, знают, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. В Книге Бытия именно так и сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт 1, 27). Но каков этот образ и в чём заключается подобие – об этом в Библии напрямую не говорится. И всё же вряд ли речь идёт о носах или ушах. Очевидно, что дело совсем в другом. Отцами Церкви и толкователями Священного Писания немало сказано об этом акте творения. Так, преподобный Авва Дорофей считал, что «по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели». О том же говорит и Преподобный Иоанн Дамаскин: «по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Святитель же Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что «человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре». В любом случае, толкователи сходятся в одном: в Библии говорится о неких сущностных качествах Божества, о том, что определяет природу Господа Бога. Эти качества Творец и передал своему творению. Но кроме добродетели и премудрости Богу присуща способность творить, преображать материю, из ничего создавать нечто: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:1-3). И если допустить, что способность творить и преобразовывать материю – это и есть богоподобие, то в Библии многое становится понятнее и ближе. Так, например, слова Спасителя «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20) оказываются не просто иносказанием, но скорее приглашением к действию.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/15/...

Отметим, что в Новом Завете не раз говорится о преображении материи. Христос не просто меняет тварный мир, но и убеждает учеников, что им подвластно то же. Это и заверения в способности двигать горы, и приглашение пройти по воде. Умножение хлебов, превращение воды в вино, изгнание бесов, исцеление от недугов и воскрешение мёртвых… В конце концов и апостолы получают дар преображения материи, а другими словами – дар творчества. Чудеса, творимые апостолами, – это не волшебство. Это возвращение утраченного богоподобия или способности творить свой мир вокруг себя. Наделённый изначально этим даром, человек, в результате грехопадения или повреждения своей природы, словно бы забыл, каким он может быть; пошёл и закопал свой талант в землю и «скрыл серебро господина своего». Вернуть богоподобие, владычествовать над всем, что ни есть на земле, преобразовывать мир – такова цель человеческой жизни. Человек призван не выживать, а творить и радоваться творчеству. Об этом писали и отцы Церкви – например, святитель Григорий Палама. Но о том же говорит и современная наука о человеке. Известный американский профессор нейрохимии и нейробиологии, исследователь в области нейрофизиологических процессов Джо Диспенза утверждает, что человек обладает мощью творца, что изначально заложенные возможности человеческого мозга позволяют преобразовывать тварный мир и влиять на материю. Но эти возможности, задавленные образом жизни, привычками, стереотипами, необходимо освободить и развивать. Человеческая жизнь может быть выживанием, а может – непрерывным творчеством или созиданием. Никакого волшебства, никакой магии. Нужно просто поверить, что человек создан творцом, выйти из «режима выживания», преодолеть себя и постепенно перейти в состояние созидания. А вот здесь начинаются самые настоящие чудеса. Да, наука и религия говорят об одном и том же. Но, согласимся, предмет этой переклички не так уж прост и едва ли может быть постигнуть в одночасье и походя. К тому же и наука, и религия настаивают на безусловной вере в способность преображения. «Если будете иметь веру с горчичное зерно…», «Не бойся, только веруй…», «Маловерный! Зачем ты усомнился?..», – говорит Спаситель в Евангелии. Без веры в свои возможности нельзя изменить сознание, нельзя перейти от выживания к созиданию. Но кроме веры, требуется вдумчивое участие в осмыслении и, конечно, непрерывная работа над собой. И уж тем более сложно вообразить, чтобы подобные предметы были доступны и интересны детскому восприятию. Но сказка Петра и Ольги Власовых «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь, кот и балерина» развеивает все сомнения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/15/...

Еще до отпадения первых людей от Бога им был заповедан в Раю труд по возделыванию земли (ργζομαι, Быт 2. 5 ). Этот труд понимался как внешний и внутренний одновременно, как творческое, не обремененное страданием освоение мира духовного и материального. По слову преп. Макария Великого , «человеку надобно, по собственному произволению, возделывать землю сердца своего и трудиться; потому что Бог требует от человека труда, усилия и делания» 2 . Часто употребляя выражение «возделывать землю сердца» великий пустынник употребляет именно форму упомянутого выше библейского глагола «ργζομαι» 3 . Епископ Василий Селевкийский свидетельствует, что «Человек есть художественное произведение, премудро и любовно обработанное Творцом». Богоподобие он усматривает в его способности творить, «строить дома, корабли, ложа, столы, и, забавляясь творением, руками подражать Создателю» 4 . Весьма глубокой является и мысль епископа Василия Селевкийского о наиболее ярком свидетельстве творческого дара в человеке –– его словотворчестве или языкотворчестве 5 . В акте наречения Адамом имен всем животным ( Быт 2. 19–20 ) древний церковный толкователь видит не только проявление власти и господства человека, но и, что особенно важно, осуществление данной ему от Бога-Творца задачи «быть демиургом имен» 6 . Здесь христианский богослов дословно повторяет формулу Платона, который в Кратиле рассуждает о трудности, стоящей перед «мастером имен» задачи точно отразить в имени природное устроение именуемой вещи: «Имена у вещей от природы и что не всякий мастер имен (δημιουργς νομτων), а только тот, кто обращает внимание на присущее каждой вещи по природе имя и может воплотить этот образ в буквах и слогах» 7 . Но, безусловно, человек в платонизме никогда не восходил на такую высоту чести как в христианской традиции. Только внутри этой последней могли родиться удивительные слова от лица Всевышнего к человеку: «Мы делим с тобой славу творческой премудрости» 8 . Преп. Иоанн Дамаскин говорит о том, что распределение имен соответствовало пределам и законам, в согласии с которыми Творец разделил виды и роды животных 9 , а преп. Симеон Метафраст указывает на причастие Адама «пророческому Духу при наречении имен бессловесным» 10 . Свт. Иоанн Златоуст также указывает на дар мудрости Адама, открывшийся в акте именования 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Еще до отпадения первых людей от Бога им был заповедан в Раю труд по возделыванию земли (ργζομαι, Быт 2. 5 ). Этот труд понимался как внешний и внутренний одновременно, как творческое, не обремененное страданием освоение мира духовного и материального. По слову преп. Макария Великого , «человеку надобно, по собственному произволению, возделывать землю сердца своего и трудиться; потому что Бог требует от человека труда, усилия и делания» (Makarii 1855, 264). Часто употребляя выражение «возделывать землю сердца», великий пустынник использует именно форму упомянутого выше библейского глагола «ργζομαι» 2 . Епископ Василий Селевкийский свидетельствует, что «человек есть художественное произведение, премудро и любовно обработанное Творцом». Богоподобие он усматривает в его способности творить, «строить дома, корабли, ложа, столы, и, забавляясь творением, руками подражать Создателю» 3 . Весьма глубокой является и мысль еп. Василия о наиболее ярком свидетельстве творческого дара в человеке – его словотворчестве или языкотворчестве (Kiprian 1950, 197–198). В акте наречения Адамом имен всем животным ( Быт 2. 19–20 ) древний церковный толкователь видит не только проявление власти и господства человека, но и, что особенно важно, осуществление данной ему от Бога-Творца задачи «быть демиургом имен» (γενο δημιουργς νομτων, Sermones XLI. 41. 7). Здесь христианский богослов дословно повторяет формулу Платона, который в Кратиле рассуждает о трудности задачи, стоящей перед «мастером имен», точно отразить в имени природное устроение именуемой вещи: «Имена у вещей от природы и… не всякий мастер имен (δημιουργς νομτων), а только тот, кто обращает внимание на присущее каждой вещи по природе имя и может воплотить этот образ в буквах и слогах» (Plato. Cratylus 390. e 1–4). Но, безусловно, человек в платонизме никогда не восходил на такую высоту чести, как в христианской традиции. Только внутри этой последней могли родиться удивительные слова от Лица Всевышнего к человеку: «Мы делим с тобой славу творческой премудрости» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010