Между тем как это происходило в Ефесе, святой Павел, побывши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию, Галатию и верхние страны, прибыл наконец в Ефес, как обещался, и, конечно, был встречен и принят понявшими его в первый раз и познавшими уже путь Господень с обрадованным сердцем. Тотчас начались и труды Апостола по благовестию. Прежде всего он довершил недовершенных. Было человек с двенадцать между веровавшими, кои, подобно Аполлосу, знали только и приняли крещение Иоанново. Не дивно, что то были ученики Аполлоса. Поняв, что они суть, святой Павел доучил их, чего они еще не знали, и преподал им, чего еще они не имели. Отличие христиан — благодать и дар Святого Духа, от помазания Которым они и имя свое имеют. Между тем ученики те даже и не слыхали, что есть Дух Святой, крестившись только крещением Иоанновым. Святой Павел объяснил им, что крещение Иоанново есть только преддверие в Царство Божие. Дверь же в него есть крещение во имя Господа Иисуса, а совершение сынов Царствия — благодать Святого Духа. Приняв с полною верою слово Апостола, они крестились христианским крещением и, по возложении на них рук Апостола, приняли наитие Духа Святого и стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян. 19, 2–7). За сим началось оглашение ефесян Евангелием. Сначала святой Павел, по обычаю, обратился к иудеям. Три месяца ходил он в синагогу, небоязненно проповедуя и удостоверяя всех, что Царствие Божие пришло в Господе Иисусе Христе. Но как успеха было мало, а напротив, с ним спорили, ожесточались против него и святого учения его, понося путь Господень, то святой Павел оставил синагогу, отделил уверовавших и перешел к язычникам с проповедию, которую и предлагал каждодневно в училище некоего Тиранна (9). Два года учил здесь Апостол. К нему приходили иудеи и эллины, местные и неместные, близкие и дальние, — так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе. Церковь Божия пустила широкие ветви (10). Верно не щадил святой Апостол трудов и слова, возвещая волю Божию и истолковывая глубочайшие тайны веры, как замечает святой Златоуст. Но успех — не от убеждений словесных, а от силы Духа, приводившего в движение Апостольское слово, особенно же от впечатлительных знамений и чудес. Сказанное святым Марком: они же (Апостолы), изшедше, проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменми (Мк. 16, 20), повторялось с каждым Апостолом. Это было и со святым Павлом, как во всех местах его проповеди, так и в Ефесе. Святой Лука замечает в Деяниях: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

16 апреля. Пасха. [ Патриарх Кирилл : «Можно только представить, как непросто было ученикам Спасителя поверить в реальность произошедшего Воскресения. Ведь еще недавно они своими глазами видели, как терзали и распинали их любимого Учителя. Еще свежи воспоминания, как полагали Его мертвое и бездыханное Тело во гроб и запечатывали тяжелым камнем холодную пещеру. И вот скорбь сменяется утверждением веры и торжеством жизни, а слезы печали претворяются в слезы радости. Пережитый опыт реального общения с Воскресшим Христом и немеркнущая пасхальная радость окрыляли и вдохновляли апостолов, шедших до пределов земли, чтобы проповедовать прощение грехов и спасение, которые мы получили через Восставшего от гроба Господа Иисуса. Не страшась невзгод и жестоких гонений, терпя бедствия и злоключения, апостолы неумолчно и дерзновенно свидетельствовали о Христе — Победителе смерти. И вот уже два тысячелетия Церковь живет этой вестью о Воскресении и стремится приобщить к ней каждого человека, грядущего в мир (Ин 1:9)»... Из Пасхального послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 2022 г ]. Фото Олега Варова /Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; Ил.: Сошествие во ад. Н. А. Кошелев, 1900. Церковь св. Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. — С.6-7. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Что главное в христианстве? [Помню, слышал один разговор: православные пытались определить, что в христианстве главное. Милость? Смирение? Любовь? А я думаю, что очень точно на этот вопрос ответил старец Иоанн, герой «Трех разговоров» философа В. С. Соловьева. Размышляя о самом главном для верующих людей, он сказал: «Всего дороже для нас в христианстве Сам Христос». И христиане мы как раз потому, что — в идеале — мы даже не последователи Спасителя, а буквально части Тела Христова. Именно благодаря этому мы и любим, и милосердствуем, и смиряемся. Ради Христа. Потому что Он сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Конечно, странно было бы спорить с самоопределением христиан как учеников Христовых, тем более что так в Евангелии названы апостолы. Да, ученики. Но что вкладывается в это понятие? Апостол Павел говорит: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). А еще раньше — в другом послании: А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим 8:10). Мне кажется, апостол максимально точно выразил суть этого христианского ученичества. Речь не о том, чтобы просто усвоить от наставника некий материал, но о глубинной, радикальной перемене. В этой школе учащийся не только приобретает что-то новое, но и сам становится сущностно новым]. Ил.: Ученики Петр и Иоанн, бегущие ко гробу Господню. Эжен Бюрнан. 1898// Фома. апрель 2023. — С.8-9. — (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-240-...

Христос - истинная виноградная лоза (Ин. 15:1-17) Иоанна 15:1 Я есмь. Одно из славных высказываний Иисуса о Самом Себе (см. на 6:20. ср. 8:12. 10:7, 11. 11:25. 14:6). О значении " Я есмь " без местоимения " Он " - см. на 8:24. Истинная. Гр. " алетсенос " - " подлинный " . В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя - Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены. Виноградарь. Гр. " георгос " - " труженик земли " , здесь - виноградарь. Ср. применение " георгос " в Лк. 20:9. 2Тим 2:6. Иак. 5:7. Сначала Бог взял лозу из Египта (Пс. 79:9) и посадил её в земле ханаанской. Теперь Он взял другую Лозу - Своего Собственного Сына и посадил Его в земле Израильской (см. ЖВ 675). Иоанна 15:2 Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом. Не приносящую плода. Заявляющие, что они пребывают во Христе, должны приносить плоды согласно своему исповеданию. Эти плоды в другом месте Св. Писания названы " Плод Духа " (Гал. 5:22. Еф. 5:9) или " плоды праведности " (Фил. 1:11. ср. Евр. 12:11), т. е. плоды, которые являются праведностью. Эти плоды, очевидны в характере и в жизни. Когда эти " добрые плоды " (Иак. 3:17) отсутствуют, возникает необходимость отсечь бесплодные ветви. Отсекает. Гр. " аиро " (см. ниже " очищает " ). Очищает. Гр. " катхаиро " - " очищать " , в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

http://pravicon.com/info-861

Он говорил им: «Теперь иду к Пославшему Меня» (Ин. 16,5), т. е. прямо указывал ученикам, что Ему необходимо вознестись на небо. Но еще до этой беседы с учениками Господь об этом же говорил Марии Магдалине. Помните, когда она одной из первых пришла ко гробу Иисуса после Его смерти, чтобы помазать Его Пречистое Тело ароматными маслами, а гроб уже был пуст. Смутилась Мария, но тут же увидела человека и, не узнавая в Нем Христа, думая, что это — садовник, говорит: «Если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20,15). А Иисус отвечает: «Мария» (ст.16). И достаточно было одного слова, чтобы она узнала в этом человеке Божественного Учителя. Она упала к Его ногам, хотела, как прежде, облобызать Его ноги, но Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне. Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (ст.17). Об этом восхождении Господь говорил еще задолго до Своего славного Вознесения. Но возникает вопрос, и вопрос вполне логичный: для чего же было необходимо Иисусу восходить к Богу Отцу, ведь как Бог Своим Божеством Он восседал на Престоле постоянно. Так для чего все-таки происходит Вознесение? Спаситель Сам дает ответ на этот вопрос: «Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам» (Ин. 16,7). О каком же Утешителе говорит Господь? Конечно же, о Третьей ипостаси Святой Троицы, о Третьем Лице — о Боге Духе Святом. «Когда же приидет Утешитель, — говорит Господь, — Которого Я пошлю вам от Отца — Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15,26). Вот — первая причина, по которой Господь восходит на небеса. И по этой причине ученики не скорбят, а радуются и ждут Утешителя, Духа Святого. И эта встреча произойдет через 10 дней в Сионской горнице в Иерусалиме, куда соберутся апостолы вместе с Пресвятой Богородицей. И именно туда в виде огненных, неопаляющих языков снизойдет на них благодать Святого Духа. Но есть и вторая причина, по которой радовались апостолы, возвращаясь в Иерусалим. Вознесение — это праздник не только славы Божества.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/vzn-002pr...

И кто же более должен был дорожить этим суждением, как не те, которые позволили себе предварительно произнести его и таким образом взяли на себя ответственность перед общественным мнением? Что ученики Иисусовы были неравнодушны к мнению своего отечества, это видно из примера апостола Павла, который самым ужасным наказанием для себя почитал явиться перед своими соотечественниками лжецом в отношении свидетельства Мессии (1 Кор. 15, 15). «Синедрион, — так начал старейший из посланных, — желает по долгу своему знать: какой властью (Божеской или человеческой) Ты это делаешь; принимаешь от народа именование Сыном Давидовым, входишь с торжеством в Иерусалим, изгоняешь из храма торжников и проч.? И кто Тебе дал власть эту? (от Бога ли Ты получил ее прямо, или уполномочен кем-либо, имеющим непосредственное общение с Богом?)» Такая точность и детальность вопроса показывали, что предлагавшие его были из числа книжников. Господь выслушал предложение, но, по Своему обыкновению (Лк. 7, 41-43; 10, 29-37), не отвечал на него прямо. « Вопрошу вы , — отвечал Он, — и Аз слово едино, еже аще речете Мне, и Аз вам реку, коею властию сия творю » (Мф. 21, 24). Книжники молчали, выражая согласие, потому что отвечать на вопрос вопросом, как поступил теперь Господь, не только было делом, весьма обыкновенным у тогдашних книжников иудейских, но еще служило к чести того, кто отвечал таким образом. « Что вам мнится , — продолжал Господь, — крещение Иоанново (равно как и служение его) откуду бе: с небеси (от Бога) или от человек (человеческое изобретение) ?» Нельзя было найти вопроса, более близкого к делу и в то же время более способного посрамить лукавство синедриона. Народу давно известно было, что служение Иисусово находится в тесной и неразрывной связи со служением Иоанновым, что последний постоянно, до самой смерти своей, свидетельствовал о великом предназначении Первого, называя Его Мессией, а себя Его Предтечей. Поэтому, если Иоанн был пророк, как то признавал почти весь народ, то Иисус должен быть лицо еще высшее: ибо только в отношении к Мессии Иоанн мог называть себя другом жениховым, земным, говорящим от земли, кому надобно умаляться, недостойным того, чтобы — подобно рабу — понести за Ним сапоги (Ин.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

«О чем вы слышали от Меня» — о Духе Святом Господь говорил Апостолам многократно, а особенно в Своей последней прощальной беседе, называя Его «иным Утешителем» (Лк 12:12; Мф 10:20; Ин 14:16-17, 26; 15:26; 16:7, 13). «Ибо Иоанн крестил водою…» об этом сошествии Святого Духа говорил и сам величайший из пророков святой Иоанн Креститель, который противопоставлял своему водному, как только приуготовительному крещению, «крещение Духом Святым» (Мф 3:5; Лк 3:16; Ин 1:33). Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого — Апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа. «Через несколько дней» — Господь не указывает точно дня сошествия Святого Духа, дабы ожидание поддерживало в Апостолах непрестанное духовное бодрствование и радостное желание исполнения этого великого обетования, возгревая тем самым в них веру. Исполнилось же это через десять дней по Вознесении Господа, в день Иудейской того года и первой христианской Пятидесятницы  . «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» — вопрос этот указывает на то, что Апостолы все еще не расстались с общими для всех иудеев чувственными представлениями о Царстве Мессии. Только по сошествии на них Святого Духа они окончательно переродились духовно. Вопрос этот ученики Господа задали Ему потому, что им известно было предсказание пророка Иоиля об «обильном излиянии даров Святого Духа в Царстве Мессии» (2:28). Господь премудро устраняет этот неуместный вопрос, говоря: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Через несколько дней, когда сойдет на них Дух Святой, они уже не будут задаваться таким вопросом: их дело — быть свидетелями Господа, то есть проповедниками Его Евангелия, а для этого они получат необходимую им «силу, когда сойдет на них Дух Святой». «В Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». — Иерусалим, как город, в котором Господь был предан распятию, должен первый услышать проповедь о Мессии распятом и воскресшем, затем Слово Божье должно быть в первую очередь проповедано всему избранному народу Божью во Иудее, потом самарянам, как ближайшим соседям, и затем уже язычникам по всему миру.

http://predanie.ru/book/73737-kniga-deya...

7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя 8. Нестроения в связи с восстановлением «Греко-Католической Церкви» 9. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии 11. Современное положение Чехо-Словацкой Православной Церкви: статистические данные; национальный состав паствы; духовное просвещение, печать; богослужение; положение Церкви в государстве; организация Церкви 12. Экуменическая и миротворческая деятельность 13. Связи между Чехо-Словацкой и Русской Православными Церквами Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» Примечания Юрисдикция Чехословацкой Православной Церкви распространяется на территорию Чехо-Словакии . Чехо-Словакия (с 1 января 1993 года два государства — Чешская Республика и Словацкая Республика) расположена в центральной части Европы. Состоит из трех исторических областей: Чехии (Богемии), Моравии и Словакии. Имеет общие границы с Украиной, Венгрией, Австрией, Германией и Польшей. Площадь — 127.900 кв.км. Население — 15.600.000 (на 1990 г.). Столица Чехии — Прага (1.200.000 жителей), столица Словакии — Братислава (446.880 жителей). Чехи и словаки составляют 94% населения. Из национальных меньшинств преобладают венгры. Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы Начало христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к первым десятилетиям IX в. Однако массовое крещение началось в 863 г., со времени прибытия в Моравию святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, направленных сюда византийским императором Михаилом III и Патриархом Константинопольским Фотием по просьбе Моравского князя Ростислава и народа. Около 874 г. чешский князь Боривой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Проповедь святых Кирилла и Мефодия и их учеников простиралась на теперешние Чехию и Словакию и на соседние страны. Святые братья создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык с греческого языка Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Так было положено основание славянской письменности и культуры. Ученики святых Кирилла и Мефодия ушли впоследствии с проповедью христианства на восток, юг, к другим славянским народам.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Подобная практика совершения богослужения с комментариями не стала отличительной особенностью миссионерских усилий Белгородской епархии. Протоиерей Всеволод Чаплин неоднократно делился опытом совершения подобных богослужений в молодежной среде, что давало возможность разъяснять смысл совершаемых священнодействий и молитв, призывая всех собравшихся к активному участию в богослужении. Миссионерское богослужение усилиями сотрудников епархиального миссионерского отдела совершается также в Смоленской епархии. 10 февраля 2008 года в ходе серии презентаций «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» в Екатеринбургской епархии Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с комментариями была совершена в Вознесенском храме г. Екатеринбурга. Богослужение совершалось при большом стечении молящихся и вызвало живой отклик духовенства и мирян Екатеринбургской епархии. Если говорить о практическом осуществлении миссионерского богослужения, то необходимо отметить, что выбор места для разъяснения богослужения основан на святоотеческом наследии и литургическом предании Православной Церкви. Святитель Иннокентий Московский в своем «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» пишет о необходимости хотя бы краткой проповеди перед началом всякого богослужения. Следующая возможная проповедь после евангельского чтения также освящена церковным преданием. Святой мученик Иустин Философ, описывая совершение евхаристического богослужения, подчеркивает значимость и необходимость проповеди после чтения Священного Писания. Возможность произнесения поучений за богослужением основывается также на евхаристических беседах апостола Павла: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян. 20, 7–11). Евхаристические беседы апостола Павла стали основой для развития литургического чина, в который вошла его доксологическая формулировка: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие святого Духа...» (2 Кор. 13, 13).

http://e-vestnik.ru/church/opyt_bogoobsh...

Что же это такое? И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы - «нео-христиане»! И не найдут ли они, более «любвеобильные», чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т. п.? Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе — поступал вопреки Своему собственному учению? Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством! Но вот Он так поступал! Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать» людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедывали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла. 2018/03/11, 08:35:37 В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7-9). 2018/03/11, 08:35:02 В Послании к Галатам: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13-15). 2018/03/11, 08:34:43 В Послании к Римлянам: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10). 2018/03/11, 08:33:51 Бог есть любовь. 1-е послание святого апостола Иоанна 4, 8. 2018/03/11, 08:33:29 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Святое Евангелие от Матфея 22, 36-40. 2018/03/11, 08:33:00 Специально для р б Татьяна: 2018/03/08, 09:47:28

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2845

О том, на какие деньги жили Спаситель и Его ученики, пишет апостол Иоанн Богослов, когда упоминает, что предатель Иуда, пока находился среди апостолов, имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали  (Ин 12:6). Это был ящик для пожертвований, в который люди, приходившие послушать Христа или попросить Его о помощи, могли потом бросить монету. На эти деньги апостолы покупали хлеб, этими деньгами сами делились с нищими. Не просто так ведь у Иуды, увидевшего, как женщина возливает на ноги Христа драгоценное миро Миро — драгоценное благовоние, которым было принято умащать тела усопших, вырвалось восклицание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим!  (Ин 12:5). Среди людей, обращавшихся ко Христу или просивших Его о помощи, были как бедные, так и состоятельные люди. Можно вспомнить и начальников Иудейских Иосифа Аримафейского и Никодима, приходивших побеседовать со Христом, а после Его Распятия снявших Его тело с Креста и положивших в пещере (Ин 3:1–21; Ин 7:50–52; Ин 19:38–42). И фарисея Симона, пригласившего Христа с учениками к себе в дом на трапезу (Лк 7:36–50). И Закхея, начальника мытарей в городе Иерихон (Лк 19:1–10). И начальника синагоги Иаира, чью дочь воскресил Спаситель (Мк 5:22–24, 35–43). И тех женщин, что ходили за Христом и Его учениками , служа Ему имением своим  (Лк 8:1–3). Это были богатые иудейки, которые жертвовали часть своих сбережений на нужды апостольской общины, объяснял блаженный Феофилакт Болгарский Известный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века. Эти и многие другие люди желали внести свою лепту в дело спасительного благовествования миру, хотели оградить Господа и Его учеников от забот, связанных с поиском средств. Упомянутая выше формула — трудящийся достоин пропитания — стала своего рода экономической основой существования первоначальной апостольской общины. Так же и в Церкви, выросшей из апостольской общины, нет ни «услуг», ни «тарифов». А есть — личная жертва христианина. То есть Церковь всегда жила на пожертвования?

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-berut-de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010