461 Ал. «видят... перуща по морю и убояшася» (оп. «и близ...» как весьма редкие)... «им» вм. «к ним» соотв. греч. 462 Мар. Юр. Ал. оп. «же» , а Ал. оп. «день» , как Конст. и поздн. Древнесл.: «иже стояше» Зогр.: «стояху» , но Ал. «стояй» согл. греч. «Видев» Ал. Мар. Гал. др.: «видевше» , греч. и Кир. δν, др.: εδον. Во мн. греч. нет: «в оньже внидоша уч. Его» , как и в Ник. серб. «Отыдоша» св. Ал. согл. греч. вм. «идяху» Мст. идя Мор. Зогр. «внидоша» Остр. Гал. «идоша» тепер. «Ини же» — св. Ал. согл. греч. вм. «и ини» др. «Благодарившу (Богу)» — св. Ал. «Господу» Конст. в др.: «хвалу воздавшу Господу» Остр. Мор. Зогр. или «Богови» . Асс. соотв. греч. разночт. Но Гал. и теп.: «воздавше» соотв. редк. и неавтор. чт. У св. Ал. точно различены: «кораблецы» — πλοιια и «корабль» — πλοον, — и «где» вм.: «идеже» (и «влезоша» вм.: «внидоша» ). 463 «Егда же виде народ» — Ал. Ник. а, Юр. Тип., но др. как тепер. (Остр. «и егда» ), а Карп.: «видев же народ» соотв. греч. вар., — поздн.: «и видеша Иисус» Асс. Зогр. Юр. «ученицы» — Асс. — «Несть» — Карп. соотв. греч. и Кир. а Ал.: «Иисуса нету, ни ученик же его» . В Юр. и поздн.: «не бе» , тепер. «не бысть» соотв. греч. вар. Ал.: «идоша» . 464 Так Ал. и поздн. соотв. одним греч., но древнесл.: «когда семо приде» соотв. др. греч. 465 «Ядосте» Ал. «есте» Остр. Мст. «ясте» Панд. вм. др.: «ели» или «яли есте — от хлеб» Юр. Ник. Ал. соотв. греч. — «Знамение» у св. Кир. и Панд. Мар. Сим. Конст. Ал. вм. «знамения» Остр. Зогр. Гал. Асс. соотв. автор. греч. 466 Или: нечто, хотя и общеобычное, но дурное. 467 «Гибнущее» Остр. и Ал. вм. «гиблющее» Гал. Мар. Панд. др. «жизнь в» . Панд. Ал.: «в жизни в» . вм. «в живот» или «в животе в» . др. 468 «Иже» Остр. и др. вм. «еже» др. «даст вам» др. соотв. греч. разночт. Ал.: «печатле» — точно. 469 Слав. и автор. греч.: «к Нему» (но Добр.: «Ему» ) — «дела Божии, — дело» и далее в толковании, но к 30—31 ст.: «дела Божии» . 470 Ал.: что убо «твориши ты» , как и авт. греч. вм. древнесл. и теп.: «ты твориши» как нек. «ядоша манну в п» . как нек. вм. больш.: «м. я. в п» . Св. Ал.: «веруем» вм. древнесл. и теп. «веру имем» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

1701 αποφευγων – Тишендорф ставит это выражение в связь с чтением 15 ст: φευγει. Но чт. ανεχωησεν вполне удостоверяется троекратным цитатом термина ниже: 424. 12:425. 9 и 20. 1702 Яко же – точно Ал. вм. древн: и яко, нов: яко Все древн. и Ал: влезше соотв. греч. вм. тенер. несоотв. греч. Мар. Гал; ладию (Зогр. галию) – точнее. Ал: грядяху. ες пред πεαν нет у Кир. 1703 Уже – св. Ал. точнее вм. абие древн. а нек. оп. у бе древн. соотв. ουπω др. чт. ου. пришёл к ним Иисус Мар. Зогр. Ал. соотв. одн. гр: вм. к ним пр. I. соотв. др. Остр. Га.т. Асс. Др. и Ал: велику дышущу Юр: веющу. Все др. и Ал: встааше. Кир. чит. τε вм. δε после ϑαλασσα., но Слав: же. Сир. кур. и спи. и Ефр. совп. в 18 ст: и возмущалось на них море и ветер... Ефр. 134: mare contra eos commotum insurgeret. 1704 Ал. видят... перуща по морю и убояшася (оп. и близ... как весьма редкие)... им вм. к ним соотв. греч. 1705 Мар, Юр. Ал. оп. же, а Ал. оп. день, как Конст. и поздн. Древнесл: иже стояше Зогр: стояху, но Ал. стояй еогл. греч. Видев Ал. Мар. Гал. др: видевше, греч. и Кир. δν, др.: εδον. Во мн. греч, нет: в оньже внидоша уч, Его, как и в Ник. серб. Отъидоша св. Ал. согл, греч. вм. идяху Мст. ИД Мор. Зогр. внидоша, Остр, Гал. идоша тепер. Ини же – св. Ал. согл. греч. вм. и ини др. Благодарившу (Богу) – св. Ал. Господу Конст. в др: хвалу воздавшу Господу Остр. Мор. Зогр. или Богови. Асс. соотв. греч. разночт. Но Гал. и теп: воздавше соотв. редк. и неавтор. чт. У св: Ал. точно различены: кораблецы – πλοιαια и корабль – πλοιον, – и кде вм: идеже (и влезоша вм: внидоша). 1706 Егда же виде народ – Ал. Ник. а. Юр. Тип. но др. как тепер. (Остр и егда), а Карп: видев же народ соотв. греч. вар., – поздн: и видеша Иисус Асс. Зогр. Юр. ученицы. – Асс. – Несть – Карп. соотв. греч. и Кир а Ал: Иисуса нету, ни ученик же его. В Юр. и поздн: не бе, тепер, не бысть соотв. греч. вар. Ал: идоша. 1708 Ядосте Ал. есте Остр. Мст. ясте Панд. вм. др: ели или яли есте – от хлеб Юр. Ник. Ал. соотв. греч. – Знамение у св. Кир. и Панд. Мар. Сим. Конст. Ал. вм. знамения Осгр. Зогр. Гал. Асс. соотв. автор. греч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сказанию синоптических Евангелий Господь вошел в лодку к ученикам, но Евангелист Иоанн дополняет еще это повествование 21-м стихом, говоря, что когда хотели принять Господа в лодку, – тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Таким образом очевидец событий и сам участник в них дает понять, что для человеческих чувств от появления Господа близь лодки до достижения ею своего назначения протекло мгновение, а Господь был уже посреди учеников Своих и вместе с ними вышел на берег. Для учеников постепенно раскрывается величие Того, который призвал их к Себе и от слов которого горели сердца их, но который еще не явил им всей славы своей. Здесь, на озере Тивериадском Господь, подготовляя их понимание к восприятию высших тайн, являет Себя Господом Властелином сил мира и раскрывает им, кто Он. Очень скоро вслед за сим трое высших Апостолов – Петр, Иаков и Иоанн, сподобляются смертными очами узреть преображение Господне на г. Фаворе 628 . Ин.6:22 . Во утрии же народ, иже стояше об он пол моря, видев яко корабля иного не бе ту, токмо един той, в оньже внидоша ученицы его; и яко не вниде со ученики своими Иисус в корабль, но едини ученицы его идоша: Ин.6:23 . И ини приидоша корабли от Тивериады близь места, идеже ядоша хлебы, хвалу воздавше Господеви: Ин.6:24 . Егда же видеша народи, яко Иисуса не бысть ту, ни ученик его, влезоша сами в корабли и приидоша в Капернаум ищуще Иисуса, Толпа, которую Господь отпустил и успокоил, отпустив учеников 629 , разделяется по-видимому на две части: одна, покорная слову Господню, идет северным берегом озера домой, другая же часть, вероятно более упорная, остается под горами Юлии Вифсаиды ожидать Господа, может быть даже с намерением привести план свой в исполнение, т. е. поставить насильно Господа царем. Заметим, что именно к этой части толпы, остававшейся ждать Господа и потом приехавшей на кораблях Тивериадских, Господь ниже обращается с укоризной, что они ищут Его потому только, что ели хлебы и насытились (ст. 26). Это была худшая часть толпы, сброд людей своевольных, не внимавших смыслу поучений Господних, а только жаждавших знамений и чудес 630 , – и вероятно состоявшая большей частью из Иудеев, что можно заключить из следующих их прений 631 против Того, Которого они только что хотели поставить царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

се бо царствие Божие внутрь вас есть 614 ». Поэтому мы думаем, что народ из поучений Господа понимал, что Господь Иисус никогда не согласится добровольно быть их царем и решил в диких инстинктах своих, что надо употребить силу «восхитить Его да сотворят Его царя». Мы еще думаем по самому ходу рассказа Евангелистов 615 , что народ, собравшийся к Господу был уже в это время сильно возмущен и возбужден злодейством тетрарха Галилеи Ирода Антипы, который только что перед тем обезглавил Иоанна Крестителя. Весьма вероятно, что мысль сделать Господа Иисуса царем возникла именно в эту минуту озлобления народа, желавшего избрать себе властителя, который бы отомстил Ироду за его беззакония. Несомненно, что это народное возбуждение было бессмысленно, но оно доказывало однако, что они веровали в Господа как в Мессию и может быть мечтали (по крайней мере книжники), что они могут своею волею положить начало тому мечтательному царствию земного Мессии, которого они ожидали в заблуждении своем. Господь, зная их помышления и в сущности греховные и ложные стремления, удаляется сначала в горы. После же сего, т. е. после прибытия в Капернаум 616 , Господь даже на малое время удаляется из Галилеи в страны Тирские и Сидонские 617 , чтобы дать время народному волнению успокоиться, независимо от другой высшей цели – распространения благодати и на язычников 618 . Ин.6:16 . Яко позде бысть, снидоша ученицы его на море, Ин.6:17 . И влезоша в корабль, и идяху на он пол моря в Капернаум. И тма абие бысть, и не у бе пришел к ним Иисус. Чтобы подробнее изучить сие событие, надо обратиться и к другим Евангелистам. У Матфея 14:22, 24 указано что Господь Сам понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ, и отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один, а лодка была уже на средине моря и ее било волнами, потому что ветер был противный 619 . Что Господу угодно было остаться наедине, и что Он отпустил учеников, – на это вкратце указано и в Евангелии от Иоанна словами стиха 15-го «отыде в гору един».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И в едину от нощеи видеста Пресвятую Богородицу радостне к нима глаголюща: «Дерзаите, дерзаите, и молитеся, прията бо есть молитва ваша, и вама буди знамение, приимите благоухание и покадите весь дом свои». Пристрашна же бывша зело, воспрянуста и видеста благочестивая в возглавии себе благоухание некако во узле завязано. И створиста многу молитву и благодарение с слезами, и вземше кадилницу по глаголу Пресвятыя Богородица, весь дом исполниста благоухания. Велможам же ею и домочядцем причащемся благоухания оного и глаголющим им в себе: «Не доведети, откуду таковое благоухание в дому господища наю». Времени же некоему по сем чюдеси пришедшу, въ едину от нощеи пакы предста им Святаа Богородица, вдающи има яко голубицу на руку зело красну. И въставше от сна, обретоста благоухание, яко же данно бысть им и прьвее от Святыя Богородица, и пакы тако же створиста, дом благоухания исполниста. И скоро идоста х Киеву в Печерскыи монастырь, и вземша благословение от игумена и от отец и влезоста в храм желание ею свершити, рожение има даровати. И пребыста ту 3 дни со слезами, молящи Пресвятую Богородицу и великих отец аввы Антония и Феодосия. И пакы Пресвятая Богородица с святыми отцы Антонием и Феодосием третицею явися им глаголющи: «Идете в дом свои и абие зачнете дщерь и наречете имя еи Феодулия. Подобает же вама со всяким страхом хранити сия, сосуд бо честен будет Святому Духу и Царицине церкви, иже Влахерне ризы Ея положение. Тое же Царицы в Суждале граде церкви от девьственых лиц, честне торжествуема в славу и хвалу Царицы. Сии же плод ваю с сими девьствеными лицы в Царицыне церкве причтена будет на любовныя труды Царицы, сама же Царица съхранит ю, акы зеница око, на брак готовающи ю Сыну Своему, на пищу же сему детищу хлеб и соль и вода подасться ему. Инех же человеческых хитростеи устроеных не приимет, ни же от мяс не может вкусити и к тому не будете неплоды, но по сем преславнем ваю рожении родити имате 4 сына зело доброродна, их же плод благословится в род и род». Вставше же от сна трепетом одержими, влезоша в храм и притекоста к Пресвятеи Богородицы и помолившеся со слезами и, восприимше благословение от игумена и от отец, возвратистася во свое отечество радостною душею, внидоста во свою господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Добавим к этому, что и сам благочестивый Ярослав принял крещение в 988 году вместе с двенадцатью детьми князя Владимира. На оглашении «Слова» среди многочисленного народа присутствовали и те, кто тогда на Днепре под пение молитв «влезоша в воду, и стояху овы до шеи, а другие до персий, младии же по перси». С тех пор прошло всего лишь 50–60 лет, и все происходило неподалеку от Десятинной церкви, воздвигнутой князем Владимиром через три года после крещения и ставшей его усыпальницей. Недаром в рассказе «Повести временных лет» о смерти Феодосия Печерского особо выделен среди его паствы старец «именем Еремия, иже помняше крещенье земли Русския». Старцу Еремии в ту пору вполне могло быть 10–15 лет. Митрополит Макарий пишет о Иларионе в основном как о княжеском пресвитере, отмечая, что он был «избран Собором русских епископов прямо в митрополиты, приняв предварительно пострижение от преподобного Антония». Ко времени пребывания Илариона во главе Русской церкви митрополит Макарий относит его молитву «Испытание веры», произнесенную им «при посвящении своем, по обычаю церковному». Посвящение в митрополиты могло происходить в 1051 году только в одном месте – митрополичьем Софийском соборе. В основе сохранившейся молитвы Илариона «Испытание веры» – тот самый апостольский « Символ веры », о котором он упоминает в «Слове», когда говорит о законе, составленном «для людей «уставцами Никейского собора» – Первым Вселенским собором в Нике, утвердившим в 325 году окончательный текст христианской молитвы, звучавшей с тех пор при крещении. Таким же крещением для Илариона было посвящение в митрополиты, при этом он произносил свой авторский текст. Вполне возможно, что канонического текста « Символа веры » на славянском языке к тому времени еще не существовало, молитва Илариона – первый перевод. Об Иларионе-митрополите, как это ни странно, известно гораздо меньше, чем об Иларионе-пресвитере, хотя второе подобное посвящение русского митрополита состоялось лишь через четыреста с лишним лет. Единственными достоверными свидетельствами остались летописные записи, «Слово о Законе и Благодати», «Испытание веры» и молитва, в которой он обращался к Богу от имени всех русских людей:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Первая церковь апостола Андрея была построена в Киеве весьма рано, именно – Всеволодом Ярославичем в 1086 году (для дочери Анны или Янки, которая желала принять монашество и для которой он устроил при церкви женский монастырь, – известный Андреевский Янчин, – Ипатская летопись под 1086г.). Но по сказанному сейчас выше вовсе не представляется вероятным думать, чтобы уже так рано могло существовать сказание о посещении апостолом Киева: скорее наоборот существование самой церкви могло содействовать до некоторой степени возникновению сказания. Первая Крестовоздвиженская церковь , и то несколько сомнительная (не знаем, та ли самая, о которой выше), построена в Киеве в начале XIII века (Карамзин III, прим. 326). 50 Их и о них можно читать в книгах: Снегирёва Русские в своих пословицах, кн. IV, Москва, 1834, стр. 162 sqq (этнографические пословицы), и Сахарова Сказания Русского народа, том I, кв. 2, СПб. 1841, стр. 107 sqq (Русские народные присловия). 51 Если кому вспомнится баня в Киеве Ольгина, в которой были сожжены послы Древлянские: то, во-первых, в рассказе летописи, как кажется, разумеется не баня, а комната для мытья (комната с ванными, баня в западно-европейском смысле, что вовсе не одно и то же с великорусской или так называемой „русской” баней): „повеле Ольга мовь сотворити (Деревляном), рькуще сице: измывшеся придите ко мне; они же (слуги) пережьгоша истопку (вар. истьбу, – жарко натопили избу, комнату), и влезоша Деревляне, начашася мыти”... (cfr летопись под 1095г., об избиении Половцев). Во-вторых, существование бань у князей на юге (в Ипатской летописи под 1205г. разумеется настоящая баня?) не составляло бы свидетельства о существовании их у народа: Великорусские бани происхождения норманнского (Погодина Исследовании, замечании и лекции, III, 463, cfr о нынешних шведских банях в статье „Страна полуночного солнца” в Отечественных Записках 1883г., Март, стр. 228). И весьма возможно, что князья наши, бывшие потомками Норманнов, перенесли их с собой и на юг. 52 Какую великую странность составляют наши великорусские бани для тех, которые не имеют их, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Крестившись по примеру своей бабки Ольги, Владимир не захотел, подобно Ольге, ограничиться своим собственным крещением. Он вздумал крестить и русский народ. Задача для Владимира предстояла серьёзная. Крестить русский народ, быть может, было и не особенно трудно, но привить к нему христианские понятия, сделать его христианином было дело нелёгкое. Для этого нужны были средства. Прежде всего, нужны были лица, которые бы занялись перевоспитанием русского народа, а потом нужны были храмы, священные предметы, необходимые для богослужения, богослужебные и назидательные книги и т. п. И действительно, возвращаясь после крещения из Корсуня, он взял с собою оттуда некоторые святыни, например, мощи «Климента и Фивы, ученика его, сосуды церковные, иконы на благословенье себе» 2 . Прибыв из Корсуня в Киев, Владимир приказывает (988) низвергнуть Перуна и призывает киевлян к реке ко крещению, причём ослушникам его воли угрожается немилостью: «аще не обрящется кто реце, богат ли, ли убог, или нищ, ли работник, противен мне да будет». Се слышавши – продолжим речь языком летописи, – людье с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «аще бы недобро было, не бы сего князь и боляре прияли». Явился на Днепре и Владимир «с попы царицыны и с Корсуньскими». В то время, как киевляне «влезоша в воду и стояху овы до шие и друзии до персий, попове же стояще молитвы творяху». И, добавляет летописец, бяше си ведети радость на небеси и на земли 3 . А особенно был рад Владимир, «яко позна Бога сам и людье его» 4 . Крестив русский народ, Владимир повелел «рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры». (На месте, где стоял Перун, Владимир поставил церковь св. Василия.) Устраивая церкви, Владимир поставлял к ним «и попы» 5 . Священников на первых порах Владимир брал из Болгарии, а потом стали ставиться в священники наряду с греками и русские. Для того чтобы проходить обязанности священника, нужно было знакомство с грамотою. Поэтому Владимир позаботился об открытии школ и отбирал у знатных родителей детей «на ученье книжное». Летописец по этому поводу замечал, что «матери же чад своих плакахуся по них, еще бо не бяху ся утвердили верою» 6 . Матери, более привязанные к языческим традициям, естественно, скорбели за своих детей, которые, побывав в школе, становились поборниками новой веры – особенно, если принимали священный сан. Что касается, далее, книг церковных, необходимых при богослужении, то, наверное, также Владимир заботился об их приобретении. Древний сочинитель краткого жития и похвалы Владимиру восхваляет Владимира как «делателя веры Христовой», взорвавшего Русь крещением и насеявшего её святыми книгами» 7 . Известно, что Симеон, болгарский царь, этот ревнитель славянского просвещения, присылал к Владимиру священников и книги 8 . Насколько имел возможность, Владимир таким образом делал всё, что нужно было для распространения христианства: «рубил» церкви, приготовлял и ставил священников, заботился о приобретении книг и священных предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И бысть чудо сицево. Некоего бо старейшины имяшту сын единочад, того оумереша вне града погребоша. И того родителем слоучися оу тела пребывати и на гробе оуснути плачяш-тем. И абые в сьне видяша своего сына глаголюшта им: чесо ради плачете и рыдаете о смерьти моей не можете мене пояти жива, понеже бози ваши того сътворити не могутъ. Но аште хощтете мя жива пояти, молите страннаго того человека, его же то биете и оукоряете, и веруйте в того, его же он проповедает вам, мощтън бо есть вставити мя из гроба, мужа того молитвою. И тем им в сыне глаголанном възбняста и споведаета дроуг дроугоу съна того видение съгласни речи къждо ею. Дьни же бывшоу влезоста в град и споведаста срьдоболи своей, яже видеста в ношти. Они же весело приимши слово, начаша искати Святаго Епископа, и обретьше его в пештере идеже беаше моляся припадоша к нему глаголюште: Молим ти ся, даждь нам сына нашего. Он же рече к ним: Како могу то сътворити грешен человек сы. Но аште убо веруете в Бога мною проповедаюмаго, Тот вам сына ваше мрьтвах воскресит. Ти же глаголаша емоу: да поимем сына нашего жива и яже аште речешеши сътворим. Святый же шед коупно с потребой святительстей слоужбе, носяште и яже на святое кръштенье потребная, на гроб придоша. И отвалив ше камни, влезоша в гроб, идеже беаше оумерый сын их. И прькрестив святый Епископ и вздыхнув, руки положи на мртвеци, молитву сотворив животвориваго крештения евхия (молитва), над телом его, якы над живым, полия свяштенною водою тело, сотворив призыванье Святыя Троицы. И абие воскресе мрьтвец, его же видевше того родителе с коленама припадоша Святаго Василеа, моляште ся, яко же и сам крестити, яже абие по оглашении сподоби святаго крештенья. И без мрьтъних причастися тайнах. И возвратившеся в дом радовашася всем домом веровавше Госпоцеви. Диавол же видя себя поуста по малоу бываюшта побежден святаго пришествием, от него прелщенным жидовом, стреля в ложи, якоже разгневити Еллин, и на оубой святаго дрезнути и пришедше в пештеру, иде же житие имеяше Святый Епископ и обретъше его и поврозьше и за нозе влачаху и по гастиньцоу град научу моу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Повеле благочестивый государь под градом един мал подкоп под татары зажещи, воеводам же около града и всему воинству в то время заповеда никакоже приступати ко граду. И в той день во вторый час дни или третий зажгоша, и бысть велий страх нечестивым, на великую бо высоту великие бревна градны стены и землю возношаше и многих нечестивых побиваша. Воини же благочестивого царя не могоша удержатися от великие ревности, еже Бог вложи в сердца их, и ко граду потекоша, и многих нечестивых со стены согнаша, многия же люди и во град влезоша. И воеводы же сташа на градной стене и ко государю весть послаша, яко многие люди во граде нечестивых побиша. Слышав же государь таковую помощ Божию, и в той час притече в церковь великого чюдотворца Сергия и повеле молебная благодарения Господеви всылати. Нача же думати с своими бояры и воеводы, яко не вси людие ополчишася в то время ко граду, и в той час посла и повеле своих воевод и людей из града высылати. Они же никакоже хотяхут из града выйти, но едва с великою нужею из града людей выслаша. С стены же з градные не слезоша, но туто на стене ста воевода князь Михайло Иванович Воротынской 672 да Алексей Даниловичь Плещеев. 673 И седеша на стене два дни и две нощи, ожидающе государева приступу ко граду. Чюдо святых Апостол и святого Николы, како явишася апостоли над градом на воздусе и святый николае и благословиша место оно и град, да въселятся православни християне Пред взятием же убо града Казани многая чюдеса показа всемилостивый Бог угодники своими – великими апостолы двоюнадесяте и великим чюдотворцом Николою, и великим чюдотворцом преподобным Сергием. Некий убо человек от болярских людей ранен у града за турами лежит и раною изнемогая велми, и едва в сон тонок низведен бысть, и видит над градом свет велик сияющ и во свете оном на воздусе апостоли 12 стоящих во святительской одежи, велиим светом сияя. 674 И поклонися предо апостолы, глаголя им: «Радуйтеся, ученицы и апостоли Господа нашего Исуса Христа!» И отвещаша ему апостоли: «Радуйся и ты, угодниче святителю Христов Николае!» И нача святый Николае молити святых апостол, глаголя: «Ученицы Христови, молите Бога и благословите место сие и град, да вселятся православнии християне зде и поживут». И отвещаша ему апостоли: «Не время таковому делу, угодниче Христов Николае». И обратившеся вси на восток молитися. И глас прииде к ним от востока с небесе, глаголя: «Отныне буди благословено место сие и да прославится о сем месте имя Отца и Сына и Святого Духа». И обратившеся вси апостоли и Николае, и благословиша место и град, и невидими быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010