4 . Не одною памятью, но умом 421 необходимо воспринимать религиозные истины: отсюда -происхождение рационализма. Ортодоксизм сближает с рационализмом их обоюдная вражда против мистического учения о необходимости в религии непосредственного общения Бога с человеком. Однако эта близость только временная, поскольку умственная деятельность в ортодоксизме является односторонне репродуктивною, в рационализме же – односторонне критическою. Ортодоксизм считает высочайшею нормою своей религиозности ту объективно-историческую форму рассудочной деятельности, в какой является преданное издревле христианское учение; рационализм же, напротив, не хочет признавать никакой другой религиозной нормы, кроме тех чуждых всего исторического всеобщих категорий, в которых движется отвлеченно-рассудочная деятельность, в противоположность именно преданному христианскому учению. Таким образом, на первых же порах своего отношения к религии рационализм выступает в форме критицизма, приходя в последнем выводе к отрицанию и христианства, и Церкви 422 . 5 . Отсюда, естественно, преобладание рассудочной деятельности над всякою другою в ортодоксизме и рационализме привело последователей их к вышеупомянутому определению Церкви: Церковь есть ученое общество , или школа . Иного определения Церкви здесь нет и быть не может; не должно здесь, строго говоря, употребляться даже и самое название « Церковь », хотя бы с такими определительными словами, как «учащая», «исповедальная», «догматствующая» и пр., потому что учением, исповеданием, догматами и пр. еще не исчерпывается полноты определения Церкви; ибо все это – лишь отдельные, хотя и существенные моменты церковной жизни. Замена же Церкви богословскою школою недопустима по следующим основаниям. При всем великом значении умственной деятельности для церковной жизни Церковь все-таки не может поставлять дела человеческого спасения в зависимость только от чистоты учения, ибо в этом случае порождается опасность так называемой theologiae irregenitorum 423 . Понимаемое в смысле одного рассудочно-логического усвоения догматов, христианское спасение сделается в таком случае достоянием только немногих избранных, а мнимая Церковь тогда распадется на два неравных класса людей: внутренних и внешних (языческие эсо- и эксотеризм), другими словами: перестанет быть единою и кафолическою. Такая Церковь будет доступна одним ученым, между тем как простой «народ», этот, с точки зрения гордых «учителей» и «законников», – «невежда в законе», точно «проклятый» Ин. 7, 49 , останется вне Церкви, или, считая себя принадлежащим к ней, в действительности будет находится вне ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

( Быт.6:4 ) Церковь отвергла мнение, что сыны Божии в этом текст,- это падшие ангелы. Об этом было сказано в приведенной выше цитате свт. Иоанна Златоуста . Вот еще из прп. Ефрема Сирина : После Моисей пишет о детях, рождавшихся Каиновыми дщерями от сынов Сифовых, и говорит: Исполини же бяху на земли во дни оны: и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии. Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве же Каиновом люди стали малорослы, потому что проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения (пищу), как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают ее. Поскольку потомки Каиновы как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой собирали и ели тогда такие произрастания земли, лишенные силы, то и сами стали так же бессильны, как и то, чем они питались. Сыны же Сифовы, поскольку они были сынами благословения и жили на земле, сопредельной раю, вкушали и многочисленные и не лишенные силы земные произведения и тела имели крепкие. Эти-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенавшего Каина, рождали для его племени исполинов именитых. Словами: иже от века, — означается, что для Каинова племени рождались такие же исполины, каковы были первобытные и именитые люди — Сиф и Енос. Весьма подробно рассуждает об этом свт. Кирилл Александрийский , прямо опровергая это мнение: После того как род человеческий распространился до великого множества, сыны Божии, сказано, впали в неразумнейшую похотливость к женщинам и и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. Мы знаем, что некоторые из списков Библии ясно имеют такое чтение: видевше же ангелы Божий дщери человечи. Затем некоторые отклоняют обвинение в плотолюбии (от ангелов) и вину в столь гнусной похоти возлагают на падших ангелов, не соблюдших своего начальства, как написано ( Иуд. 1, 6 ). Я же утверждаю и соглашаюсь с тем, что им приличествует всякий недуг духовный; но мне кажется, было бы безрассуднее всего и вполне несообразно с здравым разумом придавать этому веру в отношении к самому делу.

http://azbyka.ru/vopros/chto-vy-dumaete-...

Где слово благочестия, там и восхождение, а где нечестие, там очевидно снисхождение. И Давид пророк свидетельствует: «Спас меня ...от нисходящих в могилу» (Пс.29:4), и еще: «Ты, Который возносишь меня от врат смерти» (Пс.9:14). Таким образом и «восходим» не напрасно сказано. «Вот, мы восходим». Но Спаситель один только идет на страдание; почему же Он говорит во множественном числе: «восходим»? Хотя страдания, хочет сказать Он, мои, но спасение обще всем людям. Вот почему и божественный Павел из­рек, как только что вы слышали, высокое и дивное то слово: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19—20). Желая затем показать и плод креста, он тотчас же вслед за Ним присовокупил: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Гал.3:13; Втор.21:23).    2. Теперь внимай со тщанием, чтобы не ускользнуло от тебя уразумение истины. Иудеи, «враги креста Христова. Их конец — погибель» (Флп.3:18—19), как говорит о них Павел, сейчас же быть может возразят и скажут простецам: «если висящий проклят, то как ты надеешься, чтобы от проклятого дано было тебе благословение? Как от подвергшегося смерти ты дожидаешься жизни?» То, что представляется глазам, дей­ствительно есть проклятие, как то засвидетельствовал и сам наш учитель — Павел: «ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13). Итак, если написано (в законе) и Павлом засвиде­тельствовано, то каким образом может быть дано от проклятого благословение почитающим крест? Такие вопросы всегда предлагает иудей, враг креста Христова. Итак, когда он скажет тебе: «каким образом проклятый может давать благословение?» ты ответь ему: «как же в пустыне, когда змеи кусали твоих предков, Моисей, сделав медное изображение змея, пригвоздил его ко кресту и сказал: «сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ.21:8)? Но, какое, скажет, отношение имеет это к настоящему пред­мету? И очень даже близкое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Где слово благочестия, там и восхождение , а где нечестие, там очевидно снисхождение. И Давид пророк свидетельствует: «Спас меня от нисходящих в могилу» ( Пс.29:4 ), и еще: «Ты, Который возносишь меня от врат смерти» ( Пс.9:14 ). Таким образом, и «восходим» не напрасно сказано. «Вот, мы восходим». Но Спаситель один только идет на страдание; почему же Он говорит во множественном числе: «восходим»? Хотя страдания, хочет сказать Он, Мои, но спасение обще всем людям. Вот почему и божественный Павел изрек, как только что вы слышали, высокое и дивное то слово: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Желая затем показать и плод Креста, он тотчас же вслед за Ним присовокупил: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» ( Гал.3:13 ; Втор.21:23 ). 2. Теперь внимай со тщанием, чтобы не ускользнуло от тебя уразумение истины. Иудеи, «враги Креста Христова, их конец – погибель» ( Флп.3:18–19 ), как говорит о них Павел, сейчас же быть может возразят и скажут простецам: «Если висящий проклят, то как ты надеешься, чтобы от проклятого дано было тебе благословение? Как от подвергшегося смерти ты дожидаешься жизни?» То, что представляется глазам, действительно есть проклятие, как то засвидетельствовал и сам наш учитель – Павел: «Ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» ( Гал.3:13 ). Итак, если написано (в законе) и Павлом засвидетельствовано, то каким образом может быть дано от проклятого благословение почитающим Крест? Такие вопросы всегда предлагает иудей, враг Креста Христова. Итак, когда он скажет тебе: «Каким образом проклятый может давать благословение?» – ты ответь ему: «Как же в пустыне, когда змеи кусали твоих предков, Моисей, сделав медное изображение змея, пригвоздил его ко кресту и сказал: «Сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» ( Числ.21:8 )? Но, какое, скажет, отношение имеет это к настоящему предмету? И очень даже близкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Откуда этот текст? Из так называемых «посмертных вещаний преп. Нила Мироточивого», если верить словам афонского инока Феофана, который, как известно, жил нерадиво, а потом неожиданно сподобился явления преп. Нила, начавшего ему диктовать свои наставления. Если даже не говорить про то, что сам формат наставления и написания данного произведения весьма странный и настораживающий для православной традиции, то достаточно почитать это сочинение, как сразу становится ясным, почему его относят к апокрифической литературе. Хотя обратите внимание, при все при этом здесь не упоминаются установленные Церковью посты в качестве времени для беззаконного зачатия. Схожие «страшилки» имеются и в апокрифических епитимийниках. Так, новогородский иеромонах Кирик в 74 пункте своих «Вопрошаний» ссылается на «заповедь», согласно которой ребенок, зачатый в воскресенье, субботу или пятницу, станет вором, блудником, разбойником или трусом. Св. Нифонт ответил ему на это, что книгу, излагающую подобные суеверия, следует сжечь. И правда, утверждение о том, что дети зачатые «не в то время», рождаются в чем-то ущербными или проклятыми мало того, что не основано ни на Писании и творениях Отцов, ни на наглядном общечеловеческом опыте, но еще и напрасно осуждает миллионы ни в чем неповинных людей. Здесь, наверное, следует упомянуть еще мысль свят. Иоанна Златоуста , что брачное дело по плотскости своего характера способно отвлекать от поста и молитвы, а не потому, что оно как совершенное «не вовремя» становится греховным. Но если супружеское общение в пост не является грехом, то почему Церковь не совершает в эти дни браковенчания? Во-первых, все знают, что брак противопоставляется посту, как радость скорби, ибо с браком обычно соединяется радость ( Песн.3:11 ), а с постом – плач ( 3Езд.10:4 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених» ( Мф.9:15 )? Пост наступает только после того, как заканчивается брак как празднование, которое совершается всегда весело ( Тов.11: 18 ). И что это за свадьба, если она совершается без веселого пира! В этом и кроется основная причина запрета на венчание в постные дни или их кануны. Во всяком случае, по объяснению блаж. Симеона Солунского , в течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания не по причине воздержания от супружеских отношений (так как по апостолу Павлу, «муж и жена сами себе довлеющие судьи»), а по причине невозможности устроения праздничного стола. Вот почему 52 правило Лаодикийского Собора говорит, что не только «не подобает в Четыредесятницу совершать браки», но «и дни рождения праздновать».

http://azbyka.ru/video/82-posty-i-brakov...

Ветхий Завет полон негодования людей Божиих: ну когда, когда наконец Бог как следует ударит по проклятым язычникам! У нас нет оснований смотреть на людей той эпохи свысока — желание, чтобы Бог сделался орудием нашего гнева и ударил по нашим врагам, никуда не делось. А врагами , заслуживающими в глазах людей Его гнева, стать очень легко: конфигурации конфликтов и союзов меняются непредсказуемо, чьей справедливой борьбе люди будут сочувствовать, а на кого негодовать завтра, предсказать невозможно. Поэтому Христос и говорит: любите врагов ваших . Потому что их любит Бог. Да, посмотреть на людей, которых мы сильно не любим (и видим тому уважительнейшие причины), глазами Бога, который их создал и хранит, нелегко. Это даже страшно: мы привыкли жить в одном мире, а нас зовут совсем в другой. Это разрыв с тем, как люди всегда поступают, что они считают правильным и даже священным: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:43–45). Но верить в Бога — Творца неба и земли, всего видимого и невидимого — означает именно это. Наши враги — Его любимые творения. Рейтинг: 9.4 Голосов: 150 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 23 ноября 2014, 20:14 Статья ошеломительная- отрезвляющая и вдохновляющая. Любить все- как проявление Творца нашего, любить Бога в каждом человеке. Но, если надо, сражаться с наклонностями чисто человеческими, т.е. " ветхого " человека - чревоугодием, жадностью, завистью, осуждением, властолюбием. Излишней привязанностью к миру земному, идущей впереди Любви к Творцу нашему. Это трудно понять и умом , и сердцем.а еще трудней на практике реализовать в себе самом. Наверное, надо, через молитву о помощи Божией, начать с отношения к себе самому, к людям самым близким. А потом и отношения к другим людям, к событиям внутри и снаружи Отечества, к людям вершащим ,по воле Божией, судьбами народов..не всегда к их благу..

http://pravoslavie.ru/73250.html

В наши дни неосоветизм требует такого уровня аморальности и цинизма, который в позднем СССР не требовался. КПСС высказывала глухое неодобрение Сталину - отчасти из благоразумия, отчасти из хотя бы частично сохранившегося нравственного чувства - в самом деле, нельзя же так. Для современного неосоветизма Сталин - главное божество в его пантеоне. Убийство царской семьи в наши дни не замалчивается - это было бы невозможно. И люди вынуждены как-то определяться по отношению к нему. Теоретически, можно было признать - да, ужасное злодейство, но учение-то все равно всесильно, потому что верно. Логически такая позиция была бы вполне возможна. Но это логически, а неосоветизм, будучи суррогатом религии, предполагает именно эмоциональную вовлеченность. Ленина, Дзержинского, Войкова, Сталина, предполагается именно любить, как христиане любят Бога и святых. И поэтому каждый год сеть наполняется хулой и насмешками над убитыми. Это мерзко и непристойно по любым меркам - и в позднем СССР этого избегали. Но таково приношение, которое неосоветсткие обязаны сделать своим божествам. Говорят о том, что циничные насмешки над Государем и его семьей - результат того, что православные вечно тычут в глаза и требуют всенародного покаяния. На самом деле, идея «всенародного покаяния» довольно маргинальна, покаяние - личный акт воли, но дело не в этом. Вот люди поминают Анну Франк и других жертв Холокоста. Воспринимаю ли я это как «тыкание в глаза» не говоря уж о том, чтобы насмехаться над жертвами? Нет. А почему? Потому что ни нацисты, ни их восточноевропейские коллаборанты мне никак не свои, я себя с ними никак не ассоциирую. Они мне никак не герои народа, а проклятые злодеи, я за очернение их «светлого образа» не переживаю, и никакого огорчения от этого «очернения» не испытываю. Пусть будет на них позор и проклятие, которое они вполне заслужили своими злодеяниями - меня это ничуть не задевает. Вот и не воспринимать почитание жертв большевиков как тыкание в глаза и вообще большое огорчение довольно легко - достаточно просто не ассоциировать себя с убийцами. И сразу станет гораздо легче. Православие проповедует покаяние - «так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер.8:4) И вот прославление Государя, его семьи и верных слуг - это напоминание о том, что мы свободны. Каждый может вернуться на Родину - в нашу тысячелетнюю православную Россию, и сбросить, наконец, большевистский морок, и вновь стать частью своего народа - который идет за Христом и славит Его святых.

http://radonezh.ru/2021/07/21/carstvenny...

В многонациональной Советской России после еще больших страданий Гражданской войны абсолютно противоположной была мессианская установка на «пролетарский интернационализм», мировую революцию и братство народов Земли […]. После Великой революции 1917 г. впервые в истории человечества было заявлено о реальном создании совершенно новой социалистической формации. В 1920-е годы в Советском государстве были еще сильны антисоветские настроения и их фиксировали сводки ОГПУ: «Когда кончится грабительская политика Сов. власти, коммунистов будут вешать и топить в реках … сотрём с лица земли проклятых большевиков и ненавистную власть, освободимся от ига жидовской власти… Хорошо бы нас завоевала Англия, чтобы Чемберлену прилететь сюда, наш брат крестьянин всех коммунистов уничтожит». В Архангельской области в одном из писем в «Крестьянскую газету» было написано: «Как только Англия объявит войну СССР , то мы в тыл советской власти пойдём и не оставим в Москве ни одного живого коммуниста» (4). В 1927 г. стал намечаться перелом. В рабочей массе говорили: «В будущей войне мы не одиноки, нас поддержит западноевропейский пролетариат». Еще чаще подобное высказывалось в 1930-е гг. «Прозевали агрессоры, теперь нам воевать не страшно»(5). К середине 1930-х гг. в унитарном СССР сформировался новый народ с высокой пассионарностью. Государство воспитывало человека-атеиста, лишённого веры в Царство Небесное, но […] в многонациональной стране с сильными православными традициями расизм был невозможен. Гитлер, сам неоязычник, оккультист, в то же время не отказывал солдатам Вермахта в праве на собственные религиозные убеждения. Отсрочку мировой революции он ставил в заслугу энергичным нацистам (6). Нацистское правительство среди прочего подкупило население ликвидацией безработицы, проектом немецкого «народного автомобиля» по цене мотоцикла, образцовой организацией отдыха рабочих и крестьян, экскурсиями на флотилиях прогулочных судов, поездками за рубеж, «чтобы укрепить любовь к родине». Советские немцы, получая письма из Германии, сообщали, что там при Гитлере живётся лучше, чем в СССР: «Радость в отношении к новой системе всеобщая, все воодушевлены перспективами. Число участников демонстраций часто превышает 100 000»(7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Таким образом, часть «схизматиков», оказавшись в подчинении у татар, приняла участие в их походах на католические страны, а другая участвовала в походах на католические страны вместе с литовскими язычниками. Все эти события не только укрепляли отрицательную позицию курии по отношению к «схизматической» Руси, но и давали ей новые аргументы для обоснования этой позиции. Русь оказывалась частью враждебного, нехристианского мира, угрожавшего католической Европе и нападавшего на нее, и, следовательно, отношения с Русью должны были строиться по всем правилам, которые применялись в борьбе католического мира с нехристианами. Соответствующие установки получили выражение в двух документах папской курии 60-х гг. XIII в. Первым является булла Александра IV Тевтонскому ордену от 25 января 1260 г. Этим документом папа утверждал права ордена на земли, подаренные ему русскими князьями, а также на те русские земли, которые «до сих пор занимают нечестивые татары», если орден сумеет вырвать эти земли у них. Эти территории передавались ордену в вечное владение и ставились под особую защиту папского престола. При этом оговаривалось, что живущие здесь «схизматики» должны быть приведены к единству веры и к повиновению Римской Церкви. Представление о том, что Русь — часть владений «нечестивых» татар, которыми апостольский престол может распоряжаться по своему усмотрению, выражено в этом документе со всей отчетливостью. Еще более интересен в этом плане другой документ — булла Урбана IV от 4 июня 1264 г., обращенная к чешскому королю Пржемыслу II . Урбан IV сообщал чешскому государю, что «русские схизматики и литовцы, как и другие жители в их соседстве, которые не чтят Бога, но злословят имени Его, вместе с их сообщниками татарами, с которыми они соединены проклятым союзом» часто совершают нападения на Польшу, которая не в состоянии оказать им сопротивление. Призывая Пржемысла II выступить на защиту Польши, папа заверял его, что занятые им земли русских и литовцев будут вечно принадлежать ему и его наследникам. Русских (названных на первом месте), литовцев и татар он объединял в одну общую группу врагов христианского мира, с которыми возможна лишь «священная» война и землями которых римский престол имеет полное право распоряжаться.

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

В-третьих, исполнением заповедей Божиих. Полагая себя в руки Божии всецелою преданностью Его премудрой и святой воле, мы не должны однако ж сами предаваться беспечности непростительной, или еще хуже – деятельности преступной. Один Господь знает, как и куда повести нас: однако ж несомненно, что будущее Его водительство совершенно будет сообразоваться с настоящим нашим, угодным или неугодным Ему, состоянием. Господь будет к нам таков, каковы мы к Нему. «С преподобным преподобен будеши, – взывает к Нему Пророк, – с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» ( Пс.17:26–27 ). Что же сотворим? Будем творить то, что заповедовал Господь. Чрез Пророка Своего Моисея Он сказал возлюбленному народу Своему: «аще слухом послушавши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповеди Его… приидут на тя вся благословения сия, и обрящут тя... Благословен ты во граде, и благословен ты на селе: благословена исчадия чрева твоего, и плоды земли твоея, и стада волов твоих, и паствы овец твоих... благословен ты, внегда входити тебе, и благословен ты, внегда исходити тебе. – Аще же не послушавши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити заповеди Его... приидут на тя вся клятвы сия, и постигнут тя. Проклят ты во граде, и проклят ты на селе: прокляты житницы твои, и останки твои: проклята исчадия утробы твоея, ни плоды земли твоея, стада волов твоих, и паствы овец твоих: проклят ты, внегда входити тебе, и проклят ты, внегда исходити тебе» ( Втор.28:1–4, 6, 15–19 ). Итак, желаем ли благоденствовать, будем творить заповеди. Хождение в воле Божией есть единственное основание народного счастья. Без сего и упование наше будет постыжено, и молитва не принесет плода своего. Ибо смотрите, что говорит Господь к Израилю: «не приходите явитися Ми. – Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас, руки бо ваша исполнены крове» ( Ис.1:12, 15 ). В другое время хотел молиться об них Пророк Иеремия; но Господь предупреждает его: «не молися о людех сих, и не проси, еже помилованным быти им, и не моли, ниже приступай ко мне о них, яко не услышу тя». За что же? За преступление воли Его. «Слово заповедах им, рекий: услышите глас Мой, и буду вам в Бога, и вы будете Мне в люди, и ходите во всех путех Моих, в нихже повелех вам, да благо будет вам. К не услышаша Мене, и не внят ухо их: но поидоша в похотех и стропотстве сердца своего лукаваго. Се гнев и ярость Моя лиется на место сие» ( Иер.7:16, 23, 24, 20 ). Ярость и гнев за беззакония на целый народ! Таков закон народоправления Божия: и он всегда в точности был соблюдаем, особенно же в отношении к народу Израильскому. Ибо всякий раз, как он забывал Бога истинного и предавался порокам, испытывал казнь за казнью, пока, будучи вразумлен, познавал истину и отступал от неправд своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010