Также с концепцией почитания мощей связано почитание нательных предметов одежды святых. Основания в пользу такого отношения дает Священное Писание, в котором говорится о благодатной силе милоти пророка Илии ( 4 Цар. 2 ) и действиях платков и опоясаний апостола Павла ( Деян.19:12 ) Более подробную учение Церкви о почитании святых мощей представлено у учебниках по Догматическому богословию. Например, можно прочитать краткий фрагмент у прот. О. Давыденкова и более подробно у епископа Сильвестра (Малеванского) . У святых отцов эта ритуальная нечистота понимается не существенно, а прообразовательно: мы носители смертности в себе, но очищаемся через пепел рыжей телицы, прообразующей в себе умершего за нас Иисуса Христа (так у свт. Кирилла Александрийского ). Или подобно толкует блж. Феофилакт чудо исцеления расслабленного у Овчей купели ( Ин. 5 ): Кажется, Божественный Промысл предустроил чудо в этой купальне для того, чтобы издалека вести иудеев к вере во Христа. Так как имело быть даровано крещение, имеющее великую силу и величайший дар, ибо оно очищает от грехов и оживляет души, то Бог предживописует крещение в иудейских обрядах и дает иудеям, например, воду, очищающую их от нечистот, хотя не существенных, а мнимых, например, от нечистоты вследствие прикосновения к мертвецу или к прокаженному, и много подобного; дает также и чудо этой купальни, руководящее их к принятию крещения. Ангел, нисходивший по временам, возмущал воду и сообщал ей целительную силу. Ибо не от естества воды, чтобы ей исцелять самой по себе (в таком случае это было бы всегда), но все зависело от действия Ангела. Так и у нас вода крещения есть простая вода, но чрез божественное нисхождение, получив благодать Духа, она уничтожает душевные болезни. Слеп ли кто, то есть имеет поврежденные очи душевные и не может различить добро от зла; хром ли кто, то есть неподвижен к деланию добра и преуспеянию в добре; иссох ли кто совершенно, то есть находится в состоянии отчаяния и не имеет в себе ничего доброго, — вода сия всех исцеляет.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

Как сказал Господь ученикам Своим: если даже мертвые воскреснут, не поверят (см.: Лк. 16: 31). Чудо не столько отменяет физические законы, сколько по воле Божией приостанавливает их, влияя на течение естественных процессов, так что происходит исцеление от болезни или даже возвращение умерших к жизни. Но чудо в руках Божиих не является силой, которую Бог использует для обращения людей к вере. Он дает нам чудо по Своей любви к нам, Он отвечает чудом на нашу молитву. Евангелие – подлинное основание для того, чтобы открыть свое сердце навстречу Богу Видимо, до скончания человеческой истории будут оставаться нерешенными проблемы и вопросы, связанные с религиозной жизнью человека. До скончания века будут те, кто верит, и те, кто не верит, требуя чуда. Но то, что запечатлено в Евангелии, является великим аргументом, подлинным основанием для того, чтобы открыть свое сердце навстречу Богу. Богу, Который не нарушает физических законов, чтобы поразить человеческое воображение. Богу, Который не вторгается в жизнь человека, чтобы немедленно вершить Свой суд, наказывая грешников и поощряя праведников. Богу, Который не ограждает верующего от искушений, скорбей и испытаний, потому что Он Сам прошел через эти искушения, скорби и испытания. Богу, Который в ответ на нашу веру и молитву дает великую духовную силу, наполняя жизнь смыслом, открывая перспективу вечности, а через эту перспективу актуализируя в человеческой жизни самые высокие и великие идеалы, которые, собственно говоря, и отличают человека от всего другого, что есть во вселенной. Из проповеди за Божественной литургией в день памяти святой мученицы Татианы в домовом храме МГУ им. М.В. Ломоносова 25 января 2014 г. Многие, ища мнимой свободы, остаются рабами    В нынешнее лукавое время, когда секулярным обществом предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируются лицемерно оправдываемые соблазны и потребительский образ жизни, когда происходит подмена таких понятий, как семья, нравственность, права и свободы личности, особенно важно возвышать свой голос в защиту традиционных базовых ценностей, ценностей, исходящих от Самого Бога, призывая людей к духовной осмотрительности и рассудительности, бдительности и ответственности.

http://pravoslavie.ru/67864.html

Правда, г. Меньшиков приводит и текст: Бог поругаем не бывает, и – нечестивые истребятся. Но ведь все это можно понимать и в переносном смысле: Бога разуметь не в собственном смысле, а в смысле пантеистическом, ибо и природа ведь нечестия не оставляет ненаказанными. Нам было бы приятно отметить, если бы г. Дежерин, а за ним и Меньшиков сказали прямо: без веры христианской, без веры в Личного Бога, как учит Божественное Откровение, невозможно не только спасение души, но и исцеление неврастеников. Но этого-то они и не говорят. На вопрос: чем же лечить расстроенную и потрясенную человеческую душу, они отвечают: “Единственным основанием, на котором покоится вся психотерапия, является благотворное влияние одного существа на другое”. Сказано очень осторожно. Не сказано: влияние Божией благодатной силы по молитвам веры, не сказано и – внушение врача или других людей, а просто: одного существа – понимай, как кому угодно: человека или Божества, или же существа из другого мира. Вот почему к приветствиям и благопожеланиям г. Меньшикова приходится отнестись осторожно: основная мысль, что спасение в вере – безусловно верна, но понимать под верою надобно то, что разумеет святая Церковь , а не то, что понимают психиатры, вроде г. Дежерина, и публицисты, вроде г. Меньшикова. II. Что разумеет г. Меньшиков под Священным Писанием В 1993 “Колокола”, по поводу рассуждений г. Меньшикова о вере, я выразил сомнение: да что он разумеет под верою? Теперь он дает повод спросить его: что он разумеет под Священным Писанием? Впрочем, и спрашивать нет надобности: он сам же отвечает. По его словам, “у разных народов разные, так называемые священные книги напоминают друг друга и внешнею и внутреннею стороной. Их немного. В сущности, для основания блестящей цивилизации достаточно одной очень тоненькой книжки, как бы она не называлась: Илиадой, Евангелием или Кораном; на крайний случай, для воспитания неисчислимых поколений достаточно всего десяти фраз, начертанных перстом Божиим на скрижалях. Вот что я называю Священным Писанием, воскрешающим дух народный”. Ясно, что и “Илиада”, и Коран стоят у него наравне с Евангелием Господа нашего Иисуса Христа. Оставалось тут же поставить еще и Талмуд: ведь и эта книга имела громадное влияние на приемлющий ее народ. Тоже ведь своего рода цивилизация!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Сам Господь Иисус Христос дает нам пример воздаяния славы Богу. Чем? – Своей жизнью, исполнением воли Отца. Вспомним Его Гефсиманскую молитву: «Я прославил Тебя на земле». Чем прославил? «Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Ученик Христов призван давать возможность славе Божией сиять в нем. Каждый из нас может сделать это, выполнив завет Спасителя: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Тогда человек превращается в тот самый светильник, который возжигает Господь. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Своей жизнью и делами прославляя Бога, исполняя Его и только Его заповеди, мы и познаем Бога, и соединяемся с Ним, и приносим Ему славу. Необычайно важно, что наш сегодняшний великий и истинный Богопочитатель – самарянин, преисполнившись в душе радости и благодарности за исцеление, вернулся к нищему бродячему Учителю–Пророку. Так ли это было необходимо? Совершенно необходимо! Уже два тысячелетия Церковь с восхищением внемлет этому уроку прокаженного. Он не просто возблагодарил Бога, но вернулся и припал к своему Исцелителю, в воздаянии славы Богу предстал перед Христом. Бог не принимает славу от человеков, но только через Христа и во Христе – через Которого все сотворено, через Которого всякое благо и всякий совершенный Божественный дар. У батюшки отца Иоанна (Крестьянкина) одними из любимейших были слова апостола Павла: «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Потому и написано, что все, что не по вере – грех. «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19). Но в этом великом деле спасения – вере, поклонении Богу, соединении с Ним и воздаянии Ему Славы могут быть и подмены. Давайте вспомним, где еще в Евангельском повествовании мы слышали слова: «воздай славу Богу»? Это говорили фарисеи и законники исцеленному Иисусом Христом слепорожденному. Событие это описывается в девятой главе Евангелия от Иоанна. Что же говорили эти учители народа счастливому прозревшему своему собрату: «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот», – имелся в виду Сам Иисус Христос, исцеливший слепца, – «грешник» (Ин. 9:23–24).

http://pravoslavie.ru/75990.html

Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы прийти в прежнее здоровье. Но тогда все зараз последовало. И не здесь только случилось это, но и на море. И там Он не только укротил ветры и бурю, но тотчас остановил и самое движение волн, что было также странно. (Обычно) и после того, как буря прекратится, волны еще долго колеблются. Но у Христа не так; у Него все вместе прекращалось. Так именно случилось и с этой женой. Указывая на это, евангелист и говорит: «встала и служила им», – что было знаком и силы Христовой и расположения жены, которое она оказывала к Христу. Отсюда мы можем усматривать вместе и то, что Христос по вере одних дает исцеление другим (здесь именно просили Его другие, как то было и с отроком сотника). Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может прийти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нем высокого понятия. «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Матф. 8:16–17 ). Видишь ли, как многие, наконец, уверовали? Они не хотели удалиться, хотя время и побуждало к тому, и не почитали неблаговременным приводить вечером больных своих. Заметь, о каком множестве исцеленных евангелисты умалчивают, когда не говорят нам и не повествуют о каждом порознь, но одним словом переходят неизреченное море чудес. Потом, чтобы величие чуда не повергло в недоверие, что Он такое множество и от столь различных болезней освободил и исцелил в одно мгновение времени, евангелист приводит пророка, свидетельствующего о случившемся, показывая тем, что доказательство, заимствованное из Писания, во всяком случае, важно и не ниже самых знамений. Исаия сказал, говорит он, что Христос «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Пророк не сказал: освободил, но – взял и понес: это, мне кажется, сказано пророком более о грехах, согласно со словами Иоанна: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Внешняя свобода, появившаяся в самом начале 1990-х годов прошлого столетия, не освободила людей от груза извращенных исторических оценок и взглядов. Я хорошо помню это время. В сентябре 1989 года я стал преподавать в Московской духовной семинарии и академии. 23 сентября 1990 года началось мое священство. Мне приходилось общаться с прихожанами, преподавателями и студентами. Во время споров о прославлении в лике святых царя и его семьи я постоянно убеждался, что люди пользуются ложными стереотипами. Сами они с личностью царя не были знакомы на основе документов, объективных фактов и сохранившихся свидетельств. Имеется немало свидетельств о благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам Нужно решительно сказать, что соборный разум Церкви определяет святость не только и не столько на основе суждений и оценок жизни и поступков прославляемого лица, но прежде всего – опираясь на объективные свидетельства, которые дает Господь Бог. Имеется немало свидетельств о чудесах и благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам. Ко времени прославления царской семьи, которое состоялось в августе 2000 года, таких свидетельств о происходящих чудесах было много. Мироточивая икона царя-страстотерпца Хочу подробно рассказать об одном из чудес. В начале 1997 года художник Павел Николаевич Тихомиров написал икону царя-страстотерпца. С нее были сделаны цветные литографии. Обладателем одной из них стал московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. 6 сентября 1998 года он был на службе в соборе Сретенского монастыря и во время службы держал образ в полиэтиленовом пакете. От него начало исходить благоухание. Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в его сторону. Когда после службы он достал икону из пакета, благоухание усилилось. Образ находился в алтаре три недели. Все это время благоухание не прекращалось. В конце 1998 года он стал мироточить. Икона была поставлена в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. В феврале 1999 года ее перенесли в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах, а затем ее начали переносить и в другие храмы Москвы. Сотни прихожан могли наблюдать истечение мира. Когда она находилась в храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, получил благодатное исцеление 87-летний участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Александр Михайлович Вытягов. К тому времени он уже 15 лет был слеп. Его подвели к настоятелю храма отцу Алексию Уминскому, которому он сказал: «Я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий ответил: «По вере вашей и дано будет». Затем накрыл его голову рушником, пропитанным миром. На следующее утро полковник, проснувшись, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!». На его радостный крик прибежали домашние.

http://pravoslavie.ru/105167.html

Посему многие так и не поправляются, так как не делают правильных выводов из своих проблем, связанных с собственным здоровьем, и не ищут исцеления у Бога. Писание учит, что болезни бывают: за грехи человека, по его вере в худшее, за грехи родителей и к Славе Божией. Любой тип приобретенной болезни мы можем обратить в последний (то есть к Славе Божией). Если проявим смирение, покаемся, изгоним ложный страх из сердца и всецело возложим упование на Бога, то недуг тела может обратиться во всецелое исцеление нашей души. Это и означает – болезнь к Славе Божией. Святитель Василий Великий учил: «…Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех , чтобы жила правда» . Но есть и необратимый тип болезни – это болезнь к смерти. Очень благоприятно, когда и болезнь к смерти оборачивается к Славе Господней. Когда Господь дает умирающему и пострадать, и потерпеть, и поплакать – иными словами, приготовить душу к встрече с Господом Богом. О Сыне Божием сказано: «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» , Он врачевал и тела и души. Принесем же Ему все наши проблемы душевные и телесные, и Он не оттолкнет нас от Себя. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). И мы читаем далее: Мф.4:24 . «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Блаженный Феофилакт и другие отцы свидетельствуют о том, что упоминание о лунатиках не должно нас наталкивать на мысль, что причина их болезни Луна, созданная Господом. Феофилакт писал: «Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие» . Итак, не будем ругать Луну в полнолуние и Солнце во время так называемых «солнечных бурь», ибо и то и другое создал Бог . Он Творец Солнца и Луны, а обо всем Его творении сказано: «…хорошо весьма…» ( Быт.1:31 ). И более того, во всей тварной природе нет ничего нечистого самого по себе, кроме греховного произволения. Апостол Павел учил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ). То, что входит в тело и исходит из него, не оскверняет его. Христос говорил: «…неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища» ( Мк.7:18–19 ). Оскверняет человека свободное произволение его совести, направленное в сторону греха. Сын Божий учил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: " излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить " . Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей. 29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени. Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон - вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь. Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя. Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида. 23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа. Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп. Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления. По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых. Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г. В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.

http://pravicon.com/info-2513

Что означало быть прокаженным в то время? Это означало жить в полной изоляции, быть изгоем, не иметь права общаться даже с родными и близкими людьми. Мы знаем, что и сейчас эта страшная болезнь присутствует, но для тех, кто ею страдает, создаются достаточно благоприятные условия. А в то время быть прокаженным означало умирать заживо. Никто руку помощи не подаст, окружающие боялись прикоснуться к больным, и это были люди голодные, несчастные, всеми отверженные. Но вот Господь исцеляет десять прокаженных, и один из них приходит к Спасителю, чтобы поблагодарить Его. Совершенно очевидно, и об этом очень ярко говорит святитель Иоанн Златоуст: благодарность Богу ничего Ему не прибавляет, но она нас приближает к Богу. Удивительные слова святителя! Почему мы должны благодарить Господа? Некоторые благодарят Его просто в силу врожденного нравственного чувства — как мы благодарим родителей, знакомых, родных, которые для нас что-то делают; благодарим начальника, если он продвигает по службе. Но ведь благодарение Богу нечасто присутствует в жизни людей, по отношению к Нему у нас нет обостренного чувства благодарности. А Златоуст учит: благодарение Богу ничего не меняет для Бога, но оно нас приближает к Богу. Так эта цепь замыкается: Господь нам дает, а мы отвечаем благодарением. Собственно говоря, эта цепь или связь и называется по-латински религией. А связь не может быть только с одной стороны; тот, кто связь не поддерживает, может легко сорваться. Вот почему благодарение Богу должно быть не проявлением вежливости — Господь в этой вежливости не нуждается. И благодарение заключается не в том, чтобы ублажить Бога — Он также в этом не нуждается; но в том, чтобы укрепить наше религиозное чувство, нашу веру, нашу связь с Господом. А если Бога не благодарим, то и связь несомненно ослабляется, и мы отдаляемся от Господа со всеми последующими обстоятельствами, иногда ужасными и трагическими. Сегодняшнее евангельское чтение — как раз об этом. Только один из десяти исцеленных, и то не иудей, а человек, принадлежавший к другому народу и другой вере, вернулся и возблагодарил Спасителя. Как Господь сказал: " А где же девять? Пришел только один этот иноплеменник " , — то есть человек, не верующий в Бога так, как иудеи верят, не поклоняющийся Господу в Иерусалимском храме, не исполняющий все предписания закона, почувствовал потребность прийти и возблагодарить Того, Кто совершил над ним такое чудо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/18/my...

  Мы келейно помолимся о всех, кто просит! Но считаем своим долгом напомнить, что наиболее действенной молитвой, по словам прп. Паисия Святогорца, является сорокоуст, сорок литургий. Сорокоуст на Афоне можно заказать вот в этом месте.   +   Просьба: не вставляте сюда свои помянники. Списки имен здесь публиковаться не будут.   + Комментарии Всего комментариев: 20079 2012/06/22, 12:51:54 Дорогие братья и сестры, надеюсь, вы отзоветесь на мою просьбу. Прошу помолиться за Иоанна. Это мой однокурсник. Мне кажется, такие люди, как он, больше всего нуждаются в молитве, ведь болезнь духовная намного страшнее болезни телесной. Он враждебно относится к христианству и к Церкви, хулит Имя Божье. Но, пообщавшись с ним, я поняла, что в глубине души он всё-таки ищет истину, но дьявол не дает ему обратиться к Богу. Такжа прошу молитв за моих родителей Сергия и Иоанну. 2012/06/22, 12:08:48 Дорогие отцы и братья Афонские! Прошу Ваших святых молитв о болящем отце моём Анатолии и маме Ольге, которая за ним ухаживает. Я по своей вине имею много долгов и кредитов, прошу Вашей помощи молитвенной чтобы появилась у меня возможность со всеми долгами и кредитами рассчитаться, помолитесь за меня грешную рабу Божью Светлану и дочку мою Валерию о здравии и благополучии, укреплении в вере, о исцелении дешевном, о обретении спокойствия, разумения, помолитесь о прощении грехов моих. Пусть Господь хранит Вас и Вашу обитель. Светлана 2012/06/22, 03:25:17 Благословите Отцы и Братья Афонские! Прошу ваших святых молитв о грешной моей душе, наставления на праведный путь и усердия в молитв, о здраии р.Б.Сергее, Александре(млд.),Софии(млд.), Марии, Александре и Татьяны. Благодарю Вас за Ваш тяжелый и Святой труд и за молитвы о нас, грешных. Храни Вас Господь! р.Б.Наталья 2012/06/21, 19:50:46 Дорогие отцы и братия! Прошу ваших святых молитв о вразумлении и покаянии мужа моего раба Божьего Алексея( ибо сам не ведает чего делает ),и восстановления семьи нашей Ларисы и Алексея. Умолите Господа Бога , чтоб оградил его от женщины блудницы разрущающей семью нашу, не дайте свершитьсяковарным планам против моей семьи . Спаси, Господи

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=391

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010