Иисус Христос оправдывает их и указывает, что священники в храме совершают богослужение и в субботу, «однако невиновны», а «здесь Тот, Кто больше храма» (Мф 12. 5-6; Рыбинский. 1892. С. 236-237). Кроме богослужения празднование субботы, по учению Христа, должно состоять в совершении дел милосердия и любви (Мф 12. 12). Он показал это многочисленными исцелениями больных в субботу (парализованного при Овчей купели - Ин 5. 1-9; сухорукого - Мф 12. 9-13; Мк 3. 1-5; Лк 6. 6-10; слепорожденного - Ин 9. 1-14; скорченной женщины - Лк 13. 10-13; страдавшего водянкой - Лк 14. 1-4). Соблюдение покоя Христос считал необходимым, только если это служит достижению указанных целей. Поэтому Он не видел нарушения закона в совершении обычного житейского дела в субботу, если оно способствует празднованию священного дня. Поэтому невиновны Его ученики, которые срывают колосья, чтобы слушать Его слово (Мф 12. 1-5), невиновен и исцеленный Им в субботу парализованный больной, который по повелению Христову взял и нес свою постель (Ин 5. 8-9). Др. особенность отношения Христа к декалогу состоит в том, что его заповеди теперь не мыслятся как основное выражение (Нового) завета Бога с человеком. Основные заповеди нравственного закона, указываемые Господом,- заповеди любви к Богу и ближнему (Мф 19. 16-22; 22. 37-40; Мк 10. 17-31; 12. 29-31; Лк 10. 27; 18. 18-30), известные еще в ВЗ (Втор 6. 4-5; Лев 19. 18), но не включенные в декалог. Богообщение, которое отражено в НЗ, невозможно без исполнения заповедей декалога, но и не сводится к этому. Богатому юноше, который вопрошал Христа, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Христос указывает на исполнение заповедей. Однако, как следует из дальнейших слов, более совершенным является непрестанное следование за Христом: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21). Но выражением НЗ является уже не сумма заповедей, а Крестная Жертва Иисуса Христа и пролитие Им крови за грехи человеческие, т.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

В чем здесь заблуждение сектантов?   Приводимые или слова из Ев. Марка относятся не к детям, а ко взрослым, от которых можно и должно требовать сознательной веры и согласия на крещение. Если же приложить эти слова к детям, то получится, что все дети непременно будут осуждены, так как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); дети, по малосознательности, не способны веровать тому, что проповедует Церковь Христова; значит, по сектантскому пониманию, они должны быть осуждены.    На самом деле, по христианскому пониманию, дети должны быть крещены по вере тех, кто приносит их ко Христу: по вере родителей и восприемников. Подобно тому, как Христос благословил детей (Мк. 10:16) по вере в Него тех, кто приносил их, так Спаситель дарует детям благодать крещения, по вере их родителей и восприемников.    Если согласиться с сектантами, что крестить можно только тех, кто может принести свое личное исповедание, тогда, пожалуй, нельзя будет крестить и глухонемых. Неужели же они должны лишиться Царствия Божия? Конечно, нет: глухонемых крестить должно. Благодать Божия может ли даваться одним по вере других?   Может, и в Писании много примеров этому. По вере сотника исцелен слуга его (Мф. 8:6—13); по вере хананеянки исцелена дочь ее; расслабленный, спущенный через кровлю, исцелен по вере принесших его (Мк. 2:5); по вере отца исцелен бесноватый сын (Мк. 9:24—28); по вере вдовы Наинской воскрешен сын ее (Лк. 7:13—15). Было ли время, когда бы в христианстве не крестили детей?   Такого времени не было. Об этом единогласно свидетельствуют многие отцы Церкви первых веков, и все Церковные писатели единогласно называют этот обычай апостольским.    Что именно всегда христиане крестили детей, это доказывают надписи над гробницами христианских детей в римских катакомбах в первые века христианства. Здесь сохранились такие надписи на гробницах: «Здесь покоится в мире Филипп, ребенок верующий;» и еще: «Аврелий Мелитус ребенок, христианин верующий». Ясно, что дети были крещены. Это подтверждается еще подписями, неоспоримо доказывающими, что дети крестились и поэтому назывались верующими: в некоторых надписях дети называются: «верующие от верующих родителей», т.е. христиане от христианских родителей. Умершие же раньше крещения называются «неофитами», т.е. новообращенными. На одной из гробниц стоит надпись о двух братьях, из которых один назван «верующим», т.е. крещенным, а другой «неофитом», т.е. новообращенным, но не принявшим еще крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Школа добродетелей Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5, 22–25) В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис­та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк­ви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной. По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого. Семья — это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье,— это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин — не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого. Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье. Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, — это самоотречение, способность жерт­вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение — это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

http://pravoslavie.ru/47517.html

Девство и брак – вот два пути, указанные верным в Слове Божием (см.: Мф. 19: 11–12; 1 Кор. 7: 7, 10). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала порицателей того и другого. Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, запрещающих вступать в брак (см.: 1 Тим. 4: 1–3), которые явятся в последние времена. И до конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой церкви – христианской семье. Понятие о Таинстве Брака, его цель и смысл Брак в Церкви – Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Первоначально благословленный Богом (см.: Быт. 1: 28), он получает освящение и утверждение от Христа (см.: Мф. 19: 5–6) и становится образом таинственного живого союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (см.: Еф. 5: 31–32). Брак – это домашняя Церковь, школа любви. Церковь молится, чтобы Господь подал вступающим в брак жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг к другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем». Брак есть также поприще самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Супруги, подобно мученикам, призваны терпеливо переносить жизненные скорби, бороться со страстями, подражая Христу. Венцы брачные – это венцы победы над чувственностью; при совершении Таинства перед вступающими в брак полагается и крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга. Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия. Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания. Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

http://pravoslavie.ru/put/060501124410.h...

Люди, у которых долгая история контактов со стоматологами, знают, что у тех есть такая забава: наши зубы под ихние коронки обтачивать. Причем для заточки берутся зубы здоровые и живые. Больно, однако… А что такое жена? – Это же коронка на всю мою жизнь! Это можно, это нельзя, об этом забудь, это не ешь, этих в дом не пускай! Путь брака тяжел по самой своей сути, потому что создать семью – это значит пустить другого человека в самую сердцевину своей жизни, жить уже не только ради себя, потерять какую—то автономию. В этом смысле любая серьезная любовь, тем более брак, сродни самоубийству: человек перестает жить для себя и в себе и начинает жить для другого. Это очень тяжело и очень болезненно. И здесь Церковь честна – поэтому она и говорит о том, что семейный путь по—своему мученический. И при венчании на головы молодых возлагаются именно мученические венцы. То, что венцы именно мученические, ясно из тех слов, которые поются при этом: " Святии мученицы, иже добле страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим " . И поэтому Церковь, восхищаясь теми людьми, которые вступают в брак, поет: " Аллилуиа! " . – Христианство сегодня обвиняется в ханжестве, отсталости, нежелании идти в ногу со временем. Так чем же руководствуется Церковь в этих “сексуальных” вопросах? – По правде говоря, это та тема, о которой я хотел бы в самую последнюю очередь говорить с молодежью. Я считаю подобный разговор с неверующими чем—то в принципе глубоко бесполезным и даже вредным. Все, что в Православии говорится на эту тему, сказано для тех, кто уже идет по пути Православия. Православие не просто набор положенных формул. Это именно путь. Бывают такие архитектурные композиции, которые рассчитаны на восприятие движущимся человеком. Есть такие рекламные щиты, которые, когда стоишь рядом с ними, кажутся совершенно уродливыми, но если проезжаешь мимо них на машине, то эта конструкция как будто поворачивается следом за тобой. Возникает впечатление ее движения. Что—то подобное и с Православием. Пока человек стоит на месте, ему не понятно, " зачем все это " . И только когда человек начинает двигаться, рождается понимание. А пока человек стоит на месте, пока с его машины свинчены колеса – то что же ему рассказывать о том, как и что может затормозить едущих…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Да, нужно в том состоянии, в каком мы призваны к христианской жизни, начать борьбу со грехом, миром и дьяволом. Если мы станем распинать плоть со страстями и похотями, если мы решим идти узким путем самоотречения и злострадания, то мы уже явимся мучениками, поскольку  " всякий истинный христианин, который, при познании Бога, проводит непорочную, чистую от страстей жизнь, и повинуется заповедям, — является мучеником и жизнью и словом "  . И жизнь в супружестве есть мученичество, не случайно новобрачным одевают венцы (прообразующие те небесные венцы, какими Господь венчает святых), и хор поет им:  " Святые мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим " . При чем тут мученики? Да притом, что вступающие в брак от широкого пути страстей и похотей, какими живет мир, переходят на узкий путь воздержания и целомудрия, так что уже “жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена” (1Кор. 7-4) . Супруги несут крест воздержания от порочных похотений, крест перенесения немощей и недостатков друг друга, крест воспитания детей. Если они твердо несут свои кресты, не перекладывают их на других и не бросают, то они действительно мученики и получат от Господа нетленные, небесные венцы. Также жизнь в девстве есть мученичество. Если брак  " укрепляет и исправляет готового пасть "  , то девство подразумевает постоянную брань с неразумной похотью.  " Здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься, выступить против меча и не быть раненным, ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа, и, если душа выступит не приготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя... День и ночь у нас помыслы должны пребывать вооруженными и быть страшными для постыдных похотей; так как, если они немного ослабеют, дьявол приступит с огнем в руках, чтобы поджечь и испепелить храм Божий " . Так что идущие твердо путем девства, сподобятся от Господа мученических венцов. Для монашествующих послушание есть мученичество. И как второе, так и первое вожделенно не потому, что многотрудно, а потому, что спасительно и ведет к Богу.

http://predanie.ru/book/139070-novomuche...

Стояли ж на месте том множество христиан и поганых и слышахом слова сии, которые отвечал царю великий князь Михаил . Тогда Михаил и Феодор начали петь себе и, окончив пение, приняли причастие, которое дал им отец их. И вот предстоящие заговорили: «Михаиле, идут убийцы от царя убить вас; поклонитесь и останетесь живы». Михаил и Феодор как бы одними устами отвечали: «Не поклонимся и вас не послушаем». И начали петь: «Мученицы твои, Господи, не отвергошася тебе», и еще: «Страдавше тебе ради, Христе...» и прочее. Тогда приехали убийцы, скочили с коней, и взяли Михаила, и растянули его за руки, стали бить его руками по сердцу; потом повергли его на землю и били ногами. Долго это продолжалось, и некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и сделавшийся поганым законопреступником, по имени Даман, отрезал главу святому мученику Михаилу и бросил ее прочь. Потом говорили Феодору: «Поклонись ты нашим богам и получишь все княжение князя твоего». И отвечал Феодор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюся; но хочу пострадать за Христа, как и князь мой». Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, наконец отрезали его честную главу. И таким образом, благодаря Бога, пострадали новосвятые мученики и предали святые души свои в руце Божии, а святые тела их повержены были на снедение псам... но некоторыми богобоязненными христианами были сохранены. Случилось же убиение их в лето 6753 (1245) месяца сентября в 20 день...» и прочее . Житие святого Александра Невского († 1263) написано современником, который называет себя даже «самовидцем возраста его» и свидетельствует, что одно он слышал от самого князя Александра, а другое от своих отцов и вообще от самовидцев и соучастников описываемых событий . Автор изображает святого Александра следующими чертами: «Взором он превосходил всех людей; голос его был, как труба в народе; лицо его, как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем по себе в Египте; сила его была часть от силы Сампсоновой. И дал ему Бог премудрость Соломона, а храбрость римского царя Веспасиана, пленившего Иудейскую землю...

http://sedmitza.ru/lib/text/435924/

Автор “Повести о Петре и Февронии Муромских” призывает читателей, чтобы «во Христа крестившиеся, во Христа облекшиеся», не отступали от заповедей Его, «яко же лестцы и блазнители (лжецы и обманщики) по крещении оставльше заповеди Божия и лстяще ся (прельстились) мира сего красотами». Ермолай-Еразм напоминает слова апостола Павла: «Не будите раби человеком, куплени бо есте ценою», –  страданиями Сына Божиего. «Но яко же святии пророцы и апостоли, тако же и  мученицы и вси святии, Христа ради страдавше в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, < …> в чищениих, в разуме, в долготерпении, во благости, в дусе святе, в любви нелицемерне, в словеси истинне, в силе Божии, – иже сведоми суть Единому, ведущему тайны сердечныя» пребывали (с.628). Такими праведниками Господь землю просветил, «яко же небо звездами украси», и почтил их даром чудотворений – одних ради молитв, и покаяния, и трудов их, других – «мужества ради и смирения, яко же сих святых прославил», о которых «нам слово предлежит». II Сюжетное повествование начинается с указания места действия. В Русской, то есть православной, земле есть город, называемый Муром. Был же в нем когда-то, как поведали, самодержавный благоверный князь именем Павел. Автор указывает имя князя и подчеркивает, что был он самодержавным, то есть самовластным, никому не подчиняющимся князем. Хотя исторически так складывалось, что Муромское княжество зависело в конце XII-XIII вв. от своих более могущественных соседей: Владимирского или Рязанского княжеств. Но автору важно было подчеркнуть, что Павел был независимым и благоверным князем – слугой Божиим, как и должно быть князю. Если княжеская власть от Бога, то и княжеское служение – мирское служение Богу: защита отечества, православной веры и народа своего. Препятствует этому служению искони ненавидящий добро и род человеческий дьявол. Не имея возможности уязвить самого князя (он – благоверный , т.е. пребывающий в вере), дьявол пытается действовать через его жену, его единую плоть, поскольку венчанные муж и жена являют собой одно целое: “...Ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо какъ жена отъ мужа, такъ и мужъ чрезъ жену; все же – отъ Бога” (1 посл. Коринф.11, 11-12). А потому, как когда-то в раю прельстил Адама через Еву, подослав к ней змея, и теперь посылает к жене князя Павла “неприязненного” летающего змея-оборотня – на блуд. Всем приходящим людям являлся он в образе князя Павла, и только перед женой его представал в своем естестве. Жена, как замечает автор, не утаила случившегося (это – не тайный порок!), но поведала обо всем, прежде всего, князю, как мужу своему. То есть, не мужу-князю, а самодержцу, правителю княжества, защитнику подданных, главе, а потом уже мужу!

http://pravoslavie.ru/put/040928154026.h...

38 Замечательно выразился о таких редукциях в проблематике происхождения христианства Карсавин, так отвечая желающим растворить христианство в египетских и вавилонских мифах: “В исторической науке давно пора заменить гинекологическое любопытство любострастного любителя медицины религиозным уважением к таинству рождения” (Карсавин Л. Апологетический этюд//Путь. 1926, n. 3, с. 32). 41 Посмотрите, например, как свт. Иоанн Златоуст высвечивает прообразующие параллели повествований о двух Адамах: “Чем победил диавол, тем же преодолел его и Христос, взяв его же оружия. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения. Но вот опять дева, древо и смерть сделались знаками победы. То древо укрыло пленника обнаженного, это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Так же и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее”. — Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1, сс. 434–435. 45 Что означает Суббота в первой главе книги Бытия см. в моей статье “«И отделил Бог» (Мотив разделения в Библии)” (Альфа и Омега. 1995, 3 (6), сс. 44–48). 48 Так что, хоть и говорит однажды Златоуст, что жена Адама подобна жене Иова (как через Еву Адам был изгнан из Эдема, так же жена пыталась согнать Иова с гноища), все-таки Ева мудрее жены Иова. Она не советует “похули Бога” (Иов 2:9) и сама Его не хулит. 49 Анафема//Новый энциклопедический словарь. Т. 2. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., б. г., ст. 529. 50 Очерк основных способов христианского истолкования спасения людей, совершенного Христом, см. в моей статье “Таинство искупления” (Альфа и Омега. 1996, 1 (8)). 51 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М.–Ростов-на-Дону, 1992, с. 47. 52 Именно мученические венцы возлагаются на головы молодоженов. В момент, когда их обводят вокруг аналоя, поется мученический тропарь: “Святии мученицы, иже добле страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим”.

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010