Зачала отдельных недель выбраны следующим образом. Недели по 50-це: I. Мф. 4:12–25 (призвание первых апостолов), II. Мф. 7:1–11 (Нагорная проповедь ), III. Мф. 8:1–18 (исцеление прокаженного и слуги, сотника), IV. Мф. 8:14–27 (исцеление Петровой тещи, ответ Христа желавшим следовать за Ним и хождение по водам), V. Мф. 8:28 – 9:8 (исцеление гадаринскаго бесноватаго и расслабленного в Капернауме), VI. Мф. 9:3–17 (призвание Матфея), VII. Мф. 9:18–27 (воскрешение дочери Иаира), VШ. Мф. 9:27–33 (исцеление двух слепых), IX. Мф. 11:2–15 (? начало Евангелия вырвано, – послы Иоанна), X. Мф. 12:9–23 (исцеление сухорукого), XI. Мф. 14:14–21 (насыщение 5000 чел.), XII. Мф. 14:22–36 (хождение по водам), XIII. Мф. 15:21–31 (исцеление дочери хананеянки), XIV. Мф. 15:32–38 (насыщение 4000 чел.); недели по Богоявлении: I. Лк. 4:1–15 (искушение Господа дьяволом), II. Лк. 4:31–37 (исцеление бесноватого в капернаумской синагоге), III. Лк. 4:42 – 5:11 (чудесный лов рыбы и призвание первых апостолов), IV. Лк. 5:12–17 (исцеление прокаженного), V. Лк. 5:18–26 (исцеление расслабленного в Капернауме), VI. Лк. 5:27–38 (призвание Матфея): недели по Пасхе: I. (Фомина н.) Uh. 1:1–17, II . Ин. 2:2–11 (брак в Кане), III. Ин. 4:1–42 (о самарянке), IV. Ин. 6:27–40 (беседа о хлебе жизни), V. Ин. 6:47–51 (то же), VI. Ин. 8:12–20 (беседа Христа с фарисеями в праздник кущей). В 1897 г. Агнесой Льюис был издан по принадлежащей ей рукописи сирский сборник паримий и апостольских чтений, названный издательницей палестинским лекционарием 9 , потому что его язык – палестинский диалект сирийского языка: с этой стороны данный лекционарий оказывается родственным употреблявшимся православными сирийцами евангелистариям – так называемому иерусалимскому (1030 г.) Ватиканской библиотеки 10 , а также изданным той же Льюис двум синайским (1104 и 1118 гг.) 11 . Время написания лекционария Льюис по палеографическим признакам относит к н. XI в. 12 . Подбор находящихся в нем чтений вполне оправдывает данное ему издательницей название: в нем записаны чтения по уставу иерусалимской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Итак, жена хананеянка шла за Христом и кричала громко. И далее мы читаем: Мф.15:23 . «Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами». Блаженный Иероним так истолковал данный текст: «Это не по гордости, свойственной фарисеям, и не вследствие превозношения, бывшего у книжников, а для того, чтобы не показаться противоречащим Своему собственному совету: ″На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите″. Он не хотел давать повода злословящим и окончательное спасение язычников отлагал ко времени после страдания и воскресения» . Блаженный Феофилакт предлагает схожее истолкование. Он пишет: «Но Господь не отвечает ей ни слова не потому, чтоб презирал ее, а потому, что желал показать, что пришел прежде для иудеев, чтобы предотвратить клеветы их и чтобы впоследствии они не сказали, что Он благодетельствовал язычникам, а не им. С тем вместе Он желал показать твердую веру сей женщины» . То есть времена спасения язычников еще не начались. Тогда иудеи как нация имели шанс принять Христа и пойти путем спасения и Вечной жизни с Богом и в Боге. То, что еврейский народ в подавляющем большинстве не уверовал в Иисуса из Назарета как истинного Мессию Израиля, и есть истинная причина великой катастрофы всей ветхозаветной церкви. Произошло выпадение иудеев из статуса народа Божия. Но так как они в действительности являлись народом Божиим, то само их падение оборачивается спасением для многих народов и племен, как и было предсказано патриарху Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли…» ( Быт.22:18 ) Современный иудаизм не соответствует данному обетованию, он является «вещью», которая замкнута сама на себя. Иудаизм не проповедуется другим народам и племенам, являясь узко племенной религиозной группой. И только в христианстве благословение многим дается в том объеме, в каком народы и племена способны воспринять его. Парадоксальность данной ситуации заключается и в том, что если бы евреи уверовали во Христа, то это означало бы конец света и начало Страшного Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

6, 14–16 30–45 9, 7–17 6, 1–14 Хождение Иисуса Христа по морю, и исцеление, после сего события многих больных 14, 22–36 6, 45–56 6, 15–21 Слово о хлебе небесном 6, 22–71 7, 1 Третья Пасха Г. Дела Христовы от третьей Пасхи до четвертой. Обличение Фарисеев в предпочтении преданий человеческих закону Божию 15. 1–20 7, 1–23 Исцеление дочери Хананеянки (в пределах Тира и Сидона) 15, 21–28 7, 21–30 Исцеление глухонемого и других больных (в Десятоградии) 15, 29–31 7, 31–37 Насыщение народа (4000) семью хлебами, и удаление из Десятоградия в пределы Магдальские 15, 32–39 8, 1–10 Отказ Фарисеям, просившим знамения, и предостережение учеников от закваски Фарисейской (в пределах Магдальских) 16, 1–12 8, 11–21 (12:54–59) Исцеление слепого в Вифсаиде 8, 22–26 Господь Иисус (в Кесарии Филипповой) приемлет исповедание Петра, предсказывает о своей смерти и воскресении, и учит о кресте последователей своих 16, 13–28 8, 27–38 9, 1 9, 18–27 Преображение Господне (на Фаворе) 17, 1–13 9, 2–13 79, 28–36 Исцеление бесноватого лунатика-глухонемого 17, 14–21 9, 14–29 9, 37–43 17, 5.6. Второе предсказание Спасителя о своей смерти и воскресении 17, 22–23 9, 30–32 9, 43–45 Подаяние на храм статира (найденного, по указанию Господню, во рту рыбы, в Капернауме) 17, 24–27 Наставление Иисуса Христа ученикам (пред отшествием из Галилеи): о смиренномудрии, о избежании соблазнов, о цели пришествия Христова, об исправлении согрешающих, и о прощении обид 18, 1–35 9, 33–50 9, 46–50 17, 1–4 Отшествие Иисуса Христа из Галилеи в Иудею И прохождение Его чрез Самарию 19, 1– (8:19–22) 9, 51 9, 52–62 10, 1–16 Праздник кущей 7, 11–53 Не осуждение женщины, уличенной Фарисеями в тяжком грехе, и вторая проповедь в храме 8, 1–59 Благодарение Богу Отцу при возвращении семидесяти учеников (на обратном пути Иисуса Христа из Иерусалима) 10, 17–24 Притча о милосердном Самарянине 10, 25–37 10, 38–42 Учение о молитве 11, 1–13 Обличение Фарисеев и законников (на обеде у Фарисея) 23, 25–36 (4.13.) 11, 37–54 Увещание ученикам (и прямо, и в притчах) к исповеданию истины, – к бескорыстию – к бдительности и покаянию; – предложенные по разным случаям

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Перевод Сергея Аверинцева В то время 21 Иисус удалился в пределы Тира и Сидона. 22 И вот некая хананеянка, жительница тех мест, возопила: «Смилуйся надо мной, Господи, Сын Давида! Моя дочь тяжко одержима бесом!» 23 Он же не ответил ей ни единого слова. И ученики Его, приблизясь, стали просить Его: «Отпусти ее, а то она идет за нами и вопит». 24 А Он сказал им в ответ: «Я не послан ни к кому, кроме как к потерянным овцам Дома Израилева». 25 Но она, подойдя, кланялась Ему в ноги и говорила: «Господи! Помоги мне». 26 Он же сказал в ответ: «Не хорошо отнять хлеб у детей и кинуть его щенятам». 27 А она сказала: «Да, Господи! Но ведь и щенята едят крохи, что падают со стола хозяев их». 28 Тогда сказал ей в ответ Иисус: «О женщина! Велика твоя вера. Да будет тебе то, чего хочешь!» И здравой была дочь ее с того самого часа. «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», - так завершает свое Евангелие св. Иоанн (21, 25). Новозаветные книги изначально представляли собой форму свитка, максимальная длина которого из практических соображений не превышала 10 метров. Казалось бы, это чисто техническая деталь, но она помогает нам воспринять слова св. Иоанна в несколько ином свете: мы начинаем понимать, какую сложную задачу должны были решить евангелисты, чтобы вместить в это ограниченное писчее пространство все «с самого начала» (Лк. 1, 2) о «происшедшем с Иисусом Назарянином» (Лк. 24, 18-19). Итак, Евангелия являются плодом «тщательного исследования всего сначала» (Лк. 1, 3), что делает их содержание самодостаточным и каждой из книг придает уникальный характер. Повествовательная нить Евангелий предполагает, что только в таком объеме учение и служение Христа представлено полно и адекватно в главных своих положениях. Это подтверждают и слова: «...даже если бы Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы…, да будет анафема» (Гал. 1, 9; ср. Откр. 22, 19). Но это не единственная, пусть даже очень весомая, причина, по которой следует обратить внимание на исцеление Иисусом дочери Хананеянки. Любое взятое наугад чудо не только знаменует присутствие Царства Божия в служении Христа Спасителя, но и затрагивает главный нерв Евангелия - тему веры и неверия. С особой остротой и драматичностью она звучит у Матфея в тех случаях, когда лицом к лицу с Иисусом оказываются язычники. Показанная ими вера велика (15, 28) и приводит в удивление самого Иисуса (8, 10), потому что Израиль не явил веры, достойной своего избранничества и призвания.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Беседа 55. Евангелие от Матфея, глава 15, 21–31. «Исцеление дочери хананеянки» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и мы будем читать Евангелие от Матфея, 15-ю главу с 21-го по 31-й стих. С 21-го по 28-й стих – мы рассмотрим тему «Исцеление дочери хананеянки», а с 29-го по 31-й – «Исцеление многих больных». То есть, мы рассмотрим историю исцеления дочери одной хананеянки и исцеление многих при море Галилейском. И попытаемся сравнить эти два чуда – чудо веры хананеянки и чудесное исцеление многих иудеев. И мы читаем Евангелие от Матфея, 15-ю главу, 21-й и 22-й стих: Мф.15:21–22 . «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется». Истолковывая эти слова, блаженный Иероним пишет: «Оставив книжников и фарисеев, порицавших Его, Он перешел в область городов Тира и Сидона, чтобы исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери… Потому она научилась называть Его сыном Давида, что уже вышла из пределов своих, и через перемену места и верований оставила заблуждение тирян и сидонян». Итак, Господь оставляет книжников и фарисеев и через это научает и нас самих, удалится от любых форм религиозного ханжества и лицемерия, гордыни и превозношения. Действительно, нам, верующим людям, нечем гордиться, ибо нет ничего такого доброго, что мы привнесли в жизнь христианской общины. Напротив того, иногда мы живем так, что порочим само имя православного христианина, называясь таковым, но живя хуже, чем живут язычники и безбожники. Сказано: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: ″не прелюбодействуй″, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:22–24 ). А если что доброе и делается нами, то сие не от нас, а Божий дар и наущение, как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» ( Иак.1:17–18 ). То есть не мы родились для Вечной жизни, но Он Сам породил нас через дар веры, ниспосланный нам не по заслугам нашим, а скорее, по нашей несостоятельности самостоятельно возвыситься до богообщения. А книжники и фарисеи, оставленные Господом, именно в себе видели некоторую автономную святость и автономную праведность. Но мы знаем через слово Божие, что ничего из того доброго, что имеем, не можем приписать себе, а все злое, творимое нами, именно от нас и происходит. Посему никто не самодостаточен в глазах Бога, и каждый нуждается в Его милосердии и прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Условия для вступления в Царство Божие А) Вера в Иисуса Христа Исповедание апостола Петра (Мф.16:13–20; Мк.8:27–30; Лк.9:18–21) Чтобы войти в Царство Божие, нужно, прежде всего, веровать в Иисуса Христа. Мы знаем, как Спаситель говорил Иаиру, когда ему сказали о смерти дочери: «не бойся, только веруй, и спасена будет»; исцеленному слепому Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; хананеянке, у которой была больна дочь, Спаситель сказал: «велика вера твоя; пусть будет тебе, как ты хочешь»; исцеленному от проказы самарянину Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; расслабленного в Капернауме Христос исцелил, когда увидел веру больного и его друзей. Таким образом, Спаситель помогал людям Своими чудесами тогда, когда видел, что люди веруют в Него. Как же именно должно веровать в Иисуса Христа? Это мы узнаем из следующего. Однажды Иисус Христос спросил Своих учеников: «за кого Меня считают люди?» Ученики сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за одного из пророков». – «А вы за кого считаете Меня?» – спросил Спаситель. Апостол Петр за всех апостолов сказал Ему: «Ты – Христос, Сын Божий». Спаситель подтвердил эти слова или исповедание апостола Петра и сказал ему: «блажен ты, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». В этой беседе с апостолами Спаситель ясно показал, что в Него должно веровать именно, как в Сына Божия. Таким образом, чтобы получить помощь от Иисуса Христа, должно веровать в Него, как Сына Божия. Что Спаситель говорил Иаиру? Что Он сказал исцеленному слепому? – хананеянке?исцеленному от проказы самарянину? Что означали слова Спасителя о вере исцеленных? О чем Христос спрашивал Своих учеников? Что отвечали Ему ученики? Как Христос спросил учеников об их вере в Него? Что отвечал Спасителю апостол Петр? Что на это сказал Петру Иисус Христос? Что означают эти слова Спасителя? Что нужно для получения помощи от Иисуса Христа и для вступления в Царство Божие? Б) Надежда на Иисуса Христа Хождение Иисуса Христа по воде (Мф.14:22–33; Мк.6:45–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Те, которые были изгнаны, чтоб не развратили Иудеев, теперь больше Иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей, и сами идут ко Христу, а Иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя. Смотри же, каких благодеяний достойна эта жена. Она не смела прийти в Иерусалим, потому что считала себя недостойной; а что пришла бы и туда видно из того, что вот теперь она вышла из пределов земли своей. Подлинно, трогательно было видеть жену, вопиющую с такой жалостью, мать, умоляющую о своей дочери, так жестоко страждущей; она не смела привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Его в дом свой, подобно тому князю, который говорил: «приди, возложи на нее руку Твою»  ( Мф. 9:18 ), или тому цареву мужу, который сказал: «приди, пока не умер сын мой» ( Ин. 4:49 ); но обращается к милосердию Владыки и вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой,  ПОМИЛУЙ МЕНЯ ,  ГОСПОДИ ,  СЫН ДАВИДОВ ,  ДОЧЬ МОЯ ЖЕСТОКО БЕСНУЕТСЯ . Дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений, я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это!» Так и отец беснующегося восклицал: сжалься над нами и помилуй нас. Но что это значит? Страдалица мать не находит в Иисусе Христе того благодатного Целителя, Который Сам шел навстречу всем страждущим... Правда, она еще не получила отказа, но и не слышит от Него ни слова в утешение, Он как будто отвернулся от нее:  НО ОН НЕ ОТВЕЧАЛ ЕЙ НИ СЛОВА . «Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? – говорит святитель Златоуст. – Иудеев и злословящих Он призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни Закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже ответом... Кто бы ни соблазнился об Иисусе, видя поступок, столь несогласный с молвой о Нем? Кого бы ни преклонило страдание жены, умоляющей о своей дочери?.. Сами ученики тронулись несчастьем ее и смутились, хотя и не смели просить для нее милости».  И УЧЕНИКИ ЕГО ,  ПРИСТУПИВ , только осмелились просить об одном, –  ПРОСИЛИ ЕГО: ОТПУСТИ ЕЕ ... почему? ПОТОМУ ЧТО КРИЧИТ ЗА НАМИ , она беспокоит нас; или исполни ее просьбу, или совсем откажи, чтобы не кричала за нами. Это, кажется, было самолюбивое желание поскорее избавиться от докучливой просительницы, подобно тому, как неправедный судия исполнил просьбу вдовицы, чтобы не приходила больше докучать ему. Но и это заступничество апостолов не имело успеха;  ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ: Я ПОСЛАН  не к кому-то другому, как  ТОЛЬКО К ПОГИБШИМ ОВЦАМ ДОМА ИЗРАИЛЕВА , погибшим оттого, что вместо пастырей у них были наемники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf 22. 17 неделя по Пятидесятнице. О хананеянке. О вере и смирении хананеянки (Мф. 15:21–28) «О, женщина! Велика вера твоя» ( Мф. 15:28 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, возлюбленные во Христе братия и сестры, святая Церковь назидает нас чудом исцеления бесноватой дочери хананеянки. В своих молитвах к Господу мы не всегда получаем ответ на те прошения, с которыми мы обращаемся к Богу. Это происходит потому, что слаба и неустойчива наша молитва по недостатку живой веры и любви к Господу. Обратимся к Евангельскому рассказу о хананеянке, чтобы получить назидание о том, как следует молиться Богу. Однажды Иисус Христос удалился в страны Тирские и Сидонские. Это были языческие страны. Здесь жили хананеи, самые худые, нечистые из язычников. За их нечистоту иудеи называли их псами. Христос перешёл границы Тиро-Сидонских стран не для проповеди, а для кратковременного отдыха. Но, как говорит Евангелист Марк, Он не мог здесь утаиться ( Мк. 7:24 ), т. е. отдохнуть. Не мог потому, что свет небесный исходил от Него и от всех чудес и дел Его. Этот небесный свет просиял и в земле языческой. Молва об этом Свете шла впереди Христа ( Лк. 6:17 ). Ещё до Его прихода в эти страны многие из местных жителей уже ходили ( Мк. 3:18 ) к Нему и разнесли весть о Нём по всей стране как Чудотворце и Целителе недугов и болезней. И вот, когда Христос пришёл в эти страны, выходит к Нему навстречу жена-хананеянка с верой в Его Божественную силу, которая, помогая иудеям, может помочь и язычникам. Эту женщину посетило великое горе: её дочь была одержима злой силой и жестоко бесновалась. При этой болезни ни мать не могла утешить дочь в её страданиях, ни дочь не могла чувствовать заботы и скорби матери. Это крайне терзало несчастную мать. Слух о появлении в её стране Чудотворца-Целителя оказался ярким лучом, вдруг прорезавшим тьму её тяжких и безвыходных страданий. У неё вспыхнуло неудержимое желание прибегнуть к чудодейственной Божией силе пришедшего Спасителя. И вот, устремившись к Нему, она ещё издали стала вопить, кричать: Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! Дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Этот душу раздирающий вопль повторился не раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове г. Москвы 18 октября 2021 г. 12:16 17 октября 2021 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, при котором действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции . Богослужение совершалось древнерусским чином. Архипастырю сослужили настоятель Покровского храма, секретарь комиссии протоиерей Иоанн Миролюбов, клирики храма. За Литургией на сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. Во время богослужения архиерей рукоположил Филиппа Калингтона в сан диакона. По окончании Литургии митрополит Иларион произнес проповедь: «Ваше Высокопреподобие, отец настоятель, дорогие братья, дорогие сестры! Я всех вас сердечно приветствую с этим воскресным днем, когда мы совершили здесь Божественную литургию, и по просьбе моего собрата, Преосвященного Илариона, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского , Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви , и по благословению Святейшего Патриарха и всея Руси Кирилла я совершил рукоположение во диаконский чин для единоверческого прихода в городе Эри, штат Пенсильвания. Сегодня мы слышали евангельское чтение о женщине хананеянке, которая шла за Господом Иисусом Христом, взывала о помиловании, но Господь словно не слышал ее. И только когда ученики обратили Его внимание на эту женщину, тогда Он обернулся и заговорил с нею. Женщина просила Спасителя об исцелении своей бесноватой дочери, но Иисус Христос сначала не отвечал ни слова на ее просьбу. Когда же апостолы стали просить Иисуса Христа за хананеянку, то Он сказал им: " Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " (Мф.15:24), а затем, когда хананеянка, несмотря на видимое как бы невнимание к ней Иисуса Христа, все-таки не переставала просить Его, то Он сказал: " нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам " (Мф.15:26). И только после того, когда хананеянка умолила Его, сказав: " Господи, но и псы едят крохи со стола господ своих " (Мф.15:27), Христос, увидев ее великое смирение и веру, ответил на ее прошение.

http://patriarchia.ru/db/text/5853878.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вероника - статья из Православной Энциклопедии [Верника, Вереника; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости. Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237). В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28). Др. цикл апокрифов о плате В. возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о В. как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохрист. ареале; несомненна вторичность этих легенд о В. по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени В. Предполагают, что само имя Вероника произошло от лат. названия изображения Христа - vera icon (подлинный образ).

http://pravicon.com/info-3840

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010