4 . В своей полемике Дидим использовал как Священное писание и творения Святых Отцов, так и языческих авторов и иудейскую традицию. 5 . Труды Дидима в большей или меньшей мере использовались как Восточными (преп. Максим Исповедник , преп. Иоанн Дамаскин ), так и Западными Отцами (блаж. Иероним, Руфин, блаж. Августин.). 6 . Корпус Дидима Слепца неоднороден и некоторые произведения, по всей вероятности, в силу их крайне неприемлемого догматического содержания, никем не цитируются. 7 . Эта неоднородность не позволяет делать выводы о воззрениях Дидима на основе отдельных работ. 8 . Уничтожение почти всех произведений Дидима стало результатом не только недоразумения Соборов, как это зачастую пытаются преподнести западные исследователи, но и многих заблуждений, требующих отдельного исследования 9 . Найденные в отечественных фондах греческие рукописи 10–14 веков с трудами Слепца и большое количество переводов экзегетических трудов Дидима показывают необходимость текстологического исследования причин и характера возникновения этих произведений в нашей стране. 10 . Необходимо более глубокое изучение эсхатологии и сотериологии Дидима, ее связи с взглядами Оригена и Григория Нисского . Подводя итог, можно сказать, что корпус Дидима Слепца требует дальнейшего рассмотрения. Как столь яркая личность, вобравшая в себя все богатство Алесандрийской традиции, стала последней? Стоит ли вообще погружаться в богословие? Не спасительнее ли молчание? Нужно непрестанно помнить слова аввы Кирака: «хотя-бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадает в это место (ад)» 936 . Библиография. Собрания сочинений Дидима Слепца Didymus Caecus TLG 2102. Собрание Сочинений. 1 . Didymi Alexandrini. In omnes epistolas canonicas Breuis enarratio, nunquam ante has aodita. Eivsdem Didymi De spiritv sancto lib. III diuo Hieronymo interprete. Coloniae, Ioannes Prael excudebat, 1531. 79 р. 2 . Didymi Alexandrini. Opusculà quæ extant. (in Maxima Bibliotheca vetervm patrvm). V. 4. P. 319–341. Lvgdvni. 1677.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Ст. 6–7. Великий чудотворец совершал чудеса только Своею силою, не имея нужды в сторонних средствах. Если в истории чуда являются какие-либо средства, то от того, что эти средства были нужны для людей, как уроки о духовном. Слюна считалась полезным средством против воспаления глаз. Так видно по свидетельству Плиния (hist nat. 28, 7). Но слепорожденному не могла помочь слюна, тем более смешанная с землей. И вода Силоама, хотя для иных больных бывала полезной, ни одного слепого не сделала зрячим. Так помазание очей брением, совершавшееся Иисусом в виду всех, выставляет в полном свете силу Божию, возвращавшую свет очам. «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный». – Штраус напрасно назвал это объяснение несогласным с правилами языка. Шило по аналогии с «шикор, китор», означает воду проведенную, посланную ( Неем.3:15 ). Силоамская вода была водой, данной Богом для Сиона ( Ис.8:6 ); но Она же указывала на другую, духовную воду, более нужную для людей, чем Силоам, на благодать Мессии. – Посылая слепца к Силоаму, Господь Иисус давал урок слепцу вдуматься в состояние души своей и приготовиться к принятию благодати, ожидавшей его, к благодати Мессии – Иисуса. Ст. 8–14. Можно представить себе восторг слепца, который не видел света со дня рождения и по слову Иисуса стал все видеть. – Соседи и знавшие его не верили глазам своим, чтобы это был тот, которого они знали слепцом – просителем милостыни. Я тот самый, говорил им бывший слепец. Как исцелился он? Удовлетворено и это любопытство. – За тем что? Надлежало славить Бога и Чудотворца. Но вот беда! слепой исцелен в субботу. По уставу фарисейского благочестия только в смертной опасности можно в субботу лечить больного; но месить при том тесто или делать что-нибудь подобное – тяжкий грех (Tancbuma X, 2. Sabbata VII, 2. Lichtfast adh. 1). Главная же беда в том, что слепого исцелил Иисус, за которым зорко смотрят синедрион и синагога ( Ин.7:32, 45–50 ). Во избежание преследования поспешили представить бывшего слепца к фарисеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О характере совершения этих чудес было уже сказано выше: в этом отношении они примыкали к предшествующему ряду чудес. Они были совершены, как и другие чудеса со времени отвержения Христа иудеями, в сиянии Его личной славы. При этом они отличались от прежних чудес с таким же характером своею торжественностью. Тогда как прежде медлительность в совершении чудес, выставлявшая Его лицо в глазах народа, апостолам могла представляться в виде Его уничиженности, теперь та же самая медлительность в соединении с торжественностью создает для Него ореол величия, которое увлекло весь народ. В связи с этим обращает на себя особое внимание малочисленность чудес Господа Иисуса за данное время: теперь чудесами свидетельствовалось не обилие даров царства Божия, а значение Иисуса для открывшегося царства Божия. За это время по евангелию Иоанна, совершено только воскрешение Лазаря, а по первым трем евангелиям – исцеление иерихонского слепца 127 . В каждом изложении евангельской истории мы встретим более или менее пространные рассуждения по вопросу о том, почему синоптические евангелия умалчивают о воскрешении Лазаря, которое по евангелию Иоанна имело в жизни Иисуса Христа столь большое значение; но, кажется, никем не замечено, что по синоптическим евангелиям исцеление иерихонского слепца имеет то самое значение, какое по четвертому евангелию принадлежит воскрешению Лазаря. Евангелия не имеют своею задачею перечислить все чудеса Господа; они ограничиваются указанием некоторых чудес из каждого периода Его жизни, в повествованиях о чудесах они довольствуются отметой тех ступеней евангельской истории, которые обозначаются различными чудесами. Поэтому евангелисты синоптики, повествующие об о дном из чудес, подготовивших торжественный вход в Иерусалим, именно об исцелении иерихонского слепца, не имели нужды повествовать о другом подобном чуде, воскрешении Лазаря, равно как Иоанн, повествующий о воскрешении Лазаря, не имел нужды писать о первом чуде. – Историческая последовательность этих двух чудес обычно представляется так, что предшествующим считается воскрешение Лазаря, а чудо исцеления слепого поставляется после пребывания Господа в Ефраиме ( Ин. 11:54 ), но кажется более сообразным с существом дела отнести оба чуда к одному времени, к одному движению из Переи чрез Иерихон в Вифанию, так что при прохождении чрез Иерихон был исцелен слепой, а затем в Вифании воскрешен Лазарь, при чем последовавшее затем пребывание Христа в Ефраиме могло быть лишь весьма кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

святцы музея С.-Петерб. Дух. Акад.). Возле Иисуса Христа обычно апостолы. Гелатское Евангелие, л. 36 об., 43, 114, 122 (слепец сидит на возвышении при дороге, по которой идет Иисус Христос с апостолами) 1628 , 202. Лаврентиевское Евангелие, л. 18 об., 72 об., 78 об., 148 об. Афонопантелеймоновское Евангелие 2, л. 40 об. Коптское Евангелие, л. 44 об. Армянское Евангелие 10 А, л. 32. Сийское Евангелие, л. 130 и след. Ипатьевское Евангелие 2. Греческий подлинник 1629 . Кодекс Эгберта 1630 . Изображение чуда по Евангелию Иоанна в первый раз встречаем в россанском Евангелии 1631 . Первая половина изображения имеет типические формы: Иисус Христос (тип византийский) в сопровождении двух апостолов, касается десницей глаз слепого, стоящего перед Ним в наклоненном положении, с посохом; вторая половина на правой стороне: силоамская купель в виде большого ящика, наполненного водой; слепец омывает здесь свои глаза; большая толпа народа смотрит на него и жестами выражает свое изумление. В мозаике в Монреале 1632 слепец омывает глаза водой из ручья. В рукописи Григория Богослова 510 (рис. 92) 1633 два момента: Иисус Христос касается глаз слепца ( Х ς μενος τν κ γεντης τυφλν); слепец умывается в силоамской купели; плато купели имеет вид четырехконечного креста с надписью: « κολυμβιθρα το Σηλομ». В этой форме креста выражена мысль о чудодейственном значении купели, исцеляющей болезни силой креста Христова; форма эта удержалась в памятниках последующего времени – византийских и русских. Над купелью парит ангел Божий и длинным жезлом возмущает в ней воду 1634 : эта подробность основывается на евангельском рассказе об исцелении 38-летнего расслабленного у овчей купели и перенесена сюда по механической ассоциации представлений: там купель и здесь купель 1635 . Возможность перенесения облегчалась тем соображением, что присутствие ангела, сообщающего чудесные свойства купели, придавало более возвышенный характер целой композиции. В Евангелии 74 (л. 186–187 об.) исцеление слепорожденного представлено в семи миниатюрах: Иисус Христос, сопровождаемый пятью апостолами, прикасается к глазам слепца; позади слепца – народ и воины; направо проводник ведет слепца к силоамской купели; слепец умывается в присутствии народа и удаляется – здоровый; рассказывает народу о своем исцелении; родители слепца стоят перед народом, и слепец снова разъясняет происшедшее; народ прогоняет слепца; слепец преклоняется перед Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

2) Другое разногласие в рассказах Евангелистов то, что Лука рассказывает об исцелении слепца при входе в Иерихон, а Матфей и Марк – об исцелении при выходе. Некоторые считают, что было два случая исцеления – один перед входом в Иерихон, другой при выходе: но подробности обоих рассказов настолько сходны, что считать их за различные нельзя. И так лучше всего предположить, что ещё при входе Иисуса Христа в Иерихон Его просил слепец об исцелении; но Иисус Христос, по-видимому, не обратил внимания на его просьбу; и только на обратном пути дал прозрение слепцам. 3) Предположение, что Иисус при входе в Иерихон, как бы оставил без внимания просьбу слепца об исцелении и только при выходе из Иерихона даровал прозрение ему и другому, находящемуся с ним слепцу, это предположение вполне сообразно и с другими случаями исцелений, совершённых Им, когда Он исцелял не сразу, а после испытания веры просивших об исцелении. Так Он исцелил дочь Хананеянки, слепца в Вифсаиде ( Мк.8:22–26 ) и других. И здесь Он поступил так же. Сначала Он прошёл мимо слепца, не отозвавшись на его просьбу. Когда же слепец, не получивший исцеления, может быть, в этом невнимании Сына Давидова, к его несчастью увидел указание на своё недостоинство и при выходе Иисуса из Иерихона с сокрушением сердца стал усиленно повторять свою просьбу, не теряя веры в могущество Назаретского Пророка и надежды на Его милосердие: тогда Иисус подозвал слепцов и исцелил их, заметив одному: иди, вера твоя спасла тебя. Этим предположением можно объяснить и то обстоятельство, что когда слепцы взывали к Иисусу о помиловании, народ запрещал им кричать – вероятно, после того, как видел, что Иисус при входе в Иерихон оставил их просьбу без исполнения. Воскрешение Лазаря ( Ин.11:17–57 ). Прежде чем войти в Иерусалим, Иисус Христос решился зайти в Вифанию, чтобы посетить Марфу и Марию – сестёр Лазаря, скорбевших о смерти брата – но сюда Он пришёл уже на четвёртый день после смерти Лазаря. Марфа и Мария, узнав о приходе Учителя, поспешили одна за другой на встречу Его и со скорбью в сердце, но без ропота на Бога, выразили сожаление о том, что Иисус отсутствовал во время болезни их брата, высказывая при этом уверенность, что Он не допустил бы Лазарю умереть, если бы был в Вифании. Успокоив Марфу обещанием, что брат её воскреснет, что, впрочем, она поняла в смысле последнего общего воскресения, а Марии выразив сочувствие пролитием слез и повелением идти на гроб умершего, Иисус Христос, стоя у пещеры гроба, повелевает отвалить камень от входа пещеры, возносит благодарственную молитву Отцу Небесному за то, что Он услышал Его, и воззывает умершего от гроба. И мёртвый, обвязанный по рукам и ногам, вышел из гроба и предстал живой изумлённым зрителям. Многие видевшие это чудо уверовали в Христа; другие же спешили донести о сем фарисеям, которые стали совещаться о том, как прекратить в народе распространение веры в Иисуса, Который Своими чудесами привлекает к Себе многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В чем здесь заблуждение сектантов?   Приводимые или слова из Ев. Марка относятся не к детям, а ко взрослым, от которых можно и должно требовать сознательной веры и согласия на крещение. Если же приложить эти слова к детям, то получится, что все дети непременно будут осуждены, так как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); дети, по малосознательности, не способны веровать тому, что проповедует Церковь Христова; значит, по сектантскому пониманию, они должны быть осуждены.    На самом деле, по христианскому пониманию, дети должны быть крещены по вере тех, кто приносит их ко Христу: по вере родителей и восприемников. Подобно тому, как Христос благословил детей (Мк. 10:16) по вере в Него тех, кто приносил их, так Спаситель дарует детям благодать крещения, по вере их родителей и восприемников.    Если согласиться с сектантами, что крестить можно только тех, кто может принести свое личное исповедание, тогда, пожалуй, нельзя будет крестить и глухонемых. Неужели же они должны лишиться Царствия Божия? Конечно, нет: глухонемых крестить должно. Благодать Божия может ли даваться одним по вере других?   Может, и в Писании много примеров этому. По вере сотника исцелен слуга его (Мф. 8:6—13); по вере хананеянки исцелена дочь ее; расслабленный, спущенный через кровлю, исцелен по вере принесших его (Мк. 2:5); по вере отца исцелен бесноватый сын (Мк. 9:24—28); по вере вдовы Наинской воскрешен сын ее (Лк. 7:13—15). Было ли время, когда бы в христианстве не крестили детей?   Такого времени не было. Об этом единогласно свидетельствуют многие отцы Церкви первых веков, и все Церковные писатели единогласно называют этот обычай апостольским.    Что именно всегда христиане крестили детей, это доказывают надписи над гробницами христианских детей в римских катакомбах в первые века христианства. Здесь сохранились такие надписи на гробницах: «Здесь покоится в мире Филипп, ребенок верующий;» и еще: «Аврелий Мелитус ребенок, христианин верующий». Ясно, что дети были крещены. Это подтверждается еще подписями, неоспоримо доказывающими, что дети крестились и поэтому назывались верующими: в некоторых надписях дети называются: «верующие от верующих родителей», т.е. христиане от христианских родителей. Умершие же раньше крещения называются «неофитами», т.е. новообращенными. На одной из гробниц стоит надпись о двух братьях, из которых один назван «верующим», т.е. крещенным, а другой «неофитом», т.е. новообращенным, но не принявшим еще крещения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Затрепетали ученики, упали на землю, ибо не может тварь без трепета слышать Глас своего Творца. И Господь их ободрил, сказав: «встаньте, не бойтесь» ( Мф. 17:7 )! Наше внимание не может не обратиться на то, что здесь Господь Бог Отец изволил Своим Словом дать то дивное знание, прибавив еще призыв: «того послушайте» ! Этот Голос Бога Отца, в частности, относился к апостолу Петру, который никак не мог примириться с тем, что Учителю его предстоят страшные страдания. Петр пробовал даже Ему прекословить, но получил страшный ответ: «отойди от Меня, сатана, ты думаешь не о том, что Божье, а что человеческое» ( Мк. 8:33 )! И, конечно, тот смолк и больше не смел возражать. Но в душе таил: может быть, все-таки этого не будет. И вот, Бог Отец уже Сам призывает апостола Своего Сына, что дело в послушании: «того послушайте» ! Но этот призыв любви Бога Отца, Который послал Своего Сына, чтобы спасти нас грешных, он и ко всем нам относится. Когда-то Христос Спаситель, исцелив слепорожденного, после этого спросил Его: «веруешь ли ты в Сына Божьего?» ( Ин. 9:35 ). Ответ слепца показал, что вера у него созрела, только не видит он Того, в Кого нужно веровать, ибо он ответил на вопрос вопросом: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» ( Ин. 9:36 ). Тогда Господь, прямо открывая Себя ему, говорит: " ты вид ишь Его и говорит Он с тобою» ( Ин. 9:37 ). И сразу засиял Свет, Свет присносущный Славы в душе этого бывшего слепца. Он воскликнул: «верую, Господи! И поклонился Ему» ( Ин. 9:38 ). Вот так Церковь молится о том, чтобы и для нас грешных воссиял Свет Присносущный, как он воссиял для этого слепца. Ибо Спаситель, освободив его от телесной слепоты, просветил его духовный путь. В паремиях, которые читаются перед праздником Рождества Христова, находится обращение пророка к своему народу Израилеву: «Блаженны мы, Израилевы, ибо яко угодное Богу нам разумно суть», т.е. блаженны мы, Израилевы, ибо мы знаем то, что угодно Богу, воля Божия открыта нам. Коль мы паче христиане должны осознать это, что угодное Богу – нам разумно суть.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

И вот, обратите внимание, что апостолы, проходя мимо слепца, задают, дерзну сказать, почти с фарисейским равнодушием к нему, вопрос своему Учителю о том, почему этот слепец болен. Причина ли в том, что он грешен, это наказание ему за грех? Или грешны были его родители, и он искупает их грехи? Я подчеркиваю, может быть, слишком резко прозвучавшее слово «фарисейский», потому что они мыслят в этот момент в парадигме того самого ветхозаветного закона, с которым они выросли и от которого освободил их Христос. И обратите внимание, что апостолы, надо полагать, люди весьма даже чуткие, сострадательные, в тот момент правильно мыслят, но мыслят как богословски просвещенные нехристи, ибо при этом они вдруг теряют совершенно естественное чувство сострадания. А для Христа не важны богословские рассуждения на тему того, что стало причиной страданий слепого. Ему в тот момент, пришедшему в мир, чтобы созидать Свою Церковь на принципах сострадания и любви, важно совсем другое: чтобы не абстрактная мысль о причине болезни, а потребность исцелить эту болезнь, облегчить эту болезнь проникла в души Его учеников. И, тем не менее, Он как Учитель не допускает методической ошибки: не начинает обрушивать на них Свой гнев, а в который уже раз объясняет им спокойно, сдержанно, преодолевая их непонимание, что не грех этого человека, не грех его родителей стали причиной болезни. А болезнь эта призвана явить славу Божию. И далее мы знаем, что происходит. В пустые глазницы слепца Он вкладывает брение, то есть скрепленный слюной кусок земли, ибо глазницы слепого пусты, и тот, омыв себя водой в Силоамской купели, прозревает. И вот что очень важно отметить. Болезнь, как говорит Спаситель, должна была явить славу Божию. И в чем эта слава Божия? На самом деле, не только в том, что Христос чудесным образом исцеляет слепца. А в том, что происходит с этим слепцом дальше. В том, что от рождения слепой, а значит, уже по своему положению во многом ограниченный человек, в том числе ограниченный и интеллектуально, вырос, наверно, в семье, которая воспринимала подчас его как бремя своей жизни. В евангельском чтении проходит тема его семьи, и даже в том кратком, кажется — поверхностном, описании отношений родителей со своим сыном мы видим, что здесь не было, видимо, каких-то глубоких добрых отношений. Устали эти немолодые родители от сына, обременявшего их жизнь своей неизлечимой болезнью. И вот этот человек, обделенный очень многим в своей жизни, вдруг на наших глазах преображается в подлинного ученика Христова, который многие вещи понимает, многие вещи чувствует, и который выступает, дерзну сказать, апологетом Христа гораздо более и в чем-то выразительнее, чем даже некоторые апостолы выступали в Евангелии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

О характере совершения этих чудес было уже сказано выше: в этом отношении они примыкали к предшествующему ряду чудес. Они были совершены, как и другие чудеса со времени отвержения Христа иудеями, в сиянии Его личной славы. При этом они отличались от прежних чудес с таким же характером своею торжественностью. Тогда как прежде медлительность в совершении чудес, выставлявшая Его лицо в глазах народа, апостолам могла представляться в виде Его уничижённости, теперь та же самая медлительность в соединении с торжественностью создает для Него ореол величия, которое увлекло весь народ. В связи с этим обращает на себя особое внимание малочисленность чудес Христа за данное время: теперь чудесами свидетельствовалось не обилие даров царства Божия, а значение Иисуса для открывшегося царства Божия. За это время по евангелию Иоанна совершено только воскрешение Лазаря, а по первым трём евангелиям – исцеление иерихонского слепца 448 . В каждом изложении евангельской истории мы встретим более или менее пространные рассуждения по вопросу о том, почему синоптические евангелия умалчивают о воскрешении Лазаря, которое, по евангелию Иоанна, имело в жизни Иисуса Христа столь большое значение; но, кажется, никем не замечено, что по синоптическим евангелиям исцеление иерихонского слепца имеет то самое значение, какое по четвёртому евангелию принадлежит воскрешению Лазаря. Евангелия не имеют своею задачею перечислить все чудеса Христа; они ограничиваются указанием некоторых чудес из каждого периода Его жизни, в повествованиях о чудесах они довольствуются отметой тех ступеней евангельской истории, которые обозначаются различными чудесами. Поэтому евангелисты-синоптики, повествующие об одном из чудес, подготовивших торжественный вход в Иерусалим, именно, об исцелении иерихонского слепца, не имели нужды повествовать о другом подобном чуде, воскрешении Лазаря, равно как Иоанн, повествующий о воскрешении Лазаря, не имел нужды писать о первом чуде. – Историческая последовательность этих двух чудес обычно представляется так, что предшествующим считается воскрешение Лазаря, а чудо исцеления слепого поставляется после пребывания Христа в Ефраиме ( Ин. 11:54 ), но кажется более сообразным с существом дела отнести оба чуда к одному времени, к одному движению из Переи чрез Иерихон в Вифанию, так что при прохождении чрез Иерихон был исцелён слепой, а затем в Вифании воскрешён Лазарь, причём последовавшее затем пребывание Христа в Ефраиме могло быть лишь весьма кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010