RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_11313.html 27 октября 2004 Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18-25 октября Источник:  http://www.pravoslavie.ru Православие.Ru Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18-25 октября. – Духовность и демография. – Прогнозы для России. – Спасти мальчиков. – Времена без нравов. – Четыре религии в школах. – Партнеры или антагонисты. – Духовное мародерство. – Русский язык в украинской трактовке. – Сорос на Соловках Основной темой прошлой недели стал прошедший в Москве 18-19 октября церковно-общественный форум " Духовность и демография " . Форум проходил под патронажем Русской Православной Церкви и при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе и Общероссийской общественной организации " Деловая Россия " . " Как сообщили " Росбалту " в пресс-службе " Деловой России " , основная цель форума – выразить серьезную озабоченность глубоким демографическим кризисом в России и организовать широкую общественную дискуссию по проблемам преодоления демографического кризиса " . В первый же день работы форума с обращением к собравшимся выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. " Он призвал " объединить усилия Церкви, государства и общества " для вывода России из демографического кризиса. " Это та область, где можно и нужно объединить наши усилия. Сегодня мы уже стоим перед выбором, быть или не быть нашему Отечеству в будущем " , – цитирует слова Святейшего Патриарха сайт " Мир религий " . Патриарх Алексий II отметил, что " вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается " . " Одна из причин – духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, утрата благоговения перед священным Божием даром жизни. Растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отказываются от рождения ребенка " , – подчеркнул он. Он добавил, что по количеству абортов Россия занимает одно из лидирующих мест в мире.

http://religare.ru/2_11313_1_21.html

Ключ к стяжанию любви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_64019.html 13 апреля 2009 Протоиерей Владимир Волгин Ключ к стяжанию любви Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным Источник:  http://www.pravoslavie.ru/guest/30024.htm Православие.Ru Большинство из нас знает о старчестве из книг. Зачастую не в силах распознать его дух, мы ломаем души советами, которые принимаем за " старческие " . О том, кто такие старцы, мы беседуем с настоятелем московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиереем Владимиром Волгиным. Впервые в Печорах – Отец Владимир, вы помните свою первую в жизни встречу со старцем? – Я родился в советское время, в 1949 году, в атеистической семье. И только когда мне было почти 20 лет, за девятнадцать дней до двадцатилетия, принял крещение. Тогда я ничего не знал о Православии. Помню, в том же году мой крестный, Лев Сергеевич Лапшин, очень образованный человек, окончивший филологический факультет в 1917 году и бывший ассистентом известного лексиколога Д.Н. Ушакова, предложил мне, брату и его жене совершить полусветское путешествие в Ленинград, Пушкинские горы и Псково-Печерский монастырь. Надо сказать, что советское время было особым: православные христиане, тем более молодые, преследовались, священники молодых людей, как правило, сторонились, потому что стояли на регистрации у уполномоченных. За активную деятельность их могли снять с регистрации и вручить " волчий билет " : священник терял приход, был вынужден искать работу не по призванию. Поэтому те вопросы, которые, естественно, возникали в моем юном сердце, не находили ответа у священников. Так вот, мой приснопамятный крестный предложил нам совершить эту поездку. Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался. В предвоенное время он относился к эстонским землям, а во время войны было не до закрытия. Хрущев пытался покончить с обителью, но усилиями наместника, архимандрита Алипия (Воронова; 1914-1975), человека невероятной силы духа и праведной жизни, его молитвенным дерзновением монастырь устоял.

http://religare.ru/2_64019_1_21.html

Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28414.html 14 апреля 2006 Письмо профессора философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета С. Л. Фирсова священнику РПЦЗ Источник:  http://www.pravoslavie.ru/ Православие.Ru Глубокочтимый отец А...! Недавно получил Ваше письмо и спешу ответить на него. Вопрос, вновь поднятый Вами, – о том, возможно ли (и если возможно, то на каких основаниях) осуществить объединение Церкви, действительно, непрост. Однако, я полагаю, что сложность эта заключается не в том, в чем видите ее Вы, – не в позиции священноначалия Московской Патриархии, отказывающейся принести покаяние " за многолетнюю ложь и поддержку богоборцев " и за " апологетику безбожной Советской власти " . По существу, прозвучавшее обвинение – обвинение не только " советских " иерархов, но и простого верующего народа, считавшего (и считающего ныне) этих иерархов своими пастырями. Не забудем: верующие принимали " сергианских " епископов, ходили в " сергианские " храмы, причащались и исповедовались у " сергианских " священников. Им, этим верующим, (равно как и потомкам их) тоже следует покаяться в церковной своей " близорукости " или все-таки, в целях икономии, они достойны прощения? Вопрос разумеется, риторический, но, несомненно, принципиальный: ведь Церковь – это не только иерархия. Конечно, обвинять кормчих за то, что корабль сбился с правильного курса и плывет " не так " и " не туда " возможно, но ошибкою будет воспринимать команду лишь как собрание " молчаливых исполнителей " , безгласных и слепых. Или следовать логике старообрядцев, некогда говоривших, что " по нужде и облегчение бывает " ? Нет, если уж говорить о вине, то – всех. Место икономиии должна заместить акривия. Что из этого следует – Вы, убежден, прекрасно понимаете. Но это – к слову. Не менее важно найти ответ на иное вопрошание: а судьи кто? Кто им дал право оценивать правильность поведения живших в Вавилонском плену советской богоборческой системы?

http://religare.ru/2_28414_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Хранимый молитвами Оптинских старцев Посвящается памяти Ивана Михайловича Концевича († 6 июля 1965 года) 08.07.2021 697 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru Неизвестный герой Первой мировой войны Фото: pravoslavie.ru У Оптинских старцев В июле 1922 года 17-летний Олег Концевич, будущий епископ Русской Православной Зарубежной Церкви Нектарий, и его мама, Александра Ивановна, приехали в Оптину пустынь: помолиться, взять благословение Оптинских старцев и особенно старца Нектария – духовного отца Александры Ивановны. Еще они очень хотели узнать о судьбе старшего сына Ивана, который когда-то и привел всю семью в Оптину. Сначала подошли к старцу Анатолию (Потапову). На дворе стояла июльская жара, а старцу Анатолию оставалось жить чуть больше двух недель. 29 июля/11 августа в Оптину приехали чекисты, долго допрашивали 67-летнего иеросхимонаха-молитвенника, посвятившего всю свою монашескую жизнь служению Богу и людям. Потом потребовали, чтобы старец поехал с ними в тюрьму. Старец Анатолий (Потапов) с келейником Фото: pravoslavie.ru Отец Анатолий смиренно попросил дать ему хоть вечер на сборы, дабы он мог подготовиться и собраться в путь. Чекисты, будучи сами уставшими с дороги, решили передохнуть и отправились спать, грозно наказав келейнику, отцу Варнаве, приготовить старика-монаха к отъезду. Когда они ушли, старец Анатолий уединился у себя в келлии и ночью, 30 июля/12 августа, в молитве предал свою душу Богу. Но пока до блаженной кончины старца оставалось еще немного времени, и Александра Ивановна с Олегом успели его увидеть, получить благословение и даже спросить про своего драгоценного и любимого Ваню. Он воевал в Добровольческой армии, но белые уже давно покинули Крым с Врангелем, а от Ивана до сих пор не было никаких известий. Старец Анатолий, а за ним и старец Нектарий благословили молиться о здравии Вани, а батюшка Нектарий добавил: – Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать. По возвращении домой Олег Концевич записал:

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62096.html 06 февраля 2009 Архимандрит Тихон (Секретарев), Александра Никифорова " Утешайте, утешайте, люди Моя " Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/29195.htm Православие. ру 2006 год. Февраль. Морозный день. Сверкающий снег. Воздух пахнет дымком топящихся печек. Мы вновь в Печорах. Для прихожан домового храма МГУ это традиция – на масленицу отправляться в Псково-Печерский монастырь, из которого в наш храм была принесена в дар частица мощей мученицы Татианы. В те дни, три года тому назад, обитель жила памятью о новопреставленном архимандрите Иоанне (Крестьянкине). " Земной ангел и небесный человек " Вспоминает наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). – Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) войдет в историю Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и по времени, и по высоте служения, и по благодати дарования как продолжатель святого старчества на Руси. Одна благочестивая прихожанка рассказывала, как келейница старца Симеона матушка Александра где-то в 1959 году собралась в паломничество по святым местам и пришла к старцу за благословением. Но он сказал ей: " Матушка, зачем вам ехать куда-то? Смотрите, сколько святынь здесь, в обители, – и чудотворные иконы, и мощи... " . Она отвечала: " Я бы хотела пообщаться с отцом Иоанном Крестьянкиным " . Старец Симеон сразу оживился: " Вот-вот, к нему-то съездите обязательно. Он земной ангел и небесный человек " . Зерно, посаженное на смирении сердца отца Иоанна – Однажды, в 1977 году, я был в храме в полиелейный день. Батюшка проповедовал, и мне подумалось тогда: " Как жаль, что его замечательное слово слышат лишь сто человек, стоящих в храме " . Чудо, что сегодня проповеди батюшки переведены на английский, греческий, финский языки и звучат по всему миру! Вот как разрослось скромное зернышко, посаженное на смирении сердца отца Иоанна. – А в каком году отец Иоанн пришел в Псково-Печерский монастырь? – В первый раз – после освобождения из лагеря в 1955 году, но ненадолго. Его сразу взяли в Троицкий собор. И несколько лет спустя отец Иоанн уехал в Рязанскую епархию, как он сам об этом рассказывал, но официально это в документах не отражено. Официальная дата поступления отца Иоанна в Псково-Печерский монастырь – 1967 год.

http://religare.ru/2_62096_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94913.html 05 июня 2012 Протоиерей Владимир Вигилянский Что это было? Часть 3 " Авторы толкают Патриарха вмешаться в дела судебной власти, чтобы она закрыла уголовное дело, дав повод недругам продолжать клевету о смычке государства и Церкви " Источник:  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54003.htm Православие.ру В ближайшее дни в издательстве " Русский дом " выходит книга протоиерея Владимира Вигилянского " Что это было? " , составленная из его почти ежедневных дневниковых записок в предвыборные и послевыборные месяцы 2012 года. Сайт " Православие.Ру " продолжает серию публикаций из этой книги. Либеральная общественность последние две недели призывает Церковь " простить " участниц панк-акции в храме. Первой высказалась российская правозащитница с американским паспортом Людмила Алексеева. За ней последовал Юрий Самодуров – куратор выставок " Осторожно, религия " (2003) и " Запретное искусство – 2006 " , дважды осужденный за эти выставки. Со своими советами Церкви выступил и А. Навальный: " Самое правильное, что может сделать сейчас РПЦ, – проявить милосердие и простить неразумных девиц, ходатайствовать об их немедленном освобождении до суда " . Пикантность ситуации в том, что основной речёвкой " Болотной " и " Сахарова " были " Не забудем, не простим! " . Сейчас посыпались упреки Церкви в отсутствии христианского отношения к " девочкам " – в доказательство приводятся многие отрывки из Евангелия, в которых Иисус Христос " абсолютно всех прощал " . Апофеозом стало коллективное письмо к Патриарху с призывом " проявить христианское отношение к участницам группы " Pussy Riot " и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела " . Письмо инициировано Лидией Мониавой и подписано в Интернете людьми, большинство которых к Церкви не имеют никакого отношения. Этот религиозный мотив перемешивается с другой линией либеральной защиты: " девушки " молились, как умеют, никакого оскорбления чувств верующих не было, это политическая акция против Путина, против слияния Церкви и государства, против притеснения однополых союзов, против дискриминации женщин.

http://religare.ru/2_94913_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95047.html 13 июня 2012 Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  http://www.pravoslavie.ru/sm/54209.htm Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана День памяти святителя Филарета

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99679.html 12 февраля 2013 Протоиерей Владислав Цыпин Как работает соборный разум Источник:  http://pravoslavie.ru/Православие.ру Одним из важных деяний прошедшего Архиерейского Собора стала новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Этот документ регламентирует схему церковного управления на всех уровнях – от центрального до приходского. Новые положения Устава комментирует ведущий специалист по каноническому праву, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Протоиерей Владислав Цыпин Протоиерей Владислав Цыпин – За последние годы в жизни Церкви происходили разнообразные изменения, что естественно. Неужели они настолько глобальны, чтобы менять Устав? – Новая редакция Устава действительно должна была отразить те новшества, которые уже прочно вошли в жизнь Церкви за последние десять лет. Например, в тексте Устава, который, напомним, был принят в 2000 году, теперь появились определения о статусе митрополий (на основании выработанного ранее положения о митрополиях). Митрополии – это, как правило, результат разделения одной большой епархии на несколько при сохранении уз, которые их связывают. Архиерей, занимающий правящую кафедру, становится митрополитом всей своей бывшей епархии: он председательствует на архиерейских советах митрополии, в который входят все правящие и викарные епископы; его имя возносится за богослужением. Но епархии, входящие в состав митрополий, находятся в прямом каноническом подчинении высшей церковной власти. Главная цель преобразований епархиальной структуры была в умножении числа кафедр, с тем чтобы епископы стали ближе к своей пастве и церковная жизнь была бы под более пристальным наблюдением архиерея. Но все же в новообразованных епархиях могут возникать вопросы, связанные с недостатком опыта молодых епископов, которым придется выстраивать всю систему епархии практически заново на новой кафедре, поэтому новым епархиям полезно сохранить связь с центральной кафедрой региона, ставшей митрополичьей.

http://religare.ru/2_99679_1_21.html

Архиепископ Марк: " Построим храмы всем миром! " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104961.html 27 августа 2014 Архиепископ Марк: " Построим храмы всем миром! " Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/73188.htm Православие.ру Программа строительства православных храмов в Москве – самый масштабный проект Церкви и государства последнего времени. О ходе его реализации мы беседуем с Председателем Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, Председателем Правления Фонда " Поддержки строительства храмов г. Москвы " архиепископом Егорьевским МАРКОМ. – Ваше Высокопреосвященство, вы возглавили Правление Фонда " Поддержки строительства храмов г. Москвы " . Скажите, каковы главные задачи Фонда, какие первоочередные направления деятельности вы наметили для себя и своих сотрудников? – Главная наша задача – собирать средства на строительство храмов и затем грамотно распределять их по стройкам по мере необходимости. Уметь четко определить расходы, рассчитать стоимость всех работ и материалов, следить за качеством и сроками на каждом этапе производства. Важно понимать, что наш поистине масштабный проект не финансируется из бюджета города. Все храмы строятся на пожертвования. За несколько лет работы Фонд объединил вокруг себя множество людей, неравнодушных к будущему своей страны, готовых положить все свои силы и таланты ради общего дела духовного возрождения нашей столицы и возвращения Москве ее прекрасного звания – Златоглавой столицы России. К нам приходят жертвователи самых разных профессий и уровня доходов: от рядового пенсионера, студента и учителя до руководителя крупной компании, художники, артисты, деятели культуры и спортсмены. Кто-то готов вложить крупные средства, кто-то – подарить кирпич, бетон, цемент или за свой счет возвести временную часовню, дом причта или даже большой каменный храм. – Владыка, а почему 200 храмов? – На мой взгляд, программу строительства храмов в Москве не стоит связывать с конкретным числом.

http://religare.ru/2_104961_1_21.html

Духовное рождение русского народа РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107180.html 30 июля 2015 Виктор Аксючиц Духовное рождение русского народа Источник:  http://www.pravoslavie.ru/ Православие.ру Крещение Руси в Православие ознаменовало пробуждение русского духа, было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип. Очевидно, некоторые религиозные представления язычников-славян были близки или во всяком случае бытийно не противостояли основным христианским истинам: тенденция единобожия в представлениях о главном боге ( " Они (славяне и анты) считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми " , – пишет Прокопий Кесарийский); многочисленные символы падения в грех – грехопадения; прообраз искупительной жертвы и даже воскресения – жертвоприношение божества, которое затем оживало. Крещение Руси исторически продемонстрировало чудо христианского преображения человека и народа православной верой. Язычество культивировало в человеке природные силы и страсти: в жизни добивается успеха и побеждает тот, кто более раскрепостит в себе именно природные стихии. В этом смысле князь Владимир был типичным язычником. Есть сведения, что Владимир по скандинавским и славянским традициям приносил человеческие жертвы, убивая пленников. Захватив перешедший на сторону Киева Полоцк, князь Владимир перебил семью правителя города князя Рогволода. Княжна Рогнеда отказала Владимиру в сватовстве, ибо считала недопустимым для себя выйти замуж за сына наложницы, коим и был Владимир. Ее слова " Не хочу розути робичича " ( " Не хочу разувать раба " – о славянском обычае разувания супруга) сильно унизили Владимира. И он надругался над княжной на глазах родителей, убил ее отца и двух братьев, затем насильно взял ее в жены. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга " подняли его мечами под пазухи " . Беременную жену Ярополка Владимир взял в наложницы.

http://religare.ru/2_107180_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010