Clm. 14000, ок. 870). История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) К предметам литургического обихода можно отнести золотой переносной алтарь с киворием из Реймса, принадлежавший кор. Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870-890). Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамленная серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 70-е гг. IX в.). Среди первых образцов статуй-реликвариев можно назвать сильно переделанную впосл. статую св. Веры из Конка (сокровищница аббатства Конк, кон. IX-X в.), при изготовлении к-рой использовались в т. ч. монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи имп. Диоклетиана, античные геммы и камеи. Во 2-ю группу входят произведения, представляющие собой вариации на тему древнерим. памятников, связанных в первую очередь с имп. культом. Таков миниатюрный бронзовый позолоченный конный памятник Карлу Великому, образцом которого, возможно, стала перевезенная из Равенны в Ахен статуя остгот. кор. Теодориха Великого (2-я пол. IX в., Лувр, Париж). В своеобразной антикизирующей форме реликвария была выполнена миниатюрная серебряная триумфальная арка, украшенная изображениями ангелов и св. воинов в основании; она была подарена Эйнгардом церкви в Маастрихте (не сохр.). К позднеримским и раннехристианским образцам резьбы по камню восходят памятники резьбы по горному хрусталю - вклады поздних Каролингов в монастырские сокровищницы: хрустальный эллипс с изображением Распятия, переданный Карлом Лысым в сокровищницу аббатства Сен-Дени (Британский музей, Лондон, 50-70-е гг. IX в.), и принадлежавший кор. Лотарю II хрустальный шар с 8 сценами истории Сусанны , расположенными по окружности и снабженными, как в книжной миниатюре, noдnucямu-mimuli (Британский музей, Лондон, сер. IX в.). Хрустальная гемма с портретом Лотаря II вошла в т. н. крест Лотаря, изготовленный ок. 1000 г. Лит.: Schlosser J., von. Schriftquellen zur Geschichte der karolingischen Kunst. W., 1892; Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//The Art Bull. N. Y., 1942. Vol. 24. N 1. P. 2-38; Grabar А., Nordenfalk С. Le haut Moyen Âge du IVe au XIe siècle. Lausanne, 1957; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Baltimore etc., 1959; Hubert J., Porcher J., Volbach W. F. L " Empire carolingien. P., 1968; Dodwell C. R. Painting in Europe, 800-1200. Harmondsworth, 1971; Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian, Ottonian, Romanesque. N. Y., 1974; Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/Пер.: А. Г. Габричевский. М., 1998. С. 42-51; Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Папские послания, адресованные Лотарю II и епископам его королевства, были доставлены Карлу Лысому 20 мая 867 г. Их привез архиеп. Эйгиль Сансский, к-рый также передал западнофранк. королю устное повеление понтифика позаботиться о высылке Вальдрады в Рим. Вскоре Карл Лысый встретился с Лотарем II и вручил ему папские послания (Annales Bertiniani. 1883. P. 86-87). По свидетельству Гинкмара Реймсского, после этого отношения между обоими правителями ухудшились. Подозревая Карла Лысого в тайном умысле, Лотарь II решил лично отправиться в Рим для переговоров с Н. Он заключил соглашение с Людовиком Немецким, поручив восточнофранк. королю опекать Гуго, своего сына от Вальдрады, и заботиться о безопасности «срединного» королевства, пока он не вернется из Рима (Ibid. P. 87). Однако в том же году Карл Лысый и Людовик Немецкий тайно договорились о разделе владений Лотаря в случае его кончины (MGH. Capit. T. 2. P. 165-167). Короли зап. и вост. франков решили обсудить вопрос о браке Лотаря II на Соборе епископов своих королевств, назначенном на 1 февр. 868 г. (Annales Bertiniani. 1883. P. 90). Папа Римский, узнав о желании Лотаря II получить личную встречу, передал ему через Людовика Немецкого свои условия: прежде чем отправиться в Рим, Лотарь должен был прислать туда Вальдраду, признать Теутбергу своей законной супругой и обеспечить избрание архиепископов в Кёльне и Трире в соответствии с каноническими правилами (30 окт. 867 - Ep. 51). Поскольку эти условия были неприемлемы для Лотаря, король направил в Рим для переговоров своего канцлера Гримланда (MGH. Epp. T. 6. P. 236-238). К тому времени, когда посольство Лотаря II достигло Рима, Н. уже не было в живых. Кончина понтифика вселила в короля надежду на благополучный исход дела: он рассчитывал на то, что преемник Н. проявит милосердие и позволит ему расторгнуть брак с Теутбергой. С этой просьбой Лотарь обратился к папе Адриану II (MGH. Epp. T. 6. P. 238-240), одновременно отправив Теутбергу в Рим (Ibid. P. 695-697; Annales Bertiniani. 1883. P. 90). В февр. 868 г. канцлер Гримланд и еп. Адвенций Мецский при поддержке имп. Людовика II убедили папу Адриана II снять отлучение с Вальдрады. Понтифик призвал Карла Лысого и Людовика Немецкого отказаться от агрессивных намерений в отношении Лотаря II и его владений (MGH. Epp. T. 6. P. 700-704; Annales Bertiniani. 1883. P. 91). Однако Адриан II не позволил Лотарю жить с Вальдрадой. Поэтому в 869 г. Лотарь вместе с Теутбергой отправились в Рим, чтобы уговорить понтифика расторгнуть их брак. При помощи имп. Энгельберги король встретился с Адрианом II в аббатстве Монте-Кассино , но, по-видимому, ему не удалось получить согласие понтифика. На обратном пути Лотарь II скончался, не оставив законных наследников. Его королевство разделили между собой Карл Лысый и Людовик Немецкий (Annales Bertiniani. 1883. P. 98-101; Reginonis Chronicon. 1890. P. 96-98). Теутберга удалилась в мон-рь св. Глодезинды в Меце, Вальдрада - в аббатство Ремирмон.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Württembergische Landesbibliothek. HB. II 40) и Лондона (Lond. Brit. Lib. Add. 10546)); но расцвет турского скриптория пришелся на сер. IX в. При аббате Вивиане (845-851) были созданы знаменитые иллюстрированные Библии: Библия из Бамберга (Bamberg. Staatsbibliothek. Ms. bibl. I), Библия из монастыря Мутье-Гранваль (Lond. Brit. Lib. Add. 10546; 834-843 гг.) и Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Paris. lat. 1; 845-846 гг.). По полностраничным иллюстрациям этих Библий исследователи пытаются составить представление о более древних иллюстративных циклах, напр. Пентатевхов или рим. Библий IV-V вв. (см.: Kessler. 1977; Koehler. 1930-2009. Bd. 1. S. 110, 193-212). Помимо Библий мастера турского скриптория выполнили неск. Евангелий (Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 733; Paris. lat. 9385). Одно из лучших по качеству исполнения - Евангелие, предназначавшееся для имп. Лотаря I (Paris. lat. 266, 849-851 гг.) c его изображением на троне (Fol. 1v). После разрушения Тура норманнами в 853 г. скрипторий прекратил свое существование, но его традиции нашли продолжение в позднекаролингских рукописях, в особенности в манускриптах, вышедших из скриптория Карла Лысого. Рукописи 2-й пол. IX в. Начиная с сер. IX в. богато украшенные рукописи создавались в придворных скрипториях Лотаря I и Карла Лысого. В миниатюрах, украшающих рукописи того времени, усложняется иконография, появляются новые, более подробные иконографические схемы. Особое внимание уделялось изображениям правителя; в поисках образцов мастера, очевидно, обращались к изображениям рим. императоров. Сакраментарий имп. Карла Лысого 869–870 гг. (Paris. lat. 1141. Fol. 6v — 7) Сакраментарий имп. Карла Лысого 869–870 гг. (Paris. lat. 1141. Fol. 6v — 7) Скрипторий Лотаря I, по мнению исследователей, находился между Ахеном и Льежем. Созданные там рукописи относятся к 40-50-м гг. IX в.: Псалтирь Лотаря (Lond. Brit. Lib. Add. 37768); Сакраментарий (Padova. Biblioteca Capitolare. D. 47); Евангелие из аббатства Прюм (Berolin. SB. Theol.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Выдающимся памятником оттоновского ювелирного искусства является Крест Лотаря. Он был преподнесен в дар Ахенской капелле ок. 1000 г. Деревянный, инкрустированный золотом и драгоценными камнями выносной крест (высотой 0,5 м), по-видимому, был изготовлен в Кёльне. Одна его сторона богато украшена инкрустацией, в центре, среди множества драгоценных камней и жемчужин, помещена античная камея с портретом имп. Октавиана Августа. В близких по времени и стилю аналогах (таких, как Крест Феофано, сер. XI в.) на этом месте помещалось изображение Христа; использование изображения рим. императора позволяет видеть в Кресте Лотаря прямое воплощение идеи христомимесиса императора. У основания в крест вделана каролингская печать IX в. из горного хрусталя с изображением кор. Лотаря (предположительно Лотаря I или Лотаря II), которая в контексте эпохи могла ассоциироваться с западнофранк. кор. Лотарем III и с его преемниками на франц. престоле. Каролингская печать, помещенная под изображением императора, была значительно меньше его по размеру, что напоминает оттоновскую миниатюру, где зависимые от государя представители знати изображались ниже его трона, а их фигуры были меньшими по размеру. Также эта деталь могла служить отсылкой к образу диавола, побежденного Христом. На оборотной стороне креста на гладкой поверхности выгравировано изображение распятого Спасителя. Над распятием изображена рука Господа в языках пламени, опускающая на Христа лавровый венок, в центре к-рого - голубь, воплощающий Св. Духа, у подножия креста - поверженный змий-искуситель, с правой и левой стороны - Солнце и Луна. Т. о., парадной «императорской» стороне креста противопоставлена подчеркнуто аскетичная, но изобилующая духовной символикой сторона с изображением Царя Царей. Одно из возможных предназначений подобного двустороннего креста во время литургии состоит в том, чтобы парадная сторона была обращена к народу, тогда как сам император, молясь, видел перед собой лишь сторону с распятием. Это произведение, причудливо соединившее образы, связанные с античным Римом и с христ. традицией, с имперским величием и со смирением государя в подражание Христу, стало выразительным отображением политической и теологической концепций, лежавших в основе императорской власти О.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Самым недолговечным оказалось «срединное» королевство имп. Лотаря I. Перед смертью император передал свои владения 3 сыновьям. Сев. Италия отошла Людовику II Доброму (825-875), получившему имп. титул (император-соправитель с 850, правил самостоятельно с 855). Лотарь II (835-869) стал королем Лотарингии и Бургундии. Прованс, в котором правил Карл Провансальский (845-863), после его смерти был поделен между Людовиком II и Лотарем II. В Италии имп. Людовик II возглавил борьбу с арабами, отвоевал у них Капую, Салерно и Бари, но попытка подчинить герцогство Беневенто завершилась неудачей. К концу правления Людовика II Доброго его власть над Италией была ослаблена, положение дел в стране определяла местная аристократия. Внук Людовика Доброго по жен. линии, Людовик III Слепой (ок. 880-928), в 900 г. при поддержке папы Римского Бенедикта IV (900-903) был провозглашен королем Италии, в 901 г. состоялась его имп. коронация. Однако уже в 905 г. император был схвачен маркгр. Беренгарием I Фриульским, к-рый велел ослепить его и выслать в Прованс, что положило конец власти К. в Италии. Поскольку у кор. Лотаря II не было законных наследников, вопрос об аннулировании его брака с кор. Теутбергой в 60-х гг. IX в. приобрел важное политическое значение; в полемике приняли участие папа Римский Николай I (858-867), архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882) и др. церковные деятели. Брак не был аннулирован. По соглашению в Мерсене (870) владения Лотаря были поделены между Карлом Лысым и Людовиком Немецким. В Восточнофранкском королевстве К. правили до нач. Х в. Людовик Немецкий стремился расширить подвластную территорию. В 858 г. он попытался захватить Западнофранкское королевство, но столкнулся с сопротивлением местного епископата. По Мерсенскому договору Людовик Немецкий получил Фризию и большую часть Лотарингии. На вост. границах своего королевства он вел активную завоевательную политику, совершил неск. походов на слав. земли. После смерти имп. Людовика II король вост. франков пытался закрепить имп.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Дело о расторжении брака Лотаря II, начавшееся в 857 г. и находившееся на рассмотрении у Н. с 862 г., окончилось лишь со смертью короля в 869 г. Лотарь II, сын имп. Лотаря I (817-855) и старший брат имп. Людовика II, унаследовав от отца власть над «срединным» королевством (Лотарингией), вскоре после вступления на престол в 855 г. женился на Теутберге, принадлежавшей к влиятельному роду Бозонидов (см.: Bouchard C. B. The Bosonids or Rising to Power in the Late Carolingian Age//French Historical Studies. Durham, 1988. Vol. 15. P. 407-431). Упрочив свою власть, через нек-рое время Лотарь II решил развестись с нелюбимой супругой и вернуться к наложнице Вальдраде, к-рая ранее родила от него сына. Попытка короля отвергнуть жену в 857-858 гг. завершилась неудачей из-за сопротивления знати (Annales Bertiniani. 1883. P. 47, 50). Лотарь II обвинил Теутбергу в противоестественной связи (masculinus concubitus inter femora) с братом, аббатом Губертом (Хукбертом). Об этом стало известно из заявления архиеп. Гунтара Кёльнского (850-863), к-рому Теутберга на исповеди призналась в содеянном грехе. Однако во время ордалии (испытания кипящей водой) человек, выступавший от лица королевы, остался невредимым, и дело было решено в пользу Теутберги (MGH. Conc. T. 4. P. 4-5; Hinkmar von Reims. 1992. S. 114, 146). Впоследствии выдвигавшиеся Лотарем II аргументы в пользу расторжения брака неоднократно менялись. Первоначально обвинение заключалось в кровосмешении и аборте; впосл. король заявил, что был якобы женат на Вальдраде еще до брака с Теутбергой (MGH. Epp. T. 6. P. 215-217); затем Теутбергу заставили признать себя бесплодной (см.: Airlie. 1998. P. 11-12). Лотарь II решил добиться расторжения брака от епископов своего королевства. Для этого в янв. и февр. 860 г. в Ахене были проведены 2 Собора, на к-рых король вновь обвинил жену в кровосмесительной связи с Губертом и заставил ее признаться в этом перед епископами. На 2-м Соборе Теутберга заявила прелатам, что была изнасилована братом, поэтому недостойна быть женой короля и желает стать монахиней.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

«Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. «Крест Лотаря» с изображением имп. Августа и франкского кор. Лотаря. Лицевая сторона. Кон. X в. Там же хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости («Олифант» из «Песни о Роланде»; изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар франц. кор. Людовика XI, 1481), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV (дар Карла IV по случаю его коронации в 1349), малоазийский реликварий кон. X в., диптих с рельефами из слоновой кости (IX в.), имп. мантии XII-XIII вв. Из многочисленных изображений Богоматери особым почитанием у паломников пользуется статуя XIV в. «Unsere Liebe Frau von Aachen» (Ахенская Богоматерь), к-рой принесены в дар многочисленные украшения и богатые одежды. Из светской архитектуры А. интерес представляет готическая ратуша с богато украшенным скульптурами фасадом, построенная в XIV в. на месте каролингского дворца, приобретенного городом у мон-ря (от дворца осталась одна башня: Granusturm (башня Гранна)), к-рую Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Пий II) описывал как «palatium tota Germania nobilissimum» (благороднейший из дворцов во всей Германии). Барочные изменения были устранены при перестройке ратуши в готическом стиле в XIX в., а коронационный зал на 2-м этаже украшен циклом исторических фресок А. Ретеля и Й. Керена (наиболее известные «Оттон III открывает гробницу Карла Великого», «Коронация Карла Великого»). Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. Лит.: Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//Art Bull. N.Y., 1942. T. 24. P. 1-38; Kreusch F. Über Pfalzkapelle und Atrium zur Zeit Karls des Grossen. Aachen, 1958; Messerer W. Zum Kaiserbild des Aachener Ottonencodex.

http://pravenc.ru/text/77174.html

После этого они двинулись на Аахен и принудили Лотаря к бегству. Там же они поделили между собой империю. К сожалению, остается только догадываться, как – договор не сохранился. Понимая безвыходность положения, Лотарь сам пошел на мирные переговоры. 15 июня 842 года братья встретились и договорились о равном разделении империи, что после битвы при Фонтенуа можно расценивать как большой дипломатический успех Лотаря. Для выработки договора была создана комиссия в составе 120 человек. Однако дело затянулось, так как никто не представлял себе истинных размеров государства. И только после длительных совещаний, в августе 843 года в Вердене империя была поделена между братьями. Какие принципы легли в основу раздела? Очевидно, что каждый из братьев получил значительную часть исконных земель франкской династии: Лотарь между Льежем и Аахеном, Людовик между Франкфуртом и Вормсом, Карл между Ланом и Парижем. Кроме того, примерно равным было количество епископств и графств, отошедших к каждому из братьев. В общих чертах, видимо, учли богатства и владения светских магнатов. Несомненно, влияние на верденское решение оказали этнические и языковые различия: Западно-франкское королевство включало земли, население которых говорило на романском диалекте; Восточно-франкское королевство образовывало регион, где господствовал тевтонский язык; население срединного королевства говорило на смешанном романо-германском языке. Лотарь сохранил за собой титул императора, хотя тот и был сугубо номинальным и личным, однако это укрепило позиции старшего брата. Искусственность срединного королевства Лотаря, о которой так много говорили историки, видимо, не казалась таковой людям IX века. В руках Лотаря были Рим и, конечно, Аахен – сокровищница имперского величия Каролингов. Кроме того, земли срединного королевства (Фрисландия, Франкия между Шельдой, Маасом и Рейном, Бургундия между Соной, Роной и Альпами, Прованс и Италия) группировались вокруг больших римских дорог, примыкавших к водной системе Роны и Рейна, которые вели из Марселя и Милана в Кельн и устье Рейна, и дальше по Рейну, Маасу и Шельде во Фрисландию, что определяло экономическую и стратегическую значимость этого региона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

правителями. При Людовике I Благочестивом и его преемниках в И., Лотаре I и Людовике II, противостояние сменилось союзническими отношениями. В 840 г. Лотарь I, прежде уделявший в политике много внимания И. и использовавший ее в 833-836 гг. как плацдарм для борьбы с отцом, имп. Людовиком Благочестивым, объявил королем И. старшего сына Людовика II, прозванного Добрым. Вступив в войну с братьями из-за раздела Франкской империи, Лотарь боролся за контроль над Рейнским регионом и в И. более не возвращался. Напротив, Людовик II был всецело поглощен делами в И. и не смог вмешаться в раздел королевства младшего брата Лотаря II (869), из владений к-рого он получил лишь Прованс. В 844 г. папа Сергий II помазал Людовика II на царство, а в 850 г. папа Лев IV (847-855) короновал его императором, соправителем отца, после кончины к-рого в 855 г. Людовик стал править самостоятельно. Имп. Людовик II вмешался в междоусобицу Сиконульфа, герц. (дукса) Салерно, правившего независимо после гибели беневентского кн. Сихарда (839), и захватившего Беневенто Радельхиса I. В 851 г. император заставил Радельхиса признать независимость Салерно. Однако основной заботой Людовика II стала защита И. от набегов пиратов-сарацин, в 846 г. напавших на Рим. В 847 г. военная экспедиция против арабов, к-рые захватили визант. г. Бари и основали эмират, не принесла успехов. В 871 г. совместными действиями франков и византийцев г. Бари был взят, а эмират пал. Визант. император отказался в пользу Людовика II от суверенитета над Беневенто и Салерно, к-рые фактически были подчинены франк. императору с 860 г. В 872 г. Людовик II подавил мятеж беневентского кн. Адельхиса и восстание жителей Капуи (в 866 город был передан в управление маркграфу Сполето Ламберту I). Эти мятежи продемонстрировали непрочность власти франк. императора в Юж. Италии. Последующие короли И. и императоры практически не вмешивались в дела в этом регионе. В противостоянии с Каролингами и во внутренних конфликтах лангобардские правители Юж. Италии, а также и визант.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

На собрании 831 г. в Ахене аббаты Вала и Хильдуин были низложены и отправлены в изгнание. Состоялся новый раздел империи: под контролем Лотаря осталась только Италия, за его счет были увеличены доли Пипина Аквитанского и Людовика Немецкого. Однако их недовольство вызвало то, что и Карл Лысый получил дополнительные земли на Мозеле и Роне. Вскоре Лотарь помирился с отцом и добился амнистии нек-рых своих сторонников. В 832 г., после того как Л. Б. передал Аквитанию Карлу Лысому, Людовик Немецкий поднял восстание, но был разбит войсками императора и бежал в Баварию. Империю снова разделили, но теперь уже только между Лотарем и его крестником Карлом. Предыдущие разделы были аннулированы, но такое решение опять никого не устроило. В 833 г. конфликт вспыхнул с новой силой. Пипин и Людовик объединились с Лотарем, к-рый не оставлял надежды вернуть себе статус императора и единственного соправителя, предусмотренный «Ordinatio imperii». На его сторону встали влиятельный аббат Вала и архиепископы Эббон Реймсский и Агобард Лионский, лидеры группы церковных реформаторов, возлагавшие на Лотаря свои надежды на продолжение церковных преобразований. На т. н. Красном поле близ Кольмара в Эльзасе сошлись 2 армии. Одной командовал Л. Б., 2-й - его сыновья, сумевшие привлечь в лагерь своих сторонников папу Римского Григория IV. Путем длительных переговоров, а также из-за измены части сторонников императора битвы удалось избежать, а Л. Б. сдался в плен. После этого современники переименовали Красное поле в Поле лжи. Партия Лотаря попыталась законодательно закрепить успех. Имп. Юдифь сослали в Тортозу, принца Карла поместили в аббатство Прюм, а самого Л. Б. держали под стражей в аббатстве св. Медарда в Суасоне. В нач. окт. 833 г. в Компьене над Л. Б. устроили церковный суд. Императора заставили сложить перед алтарем оружие и королевские регалии, публично признаться в прегрешениях, перечень к-рых был записан в отдельной книжице, сместили с трона и определили к вечному покаянию. Формальным основанием для столь сурового приговора послужило утверждение, что своими действиями Л.

http://pravenc.ru/text/2561074.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010