Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛМАЗОВ Александр Иванович (15.08.1859, с. Замартынье Лебедянского у. Тамбовской губ.- 15.03. 1920, Москва), литургист, канонист, историк Церкви. Род. в семье диакона. Учился в Лебедянском приходском уч-ще (1867-1868), в Липецком ДУ (1868-1874) и Тамбовской ДС (1874-1880). После окончания КазДА в 1884 г. со степенью канд. богословия был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре литургики на 1884/85 учебный год, в течение к-рого работал в Москве и С.-Петербурге, изучая памятники литургической письменности. 19 мая 1885 г. защитил магистерскую дис. «История чинопоследований крещения и миропомазания», за к-рую в 1886 г. был удостоен митр. Макария (Булгакова) премии . В диссертации А. исследовал святоотеческие свидетельства о богословии и чинах таинств Крещения и Миропомазания и сопровождающих их чинопоследований, проанализировал историю литургических формуляров таинств по неск. рукописям XI-XVII вв. В 1885-1886 гг. А. преподавал литургику и гомилетику в Симбирской ДС. В сент. 1886 г. переведен в КазДА помощником инспектора. С 1887 г. экстраординарный, затем ординарный профессор Новороссийского ун-та по кафедре канонического права, декан фак-та. После защиты дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» с 1896 г. д-р церковного права. В 1906-1907 гг. член Предсоборного Присутствия . В 1910-1912 гг. проректор Новороссийского ун-та, в 1912-1920 гг. профессор церковного права Московского ун-та, с 29 нояб. 1913 г. одновременно преподавал в МДА. Наиболее объемным трудом А. является докт. дис. «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви». В этом уникальном по охвату и тщательности разработки материала сочинении автор на основе изученных им 189 греч., 12 южнослав. и 427 рус. рукописей, а также многочисленных печатных изданий исследует историю чинопоследования исповеди в правосл. Церкви в X-XIX вв. с экскурсами в более ранние эпохи вплоть до апостольской. Важнейшими и далеко обогнавшими его время особенностями исследовательского метода А. следует считать пристальное внимание к «внутренней структуре исповедных чинов», вычленение функционально различных частей исповедного чина: 1) литургических элементов, к-рыми являются псалмы, апостольские и евангельские чтения; 2) предысповедных и поисповедных молитв, исповедных поучений, вопросо-ответных статей; 3) т. н. поновлений - систематических перечислений кающимися своих грехов и др.; а также особенно тщательный анализ их функций в различных редакциях чина. Открытием А. явилось доказательство того факта, что рус. редакции чина исповеди, хотя в них широко используются тексты греч. и южнослав. происхождения, в целом представляют собой плод самостоятельной пастырской деятельности рус. духовников. В 3-м томе исследования опубликованы многочисленные греч. и слав. исповедные чины.

http://pravenc.ru/text/Алмазов.html

Г.С. Битбунов Часть 1. Становление богослужебного годового календаря в связи с двунадесятыми праздниками Под словосочетанием «двунадесятые праздники» (греч. Δωδεκορτον) понимаются 12 праздников, которые считаются в православной традиции наиболее важными после Пасхи. Прежде чем приступить к систематическому описанию каждого из них, необходимо предпринять историко-литургический экскурс, связанный с общим диахроническим становлением церковного календаря. Первые христиане в Иерусалиме постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ). Весь их день был непрерывным богослужением, которое состояло прежде всего из повествований о жизни и проповеди Спасителя, которые впоследствии составили содержание письменных Евангелий, и в наставлениях самих апостолов, изложенных потом некоторыми из них в посланиях. На этой почве сугубой набожности и началось постепенное формирование особого христианского богослужения, в том числе и становление церковного года. Очевидно, что сперва апостолы и верующие соблюдали еврейские праздники, однако со временем эта традиция вполне закономерно пресеклась. Несомненно также и следующее: начало христианскому церковному году, который стал постепенно заслонять иудейский, положило празднование воскресного дня. Первое определенное упоминание об этом факте при апостолах находится в Первом послании к коринфянам, написанном, должно быть, около 58 года, в конце двухлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Апостол советует коринфским христианам делать благотворительный сбор в пользу палестинских братий в первый день недели, как он это ранее установил в галатийских церквах. Иными словами, здесь следует указание на освящение воскресного дня только благотворительностью. Но от того же года имеется свидетельство о проведении и богослужебного собрания. Когда апостол Павел возвращался в Иерусалим и сделал остановку в Троаде, то в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, он, намереваясь отправиться на следующий день далее, беседовал с ними до полуночи. Воскресный день освящается Евхаристией (преломление хлеба, которое совершается вечером). В горнице, где собрались верующие, было довольно много светильников. Освещение это объяснялось не только вечерним временем суток, но праздничным поводом, которым обусловлена также и длительность богослужения – от вечера до рассвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf § I В учебниках литургики молитва благодарения, к которой, как к своей вершине и исполнению, привело нас евхаристическое священнодействие, рассматривается обычно по частям, издавна обозначенным латинскими или греческими наименованиями: praefatio, sanctus, anamnesis и т. п. Такое деление, дополнительно соответствующее строю и порядку евхаристической молитвы, могло бы быть полезным для уразумения ее как именно исполнения Литургии, и, надо думать, с этой целью и возникло оно в литургической науке. На деле, однако, оно привело, как это ни покажется странным, буквально к обратному результату. В сознании литургистов и богословов, а вслед за ними и самих верующих, это явление и впрямь разделило евхаристическую молитву, как бы разбило ее на несколько молитв, которые, хотя они и следуют одна за другой, уже не воспринимаются как целое, как одна и единая молитва . Более того, если для литургистов предметом изучения остаются все эти части, их исторический генезис, сходство и различие между ними во множестве дошедших до нас из древности евхаристических гимнов, то богословы давно уже все свое внимание сосредоточили на той части, которую отождествили они с «тайносовершительной формулой», то есть с моментом и формой преложения евхаристических даров. Фрагментации евхаристической молитвы способствовала, конечно, и восторжествовавшая в Церкви практика тайного, то есть «про себя», чтения ее священником. О причинах возникновения этой, ранней Церкви совершенно неведомой, практики я намереваюсь говорить в особом экскурсе, поскольку вопрос это сложный и обсуждение его в данной связи заняло бы слишком много места. Сейчас скажу только, что вот уже несколько веков, как народ Божий, миряне, которых ап. Петр называет «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ), просто, не слышат и потому, конечно, не знают этой поистине молитвы всех молитв, которой совершается таинство и исполняются сущность и призвание самой Церкви. Все, что молящиеся слышат, – это отдельные возгласы и отрывочные фразы, связь которых между собою, да иногда и просто смысл, остаются непонятными, как например: «...победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...». Если же добавить к этому, что во многих православных церквах эта, ставшая «тайной», молитва читается к тому же при закрытых царских вратах, а иногда даже и при задернутой алтарной завесе, то не будет преувеличением сказать, что молитва благодарения фактически выпала из церковного служения. Миряне, я повторяю, ее просто не знают, богословы ею не интересуются, а священник, вынужденный читать ее глазами, под пение, да еще зачастую «концертное», хора, вряд ли способен воспринять ее во всей полноте, единстве и целостности. И, наконец, в самих богослужебных книгах она давно уже печатается именно в раздробленном виде, разделенная точками там, где по смыслу их не должно быть, а также и с различными вставками, попавшими в нее из чисто случайных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В. В. Печатнов Введение Цель настоящей работы – изложить современный чин Божественной литургии в Русской и Элладской Православных Церквах, отметить имеющиеся различия, установить, как и когда появились главные из них, а также пояснить значение главных различий. Тема эта актуальна с двух точек зрения. Во-первых, сопоставление богослужебных текстов Божественной литургии необходимо для совершения общих богослужений, которые, благодаря развитию отношений между двумя Поместными Церквами, совершаются сегодня всё чаще, и притом на разных уровнях. Во-вторых, правильный подход к теме требует не только изложения современного русского и современного греческого чина литургии, но и регулярных экскурсов в историю чина Божественной литургии. Эта историко-литургическая сторона темы представляется актуальной как в России, где знания о богослужении всегда очень востребованы, так и в Греции, где уже полвека богослужение изучается весьма интенсивно 2 . Тема нашего исследования до сих пор систематически не изучалась. Предшествующие работы, касающиеся этой темы, можно классифицировать по трём типам. Первый тип составляют статьи и очерки, в которых отмечаются различия в современных им чинах Божественной литургии. К этому типу относятся работы Серединского 3 и Металлова 4 , написанные в конце XIX и в начале ХХ вв. соответственно, очерк Г. Метаксаса « τξις τν ερν κολουθιν ν τ Ρωσσικ κκλησí» («Чин богослужений в Русской Церкви»), опубликованный в 1895 г., и более современная статья архиеп. Василия (Кривошеина) «Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение» 5 . Эти работы, однако, не рассматривают историю отмечаемых ими различий и не приводят самих текстов литургии. Второй тип составляет небольшое число статей, в которых с научно-богословской точки зрения рассматриваются некоторые различия между русским и греческим чином литургии. Здесь нужно отметить статью о. Николая Деснова «Ещё несколько слов об известных расхождениях между русскими и греками в литургиях святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста » 6 . К третьему типу принадлежат два рукописных изложения полного русского и полного греческого чинопоследования Божественной литургии в сопоставлении первого со вторым 7 . Они были сделаны в Московской Духовной Академии в начале 60-х гг. ХХ в. В этих работах переводится (с греческого «Иератикона» («ερατικν») 1951 г.) греческий текст трёх Божественных литургий, сопоставляется с церковнославянским текстом и отмечаются различия. Однако исторический анализ различий отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава четвертая. Чинопоследования пострижения в монашество Настоящий отдел нашего исследования, касающийся состояния в русской церкви в XVI и первой пол. XVII в. чинопоследований пострижения в монашество, обещает носить более или менее фрагментарный характер, так как будет заключать в себе лишь некоторые дополнения и возможные поправки к соответствующим отделам книги архимандрита (ныне архиепископа) Иннокентия: «Пострижение в монашество. Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской церквах до XVII в. включительно. Вильна 1899 г.». Как показывает приведенный подзаголовок к книге преосвящ. Иннокентия, в ней мы должны встретить, как полный обзор чинопоследований пострига, по русским богослужебным памятникам взятого нами времени, так и объяснение особенностей этих чинопоследований, сравнительно с, современной нам, постригальной практикой. Автор, заглавием своей книги обещает, далее, совместное обозрение постригальных чинов, как в русской, так и в греческой церквах, и, следовательно, при объяснении особенностей древнерусской практики пострижения в иноческие степени, должен был бы пользоваться наилучшим методом исследования: сличения этой практики с практикой церкви греческой. Но, при всем этом, книга преосв. Иннокентия не может окончательно освободить нас от некоторых экскурсов в область постригальных обрядов в русской церкви взятого нами периода времени, и вот по каким соображениям. – Прежде всего, преосвященный автор совсем не касается в своем исследовании некоторых чинопоследований, бывших в русской дониконовской богослужебной практике и имевших непосредственное отношение к чинам пострига. Таковы, вышедшие теперь из употребления и нередко встречающиеся в дониконовских требниках, чины: принятия в монастырь и удаления в затвор. Затем, недостаточно, по нашему мнению, использован в рассматриваемом сочинении тот, весьма важный и богатый отдел источников трактуемого предмета, который (отдел) составляют наши старопечатные Потребники.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Отдел религиозного образования и катехизации объявляет набор слушателей на катехизаторские курсы 5 августа 2009 г. 11:40 Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, созданы в 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия и действуют при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации . Курсы принимают на обучение православных христиан: 1. На катехизаторское отделение (срок обучения: на вечернем потоке — 2 года, на субботнем потоке — 3 года): желающих получить знания и навыки церковно-педагогической, катехизаторской, экскурсионно-паломнической деятельности (основной курс и специализация); учителей воскресных школ, преподавателей духовно-нравственных дисциплин, катехизаторов, православных экскурсоводов с целью повышения квалификации; 2. На отделение повышения общей церковной грамотности (срок обучения 2 года): сотрудников храмов для повышения общей церковной грамотности, а также всех желающих. Для педагогов воскресных школ в рамках курсов имеется возможность повышать свою квалификацию на организованных для них спецкурсах и семинарах. Преподавателями курсов являются известные священнослужители и миряне. На курсах преподаются следующие дисциплины: Православный Катехизис; Священное Писание Нового и Ветхого Завета; Введение в литургическое предание и литургика; Церковно-славянский язык; История Вселенской и Русской Церкви; Новейшая история Русской Церкви; Духовное и педагогическое наследие новомучеников и исповедников Российских; Сравнительное богословие; Сектоведение; Христианская этика; Апологетика и основное богословие; Основы и методика катехизации; Православное экскурсоведение; Православная педагогика и методика; Основы церковного искусства; Различные специальные курсы и факультативные предметы (патристика, агиография, христианская антропология, Православие и литература, и другие дисциплины). По окончании курсов их слушателям выдается церковное подтверждение образования, а успешно защитившим выпускную работу и прошедшим годичную стажировку — присваивается соответствующая квалификация с выдачей церковного документа об аттестации.

http://patriarchia.ru/db/text/713778.htm...

Читатели, интересующиеся вопросами литургического богословии, а также темами, связанными с русским культурным пришлым, не преминут обратить внимание на недавно вышедший обширный труд Ф. Г. Спасского, доцента Богословского Института к бывшего многолетнего регента нашей Введенской церкви в Париже: «Русское литургическое творчество». Ф. Г. Спасский уже зарекомендовал себя как авторитетный знаток Предании Восточной Церкви, .запечатленного в ее гимнографическом творчестве, своими исследованиями православных восточных служб в связи с вопросами, поднятыми провозглашением нового ватиканского догмата об Успении Божьей Матери (об непорочном зачатии Пресв. Девы и т. д.). Продолжая свою работу по истории литургического материала, он теперь обогатил русскую науку вкладом в области ее наименее разработанной, – в истории русской Минеи. В своем кропотливом труде автор начинает с распределения служб, вошедших в русские Минеи по признаку национальному (службы не-русским святым не-русского и русского происхождения) и устанавливает .зависимость русского литургического творчества от творчества юго-славянского. Затем он переходит к собственно русскому материалу; он распределяет его по темам: праздники событий государственных (гл. 3), службы киевского типа (гл. 4), службы в честь имени Божьей Матери (гл. 7), святым князьям (гл. 8), святителям (гл. 9), преподобным (гл. 10), юродивым (гл. 11), службы, вошедшие в так называемую дополнительную Минею (гл. 12), причем для каждой службы автор старается определить авторство, время написания и установить ее связь с определенным гимнографнческим типом и направлением. Попутно помещены исследования о смене устава и об его влиянии на формы гимнографии (гл. 5), а также и Пахомии Сербе и его влиянии на позднейшее русское литургическое творчество. Труд заключает ряд экскурсов (гл. 13–18), из которых наиболее интересными являются этюды о службе Софии Премудрости Божией (творение князя Симеона Шаховского) и о древней русской криптографии (т.е. содержащихся в наших древних церковных службах различных зашифрованных указаний, ценных для определения авторов некоторых анонимных произведений). Отметим, наконец, что автор поместил в своем труде и обильную библиографию, чрезвычайно интересную для литургистов и для агиологов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Школа абитуриента при Сретенской духовной академии продолжает набор на 2024 год. Приём заявок — до 20 января 16 января 2024 – 16 января 2024 События Школа абитуриента при Сретенской духовной академии готовит слушателей к восприятию богословских знаний и осмысленному вхождению в живую традицию Православной Церкви. Помимо этого, обучение в Школе абитуриента может быть хорошим подспорьем при поступлении в Сретенскую духовную академию на программы бакалавриата.  Проект направлен на формирование у слушателей базовых знаний по основным разделам дисциплины «Закон Божий», которая является вступительным испытанием при поступлении в духовную школу: катехизис, Библейская история, история Древней Церкви и литургика.  Принять участие в проекте могут лица мужского пола в возрасте от 16 до 35 лет. Школа включает в себя: лекции и семинары по катехизису, Библейской истории, истории Древней Церкви и литургике; литургическую практику (изучение молитв, последования служб суточного круга и воскресного дня, знакомство с богослужебными книгами и основными предметами алтаря, приобретение навыков чтения Апостола и Псалтири на церковнославянском языке); различные мероприятия (индивидуальные беседы со священниками Сретенского монастыря, групповые поездки и экскурсии). Кроме того, слушатели школы смогут участвовать в спевках молодёжного хора, попробовать себя на послушании алтарника в Сретенском монастыре, молиться на ночной Литургии вместе со студентами академии и братией обители, стать участниками поездки в Свято-Серафимовский скит Сретенского монастыря и по святым местам.

http://bogoslov.ru/event/6194632

Во Франции пройдёт фестиваль «Ночь Церквей» Более 600 христианских храмов планируют принять участие в мероприятии ПАРИЖ. 7-ой ежегодный фестиваль «Ночь Церквей» пройдёт во Франции с 24 июня по 2 июля. Мероприятие впервые было организовано в 2011 г. по инициативе Конференции католических епископов Франции. Постепенно оно набирает популярность и становится неотъемлемой частью культурной и духовной жизни Франции.За 7 лет существования проекта количество храмов, учавствующих в «Ночи Церквей», увеличилось с 99 до 600. В 2017 г. фестиваль появляется в «новом формате». Это касается времени его проведения, а также организации и содержания, сообщает eglise.catholique.fr. С 2011 по 2016 гг. фестиваль проводился в первую субботу июля, а в этом году ему посвящается 9 дней. В подготовке мероприятия теперь будут принимать участие не только священники прихода и волонтёры, но и христианские ассоциации, молодёжные движения, мэрии, специалисты по истории религии и изящных искусств, профессиональные актёры, музыканты, экскурсоводы, архитекторы и витражисты. Акцент ставится на нескольких составляющих: церковь как центр духовной жизни, культурное и историческое национальное наследие, а также место встречи и общения. Основная цель фестиваля – напомнить, что Церковь всегда играла важную роль в жизни людей, от рождения до смерти, и задуматься о её будущем. Организаторам на местах предлагается выбрать тему (Дева Мария, местный святой, архитектурный стиль церкви, музыкальная литургическая традиция), которая объединит все мероприятия их программы. О наличии мероприятий в церкви в данный вечер можно будет узнать по освещённому гирляндами или свечами фасаду. Детально продуманное освещение интерьера церкви поможет посетителям обратить особое внимание на древние фрески, статуи, витражи и предметы культа. Видео- и фотовыставки прокомментируют историю храма. В дни фестиваля в церквях будут проводиться выставки произведений современных художников и скульпторов, а также концерты духовной музыки с участием ведущих органистов Франции. Планируется организовать круглые столы, затрагивающие вопросы жизни Церкви, её истории и значения в обществе. С 20 часов и до полуночи каждый час будут отправляться пешие и автобусные экскурсии, где профессиональные экскурсоводы расскажут об архитектурных особенностях храмов, эпохе их возведения, о святых, имена которых получили церкви при освящении. Можно будет посетить ризницы, крипты, монастырские сады и кладбища, подняться на колокольни храмов. Будут показаны документальные фильмы о святых местах, и представлены театральные постановки на основе местных легенд, историй из жизни святых данного региона.

http://sedmitza.ru/text/7274500.html

Сортировать по Исключить новости 7 православных церквей приняли участие в Ночи храмов Чешских земель и Словакии 17 июня, 2015. Новостная служба Наибольшее число посетителей – 3 тысячи человек принял Кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия в Праге 17 июня. ПРАВМИР. В 2015 году в традиционном мероприятии Пражской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии под названием «Ночь храмов», пришедшемся на 29 мая, приняли участие 7 православных церквей. Наибольшее число посетителей – 3 тысячи человек принял Кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия в Праге, — сообщает Седмица.Ru Посетители выслушали православные молитвы в исполнении соборного хора и рассказ о Православной вере и иконах, смогли осмотреть иконописную мастерскую, расположенную в часовне собора. В крипте храма пришедшим показывали место последнего боя чешских героев и выдержки из подлинных документов о покушении на Р. Гейдриха в 1942 г. В храме Воздвижения Креста Господня в Теплице настоятель обратился с приветственным словом к посетителям, провел экскурсию по храму и рассказал о нем. Затем были исполнены православные песнопения. Храм посетили более 1200 человек. Храм св. Вацлава в Литомержице провел «Ночь храмов» в пятый раз. 250 посетителей осмотрели выставку икон и картин, слушали концерт исполнителей на флейте и духовную музыку, дегустировали литургические вина. В храме св. равноапостольного князя Владимира в курортном городе Марианске-Лазне протоиерей Иосиф Хаузар прочел лекцию об истории прихода и технике написания икон, а об архитектуре храма и истории его строительства занимательно рассказала архитектор Л.Микова. Мероприятие, проходившее первый раз и собравшее около 250 посетителей, поддержало через прессу чешское объединение певческих хоров и городские власти. Храм св. равноапостольной княгини Ольги на курорте Франтишкови-Лазне посетило 200 человек. Храм украсили зелеными ветвями к празднику Святой Троицы и Духова дня. Небольшой храм свв. Кирилла и Мефодия в Лаушкроне посетили 150 человек, богослужение – малое повечерие — совершалось при свечах и зажженных лампадах.

http://pravmir.ru/7-pravoslavnyih-tserkv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010