Анализ современных теорий завоевания евреями Ханаана: методология и археологические свидетельства Источник В докладе предлагается комплексный подход для решения проблемы согласования библейского повествования о вхождении евреев в Ханаан и имеющегося археологического материала. По мнению автора, совокупное рассмотрение двух различных задач – установление датировки вхождения евреев в Землю Обетованную и корректная идентификация библейских мест – позволяет привести в соответствие библейскому тексту определенный период времени и конкретные археологические объекты. Использованы сведения о раскопках в Хирбет эль-Макатире, который является новым кандидатом на идентификацию с библейским Гаем. Сделан вывод о том, что, в случае принятия ранней хронологии исхода и вторжения в Ханаан, можно согласовать с библейским повествованием археологические данные, полученные в результате раскопок в Иерихоне, Гае и Хацоре. Содержание Библейская археология как аналитическая дисциплина Гипотеза У.Ф. Олбрайта Археология Иерихона Археология Гая Археология Хацора Выводы Источники и литература     Библейская археология как аналитическая дисциплина Наша конференция посвящена крайне важному и актуальному вопросу междисциплинарных исследований при изучении библейской и раннехристианской истории. Вопрос привлечения и активного использования результатов исследований смежных дисциплин уже не в первый раз встает перед библеистикой как наукой, занимающейся изучением Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На протяжении многих столетий, начиная еще с ветхозаветной эпохи, основным источником для изучения библейских событий был сам библейский текст. Однако с течением времени понимание особенностей, нюансов библейского текста постепенно утрачивалось. Неудивительно поэтому, что после эпохи Возрождения, давшей мощный толчок к изучению классической древней литературы, использование результатов филологических исследований для понимания библейского текста стало важным подспорьем в его экзегезе. Уже к концу XIX в. можно наблюдать яркий пример плодотворного междисциплинарного похода в библеистике, когда филология становится одним из важных инструментариев библеиста, а любая серьезная попытка понимания изначального смысла текста Священного Писания предполагает его чтение и изучение на языке оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения церкви и государству до XVIII века Источник Работающие в области исторической науки для своих изследований обыкновенно стараются выбирать самые животрепещущие вопросы, чтобы сразу встать в ряды отвечающих на злобу дня. Мне приходится извиняться пред просвещенным собранием как за свою работу, так и в том, чго хочу занять внимание присутствующих и не новым, и не модным, и не злободневным вопросом, напротив – очень старой историей об открытии, составе и пределах русских епархий в XVI–XVII вв. 1 Выше всякого сомнения, что подобные вопросы слишком неинтересны для привыкших сводить историю к публицистике и требовать от историка идейной глубокомысленной выдумки, прикрываемой именем „освещения исторических явлений“ под теми или иными углами зрения или с тех или иных точек обозрения. Удовлетворяя вкусу потребителей и набивая цену своим работам, модные историки обходят скучные вопросы и, видимо, забывают, что современные вопросы легче и вернее можно понять при понимании скучной старины. Но прежде, чем понять и эту самую старину, необходимо восстановить ее, затем изучить, а потом уже осмыслить как ее, так и совершавиеся в ней явления. К счастью истории – этой нелицеприятной защитницы правды и руководительницы ясной мысли – проходят времена поверхностного обозрения прошлого с точки зрения настоящего; с каждым годом крепнет убеждение, что историко-археологические работы, восстанавливающие старину, должны предшествовать и служить основанием синтетических научно-исторических исследований по современным вопросам. Археологические работы похожи на работы черно- рабочих, но без них, при теперешних требованиях от истории, нельзя обойтись и белоручке историку. Тем не мение не скоро выведутся мудрецы, которых мало интересует изжитая историческая действительность и которые на всё имеют или устанавливают свою точку зрения и прошлое рассматривают не само в себе, а под своим углом зрения, чаще с точки зрения настоящаго. Понятно, они не особенно ценят археологические работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Русанова И. П., Тимощук Б. А. I. Культовые места и святилища славян Языческие верования пронизывали всю жизнь древних славян, определяли их быт и обычаи. Пережитки языческих представлений сохраняются до XX века и переплетаются с христианскими обрядами. Поэтому вполне правомерен тот огромный интерес, который проявляли исследователиисторики, фольклористы, этнографы, археологи – к изучению славянского язычества, начиная с середины XIX в. Ему посвящена колоссальная по объему литература, как русская, так и зарубежная. К настоящему времени для исследования мировоззрения и обычаев славян привлечены почти все письменные источники и в значительной мере учтены этнографические материалы. Гораздо в меньшей мере для этой цели использованы данные археологии. В то же время именно культовые места, святилища и другие вещественные памятники, отражающие верования народа, позволяют осветить многие пока еще темные стороны мировоззрения славян, дать конкретные представления о религиозных обрядах и раскрыть роль религии в жизни древнего общества. Археологические источники, касающиеся языческих верований, в значительной своей массе еще не собраны со всех славянских земель и недостаточно систематизированы. Обычно в общих работах по славянскому язычеству приводятся лишь отдельные примеры широко известных памятников и упоминаются наиболее выдающиеся находки идолов и других культовых предметов. Хотя число культовых объектов славян, открытых археологами, особенно в последние годы, быстро возрастает и находит отражение во многих публикациях. Значительные археологические материалы привлечены в фундаментальных работах Б.А. Рыбакова, посвященных славянскому язычеству (1981; 1987). Автором рассмотрены многочисленные данные о погребальной обрядности славян, языческих святилищах и городищах, домашних оберегах, женских украшениях, отражающих языческие верования, дана их интерпретация. Археологические источники в работах Б. А. Рыбакова заняли вполне достойное место в освещении славянского язычества наряду с разносторонними данными истории и этнографии. Сводка данных о культовых памятниках восточных славян приведена в работе В.В. Седова (1982, с. 261–268).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Раздел 5. Рецензии и библиография Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX – XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 270 с.: ил. В петербургской серии Archacologica Pctropolitana, издаваемой Институтом истории материальной культуры РАН, вышла в свет весьма ценная, на наш взгляд, монография Александра Мусина, посвящённая археологическому аспекту исследования истории Русского Православия. Работа охватывает хронологические рамки IX–XIII веков и географический ареал Новгородской земли. Как отмечено в предисловии к работе (с. 7), «проведённое исследование позволило впервые собрать и проанализировать весь корпус предметов личного благочестия IX–XIV веков из погребальных памятников Древней Руси и Новгородской земли». Среди привлекаемых археологических источников наряду с предметами домашнего обихода, посудой, печатями, монетами, камнями заметное место занимают кресты, главным образом энколпионы и тельники, но также намогильные·, выносные и некоторые другие типы. Седьмая глава книги «От Рюрика к Ярославу. Христианские древности Руси IX–XI веков» и восьмая – «Христианские древности в погребальных памятниках Новгородской земли XI–XIII веков» – по существу, включают в себя самоценное ставрографическое исследование, где приведено более 130 изображений крестов и их фрагментов и несколько карт, раскрывающих географический аспект ставрографии. Автор подвергает типологическому анализу распространение нательных крестов с изображением Распятия на территории Древней Руси (отмечено 27 пунктов). Им проведены сравнительные исследования с привлечением византийского и западноевропейского материала в области форм креста, особенностей изображения Распятия и по другим признакам. Кресты играют существенную роль и в построении авторской схемы шести поколений христианских древностей Руси, прослеживаемых с X до середины XVI века. Помимо ставрографической ценности, монография А. Е. Мусина представляет несомненный интерес с точки зрения целого ряда иных научных проблем, среди которых история христианизации Русской земли, проблема столкновения языческого и христианского начал в русской культуре, традиции погребения в дохристианскую и христианскую эпоху и др. В целом автор рассматривает собственный труд как вклад в будущий Свод христианских древностей Киевской Руси, как проверку ряда методологических принципов в области историко-археологических исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

[Рец. на:] А. Неселовский. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906 г. Источник См. также « Чины хиротесий и хиротоний » А. Неселовский Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс развития, и уяснению смысла и значения входящих в состав его актов (Ibid.). Для выполнения подобной задачи автор обращается к обзору греческих и русских чинов хиротесий и хиротоний за различные периоды, начиная с III-IV в., производит тщательное сопоставление священнодействий, молитвословий и внешних символических действий, которыми было обставлено поставление в члены клира. При обилиии подлежащего изучению рукописного и печатного материала, множестве мелочей и подробностей, его труд превращается в кропотливую, требующую постоянного и напряжённого внимания, работу. Произведённая, несмотря на трудность, с редкою тщательностью, она несвободна тем не менее от некоторых недостатков: остались не использованными кое-какие документы, и оказались неверно понятыми и освещёнными некоторые подробности. К числу первых относится известный «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» – памятник III-IV в. Знакомство с ним заставило бы автора изменить некоторые суждения по вопросу о поставлении чтецов. И прежде всего, свидетельство «Testamentum’a», что хиротесия чтеца начинается вручением ему книги, за которым следует назидание (стр. 105–7), не позволяет считать данный акт той новой подробностью, которая встречается, по словам автора, в чинах постановления чтеца IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

В. В. Симонов Раздел 2. Археологические и эпиграфические источники Глава 1. Христианская и церковная археология § 1. Христианская археология Археологические источники составляют обширный класс источников по истории Церкви. Их роль особенно велика для тех исторических периодов и регионов, где письменных источников существенно меньше (это касается раннехристианской или позднеантичной эпохи). Вещественные источники этого периода изучают различные дисциплины, среди которых ведущая роль принадлежит христианской археологии 1298 . Термин христианская археология утвердился в Западной Европе – в Италии, Германии и Франции – со второй половины 19 в. Он подразумевает исследование памятников 2–7 вв. на всей территории Римской империи и прилегающих к ней областей: «хорошо известно, что христианство стало новой формой романства» 1299 . В разных странах сложились различные традиции: эту дисциплину именуют также и раннехристианской археологией (Early Christian Archaeology; archeologie paleochretienne), стремясь более точно очертить ее хронологические границы. «Христианская археология осознает себя в качестве исторической дисциплины», –этим уверенным утверждением начинает Ганс Р. Зеелигер свою статью «Христианская археология и история менталитета» 1300 . Христианская археология, в своем изучении неписьменных источников о позднеантичном христианстве, тесно связана с историей Церкви и историей искусства 1301 . С таким пониманием задач этой научной дисциплины в наше время согласны все. Оно отражено и в известных компендиумах Паскуале Тестини 1302 и Фридриха Вильгельма Дайхманна 1303 , и в специализированных энциклопедиях. «Христианская археология как историческая дисциплина считает своим объектом изучение памятников и материальной культуры древнего христианства, от его истоков до конца античного мира (около 600 года)» 1304 . Современное понимание предмета христианской археологии, которая не ограничивается только вещественными предметами, сформулировал Г.П. Кирш, первый ректор Папского института христианской археологии, основанного в 1927 г.: «Вся религиозная христианская древняя культура, изучаемая как по материальным остаткам эпохи, так и по институциям, в связи с историей религии в античности, во всех регионах первоначального распространения христианства в Европе, Азии и Африке» 1305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Мы не знаем таких дикарей, у которых не было бы своей космологии, философии, религии!» Археологические изыскания профессора Казанского университета Н.Ф. Высоцкого (1843 – 1922)… 23.03.2020 1031 Время на чтение 39 минут Выдающийся учёный-медик, правый общественный и политический деятель, профессор Императорского Казанского университета (ИКУ) Николай Фёдорович Высоцкий (1843 – 1922), помимо прочего, заслужил известность своими археологическими, историко-краеведческими и антрополого-этнографическими изысканиями, результаты которых были изложены в целом ряде работ. Однако, к сожалению, до настоящее время эта важная сторона научной деятельности Н.Ф. Высоцкого практически не исследована, хоть её результаты не утратили своей актуальности и по сей день. «Общее медицинское и широкое естественно-историческое образование» давало ему, по словам профессора ИКУ А.И. Александрова (1861 – 1918), «возможность являться особо компетентным экспертом по вопросам доисторической археологии, антропологии и этнографии» с. 6]. Н.Ф. Высоцкий неоднократно сам организовывал и осуществлял археологические раскопки, «разведки» и «экскурсии», а также принимал участие в исследованиях, проводившихся «Обществом Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете» (ОАИЭ при ИКУ), членом (со 2 октября 1906 г. – почётным членом) с. 34] которого он состоял. Найденные Н.Ф. Высоцким артефакты пополняли частную коллекцию самого учёного, а также служили основой формировавшихся им коллекций для музеев и различных научных обществ. Данный аспект его деятельности был рассмотрен мной в 2014 г. в статье «Из истории изучения в начале XX в. “историко-археологического музея профессора Н.Ф. Высоцкого» «Каменные орудия ускользали долгое время от внимания исследователей в Казанской губернии…» Основанное в 1878 г. (как выразился профессор ИКУ Н.Ф. Катанов, «по мысли бывшего в Казани в 1877 году, IV археологического Съезда») с. (238)] ОАИЭ при ИКУ в скором времени стало широко известно своими трудами, постоянно пополняясь многими известными учёными и коллекционерами. Почётными членами общества в разное время избирались: краевед и библиограф Н.Я. Агафонов, профессора Д.Н. Анучин, О. Доннер, П.В. Знаменский, Д.А. Корсаков, Ю.А. Кулаковский, Л.Х. Штида, первый «государственный археолог» Финляндии И.Р. Аспелин, директор Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III И.Е. Забелин, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Правительствующего Синода И.А. Износков, член Государственного Совета (а до этого – Казанский губернатор) П.А. Полторацкой (Полторацкий), сенатор Французской республики, ориенталист и этнолог Л. Рони, бывший директор Демидовского юридического лицея в Ярославле С.М. Шпилевский.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/23/...

Недалеко еще то время, когда представители западноевропейской науки с явным предубеждением смотрели на памятники византийского искусства и даже вообще на памятники византийской старины. Время это, как и следовало ожидать, уже миновало. Византийская старина, византийская история, становится теперь не только одним из наиболее крупных предметов историко-археологического знания: этому предмету посвящаются специальные периодические издания не только в России (Византийский временник), но и в Германии (Byzantinishe Zeitschrift); журналы иного рода охотно предоставляют свои страницы работам по византоведению, в учебных работах по археологии и истории Византии принимают участие ученые всех стран Европы, и темная, но чрезвычайно обширная и важная область ведения постепенно проясняется, и история средних веков получает несколько иное освящение. В частности обширная область памятников византийского искусства, в которой важнейшее место принадлежит памятникам церковным, в последнее время разрабатывается с особенною энергией довольно многочисленными представителями науки. Не только приведены в известность, но и объяснены научно многие памятники византийской архитектуры, мозаики, фрески, скульптуры, миниатюры, эмали. Но желательной полноты в этой области все еще нет, а потому нет и истории византийского искусства в обширном и определенном значении слова. Специальные монографии, посвященные обследованию отдельных памятников, показывают, как много сохранилось еще необследованных материалов и как много нужно самоотверженного труда и бескорыстной преданности делу для того, чтобы поставить историю византийского искусства на надлежащую высоту. Материалы эти с каждым годом открываются и на востоке и на западе. Профессор Дьель, насколько нам известно, начал изучение памятников византийских с мозаик Равенны, которым посвятил особое исследование, затем обследовал мозаики в церкви св. Луки в Фокиде, а в 1883 и 1884 гг. предпринял двукратное продолжительное путешествие по Южной Италии и Сицилии со специальной целью обследования рассеянных здесь и дотоле неизвестных памятников настенной византийской живописи. Труды автора увенчались успехом: он нашел много нового и внес почтенный вклад в сокровищницу церковно-археологического и историко-художественного знания. Невозможно, как справедливо заметил Ленорман, написать историю византийского искусства, не посетив эту провинцию (Калабрию) Италии и не обследовав внимательно и точно сохранившихся здесь доселе многочисленных и капитальных произведений греческих художников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Израиле около Мегиддо откроется масштабный музейно-археологический центр Музейный центр откроется в районе Тель-Йокнеаме ИЕРУСАЛИМ. В районе Тель-Йокнеаме, местности, где уже с 1975 г. ведутся археологические исследования останков древнего поселения Йокнеам, Министерство древностей Израиля совместно с местным муниципалитетом в ближайшее время собираются открыть музейный центр, сообщает издание «TheJerusalemPost». Древнее крупное поселение Йокнеам упоминается в Библии в качестве города левитов, расположенного неподалеку от Мегиддо. Йокнеам находился на пересечении двух древних торговых путей, и был, согласно эпиграфическим свидетельствам, завоеван египетским фараоном Тутмосом IIIbo время знаменитой Битвы при Мегиддо, произошедшей в первой половине XVb. до Р. Х. «Археологические раскопки в Тель-Йокнеаме ведутся с 1970-х годов, и на сегодняшний день найдено очень много артефактов, свидетельствующих о долгой и славной истории этого места», - сказал на открытии первой части музейно экспозиции глава муниципалитета Йокнеам Саймон Альфаси. Частично музейная экспозиция, которая включает в себя десятки объектов и артефактов, обнаруженных при раскопках в Йокнеаме, доступна для посетителей уже сейчас, но пока лишь по выходным дням. «Планируется создать здесь археологический парк и сделать его привлекательным местом для туристов и паломников, что, как мы надеемся, будет способствовать включению Йокнеама в обязательный маршрут для всякого, кто путешествует по Израилю», – добавил Альфаси. Подлинной жемчужиной экспозиции является статую правителя Йокнеама, датируемая npuблuзumeльhoIXb. до Р.Х. Также на экспозиции представлено несколько ритуальных керамических сосуда, обнаруженных в слоях позднего Бронзового века. Тель-Йокнеам находится около города Йокнеам-Иллит и селения Йокнеам. После мусульманского завоевания холм и прилегающая к нему территория называлась «Каймун». В XIIb. европейские путешественники, в большом числе посещавшие Палестину после Первого Крестового похода, упоминали это место под именем Каин Монс (Kaym Mons или Kaim Monte, что переводится как «Гора Каина») и часто сопровождали свой рассказ легендой о том, что Каин был убит здесь из лука своим правнуком Ламехом, претендовавшим на владение этой местностью. Происхождение названия «Каин Монс», вероятно, является искажением арабского названия «Каймун», которое в свою очередь считается искаженным еврейским названием.

http://sedmitza.ru/text/8914414.html

I Summa Rerum Romaeorrhosicarum. παντα τ μαιοωσιxα. Греки и Русь. (Оглавление приготовленного к печати полного собрания сочинений историко-литературных и археологических данных для суждения о характере русско-византийских отношений в хронологическом порядке с древних времен до 1453 года). Издание первое собирателя (Хр. Лопарева). Спб. 1898. Почтенный исследователь и знаток древнерусской и греческой письменности Хрисанф Мефодьевич Лопарев настоящей брошюрой оповещает ученый мир о своем грандиозном предприятии, почти уже выполненном. Он приготовил к изданию полный свод историко-литературных и археологических данных, касающихся взаимоотношений Византии и Руси до 1453 года, т. е. до падения Константинополя. Данные заимствованы не только из византийских и русских источников, но и из восточных, западных и еврейских писателей. Такого издания у нас еще нет. Memoriae populorum, издание прошлого века, представляющее свод сведений из византийских историков о народах славянского и тюрко-монгольского племени и между прочим о народе руссом, не так обширно по замыслу, не в такой степени научно по приемам и наконец требует пополнения новооткрытыми данными. Признавая свое предприятие данью благодарности в отношении к нашей просветительнице – Византии, г. Лопарев справедливо считает его делом национальным и государственным и просит у ученных просвещенного сотрудничества. В брошюре в хронологическом порядке и с указанием источников перечислены оглавления всех тех данных, которые удалось собрать г. Лопареву, и человек, работавший в этой области, без труда может проверять их со стороны полноты. Новые данные или поправки к хронологии издатель просит пересылать ему лично или помещать в Журнал Министерства Народного Просвещения, в Византийском Временнике и в Byzantinishe Zeitschrift. Он не торопится изданием и уверяет, что не раз еще будет обращаться к ученому миру с той же самой просьбой пополнять и поправлять свое издание, переиздавая снова его оглавление. Ряд будущих брошюр будет представлять таким образом историю работы и отображать степень участия в ней ученого общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010