Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) [Юхан, Йохан; швед. Johan; фин. Juhani] (20.12.1537, замок Стегеборг, близ Сёдерчёпинга - 17.11.1592, Стокгольм), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор. И. был сыном кор. Густава I Вазы (1523-1560) от 2-го брака (с Маргаретой Лейонхувуд). С 1556 г. И. стал герц. Финляндским, управлял своими владениями практически независимо. 4 окт. 1562 г. женился в Вильно на Екатерине Ягеллонке, дочери польск. кор. Сигизмунда I Старого (1506-1548), что стало одной из причин проводившейся впосл. И. политики сближения с Польшей. И. не получил разрешения на брак от своего сводного брата Эрика XIV, ставшего к тому времени королем Швеции (1560-1568). Попытки И. проводить самостоятельную политику, в частности утвердиться в Ливонии, вызвали недовольство Эрика, войска к-рого осадили в 1563 г. резиденцию И., замок Або (Турку). 12 авг. осажденные капитулировали. И. и его супруга были захвачены в плен и заключены в замок Грипсхольм в Швеции. Они находились там до 1568 г.; за это время Екатерина родила И. 3 детей, в т. ч. буд. швед. и польск. кор. Сигизмунда III (1566). Эрик XIV страдал прогрессировавшей душевной болезнью и из-за этого не мог проводить последовательную политику; кроме того, он сблизился с рус. царем Иоанном IV Васильевичем , что вызывало недовольство в Швеции. Оказавшись на свободе, И. объединил вокруг себя оппозицию, опираясь на поддержку дяди по материнской линии Стена Лейонхувуда. В 1568 г. И. сверг Эрика и объявил себя королем. Эрик провел остаток жизни в заключении и скончался в 1577 г. в замке Эрбюхус (вероятно, был отравлен). В янв. 1569 г. И. был признан королем (тем же риксдагом, к-рый низложил Эрика XIV). Для этого И. пришлось подтвердить и расширить права и привилегии дворянства; в частности, он подтвердил наследственные права на герцогство своего брата Карла.

http://pravenc.ru/text/469788.html

Категория : Швеция Материал из Азбука паломники … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Королевство Швеция (швед. Konungariket Sverige), Швеция (швед. Sverige) — государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове. Форма правления — Конституционная монархия. Название страны происходит от староскандинавского Svea и Rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм. По площади (449 964 км²) Швеция занимает пятое место среди стран Европы. Содержание Крупнейшие города      [ править править код ] Православие в Швеции [ править править код ] Православие в Швеции (швед. Ortodoxi i Sverige) — одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Швеции с XVII века. Православие исповедует около 0,6 % населения страны тыс. человек на 2013 год). История [ править править код ] Первые семена христианства были принесены в Швецию в IX веке первым её просветителем — епископом Ансгаром. Благодаря торговым связям с Великим Новгородом, а также династическим бракам православие было хорошо известно в средневековой Швеции. В XII—XIII веках русские православные купеческие храмы, освящённые в честь святителя Николая, появились в Сигтуне и на острове Готланд. С 1617 года, после заключения Столбовского мирного договора, в Стокгольме при русском торговом дворе была устроена купеческая домовая церковь. С 1969 года на территории Швеции была учреждена Шведская митрополия Константинопольского патриархата, а с 1990 года — Британско-Скандинавская епархия Сербской православной церкви. С 1980-х годов греческий старостильный Синод противостоящих открыл в Швеции свою миссию, возгравляемую епископом Мариопольским Иоанном (Деурлоо). В составе миссии действует храм свв. Константина и Елены в Стокгольме, Успенский храм в Уппсала и женский монастырь святой Филофеи Афинской (ведутся работы по строительству мужского монастыря). С 1988 года миссия издаёт журнал на шведском языке «Ortodoxt kyrkoliv».

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Швец...

И. стремился завершить т. н. Северную семилетнюю войну (или Скандинавскую семилетнюю войну; 1563-1570) против коалиции Дании, Польши и г. Любека, начавшуюся в правление Эрика. Война для доминировавшей на море Швеции шла с переменным успехом, однако ее затяжной характер истощил воюющие стороны. 13 дек. 1570 г. был заключен Штеттинский мир, согласно к-рому И. отказывался от притязаний на дат. провинции Сконе, Халланд, Блекинге и на о-в Готланд, выделенный из Линчёпингской епархии. Дания получала выкуп за швед. крепость Эльвсборг (150 тыс. риксдалеров). Швеция в обмен на компенсацию передавала имп. Свящ. Римской империи Максимилиану II свои владения в Ливонии. Любек также получал от Швеции 75 тыс. риксдалеров. Кальмарская уния была упразднена, поскольку дат. король обещал больше не претендовать на швед. корону. Выплата выкупа за Эльвсборг стала тяжелым бременем для населения Швеции. В ходе Ливонской войны (1558-1583), первоначально успешной для Московского гос-ва, но завершившейся тяжелым поражением, Швеция завоевала ряд территорий. После заключения Плюсского перемирия 1583 г., продленного в 1585 г., Швеция де-факто сохраняла за собой захваченные ранее Ям, Копорье, Ивангород, Корелу (Кексгольм) и др.; юридически территориальные споры урегулированы не были. В 1593 г., во время русско-швед. войны (1590-1595), было заключено перемирие, а 18 мая 1595 г. по Тявзинскому мирному договору Московское гос-во признало права Шведского королевства на княжество Эстляндское. Швеция возвращала царю крепость Корела с уездом и признавала принадлежащими Московскому гос-ву Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Ладогу. На правление И. пришлась т. н. литургическая битва (liturgiska striden), 20-летний спор (1574-1593) о судьбе Шведской Церкви , вызванный попыткой И. создать новый церковный порядок, который соединял бы черты католицизма и протестантизма. Отец И. Густав Ваза вскоре после прихода к власти в 1523 г. обратился к папе Клименту VII с просьбой утвердить Иоанна Магнуса (1488-1544) в качестве архиепископа Уппсальского и примаса Швеции вместо Густава Тролле (1488-1535), низложенного и отправленного риксдагом в изгнание.

http://pravenc.ru/text/469788.html

В городке Овер-сюр-Уаз буквально на каждом перекрестке стоят копии картин Ван Гога с изображением самого места, перекрестка. Допустим, знаменитая картина Ван Гога «Церковь в Овере». Вы видите эту церковь вживую, и здесь же, на репродукциях, видите как ее изобразил Ван Гог. Это удивительное впечатление, как реальность преломляется в глазах художника. Мы ведь это видим достаточно редко. Мы смотрим на картину, но зачастую не всегда можем увидеть в реальности изображенный на ней экспонат или сюжет. И когда ты имеешь такую возможность сравнить, то, конечно, понимаешь, в чем ценность художественного творчества, что художник — это человек, который, как пророк, говорит людям о тех вещах, которые те не видят или не замечают. Художник имеет удивительную способность передать реальность другим людям, пропустив ее через себя. Думаю, в этом большая ценность современного искусства. Е. Кибовская: В рамках биеннале молодого искусства, которое состоялось этим летом, у нас участвовал очень интересный итальянский художник Давидо Кваёло, который представил свое видео, посвященное Ван Гогу. Его работа получила замечательные отзывы, оказавшись самой популярной на биеннале. Молодой итальянский художник поехал в Прованс, где работал Ван Гог, сделал более тысячи фотоснимков этих мест, и создал из них видео-арт. Таким образом, через современные технологии, вдохновляясь в тех же местах, где был Ван Гог, Давидо Кваёло показывает, как работал великий художник и что он видел.  Здесь интересна сама связь времен. Молодой художник при помощи цифровых технологий пытался показать, как все это мог видеть Ван Гог, когда работал над своими картинами. Мне было интересно наблюдать, как на это видео реагировали молодые семьи. Эта работа вызвала у них живой интерес. Им были интересны не только технологии, не только тысячи кадров, красиво наложенные друг на друга, которые давали эффект живописи — там была энергетика самого Ван Гога, которую они почувствовали. Может ли художник, работающий с современными технологиями, передавать что-то интересное? Действительно, как Вы уже сказали, очень важно понять, как художник жил, где он был потом похоронен, ибо тогда мы соприкасаемся с мировым культурным опытом. Мы должны ходить в музеи, должны знать об этих людях. Это моя ремарка, мое наблюдение.

http://patriarchia.ru/db/text/4649248.ht...

Зачастую те, кто не является сторонником предпосылочной апологетики, упускают из виду практическую ценность применяемых в ней методов. Ведь нехристиане в самом деле неявно (и даже неосознанно) принимают основные принципы теистического мировоззрения, чтобы мир для них мог обрести смысл. Указывая на это обстоятельство, можно развенчать в их глазах принятое ими мировоззрение и заинтересовать их позитивными ценностями мировоззрения христианского. Нет сомнений, что успехи Шеффера в этом направлении обусловлены его учёбой у Ван Тила. Негативные черты апологетики Ван Тила. Некоторые критические замечания в адрес Ван Тила основаны, похоже, на недопонимании его идей, но есть и такие, которые представляются вполне справедливыми. Даже непоколебимые его приверженцы, такие как Фрейм, хотя и отстаивают действенность метода Ван Тила в целом, признают, что он заходит слишком далеко в своём требовании, чтобы вся апологетическая аргументация строилась по одному образцу (Frame, Cornelius Van Til, 315). Фрейм справедливо указывает, что может возникнуть необходимость в аргументации более традиционного плана, чтобы общая схема убеждения у Ван Тила оказалась работоспособной. «Намереваясь показать, что нехристианские представления о движении и покое не являются удобопонятными, мы можем счесть необходимым обратиться к теистическим доказательствам на основе движения, таким как доказательство Фомы Аквинского. Как мы стали бы тогда рассуждать, если движение можно объяснить умопостижимым образом, то Бог должен существовать» (ibid., 318). Обоснование выводов Ван Тила, пишет Фрейм, требует комплексной аргументации, чтобы показать, что понятная для обеих сторон коммуникация, обмен идеями, имеет в качестве предпосылок библейский теизм. «Апологету по методу Ван Тила пришлось бы вдаваться в целый ряд подробностей, чтобы показать, что постижимым мир будет только тогда, когда существует равная фундаментальность единственности и множественности, и такое равенство, в свою очередь, предполагает существование онтологической Троицы [...] Я полагаю, что вывод по Ван Тилу правильней называть целью апологетики [...] Нереалистично было бы ожидать, что весь христианский теизм можно обосновать в одном туре дискуссии, не говоря уже о доказательстве посредством единственного силлогизма» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Предоставление «священникам» права венчать и регистрировать брак стало последней точкой для полного признания Сайентологии как религии в Швеции. За последние несколько месяцев Швеция стала второй страной, где Сайентология принята как религия. Церковь Сайентологии в Швеции предоставляет услуги, в которые входят «церемонии молитвы, наречения, погребения и венчания», – так было заявлено государственным комитетом правосудия. Комитет также засвидетельствовал, что «Сайентология является религией, построенной на исследованиях, работах и учении её основателя Л. Рона Хаббарда. Её религиозные практики состоят из духовных консультаций, называемых одитингом, изучения сайентологических писаний и обрядов...» Хибер Дженч, президент Международной Церкви Сайентологии, приветствовал это признание и расценил его как веху в истории Церкви Сайентологии Европы и поворотный пункт к религиозной свободе. «Правительство Швеции установило истинную религиозную свободу в Европе, применив свою конституцию и положения Европейской конвенции по правам человека», – заявил господин Дженч. «Это решение является признанием огромной ценности церквей Сайентологии и священников, которые в течение трёх десятилетий компетентно предоставляют услуги своим прихожанам и обществу, – сказал Тариа Вульто, представитель Церкви Сайентологии в Швеции. – Сейчас они могут ещё больше посвятить себя этой миссии и делу улучшения общества». В ноябре 1999 года налоговая служба Швеции признала Церковь сайентологии некоммерческой организацией, имеющей религиозные цели, которая помогает публике, и таким образом может быть освобождена от уплаты налогов. В марте 2000 года государственный комитет правосудия предоставил церквям Сайентологии статус религиозной общины. Регистрация была осуществлена вместе с выходом нового закона, который принял силу 1 января 2000 года с целью дальнейшего придания равных прав всем религиям в Швеции. Новый закон Швеции, названный как «Закон о религиозных сообществах», закрепил отделение от государства Лютеранской Церкви, которая официально признавалась государственной религией. Лютеранская Церковь и Церковь Сайентологии были в числе первых религиозных сообществ, отмеченных в этом законе». 493

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Святой Ботольф Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский . Святой Ботольф В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто. Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

http://pravoslavie.ru/62439.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Таким образом князья Ван-гу были de jure зятьями монгольских ханов и, кроме того, носили наследственный титул князей Гао-тана (Гао-тан-ван ); весьма возможно, что они имели резиденцию в прежнем Тянь-дэ-цзюнь (хотя история не говорит этого), подобно тому, как ныне князья Тумота живут в городе Кукухото. Созвучие имен Ван-хан и Ван-гу (Ungkhan и Ongu) подало повод к смешению племен и лиц, которое, во времена М. Поло, по-видимому, было общим между европейцами в Китае; М. Поло и Иоанн де-Монте Корвино переносят титул пресвитера Иоанна с погибшего Ван-хана на знатную фамилию Ван-гу. Георгий их есть, несомненно, Колигисы, правнук Алахуша; что это имя есть христианское, то подтверждается другими свидетельствами; так, в полку из Асу (Azes) ханской гвардии был Колигисы (варианта: Коурги † 1311 г.) и сын его Димидир; 82 как происхождение из христианского народа, так и имя сына, Димидир Timitir (Démétrius), показывают, что и Колигисы был христианин; потом в Описании Чжэнь-цзяна 83 упоминается, что в числе правителей области был Колигисы Еликэунь, т. е. Колигисы христианин, и сын его Лухо (Luc). Колигисы соответствует Georgius’y М. Поло и И. де-Монте Корвино. По М. Поло Колигисы был потомок пресвитера Иоанна, но по биографии его, он приходился Алахушу правнуком, а далее Алахуша мы не знаем предков Колигисы; 84 по времени он был пятым ханским зятем из племени Ван-гу. По особой ханской милости (Хубилая) Колигисы женат был в одно время на двух принцессах (что несколько колеблет убеждение в его христианстве; разве что снисхождение христианских миссионеров было столь же велико, как и ханская милость). Время его смерти 1298–99 г. согласно с указанием письма И. де-Монте Корвино от 1305: Ante sex annos migravit ad Dominum. По смерти его остался малолетний сын его Чжу-ань , который вошел в наследственные права княжества уже на возрасте, в 1310 г. 85 История хвалит Колигисы за его мужество и любовь к просвещению. Далее упоминания его сына нет известий о судьбе этого дома. Argons. Нельзя допустить, что М. Поло употребил монгольское Эркэун, как монголы называли христиан, и разумел под этим именем помесь язычников и магометан; он был хорошо знаком с христианами в Китае и конечно не мог не знать общепринятого у монголов для них названия. Если принимать показание М. Поло буквально, то трудно догадаться, нужно ли разуметь под именем магометан вообще все магометанские племена, или какое-либо особое. 86 Во времена М. Поло магометане вообще называемы были Бусумань, иногда Мусумань; другое для них название, Хойхой, начавшее уже принимать смысл общий, преимущественно прилагалось к магометанам Западного Туркестана. Уклоняясь от бесполезных гипотез по сему вопросу, я обращусь к более положительным указаниям Китайской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Если папа не изменит своей позиции относительно Тролле, король самостоятельно займется церковными делами в своих владениях 118 . Тролле же получил письмо от шведского риксрода. Там говорилось: возвращение архиепископа-изгнанника в Швецию нежелательно. Он неугоден королю и государственному совету. Жители страны настолько на него разгневаны, что приезд может вызвать всеобщее возмущение и привести к беспорядкам. К тому же Уппсальский капитул избрал нового кандидата в архиепископы, и этот выбор одобрен королем, риксродом и народом Швеции 119 . Затем в отношениях Швеции с римским престолом возникла новая проблема: незадолго до смерти (14 сентября 1523 г.) Адриан VI назначил Скарским епископом иностранца – Джованни Франческо де Потенца, в прошлом – папского легата в Дании. В Швеции к этому отнеслись с неодобрением. Король 120 заявил, что назначение иноземцев на высшие церковные посты Швеции – произвол. Густав I еще раз потребовал, дабы понтифик утвердил новоизбранных шведских епископов и избавил их от уплаты взносов за конфирмацию. В случае отказа или задержки с конфирмацией, король обещал утвердить епископов «во имя единого и высшего первосвященника – Христа». Это лучше, нежели допустить, чтобы церковь и вера в Швеции из-за бездействия римского престола пришли в упадок 121 . Преемник Адриана VI Климент VII в свою очередь потребовал, чтобы скарский избранный епископ Магнус Харальдссон отказался от кафедры в пользу Франческо де Потенца. Реакция короля была однозначной: шведы не желают иметь епископов-иноземцев 122 . С дипломатической миссией в Рим был послан брат Иоханнеса Магнуса – Олаус Магнус (впоследствии автор знаме нитых историко-географических сочинений о Северной Европе). Миссия увенчалась частичным успехом: папа поручил Иоханнесу Магнусу временно исполнять обязанности архиепископа. Однако на уступки в вопросе об аннатах Климент VII не пошел. Тогда Швеция (ранее, чем какая-либо другая европейская страна) прекратила официальные сношения с римской курией. Традиционное изображение начала шведской Реформации таково.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010