Беседа на Воздвижение честного Креста. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Всякая перемена, всякий переход от худшего к лучшему доставляют людям великую радость и удовольствие. Стремление к совершенству прирождено человеческое природе, и потому она, естественно, ищет лучшего и, когда представляется к тому возможность, спешит воспользоваться. Так именно для людей, совершивших плавание по бурному морю, приятно войти в тихую и спокойную пристань; для путников приятен отдых на привале после тяжелого перехода: для людей, удрученных печалью, приятна смена печального настроения веселым; еще приятнее для больных выздоровление от болезни и возвращение сил; враждующим с кем-либо доставляет удовольствие прекращение вражды и примирение: с большим удовольствием встречается всеми наступление дня после предшествовавшего ему мрака ночи. И можно сказать, всякая перемена доставляет тем большее удовольствие, чем больше соответствует она пользе и желаниям людей. Это относится, между прочим, и к тем наслаждениям, какие даны нам Богом. И здесь, как не трудно убедиться, наслаждение обусловливается теми приятными впечатлениями, какие возникают в нас при всякой наблюдаемой нами перемене, совпадающей с нашими желаниями. Пшеница, конечно, приятна сама по себе: но еще приятнее становится она. когда брошенная в землю, с трудом для нее обработанную, она потом сторицею и с большою радостью собирается, обеспечивая довольство в пище. А ведь во время сева бросается на произвол судьбы одно зерно! Так и сок виноградной лозы доставляет нам тем большее удовольствие, что здесь питье получается от дерева путем перемены – переработки плода. В самом деле, ветви и листья ее весьма горьки и терпки на вкус, так что противно и в рот взять, а грозды, произрастающие с ветвями и листьями на одном дереве, имеют столь приятный вкус, что добываемое из них питье услаждает всякое горе, разгоняет всякую печаль. Тоже самое можно сказать и о маслине, этом вечно зеленеющем и вечно юном дереве. В известное время появляется на нем плод, но не так, как обыкновенно на других деревьях, а по своему – особенным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа на слова: „И егда приближишася во Иерусалим, и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика глаголя: идита в весь, яже прямо вама: и абие обряшета осля привязано, и жребя с ним: отрешивша приведита Ми“... (Матф. 21:1–2). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского И егда приближишася во Иерусалим, и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, глаголя има: идита в весь, яже прямо вама, и обрящета осля привязано, и жребя с ним: отрешивша приведита Ми. И аще вам кто речет что, речета, яко Господь ею требует: абие же послет я. Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком Захариею, глаголющим: рцыте дщери Сионове: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына подъяремнича (Мате. 21:1–5). Часто и прежде Христос ходил во Иерусалим: но никогда не ходил с такою славою. Почему же так? Потому что тогда было еще начало строительства Его, и Сам Он не был столько известен; притом и время страданий еще не было близко. Поэтому Он и жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя; иначе Его явление не было бы столь удивительно, а только возбудило бы в иудеях больший гнев. Когда же Он показал много опытов Своей силы, и крест был уже при дверях, тогда прославляет Себя решительнее и с большею торжественностью делает все, что могло воспламенить их. Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно. А ты размысли, сколько здесь чудес, и сколько исполнилось пророчеств? Христос сказал: обрящете осля: и тут же предрек, что никто не будет препятствовать, но лишь услышат – замолчат. Это служило немалым обвинением против иудеев: если Христос и незнакомых Ему и не видавших Его заставляет отдавать свою собственность без всякого противоречия, и притом (не сам даже лично, а) чрез учеников: то насколько же виноваты оказываются иудеи, которые, будучи свидетелями стольких чудес, Им совершенных, не верили Ему! И не считай этого события маловажным. В самом деле, что заставило этих бедных людей, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю, – без противоречия? даже и не спрашивая, или спросив, замолчать и уступить? Если они ничего не сказали, когда уводили их скот, или, если и сказали что-либо, но услышав, что Господь его требует, уступили без всякого противоречия, то и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Эме Пюш Глава VI. Двор и государство Двор Бесспорно, всего лучше изученною частью поприща св. Златоуста является его епископство в Константинополе. Это великое зрелище епископа, в борьбе против императрицы, сопротивляющегося с неукротимою энергией, наконец, побеждаемая, но все же еще могущественного и возбуждающего страх даже в своем изгнании, привлекало взоры тех, кто находил здесь прекрасный случай подивиться непреклонной независимости и чудному безкорыстию несравнимого христианина. У нас нет намерения воспроизводить здесь рассказ об этих событиях: это вне нашего предмета, и нам нет никакой пользы от такого пересказа, потому что предшествующие работы осветили эти события почти настолько, насколько возможно, т. е., если и остаются в некоторых частях этой драмы темные стороны (а они действительно есть), то причина этого – неполнота документов, к которым нельзя прибавить ничего, иначе как через произвольные догадки. Но нам нужно из этого, столь важного периода жизни св. Златоуста выбрать главные черты, дающие сведения о нравах византийского двора и о том образе поведения, какое усвоил епископ по отношению к этому двору. Изгнание св. Златоуста имело много причин. Об одной из них мы до сих пор еще не имели случая говорить, но достаточно указать на неё в двух словах: это был богословский спор, возбужденный его вмешательством в довольно запутанное дело оригенистов и покровительством, которое он оказал «Долгим братьям» 46 . Впрочем, вопрос об Оригеновой ереси был не более, как предлогом, позади которого скрывалась сколько осторожная, столько же и пылкая ненависть Александрийского патриарха. На самом деле такою причиною было главным образом личное соперничество между епископом Феофилом и св. Златоустом, причем, нападение шло от первого и на стороне его же была тяжкая вина. О двух других причинах мы уже упоминали: это была, прежде всего, реформа, предпринятая им, лишь только он вступил на епископский престол, по отношению к весьма распущенному и даже очень развращенному клиру. Наконец, – и отныне только это должно интересовать нас, – такою причиною было настойчивое продолжение в Константинополе той борьбы против роскоши, какую он предпринял в Антиохии. Только теперь удары св. Иоанна направлялись выше, и он поражал зло сильнее. Он не щадил ни непосредственно окружающих императрицу лиц, ни даже самой императрицы, и соответственно влиянию и могуществу тех, на кого нападал, усиливал не умеренность, но смелость своих речей. Мы не представили бы полной картины нравов IV-ro века и не определили бы важности совершённого св. Златоустом подвига, если бы не исследовали несколько ближе, какова была эта решительная фаза его апостольства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I. Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни Проф. А. И. Пономарева Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни «Яко же в виноградех различнии плодове суть, тако и во святых церквах учения многа суть: овии милостыни поучают, а инии о смирении, вся же в един путь спасения наставляют ны божественными учении». (Измарагд, Кирил. 1115 гл. 65)... «Яко же труба вопиюща сзывает на рать, тако же и божественныя книги почитаемы собирают на страх Божий». (Сборник, Кирил. 1126, л. 149 об.). В настоящем выпуске «Памятников» пред нами проходит ряд поучений, взятых из разных церковно-учительных Сборников, обращавшихся в древней Руси, от XI–XII до XVII в., и имевших назначением удовлетворять запросам церковного и вне церковного чтения, поучения и назидания русских православных людей. Литературная история их восходит, по своему началу к V–VI вв., ко времени появления греческих сборников разнообразного церковно-богословского содержания, известных в средние века под названием Σειρα, Catenae, т. е. «Цепей». Цепями такие Сборники назывались потому, что входившие в содержание их отрывки и извлечения из различных церковных писателей соединялись и объединялись, подобно звеньям одной цепи, единством взгляда, однородностью предмета и общностью основной темы. Богословская литература Византии необыкновенно богата такими сборниками. Но они разбросаны по разным библиотекам Востока и Запада и еще почти не тронуты научным исследованием, так что «время их происхождения, составители, источники, внутреннее построение, взаимное отношение многочисленных однородных цепей, значение их» – о всем этом можно судить лишь гадательно. 1 Появление подобных компилятивных сборников служило началом упадка древне-греческой церковной литературы и постепенного замирания её творчески-самостоятельного развития в средние века. Тем не менее греческие средне-вековые сборники – Катены имеют важное значение, как потому, что в них сохранилось много извлечений из таких произведений древней церковной письменности, которые не существуют уже более или остаются неизвестными, так и в частности представляют высокий интерес по отношению к древним славянским и славяно-русской литературам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Вижу таинство необычное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят: все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах. Ныне Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как – что; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, низшел и спас; все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был; будучи Богом. Он соделывается человеком, не переставая быть Богом: не теряя Божества. Он стал человеком, и, с другой стороны, не чрез постепенное преспеяние из человека сосделался Богом, но, будучи Словом, Он стал плотью, так что естество Его осталось неизменным по Своему бесстрастию. Когда же Он родился, то иудеи отвергли Его необычное рождение, фарисеи ложно толковали божественные книги и книжники говорили противное закону; Ирод искал родившегося не с тем, чтобы почтить Его, но чтобы погубить Его. Сегодня люди увидели все противоположности: не утаишася, говорит Псалмопевец, от чад их в род ин ( Псал. 77:4 ). Цари пришли и удивлялись Небесному Царю, как Он пришел на землю, не имея при Себе ни ангелов, ни архангелов, ни престолов, ни господств, ни сил, ни властей, но, прошедши необычайным и непроходным путем, произошел из неприкосновенного чрева, не оставив, впрочем, ангелов Своих без Своего руководительства и не потеряв собственного Божества чрез вочеловечение у нас. Цари пришли поклониться Небесному Царю славы, а воины – послужить Военачальнику сил, жены пришли к Рожденному от жены, чтобы изменить скорби жены в радость; девы – к Сыну Девы, удивляясь, как Творец млека и сосцев принял младенческую пищу от матери – Девы; младенцы – к соделавшемуся Младенцем, чтобы из уст младенец и ссущих совершить хвалу ( Матф. 21:16 ; Псал. 8:3 ); отроки – к Отроку, соделавшему их мучениками по причине Иродова неистовства; мужи – к ставшему человеком и уврачевавшему болезни рабов; пастыри – к доброму Пастырю, положившему Свою душу за овец; священники – к соделавшемуся первосвященником по чину Мелхиседекову; рабы – к принявшему образ раба, чтобы украсить наше рабство свободою; рыбари – к сделавшему их из рыбарей ловцами людей; мытари – к явившему из мытарей Евангелиста; блудницы – к простершему ноги Свои к слезам блудницы; кратко сказать, все грешники пришли видеть Агнца Божия, вземлющаго грехи мира ( Ин. 1:29 ), волхвы – воздавая Ему честь, пастыри – прославляя Его, мытари – благовествуя, блудницы – принося миро, самарянка – жаждая источника жизни, хананеянка – имея несомненную веру. Итак, когда все радуются, и я хочу радоваться, хочу ликовать, хочу торжествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Как говорит св. Лука, Отроча положено было в яслях, потому что родившая тотчас положила Его там. По причине множества собравшихся для переписи, нельзя было найти дома ( Лук. 2:7 ); но после Она (Дева Мария) взяла Его и держала на коленах. Она вскоре, по прибытии в Вифлеем, разрешилась от бремени. Итак, ты и отсюда можешь видеть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по Божественному промышлению, и исполнилось вследствие пророчества. Но что заставило волхвов поклониться, когда ни Дева не была знаменита, ни дом не был великолепен, да и во всей наружности не было ничего такого, что могло бы поразить и привлечь их? А между тем, они не только покланяются, но и, открывши сокровища свои, приносят дары, и дары не как человеку, но как Богу, – потому что ливан и смирна были символом такого поклонения. Что побудило и заставило их выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-по-малу возводившее их к совершеннейшему ведению. Иначе они не оказали бы Ему такой чести, при столь маловажных по всему обстоятельствах. Для чувств там не было ничего великого, были только ясли, хижина и бедная Матерь, чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю. Потому-то они и не соблазнялись ничем видимым и внешним, но покланялись и приносили дары, не похожие на грубые (приношения) иудейские; приносили (в жертву) не овец и тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли Ему познание, послушание и любовь. Весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отъидоша во страну свою. Смотри и отсюда, какова вера их, – как они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не смущаются, не размышляют в самих себе, говоря: если этот младенец действительно велик, и имеет какую-либо силу, то для чего нам бежать и тайно удаляться, и для чего ангел высылает нас из города, как рабов и беглецов, тогда как мы пришли явно и со дерзновением предстали пред таким множеством народа и пред царем неистовым? Ничего подобного они и не говорили, и не думали, а это-то и есть особеннейшее дело веры, – не изыскивать причин того, чего не велят делать, но только покоряться повелениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Надежда Надежда – это якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле тела (1). Будем же подражать грешнице: припадем к ногам Христовым и омоем их слезами. «Придите, поклонимся и припадем Ему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас» ( Пс. 94:6 ), а мыслями покаяния, исходящими из сокрушенного сердца, отрем, как власами, и тогда мы получим прощение многих наших грехов и святость праведничества. Чем же примем это? Покаянием с надеждою, ибо «надежда не постыжает» ( Рим. 5:5 ). Мы имеем много примеров, как великие грешники, получив прощение за покаяние, достигли великой святости (1). Не умолчим и о вреде душевной внутренности, о вреде тяжкой болезни совести, ни для кого невидимой и нелегко исцелимой. В чем же она заключается? А вот в чем: в надежде неопределенной, особенно же ложной, в надежде на вставание от падения, на покаяние и на новое получение милости. Многие после покаяния возвращаются к своим прежним беззакониям с такой надеждой, говоря самим себе: «Согрешил и покаялся, еще согрешу и еще покаюсь, ибо написано у Отцов: сколько раз падешь, столько раз и восстань, и спасешься». О ложная надежда! О туманное упование, основанное не на твердом камне, но на песке! Не тебе, не тебе, возвращающемуся к прежнему злодеянию добровольно и нарочно, не тебе служит это писание: сколько раз упадешь, столько встань и спасешься, – но тем, которые случайно впадают в какой-либо грех, а не по нарочитому изволению и намерению. Тебе же нужно слышать громогласного церковного учителя, святого Иоанна Златоустог о, говорящего так: «Недостоин прощения тот, кто после Причащения снова согрешает. Недостоин здоровья тот, кто после исцеления снова сам себе причиняет раны. Недостоин очищения тот, кто после очищения снова оскверняет себя». Таких людей, которые возвращаются к своим прежним грехам после покаяния и говорят себе: «Покаюсь еще», – надежда таких людей подобна надежде Сампсоновой. Вы знаете, какими искушениями был искушаем сильный Сампсон со стороны коварной прелестницы Далиды для того, чтобы он только сказал ей, в чем заключается его сила, но он обманывал ее разными выдумками, то говоря ей, что изнеможет тогда, если будет связан семью мокрыми тетивами, то будто бы тогда, если будет связан новыми веревками (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По поводу этюда проф. Мишо «Св. Иоанн Златоуст и евхаристия». Revue internationale de théologie, 1903 г., 41. Prof. Dr. Michaud. Saint Jean Chrysostome et l’Eucharistie. P. 93–111 В своём этюде «Св. Иоанн Златоуст и евхаристия» проф. Мишо утверждает, что св. отец знал учение только о духовном причащении Христа в евхаристии, но ничего не знал ни о телесном присутствии Его в евхаристии, ни о материальном Его вкушении, словом – ничего такого, что содержится в термине «пресуществление» (transsubstantiatio) 1 . По словам проф. Мишо, «замечательно то, что св. Иоанн Златоуст , неоднократно изъясняя учение о евхаристии, ни разу не приблизился ни прямо, ни косвенно к понятию перемены самого хлеба и вина. Перемена эта, по смыслу его истолкований, состоит только в благословении или освящении, совершаемом самим Христом, но не в перемене физической 2 . Он не усматривает здесь никакого чуда физического или химического, но видит только то, что, как в благословении воды крещальной вода очищает душу, так (в евхаристии) хлеб и вино освящённые питают и укрепляют. Он никогда не говорит о нарушении законов природы. Правда, он говорит о посредничестве ангелов, о небе отверстом, он называет страшною совершаемую жертву, страшною святую трапезу, равно как именует чудесным напиток, который мы пьём; но (ведь) этот же самый оборот речи он употребляет также в рассуждении о таинстве крещения. Не ясно ли, что всё это только оборот речи поэтический, обращённый к искренне верующим и благочестиво празднующим таинство веры. Всё здесь содержится в вере, чрез веру и для веры, и нет речи о материальных субстанциях, они очевидно существуют налицо не без причины и не без доброй цели, а вера переносит к другим предметам. Вера именно рассматривает любовь Христа, эту безмерно проявившуюся любовь, когда Слово Божие, восприняв наше тело и нашу кровь, затем предало за нас эту саму плоть и эту самую кровь на кресте и показало, чтобы мы питали нашу душу Его любовью, его жизнью, Его смертию, Его жертвою. «Faites ceci en mémoire de moi» – творите всё это в воспоминание о Мне» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Ф. Рахманинов Проскомидия После облачения, как священник, так и диакон умывают руки свои сопровождая омовение чтением 6–12 стихов из 25 псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой Господи» и т.д. (т.е. Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погубил души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа «(служеб. 5 обор. и 6 стр.; священные книги Ветхого Завета в русс. пер. стр. 873 и 874). После того отходят в «Предложение», к жертвеннику», делают перед ним три поклона, при чем каждый читает тропарь великого пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – (служеб. стр. 6). После сего священник начинает совершать «проскомидию». Диакон. Благослови, владыко. Священник. Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков. Д. Аминь. Священник приступает к жертвеннику, берет левою рукою одну из просфор, а правою – св. копье, и благословляя им трижды верх печати, находящейся на просфоре, говорит: Св. В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (трижды). Д. Аминь. Потом, водружая копье в «правую» сторону печати, произносит, режа: Св. Яко овча на заколение ведеся. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «левую» сторону печати, говорит: Св. И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Д. Господу помолимся. Водружая св. копье в «верхнюю» сторону печати, говорит: Св. Во смирении Его суд Его взятся. Д. Господу помолимся. Водружая копье в нижнюю сторону печати, говорит: Св. Род же Его кто исповесть? Д. Господу помолимся. После того священник подрезает просфору снизу, а диакон говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Златоустовский монастырь   Златоустовский монастырь Не смотря на то, что Святитель Иоанн Златоуст достаточно известен в церковной среде, храмов и монастырей посвященных ему не так много. Таким редким посвящением обладал не существующий ныне Московский Златоустовский монастырь Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам - Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции. Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XUV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было. Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким. И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию. Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой - здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля.

http://sedmitza.ru/text/965205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010