А.А. Фокин Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция Источник Введение Значение западнохристианской традиции в истории русской богословской мысли сложно переоценить. Оно проявлялось по-разному: и как апологетическое противостояние западным идеям, методам, тенденциям, выводам, и как попытки совершенно самостоятельного ответа на богословские вопросы, затрагиваемые западным богословием, и как заимствования, причем с разной степенью критичности и увлеченности. Сложнее всего для изучения заимствования, т. к. их далеко не всегда просто выявить и идентифицировать авторство. Неоднозначны, а порой полярны, и оценки этих заимствований: одни исследователи считают их неоправданным компромиссом, другие – чуть ли не единственным путем развития отечественного богословия. Догматические труды митр. Макария (Булгакова) 1 в свете этой проблемы весьма интересны для изучения. Как известно, еще при жизни богослова они получали самые разные оценки и отзывы – от высокой похвалы до тотальной критики, причем как в отношении соответствия этих трудов православной традиции, так и в отношении их самостоятельности. Так, свт. Иннокентий (Борисов) в своем отзыве отстаивал оригинальность системы преосвященного Макария 2 , распространенным было и противоположное мнение – о полной зависимости этой системы от учителей по академии архиепископа Димитрия (Муретова) и свт. Иннокентия (Борисова) 3 . Отец Георгий Флоровский пишет о повышенном интересе митр. Макария (Булгакова) к западному богословию, в особенности к римско-католическим системам 4 , а затем доводит этот тезис до предела: «У Макария нет собственных взглядов» 5 . Все эти мнения, однако, оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария, что призвана исправить данная статья. Основное внимание автора направлено на выявление в богословском наследии владыки Макария следов западнохристианской традиции, для чего будут проанализированы все прямые ссылки митр. Макария на современные ему работы западных систематических богословов. Это необходимо, чтобы понять, с какими именно иноконфессиональными произведениями был знаком митр. Макарий и для каких целей он их использовал. Прямые ссылки митр. Макария (Булгакова) на католические догматики

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

- Нет, не знаю. - За то, что вы вместо того, чтобы идти за народом, сами повели его за собой. Но, вернувшись из ссылки, отец Иоанн остался верен себе и обетованию Божией Матери, являвшейся ему в заключении и сказавшей: «Ты будешь нужен людям». В Пскове, в Троицком соборе, где ему было определено служить после ссылки, отец Иоанн поновлял не только обветшалый собор, но души своих прихожан. Говорил горячие, полные глубокого не только духовного, но и житейского смысла проповеди, проводил личные собеседования, наставлял, утешал и как мог, материально помогал малоимущим. За такое дерзновение ему вновь стал грозить арест. Батюшка, предупрежденный об этом, быстро собрал вещи и в одночасье покинул Псков. Прихожане были разочарованы: - Мы-то думали, он наш истинный пастырь, а он… Нет, отец Иоанн никогда не был ни лицемером, ни трусом. Прошедший в лагерном заключении через издевательства и пытки, он, не сломленный духом, всегда учил ничего не бояться в жизни, кроме греха. Просто тогда не мог объяснить своей пастве, что скрыться от преследований его благословил духовник, игумен Иоанн (Соколов). А послушание и безоговорочную веру в Божий Промысл отец Иоанн Крестьянкин ставил в христианстве превыше всего. В своих письмах к духовным чадам он не раз приводил слова царя Соломона «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч.16:9.) «Свидетельствую я, - писал батюшка в одном из писем, - что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам ясно являют обстоятельства жизни». (Письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). С. 51) Так в 1957 году обстоятельства жизни привели отца Иоанна в Рязанскую епархию. Поспособствовал ему в этом духовно близкий человек, ключарь рязанского Борисоглебского собора отец Виктор Шиповальников, человек интереснейшей судьбы, так же, как и отец Иоанн, отсидевший срок в советских лагерях. В вину ему вменялось священническое служение на оккупированной немецко-румынскими войсками территории – в Одессе. А служил он в открытой румынами православной церкви. Однако официально его пытались обвинить за связь с английской разведкой, от чего он даже под пытками категорически отказался. Вспоминая годы своих мытарств по лагерям, отец Иоанн и отец Виктор иногда цитировали строчку, написанную неизвестным заключённым: «Со Христом и тюрьма нам свобода, без Христа и свобода – тюрьма».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/06/ar...

См. также: «О сопротивлении злу силой» 1 Эту весьма глубокомысленную и интересную книгу я читал с месяц тому назад и сделал тогда же немало отметок на ее полях; однако не мог раньше взяться за перо, чтобы написать просимую рецензию, будучи подавлен множеством неотложных дел. Кроме этой книги еще четыре автора ожидают моего отзыва. Предмет, трактуемый почтенным философом И. А. Ильиным , мне близок: еще в 80-х годах я читал в Петрограде публичные лекции о противлении злу против Л. Н. Толстого 2 , а затем издал книжку «О войне с христианской точки зрения» 3 , которая, впрочем, подверглась бойкоту со стороны баптистов и др. темных сил, пропагандировавших «непротивление» как раз в 1914 году. Самое печальное в этой пропаганде было то совершенно нерелигиозное и неискреннее отношение к предмету, которое у нас весьма успешно практикуется во всех вопросах, соприкасающихся с християнским учением, ибо на стороне пропагандистов было и недавнее нерасположение общества к религии вообще, а к православной в особенности, и еще более – непроходимое невежество в учении Св. Библии: публика наша даже не представляет себе объема этой книги и воображает, будто Библией именуется только Ветхий Завет . – А Новый? – «Ну, это другое дело: Новый Завет – это все равно, что Евангелие». – А деяния, послания и апокалипсис? – «Ах, в самом деле, я и забыл (чаще – забыла)». Подобное же отношение к Св. Писанию проявили и мизерные, нанятые критики книги г. Ильина по поводу его ссылки на слова Апостола Павла: «всяка душа властем предержащим да повинуется». Они требовали ссылки на «первоисточник Откровения» – слова Христовы и злорадно предупреждали, что соответствующих слов найти невозможно, ибо Христос сказал: «Не убий». Полуграмотные друзья мои! Это сказал не сам Христос, а Моисей, т. е. Бог устами Моисея, а раньше и Сам вслух всего народа ( Исх. 20 ); Христос же Спаситель говорил богатому юноше: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»; и на вопрос: «какие?» перечислил 5-ю и 6-ю, 7-ю и 8-ю и 9-ю ( Матф. 19, 16–25 , и Map. 10, 18–22). Но вам, конечно, неизвестно, что Господь Бог , дав 10 заповедей, тут же предъявляет кару за их нарушение. Кто злословит отца или мать, того должно предать смерти, и т. д. Такое же наказание в той же книге Исход и затем во Второзаконии Господь назначает хульникам, прелюбодеям, наконец всякому хозяину, который держит заведомо бодливого вола,– если вол забодает мужчину или женщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это фото интересно тем, что с какой бы стороны на него не смотреть, они всегда смотрят на вас ЖМП 4 апрель 2018 /  В Тобольске открылся музей царской семьи 26 апреля, В Тобольске, в Доме генерал-губернатора открылся новый музей, посвященный святым царственным страстотерпцам. В этом доме семья последнего российского императора провела восемь месяцев сибирской ссылки. Музей царской семьи — это один из объектов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника ГАУК ТО «ТМПО». Его сотрудникам удалось максимально полно воссоздать атмосферу жизни августейшей семьи. О концепции нового музея, его уникальных экспонатах и о том, как жила царская семья в ссылке, они рассказали корреспонденту «Журнала Московской Патриархии». ПДФ-версия Дом генерал-губернатора в Нижнем посаде едва различим за кронами деревьев. Даже если смотреть на него с Троицкого мыса, под которым, охваченный петлей Иртыша, как на ладони лежит древний Тобольск. 100 лет назад ориентиром была колокольня Благовещенского храма, снесенная вместе с ним в 50-х годах прошлого века. Мог ли думать цесаревич Николай Александрович, возвращаясь из Восточного путешествия в 1891 году и созерцая с Троицкого мыса прекрасный вид древнего Тобольска, что спустя четверть века прийти на богослужение в Благовещенский храм он сможет только сквозь живой коридор вооруженных солдат и только с разрешения совсем другой власти? Дом генерал-губернатора 6 августа (здесь и далее — ст. ст.) 1917 года к набережной Тобольска причалили два парохода — «Русь» и «Кормилец», на которых находились император Николай II с семьей, слуги и охрана. «Дом, отведенный для августейшей семьи, был не готов к ее приезду, и она до 13 августа проживала на пароходе». Так в докладе об убийстве царской семьи, составленном для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, следователь Николай Соколов описывает начало тобольской ссылки (впервые опубликован в России в 1996 году, в 6, 7 «Журнала Московской Пат­риархии»). Царская свита составляла 45 человек, а охрана в составе гвардейцев трех стрелковых полков — 330 солдат и шесть офицеров. Все солдаты прежде участвовали в боях, среди них были и георгиевские кавалеры. Августейшая семья с наиболее приближенными лицами разместилась в Доме губернатора, который новой властью был переименован в Дом свободы. Остальная часть свиты — в доме купца Корнилова, солдаты — в казарме. Но зачем для охраны семьи потребовался такой большой отряд? Ведь, принимая решение о ссылке царя, председатель Временного правительства Александр Керенский считал, что Тобольск — тихий город, отдален от центра, а значит, и не затронут революционной смутой.

http://e-vestnik.ru/reports/muzey_semii_...

Апостол. Московский печатный двор, 1597г. Издание и гравюра Евангелиста Луки - печатника Андроника Тимофеева Невежи 8 июля 2013 г. 13:00 Тобольское барокко и резные шедевры в Коломенском В двух соседних выставочных залах царской усадьбы Коломенское – в Сытном дворе и в каменном храме Георгия Победоносца – Московский государственный объединенный музей заповедник (МГОМЗ) практически одновременно открыл две интереснейшие выставки. В обеих экспозициях – редчайшие предметы церковного искусства: на первой выставке – «Березовские древности» - из самого северного населенного пункта Тобольской губернии, на второй – «Спасительное древо» - из фондов резного искусства и редких древних книг самого МГОМЗ. Сенсации с Крайнего Севера У нашего современника топоним «Березов» в первую очередь ассоциируется со знаменитой картиной Василия Сурикова, изображающей семейство сосланного в северный острог ближайшего сподвижника Петра I Александра Меншикова. Меж тем этот населенный пункт, более двух веков – с 1720-х по 1930-е годы – бывший местом политической ссылки, сохранил уникальную коллекцию церковного искусства XVIII века. Выяснилось это почти случайно перед Великой Отечественной войной, причем отреставрированы эти предметы совсем недавно. Сейчас эта коллекция впервые демонстрируется за пределами Сибири. «Не в последнюю очередь эти древности дошли до нас потому, что в небольшом городке насчитывалось целых семь православных храмов, - рассказывает автор концепции выставки «Березовские древности» эксперт МГОМЗ Ольга Стругова. – Среди многочисленных ссыльных были и священнослужители, которые миссионерствовали среди коренного населения Пермского края. По дошедшим до нас сведениям, один из семи храмов собственноручно возвел Александр Меншиков. Во второй половине XVIII века это здание сгорело, и все, что успели спасти, перенесли в соседнюю Воскресенскую церковь». В 1939 году в Березове под руководством краеведа, историка и археолога Андрея Палашенкова работала экспедиция Омского краеведческого музея (впоследствии, в 1943 – 1957 г.г., Андрей Федорович возглавлял это учреждение). Воскресенский храм на тот момент уже стоял приговоренным к сносу, и экспедиция Палашенкова буквально «на флажке» сумела вывезти все более-менее ценные и сохранившиеся детали убранства в музейное хранилище. Причем – с учетом стоявших на дворе времен и господствовавшей в государстве идеологии – полуподпольно.

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Координаты: 44.744501, 33.910187 Проезд:автобусом от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. " Староселье " , далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения. Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Вахитовский район. Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы. Варваринская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы , Жён-мироносиц Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1780. перестроена 1901-1907. Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка в 1900-х годах) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Карла Маркса, д. 67. Координаты: 55.794619, 49.143835 Проезд:Церковь расположена возле Центрального парка культуры и отдыха Казани,на стрелке улиц Горького и Карла Маркса.Добраться на общественном транспорте можно до остановки " Парк Горького " либо до остановки " Ул.Толстого " ,храм находится между ними.Ехать от станции метро " Площадь Габдуллы Тукая " автобусами 10,30,35а.54,63,91,98 либо троллейбусами 3,5,7,8. (Православные храмы 297) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. По преданию, с осужденных снимали кандалы именно здесь и для них здесь начиналась Сибирь. Здесь прошли декабристы, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие известные люди российской истории. В конце XIX века первый храм св. Варвары за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Кроме месторасположения церкви, интересным фактом является то, что здесь в юные годы пел в церковном хоре Ф.И.Шаляпин. В 1930 году церковь была закрыта, в ней разместился клуб рабочих трамвайного парка. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви. Святыня: частица святых мощей вмц. Варвары Арская застава, где стояла «на страже», охраняя город своею благодатию с восточной стороны, большая церковь великомученицы Варвары – одно из самых исторически примечательных мест Казани.

http://sobory.ru/article/?object=06615

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1604. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, 1А; Координаты: 58.862343, 60.808544 Проезд: От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбур ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом 84М Москва — Серов, 84Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток. Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Поворот на Верхотурье направо на 276 км трассы Екатеринбург–Серов (установлен архитектурный указатель). До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск. По прибытии в Верхотурье остановиться можно в монастырской гостинице или в гостинице, которая находится в центре города. Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря, каменный, трехпрестольный. Заложен 12 сентября 1905 г. С момента закладки указом Синода присвоен соборный статус. Только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге больше по размерам. Он одновременно вмещает 14 тысяч молящихся, а Верхотурский, равно как храм Христа Спасителя в Москве - по 10 тысяч. Интересна история его создания. Строился он восемь лет и был освящен в 1913 году в честь празднования 300-летия дома Романовых. Любопытно, что для разрешения строительства, утверждения проекта и сметы отец Ксенофонт, тогда еще казначей монастыря, лично ездил к царю Николаю II. Ждали Николая II на торжество с семьей, но они не смогли приехать. Была здесь сестра императора Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. Построен в русско-византийском стиле. Главный храм в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 11 сентября 1913 г. Левый придел во имя прав. Симеона Верхотурского, освящен 27 мая 1914 г. Правый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящен 10 сентября 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=00346

Лукьянцево. Лукианова мужская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1594. Ссылки:   Адрес: 600611, Владимирская область, Александровский район, п/о Бакшеево, деревня Лукьянцево Координаты: 56.5045, 38.7132 Проезд: В Лукьянцево можно добраться от трассы М8, свернув перед Лисавами направо на Николаевку и проехав 15 км. Дорога там довольно жестокая, и легковые машины, которые пришлось обгонять, старались придерживаться скорости не более 30 км/ч. В Лукьянцево лучше добираться через Александров, выезд на Бакшеево ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В Лукьянцево можно добраться от трассы М8, свернув перед Лисавами направо на Николаевку и проехав 15 км. Дорога там довольно жестокая, и легковые машины, которые пришлось обгонять, старались придерживаться скорости не более 30 км/ч. В Лукьянцево лучше добираться через Александров, выезд на Бакшеево. На сайте г.Александрова есть подробная карта города. Въезд в Александров с М8 поворот направо через Дворики. В городе вывески с названиями улиц встречаются, к сожалению, нечасто, но основные артерии города все-таки отличимы от второстепенных. Дороги что в городе, что до Лукьянцево не ахти. Мы ехали большим автобусом со скоростью 40-50 км/ч. Из г.Александрова в Лукьянцево три раза в день ходит рейсовый автобус с очень большим интервалом, но и его часто отменяют. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Лукьянцево в 13 км к северу от Александрова интересна исключительно расположенным там Лукиановым монастырем, существующим с XVI века, прославившимся деятельностью св. Лукиана в XVII веке. Сейчас монастырь возрождается как мужской. В нем два старинных храма: первый (Богоявленский XVII в.) белый с шатровой колокольней и трапезной действующий, второй (Рождества Богородицы XVIII в.) с галереей ремонтируется. Сохранилась часть невысоких стен, некоторые другие постройки. Пустынь Свято-Лукианова. Монастырь основан в 1594 году иереем Григорием. По преданию, в деревне Игнатьево, недалеко от которой находится теперь пустынь, по прошению Григория была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но спустя некоторое время поставленная там храмовая икона три раза чудесным образом переходила из сельской церкви в одно и то же пустынное место.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Николай Минский Минский (Виленкин) Николай Максимович (1855–1937) – поэт, драматург, философ, публицист, литературный критик. В 1875 году окончил (с золотой медалью) Минскую гимназию, в 1879 году – юридический ф акультет Петербургского университета. В 1882 году принял православие, оставаясь всю жизнь, по словам современника, «писателем-евреем, но не еврейским писателем». Уже студентом был связан с революционным народничеством и дебютировал как поэт «гражданской скорби». В 1922 году, оказавшись в эмиграции, начиная новую жизнь, он писал о трех предыдущих: «Вышел я в дорогу в темное ненастье. Над поэзией стоял стон некрасовских бурлаков. Лучшие из молодежи шли на муки во имя народа, который выдавал их урядникам. Правительство ссылало и вешало. Моя первая книга стихов была сожжена, и жандармский капитан, звеня шпорами, допрашивал меня: «Кого вы разумеете под скалами и волнами?» От ссылки спасла какая-то амнистия. Прибавьте религиозные сомнения... Прибавьте Достоевского, до того полюбившего жизнь, что ушел с Алешей в монастырь. Толстого, до того полюбившего людей, что стал проповедовать неделание. Что оставалось поэзии, кроме отчаяния, нытья, усталости? Первая жизнь. Но ядро сохранялось нетронутым: непокорное «я» и мечта о Боге. Покойный С. Венгеров в своей Истории Русской Литературы уделяет мне «печальное титло отца русского декадентства». Принимаю это титло без гордости и без раскаяния. Пришлось первому порвать с самодовольцами и вступить на опасную тропу «холодных слов». Вторая жизнь. Опасная тропа вела вверх. К эоническим восторгам. К храму над пустотой. К двум путям добра. К вечным песням. Третья жизнь. И внезапный обрыв. Первая революция, изгнание. Рабство случайного труда. Пробуждение среди безсильной, бездорожной эмиграции. Чем будешь ты, моя четвертая жизнь?..» Во всех своих «четырех жизнях» Минский играл значительную роль в литературно-общественных новациях. Вместе с Дмитрием Мережковским и Василием Розановым организовал Религиозно-философские собрания (1901–1903), редактировал журнал «Новый Путь» (1903–1904), основал религиозно-философское учение о «меонизме» («религии небытия»), соединившее идеи русского народничества, ницшеанства и восточной мистики. Владимир Соловьев назовет его учение «диалектической абракадаброй» и в то же время – «интересным психопатологическим этюдом».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010