Со 2-й половины Июля все меньше и меньше стремится богомольцев в Соловки, реже совершает рейсы пароход «Соловецкий», а пароход «Вера» совсем перестает ходит в Суму и Онегу. В конце Августа и в начале Сентября число богомольцев в каждый рейс считается уже десятками. Простонародье редеет, появляется публика почище: мелкие торговцы, богатые крестьяне, мещане, купечество и чиновники всех ведомств (последние, впрочем, чаще проездом). Публика большею частью недальняя – из соседних приморских городов и местечек, реже с верховьев Двины и больших городов. Приезжает она из тех же побуждений как и простонародье, но в среде её попадаются и такие, которые посещают обитель просто с целью «поглазеть» полюбопытствовать, внести хоть некоторое разнообразие в свою томительно-скучную жизнь. К числу таких посетителей относятся, между прочим, немцы-лютеране, (которых я встречал там каждую навигацию в продолжение 5 лет), а также большая половина чиновничества. Времяпровождение их уже резко различается от простонародья; в то время как последнее, охваченное религиозным настроением, почти совсем, не интересуется хозяйственной стороной монастыря, весьма мало заглядывает на скотный двор, находящийся в 12-ти верстах от него, глазеющая публика, наоборот, особенно любит ездить по скитам на тройках, преимушественно на скотный двор – попить там молока, чаю; она любит также посмотреть кухню, квасную, оружейную, содержащую древние копья, луки, стрелы, пищали, секиры, ризницу и т. д. Вообще, в продолжении 3 дней она может найти для себя не мало интересного и приятного. Нечего говорить, что публика «почище» – взыскательнее, требовательнее, любит больше почет и внимание, так что даже опытные и ловкие гостинщики не всегда могут угодить ей в размещении. Всем, кто побогаче и починовнее, хочется занять отдельный во втором этаже каменной гостинницы, преимущественно с лицевой стороны её, так как здесь пред глазами гавань, монастырь и движение богомольцев. А между тем таких номеров всего 6 (задних 9). Вот тут часто выходит ропот и неудовольствие, даже жалобы настоятелю. Внимание к разным лицам чистой публики прямо пропорционально богатству и чину, определяемым по внешности – одному и номер и пища лучше, почет и предупредительность особые. Людей заведомо богатых или важных архимандрит принимает в свои «покои» закусить, оказывает им все внимание и гостеприимство, иногда даже не жалея шампанскаго. К известным богачам предупредительность простиралась до того, что за ними посылался пароход. И в церкви к богатым и важным лицам относятся иначе: под ноги дают ковер, на подносе от архимандрита выносится просфора и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископа Тарасия также часто можно увидеть в центре - архиерейские покои находятся в соседнем крыле здания. Он помогает подопечным, беседует с ними, крестит их детей, содействует в решении их проблем. Видя, какую роль играет центр «С верой в жизнь» в жизни людей, Архиерей принял решение отдать ему целый этаж Епархиального управления - чтобы у всех проживающих были отдельные комнаты. - Здесь будет игровая, тут - столовая, чуть дальше - ванная. Эти комнаты - для наших подопечных, а вот - кабинеты сотрудников, - проводит небольшую экскурсию Владыка Тарасий. В новых помещениях центра еще пахнет свежей краской, из окна открывается живописный вид на Хопер. Пока мы ходим по комнатам, Владыка вспоминает случай из своей жизни: когда он был настоятелем храма в Саратове, после службы к нему подошла женщина и со слезами призналась, что хочет сделать аборт. Будущий епископ, тогда еще игумен Тарасий, как мог, попытался отговорить ее, но какое решение приняла женщина после их разговора - это долгое время оставалось для него неизвестным. И вот спустя некоторое время он увидел эту женщину в храме вместе с ребенком, и на этот раз она подошла к нему со слезами благодарности. - Иногда человеку нужно услышать всего несколько слов и почувствовать чью-то поддержку, чтобы принять единственно правильное решение. И тогда Господь все устраивает в жизни человека, - уверен Владыка Тарасий. Ирина Юрьевна рассказывает, что психологи центра консультируют не только молоденьких девочек, забеременевших «по глупости» и решивших «исправить ошибку», но и взрослых замужних женщин. Кто-то боится рожать третьего, четвертого, кого-то пугают роды в позднем возрасте, особенно если внуки уже есть. Кто-то боится «не потянуть» ребенка по материальным соображениям - таким в центре предлагают помощь, обещая предоставить коляску, кроватку, снабдить на первое время детскими вещами, питанием, памперсами. Но вот что удивительно: из тех, кто пишет отказ от аборта, никто не приходит потом за материальной помощью. Очевидно, вместе с ребенком Господь посылает семье и все необходимое для его развития и воспитания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера по нашему счету предавались уже забавам и беседам. Впрочем, смотря по важности дела, иногда бояре собирались во дворец и вечером, сидели там за делами часов около трех. В приказах собирались по вечерам. В 1669 году постановлено правилом, чтобы приказные люди сидели с первого до восьмого часа ночи, так как это было зимой, то, вероятно, до десяти часов по нашему счету, считая первым часом ночи не седьмой час суточного деления, сообразно восточно-византийскому исчислению, а четвертый, когда ночь действительно наступала в Москве. Вечер в домашнем быту был временем развлечения; зимой собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые нарочно раскидывались перед домами. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моленье. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить; все скоро ложились спать. Сколько-нибудь зажиточные супруги имели всегда особые покои с той целью, чтобы не спать вместе ночью перед церковными праздниками, воскресеньями, средами и пятницами и в посты. В эти ночи благочестивые люди вставали и тайно молились перед образами в спальнях; ночная молитва считалась приятнее Богу, чем дневная: «Тогда бо нощию ум ти есть легчае к Богу и могут тя убо на покаяние обратите нощные молитвы паче твоих дневных молеб... и паче дневных молеб приклонить ухо свое Господь в нощные молитвы». Впрочем, некоторые старинные духовные поучения не обязывали супругов удаляться от общего ложа в посты Петровский и Рождественский: «А в Петрово говенье и в Филиппово невозбранно мужем со своими женами совокупляться, развее блюсти среду, пяток и субботу и неделю и господских праздников». На Святой неделе цари обыкновенно опочивали отдельно от цариц, и когда царю угодно было спать вместе с царицей, то последней давалось об этом знать заранее и назначалось: или приходить к царю, или царя к себе ожидать, а на другой день оба ходили в мыльню. Так соблюдалось между всеми более или менее, и вообще считалось необходимым после ночи, проведенной супругами вместе, ходить в баню прежде, чем подойти к образу. Набожные люди почитали себя недостойными, даже и омывшись, на другой день вступить в церковь и стояли перед дверьми храма, хотя через это и подвергались двусмысленным взглядам, а иногда и замечаниям молодых людей, которые догадывались, что это значило.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке (особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1886 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских Епархиальных Ведомостях», затем отдельной книгой — Киев, 1896 г. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1976. 5, 6). С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексион». Известна связь святителя Иоанна со святой горой Афоном. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам. 14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Филофеем Лещинским († 1727; память 10/23 июня — Собор Сибирских святых), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки. О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока, приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в пределе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кириния – город на северном побережье Крита. Кириотис – собственность, например, на землю. Кируларий – изготовитель и продавец восковых свечей (от греч. «кириа» – воск, свечи), осветительного масла. См.: курискария. Китон – внутренние покои дворца, комната вообще и императорские покои, царская опочивальня преимущественно; иногда название персональной императорской казны, сокровищницы. Китонит – «спальник», придворная должность, которая обычно давалась евнухам. К. обслуживал китон и подчинялся паракимомену, главе службы китона. Кифара – один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов, унаследованный от античной Греции. Имела деревянный плоский корпус, прямой или фигурный, а по бокам – две стойки, обычно изогнутые, соединенные наверху перекладиной. К ней крепились струны, числом до 12. Применялась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На К. играли обычно стоя, держа ее перед грудью: левой рукой исполнялась мелодия, а правой рукой делали ритмичные удары по струнам. У византийцев разновидностью К. была кинира. В XI в. щипковую К. стали обозначать словом пандура. Клавикулла (захаб) – заходящие друг за друга фланги основной и передовой оборонительных стен, образующие проход в укрепленный город или крепость. Клавы – 1) у римлян – пурпурные полосы на кайме тоги сенатора или всадника; 2) в Византии – должностные знаки отличия – инсигнии в виде нашивок на одежде (чаще всего на рукавах, на подоле) различной формы и цвета. У византийского императора К. служил тавлион (тавлий). Клариссим – vir clarissimus, дословно с лат. «светлейший»; титул, который в у римлян поначалу могли носить только сенаторы (синклитики). В поздней Римской империи и ранней Византии титул К. давался также наместникам провинций (эпархий). См.: синклит. Класмы – заброшенные, бесхозные земли, которые появились в Византии вследствие разрушения деревенских общин. Они становились объектом приобретения состоятельных, знатных землевладельцев. Клаузула – дословно с лат. «заключение»; 1) условие, оговорка или отдельное положение, пункт закона, договора (трактата), завещания и т. д.; 2) в риторике – момент концовки речи, несущий особую смысловую нагрузку; 3) заключительные слоги фразы или стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А когда новобрачному идти к постели, тесть, у двери став, дочь свою выдает ему, величая зятя по имени полному: " Судьбами божьими дочь моя венец приняла с тобою (имярек), и тебе бы постараться любить ее в законном браке, как жили отцы и отцов отцы наши " . И жених в ответ поцелует тестя в плечо, и пойдут молодые со всеми в подклеть, и теща снова осыпает их, поскольку свекрови тут нет. Идут же по настланному, а войдут в подклеть, тесть, посидев чуть-чуть на постели, подойдет и дочь свою откроет, да и уйдет к себе. Когда принесут петуха и каши и станут служить вечерню, с новобрачного снимают одежды, и все выходят. А когда через время новобрачный дружку пришлет сказать, что все в порядке, приходит теща их покормить, а кушанья несет на руках. Назавтра же в положенное время идет новобрачный в баню, и в баню тесть посылает все банные дары, сорочки и порты. Из бани возвращается новобрачный в подклеть, и тогда у него собираются тысяцкий и все поезжане. Потом наступает время, у тестя приготовят фрукты, и все гостьи сядут за столом по чину, входит к ним новобрачный со своими поезжанами, а тесть и теща справляются о здоровье, целуются через платок и теща, и гостьи, и подносят всем вина и напитки. Через нужное время все выйдут переодеться к столу, а когда стол накроют, и садятся все за него по чину и по своему желанию, иногда с новобрачной за общий стол и с гостьями, а иногда и отдельно. Закончится столованье, отдохнув, новобрачный вернется в подклеть со своими поезжанами, чтобы там отдохнуть, и забавляют их веселые Новобрачная же - у матери. Когда в свое время тысяцкий и поезжане разъедутся, новобрачный посылает за новобрачною, и ложатся. И назавтра к бане опять посылают сорочку и порты, и снова возвращается новобрачный из бани в подклеть, а к нему сходятся тысяцкий и поезжане. Через некоторое время входят к тестю все вместе в покои на фруктовый стол, и тут наступает дележка, драгоценности и одежды из приданого смотрят, и сколько какая драгоценность или какое платье стоит - отмечают, когда же разделят все и подпишут рядную, этими рядными грамотами обмениваются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1976...

Иногда правка связана с некоторым изменением смысла. Первоначально во фрагменте, рассказывающем о горе Агрика и его жены после пленения сарацинами их сына, автор отдельно говорил о горе отца и матери: что ли реку любовници. кто/ли можетъ та вс исповдати./или кто можеть утшити./или кто можеть стенани мтр ирещи /же стенаше. и къдыхаше /срца. или гньныхъ сльъ оць./тьрани же власъ мтре. тако/бше положила на емли. /коже на мно вълн сд/ше. а глщи. (Хлуд. 215, л. 7 об.). В более поздних рукописях текст не вполне исправен: в большинстве списков утрачено слово вълн, в части рукописей произошла замена сльъ оць на слеъ См. например: что ли реку любимици. кто/можеть та вс исповда/ти. или кто можеть у/тшити. или кто можеть или ирещи же стонаше./и срца. или /гньныхъ слеъ же власъ мтри та/ко бше положила на емь/ли. коже на мно сд/ше глющи (Унд. 258, л. 59 об.). В старопечатной версии чуда об Агрике и его сыне Василии неясный фрагмент переработан, в нём говорится уже одновременно о горе обоих родителей, с чем вполне согласуется сохранённое справщиками слеъ что ли рек любимицы. кто/можетъ та вс исповдати,/ил можеть утшити. ил/кто можетъ подробн испов/дати и срцъ, ил гненыхъ слеъ/ тако бше положилас/на емл, ко убо мнгащи/сдщи глаголющи (л. рг об.). Далее в речи матери, которая первоначально обращалась к сыну только от своего имени, чередуются глагольные формы первого лица единственного числа, когда мать говорит о себе, с местоимением первого лица двойственного числа, что подразумевает обоих родителей: сн наю, наю срца. Не только в чуде об Агрике и его сыне Василии, но и в других текстах иногда трудно разграничить, что было в рукописном источнике, а что было сделано справщиками в процессе редактирования. Это связано с варьированием чудес в рукописной традиции. Причём это варьирование могло быть очень значительным. Встречаются даже индивидуальные переделки, отмеченные в одном-двух списках. Например, такая переделка есть в Вол. 519 и Об. 20. В обычной рукописной версии чуда об Агрике и его сыне Василии, похищенный сарацинами юноша, был перенесён домой святым Николаем. Василий оказался во дворе, где его и обнаружил отец. После расспросов и рассказа юноши о том, что с ним произошло, отец отвёл сына в верхние покои к матери, которая обратилась к сыну со словами радостного удивления. В Вол. 519 и Об. 20 текст переделан: мать, услышав, что сын стоит во дворе, выбегает к нему, обнимает, целует и произносит тот же монолог, что и в других рукописных текстах. Затем родители ведут сына в горницу, сажают под иконами и начинают расспрашивать. Василий рассказывает о своих злоключениях (Вол. 519, л. 325−325 об.). Всевозможные изменения внесены и в остальной текст чуда в составе этой рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Но так как император когда-то ее любил и расстался с нею без оскорблений, спокойно, почти по-дружески, Акта продолжала пользоваться уважением. Отпустив ее на волю, Нерон дал ей покои во дворце с отдельным кубикулом и несколькими служанками. В прежние времена Паллант и Нарцисс, вольноотпущенники Клавдия, не только садились с Клавдием за трапезу, но как могущественные его министры занимали почетные места, и Акту тоже иногда приглашали к императорскому столу. Делали это, возможно, еще и потому, что ее красота составляла истинное украшение пира. Впрочем, в выборе сотрапезников император давно уже перестал считаться с какими бы то ни было приличиями. За его столом сидела пестрая смесь людей всех сословий и занятий. Были среди них сенаторы, но главным образом такие, которые заодно могли быть шутами. Были старые и молодые патриции, жаждавшие забав, роскоши и наслаждений. Бывали там женщины, носившие громкие имена, но не стыдившиеся надевать вечером белокурые парики и отправляться на поиски приключений в темных закоулках города. Бывали и высокие сановники, и жрецы, которые за полными чашами охотно насмехались над своими богами, а наряду с ними толпился всяческий сброд — певцы, мимы, музыканты, танцовщики и танцовщицы, поэты, которые, декламируя стихи, думали о сестерциях, что, возможно, им перепадут за восхваления стихов императора, голодные философы, провожавшие жадными взглядами подаваемые на стол блюда, наконец, прославленные возницы, фокусники, чудотворцы, краснобаи, остряки да всевозможные, модой или глупостью людской вознесенные знаменитости-однодневки, проходимцы, среди которых было немало прятавших под длинными волосами продырявленные уши рабов.    Более знаменитые прямо садились к столу, прочие развлекали пирующих во время еды, поджидая минуту, когда слуги разрешат им наброситься на остатки еды и напитков. Подобных гостей доставляли Тигеллин, Ватиний и Вителлий, и частенько им приходилось позаботиться и о приличествующей императорским палатам одежде для всего этого сброда — впрочем, императору такое общество нравилось, в нем он чувствовал себя вполне непринужденно. Придворная роскошь все золотила, всему придавала блеск. Великие и ничтожные, потомки знатных родов и голытьба с римских мостовых, вдохновенные артисты и жалкие бездарности, все стремились во дворец, чтобы насладиться зрелищем ослепительной роскоши, превосходящей воображение человеческое, и приблизиться к подателю всяческих милостей, богатств и благ, прихоть которого могла, конечно, унизить любого, но также могла безмерно вознести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

В поминальном покое находился жертвенник, на который клались приносимые дары. Доступ в поминальный покой был открыт. Иногда этот покой устраивался отдельно от пирамид. Не все пирамиды были строгими копиями указанного образца, но все они незначительно варьировали сравнительно с ним. Пирамиды были прежде всего усыпальницами царей. Сохранились пирамиды уже от второй династии, но обычай воздвигать их не просуществовал во все время существования Египта, в эпоху нового царства фараоны прекратили обычай воздвигать себе эти грандиозные памятники. Другие египетские гробницы представляют два основных типа: одни высечены в скалах, другие сложены из камня на поверхности земли. Последние получили от арабов имя „мастаба“. Они представляют собой усеченную пирамиду с продолговатым четырехугольным основанием, которому отвечает совершенно подобная, но только меньших размеров платформа наверху. В мастабе необходимо были поминальные покои и камера со статуями покойника (называлась „сердоб“); мумия покойника помещалась в подземном склепе, обыкновенно под поминальным покоем. Спускали ее через отверстие в верхней платформе, устроив как бы нечто вроде колодца, и затем в поминальном покое отверстие, ведущее в подземный склеп, заделывали так тщательно, что его трудно было найти. В храмах должно было служить и в гробницах хоронить по выработанным веками ритуалам. Исполнителями и руководителями в деле исполнения этих ритуалов были жрецы. Образование вообще в Египте было достоянием канцелярских чиновников и жрецов, но последних – преимущественно, они назывались „рехиу хету“ – „познавшие вещи“, „премудрые“ Библии ερογραμματες. В истории жреческого института должно различать два периода, из которых смена первого вторым, может быть, совершалась с неуловимой постепенностью, но которые в своем высшем развитии резко различаются между собой. В первый период кроме жрецов профессиональных существовали еще, так сказать, жрецы-добровольцы. Знатные и богатые люди считали честью служить богу своей области в качестве жреца, знатные и богатые женщины охотно выступали в качестве жриц богинь Гатор или Нейт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

гурки богов, книгу мёртвых. Саму мумию в различных местах и в различные эпохи погребали различно. В пирамидах проводилось много коридоров и камер. Но кроме места погребения ещё важное значение имела камера, в которой помещались портретные статуи усопшего. Не только со статуями богов египтяне соединяли представление, что между ними и богами существует связь, и что через них действует божественная сила, но они то же самое думали и о статуях людей. Им казалось, что между статуей усопшего и его душой есть какая-то таинственная связь, и что если бы мумия усопшего, обусловливающая некоторым образом существование двойника, погибла, то тогда статуя могла бы в некоторой мере заменить мумию и поддержать существование души усопшего. Далее при гробницах или около них помещались поминальные покои. В них находилась покрытая иероглифами погребальная стела, письмена которой говорили об общественном и имущественном положении покойника. В поминальном покое находился жертвенник, на который клались приносимые дары. Доступ в поминальный покой был открыт. Иногда этот покой устраивался отдельно от пирамид. Не все пирамиды были строгими копиями указанного образца, но все они незначительно варьировали сравнительно с ним. Пирамиды были, прежде всего, усыпальницами царей. Сохранились пирамиды уже от второй династии, но обычай воздвигать их не просуществовал во всё время существования Египта: в эпоху нового царства фараоны прекратили обычай воздвигать себе грандиозные памятники. Другие египетские гробницы представляют два основных типа: одни высечены в скалах, другие сложены из камня на поверхности земли. Последние получили от арабов имя «мастаба». Они представляют собой усечённую пирамиду с продолговатым четырёхугольным основанием, которому отвечает совершенно подобная, но только меньших размеров платформа наверху. В мастабе необходимо были поминальный покой и камера со статуями покойника (называлась сердоб): мумия покойника помещалась в подземном склепе обыкновенно под поминальным покоем. Спускали её через отверстия в верхней платформе, устроив как бы нечто в роде колодца, и затем в поминальном покое отверстие, ведущее

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010