Отец Александр не рискнул нарушить волю духовника. «Это благословение не раз меня потом выручало, — вспоминает он. — Иногда случалось такое, что руки просто опускались. Например, один из главных моих помощников быстро раскопал котлован под храм и на пять месяцев слег с инфарктом в больницу. Когда возникают трудности, я всегда говорю: либо это Господь тебя придерживает, когда ты не туда идешь, либо ты на правильном пути, только дьяволу это не нравится и он тебе палки в колеса вставляет. Но в данном случае у меня было благословение духовника, значит, надо делать и не унывать». История с иконостасом — тому пример. Его планировалось сделать не резным, а самым простеньким. Хотя и на такой денег не было. В конце концов взмолился: «Господи, на всё Твоя святая воля». И скоро к отцу Александру приехал в Сологубовку некий благотворитель, до которого дошли слухи, что батюшка строит храм. Спросил, чем помочь. «Вот крышу бы сделать! Сруб под храм поставили, а средств на крышу нет». «Сколько нужно?» «Порядка миллиона рублей». «Приезжайте завтра ко мне в правление, я вам дам». «Шутит, что ли?» — подумал отец Александр. Но поехал. На те пожертвования и покрыли храм крышей. А скоро один из художников показал священнику эскиз резного иконостаса: не хотите ли такой себе? И тот же благодетель оплатил сологубовскому храму резной иконостас и даже две иконы к нему. Вот тебе и Божия воля Когда храм в детском доме закрыли, народная молва быстро разнесла слух, где искать отца Александра. И потянулись в Сологубовку его будущие подопечные. «Я брал всех, кто приезжал, — вспоминает священник, — есть койка — оставайся». Условия быта — спартанские. Сначала в том самом контейнере, оборудованном под жилье, священник с помощниками сколотил две двухэтажные кровати. Позднее появились и другие пристройки. Реабилитация была несложной: работа и молитва, беседы на духовные темы — по желанию. Точные цифры исцелившихся отец Александр назвать не готов, не до учета было, но те, кто желал, от пагубной страсти избавился.

http://e-vestnik.ru/church/pomoch_zerkvi...

Господь мог бы поразить окружающих грозными и страшными чудесами, повергнуть их на колени в ужасе и трепете — но Он отказывается делать это даже тогда, когда Его на это прямо провоцируют. Все Его чудеса — это чудеса милосердия. Он ищет свободной, искренней веры — а не лицемерного, вынужденного подчинения. В истории было много случаев, когда люди думали, что они сумеют послужить Богу лучше, чем Христос, и что Спаситель, по-видимому, напрасно упустил возможность принудить нечестивых к вере железною рукой — и пытались “насаждать добродетель и искоренять порок” из-под палки. Иногда это бывает очень соблазнительно — мы видим, как народ сам себя истребляет абортами, водкой, убийствами и самоубийствами, и понимаем, что Евангелие — это именно то, что может спасти людей, а они не хотят. Что же, попробуем их заставить? Но так не получится. Бог не дал нам такой возможности — Он создал человека свободным и ожидает от него свободного ответа на Его призыв. Значит ли это, что нам предстоит смириться с теми народными бедствиями, которые происходят от неверия и нераскаяния? Нет. Историки отмечают, что в первые века нашей эры христианская Церковь росла с поразительной, невероятной быстротой. И — что с удивлением отмечают те же историки — этот рост обеспечивался исключительно убеждением и примером; ни дипломатических, ни военных, ни административных средств в распоряжении первых христиан просто не было. У них была вера, Евхаристия, слово Божие, и твердая решимость жить и умирать, следуя Христу. Увольнять людей с работы или вообще подвергать их каким-либо преследованиям за неблагочестие нельзя не потому, что это противоречит светскому законодательству (хотя противоречит) , а потому, что это противоречит примеру нашего Спасителя. Вот что хорошо и уместно — так это оказание помощи, и один пункт из решений принятых Василием Бойко, можно только одобрить — “Всем сотрудницам, работающим в агрохолдинге “Русское молоко” и других предприятиях группы компаний “Вашъ Финансовый Попечитель”, в случае беременности сохраняется среднемесячная заработная плата в полном объёме, вплоть до достижения новорожденным ребёнком одного года”. Вот такого рода помощь — дело безупречное; и несомненно, что Василий Бойко мог бы найти и многие другие способы выразить свою веру и ревность по Боге. Будем надеяться, что этот, несомненно искренний человек так и поступит.

http://pravmir.ru/o-sluzhenii-i-barstve/

Евфросиния не ходила на сестринскую трапезу, а с монастырской кухни брала лишь хлеб да квас; изредка пила чай. Спала полулежа на голом полу и лишь 2 часа в сутки. Одевалась во власяницу – рубашку из толстого сукна, поверх которой надевала ветхий капот, а в зимнее время – мужской тулуп. В праздничные дни Евфросиния надевала кафтан из домотканого сукна. С её разрешения был нарисован её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила тяжелые вериги – железную цепь с большим медным крестом. Волосы её были коротко острижены; иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, даже зимой. Летом топила печь, а зимой в её хижине стоял холод. Любя животных, в своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трех собак, кур и индеек. Спала на полу вместе с собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала: «Я хуже собак». Со своими питомцами она разговаривала, как с людьми. Прилетал к ней и ворон, которого матушка кормила. Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то в открытое окно бросил горящий пук соломы. Старица, тушившая пожар, получила сильные ожоги и после этого 6 недель лежала, не получая помощи от людей. И только ее верный друг-ворон приносил ей в клюве ягоды и кусочки хлеба. Так как блаженная никогда не убиралась, то в избушке стояло зловоние. Когда московская игуменья ее спросила: «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!» – она засмеялась и ответила: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Однажды блаженная сидела на лавке возле монастырской ограды. Проходившие мимо молодые парни стали бросать в нее камни и палки. Она встала, подошла к ним со словами: «Нуте, бейте, плюйте в меня!» Те отвернулись и отошли. Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона подошла к Москве и французские войска остановились близ Владычного монастыря, французские офицеры, увидев странно одетую женщину, стали издеваться над ней и неожиданно в ответ на оскорбления услышали отповедь на чистейшем французском языке. Изумленные, они извинились и ушли.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

Наконец все перебиты, немногие спаслись, тупик наполнен кучами птицы. Шум сразу затих. Люди опрокидывают изгородь и начинают уборку добычи: связывая ремешками попарно ноги, перебрасывают птиц через те же палки, служащие теперь носилками; два человека несут к стану две палки с тридцатью – сорока парами уток или же пятнадцатью – двадцатью парами гусей; дети тоже тащат на своих палках груз, но поменьше. У стойбища все сваливают в кучу, и начинается новая работа – ощипывание перьев и потрошение; пух собирается в кожаные мешки, потроха сваливаются на пластины корья. Горят костры, калятся камни, приготовлены все деревянные сосуды – сегодня будет обильный суп из потрохов. Шум, говор, визг детей, усердно помогающих и мешающих всем, наполняют воздух. Вот возвращаются и лодочники и несут еще охапки птиц – они собирали по озеру подбитых стрелами загонщиков с берега. После чистки, уже вечером, началось копчение птицы впрок: отсутствие соли и посуды не позволяло сохранить птицу долго в другом виде. Поэтому из корья устраивали шалаши; под их крышей на жердях подвешивали очищенных птиц, а на земле разводили дымокур, который нужно было поддерживать несколько дней. Поздно вечером кончились работа и еда, а на следующее утро нужно было повторить то же самое на другом озере, через день – на третьем. Медлить было нельзя, так как маховые перья быстро отрастают и птица начинает, хотя и плохо, летать. Тогда и изгородь не помогает. Путешественники приняли участие в загонах, хотя и без особого удовольствия – им также нужны были зимние запасы; жены их, конечно, участвовали очень охотно. Но три дня этого промысла произвели на чужеземцев кошмарное впечатление: суета, шум, беспощадное избиение беззащитных существ, горы битой птицы, костры, объедение всех участников и их алчность, желание истребить побольше сливались в неприятное зрелище, и они были рады, когда охота кончилась. При этих загонах на попадавшуюся иногда более крупную дичь не обращали внимания – ее время было впереди. В камышах у каждого озера жили в небольшом количестве кабаны; сжатые загоном, они собирались в кучу со старым свирепым самцом во главе и бросались напролом через цепь. Им давали дорогу, и только какой-либо поросенок, отставший от старших или бежавший в стороне, попадал под удар копья или дубинки. За кабанами охотились поздней осенью, когда они были жирнее и когда тростники блекли и валились от мороза, болота замерзали, а кабаны покидали эти убежища и паслись на опушках полян и в лесу. На них устраивали облавы и били копьями и стрелами из засады, защищавшей от клыков. Холода позволяли сохранять их мясо подвешенным на дереве в замороженном виде. Еще позже, уже по первому снегу, охотились облавами на зайцев, которых было много и на полянах и в лесах. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Ребятам будет предложено 3 варианта: либо ночевка в корпусе, либо в палатке, либо без палаток в лесу. В последнем случае делается так: брезентовый тент размером 2 на 3 метра натягивается на высоте где-то 1,5 м, нижний его край крепится к земле. Около него расжигается надья – это костер из параллельных бревен, собранных в горящую стенку. Одно бревно кладется на два других, раздуваем огонь и затем вся эта конструкция долго и жарко горит. Люди залезают в спальники, ложатся ногами к костру, головой туда, где брезент прилегает к земле. Тент отражает тепловое излучение и получается эффект курочки гриль: на улице — минус, а им жарко! У костра, конечно, дежурит кто-то из взрослых, иногда старшие ребята помогают. Надо заранее просчитывать ветер. Если он переменится, можно отодвинуть костер на метр, чтоб угольки не долетали, или веником их стряхивать. Наши дети после этой ночевки получают прозвище «снежный барс». И счастье у них немеренное: ночевали в лесу, без палаток, с волками (которых в округе нет уже лет 30) под звездами! Как раскачать снежный колокол? Можно и без ночевки прекрасно провести время на свежем воздухе. Единственное, на что точно придется потратиться, это рукавицы… В прошлом году на Рождество мы с ребятами были на ночной службе в Костроме, в женском монастыре. Потом я им предложил: нас так хорошо принимали, давайте подарим монастырю пару колоколен. Делается эта конструкция не сложно. Скатываем 2 обычных снеговика, по три снежных кома на каждый, ставим рядом, сдвигаем — получается стенка. Дальше вылепливаем сквозную нишу, куда подвешивается колокол. Как подвесить колокол? Подвесить так, чтобы он раскачивался…мы пока на такой уровень не вышли, но, наверное, и это можно сделать! Для того, что просто «подвесить» колокол, самое простое решение такое: берутся две палки диаметром около 2см, а по длине больше, чем ниша. Их нужно «влепить» в основание снежного колокола, а выступающие концы — в стенки ниши под колокол. Края колокола касаются обеих внутренних стенок проема, поэтому несущих опор не видно, получается, что он как будто висит. Дальше имитируем подвесной крепеж колокола к своду.

http://pravmir.ru/kak-provesti-novogodni...

Сл.: «Начаток всякого дела слово, и прежде всякого делания совет. След изменения сердечна лице (Остр.: сердечен); четыре части происходят, (Остр.: на четыре части исходит: на) добро и зло, живот (Остр.: на живот) и смерть: и обладаяй ими всегда (Остр.: и владыи ими выну) язык есть». В Гр. 155 на поле здесь имеется заглавие, относящееся к следующему отделу: «о врачах братия», – последнее слово является, может быть, остатком древнего обращения в начале огласительного чтения из книги Иисуса, сына Сирахова. Вместо даδар «слово» на поле в В и в D читается синоним ма’амар «слово, повеление», – позднейшее еврейское слово, встречающееся только в книге Есфирь ( Эсф. 1:15, 2:20, 9:32 ). Вторая половина в В начинается словом ро’ш, как и первая, на поле же и в D написано правильно, как и в Гр.: лифн «пред лицом» или «перед»: перед каждым делом или предприятием. Гр. и Сл. «совет» передает Евр. махашеδет «размышление, обсуждение», от хашаδ «считать, думать». Слову «след» в Евр. Соответствует , – то же, что арамейское ъиккар «корень» ( Дан. 4;12, 20, 23 ), Гр. же ошибочно прочел ъакеδ «след». И вместо тахδлôт «управление» и «размышление», Гр. ставит: «изменения», что не вяжется с определением «сердце». Сл. прибавка «лица» имеется и в Гр. гл. (С, 155, 248, Cpl.), она явилась под влиянием 13:31: «сердце человеческое изменяет лице его»; кроме того, 248 и Cpl. вместо «сердца» читают здесь: «радости». Следует признать первоначальным Евр., где получается правильный ход мысли: «корень размышления – сердце, четыре ветви вырастают», – разумеется, «из него», т. е. из размышления, оно ведет человека к одному из четырех последствий, далее перечисленных. Гр. и Сл. «части» передает Евр. шэδатûм (или шарδûтûм, как на поле и в D) «палки», иногда – «колена, поколения», отсюда – «отрасли». Сир. вместо 20 и 21ав стихов имеет: «прежде людей и прежде всего и каждого Господь сотворил все». В третьей притче (ст. 21cd) Сл. и Гр. «всегда» соответствует Евр. слову калûл «весь», здесь в смысле наречия: «совершенно, всецело»; язык владеет жизнью и смертью , добром и злом в том смысле, что он ведет человека к поступкам, последствием которых будет то или другое. Сир. и здесь уклоняется от подлинника: «(Господь сотворил) доброе и злое, жизнь и смерть, и кто владеет языком своим, тот спасется от зла». Лат. переводит: «раньше всех дел правдивое слово да предшествует тебе, и раньше всякого действия крепкий совет. Слово негодное изменит сердце, и из него рождаются четыре части», – далее к слову «язык» прибавляет: «рачительный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Словом, свобода человеческой воли для нас главная забота. Но тут есть свои трудности: я имею в виду проблему исповеди и причастия. Приходится людей силой подталкивать к этим таинствам, а для меня это очень болезненно: как может быть исповедь и причастие из-под палки? Но тут меня очень выручает отец Вячеслав, который просто говорит нашим подопечным: «Завтра праздник: все идём на исповедь, все причащаемся!» И правильно делает, потому что сюда приходят люди, у которых души ослаблены грехом, несамостоятельные, как у ребёнка, и это даёт священнику моральное право настоять на том, чтобы человек пошёл на исповедь. О.Вячеслав Красноруцкий: - Ведь у нас православный центр! Если мы не будем говорить, что здесь принято причащаться, то зачем тогда всё? Иногда их только подтолкни - и они послушно идут в храм. А потом тебе ещё спасибо скажут. Они как дети. О.Алексей Дудин: - И если самое мощное лекарство будет исключено из нашей терапии, то остаётся вопрос: почему же мы от него отказались? Цель реабилитации в том и состоит, чтобы человек вновь взял на себя ответственность за свою жизнь. Тогда он уже готов идти в мир, и многие так и делают. Вот был у нас подопечный по имени Виктор: он долго, трудно бросал пить, а потом вдруг говорит: «Батюшка, отпусти меня! Я хочу устроиться на работу, хочу заработать себе пенсию! О чём же я раньше-то думал, дурак?!» Он так искренне сокрушался, что мы поняли: это настоящее исправление, человек почувствовал ответственность за свою жизнь. Вы же знаете, что любые психоактивные вещества превращают человека в инфантильное, безвольное существо, и никакие строгости в реабилитационном центре сами по себе не смогут его сделать свободной личностью. - А бывает так, что реабилитация не приносит успеха? - Бывает, к сожалению. В том случае, если тяга к психоактивным веществам слишком сильна, мы договариваемся о переводе подопечного в знаменитый Сологубовский реабилитационный центр, к о.Александру Захарову, где как раз занимаются более тяжёлыми случаями. Бывает, что ничего не помогает, но я всё же не отчаиваюсь, я очень надеюсь, что для самых безнадёжных реабилитация не проходит даром. Всё, что было от Бога, всегда благотворно влияет на человека и рано или поздно даст свои плоды, пусть даже мы об этом не узнаем. Я часто сталкивался с тем, что человек, который, по моему рассуждению, совершенно безперспективен, вдруг вылезал из своей ямы, а тот человек, о котором я думал: «Вот тот, кого я ждал, вот ради таких-то мы и трудимся!» -

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/16/pr...

«Это очень глубоко подмеченная черта нашей психологии, черта, которую можно назвать женственною, но которая обща всему роду человеческому. Она вовсе не есть выражение слабости, по крайней мере по существу, но выражает поэтическое созерцание идеала, искомого нами и чарующего нас в частных воплощениях своих, вызывающего наше преклонение и подчинение, ибо идеалом нельзя владеть, а ему можно только подчиняться, как высшему нас началу. Эта черта, особенно яркая у женщин, выражает, однако, целую серию общечеловеческих добродетелей: смирения, скромности, искренней радости при отыскании идеального, без зависти к тому, что оно выше нас, а с одной чистой готовностью поставить это высшее в образец себе и руководство». Здесь нет, конечно, исчерпывающего ответа на вопрос, почему люди подчиняются власти, но эта проблема впервые обозначена как серьёзная и требующая отдельной разработки. Взяв на вооружение введённую Тихомировым категорию, двигаясь по намеченному им пути, мы можем заменить несовершенную таблицу Аристотеля другой, по-настоящему логически обоснованной. Для этого качественный параметр надо отнести не к власти, а к подчинению. Подчинение же может быть низкого качества, среднего качества и высокого качества. Первое – это подчинение из страха. Второе – подчинение из уважения к заслугам власти. Третье – подчинение власти как поставленной самим Богом. Почему именно такова восходящая последовательность? По той причине, что качество повиновения тем выше, чем меньше неудобств и отрицательных эмоций доставляет человеку это повиновение, чем оно естественнее и органичнее. Повиновение из-под палки оскорбительно для повинующегося, оно озлобляет его, вызывает глухое, а иногда и открытое сопротивление, короче, сильно омрачает существование. Подчиняться тому, кто имеет значительные заслуги перед Отечеством, воспринимается как нечто само собой разумеющееся, хотя и в таком начальстве любители перемывать кости могут найти массу недостатков. Если же народ смотрит на власть как на поставленную свыше, повиновение становится не только не обременительным, но даже радостным, и в этом случае возникает то чувство обретения авторитетного покровительства, о котором писал Победоносцев. Право властвовать такого лица или лиц признаётся безусловным и никем не оспаривается.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Но ведь армия — это же грубость, муштра, физические перегрузки, жесткий режим, подневольность. А вам что было труднее всего в армии? Иеромонах Савва (Молчанов) : — Я бы сказал, что самое трудное в армии — это личностные взаимоотношения, точнее, даже целый набор личностных проблем. Никакие физические сложности были не трудны, хотя я был и остаюсь сугубо гражданским человеком, а в армию шел совершенно не подготовленным — ни физически, ни внутренне. Физические трудности — это не страшно. Конечно, иной раз бежишь кросс или марш-бросок и кажется — сейчас упадешь и не встанешь. Но после таких нагрузок чуть отдохнешь, и так хорошо делается, так на душе спокойно! Все это можно перенести без труда. Гораздо серьезнее внутренние проблемы. Самую большую трудность человек создает себе сам: мы все горазды заранее обвинять во всем не себя, а других. Все плохие, а один я хороший. Таким был в то время и я, хотя тогда этого не видел. Я неправильно относился к трудностям, никак не мог представить себя солдатом, продолжал ощущать себя гражданским человеком, а это вносило внутренний диссонанс. Думаю, что так же бывает у всех тех, кто идет в армию «из-под палки». У меня, кроме того, была еще и проблема отношений с товарищами. В армии очень ярко выделяются некоторые отрицательные стороны человека — и в этом, кстати, огромная ее ценность. После нескольких конфликтов я понял, что часто бываю неправ в отношениях с людьми, и постарался исправить свои ошибки. А если говорить об объективных трудностях — грубости, матерщине, — то, как говорит Писание, «для чистого все чисто». Для чистого человека и армия будет чиста. Он только будет укрепляться в армии. Петр Топычканов: — Самое трудное — привыкнуть к армии, войти в ее ритм, принять ее порядки. Все, что было на гражданке, здесь исчезло, здесь все по-другому, здесь начинаешь жизнь с чистого листа. Кто-то из ребят тяжело привыкал к армейской еде, кто-то к ранним подъемам. Но для меня ничего особенно трудного не было. Физические нагрузки, другой распорядок дня, еще что-то — это все ерунда, это данность, с которой надо жить. Конечно, трудна разлука с близкими, с друзьями, но тоже до трагизма, до петли, как бывает иногда, у меня не доходило. Сейчас, по прошествии года, пожалуй, никаких особых трудностей я не припомню.

http://pravmir.ru/armiya-strashno-polezn...

Растяжения. Как только произошла неприятность, надо постараться, чтобы ребенок не нагружал больную конечность. Охлаждение и покой — лучшее лечение. Чтобы ограничить подвижность, можно воспользоваться эластичным бинтом, наложить шину из картона или повесить руку на повязке. Ранения. Острые палки, камни, бордюры — все может стать причиной ранений головы. При этом, как правило, сразу развивается отек, рана сильно кровоточит — в коже головы очень много поверхностно расположенных сосудов. Самое лучшее — быстро с помощью чистой хлопчатобумажной ткани или бинта прижать края раны, чтобы остановить кровотечение. При сильном кровотечении вероятность попадания инфекции в рану не велика (если, конечно, края ссадины не загрязнены). Если рана глубокая и больше сантиметра, нужно обратиться к доктору — обычно края раны зашивают или соединяют с помощью специальных скрепок. Все остальные раны можно заклеить бактерицидным пластырем. Если ребенок упал и получил ссадину, то рану необходимо очистить от грязи, мелких камешков с помощью носового платка или пинцета; промокнуть рану тампоном с теплой водой. Желательно не перевязывать. Только при мокнущей ране можно наложить пластырь или стерильную повязку. Сотрясение мозга. Забраться на дерево — это так интересно! Но иногда занятия верхолазаньем заканчиваются печально — ветка под ногой ломается и малыш оказывается на земле. Если после падения ребенок жалуется на тошноту, сонливость, головную боль, вы чувствуете, что малыш ведет себя не так, как обычно, — обязательно вызывайте врача. Если он, упав, потерял сознание (пусть даже и на несколько секунд) — немедленно в больницу! Переломы. Без рентгена даже врач не всегда определяет наличие перелома. Если ребенок не может пошевелить рукой из-за сильной боли, если произошла видимая деформация конечности, а отек нарастает буквально на глазах — скорее всего, у малыша перелом. До момента осмотра врача надо приложить к поврежденному месту холод и нало¬жить шину. Она поможет создать покой поврежденной конечности. Накладывая шину, обязательно зафиксируйте и два соседних сустава. Например, при повреждении костей предплечья фиксируются лучезапястный и локтевой суставы. В качестве шины можно использовать сложенный в несколько слоев картон. Оберните его ватой, обмотайте бинтом — самодельная шина готова. Положите в нее, как в люльку, больную руку и подвесьте на косынке. При повреждении ног трудно найти картон такого размера, поэтому подойдет и кусок фанеры, и небольшая доска.

http://azbyka.ru/zdorovie/okazanie-pervo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010