ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИГНАТИЙ Троицкий, Радонежский († не ранее 50-х гг. XV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Никона Радонежского ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128893.html

Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/200175.html

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние образцы иконографии М. встречаются в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на неск. миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 238 об.- 241). М. написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с прп. Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают прп. Сергия и получают его признание. В кон. XVII - нач. XVIII в. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела прп. Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, прп. Исаакий (см.: ПЭ. Т. 27. С. 21-22). Краткое описание облика М. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в., в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). Изредка образ М. помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево 1-м справа от центра в среднем ряду, напротив прп. Сергия Обнорского и перед прп. Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной иконе этого сюжета «Прп. Сергий с учениками в молении Св. Троице» (посл. четв. XVII в., СПГИАХМЗ; вклад в ТСЛ кнг. А. Шереметевой). Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)».

http://pravenc.ru/text/2561306.html

С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей. В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Учитывая близость М. к преподобным Сергию и Исаакию, можно полагать, что он входил в ту часть троицкой монашеской братии, которая с сер. 1377 до февр. 1378 г. активно добивалась возвращения св. игумена в свою обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от преподобных Илии , Исаакия и Сергия Радонежских отсутствие известия о смерти М. в Троицкой летописи (свод 1408/09 г.) дает основание предполагать, что он умер уже после кончины своего учителя. Если это предположение верно, то М. мог быть в числе тех учеников прп. Сергия, которые участвовали в его похоронах в 1392 г. Вопрос о том, что М. и прп. Макарий Писемский - одно лицо, остается открытым. То обстоятельство, что рассказ о М. сохранил в Житии прп. Сергия агиограф Пахомий Логофет, свидетельствует о памяти и местном почитании М. в стенах Троице-Сергиева мон-ря уже во 2-й трети XV в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.) имя М. отсутствует. Однако в нем фигурирует некий прп. Мартирий , к-рый назван учеником прп. Сергия (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332-333). Его упоминали также архим. Сергий (Спасский) и Н. П. Барсуков , отметивший, что в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцев…» фигурируют «преподобные отцы Иоанникий и Мартирий» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 566; Барсуков. Источники агиографии. С. IV). По мнению Е. Е. Голубинского , указанный в нек-рых списках святых «неведомый Мартирий ошибочно возник из Макария» ( Голубинский. 2012. С. 440. Примеч. 100). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и гр. М. В. Толстого , во 2-й пол. XIX в. М. еще не был канонизирован и почитался только в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Описание о российских святых. С. 79). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 7-8, 365; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 175-176, 194; Горский А. В., прот. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63, 64; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ. М., 1995. С. 126-150; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 632; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 36; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012. С. 43, 71, 440.

http://pravenc.ru/text/2561306.html

В XIII в. в Костромском крае появилось 2 первых мон-ря - Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь и Спасо-Запрудненский мужской монастырь в окрестностях Костромы. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. ученики прп. Сергия Радонежского - преподобные Авраамий Галичский , Макарий Писемский , Павел Обнорский , Иаков Железноборовский и Никита Костромской - основали ряд мон-рей, ставших главными духовными центрами Костромской земли: прп. Авраамий Галичский - Успенский Новозаозерский мон-рь, Авраамиеву Ризоположенскую Великую пуст., Авраамиеву Верхнюю в честь Собора Пресв. Богородицы пуст. и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-рь; прп. Макарий Писемский - Преображенский Макариево-Писемский мон-рь на р. Письме; прп. Иаков Железноборовский - Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь на р. Тёбзе; прп. Никита Костромской - Богоявленский мон-рь (с 1863 Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь) в Костроме. В 70-х гг. XIV в. в окрестностях г. Нерехты прп. Пахомий Нерехтский основал Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский жен. мон-рь. В 80-90-х гг. XIV в. в «малой хижине» вблизи Авраамиево-Городецкого монастыря на Чухломском оз., а затем на р. Письме рядом с прп. Макарием Писемским жил прп. Павел Обнорский. По-видимому, в нач. XV в. прп. Павел ушел за р. Кострому в Комельский лес и поселился на р. Грязовице в дупле старой липы. В 1414 г. на р. Нурме он основал Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. В XV в. первые мон-ри стали возникать и на востоке края, в Ветлужско-Унженском междуречье, населенном язычниками-черемисами. Ок. 1417 г. на р. Ветлуге поселился прп. Варнава Ветлужский , после кончины которого на месте его подвигов ученики основали Варнавину во имя Св. Троицы пуст. В 1439 г., после разорения Желтоводского Троицкого мон-ря, прп. Макарий Унженский и Желтоводский основал на р. Унже Свято-Троицкий Макариево-Унженский мон-рь. В нач. 30-х гг. XVI в. прп. Геннадий Костромской и Любимоградский учредил близ впадения р. Обноры в р. Кострому Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

XVIII в. В древнейших списках рода прп. Сергия в пергаменных синодиках Троице-Сергиева мон-ря посл. трети XVI в. Е. не упоминается (РГБ. Ф. 304/1. 40. Л. 7; 42. Л. 4). Его имя не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря нач. XVII в. (Там же. 43. Л. 12). Имя Е. отсутствует и в синодике патриаршего Новинского Введенского Богородицкого мон-ря в Москве, переписанного в 1645/46 г., хотя имя его отца Анисима здесь записано дважды (Там же. Ф. 173/4. Л. 40). По сообщению архим. Леонида (Кавелина), в кон. XIX в. Е. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, учрежденный в 1964 г. по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова) , и в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304; БЛДР. Т. 6. С. 284-285, 312-313. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 194; Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 76-77; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX в. (по данным древнерусских синодиков)//Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина. М., 2004. С. 35-40. А. В. Кузьмин Иконография Прп. Елисей Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?) Прп. Елисей Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г. (?) Описание внешнего облика Е. встречается в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Сед, брада поменше и уже Николиной, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156). В рукописи 20-х гг. XIX в. под 14 июня он уподобляется своему учителю: «Брада поменши Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/189859.html

Храм был заложен 8 августа 1893 года. Начало истории храма прп.Сергия Радонежского и самого села Бибирево связано с Московским Вознесенским женским монастырем, основанным святой Великой Княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией, супругой св. блгв. Князя Димитрия Донского. К началу XVIII в. в Бибиреве насчитывалось двадцать дворов, включая монастырский и скотный. Причт состоял из священника и дьячка, которые получали содержание от монастыря. Деревянная церковь с течением времени ветшала. В это время игуменьей Вознесенского монастыря была мать Евстолия (Лодыгина), известная многими трудами по обустройству существующих и строительству новых храмов как в самом монастыре, так и в его вотчинах. Именно она и предоставила средства на строительство нового храма в Бибиреве. В 1732 г. вместо ветхого храма вчерне был построен новый деревянный с такой же колокольней. Диакон Феодор Соколов в статье «История Благовещенского храма в с.Бибирево и построение нового во имя прп.Сергия Радонежского», указывает датой окончания Благовещенского храма 1738 г., однако архивные документы об освящении храма ясно указывают на другой год. В августе 1755 г. игуменья Вознесенского монастыря Елена (Ржевская) с сестрами обратилась в Московскую духовную консисторию с прошением об освящении построенной в вотчине их монастыря селе Бибиреве новой деревянной церкви, что и было совершено в ближайшие месяцы. Иконы в новый храм перенесли из прежнего, некоторые иконы подарили сестры Вознесенской обители. В 1859 храм был капитально отремонтирован по благословению свт.Филарета, при настоятеле о.Павле Троицком, подведен каменный фундамент. Когда через двадцать лет деревянная Благовещенская церковь крайне обветшала, было решено построить в Бибирево новый каменный храм во имя прп.Сергия Радонежского. В это время священником в Бибирево был о.Сергий Соколов, деятельный пастырь-подвижник. Новый храм был возведен при настоятеле о.Сергии Соколове. Храм был заложен 8 августа 1893 года. 23 мая 1894 г. состоялось торжественное поднятие креста на новый храм. Литургию совершали священник Покровской общины сестер милосердия и местный священник о. Сергий Соколов при хоре монахинь Вознесенского монастыря. Торжественное освящение храма состоялось 21 августа 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=03400

Сведения о К. собирал свящ. Александр Судаков, служивший в Тутанской ц. ок. 30 лет до 1923 г. (его труд, посвященный истории с. Тутань, хранится в наст. время в ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. 3243; Иванов. 2008). Приход в Тутани существовал до кон. 20-х гг. XX в. (по др. данным - до 1938), новый каменный храм был разрушен артобстрелом в Великую Отечественную войну. На месте старой монастырской церкви, где был погребен К., стояла каменная часовня, воздвигнутая в 1884 г. Примерно там же был установлен в 2001 г. Поклонный крест, у к-рого совершают молебны К. Лит.: Остатки монастырей в Твери и ее окрестностях//Тверские ГВ. 1859. 36. С. 118-121; Толстой М. В. Ученики прп. Сергия Радонежского чудотворца и основанные им обители: Прп. Ксенофонт Тутанский//ДЧ. 1877. Т. 2. Авг. С. 494-500; Горский А. В. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сост. по рукоп. и печ. источникам//ЧОИДР. 1878. Кн. 4. С. 182; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 481; Зверинский. 1897. Т. 3. 1517. С. 45-46; Димитрий (Самбикин), архиеп. Мат-лы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898. С. 23-29; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909 2. СПб., 2007р. С. 88. Примеч. 1; Иванов П. С. Святыни р. Тьмы. Тверь, 2008. А. А. Романова Иконография Кроме более ранних нагробных изображений в ц. Вознесения Господня с. Тутань хранилось 2 иконы с образом К. «не древнего» письма (см.: Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 196-197). Одна предположительно была местной в приделе во имя К. На ней святой был написан в рост со свитком в руке вместе с прп. Сергием Радонежским, другая - аналойного размера - единоличная. Скорее всего иконы были созданы при строительстве каменной церкви после 1821 г. (до 1846). Отдельные образцы иконографии К. сохранились в составе композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, К. изображен на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. (ок. 1882?), помещенных на вост. грани сев.-вост. столба и на зап. грани юго-зап. столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры (в надписи на одной из них К. ошибочно отождествлен с прп. Ксенофонтом Робейским). Святой написан в верхнем ряду левой группы в монашеской одежде, куколь лежит на плечах; он средовек с темно-русой бородой средней величины, на конце немного раздвоенной, в густых коротких волосах легкая проседь. Этот извод, по-видимому, восходит к образу из притвора Троицкого собора лавры, где Радонежские чудотворцы были показаны на фоне обители, в облаках - образ «Коронование Пресв. Богородицы» (местонахождение неизв.; см.: Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия в его Троицкой и др. обителях подвигом просиявших. Серг. П., 1896).

http://pravenc.ru/text/2462139.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010