1.1. Объективные предпосылки Уже в первые века после Рождества Христова на северо-восточном побережье Черного моря существовали христианские общины, что подтверждается археологическими раскопками . Традиционно считается, что Евангельскую проповедь в этом районе Закавказья местные жители услышали от апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита и Матфия. Проповедь апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита на территории современной Абхазии подтверждается рядом фактических и косвенных свидетельств. Для нас важность представляет не полемика о проповеди апостолов в Абхазии, а то, каким было местное население. На Абхазской земле в I-м столетии по Р.Х. проживали коренные племена, различающиеся культурой, бытом, традициями. « В I–VI вв. все… древнеабхазские племенные объединения представляли собой раннеклассовые государственные образования («княжества» или «царства»)» [iv] . Племена имели значительные различия между собой, но еще более отличались от народов, проживающих западнее и восточнее вдоль побережья Черного моря. Различия касались социальной, культурной, религиозной и др. сфер и были вызваны в том числе тем, что часть племён возникли и развивались на месте, а прародиной другой части племен были разные территории за пределами Абхазии. Это подтверждается и сегодня, например, принадлежностью разных народов Закавказья к разным языковым группам. Истории происхождения народностей Кавказа посвящено множество трудов ученых-кавказоведов. Кроме коренных и некоренных племен, все черноморское побережье Кавказа в I cm. было заселено народами, в основном греками, активно осваивавшими новые колонии. Чуть позже, « на рубеже нового времени Грецию с Кавказского побережья вытеснило римское воинственное рабовладельческое государство » [v] . Сегодня общеизвестным фактом является миссионерская деятельность святой равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Иверии. Как нам известно из жития св. Нины (день памяти – 14 января по ст. ст. [vi] ), царь Иверии Мириан после ряда чудес, совершенных по молитвам св. Нины, обратился в христианство, крестился и провозгласил христианство религией своего государства. Это произошло в 326 г. « Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому, прося прислать епископа и клир. Присланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин» [vii] .

http://bogoslov.ru/article/4875748

Располагалась пустынь на северном склоне Кавказских гор,в 45 верстах к юго-востоку от г. Майкопа у подошвы горы Физиабхо. Название обитель получила в честь ангела-хранителя великого кня зя Михаила Николаевича, наместника Кавказского (младшего брата Александра II), благодаря содействию которого и была учреждена. В 1885 г. Михаил Николаевич принял под свое покровительство Закубанскую обитель, став ее почетным ктитором. Устав был введен Св. Афона. На территории пустыни было 6 храмов: во имя Архистратига Михаила; во имя преп. Александра, первоначаль ника обители Неусыпающих; Успенский; во имя Св. Троицы; во имя Преображения Господня; во имя преподобных Афонских. При мона стыре имелись богадельня для престарелых воинов, больница и школа, где обучение было бесплатное. Также действовала метеорологическая станция; кожевенный, свечной, кирпичный, сыроваренный, рыболовный заводы; паровая мельница; маслобойня. Монахи занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, собиранием лечебных трав и ягод, виноградарством. На территории монастыря находился сернокислый и углекислый источники. Земли более 2000 дес. Управлял архимандрит, насельников было более 200 человек. Мо настырь имел три подворья: в Майкопе, Екатеринодаре, Ставрополе . Русские монахи, услышав такой зов с седого Кавказа и зная, что именно там, на Кавказе находится Иверия – первый удел Божией Матери, с радостью откликнулись на предложение о переносе афонской святости на Кавказ. И вот буквально за 30 лет здесь были основаны 4 второафонских мужских монастыря. Самый первый был основан в середине 70-х годов 19 века на Новом Афоне и широко известен, как монастырь в честь св. апостола Симона Кананита. Вторым, основанном в Адыгее в 1877 году, является как раз наш монастырь в честь святого Архистратига небесных Сил Архангела Михаила. В 80-х годах 19 века на реке Большой Зеленчук был организован третий монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского. И четвертый монастырь – в честь Успения Божией Матери вблизи г.

http://bogoslov.ru/article/2982262

б) Сколько же их было? Из святого Евангелия видно, что Спаситель наш сначала избрал, по числу колен израилевых, двенадцать апостолов, которых посылал по два на проповедь; потом, видя, что жатва многа, а делателей мало, Он избрал еще 70 учеников и их также посылал на проповедь ( Лук. 10, 1, 2 ). Не передает нам святое Евангелие имен всех этих 70 апостолов, но передает имена избраннейших 12 апостолов. «Взыде Иисус на гору», замечает св. евангелист Марк, «и призва их же хотяше Сам: и приидоша к Нему. И сотвори дванадесяте, да будут с Ним, и да посылает их проповедати, и имети власть целити недуги, и пропрогоняти бесы и нарече Симону имя Петр: и Иакова Зеведеова, и Иоанна брата Иакова: и нарече има имена Воанергес, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варфоломеа, и Матфеа, и Фому, и Иакова Алфеова. и Фадеа, и Симона Кананита, и Иуду Искариотского, иже и предаде Его» ( Мар. 3, 13, 20 ). На место Иуды предателя, по вознесении Господа на небо, апостолы, после молитвы, избрали Матфия, «вергше жребий». Чрез несколько времени, после сошествия Св. Духа на апостолов, к лику апостольскому был чудесным образом призван Господом и великий из апостолов, апостол Павел. в) Не много было учеников Христовых: но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мир и утвердили основанную Христом церковь , послуживши для нея как бы основными камнями, «сущу краеугольну Самому И. Христу. Во всю землю изыде вещание», по словам церкви, «и в концы вселенные глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовал Евангелия царствия какой-нибудь из апостолов. Страны: Палестина, Сирия, Месопотамия, Понт, Галатия, Каппадокия, Пергам, Вифиния, Иллирия, Италия, Скифия, Фракия, Греция, Армения, Индия, Мидия, Персия, Парфия, Египет, Эфиопия, Британия, и др. были оглашены их учением, поддерживаемым чудесами. Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нужд и бедствий во время своего благовествования языческим народам; по словам св. апостола Павла, «инии из них избиени быша, неприемше избавления. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею; камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убииством меча умроша: проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении». ( Евр. 11, 36, 37 ). С такими страданиями распространяя учение Христово устно и письменно при жизни, они и до ныне учат мир своими писаниями, которые оставили нам, как драгоценное наследство. Писания эти заключены в книгах, под именем книг Нового Завета, или святого Евангелия и апостола, чтения из которых вы почти каждый раз слышите при богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта, стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911–1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Грандиозный Пантелеимонов собор, который в длину имеет 53,3 метра, а в ширину – 33,7, венчают пять сияющих куполов. Его архитектуру относят к так называемому ново-византийскому стилю, который был широко популярен в русском церковном зодчестве на рубеже XIX и XX веков. До начала периода лихолетья внутренние стены собора украшала богатая роспись палехских мастеров и известных московских художников Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Интересно, что фрески были выполнены в голубых, коричневых и золотистых тонах, что не очень характерно для того времени. Также специалисты отмечают, что при фрески собора были сознательно допущены отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по легенде, выполнил известный русский художник М.В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда неизвестного мастера. Таким образом, настенные росписи Пантелеимонова монастыря являются практически последним памятником русской церковной иконописной школы, аналогов которому нет нигде в мире.

http://sobory.ru/article/?object=08187

  Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова.   Пантелеймоновский собор является крупнейшим собором Абхазии.             Всего в обители Новый Афон шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Новый Афон был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера апостола Симона Кананита, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. До революции 1917 года Новоафонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня Новый Афон - обитель Сухумо-Абхазской Епархии.           Храм Симона Канонита         Новоафонский монастырь находится недалеко от храма Симона Канонита. Там же, неподалеку расположена пещера, в которой апостол Симон Канонит проводил время в философских размышлениях и молился.           В конце XIX века пещера была освящена и в ней были установлены иконы Андрея и Симонасвятых апостолов.           Закрыли обитель в 1924 году за «контрреволюционную агитацию». В дальнейшем монастырь использовался под склады, туристическую база, краеведческий музей, госпиталь… Вновь монастырь открыла свои ворота лишь в 1994 г. В настоящее время пройтись по территории монастыря и посетить храмы может любой желающий.           Успенский скит   Еще дальше к северу на морском побережье находился принадлежащий Новому Афону Пицундский Успенский скит (на месте античного Питиунта). Главная его достопримечательность – византийский крестово-купольный Софийский храм 10 в. с мозаиками 16 в.

http://isihazm.ru/1/?id=608

– Конечно… – Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно. Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1819 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 23 мая 2021, 14:26 Святой апостол Симон Кананит! Прошу Тебя, помолись об исцелении моих ног после перелома и тазобедренных суставов. Чтобы как раньше была здорова, ходила и бегала и не хромала. Благодарю. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вера 23 мая 2019, 12:10 Господи, милостивый благодарю Тебя за все, сподоби посетить святое место, поклониться Святому апостолу Симону Кананиту и попросить о прощении грехов и исцелении болящей ревматоидным артритом доченьки рабы божией Иулии. Низкий поклон автору. Любовь 20 мая 2019, 14:11 Хочу сказать,что этот человек не вероятный! Спасибо,что встретили его там у Симона Канонита,будем теперь иго имя писать в записках! Нина 23 мая 2018, 10:54 Святой Апостол Симон Кананит, моли Бога о нас грешных!!! Спаси, Господи, и замечательную православную писательницу Ольгу Рожневу, Ваши рассказы помогают людям укрепиться в вере. Прочитала и так захотелось в этот монастырь, помолиться в пещере св ап. Симона Кананита... Ирина 1 июня 2016, 11:32 Очень тёплая и интересная статья.Святый апостоле Симоне Каноните моли Бога о всех нас!

http://pravoslavie.ru/93480.html

Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров. Расширен был объем центральной апсиды, предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения Господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа. Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра III, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911 – 1914 годах по проету Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Святую гору Афон на побережье Эгейского моря с незапамятных времен принято было считать уделом Пресвятой Богородицы, твердыней православия, оплотом истинного монашества. Первые пустынники появились здесь еще на заре христианства. К XIII веку вся Афонская гора была покрыта монастырями, скитами, пещерными кельями. Утвердился на Афоне и Русский Пантелеимоновский монастырь. На долю его братии выпало немало превратностей судьбы, но русские иноки, верша свой молитвенный подвиг, стойко переносили все тяготы, невзгоды и притеснения. В 1874 году возникла даже угроза закрытия обители.

http://sobory.ru/article/?object=00997

И даша нам отъ нихъ 712 . Есть же другый гробъ 713 в Никопъ 714 , имуще Симона Кананичьскаго, и тъ имыи мощи 715 . Андреа же от Вооспора 716 сниде в Февдесш градъ 717 , имуща царя Савромата 718 . Мало же от них въроваша. И оставивь ю сниде в Херсон градъ 719 , яко же ти нам повъдаху 720 . А Февдеаа днесь градъ ни стопа человъча в ней есть 721 . Худовърно 722 же племя Херсоняне 723 до днешняго дъне 724 , и не кръпко на въру 725 , лжи 726 , въсему вътру подпадающоуся 727 . Андреа же, сотворивь дъни многы 728 , обратися Въспоръ 729 и обрътъ корабль Херсонскь 730 пръиде въ Синопъ 731 . [И алфавитарь Андреовъ Херсоняне сътвориша, творяще человъкоядца 732 ]. (Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Труды Β. Г. Васильевского. – СПб., 1909. – Т. 2. – Ч. 1. – С. 275–277). 647 Феодор Студит – преподобный, выдающийся аскет, деятель, писатель, борец за права Церкви, апологет иконопочитания и церковной ортодоксии, страстный защитник икон. Родился в 759 г. в семье Фотина, высокопоставленного столичного финансового чиновника, и набожной, благочестивой Феоктисты, прекрасной хозяйки, домоправительницы. Получил хорошее образование. 22 лет от роду постригся в недавно основанном монастыре Саккудион, построенном в семейном имении Воскитион, около г. Прусы в Вифинии, на северо-западе Малой Азии. В 794 г. он стал здесь игуменом. Через четыре года, ввиду опустошительных рейдов арабов на здешние области, Феодор с учениками покинул Саккудион и перебрался в Константинополь, в древний, но полузаброшенный Студийский монастырек (Житие Феодора Студита //Творения отца нашего преп. Феодора Студита . – СПб., 1867. – Ч. 1. – С. 29, § 20). В свое время эта обитель с храмом во имя св. Иоанна Крестителя была постороена патрикием и Komoeii Nooaeai (Studius), прибывшим из Рима в Константинополь около 459 г. Активными стараниями Феодора уже через несколько лет монастырь превратился в процветавшую во всех отношениях обитель и цитадель ортодоксии, для иноков которой были разработаны правила-увещевания, известные как Большой и Малый катехизисы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г. Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г. Продолжилось восстановление Ст. Русика, где были сооружены параклис во имя великомучениц Варвары, Екатерины, Александры, Параскевы и др. мучениц (освящен в 1878 бывш. Пентапольским митр. Нилом); на кладбище рядом с усыпальницей - храм в честь Почаевской иконы Божией Матери (освящен в 1883 бывшим Пентапольским митр. Нилом). В 80-х гг. XIX в. были значительно расширены постройки монастырских метохов (имений) каламарийского (близ Фессалоники) и касандрийского (на п-ове Касандра), снабжавших обитель продуктами питания. На подворье Пантелеимонова монастыря в К-поле в 1879 г. освящен храм во имя вмч. Пантелеимона; основано подворье в Одессе. Оба подворья оказывали помощь паломникам по св. местам православного Востока. Активно развивалась книгоиздательская и просветительная деятельность подворья Пантелеимонова мон-ря в Москве, была выстроена новая часовня во имя вмч. Пантелеимона (освящена в 1883 Можайским еп. Мисаилом (Крыловым)), в 1879 г. за Пантелеимоновым мон-рем официально утвержден под подворье дом с земельным участком и постройками на нем на ул. Б. Полянка. Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита монастырь , в 1875 г. основанный Пантелеимоновой обителью, в 1879 г. был официально утвержден как «отрасль» своей обители-матери; начались его интенсивное строительство, культурная разработка земельных владений и организация внутренней жизни в соответствии с афонской традицией. Открытие школы для абхаз. мальчиков, действовавшей при мон-ре с 1876 г. наряду с другими видами просветительной и культурной деятельности способствовало христианскому просвещению Абхазии. 2 марта 1885 г. «Высочайше утверждена» передача Новоафонскому монастырю храма в честь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде с большим земельным наделом, при церкви открыт Пицундский скит. В С.-Петербурге основано подворье Новоафонского мон-ря с храмом, главный престол которого - в честь Иверской иконы Божией Матери - освящен в 1888 г. митр. С.-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении еп. Ладожского Митрофана (Невского), новоафонского иеросхим. Иерона (Носова; с 1889 схиархимандрит) и др.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?), дер. Лоходомово Буйского у. Костромской губ.- 15.08. 1912, Новоафонский мон-рь), схиархим., настоятель Новоафонского во имя святого апостола Симона Кананита монастыря . Род. в семье государственных крестьян, был младшим из 6 сыновей. Отец умер, когда Ивану было 2 года, семья жила в бедности. Освоил грамоту с помощью братьев, учившихся в домашней школе. В 11-летнем возрасте был отправлен в С.-Петербург, служил в купеческих лавках. Имел склонность к уединенной, монашеской жизни, в 19 лет решил уйти на Афон. Добравшись до Одессы, не смог выехать без заграничного паспорта, вернулся в С.-Петербург, затем на родину. Приняв благословение матери на монашество, вновь отправился в столицу. Вскоре получил паспорт, а также рекомендательное письмо в Русский великомученика Пантелеимона монастырь на Афоне от насельника этой обители иеросхим. Макария (Семыкина), находившегося в С.-Петербурге на послушании по сбору денежных средств. В февр. 1862 г. выехал на Св. Гору, по пути посетил Киев и Одессу, К-поль и Фессалонику. По прибытии в Пантелеимонов монастырь Васильев по благословению духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего русской частью монастырской общины, был зачислен в братию. Проходил послушания сначала на огороде при монастырской келлии прп. Евфимия Великого, затем в самой обители - на кухне, в литографической мастерской, был келейником 2-го духовника русской братии иеросхим. Макария (Сушкина) , келейником о. Иеронима (Соломенцова). 14 марта 1864 г. иеросхим. Макарием (Сушкиным) Васильев был пострижен в мантию с именем в честь мч. Иерона Мелитинского, в 1866 [по др. сведениям, в сент. 1867] г. рукоположен во диакона, 23 марта 1875 г.- во иерея. Служил помощником казначея, исполнял также обязанности эконома. За годы пребывания в строгом общежитии И. стяжал мн. монашеские добродетели, а также приобрел опыт ведения монастырского хозяйства, обнаружил дарования инженера, строителя и архитектора, в полной мере реализованные в дальнейшем служении. В апр. 1875 г. получил послушание по сбору средств на восстановление храма во имя свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Вскоре был назначен строителем и экономом Новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря, основанного рус. частью братии Пантелеимоновой обители в кон. 1875 г. Был отправлен в Абхазию под начало иером. Арсения (Минина) , исполнявшего обязанности новоафонского настоятеля.

http://pravenc.ru/text/293694.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010