Впоследствии К. Р. не раз вспоминал о беседе со старцем Амвросием, а также и со скитоначальником о. Анатолием (Зерцаловым). Он был на молебне в скитском храме св. Иоанна Предтечи и особенно запомнил там икону «Усекновения Главы Честнаго славнаго Пророка» (как называет ее К. Р. в своем письме). Вернувшись в Петербург, он послал в Оптинский Скит хорошей работы дорогую лампаду. «Я бы желал, – писал К. Р. архимандриту Исаакию, – чтобы эта лампада неугасимо теплилась перед святою Иконой, постоянно поддерживая духовное единение, установившееся между вашей обителью и мною со дня нашего первого знакомства» (10.11.1887). Очень рад был К. Р. получить от старца Амвросия благословение для его сына князя Иоанна – икону Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, копию скитской, и при этом письмо. Старец писал: «Ваше Императорское Высочество, Благовернейший Государь, Великий Князь Константин Константинович! Радоваться Вам о Господе и здравствовати со всем Августейшим Семейством от всей души желаю. По немощи моей и болезненности после других я, меньший, приношу Вашему Императорскому Высочеству искреннейшее и признательнейшее благодарение за милостивую память и милостивое внимание к худости моей и за присланную в Скит наш лампаду к иконе Усекновения Главы Великого Пророка и Предтечи и Крестителя Господа Иоанна, главного по Боге и Богородице ходатая о спасении нашем. Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии: “Болий в рожденных женами Пророка Иоанна Крестителя никтоже есть”. И потому более всех святых он имеет дерзновение к Рожденному от Девы Господу нашему Иисусу Христу ходатайствовать о спасении нашем. Сильные молитвы Предтечи и Крестителя Господня да сохраняют Августейшего сына Вашего Иоанна, как носящего имя, и Ваше Императорское Высочество и все Августейшее Ваше Семейство да ограждают от всех скорбных обстояний. В знамение видимого заступления сего Великого Заступника посылаю Вашему Императорскому Высочеству Его икону Усекновения Главы. Неугасимая же теплющаяся лампада пред иконою Великого Предтечи и Крестителя Господня да служит нам, скитским и оптинским обитателям, всегдашним напоминанием незабвенного Вашего пребывания в обители нашей и милостивого внимания к худости нашей.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей. Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов. Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) ещё входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет». В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен неё были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню. Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи». Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в неё.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Фекла Толстая 11 сентября 2014, 10:40 С позволения Господа, находясь в Черногории ,я побывала в Цетинском монастыре Рождества Пресвятой БОГОРОДИЦЫ и приложилась к чудотворным мощям св.ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ и КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА И К ЧАСТИ ЖИВОТВОРЯЩЕГО древа КРЕСТА ГОСПОДНЯ.Там же находятся мощи святителя Петра Цетмнского. Благодарю тебя,ГОСПОДИ, ЗА ТВОЮ БЛАГОДАТЬ И МИЛОСТЬ ! фЕКЛА (в миру Лидия0 Игорь 11 сентября 2014, 06:05 Святой Иоанн Креститель ,моли Бога о нас грешных рабах Божьих Игоря и Ольги,помоги нам грешным,если на то Божья Воля .Аминь ! .Спаси Господь. Fr.deacon Nicholas Lenkoff 6 сентября 2014, 16:25 SV.IOANNE MOLI BOGA O NAS. SPASIBO. Fr.deacon Nikolai Валентина Натарова 7 июля 2014, 16:01 Отче Иоане Предтеча, моли Бога о нас. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь. р 7 июля 2014, 14:13 Святой Иоанн Предтеча, помоги мне продвинуться по службе, чтобы была побольше зарплата, если это угодно Господу Богу. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Сирануш 7 июня 2014, 08:42 Севастия - это древний армянский город, кажется? При въезде в святой город Эчмиадзин (Армения) тебя встречает памятник - рука Святителя Иоанна. Как-то на душе мирно и спокойно становится. Слава Тебе, Боже, за всё! Прости нас всех, Господи, молитвами святого Твоего Иоанна Крестителя! римма 11 марта 2014, 10:45 Святой Иоанн Предтеча, исцели меня от болезней. Во Имя отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Ксения Мерещенкова 20 января 2014, 18:06 Иоане Крестителе моли Бога о нас грешных! Александр 19 января 2014, 15:54 В монастыре в Цетинье находится кисть св. Иоанна Предтечи без двух пальцев: мизинца и безымянного, которые находятся в турецком Стамбуле и Итальянской Сиене соответственно. На фото с Афона видно, что открыта только часть святыни в районе предплечья. Мощевик сделан в виде всей руки, а в нем, судя по всему, находится только предплечье десницы св. Иоанна. ВЕРА 25 октября 2013, 13:36 Слава Богу,мне посчастливилось приложиться к деснице Иоанна Крестителя! Олег 25 октября 2013, 09:34 В Венеции, в одном из храмов на Грант Канале (рядом с храмом св. Люции) тоже находится десница Иоанна Крестителя вывезена из Константинополя грабителями-крестоносцами.

http://pravoslavie.ru/put/58835.htm

XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г. только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдо-вый диакон), в 1868 г. 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых свя-щенника, 1 белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона 2 мона¬ха и ок. 20 послушни-ков). Ежегодно 24 июня (в престольный празд¬ник Рождество Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при мон-ре был устроен приют для выздоравли-вающих раненых воинов на 12 чел. Постройки. К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревян-ный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 1 игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Желез-ноборовского и звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Ва-силия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ог-рада. В 1728-1731 г. была построена новая деревянная 5-главая со-борная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и пе-реосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминается также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братских кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1об.). К 1745 г. была по-строена 8-¬угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://sedmitza.ru/text/1157388.html

XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г.- только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г.- 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г.- ок. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел. Постройки К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и со звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 гг. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминаются также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братские кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1 об.). К 1745 г. были построены 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://pravenc.ru/text/182215.html

В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было. Литература: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее//Светильник. 1914. 8. С. 2–12; Борин В. Памятники Азовских походов//Там же. 1914. 11–12. С. 27–34; Русская живопись XVII–XVII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgerate aus St. Petersburg. Koln, 1991. 31, ил. 29; Великие и чудотворные/Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358–360. Азовский мужской монастырь во имя святого Иоанна Предтечи А. О. Амелькин (Статья из I тома «Православной энциклопедии») Основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов на месте древней церкви св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до турецкого завоевания генуэзской фактории Таны-Азака в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова русские войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители. В 1700 г. была построена церковь св. Иоанна Предтечи, иконостас для которой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А.

http://sedmitza.ru/text/407609.html

За кафоликоном находится пещера прп. Дионисия Олимпийского, в к-рой устроена церковь; сохранились остатки поствизант. росписей. К западу от И. П. с., за водопадом, расположена пещера, в к-рой подвизался свт. Григорий Палама, ниже - пещера свт. Феоны. В окрестностях И. П. с. помимо множества пещер существовали также небольшие обители, многие из которых в наст. время разрушены: над И. П. с.- свт. Николая Чудотворца (Палиомонастиро; в конхе сохр. фрагменты фресок XII в.) и прав. Лазаря, на кладбище - Св. Троицы, над кладбищем - Вознесения Господня, ниже И. П. с.- калива свт. Григория Паламы с одноименной церковью, над с. Метохи - мон-рь Палеомонастиро, между Вергиной, Метохи и Харадрой - св. Таксиархов, в долине р. Альякмонас - прп. Антония и равноап. Константина, по пути к дер. Фламурьес - Палеа-Мони и др. В с. Даски находится подворье И. П. с. с ц. св. Фотиды. Престольный праздник - Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). В этот день по традиции братия угощает паломников фасолевым супом с оливками. В 1984 г. было учреждено празднование Собору всех святых, подвизавшихся в И. П. с., к-рое совершается во 2-е воскресенье после Пятидесятницы. Святыни: честная глава равноап. Климента Охридского, частицы мощей свт. Иоанна Златоуста, вмц. Варвары, вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца, ап. Луки, мч. Трифона, сщмч. Харалампия, бессребреников Космы, Дамиана, Кира и Иоанна, вмч. Артемия, св. Фалелея, сщмч. Дионисия Ареопагита. Дионисия преподобного монастырь на Афоне, также освященный во имя св. Иоанна Предтечи, передал И. П. с. перст этого святого. Среди реликвий - потир, подаренный мон-рю членами дома Романовых. Лит.: Χιονδης Γ. Σντομη στορα το Χριστιανισμο στν περιοχ τς Βροιας. Βροια, 1961; Πυρινς Π. Ανκδοτα γγραφα φορντα ες τς Ιερς Μονς Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας) κα Μουτσιλης. Θεσσαλονκη, 1975; Κσσας Σ. Ο μοναχισμς στ Σκτη τς Βροιας στ βυζαντιν χρνια//Το Μοναστρι το Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας). Βροια, 1994. Σ. 105-111; Παπζης Δ. Ιστορα τς Ιερς Μονς Τιμου Προδρμου (Σκτη Βροιας). Βροια, 1995; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 19972. Σ. 154; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 94-96; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 19992. Σ. 50; Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Πιερων Προσκυνητριον τοι δηγς το προσκυνητ. Βροια, 2007.

http://pravenc.ru/text/577924.html

С 1665 г. В. м. открыл подворье в Москве, в приходе ц. во имя святых Космы и Дамиана, на ул. Покровке (30 изб), к-рое впосл. сдавалось внаем. Во время крестного хода из Троицкого собора в В. м. в 1679 г. архим. Питирим изъял «для подлинного ведения» у протопопа неверно написанную и подписанную икону «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский» (см. Аркадий Вяземский ). В 1722 г. в В. м. принял постриг дворцовый дьяк, служивший «при комнатах» царя Иоанна V Алексеевича , С. А. Кривский. Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Св. ворота вяземского во имя Иоанна Предтечи мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Настоятельство архим. Ионы в 1-й пол. XVIII в. сопровождалось рядом конфликтов. В 1722 и 1724 гг. в Синоде рассматривались дела по обвинению «монашествующими архим. Ионы в удержании из жалования». В 1727 г. иером. Иоиль, иеродиак. Иоасаф и мон. Савва жаловались в Синод «в непристойных словах» на настоятеля. В результате расследования указом Синода 3 июля 1727 г. иером. Иоиль был переведен в Герасимов Болдинский мон-рь , иеродиак. Иоасаф - в Лютиков мон-рь, мон. Савва - в Нилову Столобенскую пуст. При архим. Макарии в В. м. размещались Крутицкая ДС (10 мая 1739 - 21 июня 1744), затем Вяземское ДУ (в 1744), выпускником к-рого был прп. Макарий (Глухарёв) . В 1700 г. В. м. владел 116 крестьянскими дворами, в 30-х гг. XVIII в. к мон-рю были приписаны Подмонастырская слобода, села Фёдоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском у., с. Болдино в Звенигородском у., где проживало 2405 чел.; обители принадлежали 4 мельницы на реках Вязьма и Днепр. На средства мон-ря в 1735 г. в с. Фёдоровском был построен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. По ревизии 1744 г., В. м. владел 2398 крестьянами. В 1752 г. в мон-ре жили: архимандрит, 8 иеромонахов, 3 иеродиакона и 11 монахов, в 1758 г.- архимандрит, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона и 6 монахов. В 1764 г. В. м. был отнесен к Смоленской епархии, причислен ко 2-му классу с определенным жалованьем.

http://pravenc.ru/text/161151.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010