Церковь Илии Пророка расположена на кладбище села Погорелое Городище Зубцовского района Тверской области. Церковь во имя Святого пророка Илии возведена на средства помещика И.Ф. Ладыженского в 1819-1837 годах. Каменный и оштукатуренный храм с полуциркульной апсидой, прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольней, был увенчан куполом и главками желтого цвета. В трапезной размещались приделы: правый - святого Николая Чудотворца и левый - святого мученика Иоанна воина. Колокольня была сооружена над главным входом в храм и укомплектована 5-ю колоколами, отлитыми на средства тверского купца Капустина. На стене апсиды был написан на масле иконного письма храмовый образ святого Илии, а над окнами - лики святых праотцев. Во времена гонений на Православную Церковь храм был осквернен, разграблен, разрушены завершения и полностью перестроен под сельский клуб. В 1990-х годах возвращен верующим. В настоящее время Ильинская церковь действует, в ней совершаются регулярные богослужения, ведутся восстановительные работы. Первыми косвенными свидетельствами о существовании в Погорелом Городище церкви в честь св. пророка Илии является Евангелие, пожертвованное в 1624 г. храму неким И. Варавиным и хранившееся там еще в начале XX века, а также захоронения на церковном кладбище, которые датируются по надписям на надгробиях 1647 и 1656 гг., на одном из них, кстати, упоминается " раб Божий Елеазар Гаврилов сын прозвище Варавин " . В грамоте архиепископа Тверского и Кашинского Иоасафа от 2 июля 1669 г. упоминается " староста поповский Погорелого Городища Ильинский поп Иеремия " . Это упоминание можно считать первым прямым упоминанием Ильинской церкви. В 1675 г. деревянный храм заменен новым, также деревянным, который простоял до начала XIX в. 28 апреля 1813 г. прихожане направили архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию " всепокорнейшее прошение " следующего содержания: " Имеется в нашем посаде деревянная во имя святаго пророка Илии церковь, построенная собственным иждивением наших предков, которая ныне и приходит уже в ветхость, почему мы прихожане, будучи движимы равномерным, как предки наши, усердием к Богу и святым Его угодникам желаем собственным коштом не нарушая плана Посада, во имя того же святого пророка Илии с приделами святого чудотворца Николая и святого мучиника Иоанна Воинственника построить внове каменную церковь, для которого строения немалая уже нами ассигнована сумма и в довольном количестве приготовлен и материал... " Однако разрешение на строительство не было получено.

http://sobory.ru/article/?object=09700

Исп. статья из 3 т. «Памятники архитектуры Московской области», Москва, Стройиздат, 1999 Дворцовое село Ильинское на Москве-реке получило свое название от деревянной церкви, стоявшей здесь издавна. Село было разорено в Смутное время, церковь Илии Пророка сожжена и восстановлена уже после 1620 г. Из отказной книги за 1666 г. известно, что к этому времени в Ильинском было два храма: «…церковь во имя Василия Кесарийского, деревянная, верх шатровый… Да другая церковь, святого пророка Илии, тоже деревянная, 6 местных икон, писанных на золоте и прозелени…». Церковь Василия Великого, построенная в 1640-х гг., обветшала и после 1687 г. не упоминается. Ныне существующий храм во имя Илии Пророка сооружен в 1736 г. при боярине Василии Ивановиче Стрешневе по проекту талантливого русского зодчего А.П. Евлашева. Храм был построен в стиле барокко и имел богатое внутреннее убранство. В 1818 г. к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 г. была построена колокольня. В это время в Ильинском бывали в гостях у хозяина усадьбы графа А.И. Остермана-Толстого поэты П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, управляющим в имении в конце 1820-х гг. служил писатель И.И. Лажечников. В 1864 г. имение было куплено для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, и оставалось собственностью императорской семьи до 1917 г. Вскоре после Октябрьской революции усадьба была национализирована. В 1918 г. по предложению В.И. Ленина во дворце создали дом отдыха для рабочих. Поначалу в нем отдыхали рабочие Трехгорной мануфактуры, затем в усадьбе обосновался дом отдыха Московского комитета партии. В 1929 г. усадебный дом сгорел, со временем были уничтожены и другие постройки усадьбы. Уцелел только храм Илии Пророка. В 1937 г. он был закрыт и использовался как склад. Храм возвращен верующим в 1991 г. и восстановлен. Главный алтарь посвящен пророку Божию Илии, приделы — во имя апостола Иоанна Богослова и преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

http://sobory.ru/article/?object=03295

Церковь во имя Святого Пророка Илии Время возникновения храма в честь святого Пророка Илии точно не известно. Предположительно, храм был воздвигнут выходцами из Великого Новгорода в честь своего святого – архиепископа Новгородского Иоанна, до схимы носившего имя Илия. Общецерковное празднование которому установлено в 1547 году. Первое упоминание Ильинской церкви находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же вверхъ по реке по Сухоне въ Левонтьевскомъ конце церковь Ильи Пророка, древяна вверхъ, да теплая церковь Зосима и Савватия Соловецкихъ чуд., древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходныхъ людей». Более подробное описание Ильинской церкви дано в «Писцовых книгах» 1683 года: «…у Сухоны р. на берегу церковь святого и славного пророка Илии теплая древяная рублена клетцки о дву верхахъ… въ той же церкви другая служба во имя преп. отецъ Зосимы и Саватея Солов. чуд… тое жъ церкви колокольня круглая брусчатая вверхъ шатровой, на ней 6 Там же дается подробное описание внутреннего убранства храма. В алтаре Ильинской церкви находилось: Евангелие украшенное серебряными резными Евангелистами, запрестольная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии с медным золоченым окладом и серебряным венцом. В самом храме имелись образа: Илии Пророка с житием; Воскресения Христова; Пресвятой Богородицы. В алтаре церкви Зосима и Савватея Соловецких: Евангелие, крест благословящий обложенный серебром золоченым, запрестольный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. В самом храме имелись образа: Зосима и Савватея Соловецких чудотворцев; Пресвятой Богородицы Одигитрии. Согласно надписи на алтарном кресте, 18 августа 1695 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр дал благословение на строительство теплой каменной церкви. Вновь построенный храм был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. Переименование храма связано скорей всего с тем, что икона Божией Матери Знамение непосредственно связана с Великим Новгородом и более близка новгородским переселенцам, а придел Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев на тот момент уже существовал в церкви Николая чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=06415

Кто были родители Пророка? Св. Писание не говорит об этом. Евреи 12 род Илии производят от Аарона: они говорят, что Илия был Финеес, сын Елеазара сына Ааронова. Бог определил, чтобы Финеес, в награду за свою ревность, жил до окончания мира; и сей то Финеес явился пред Ахаавом под именем Илии. Это мнение защищает Петр Дамиан 13 . Он, приводя слова Бога: се аз даю ему (Финеесу) завет мой мирный, и будет ему и семени его no нем завет жречества вечный 14 , говорит: «Господь дал Финеесу мирный завет, состоявший в том, чтобы он, не подвергаясь болезням телесным, жил до конца мира в раю сладости. И он, то есть пророк Илия, вознесенный огненными конями на небо; имя, данное ему родителями, было Финеес». В доказательство такого мнения Дамиан приводит свидетельство Иеронима 15 и слова из 1-й книги Парал. 9:19,20, где о возвратившихся из плена Вавилонского говорится: Кореане над делами служения стрегуще стражбы скинии... Финеес же сын Елеазаров бысть вождь их пред Господем. Такое мнение Дамиана очевидно неверно. Конечно, свидетельство Иеронима могло бы дать ему некоторую силу, но книга, на которую ссылается Дамиан, едва ли действительно написана Иеронимом; если же и им, то Иероним, конечно, по своему обыкновению, приводит только мнение евреев. В словах, приведенных Дамианом из книги Паралипоменон, говорится о другом Финеесе; упоминаемый здесь был левит, а древний сын Елеазара священник; первый – потомок Корея, а последний – внук Аарона. Самый завет Бога не обещает Финеесу неразрушимости тела, а только священство, переходящее в его потомстве. Вероятнее то мнение, которое передают все писатели 16 жизни Илии. Они называют отца пророка Совах. Кто был Совах? Судя по тому, что Писание не называет пророка ни священником, ни левитом, можно бы подумать, что отец Илии происходил не из колена Левиина. Но жизнеописатели 17 Илии производят его из рода священников. В самом деле, история, не говоря о происхождении пророка, поэтому не говорит и о его звании. А поскольку города священников были в разных коленах и поскольку во времена нечестия и идолопоклонства поклонников истинного Бога были притесняемы, то священники, конечно, стараясь поддерживать благочестие народа и при этом укрываясь от опасностей, могли поселяться в местах неизвестных, и следовательно могли быть в колене Гадовом, в горах Галаадских, где родился пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/glavnej...

Русская Православная Церковь с особой святостью чтит любимого в народе святого, и во имя пророка Илии была освящена первая церковь, воздвигнутая в Киеве еще при князе Игоре; и святая княгиня Ольга после Крещения построила храм пророка Илии в своем родном селе Выбуты. Про день памяти пророка Илии крестьяне толковали: До Ильи поп дождя не намолит, а после Ильи баба фартуком нагонит; Илья-пророк разъезжает по небу на огненной колеснице и расплескивает святую воду; До Ильина-дня дожди - закрома, а после Ильина-дня - из закрома; Петр и Павел на час убавил, Илья пророк - два уволок (короче световой день); Первый Спас час припас, Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок (длиннее ночь); До Ильи мужик купается, а с Ильей с рекой прощается; На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна ; До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу ; То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб; Завязать Илье бороду (окончив жатву, завязывали последний сноп и оставляли его в поле); Пророк Илья лето кончает, жито зажинает; Пророк Илья куда ни махнет, всюду жито растет; К Ильину дню хоть кнутом прехлысни, да заборони. Илья - последняя девичья гульня (дальше страда); Придет Илья, навалит гнилья (мух, комаров), а придет Первый Спас, не будет комаров у нас. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи... Много на ильинской неделе молодыми жнеями пелось обрядовых песен, прозванных жнивными : « Мы в поле были, Венки развили, Венки развили И жито глядели. Зароди, Боже, Жито густое, Жито густое, Колосистое, Колосистое, Ядренистое! А Святой Илья По межам ходит Да житушко родит, - Твое житушко На пивушко, Дочек отдавать, Сынов женить, Сынов женить И пиво варить». (Смоленщина). В эпоху пророка Илии жил и пророк Елисей, с именем которого у меня вышел потешный случай... Спустя четверть века после выхода в свет «Русского месяцеслова», и я стал доводить книгу до русского ума и православного духа, а прежде добавил краткие жития святых, кои упустил в первом издании. Дошел до двадцатого июля по старому стилю - Ильин день, Илья Грозный, Илья Сердитый, Илья Громовник, Громовержец, Громобой - читаю краткое житие пророка Илии и вдруг обнаруживаю потешную опечатку, кою читатель сходу выудит, прочтя строку: «За свою горячую ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице, свидетелем чего был пророк Енисей, которого святой Илия и помазал на пророчество по воле Божией...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/28/...

Большие события в истории храма произошли в 1653 г. В это время Москву и ее приделы постигла страшная засуха, которая угрожала неурожаем и голодом, все живое пересыхало. Тогда по повелению государя Алексея Михайловича и по благословению Св. патриарха Никона московский народ наложил на себя строгий пост, сопровождая его горячей молитвой об избавлении от страшной засухи. При этом государем был дан обет, что в тот день, когда Господь прольет на землю долгожданную влагу, святой, память которого будет совершаться в тот день, будет особо чествоваться. В честь этого святого будет построен храм, к которому будет ежегодно в этот день совершаться крестный ход. В день памяти св. Илии Сророка 20 июля того же 1653 г. наконец пролился долгожданный обильный дождь, который продолжался долгое время, покуда земля не напиталась влагой. С этого дня засуха отступила. Свое обещание, данное Господу, Государь не забыл. Для исполнения его Государь избрал древний храм Илии Пророка на Воронцовом поле, к тому времени сильно обветшавший. Деревянный храм, стоявший рядом с Благовещенским, был разобран. С северной стороны к Благовещенскому храму был пристроен двухпрестольный шатровый каменный придел, который освятил сам патриарх Никон, и с тех пор храм стал именоваться по приделу во имя св. Илии Пророка. Тогда же к храму был установлен ежегодный крестный ход, который совершался из Успенского собора Московского Кремля через весь город. Немного позже рядом с храмом была построена надвратная колокольня. События 1812 г. не прошли мимо храма Илии Пророка. Перед наступлением врага настоятель храма свящ. Андрей Иоаннов спрятал святыни церковной ризницы в одном из могильных склепов прихрамового кладбища, но выследившие это злоумышленники разграбили ее. Сам храм пострадал от неприятеля и после его изгнания был заново освящен Архиепископом Августином (Виноградским). Дальнейшие изменения в архитектурном облике храма произошли в 1840 г. В ту пору старостой храма был известный чаеторговец Василий Усачев, который вместе со своим братом Петром решил перестроить храм. Образцом для перестройки послужил тогда только построенный в Замоскворечье храм во имя Спаса Преображения в Наливках.

http://sobory.ru/article/?object=50384

http://www.hram-ostozhenka.ru/about/ Возведённый в 1592 году за один день, обыдень, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, " молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии " (Сказание Авраамия Палицына). От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский) " . В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма.

http://sobory.ru/article/?object=02251

«Ещё не лишне сказать, - продолжал Конюхов, - что во время засух и бездождиев, когда приносят из Ильинска в Кузнецк икону святого пророка Илии, едва ли проходило когда-нибудь без дождя. Ныне, в 1867 году, до приносу иконы Илии слишком месяц стояло бездождие и засуха, хлебы, травы и огородные овощи весьма засохли. По народной просьбе служили в церквах молебны с коленоприклонением, просили Господа Бога о ниспослании дождя, возили из города священников по селениям, на полях служили молебны, но дождей все не было. Когда же принесли икону святого Илии в город, то во время бытности оной, за день до обратного поносу, пошли дожди - намочили немало и все растения оживились и хлеба родились хорошие». О деревянной церкви Илии-пророка упоминает в своем «Реестре деревням от Кузнецка до Томска» историк С.П. Крашенинников еще в 1734 году. По документам Тобольской духовной консистории за 1744 год, что исследованы искусствоведом Альбиной Шадриной, можно узнать о существовании Ильинского прихода с шестью часовнями в окрестных деревнях. В начале XIX века в Ильинском приходе числилось уже девять деревень с шестью часовнями. В Недорезовой - во имя великомученика Прокопия, в Красулиной - Покрова Пресвятой Богородицы, в Казанковой - архистратига Михаила, в Шороховой - Преображения Господня, в Иганиной - Петра и Павла, в Чичербаевой - Святой Троицы. Двухпрестольная кирпичная Ильинская церковь в столь же суровом, как сам Илья, севернорусском стиле была заложена 16 июля 1803 года по благословению архиепископа Тобольского Антония. Строился храм на том же высоком береговом яру, что и деревянный. К 1808 году тёплый придел святого Николая был завершен. Тогда же ветхую деревянную церковь разобрали. Хотя основные строительные работы завершились в 1818 году, службы во всех приделах стали регулярно проводиться с 1830 года. Архитектурный облик храма удивительный - он впитал немного от завершавшего свою историю сибирского барокко, но совсем не связан с приходившим ему на смену классицизмом. Вместо копирования из альбомов типовых прожектов архитектор обратился к традициям старинных каменных храмов Северной Руси.

http://sobory.ru/article/?object=57172

В 1762 году взамен обветшавшей церкви ротмистром Я.Д. Трубецким была построена новая деревянная святого пророка Илии. В 1859 году различали два населённых пункта: владельческое село Шестаково при реке Орлея — 7 дворов и 54 жителя, базар Илья Пустое (Пустой) – деревня — 8 дворов, 103 жителя. В 1880-1885 годах капитаном Потёмкиным П.П. построена новая каменная Ильинская церковь (сохранилась поныне). В 1885 году открыта школа с приютом. В 1904 году населённых пунктов уже становится 3: деревня Шестаково Присельской волости Духовщинского уезда, владельческая усадьба Шестаково, село Шестаково - 25 дворов, 156 жителей, церковь, приходская школа, земская школа, ярмарка, лавки. В приходе имеется двухпрестольный храм. Согласно Архивным данным, центральный престол был освящен в честь Успения, зимний – в честь пророка Божия Илии. Есть сведения о третьем престоле, освященном в честь св. мч. Павла, который до нынешнего времени не сохранился. Ни один из существующих престолов не освящён. Назначение храма – приходской. В «Списке населенных мест Смоленской губернии» за 1859 г. имеются сведения о владетельном селе Шестаково Духовщинского уезда, расположенном при речке Орлее. Село насчитывало 7 дворов, число жителей 54 человека (26 муж. и 28 жен.). В селе действовали церковь и базар. В том же документе за 1904 г. значится село Шестаково Присельской волости Духовщинского уезда, расположенное в 27 вер. от уездного города. В селе насчитывалось 3 двора с числом жителей 21 человек (10 муж. и 11 жен.). В селе располагались церковь, церковно-приходская школа, школа грамоты, две мелочных лавки, волноческа, 20 июля (2 августа по н.с.) каждого года работала ярмарка. В 1762 г. в селе Шестаково на средства ротмистра Якова Даниловича Трубецкова взамен ветхой церкви была построена новая деревянная брусованная церковь в честь пророка Илии с приделом во имя Николая Чудотворца за одним иконостасом: по правую сторону Святого Пророка Ильи, по левую – Святителя Николая Чудотворца. Против западных дверей была брусованная колокольня, на ней 4 небольших колокола. Вокруг церкви – деревянная ограда из круглого леса. Устроена церковь взамен одноименной ветхой ротмистром Я.Д. Трубецким (Энциклопедия «Смоленская область», том 2, Смоленские Епархиальные ведомости).

http://sobory.ru/article/?object=18707

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Каменная Ильинская церковь построена на средства трубчевского купца И.С. Курындина в 1846-1848 гг. В 1890-1893 расширена пристройкой двух приделов; в это же время сооружена новая колокольня и устроено отопление храма. Придельные алтари освящены в 1893 году, соответственно 4 мая и 31 октября: левый придел - во имя Св. Пантелеймона, правый - во имя Св. Илии. 16 июня 1896 г. главный престол освящен во имя иконы Божией Матери Козельщанской. Источник: Церковная летопись 1900 г. Краснокирпичный эклектичный Свято-Ильинский храм, что возвышается посреди городского кладбища в окружении деревьев и старинных захоронений, построен в то время, когда в Российской глубинке строили в формах так называемого стилизаторства, в псевдо-русском стиле. Стоит сказать, что эта церковь в конце XIX столетия выстроена не на пустом месте. Здесь, в Жучиной слободе, на северной окраине города, в 1675-1767 годах располагался женский Ильинский монастырь. В конце 60-х годов XVIII века он был упразднён. Название монастыря сохранилось в посвящении выстроенной в конце XIX столетия ныне существующей Ильинской церкви. Участок, на котором стоял монастырь, в настоящее время занят частными домовладениями. Возведение первого храма во имя Илии Пророка датируется 1652 годом, а именно: 20 августа было утверждено строительство " по челобитью " города Трубчевска попа Космы, на один престол во имя святого пророка Илии. Этот Кузьма Васильев был известен тем, что ещё до этого прошения начал строить Георгиевскую церковь в той же Жучиной слободе. Батюшка вознамерился выстроить неподалёку и другой деревянный храм. Вполне вероятно, что в одном из набегов крымскотатарских войск был уничтожен этот только что отстроенный храм. На Руси существовала христианская традиция по возможности выбирать место для церкви там, где раньше уже были религиозные сооружения. На этом святом месте и был отстроен по инициативе уже другого священника Иоанна (Иванова) последующий деревянный храм в 1675 году, возле которого вскоре появился монастырь с монашескими кельями. Обитель была обнесена оградой, в которой устроены Святые врата. Храм просуществовал около 40 лет и к 1715 году монастырская церковь обветшала настолько, что игуменья монастыря подала прошение о разборке храма и постройке новой церкви. 4 октября того же года её просьба была удовлетворена митрополитом Стефаном, после чего по благословению, за три года церковь отстроена заново, и в 1718 году освящена.

http://sobory.ru/article/?object=00676

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010